Постановление Губернатора Ульяновской области
от 23 апреля 2009 г. N 32
"Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов"
Постановлением Губернатора Ульяновской области от 1 сентября 2009 г. N 65 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Законом Ульяновской области от 05.06.2007 N 77-ЗО "О противодействии коррупции в Ульяновской области" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Методику проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Секретаря Совета безопасности при Губернаторе Ульяновской области Малышева В.В.
Исполняющий обязанности |
В.П. Козин |
Методика
проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов
(утв. постановлением Губернатора области от 23 апреля 2009 г. N 32)
1. Общие положения
1.1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов (далее также - акты).
1.2. Антикоррупционная экспертиза направлена на выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий.
1.3. Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии актов коррупционных факторов и коррупционных норм.
Коррупционными факторами признаются положения актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения актов, содержащие коррупционные факторы.
2. Основные правила проведения антикоррупционной экспертизы
2.1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в акте выявленных коррупционных факторов.
2.4. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
3. Коррупционные факторы
3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий государственных органов и муниципальных органов Ульяновской области (далее также - органы власти);
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органов власти, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов власти, их должностных лиц;
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами власти, их должностными лицами действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами власти, их должностными лицами - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов власти, их должностных лиц;
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органов власти, принявших первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов власти, их должностных лиц при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных, терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с наличием правовых пробелов, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в акте и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами власти, их должностными лицами определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов власти, их должностных лиц;
д) отсутствии мер ответственности органов власти, их должностных лиц;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за действиями органов власти, их должностных лиц - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов власти, их должностных лиц;
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов власти, их должностных лиц, и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе акта, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов власти, их должностных лиц возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов власти, их должностных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии актов коррупционных факторов и коррупционных норм. Основной задачей применения Методики является обеспечение проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов.
Антикоррупционная экспертиза направлена на выявление и устранение несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий.
Коррупционными факторами признаются положения актов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Постановление Губернатора Ульяновской области от 23 апреля 2009 г. N 32 "Об утверждении Методики проведения антикоррупционной экспертизы законов, иных нормативных правовых актов Ульяновской области и их проектов"
Текст Постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 30 апреля 2009 г. N 33
Постановлением Губернатора Ульяновской области от 1 сентября 2009 г. N 65 настоящее постановление признано утратившим силу