2. Департаменту планирования бюджета и отраслевого финансирования (Жаринова Л.Л.) обеспечить выполнение мероприятий утвержденной настоящим приказом ведомственной целевой программы.
3. Признать утратившими силу:
приказ Министерства финансов Ульяновской области от 28.03.2008 N 23-пр "Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства финансов Ульяновской области "Повышение эффективности предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям Ульяновской области на 2008-2010 годы";
приказ министерства финансов Ульяновской области от 18.04.2008 N 25-пр "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Ульяновской области от 28.03.2008 N 23-пр".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Ульяновской области Буцкую Е.В.
Министр финансов Ульяновской области |
О.С. Максимушкина |
Заместитель начальника отдела методологической работы |
С.В. Бровина |
Начальник юридического отдела |
Ю.В. Казаков |
Ведомственная целевая программа
Министерства финансов Ульяновской области "Повышение эффективности предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям Ульяновской области" на 2009-2011 годы
(Утв. Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 11 марта 2009 г. N 11-пр)
1. Паспорт
Наименование Программы | Ведомственная целевая программа Министерства финансов Ульяновской области "Повышение эффективности предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям Ульяновской области" на 2009-2011 годы (далее - ВЦП) |
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области |
Министерство финансов Ульяновской области (далее - Министерство) |
Задача Министерства, на решение которой направлена ВЦП |
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области и оказание содействия в повышении качества управления муниципальными финансами Ульяновской области |
Срок реализации ВЦП | 2009-2011 годы |
Ожидаемые конечные результаты от реализации ВЦП | |
Наименование показателей | - рост среднедушевых налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов Ульяновской области (в % к отчетному финансовому году); - доля муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, подавших заявки на участие в конкурсе на получение субсидий из областного бюджета Ульяновской области (далее - областной бюджет) на реформирование муниципальных финансов Ульяновской области в общем количестве муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области |
Плановое значение показателей по итогам реализации ВЦП | |
Рост среднедушевых налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов Ульяновской области (в % к отчетному финансовому году) |
2009 год - 89,1 2010 год - 100,0 2011 год - 101,0 |
Доля муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, подавших заявки на участие в конкурсе на получение субсидий из областного бюджета на реформирование муниципальных финансов Ульяновской области в общем количестве муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области (%) |
2009 год - 40 2010 год - 52 2011 год - 64 |
Объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета, направляемых в местные бюджеты, на повышение эффективности предоставления которых направлены мероприятия ВЦП |
|
Всего: в том числе 2009 год 2010 год 2011 год |
5 875 694,5 тыс. рублей 2 221 730,9 тыс. рублей 2 203 352,7 тыс. рублей 1 450 610,9 тыс. рублей |
2. Описание задачи Министерства на момент начала реализации ВЦП, пути ее решения, которые будут выбраны для реализации ВЦП
Описание задачи Министерства | Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области и оказание содействия в повышении качества управления муниципальными финансами Ульяновской области |
Описание проблем, с которыми связано решение задачи |
1. В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" количество муниципальных образований, расположенных на территории Ульяновской области, увеличилось с 25 до 167 (3 городских округа, 21 муниципальный район, 143 поселения (в том числе 11 городских и 132 сельских). Неравномерность распределения налогооблагаемой базы по муниципальным образованиям Ульяновской области, связанная с различиями муниципальных образований в уровне социально-экономического развития, территориальном расположении, демографическом положении и рядом других объективных факторов, осложняет, а порой и делает невозможным самостоятельное решение органами местного самоуправления вопросов местного значения. Так, в 2008 году при распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности был 0,079, максимальный - 3,704, то есть дифференциация составляла 46,9 раза. После распределения указанных дотаций минимальный уровень бюджетной обеспеченности стал 0,803, максимальный - 2,25, то есть разница в 2,85 раз. Таким образом, сокращение дифференциации произошло в 10,2 раза. Внедрение в Российской Федерации четырехуровневой бюджетной системы создало необходимость законодательного закрепления вопросов межбюджетного регулирования на уровне субъектов Российской Федерации. В связи с этим, в Ульяновской области был принят Закон Ульяновской области от 04.10.2005 N 096-ЗО "О межбюджетных отношениях в Ульяновской области". Данный закон определил схему построения в Ульяновской области межбюджетных отношений и механизмы ее реализации. Одним из основных направлений оказания финансовой помощи местным бюджетам является обеспечение сбалансированности местных бюджетов за счет областных фондов финансовой поддержки муниципальных образований. В соответствии с региональным законодательством выравнивание расчетной бюджетной обеспеченности производится на уровне муниципальных районов и городских округов. Полномочия по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета переданы органам местного самоуправления муниципальных районов. Формирование и распределение финансовой помощи из областного бюджета на выравнивание уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований осуществляется на формализованной основе. Действующая система межбюджетного регулирования позволяет каждому муниципальному образованию независимо от объема поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет оказывать определенный набор муниципальных услуг и обеспечивать деятельность органов местного самоуправления. Однако, когда выравнивающая функция становится преобладающей, это усиливает зависимость экономического развития муниципальных образований от регионального бюджета, не способствует более полному использованию условий их саморазвития требует централизации огромных финансовых ресурсов на региональном уровне. В связи с этим, возникает необходимость совершенствования форм бюджетного регулирования для создания условий для развития и увеличения муниципальными образованиями налогового потенциала и роста собственной доходной базы. 2. Развитие муниципальных финансов, их реформирование является важнейшим звеном в решении проблем межбюджетных отношений, определяющая роль которых очевидна в укреплении основ местного самоуправления. Укрепление финансовых основ местных бюджетов создает предпосылки к повышению роли местного самоуправления как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования. По итогам регулярно проводимого мониторинга следует отметить, что качество управления финансами муниципальных образовании оставляет желать лучшего. Кредиторская задолженность местных бюджетов по состоянию на 01.01.2009 года составляет 2452997,8 тыс. рублей. Количество муниципальных образований, ведущих работу по внедрению инструментов бюджетирования, ориентированного на результат - 8, что составляет 32% от общего числа муниципальных районов (городских округов). Одной из важнейших проблем является низкая заинтересованность муниципальных образований в реализации мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами в связи с нехваткой финансовых ресурсов на покрытие текущих потребностей. Кроме того, большинство представителей органов местного самоуправления не в полной мере ознакомлены с основными направлениями реформирования бюджетной системы в Российской Федерации, что ограничивает возможности по повышению качества управления финансами. |
Пути решения задач и связанных с ними проблем |
1. Решение задач выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ульяновской области и оказания содействия в повышении качества управления муниципальными финансами Ульяновской области будет осуществляться путем увеличения объемов межбюджетных трансфертов и совершенствования методов построения межбюджетных отношений, в т.ч.: - повышение уровня достоверности исходных данных, используемых при расчете объемов предоставляемых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; - предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов; - регулярный мониторинг качества управления муниципальными финансами. 2. Для целей решения поставленных задач в пределах полномочий Ульяновской области как субъекта Российской Федерации необходимо осуществить мероприятия по стимулированию органов местного самоуправления к реализации комплексных мероприятий по реформированию системы управления муниципальными финансами. При этом следует отметить, что стимулирование должно сочетаться с методологической помощью органам местного самоуправления. Наиболее эффективным способом решения данных задач является предоставление местным бюджетам па конкурсной основе субсидий на реформирование муниципальных финансов. Основным условием предоставления субсидий должна стать реализация на местном уровне рекомендуемого набора мероприятий по совершенствованию системы управления финансами в соответствии с общероссийскими тенденциями. С учетом вышеизложенного, основными мероприятиями, которые необходимо реализовать в рамках ВЦП, являются: - разработка (корректировка) методологии предоставления субсидий на реформирования муниципальных финансов, включая порядок предоставления и типовой набор мероприятий по реформированию. Размещение информации о конкурсе в открытом доступе, проведение разъяснительной работы для представителей муниципальных образований с целью представления полной и исчерпывающей информации о методологии (в том числе и по отдельным мероприятиям) и преимуществах участия муниципальных образований в данном конкурсе; - проведение конкурсного отбора заявок муниципальных образований на получение субсидий, размещение информации; - оценка выполнения муниципальными образованиями программ реформирования, размещение информации; - предоставление субсидий (своевременное, в полном объеме); - учет и контроль за расходованием субсидий (целевое использование, своевременное использование); - оценка результативности участия в конкурсе. В данном мероприятии речь идет как об опросе представителей органов местного самоуправления, так и о проведении сопоставительной оценки в рамках мониторинга качества управления муниципальными финансами. |
3. Описание методик расчета и (или) получения показателей конечного результата реализации ВЦП
Наименование показателя | Методика расчета (получения) |
Увеличение среднедушевых налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов Ульяновской области |
Усрд=(СрДn/СрДn-1)х100%, где Усрд - увеличение среднедушевых налоговых и неналоговых доходов; СрДn - среднедушевые налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов Ульяновской области по проекту бюджета на очередной финансовый год; СрДn-1 - среднедушевые налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов Ульяновской области по проекту бюджета на текущий финансовый год |
Доля муниципальных образований Ульяновской области, подавших заявки на участие в конкурсе на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов Ульяновской области в общем количестве муниципальных образований Ульяновской области |
Кпз Д=-----х100% К Кпз - количество муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, подавших заявки на участие в конкурсе на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов; К - общее количество муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области |
Доля муниципальных образований Ульяновской области - победителей конкурсов на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов Ульяновской области, положительно оценивающих участие в конкурсе |
К пол Дпол=------ К пб К - количество муниципальных образований пол Ульяновской области - участников конкурса, положительно оценивающих результаты участия; К - общее количество муниципальных образований пб Ульяновской области - победителей конкурса |
4. Описание механизма реализации ВЦП
Общее руководство и контроль за ходом реализации ВЦП осуществляет Министерство.
Программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области. Цели, задачи и основные мероприятия программы определены в соответствии с приоритетами бюджетной и налоговой политики Ульяновской области на 2009 год и среднесрочную перспективу.
Министр финансов Ульяновской области несет ответственность за реализацию и конечные результаты программы, рациональное использование выделяемых из областного бюджета в виде финансовой помощи местным бюджетам финансовых средств, определяет формы и методы управления программой.
Внесение изменений в программу, предусматривающих изменение формулировок и (или) снижение результатов реализации программы, осуществляется на основании доклада Министерства (как субъекта бюджетного планирования) о результатах и основных направлениях деятельности и оформляется приказом Министерства.
Отчет о реализации программы ежегодно представляется и рассматривается в составе доклада Министерства о результатах и основных направлениях деятельности.
5. Описание рисков реализации ВЦП
При реализации программы возможно возникновение следующих внешних рисков невыполнения программных мероприятий и недостижения запланированных результатов:
- исключение соответствующих полномочий Министерства;
- изменение федерального законодательства в части регулирования предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации;
- изменение законодательства Ульяновской области в части регулирования предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, в том числе в связи с изменением федерального законодательства;
- изменение прогнозов уровня инфляции (индекса потребительских цен) на 2010-2011 годы на момент формирования областного бюджета на 2010 год
К числу внутренних рисков реализации ВЦП относятся:
- размывание ответственности за реализацию ВЦП и ее отдельных мероприятий и в результате - непринятие необходимых мер и недостижение заявленных показателей деятельности Министерства;
- низкий уровень заинтересованности муниципальных образований Ульяновской области в участии в конкурсе на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов.
Для минимизации последствий наступления указанных внутренних рисков планируется принятие следующих шагов:
- своевременная разработка и утверждение плана мер по реализации ВЦП с установлением ответственных и сроков их реализации;
- реализация своевременной разъяснительной работы с муниципальными образованиями Ульяновской области с целью разъяснения положительных сторон участия в конкурсе по реформированию муниципальных финансов;
- рассмотрение возможности пересмотра сумм субсидии на реформирование муниципальных финансов в сторону увеличения;
- рассмотрение возможности изменения подходов к правилам расходования субсидий с целью предоставления муниципальным образованиям Ульяновской области больших возможностей для покрытия текущих потребностей.
6. Программные мероприятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства финансов Ульяновской области от 11 марта 2009 г. N 11-пр "Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства финансов Ульяновской области "Повышение эффективности предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям Ульяновской области" на 2009-2011 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Ульяновская правда" от 18 марта 2009 г. N 20
Приказом Министерства финансов Ульяновской области от 1 июня 2011 г. N 27-пр настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства финансов Ульяновской области от 22 декабря 2009 г. N 74-пр