Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства Ульяновской области
от 08 июня 2009 г. N 16/233-П
Программа
"Повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области в 2009-2011 годах"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- программа "Повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области в 2009-2011 годах" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
- поручение Губернатора - Председателя Правительства Ульяновской области. |
Государственный заказчик Программы |
- Правительство Ульяновской области. |
Разработчик Программы |
- государственно-правовой департамент Правительства Ульяновской области. |
Цели и задачи Программы |
- цели: повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области; формирование у граждан современных демократических представлений об избирательном праве и избирательном процессе; задачи: создание единой системы правового просвещения всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения Ульяновской области с элементами правового самообразования; обеспечение доступа граждан к официальной правовой информации; повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области, ориентированной на формирование интереса граждан к правовой жизни общества; улучшение условий для получения населением Ульяновской области правовых знаний; формирование у населения Ульяновской области навыков ориентирования в ситуациях, требующих правовых знаний; развитие форм частно-государственного взаимодействия посредством привлечения к правовому просвещению населения негосударственных организаций; совершенствование системы бесплатной юридической помощи; повышение уровня доступности правовой помощи в муниципальных районах и городских округах Ульяновской области (прежде всего в сельской местности), развитие системы дистанционного консультирования по правовым вопросам; воспитание в обществе резко негативного отношения к коррупции; преодоление правовой безграмотности населения; воспитание правосознания обучающихся в общеобразовательных учреждениях; повышение уровня доверия граждан, проживающих в Ульяновской области, к институту выборов, обеспечение активного и осознанного участия избирателей (участников референдума) в выборах и референдумах. |
Важнейшие целевые индикаторы - и показатели Программы |
количество центров распространения правовых знаний в муниципальных районах и городских округах Ульяновской области; количество центров правовой информации в сельских библиотеках Ульяновской области; количество пунктов свободного доступа к справочно-информационным системам в сельской местности; количество пунктов оказания дистанционных консультаций; использование новейших информационных технологий, созданных в рамках Программы; количество средств массовой информации, имеющих постоянные рубрики или публикации, сюжеты, направленные на повышение правовой культуры населения; количество клубов избирателей, клубов молодых и будущих избирателей. |
Срок реализации Программы |
- 2009-2011 годы. |
Основные исполнители мероприятий Программы |
- Совет по реализации программы "Повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области в 2009-2011 годах" (далее - Совет по реализации Программы), Общественно-политический консультативный совет при Губернаторе Ульяновской области, региональное отделение Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" (по согласованию), управление государственной службы и кадров Правительства Ульяновской области, департамент развития предпринимательства Правительства Ульяновской области, управление внутренней политики Правительства Ульяновской области, Департамент массовых коммуникаций Ульяновской области, Министерство образования Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области, Избирательная комиссия Ульяновской области (по согласованию), территориальные избирательные комиссии Ульяновской области (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию), высшие учебные заведения в Ульяновской области (по согласованию). |
Система управления Программой |
- общее руководство реализацией Программы осуществляет Совет по реализации Программы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели оценки эффективности мероприятий Программы |
- выполнение программных мероприятий позволит обеспечить: расширение доступа граждан к официальной правовой информации посредством использования информационно-правовых систем; возможность граждан оперативно получать актуальную правовую информацию; усиление роли государственных органов Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в работе по пропаганде правовых знаний, оказанию правовой помощи социально незащищенным группам населения; создание условий, позволяющих гражданам самостоятельно ориентироваться в основных жизненно важных вопросах права; увеличение числа граждан, использующих информационно-правовые системы; закрепление достигнутого уровня работы по правовому просвещению и воспитанию граждан, формированию устойчивого интереса к правовой сфере жизни общества, деятельности государственных органов Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области; повышение уровня доверия граждан к институту выборов, активное и осознанное участие избирателей (участников референдума) в выборах и референдумах. |
1. Содержание проблемы, анализ причин и пути решения проблемы
Развитие гражданской политической и правовой культуры является важным направлением формирования гражданского общества в современной России.
Одним из важных направлений деятельности органов публичной власти является повышение уровня правовой культуры и юридической грамотности населения. Повышение уровня правовой культуры населения представляет собой одно из основных условий формирования принципиально новой модели взаимодействия между органами публичной власти и обществом. Такая модель должна быть направлена на модернизацию всей системы регулирования общественных отношений, так как из-за усложнения социальных связей и внедрения информационных технологий эффективное управление невозможно без непосредственного участия общества, без широкого взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, организаций образования, культуры, редакций средств массовой информации, общественных объединений и иных организаций. Необходимо обучать население правовым знаниям с раннего детства, что позволит обеспечить более активное участие граждан в политической жизни страны.
Ранее в Ульяновской области были приняты меры по устранению проблем, тормозящих развитие правовой культуры населения.
Так, постановлением Губернатора Ульяновской области от 06.04.2007 N 23 была утверждена программа повышения уровня правовой культуры населения Ульяновской области на 2007 год. В рамках вышеуказанной программы студенты высших учебных заведений посещали заседания Законодательного Собрания Ульяновской области, Ульяновской Городской Думы. Правительством Ульяновской области и Адвокатской палатой было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого Адвокатская палата принимает меры для оказания бесплатной юридической помощи всем малообеспеченным гражданам, проживающим на территории Ульяновской области.
Ульяновский государственный университет успешно реализует проект "Правовая клиника" - проведение консультаций граждан студентами-старшекурсниками.
Ежегодно Избирательной комиссией Ульяновской области организуются областные конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры среди педагогических работников и обучающихся в образовательных учреждениях, студентов и аспирантов высших учебных заведений по вопросам избирательного права.
В Ульяновской области имеется положительный опыт по развитию молодежного парламентаризма. При Законодательном Собрании Ульяновской области создан Молодежный парламент, при Правительстве Ульяновской области создано Молодежное Правительство Ульяновской области. Эти коллегиальные, совещательные и консультативные органы в сфере государственной молодежной политики образованы с целью привлечения молодежи области к активному участию в общественной жизни, к разработке и реализации молодежной политики.
Нельзя не заметить достаточно высокую степень развития неправительственных организаций и общественных инициатив в Ульяновской области, наличие успешного опыта конструктивного взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества.
Постоянно меняется политическая и общественная ситуация, наблюдается недостаточная готовность граждан, особенно молодежи, к ответственному участию в жизни региона. Более того, заметно нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу. Достаточно высоким остается уровень абсентеизма, особенно на выборах органов власти низового звена. Помимо ситуационных факторов, причиной абсентеизма часто служат непонимание роли выборов в политической жизни современного общества, незнание собственных прав как избирателя, неумение и нежелание обдумывать свое избирательное решение. Избиратели часто руководствуются не представлениями о том, кто из кандидатов в большей степени обладает качествами, необходимыми для работы в государственных органах и органах местного самоуправления, а соображениями сиюминутной выгоды, поверхностными симпатиями и антипатиями, поэтому существует острая необходимость создать условия для постоянного развития политической и правовой культуры как ресурсов политической стабильности и социально-экономического развития Ульяновской области.
Вместе с тем правовые знания значительной части населения Ульяновской области не соответствуют содержанию современных общественных отношений.
Полноценное достижение конкретных и перспективных целей в развитии такого сложного комплекса, как правовая культура, возможно только программно-целевым методом.
2. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели Программы
2.1. Основные цели Программы
Основными целями Программы являются повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области посредством создания единой системы правового просвещения всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения Ульяновской области с элементами правового самообразования, а также формирование у граждан современных демократических представлений об избирательном праве и избирательном процессе.
Цели Программы достигаются в результате создания единой системы увязанных по задачам, ресурсам и срокам мероприятий правового, культурного, организационного, информационного, технического и иного характера, направленных на организацию правового просвещения (обучения), ликвидацию правового нигилизма и обеспечение устойчивых основ правовой культуры и законопослушного поведения у населения Ульяновской области всех возрастов, социальных и профессиональных групп.
Достижение целей Программы должно осуществляться с учетом мнения и интересов жителей Ульяновской области, а также государственных органов Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, политических партий и иных общественных объединений, действующих на территории Ульяновской области.
2.2. Задачи Программы
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
создание единой системы правового просвещения всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения Ульяновской области с элементами правового самообразования;
обеспечение доступа граждан к официальной правовой информации;
повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области, ориентированной на формирование интереса граждан к правовой жизни общества;
улучшение условий для получения населением Ульяновской области правовых знаний;
формирование у населения Ульяновской области навыков ориентироваться в ситуациях, требующих правовых знаний;
развитие форм частно-государственного взаимодействия посредством привлечения к правовому просвещению населения негосударственных организаций;
совершенствование системы бесплатной юридической помощи;
повышение уровня доступности правовой помощи в муниципальных районах и городских округах Ульяновской области (прежде всего в сельской местности), развитие системы дистанционного консультирования по правовым вопросам;
воспитание в обществе резко негативного отношения к коррупции;
преодоление правовой безграмотности населения;
воспитание правосознания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
повышение уровня доверия граждан к институту выборов, обеспечение активного и осознанного участия избирателей (участников референдума) в выборах и референдумах.
2.3. Целевые индикаторы и показатели Программы
Предполагается, что выполнение программных мероприятий позволит:
создать единую систему качественного правового просвещения населения Ульяновской области;
создать центры распространения правовых знаний в муниципальных районах и городских округах Ульяновской области;
увеличить количество публикаций и сюжетов в средствах массовой информации, посвященных правовому воспитанию граждан;
расширить доступ к официальной правовой информации жителей сельской местности;
повысить уровень правосознания и правовой культуры жителей Ульяновской области;
в рамках дополнительного образования обучающихся в общеобразовательных школах расширить тематику, связанную с выборами;
включить в программы учебных курсов гуманитарных и социальных дисциплин образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования специальный курс по изучению избирательного права и избирательного процесса;
повысить уровень правовой культуры и электоральную активность молодежи;
качественно улучшить взаимодействие государственных, муниципальных и общественных организаций в работе по пропаганде юридических знаний;
увеличить количество дистанционных консультаций;
использовать новейшие информационные технологии, созданные в рамках Программы;
увеличить количество мероприятий публично-познавательного характера, направленных на повышение правовой культуры и правовой грамотности населения Ульяновской области.
3. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в течение 2009-2011 годов.
4. Система программных мероприятий
Выполнение Программы обеспечивается путем реализации мероприятий, в которых участвуют структурные подразделения Правительства Ульяновской области, Избирательная комиссия Ульяновской области (по согласованию), территориальные избирательные комиссии Ульяновской области (по согласованию), исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию), общественные объединения (по согласованию), образовательные учреждения в Ульяновской области (по согласованию), а также совещательные органы при Губернаторе Ульяновской области и Правительстве Ульяновской области.
Перечень мероприятий по реализации Программы предусмотрен в приложении к Программе.
5. Механизм реализации Программы
Механизм выполнения поставленных в Программе задач и преодоления существующих проблем основывается на указанных выше целевых установках и представляет собой реализацию мероприятий, составляющих функциональное единство.
Управление реализацией программных мероприятий и общий контроль за исполнением Программы осуществляет Совет по реализации Программы. Положение о Совете по реализации Программы и состав Совета по реализации Программы утверждаются Правительством Ульяновской области.
Исполнители несут ответственность за своевременную реализацию намеченных мероприятий, успешное решение поставленных задач.
Реализация Программы обеспечивается:
средствами общественного контроля через публикацию ежегодных отчетов и других материалов о состоянии ее выполнения;
обсуждением хода выполнения Программы как в рамках Программы, так и государственным заказчиком, Советом по реализации Программы, общественными объединениями для повышения объективности оценок;
активизацией деятельности всех государственных институтов, заинтересованных в реализации Программы, комплексом мер и средствами массовой информации Ульяновской области.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в форме мониторинга деятельности исполнителей, рассмотрения хода выполнения программных мероприятий на заседаниях Совета по реализации Программы, подготовки ежегодного отчета Губернатору Ульяновской области.
Рассмотрение и оценка результатов выполнения программных мероприятий производятся на совместных совещаниях заинтересованных органов и организаций, Совета по реализации Программы.
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:
расширение доступа граждан к официальной правовой информации посредством пользования информационно-правовыми базами данных;
возможность граждан оперативно получать актуальную правовую информацию;
усиление роли органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в работе по пропаганде юридических знаний, оказанию правовой помощи социально незащищенным группам населения;
создание условий, позволяющих населению самостоятельно ориентироваться в основных жизненно важных вопросах права;
закрепление достигнутого уровня результативности работы по правовому просвещению и воспитанию граждан, формированию устойчивого интереса к правовой сфере жизни общества, деятельности органов власти и органов местного самоуправления;
увеличение количества граждан, пользующихся информационно-правовыми системами;
повышение уровня доверия граждан к институту выборов, обеспечение активного и осознанного участия избирателей в выборах.
7. Организация управления Программой
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком один раз в полгода путем отчета исполнителей Программы на заседаниях Совета по реализации Программы.
В целях своевременной реализации программных мероприятий за каждым из них закрепляется ответственный исполнитель.
Государственный заказчик Программы в пределах своих полномочий:
определяет наиболее эффективные формы и методы организации работы по реализации Программы;
обеспечивает контроль за реализацией Программы, включающий в себя контроль за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, соблюдением сроков реализации мероприятий, исполнением контрактов (договоров);
осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
осуществляет подготовку и представление в установленном порядке отчетов о реализации Программы;
координирует разработку проектов правовых актов, направленных на обеспечение реализации Программы;
вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.