Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Мировой опыт показывает, что развитие малого и среднего предпринимательства имеет большое значение в решении социально-экономических задач муниципальных образований.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющихся главной стабилизирующей политической силой гражданского общества.
В муниципальном образовании "город Ульяновск" в рамках реализации предыдущих муниципальных целевых программ, направленных на развитие сферы малого и среднего предпринимательства, были достигнуты к 2008 году следующие показатели:
- число субъектов малого предпринимательства возросло с 21,3 тысяч единиц в 2005 году до 29,7 тысяч в 2007 году;
- объем налоговых поступлений (ЕНВД) возрос с 231269 тыс. рублей в 2005 году до 235835 тыс. рублей в 2007 году, однако доля поступления ЕНВД в доход муниципального образования "город Ульяновск" сократилась с 10,5% в 2005 году до 7,5% в 2007 году;
- средняя заработная плата на предприятиях малого бизнеса в 2005 году составила 2,7 тыс. рублей, в 2007 году - 5,2 тыс. рублей;
- количество субъектов малого бизнеса на 1000 жителей в 2005 году составляло 33,05 единицы, в 2007 году - 47,02 единиц.
Вместе с тем, несмотря на положительную динамику развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования "город Ульяновск", следует отметить наличие ряда причин и факторов, сдерживающих развитие предпринимательства:
- недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
- нестабильность и противоречивость законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы, особенно налогового законодательства;
- административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов;
- нехватка квалифицированных кадров;
- низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления), низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей и городских властей по защите экономических прав предпринимателей;
- недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела.
Кроме того, в настоящее время малое и среднее предпринимательство также характеризуется высокой степенью риска, значительной зависимостью от инициативы и способностей руководителя предприятия, финансовой неустойчивостью, низким уровнем финансовых резервов, ограниченностью основных фондов, сравнительно небольшим объемом хозяйственной деятельности, ограниченным доступом к кредитным ресурсам и другими показателями, определяющими его экономическую неустойчивость.
Опыт реализации предыдущих муниципальных программ поддержки предпринимательства в муниципальном образовании "город Ульяновск" показал, что эффективными могут быть только меры комплексной поддержки и взаимодействия органов местного самоуправления и предпринимательства.
Система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне органов местного самоуправления должна включать следующие обязательные элементы:
- развитую инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей;
- обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
- содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
- надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
- взаимодействие между предпринимателями в лице объединений предпринимателей и властью;
- благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Необходимо также отметить, что отсутствие полной статистической информации о деятельности всех субъектов малого и среднего предпринимательства по городу, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями по городу и в целом по области не позволяют составить реальное представление о сфере малого и среднего предпринимательства и осложняют принятие эффективных решений.
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей их деятельность.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.
В настоящее время в муниципальном образовании "город Ульяновск" инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
- информационное обеспечение;
- консалтинговые услуги;
- помощь в регистрации предприятий;
- юридические услуги;
- аудиторские услуги;
- содействие в получении инвестиций и кредитов;
- предоставление оборудования в лизинг и др.
Успешное развитие малого и среднего предпринимательства в значительной степени зависит от обеспеченности предпринимателей финансовыми ресурсами как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Основным источником финансирования текущей деятельности предприятий и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей. Привлечение заемных и кредитных ресурсов остается для предпринимателей достаточно проблематичным.
Мэрией города Ульяновска оказывается поддержка предпринимателям через предоставление образовательных, консалтинговых и других услуг, необходимых для развития предпринимательской деятельности. Содействие развитию предпринимательства осуществляется через расширение возможностей доступа малого и среднего предпринимательства к участию в конкурсах, проводимых мэрией города, по размещению муниципального заказа. Основные риски, возникающие при реализации программных мероприятий:
- изменения федерального и регионального законодательства в части вопросов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и предметов ведения органов местного самоуправления;
- недостаточность, а часто и недоступность информации федеральных органов (органов Росстата, ФНС), а также информации по результатам проводимых мониторингов, исследований и др.;
- недофинансирование мероприятий Программы;
- утеря актуальности программных мероприятий.
Минимизировать эти риски возможно путем мониторинга планируемых изменений законодательства в период подготовки и обсуждения проектов нормативно-правовых актов, определения приоритетов для первоочередного финансирования, изучения опыта других муниципальных образований, постоянного информирования о проводимых программных мероприятиях, пропаганды успешных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.