Приказ Министерства финансов Ульяновской области
от 2 июля 2008 г. N 46-пр
"Об утверждении Порядка проведения предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя"
23 июля 2010 г.
Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 23 июля 2010 г. N 27-пр в преамбулу настоящего приказа внесены изменения
В соответствии с пунктом 5 статьи 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя.
Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 23 июля 2010 г. N 27-пр в пункт 2 настоящего приказа внесены изменения
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на директора департамента планирования бюджета Жаринову Л.Л.
Исполняющий обязанности Министра финансов |
О.С. Максимушкина |
Порядок
проведения предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя
(утв. приказом Министерства финансов области от 02.07.2008 N 46-пр)
1. Общие положения
Настоящий Порядок в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации определяет процедуру проведения предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя (далее - юридическое лицо).
Для целей настоящего Порядка используются понятия и термины, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Оценка финансового состояния юридического лица
2.1. Оценка финансового состояния юридического лица проводится в два этапа:
на первом этапе проводится предварительная оценка финансового состояния на основе количественных финансовых показателей. Методика получения предварительной оценки приведена в Приложении к настоящему Порядку;
на втором этапе оценка корректируется в соответствии с качественным анализом, описанном в пунктах 2.2 - 2.4 настоящего Порядка.
2.2. Качественный анализ основывается на анализе дополнительной информации о юридическом лице, находящейся в свободном доступе или предоставляемой юридическим лицом в органы государственной власти Ульяновской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области. По результатам анализа этой информации финансовое состояние юридического лица может быть оценено как хорошее, удовлетворительное или неудовлетворительное.
Финансовое состояние юридического лица может быть оценено как хорошее, если имеющаяся информация свидетельствует о стабильности его основной деятельности (производства или реализации товаров, проведения работ, предоставления услуг), положительной величине чистых активов, хорошей рентабельности и платежеспособности, и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость юридического лица в перспективе. К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение поступлений от основной деятельности юридического лица, ухудшение показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.
Финансовое состояние юридического лица оценивается как удовлетворительное, если комплексный анализ деятельности юридического лица или иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому состоянию. Тем не менее, существуют негативные явления (тенденция), которые до окончания срока возврата бюджетного кредита могут привести к появлению финансовых трудностей, если юридическим лицом не будут приняты необходимые превентивные меры.
Финансовое состояние юридического лица оценивается как неудовлетворительное, если юридическое лицо признано несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством, либо существует угроза признания его банкротом, т.е. юридическое лицо является устойчиво неплатежеспособным, или анализ юридического лица свидетельствует об угрожающих негативных явлениях, вероятным результатом которых могут явиться устойчивая неплатежеспособность юридического лица в ближайшем будущем. К негативным явлениям могут быть отнесены: убыточная деятельность, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов выручки от основной деятельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления.
2.3. Финансовое состояние юридического лица не может быть оценено как хорошее, если выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
наличие просроченной задолженности по платежам и сборам в бюджеты любых уровней, наличие просроченных долговых обязательств, наличие любой просроченной кредиторской задолженности перед работниками юридического лица или его контрагентами;
наличие у юридического лица скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции или требований, безнадежных к взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов;
убыточная деятельность юридического лица, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (по сравнению с их максимальным уровнем за последние 5 лет).
2.4. В случае, если имеющаяся о юридическом лице информация в силу расхождений, неполноты или необъективности позволяет сделать двоякие выводы о его финансовом состоянии, то для оценки используется наиболее пессимистичный вывод.
Приложение
к Порядку
Методика
получения предварительной оценки финансового состояния юридического лица
1. Общие положения
1.1. Для получения предварительной оценки финансового состояния юридического лица используются три группы базовых финансовых индикаторов:
коэффициенты ликвидности;
коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
показатель рентабельности.
1.2. Расчет осуществляется на основе следующей исходной информации, предоставляемой претендентом на получение бюджетного кредита:
Форма N 1 (бухгалтерский баланс);
Форма N 2 (отчет о прибылях и убытках);
Претендентом также предоставляется аналогичная информация по его гаранту или поручителю.
Дополнительная финансовая информация, предоставляемая юридическим лицом:
- информация о роде деятельности организации - торговое или неторговое; в целях оценки финансового состояния юридическое лицо считается торговым, если более 50% выручки получено в результате торговых операций (операций перепродажи);
- информация о наличии у юридического лица активов в форме государственных облигаций или облигаций Сберегательного Банка Российской Федерации.
2. Коэффициенты ликвидности
2.1. Группа коэффициентов ликвидности содержит три показателя:
коэффициент абсолютной ликвидности;
коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности;
коэффициент текущей (общей) ликвидности.
2.2. Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) рассчитывается по следующей формуле:
, где
- денежные средства в кассе и на расчетном счете (строка N 260 бухгалтерского баланса);
- рыночная стоимость государственных ценных бумаг и ценных бумаг Сберегательного банка Российской Федерации, принадлежащих организации, на момент окончания отчетного квартала. Необходимая информация предоставляется юридическим лицом дополнительно при подаче заявок на получение бюджетного кредита. В случае если дополнительная информация отсутствует, объем предполагается равным нулю;
- краткосрочные финансовые обязательства. Значение находится как разность итога раздела 5 бухгалтерского баланса (строка N 690) и доходов будущих периодов (строка N 640) и резервов по предстоящим расходам (строка N 650).
2.3. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности (К2) характеризует способность организации оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить существующие финансовые обязательства. Показатель определяется по следующей формуле:
, где
- дебиторская задолженность, погашение которой ожидается в течение года (строка N 240 бухгалтерского баланса);
- краткосрочные финансовые вложения (строка N 250 бухгалтерского баланса);
- денежные средства (строка N 260 бухгалтерского баланса);
- краткосрочные финансовые обязательства.
2.4. Коэффициент текущей (общей) ликвидности (К3) вычисляется по следующей формуле:
, где
- оборотные активы (строка N 290 бухгалтерского баланса);
- неликвидные оборотные активы, включающие расходы будущих периодов (строка N 216 бухгалтерского баланса) и дебиторскую задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (строка N 230 бухгалтерского баланса);
- краткосрочные финансовые обязательства.
3. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств (К4) определяется по следующей формуле:
, где
- собственный капитал и резервы (строка N 490 бухгалтерского баланса);
- финансовые обязательства. Значение находится как сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств (строки N 590 и N 690 бухгалтерского баланса) без учета доходов будущих периодов (строка N 640 бухгалтерского баланса) и резервов по предстоящим расходам (строка N 650 бухгалтерского баланса).
4. Показатель рентабельности
4.1. Процедура расчета показателя рентабельности (К5) отличается для торговых и иных организаций.
4.2. Для торговых организаций показатель рентабельности определяется на основе финансового коэффициента рентабельности продукции по следующей формуле:
, где
- прибыль от реализации продукции (строка N 50 отчета о прибылях и убытках);
- валовая прибыль (строка N 29 отчета о прибылях и убытках).
4.3. Для неторговых организаций показатель рентабельности совпадает с финансовым коэффициентом рентабельности основной деятельности и определяется по следующей формуле:
, где
- прибыль от реализации продукции (строка N 50 отчета о прибылях и убытках);
- выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета косвенных налогов и сборов (строка N 10 отчета о прибылях и убытках).
5. Построение оценки финансового состояния
5.1. Для каждого базового индикатора устанавливается наилучшее и наихудшее пороговые значения.
5.2. На основе полученного значения и пороговых значений для каждого показателя определяется одна из трех категорий. Пороговые значения показателей и правило выбора категории в зависимости от фактических значений показателей содержатся в таблице 1.
Таблица 1. Пороговые значения показателей и выбор категории в зависимости от фактических значений показателей.
Коэффициенты |
1 категория (хорошее значение показателя) |
2 категория (удовлетвори-тельное значение показателя) |
3 категория (неудовлетворительное значение показателя) |
К1 |
более 0,2 |
0,1 - 0,2 |
менее 0,1 |
К2 |
более 0,8 |
0,5 - 0,8 |
менее 0,5 |
К3 |
более 2,0 |
1,0 - 2,0 |
менее 1,0 |
К4 для: |
|
|
|
организаций торговли |
более 0,6 |
0,4 - 0,6 |
менее 0,4 |
организаций других отраслей |
более 1,0 |
0,7 - 1,0 |
менее 0,7 |
К5 |
более 0,15 |
0,0 - 0,15 |
менее 0,0 (нерентабельное) |
5.3. На основе категорий риска определяется значение сводной оценки (S), которая вычисляется по следующей формуле:
, где
Весi - вес показателя Ki в сводной оценке, i = 1, 2, 3, 4 или 5. Значения весов представлены в таблице 2.
Категорияi - категория, к которой относится значение показателя Ki. Категорияi = 1, 2 или 3.
Таблица 2. Веса показателей, используемые при расчете сводной оценки.
Показатель |
Вес показателя |
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) |
0,11 |
Коэффициент быстрой ликвидности (К2) |
0,05 |
Коэффициент текущей ликвидности (К3) |
0,42 |
Соотношение собственных и заемных средств (К4) |
0,21 |
Коэффициент рентабельности (К5) |
0,21 |
5.4. На основе значения сводной оценки юридическому лицу присваивается один из трех классов финансового состояния:
финансовое состояние является хорошим, если значение сводной оценки не превышает 1,05;
финансовое состояние является удовлетворительным, если значение сводной оценки больше 1,05, однако, не превышает 2,4;
финансовое состояние является неудовлетворительным, если значение сводной оценки больше 2,4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден Порядок, определяющий процедуру проведения предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя.
Приказ Министерства финансов Ульяновской области от 2 июля 2008 г. N 46-пр "Об утверждении Порядка проведения предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя"
Текст приказа опубликован в газете "Ульяновская правда" от 4 июля 2008 г. N 55, от 11 февраля 2009 г. N 10
Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 25 марта 2020 г. N 28-пр настоящий приказ признан утратившим силу с 1 апреля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства финансов Ульяновской области от 23 июля 2010 г. N 27-пр