5 сентября 2007 г., 2 декабря 2008 г., 3 июня, 30 ноября 2009 г.
Принят Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области
от 26 октября 2006 г. N 59/905
Законом Ульяновской области от 30 ноября 2009 г. N 187-ЗО действие настоящего Закона приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.
Законом Ульяновской области от 2 декабря 2008 г. N 204-ЗО действие настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области в сумме 76450,0 тыс. руб.
Законом Ульяновской области от 5 сентября 2007 г. N 126-ЗО действие настоящего Закона было приостановлено в части финансирования из областного бюджета в 2008 г. в сумме 176950,0 тыс. руб.
Утвердить областную целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2006-2010 годы" (прилагается).
Губернатор области |
С.И. Морозов |
г. Ульяновск,
2 ноября 2006 г.
N 164-ЗО
Законом Ульяновской области от 3 июня 2009 г. N 69-ЗО в настоящую областную целевую программу внесены изменения
Областная целевая программа
"Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области
на 2006-2010 годы"
(утв. Законом Ульяновской области от 2 ноября 2006 г. N 164-ЗО)
3 июня 2009 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - Областная целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа).
Основание для разработки Программы - Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.12.2002 N 1764-р "Об утверждении основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий";
постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2005 N 2473п-П7 "Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года";
Концепция инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006-2010 годы и дальнейшую перспективу, утвержденная постановлением Губернатора Ульяновской области от 13.12.2005 N 240 "Об утверждении Концепции инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006-2010 годы и дальнейшую перспективу";
Комплексная программа социального и экономического развития Ульяновской области на 2005-2010 годы, утвержденная Законом Ульяновской области от 05.05.2005 N 030-ЗО.
Государственный заказчик Программы - Правительство Ульяновской области.
Основные разработчики Программы - управление науки и инноваций департамента инноваций и информационных технологий аппарата Правительства Ульяновской области.
Руководитель Программы - Правительство Ульяновской области.
Цель и задачи Программы - целью Программы является создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.
Основными задачами Программы являются:
формирование целостной системы экономических, правовых, организационных и иных форм стимулирования, законодательной государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности;
создание инновационной инфраструктуры;
стимулирование спроса на высокие технологии в организациях Ульяновской области;
увеличение объема инновационной продукции, производимой организациями Ульяновской области, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;
развитие взаимодействия инновационного и банковского секторов экономики, в том числе по финансированию и реализации венчурных проектов. Совершенствование системы привлечения инвестиций для инновационных проектов, разработка механизмов минимизации рисков при их финансировании и реализации;
маркетинговая поддержка инновационных проектов;
содействие росту количества субъектов инновационной деятельности;
совершенствование форм статистического мониторинга инновационного сектора экономики;
развитие имиджа Ульяновской области как территории инновационного развития, повышение уровня инновационной культуры.
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы - применяются следующие целевые индикаторы и показатели, которые могут быть измерены на основании данных федеральной статистики:
доля инновационно-активных организаций (удельный вес организаций, занимающихся инновационной деятельностью, в общем числе экономически активных организаций);
доля инновационной продукции в общем объеме продаж (удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций);
количество вновь созданных субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность;
количество реализованных наукоемких инновационных проектов на внутреннем и внешнем рынках;
количество созданных новых рабочих мест.
Сроки и этапы реализации Программы - Программа рассчитана на 2006-2010 годы и реализуется в два этапа:
I этап - 2006-2007 годы. На данном этапе формируется целостная система экономических, правовых, организационных и иных форм стимулирования, государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности. Первый этап не требует финансовых затрат из бюджета Ульяновской области.
II этап - 2008-2010 годы. На данном этапе создается инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности в области, включая областной технопарк, индустриальные парки, венчурный инновационный фонд, инновационные бизнес-инкубаторы, центр трансфера технологий, студенческий бизнес-инкубатор; на постоянной основе осуществляются меры экономической поддержки организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющих инновационную деятельность. Второй этап предусматривает финансовые затраты из бюджета Ульяновской области.
Система программных мероприятий - разработка нормативно-правовой базы по развитию инновационной деятельности в Ульяновской области;
создание инновационной инфраструктуры Ульяновской области;
стимулирование спроса на высокие технологии в организациях Ульяновской области;
содействие росту количества субъектов инновационной деятельности;
статистический мониторинг инновационного сектора экономики;
повышение уровня инновационной культуры в регионе. Информационное обеспечение инновационной деятельности. Развитие имиджа Ульяновской области как территории инновационного развития.
Объемы и источники финансирования Программы - реализация первого этапа Программы не требует финансовых затрат из бюджета Ульяновской области. Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию второго этапа Программы составят всего (прогноз) - 732,55 млн. рублей, в том числе:
в 2008 году - 459,35 млн. рублей, из них:
средства федерального бюджета (прогноз) - 115,0 млн. рублей;
средства областного бюджета (прогноз) - 176,95 млн. рублей;
внебюджетные средства (прогноз) - 167,4 млн. рублей;
в 2009 году - 131,85 млн. рублей, из них:
средства федерального бюджета (прогноз) - 40,4 млн. рублей;
средства областного бюджета (прогноз) - 76,45 млн. рублей;
внебюджетные средства (прогноз) - 15,0 млн. рублей;
в 2010 году - 141,35 млн. рублей, из них:
средства федерального бюджета (прогноз) - 47,6 млн. рублей;
средства областного бюджета (прогноз) - 78,75 млн. рублей;
внебюджетные средства (прогноз) - 15,0 млн. рублей.
Ежегодный объем финансирования из областного бюджета на реализацию Программы подлежит уточнению при разработке проекта закона об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Основные исполнители мероприятий Программы - департамент инноваций и информационных технологий аппарата Правительства Ульяновской области, Ульяновский областной технопарк, Ульяновский областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, организации научно-образовательного комплекса, научные и инновационно-активные организации Ульяновской области;
организации Ульяновской области, определяемые на конкурсной основе.
Система управления Программой - управление Программой и контроль за ее реализацией осуществляет Правительство Ульяновской области, департамент инноваций и информационных технологий аппарата Правительства Ульяновской области.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет Министерство финансов Ульяновской области и другие контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством.
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели оценки эффективности мероприятий Программы - реализация Программы позволит:
сформировать систему экономических, правовых, организационных и иных форм стимулирования, законодательной государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности;
обеспечить функционирование системы организационно-правовых мероприятий, экономических мер государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности;
создать инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, включая Ульяновский областной технопарк, индустриальные парки, венчурный инновационный фонд, инновационные бизнес-инкубаторы, центр трансфера технологий, студенческий бизнес-инкубатор;
на постоянной основе осуществлять меры экономической поддержки организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющих инновационную деятельность;
реализовывать перспективные и приоритетные для экономики области инновационные проекты при поддержке областного бюджета, которые не могут быть быстро и успешно реализованы в рамках действия только рыночных механизмов;
увеличить долю инновационно-активных организаций: в 2006 году - до 3,7%, в 2007 году - до 4,0%, в 2008 году - до 4,5%, в 2009 году - до 10,6%, в 2010 году - до 20,3%;
обеспечить рост доли инновационной продукции в приросте объема промышленного производства: в 2006 году - до 18,2%, в 2007 году - до 18,5%, в 2008 году - до 19,0%, в 2009 году - до 20,0%, в 2010 году - до 20,3%;
создать новые субъекты малого предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность, в 2006 году - не менее одного, в 2007 году - не менее трех, в 2008 году - не менее пяти, в 2009 году - не менее тридцати пяти, в 2010 году - не менее пятидесяти;
реализовать наукоемкие инновационные проекты на внутреннем и внешнем рынках: в 2006 году - не менее двух, в 2007 году - не менее трех, в 2008 году - не менее пяти, в 2009 году - не менее пяти, в 2010 году - не менее пяти;
создать новые рабочие места: в 2006 году - не менее девяти, в 2007 году - не менее двадцати семи, в 2008 году - не менее сорока пяти, в 2009 году - не менее трехсот пятнадцати, в 2010 году - не менее четырехсот пятидесяти;
сформировать имидж Ульяновской области в России и за рубежом как одного из ведущих российских центров по производству инновационной продукции и услуг.
Используемые сокращения
БС - бюджет субъекта Российской Федерации;
ВБС - внебюджетные средства;
НИР - научно-исследовательская работа;
ПФО - Приволжский федеральный округ;
РГНФ - Российский гуманитарный научный фонд;
РФТР - Российский фонд технологического развития;
РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований;
УОС ВОИР - Ульяновский областной совет Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов;
УОТП - Ульяновский областной технопарк;
ФБ - федеральный бюджет;
ФЦНТП - федеральная целевая научно-техническая программа;
ФЦП - федеральная целевая программа.
Основные понятия и термины
Венчурное финансирование - финансирование, сопряженное с повышенным риском. Основная форма финансового обеспечения создания и использования продуктовых и технологических инноваций. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и в первую очередь в высокотехнологичных отраслях, где позитивный результат не гарантирован и имеется значительный риск.
Венчурные инновационные фонды - фонды, объединяющие средства инвесторов и специализирующиеся на финансировании рисковых инновационных проектов в обмен на долю в капитале создаваемых для их реализации инновационных организаций.
Венчурные организации - малые организации, действующие в наукоемких областях экономики. Проводят научные исследования, инженерные разработки, создают и внедряют инновации, в том числе по заказам крупных коммерческих организаций и государства.
Внедрение - первое появление на рынке нового продукта, услуги или доведение до проектной мощности новой технологии.
Государственная инновационная политика - составная часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках.
Инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых способов (технологий) производства, распространения и использования продукции (товаров, работ, услуг); применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.
Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных технических и технологических решений, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание, производство и продвижение на рынок инновационного продукта с целью получения прибыли или иного социально полезного эффекта.
Абзац девятый утратил силу.
Инфраструктура инновационной системы - совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции.
Наукоемкие высокотехнологичные отрасли (производства) - отрасли, сферы или виды экономической деятельности, результатом которой является продукция (товары, работы, услуги) со значительной добавленной стоимостью, полученной за счет применения достижений науки, технологий и техники, характеризующаяся высокой долей внутренних затрат на исследования и разработки в стоимостном объеме производства такой продукции.
Научная (научно-исследовательская) деятельность - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний в ходе проведения фундаментальных и прикладных научных исследований.
Научно-техническая деятельность (НТД) - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Научно-технический и инновационный потенциал - способность решать текущие и перспективные задачи научно-технического и социального прогресса на основе имеющихся кадровых, производственно-технических, информационных и финансовых ресурсов.
Объекты инновационной деятельности - интеллектуальная собственность, научно-техническая продукция, инновационные проекты.
Субъекты инновационной деятельности - высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, иные организации, предприниматели и частные лица, осуществляющие научную, научно-техническую и (или) инновационную деятельность.
Технологический инкубатор - структурное подразделение организации (отдел, лаборатория), занимающееся разработкой новых технологий.
Технопарк (технологический парк) - группа организаций, объединенных организационно и территориально и занимающихся разработкой передовых технологий.
Трансфер технологий - процесс передачи (продажи, обмена) должным образом структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющий целью организацию производства конкурентоспособной продукции, соответствующей рыночным потребностям.
Введение
Программа направлена на интенсификацию экономики Ульяновской области на основе использования инновационного научно-технического потенциала региона, повышение конкурентоспособности товаропроизводителей и инвестиционной привлекательности области.
Программа разработана в соответствии с Концепцией инновационной научно-технической политики Ульяновской области на 2006-2010 годы и дальнейшую перспективу (далее - Концепция), утвержденной постановлением Губернатора Ульяновской области от 13.12.2005 N 240.
Переход к инновационному развитию области определен основной целью государственной политики в области развития науки и технологий.
Реализация Программы приведет к диверсификации производства на территории Ульяновской области с увеличением доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, создаст более широкие возможности для внедрения в производство научных разработок, изобретений, высокоэффективных рационализаторских предложений с целью разработки конкурентоспособной продукции.
Ульяновская область обладает большим научным, научно-техническим и инновационным потенциалом, который позволяет осуществлять уникальные технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке.
В настоящее время научные исследования и разработки на территории области проводят семь государственных высших учебных заведений, в которых обучается около 50 тысяч студентов; восемь крупных научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций, среди которых такие ведущие научные учреждения, как федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научный центр Российской Федерации Научно-исследовательский институт атомных реакторов" (ФГУП "ГНЦ РФ НИИАР"), федеральный научно-производственный центр открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Марс" (ФНПЦ ОАО "НПО "Марс"), открытое акционерное общество "Ульяновское конструкторское бюро приборостроения" (ОАО "УКБП"), Ульяновский филиал Института радиотехники и электроники Российской академии наук, Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской сельскохозяйственной академии и ряд других; более 15 научных общественных объединений и организаций, сопровождающих научную деятельность; более 70 субъектов малого и среднего предпринимательства, выпускающих наукоемкую продукцию. Общая численность работников в организациях науки составляет около 8 тысяч человек (1,2% от численности экономически активного населения Ульяновской области), в том числе 225 докторов наук и около 1300 кандидатов наук.
Ульяновская область имеет достаточно высокий инновационный рейтинг. Область стабильно удерживает 6-7 место среди регионов ПФО и в течение последних 5 лет не опускается ниже 20 места по России.
По итогам научной деятельности в 2005 году:
затраты на научные исследования и разработки составили 2,7 млрд. рублей (собственные средства научных, научно-производственных организаций Ульяновской области; средства федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ, российских и международных научно-технических программ, конкурсов научных исследований и так далее), что на 26% больше, чем за 2004 год;
из федерального бюджета в рамках федеральных целевых и отраслевых программ на исследования и разработки было направлено 600 млн. рублей (24% от суммы всех внутренних затрат), что на 22% больше уровня 2004 года.
В Ульяновской области на протяжении последних 10 лет внутренние текущие затраты на НИР на душу населения почти в 2 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, и составляют около 2 тыс. рублей/чел.
Регион занимает лидирующее положение в ПФО по количеству поданных вузами заявок на объекты интеллектуальной собственности и полученных вузами патентов. Ульяновский государственный технический университет как патентообладатель прочно удерживает второе место среди всех вузов России, подведомственных Федеральному агентству по образованию.
1. Характеристика проблемы и обоснование
ее решения программными методами
Научно-технический, интеллектуальный, инновационный и производственный потенциал, накопленный в Ульяновской области, позволяет разрабатывать широкий спектр инновационных и инвестиционных проектов, осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. Однако, как в целом по стране, в области сложилось несоответствие между достаточно большой численностью занятых в сфере научной деятельности, количеством получаемых патентов и низким технологическим уровнем производства.
Низкий удельный вес инновационно-активных организаций Ульяновской области - около 7% (в среднем по России - 11%, в США - 30%) - определяется, прежде всего, состоянием инновационного климата и отсутствием в последние годы областной поддержки инновационной, научной, научно-технической и научно-исследовательской деятельности, несформированностью целостной инновационной системы, способной обеспечить технологический коридор "идея - технология - производство продукции - рынок" от научного потенциала и непосредственных результатов его деятельности к рынку.
Основными причинами, вызывающими противоречие между существующим инновационным потенциалом и результатами его функционирования, являются:
недостаточность законодательной и правовой базы инновационной деятельности;
невысокий социальный статус ученого-исследователя, предпринимателя-инноватора, отсутствие значимых стимулов для занятия инновационной деятельностью;
отсутствие рыночного менеджмента в научно-технической сфере и слабые знания большей части управленцев основ инновационного развития экономики и общества;
отсутствие инфраструктуры инновационной деятельности;
неразвитость механизмов венчурного финансирования, системы страхования инвестиционных и инновационных рисков;
низкий уровень информационно-консультативной системы для участников инновационного процесса.
Указанные проблемы необходимо решать программными средствами, реализуя мероприятия по разным направлениям, но в рамках единой программы. Перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на внешний рынок. Процесс такого реформирования включает в себя создание инновационной системы со встроенной инновационной инфраструктурой, обеспечивающей эффективную коммерциализацию научных разработок, модернизацию промышленности за счет использования инноваций. При этом значительная доля работы по созданию инновационной системы и стимулированию инновационной деятельности должна и может осуществляться на областном уровне, располагающем наиболее полной информацией о состоянии организаций области.
Совершенствование механизмов государственной поддержки и регулирования реализации инновационных проектов позволит:
осуществить перевод экономики на инновационный путь развития;
широко использовать передовые производственные технологии;
обеспечить участие субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в высокотехнологичных отраслях, в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах для реализации инновационных проектов;
повысить привлекательность предпринимательской деятельности в области инновационного предпринимательства путем широкой пропаганды успехов и опыта работы в средствах массовой информации, формировать инновационную культуру населения;
добиться повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг.
Программа предусматривает комплекс мер по созданию и развитию инновационной инфраструктуры, включающей производственно-технологическую, информационную и финансовую составляющие. Скоординированные усилия органов государственной власти Ульяновской области, научных, инновационных и финансовых структур по созданию условий и механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ позволят создать региональную инновационную систему, которая обеспечит переход экономики Ульяновской области на инновационный путь развития. Для создания инновационной системы предлагается система программных мероприятий (приложения к Программе).
2. Цель Программы
Целью Программы является создание региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики области на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.
3. Задачи Программы
Основными задачами Программы являются:
1) формирование целостной системы экономических, правовых, организационных и иных форм стимулирования, законодательной государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности;
2) создание инновационной инфраструктуры - системы субъектов инновационной деятельности (технопарк, центр трансфера технологий, бизнес-инкубатор, фонд интеллектуальной собственности, венчурный инновационный фонд), способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции;
3) обеспечение взаимодействия инновационной системы с промышленно-производственным сектором. Стимулирование спроса на высокие технологии в организациях Ульяновской области;
4) увеличение объема инновационной продукции, производимой организациями Ульяновской области, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках;
5) развитие взаимодействия инновационного и банковского секторов экономики, в том числе по финансированию и реализации венчурных проектов. Совершенствование системы привлечения инвестиций для инновационных проектов, разработка механизмов минимизации рисков при их финансировании и реализации;
6) маркетинговая поддержка инновационных проектов;
7) содействие росту количества субъектов инновационной деятельности;
8) совершенствование форм статистического мониторинга инновационного сектора экономики;
9) развитие имиджа Ульяновской области как территории инновационного развития. Повышение уровня инновационной культуры в регионе.
4. Система программных мероприятий
В Программе предусматривается реализация мероприятий по шести основным направлениям:
1) разработка нормативно-правовой базы по развитию инновационной деятельности в Ульяновской области.
Разработка направлена на создание благоприятной среды для инноваций, способствующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, модернизации на этой базе промышленности Ульяновской области и увеличению доли наукоемкой продукции в объемах промышленного производства, а также привлечение частных инвестиций к финансированию инновационной деятельности.
2) создание инновационной инфраструктуры Ульяновской области.
Основной задачей этого направления является создание положительно зарекомендовавших себя субъектов инновационной инфраструктуры (технопарка, фонда интеллектуальной собственности, центра трансфера технологий, бизнес-инкубатора, венчурного инновационного фонда).
3) стимулирование спроса на высокие технологии в организациях Ульяновской области.
Программные мероприятия этого направления создают условия, благоприятные для развития инновационного бизнеса на базе субъектов промышленной деятельности Ульяновской области, стимулируют производственные организации к внедрению инноваций.
4) содействие росту количества субъектов инновационной деятельности.
Целью данного направления является повышение налогооблагаемой базы областного бюджета, создание новых рабочих мест, увеличение удельного веса научно-технической продукции в общем объеме промышленной продукции, увеличение количества реализуемых инновационных проектов.
5) статистический мониторинг инновационного сектора экономики.
Основной задачей статистического мониторинга является создание основы для выбора объектов и субъектов государственной поддержки инновационной деятельности, обеспечение эффективной работы системы мониторинга и статистического наблюдения инновационного сектора экономики для обеспечения выработки и принятия решений.
6) повышение уровня инновационной культуры. Информационное обеспечение инновационной деятельности. Развитие имиджа Ульяновской области как территории инновационного развития.
Основными задачами этого направления являются:
повышение престижа научной, научно-технической, изобретательской и инновационной деятельности, содействие инновационному развитию региона, стимулирование производственных организаций к внедрению инноваций, привлечение научных кадров в инновационную деятельность;
выявление научно-технических и инновационных проектов для дальнейшего внедрения в производство и их коммерциализация;
популяризация идей инновационной деятельности, повышение инвестиционной привлекательности области для внешних инвесторов, доведение информации до целевой аудитории.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Основными принципами организации ресурсной поддержки и деятельности инновационной системы области являются:
- концентрация ресурсов на выделенных приоритетах;
- предоставление поддержки на конкурсной основе;
- долевое участие государства в финансировании мероприятий;
- контрактная форма отношений между заказчиком и исполнителем.
Ресурсное обеспечение Программы предполагает:
- нормативно-правовое обеспечение;
- финансовое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- информационное обеспечение.
5.1. Нормативно-правовое обеспечение
Развитие нормативной правовой базы инновационной инфраструктуры и инновационной деятельности должно обеспечить:
создание благоприятной среды для инноваций, способствующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, модернизации на этой базе промышленности Ульяновской области и увеличению доли наукоемкой продукции в объемах промышленного производства;
привлечение частных инвестиций к финансированию инновационной деятельности.
5.2. Финансовое обеспечение
Финансирование предусмотренных в Программе мероприятий планируется за счет трех основных источников:
1) средства федерального бюджета:
ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники (2002-2006 гг.)" (лот 2006-РИ-24/022 "Исследование инновационного потенциала Ульяновской области с целью создания и развития центров трансфера технологий");
ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы";
программа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по мероприятию "Создание и развитие инфраструктуры субъектов малого предпринимательства - бизнес-инкубаторов" ("Создание бизнес-инкубатора в сфере энергоресурсосбережения на базе Ульяновского государственного технического университета");
2) средства областного бюджета (для софинансирования участия в федеральных целевых программах, конкурсах министерств Российской Федерации, конкурсах РФФИ, РГНФ, РФТР, фонда Бортника и так далее);
3) собственные средства субъектов инновационной деятельности (в рамках Соглашения участников УОТП).
Потребность в средствах бюджета Ульяновской области будет ежегодно уточняться при подготовке бюджетной заявки на предстоящий финансовый год.
Договоры и контракты на выполнение работ, предусмотренных мероприятиями Программы, будут заключаться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Общий объем финансирования на 2008-2010 годы (II этап Программы) с разбивкой по годам и источникам реализации Программы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Общий объем финансирования на 2008-2010 годы
с разбивкой по годам и источникам реализации Программы
Годы | Источники и объемы финансирования | ||
всего, млн. руб. |
БС*(1), млн. руб. |
привлеченные средства, всего (ФБ*(2) / ВБС*(3), млн. руб. |
|
2008 | 459,35 | 176,95 | 282,4 (115 / 167,4) |
2009 | 131,85 | 76,45 | 55,4 (40,4 / 15) |
2010 | 141,35 | 78,75 | 62,6 (47,6 / 15) |
Итого | 732,55 | 332,15 | 400,4 (203 / 197,4) |
--------------------------------------
*(1) прогноз;
*(2) включая средства федеральных и отраслевых программ, направленных на развитие инновационной деятельности и технологической базы;
*(3) включая средства частных инвесторов (зарубежных и отечественных), международных программ и грантов, собственные средства субъектов инновационной деятельности Ульяновской области, направленные на развитие инновационной деятельности.
Все цифры будут корректироваться при согласовании объемов средств, необходимых для выполнения конкретных мероприятий Программы.
5.3. Кадровое обеспечение
Основными центрами, работающими в этом направлении, являются Ульяновский государственный университет, Ульяновский государственный технический университет, Ульяновский инновационный центр "БИНК".
5.4. Информационное обеспечение
В рамках данной Программы проблема информационного обеспечения сводится к решению следующих задач:
формирование системы мониторинга и статистического наблюдения инновационной деятельности в Ульяновской области, статистические и аналитические исследования инновационного сектора экономики для выработки и принятия решений;
создание интерактивного электронного банка запросов регионального бизнеса на научно-техническую и инновационную продукцию;
информационное взаимодействие участников Программы;
рекламно-презентационная деятельность, работа со средствами массовой информации;
проведение тематических семинаров, конференций, форумов и так далее.
6. Ожидаемые социально-экономические
результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит:
1) сформировать целостную систему экономических, правовых, организационных и иных форм стимулирования, государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности;
2) обеспечить функционирование системы организационно-правовых мероприятий, экономических мер государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности, при необходимости вносить в нее изменения;
3) создать инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, включая УОТП, индустриальные парки, венчурный инновационный фонд, инновационные бизнес-инкубаторы, центр трансфера технологий, студенческий бизнес-инкубатор;
4) на постоянной основе осуществлять меры экономической поддержки организаций различных организационно-правовых форм, осуществляющих инновационную деятельность;
5) реализовывать перспективные и приоритетные для экономики области инновационные проекты при поддержке областного бюджета, которые не могут быть быстро и успешно реализованы в рамках действия только рыночных механизмов;
6) сформировать имидж Ульяновской области в России и за рубежом как одного из ведущих российских центров по производству инновационной продукции и услуг.
Ожидаемые значения важнейших целевых индикаторов и показателей реализации Программы по годам приведены в таблице 2 (для сравнения приведены данные за 2005 год).
Таблица 2
Ожидаемые значения важнейших целевых индикаторов
и показателей реализации Программы по годам
Индикатор, показатель | Значения по годам | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Доля инновационно-активных организаций, % |
3,6 | 3,7 | 4,0 | 4,5 | 10,6 | 20,3 |
Доля инновационной продукции в приросте объема промышлен- ного производства, % |
18 | 18,2 | 18,5 | 19,0 | 20,0 | 22,0 |
Количество вновь созданных субъектов малого предпринима- тельства, осуществляющих ин- новационную деятельность, ед. |
* | 1 | 3 | 5 | 35 | 50 |
Количество реализованных нау- коемких инновационных проек- тов на внутреннем и внешнем рынках, ед. |
* | 2 | 3 | 5 | 5 | 5 |
Количество созданных новых рабочих мест, ед. |
* | 9 | 27 | 45 | 315 | 450 |
*) данный показатель в 2005 году не определялся.
7. Управление реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Государственное управление Программой, межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти, выполнение мероприятий Программы, а также контроль за ходом реализации Программы осуществляют Правительство Ульяновской области, департамент инноваций и информационных технологий аппарата Правительства Ульяновской области.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляют Министерство финансов Ульяновской области и другие контролирующие органы в соответствии с действующим законодательством. Руководитель Программы ежемесячно представляет в Министерство финансов Ульяновской области информацию об использовании финансовых средств в разрезе мероприятий Программы. Исполнители Программы ежемесячно представляют на имя руководителя Программы отчет об использовании финансовых средств в разрезе мероприятий Программы.
8. Сроки представления отчетности
об исполнении Программы
Исполнители Программы ежеквартально представляют на имя руководителя Программы и в департамент социально-экономического мониторинга и стратегии развития аппарата Правительства Ульяновской области отчет об исполнении плана программных мероприятий и использовании финансовых ресурсов, предоставляемых для реализации мероприятий Программы.
Сводный ежегодный отчет исполнителей Программы ее заказчику об исполнении плана программных мероприятий и использовании финансовых ресурсов, предоставляемых для реализации мероприятий Программы, представляется ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным.
Законом Ульяновской области от 3 июня 2009 г. N 69-ЗО в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
Реализация в 2006-2007 гг. мероприятий
областной целевой программы "Развитие инновационной
деятельности в Ульяновской области на 2006-2010 годы"
по годам и направлениям
3 июня 2009 г.
N п/п |
Мероприятие | Исполнители | Срок ис- полнения (год, квартал) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Разработка нормативно-правовой базы по развитию и инновационной деятельности |
|||
1.1. | Подготовка и подписание Соглаше- ния между Российским фондом фун- даментальных исследований и Ульяновской областью о проведе- нии совместного (регионального) конкурса проектов фундаменталь- ных исследований в 2008-2010 гг. |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
2006, IV |
1.2. | Утверждение закона Ульяновской области "О государственной под- держке приоритетных инновацион- ных проектов в Ульяновской об- ласти" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, государствен- но-правовой департа- мент Администрации Гу- бернатора Ульяновской области |
2006, IV |
1.3. | Утверждение положения о порядке предоставления государственной поддержки субъектам, реализующим приоритетный инновационный про- ект Ульяновской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, государствен- но-правовой департа- мент Администрации Гу- бернатора Ульяновской области |
2006, IV |
1.4. | Утверждение нормативно-правовых документов по аккредитации науч- ных организаций Ульяновской об- ласти |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, государствен- но-правовой департа- мент Администрации Гу- бернатора Ульяновской области |
2006, IV |
1.5. | Утверждение постановления Прави- тельства Ульяновской области "Об областном конкурсе "Лидеры инно- вационного бизнеса" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, государствен- но-правовой департа- мент Администрации Гу- бернатора Ульяновской области |
2007, I |
1.6. | Утверждение нормативно-правовых документов по аккредитации инно- вационных организаций Ульянов- ской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, государствен- но-правовой департа- мент Администрации Гу- бернатора Ульяновской области |
2007, II |
1.7. | Утверждение постановления Прави- тельства Ульяновской области "О создании областного совета по инновационному бизнесу" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, государствен- но-правовой департа- мент Администрации Гу- бернатора Ульяновской области |
2007, II |
1.8. | Утверждение постановления Прави- тельства Ульяновской области о проведении областного конкурса фундаментальных исследований |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Ульяновское региональное отделение Академии наук Респуб- лики Татарстан, госу- дарственно-правовой департамент Админи- страции Губернатора Ульяновской области |
2007, II |
2. Создание инновационной инфраструктуры Ульяновской области |
|||
2.1. | Исследовательская работа по уточнению научно-технического и инновационного потенциала Улья- новской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Ульяновский государственный техни- ческий университет |
2006, IV |
2.2. | Инвентаризация объектов интел- лектуальной собственности Улья- новской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Ульяновский государственный техни- ческий университет, федеральное государ- ственное учреждение "Ульяновский Центр на- учно-технической ин- формации" |
2006, IV |
2.3. | Создание тренингового центра Международного научно-техничес- кого центра по комплектации на- учных разработок бывших оружей- ных ученых |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Международный научно-технический центр |
2006, IV |
2.4. | Создание на базе Ульяновского государственного технического университета Центра трансфера технологий |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Ульяновский государственный техни- ческий университет |
2007, IV |
2.5. | Создание на базе Ульяновского государственного университета бизнес-инкубатора для студентов, аспирантов и научных сотрудников |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Ульяновский государственный техни- ческий университет |
2007, IV |
2.6. | Создание инновационного бизнес- инкубатора |
Департамент по разви- тию предприниматель- ства аппарата Прави- тельства Ульяновской области |
2007, IV |
2.7. | Создание Ульяновского агротехно- парка |
Департамент сельского хозяйства Ульяновской области |
2007, IV |
3. Стимулирование спроса на высокие технологии в организациях Ульяновской области |
|||
3.1. | Разработка программ инновацион- ного развития научных, научно- производственных организаций и субъектов промышленной деятель- ности Ульяновской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
Постоянно |
3.2. | Оказание методической, консуль- тационной и иной помощи органи- зациям по вопросам внедрения инноваций (в рамках деятельности Совета по научно-технической и инновационной деятельности при Губернаторе области, различных научно-методических и обучающих семинаров) |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
Постоянно |
3.3. | Определение инновационного рей- тинга производственных организа- ций Ульяновской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
2007, III |
4. Содействие росту количества субъектов инновационной деятельности |
|||
4.1. | Оказание государственной под- держки организациям, реали- зующим приоритетные инновацион- ные проекты |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
Постоянно |
4.2. | Оказание содействия в создании субъектов малого предпринима- тельства, осуществляющих иннова- ционную деятельность, в рамках реализации фондом Бортника прог- рамм "СТАРТ" и "ТЕМП" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
Постоянно |
4.3. | Оказание содействия в продвиже- нии и реализации инновационных проектов организаций Ульяновской области в рамках Соглашения меж- ду Ульяновской областью и Рос- сийско-китайским технопарком "Дружба" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
Постоянно |
4.4. | Оказание содействия в продвиже- нии и реализации инновационных проектов организаций Ульяновской области в рамках сотрудничества с Международным научно-техничес- ким центром |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
Постоянно |
5. Повышение уровня инновационной культуры. Информационное обеспечение инновационной деятельности. Развитие имиджа Ульяновской области как территории инновационного развития |
|||
5.1. | Создание инновационного паспорта Ульяновской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
2007, I |
5.2. | Создание в сети Интернет вир- туальной выставки научно-техни- ческих разработок и инновацион- ных проектов организаций области "Инновации 73 региона" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, вузы Ульянов- ской области |
2007, II |
5.3. | Проведение областного конкурса "Инженер года" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
2006, III-IV |
2007, III-IV |
|||
5.4. | Проведение областного конкурса "Лучший инновационный проект" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
2007, II-III |
5.5. | Создание интерактивного элект- ронного банка запросов регио- нального бизнеса на научно-тех- ническую и инновационную продук- цию |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Ульяновский государственный техни- нический университет |
2007, III |
5.6. | Проведение областного конкурса "Лидеры инновационного бизнеса" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
2007, III |
5.7. | Проведение областного конкурса фундаментальных исследований |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
2007, III |
5.8. | Проведение областного конкурса "На лучшее техническое решение, изобретение, полезную модель, промышленный образец и рациона- лизаторское предложение, направ- ленное на решение актуальных проблем народного хозяйства Ульяновской области" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Ульяновский областной совет Все- российского общества изобретателей и рацио- нализаторов |
2007, I-II |
5.9. | Оказание содействия субъектам инновационной деятельности в участии в торгово-экономических выставках, ярмарках и других общероссийских, международных мероприятиях инновационной нап- равленности |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
Постоянно |
5.10. | Обновление инновационного пас- порта Ульяновской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
2007, IV |
5.11. | Разработка концепции и формата серии телевизионных программ, посвященных популяризации инно- вационной деятельности в Улья- новской области |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области, Ульяновский государственный уни- верситет |
2007, IV |
5.12. | Обновление информации о научном и инновационном потенциале Улья- новской области на Всероссийском портале "Наука и инновации в ре- гионах России" |
Департамент инноваций и информационных тех- нологий аппарата Пра- вительства Ульяновской области |
Постоянно |
Законом Ульяновской области от 3 июня 2009 г. N 69-ЗО в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
Реализация в 2008-2010 гг. мероприятий
областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности
в Ульяновской области на 2006-2010 годы" по годам и направлениям
3 июня 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ульяновской области от 2 ноября 2006 г. N 164-ЗО "Об утверждении областной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Ульяновской области на 2006-2010 годы"
Текст Закона опубликован в газете "Ульяновская правда" от 8 ноября 2006 г. N 86
Текст Закона опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Ульяновской области" N 10 (часть 1), 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ульяновской области от 3 ноября 2010 г. N 175-ЗО
Закон Ульяновской области от 30 ноября 2009 г. N 194-ЗО
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Закон Ульяновской области от 30 ноября 2009 г. N 187-ЗО
Строка 9 названного Закона приостанавливающая действие настоящего Закона исключена
Закон Ульяновской области от 3 июня 2009 г. N 69-ЗО