Приказ Министерства финансов Ульяновской области
от 21 декабря 2007 г. N 254-пр
"Об утверждении Порядка осуществления анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Ульяновской области"
23 июля 2010 г., 27 августа 2014 г.
В соответствии с частью 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях совершенствования процедуры принятия условных обязательств и практики предоставления государственных гарантий Ульяновской области
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Ульяновской области.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2008 года.
Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 23 июля 2010 г. N 27-пр в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора департамента планирования бюджета Жаринову Л.Л.
Министр |
А.Ю. Пантелеев |
Порядок
осуществления анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Ульяновской области
(утв. приказом Министерства финансов области от 21.12. 2007 г. N 254-пр)
27 августа 2014 г.
1. Общие положения
Настоящий Порядок в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определяет процедуру осуществления анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственных гарантий Ульяновской области.
Для целей настоящего Порядка используются термины и понятия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Оценка финансового положения принципала
2.1. Оценка финансового положения принципала проводится в два этапа:
на первом этапе проводится предварительная оценка финансового положения на основе количественных финансовых показателей. Методика получения предварительной оценки приведена в Приложении 1 к настоящему Порядку;
на втором этапе оценка корректируется в соответствии с качественным анализом, описанном в пунктах 2.2-2.4 настоящего Порядка.
2.2. Качественный анализ основывается на анализе дополнительной информации о принципале, находящейся в свободном доступе или предоставляемой принципалом в органы государственной власти Ульяновской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. По результатам анализа этой информации финансовое положение принципала может быть оценено как хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.
Финансовое положение принципала может быть оценено как хорошее, если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности его основной деятельности (производства или реализации товаров, проведения работ, предоставления услуг), положительной величине чистых активов, хорошей рентабельности и платежеспособности, и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость принципала в перспективе (в течение срока действия гарантии). К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение поступлений от основной деятельности предприятия, ухудшение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.
Финансовое положение принципала оценивается как удовлетворительное, если комплексный анализ деятельности принципала или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению. Тем не менее, существуют негативные явления (тенденция), которые до окончания срока действия гарантии могут привести к появлению финансовых трудностей, если принципалом не будут приняты необходимые превентивные меры.
Финансовое положение принципала оценивается как неудовлетворительное, если принципал признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо существует угроза признания его банкротом, т.е. предприятие является устойчиво неплатежеспособным, или анализ принципала свидетельствует об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых могут явиться устойчивая неплатежеспособность принципала в ближайшем будущем. К негативным явлениям могут быть отнесены: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов выручки от основной деятельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.
2.3. Финансовое положение принципала не может быть оценено как хорошее, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты любых уровней, наличие просроченных долговых обязательств, наличие любой просроченной кредиторской задолженности перед работниками принципала или его контрагентами;
наличие у принципала скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;
выявлены случаи неисполнения в течение последнего года принципалом обязательств по иным договорам с гарантом либо прекращение принципалом обязательств по иным договорам с гарантом предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в виде передачи имущества, которое не исполнено гарантом в течение 180 календарных дней и более;
убыточная деятельность принципала, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (по сравнению с их максимальным уровнем за последние 5 лет).
2.4. В случае, если имеющаяся информация в силу расхождений, неполноты или необъективности позволяет сделать двоякие выводы, то для оценки используется наиболее пессимистичный вывод.
3. Оценка обслуживания принципалом предоставленной гарантии
3.1. В зависимости от истории обслуживания принципалом своих обязательств по заимствованию, на которое предоставлена гарантия, все предоставленные ему гарантии относятся в одну из трех категорий качества обслуживания: хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.
Обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, может быть признано хорошим, если погашение и обслуживание обязательства осуществляется принципалом своевременно и в полном объеме.
Обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, признается удовлетворительным, если имеется единичный случай просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства сроком до 15 календарных дней, который не повлек возникновение гарантийного случая.
Обслуживание заимствования, на которое выдана гарантия, признается неудовлетворительным, если имеется более одного просроченного платежа по погашению и обслуживанию обязательства, или имеется хотя бы один случай просроченного платежа сроком свыше 15 календарных дней, и во всех случаях нарушение сроков не повлекло наступление гарантийного случая.
3.2. Если при оценке качества обслуживания заимствования, фактические операции по нему не совершались, то качество оценивается как:
хорошее, если финансовое положение оценивается как хорошее;
удовлетворительное, если финансовое положение оценивается как удовлетворительное;
неудовлетворительное, если финансовое положение оценивается как неудовлетворительное.
4. Оценка качества гарантии
4.1. Определение качества гарантии, осуществляется на основе оценки финансового положения и качества обслуживания заимствования в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1. Определение категории качества гарантии с учетом финансового положения принципала и качества обслуживания заимствования
Обслуживание обязательства |
Хорошее |
Удовлетворительное |
Неудовлетворительное |
Финансовое положение | |||
Хорошее |
Стандартные (I категория качества) |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Удовлетворительное |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Неудовлетворительное |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Безнадежные (V категория качества) |
4.2. Если в течение периода более одного квартала отсутствует информация о финансовом положении принципала, требуемая для оценки качества гарантии, то такая гарантия классифицируется не выше, чем сомнительная (III категория качества).
4.3. Если одному принципалу предоставлено несколько гарантий, то качество всех гарантий следует относить к классу наихудшей из всех предоставленных гарантий.
5. Оценка размера резерва
5.1. Размер резерва по гарантии определяется на основе качества гарантии в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2. Величина резерва по возможной финансовой ответственности принципала по предоставленным гарантиям.
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва в процентах от суммы гарантируемых обязательств |
I категория качества (высшая) |
Стандартные |
0% |
II категория качества |
Нестандартные |
от 1% до 20% |
III категория качества |
Сомнительные |
от 21% до 50% |
IV категория качества |
Проблемные |
от 51% до 100% |
V категория качества (низшая) |
Безнадежные |
100% |
Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 27 августа 2014 г. N 48-пр в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к Порядку
Методика оценки финансового состояния принципала
27 августа 2014 г.
1. Общие положения
1.1. Для оценки финансового состояния принципала используются три группы базовых финансовых индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
1.2. Расчет осуществляется на основе следующей исходной информации:
Форма N 1 (бухгалтерский баланс предприятия);
Форма N 2 (отчет о прибылях и убытках);
Дополнительная финансовая информация, предоставляемая принципалом:
- информация о роде деятельности предприятия - торговое или неторговое; в целях оценки финансового состояния предприятие считается торговым, если более 50% выручки получено в результате торговых операций (операций перепродажи);
- информация о наличии у принципала активов в форме государственных облигаций или облигаций Сберегательного Банка Российской Федерации.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности; коэффициент текущей (общей) ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) рассчитывается по следующей формуле:
,
где:
- денежные средства в кассе и на расчетном счёте (строка N 1250 баланса предприятия);
Облигации - рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг Сбербанка Российской Федерации, принадлежащих предприятию, на момент окончания отчётного квартала. Необходимая информация предоставляется предприятиями дополнительно при подаче заявок на получение гарантий. В случае, если дополнительная информация отсутствует, объём предполагается равным нулю;
- краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 баланса (строка N 1500) и доходов будущих периодов (строка N 1530) и резервов по предстоящим расходам (строка N 1540).
2.3. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (К2) характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства.
Показатель определяется по следующей формуле:
,
где:
- дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (значение берётся с пояснительной записки к бухгалтерскому балансу по одноимённой строке);
- краткосрочные финансовые вложения (строка N 1240 баланса предприятия);
- денежные средства (строка N 1250 баланса предприятия);
- краткосрочные финансовые обязательства.
2.4. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (К3) вычисляется по следующей формуле:
,
где:
- оборотные активы предприятия (строка N 1200 баланса предприятия);
- неликвидные оборотные активы предприятия, включающие расходы будущих периодов (значение берётся с пояснительной записки к бухгалтерскому балансу по одноимённой строке) и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты (значение берётся с пояснительной записки к бухгалтерскому балансу по одноимённой строке);
- краткосрочные финансовые обязательства.
3. Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств
3.1. Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств (К4) определяется по следующей формуле:
,
где
- собственный капитал предприятия и резервы (строка N 1300 баланса предприятия);
- финансовые обязательства.
Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки N 1500 и N 1400 баланса) без учёта доходов будущих периодов (строка N 1530 баланса) и резервов по предстоящим расходам (строка N 1540 баланса).
4. Показатель рентабельности
4.1. Процедура расчета показателя рентабельности (К5) отличается для торговых и иных предприятий.
4.2. Для торговых предприятий показатель рентабельности определяется на основе финансового коэффициента рентабельности продукции по следующей формуле:
,
где:
- прибыль от реализации продукции (строка N 2200 отчёта о прибылях и убытках);
- валовая прибыль (строка N 2100 отчета о прибылях и убытках).
4.3. Для неторговых предприятий показатель рентабельности совпадает с финансовым коэффициентом рентабельности основной деятельности и определяется по следующей формуле:
,
где:
- прибыль от реализации продукции (строка N 2200 отчёта о прибылях и убытках);
- выручка от реализации товаров, работ, услуг без учёта косвенных налогов и сборов (строка N 2110 отчёта о прибылях и убытках).
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливается наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется один из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей содержатся в таблице 3.
Таблица 3. Пороговые значения показателей и выбор категории в зависимости от фактических значений показателей.
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетворительное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
К1 |
более 0,2 |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
К2 |
более 0,8 |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
более 2,0 |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К4 |
|
|
|
предприятия торговли |
более 0,6 |
0,4 - 0,6 |
менее 0,4 |
предприятия других отраслей |
более 1,0 |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
К5 |
более 0,15 |
0,0 - 0,15 |
менее 0,0 (нерентабельное) |
5.3. На основе категорий риска определяется значение сводной оценки (S), которая вычисляется по следующей формуле:
где
Вес1 - вес показателя Ki в сводной оценке, i=1, 2, 3, 4 или 5. Значения весов представлены в таблице 4.
Категорияi - категория, к которой относится значение показателя Ki.
Категорияi = 1, 2 или 3.
Таблица 4. Веса показателей, используемые при расчете сводной оценки.
Показатель |
Вес показателя |
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) |
0,11 |
Коэффициент быстрой ликвидности (К2) |
0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности (К3) |
0,42 |
Соотношение собственных и заемных средств (К4) |
0,21 |
Коэффициент рентабельности (К5) |
0,21 |
5.4. На основе значения сводной оценки принципал относится к одному из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, однако, не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение сводной оценки больше 2,4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден Порядок, определяющий процедуру осуществления анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственных гарантий Ульяновской области.
Приказ Министерства финансов Ульяновской области от 21 декабря 2007 г. N 254-пр "Об утверждении Порядка осуществления анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Ульяновской области"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2008 г.
Текст приказа опубликован в газете "Ульяновская правда" от 26 декабря 2007 г. N 111
Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 20 января 2020 г. N 3-пр настоящий приказ признан утратившим силу с 29 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства финансов Ульяновской области от 27 августа 2014 г. N 48-пр
Приказ Министерства финансов Ульяновской области от 23 июля 2010 г. N 27-пр