Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Ульяновской Городской Думы
от 25.03.2009 N 34
Инвестиционная программа
МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на 2009-2011 годы
1. Паспорт
Инвестиционной программы МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на 2009-2011 годы
Наименование Программы |
Инвестиционная программа МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на 2009-2011 годы |
Основание для разработки программы |
- Федеральный закон от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" - "Генеральная схема водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на период до 2030 года", разработанная ФГУП НИИ "ВОДГЕО" (Заключение N 633-07/ГГЭ-4924/07 от 31 августа 2007 г. ФГУ! "Главгосэкспертиза России") - "Программа модернизации водопроводных и канализационных сетей г. Ульяновска на 2005-2015 годы", разработанная ОАО "Волгаэнергопроект-Самара" - Техническое задание на разработку Инвестиционной программы МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" на 2009-2011 годы, утвержденное решением Ульяновской городской Думы от 23.04.2008 года N 48 |
Заказчики Программы |
Мэрия г. Ульяновска МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" |
Основные разработчики Программы |
МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" ФГУП НИИ "ВОДГЕО", г. Москва |
Руководитель программы |
Заместитель Главы города Ульяновска |
Исполнители мероприятий Программы |
МУП "Стройзаказчик" Подрядные строительные организации |
Цели Программы |
Повышение надежности работы систем водоснабжения и канализации в соответствии с нормативными требованиями, повышение качества подготовки питьевой воды, повышение качества очистки сточных вод в соответствии с "Генеральной схемой водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на период до 2030 года" |
Задачи Программы |
- Строительство новых объектов водоснабжения и канализации на сумму 250,3 млн. руб. - Реконструкция и модернизация существующих объектов водоснабжения и канализации на сумму 362,5 млн. руб. с учетом индекса изменения сметной стоимости к уровню базы 2001 года по Ульяновской области |
Сроки реализации Программы |
2009-2011 годы |
Объемы финансирования Программы |
По водоснабжению - 491130 тыс. руб., По водоотведению - 121635,0 тыс. руб. |
Источники финансирования Программы |
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения |
Размер тарифа на подключение |
- к системе водоснабжения - 36420 руб. за 1 куб. м в сутки - к системе водоотведения - 5280 руб. за 1 куб. м в сутки |
Ожидаемые результаты выполнения Программы |
Повышение надежности работы систем водоснабжения и канализации в соответствии с нормативными требованиями, повышение качества подготовки питьевой воды, повышение качества очистки сточных вод в соответствии с "Генеральной схемой водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на период до 2030 года" |
Организация мониторинга и контроля |
Мониторинг выполнения программы осуществляется Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в соответствии с законодательством РФ 1 |
2. Пояснительная записка
2.1. Введение
Федеральным законом 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрено регулирование тарифов на отпуск воды и услуги водоотведения организаций коммунального комплекса, надбавок к этим тарифам и тарифов на подключение.
В соответствии с указанным Федеральным законом надбавки к тарифам и тарифы на подключение устанавливаются на основе Инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" является организацией коммунального комплекса, которая осуществляет отпуск абонентам (потребителям) города Ульяновска питьевой воды и оказывает этим абонентам (потребителям) услуги водоотведения.
Инвестиционная программа МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" на 2009-2011 год разработана в соответствии с указанным Федеральным законом и "Генеральной схемой водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на период до 2030 года", в целях обеспечения требуемого качества подготовки питьевой и очистки сточных вод, снижения экологических рисков, повышения качества и надежности муниципальных систем водоснабжения и водоотведения, обслуживаемых МУП "Ульяновскводоканал".
Перечень задач, подлежащих решению в Инвестиционной программе, в общих чертах изложен в техническом задании.
В настоящее время демографическая ситуация в г. Ульяновске характеризуется относительной стабильностью, рост населения (на 2009 год численность населения г. Ульяновска с учетом Пригородной Зоны порядка 700 тысяч человек) не прогнозируется, спад производства в городе не способствует и росту населения за счет миграции. Городское ВКХ в основном удовлетворяет количественным потребностям, но имеет немало качественных проблем. К наиболее важным из них относится качество питьевой воды, качество очистки сточных вод, качество работы существующей системы ПРВ и многое другое. Целый ряд сооружений ВКХ г. Ульяновска находится в аварийном состоянии (Поливненский водозабор, Промводозабор, выпуски сточных вод, водоводы в оползневых районах и многое другое). Инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по реконструкции и модернизации объектов МУП "Ульяновскводоканал" на 2009-2011 годы с целью повышения надежности и качества услуг водоснабжения и водоотведения, с учетом строительства нового жилья и объектов соцкультбыта.
К настоящему времени технический потенциал ВКХ г. Ульяновска практически исчерпан. Угроза коммунальной катастрофы в случае непринятия мер по модернизации коммунальных систем может стать реальностью уже в ближайшее десятилетие (об этом предупреждают специалисты Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения и РОССТРОЯ). Сложности ВКХ г. Ульяновска вызваны не только высоким процентом износа основных фондов и сетей, но и спецификой расположения города на двух берегах реки Волги (Куйбышевское водохранилище). Правобережная часть Ульяновска - его историческое ядро (г. Симбирск) - расположена на пересеченной местности вдоль Волги, характеризуется значительными перепадами высот. Левобережье застраивалось в более поздний период в основном как крупная промышленная зона с прилегающими жилыми районами (поселками). В настоящее время жилая часть Левобережья состоит из трех относительно обособленных жилых районов: Нижней Террасы, Верхней Террасы и Нового города. Юго-восточную часть Левобережья занимает промышленная зона (самолетный завод, станкозавод, ТЭЦ-2, строительные базы и многие другие предприятия).
2.2. Описание действующей системы водоснабжения и водоотведения, специфики ее функционирования
Сложным расположением города определяется и сложность структуры его ВКХ. В Правобережье существуют две самостоятельные системы водопровода: Промводопровод для подачи технической (речной неочищенной) воды и Волжские головные сооружения водопровода (ВГСВ), обеспечивающие потребителей Правобережья питьевой (очищенной) водой. В Левобережье водоснабжение осуществляется тремя самостоятельными системами: СОРВ (забор воды из Куйбышевского водохранилища), АГВ (источник водоснабжения Архангельское месторождение подземных вод), НФС (источник водоснабжения - дренажные воды дамбы Нижней Террасы). Как в правобережной, так и в левобережной частях города имеется своя система канализации. В Правобережье очистка сточных вод производится на ГОСК - городских очистных сооружениях канализации, расположенных в южной части города ниже по течению р. Волги. Очистные сооружения канализации Левобережья (ОСК) расположены южнее города (6 км) вниз по течению р. Волги в районе поселка Красный Яр.
Средний износ основных фондов ВКХ г. Ульяновска в настоящий момент составляет 60%, водопроводных и канализационных сетей - 69%. Однако более 300км сетей, находящихся в эксплуатации, уже сегодня полностью изношены (это, в основном, ведомственные сети, переданные в МУП за последние годы). Поэтому необходима Плановая модернизация сетей водоснабжения и водоотведения с применением полиэтиленовых труб, бестраншейных методов прокладки и перекладки трубопроводов, что особенно актуально в условиях высокоплотной городской застройки, насыщенной инженерными коммуникациями. Общая протяженность сетей водопровода г. Ульяновска - 1382,9 км, сетей канализации - 1217,5 км.
Эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и водоотведения г. Ульяновска и Пригородной Зоны занимается Ульяновское муниципальное унитарное предприятие МУП "Ульяновскводоканал". Целью деятельности данного предприятия является обеспечение потребителей очищенной питьевой водой и обеспечение отдельных промпредприятий неочищенной речной водой для технических целей, а также отведение хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод на очистные сооружения и выпуск очищенных стоков в Куйбышевское водохранилище и вывоз ЖБО из Пригородной Зоны. В качестве структурных подразделений в составе МУП "Ульяновскводоканал" функционируют основные и вспомогательные цеха, обеспечивающие эксплуатацию городского водопроводно-канализационного хозяйства.
Стоимости всех мероприятий приняты по укрупненным показателями объектам-аналогам в базовых ценах 2001 г.
Следует подчеркнуть, что целью Инвестиционной программы является определение основных задач, стоящих перед Администрацией Муниципалитета г. Ульяновска и МУП "Ульяновскводоканал" на 2009-2011 год, и поиск путей их решения. Эти задачи перечислены "Перечне мероприятий по Инвестиционной программы МУП "Ульяновскводоканал" на 2009-2011 год". (Приложение 1)
2.3. Водоснабжение
В настоящее время водоснабжение расположенного на двух берегах Волги (Куйбышевское водохранилище) города Ульяновска осуществляется посредством пяти самостоятельных систем. Правобережную часть города обеспечивают питьевой водой Волжские Головные Сооружения Водопровода (ВГСВ). Водоснабжение промышленных предприятий Правобережья речной (технической) водой осуществляет Промводопровод.
В состав ВГСВ входит водозаборный комплекс, промежуточная станция подкачки (НС II подъема), очистные сооружения с выпуском в водохранилище. Водозабор, расположенный к северу от Ульяновска (выше по течению реки), осуществляется из Куйбышевского водохранилища в районе п. Поливно. Поливненский водозаборный комплекс состоит из двух водозаборных узлов руслового типа. При падении уровня воды в водохранилище до отм.45.5 производительность одного из водозаборных узлов падает до нуля. Водопроводный оголовок N 2 в результате переработки берега водохранилища активно заиливается донными отложениями и в настоящее время находится в предаварийном состоянии. В связи с чем в 2005 году разработан проект строительства илового оголовка с удалением от существующего на 60 метров дальше в акваторию водохранилища. Строительство нового оголовка включено в Инвестиционную Программу 2009 года. Насосные станции первого подъема водозабора совмещены с аванкамерами. Площадки, где они расположены, находятся в оползневой зоне (в настоящий момент в критическом положении находится трансформаторная подстанция водозабора). Поскольку Поливенский водозабор является единственным источником водоснабжения для хозяйственно-питьевых нужд Правобережья, необходимо закончить строительство трансформаторной подстанции 35/6 кВ.
От насосных станций (I подъема) речная вода подается на промежуточную станцию подкачки (II подъема) по четырем водоводам, которые также находятся в оползневой зоне, чем обусловлены периодические аварийные ситуации на них. Инвестиционной программой предусмотрена модернизация этих водоводов с учетом противооползневых мероприятий. От промежуточной станции подкачки речная вода по трем водоводам поступает на ВОС (водоочистную станцию ВГСВ). Станция очистки речной воды сооружалась в четыре очереди и соответственно состоит из четырех блоков водоочистки. Последний - четвертый - блок имеет существенные конструктивные (проектные) недостатки и не обеспечивает проектной мощности. Инвестиционной программой предусмотрены мероприятия по его модернизации с тем, чтобы выйти на проектную производительность. Значительный износ сооружений второй и третьей очереди построенных в 1961 году требует капитального ремонта с реконструкцией, что также предусматривается в программе.
Часть сооружений ВГСВ из состава четвертой очереди были недостроены и, в настоящее время, требуется строительство сооружений по обработке и утилизации осадка от всей станции подготовки воды питьевого качества. Инвестиционной программой предусматривается строительство этих сооружений.
Водоснабжение левобережной части г. Ульяновска осуществляется тремя независимыми источниками: СОРВ - станцией очистки речной воды, забираемой из Куйбышевского водохранилища, АГВ - Архангельским грунтовым водозабором на подземных водах Архангельского месторождения и НФС - насосно-фильтровальной станцией на дренажных водах дамбы Нижней Террасы. В теплый период года, когда отключено горячее водоснабжение, производительность всех трех источников приблизительно равна - по 30 тыс. м.3 в сутки. В холодное время года производительность СОРВ возрастает до 60 тыс. м.3 в сутки. Речная вода на СОРВ подается из Куйбышевского водохранилища, водозабор расположен в районе п. Архангельское и представляет собой четыре затопленных водоприемника. Речная вода по четырем самотечным водоводам поступает на насосную станцию первого подъема, совмещенную с водоприемной камерой. Станция очистки речной воды расположена в семнадцати километрах от водозабора. На СОРВ речная вода подается по трем напорным водоводам. НС II подъема, расположенная на территории СОРВ, подает очищенную (питьевую) воду к жилой застройке Верхней Террасы и на ТЭЦ-2 для обеспечения ее технологических нужд и работы системы горячего водоснабжения. Помимо подачи питьевой воды НС II подъема подает речную неочищенную) воду в промышленную зону на технические нужды. Подлежит модернизации действующая система обеззараживания питьевой воды. Инвестиционной программой предусмотрено проектирование станции обеззараживания питьевой воды при помощи ультрафиолета и гипохлорита натрия.
Вторым источником водоснабжения этой части города является Архангельский грунтовый водозабор. Группа из 14 работающих скважин {всего их 30) по двум напорным водоводам подает подземную воду на станцию очистки (станция обезжелезивания). В настоящее время от 30 до 19 скважины проложен только один трубопровод диаметр 600 мм, что ставит под угрозу работу АГВ в случае аварийной ситуации на нем. Инвестиционной программой предусмотрено строительство второго трубопровода от 19 до 30 скважины. Подземная вода характеризуется повышенным содержанием железа, марганца и сероводорода. Существующая технология очистки обеспечивает только обезжелезивание и не обеспечивает соответствующего нормам уровня очистки воды от марганца. Поскольку целесообразность эксплуатации АГВ не вызывает сомнения (полностью защищенный источник водоснабжения для Левобережья) необходимость модернизации этого комплекса становится очевидной. Инвестиционной программой предусматривается целый ряд мероприятий по усовершенствованию технологии очистки подземной воды.
Третий источник водоснабжения Левобережья - НФС - насосно-фильтровальная станция, расположенная на Нижней Террасе. НФС осуществляет забор дренажных вод дамбы Нижней Террасы, доведение ее до требований СаНПиН и подачу для нужд населения и предприятий Нижней и Верхней Террас.
Таким образом, наличие трех независимых источников водоснабжения обеспечивает надежность качественного водоснабжения Левобережья, независимо от возможных ЧС, в том числе и техногенного характера.
С экономической точки зрения актуальной является проблема режима подачи питьевой воды населению города в течение суток. В настоящее время регулирование этого процесса осуществляется на сооружениях водопровода вручную путем открытия и закрытия запорной арматуры и включения насосного оборудования. Режим водопотребления изменяется в течение суток и стабилизировать подачу воды в таких условиях практически невозможно. Это приводит к перебоям в подаче воды жителям отдаленных районов, особенно в утренние и вечерние часы. К тому же создание избыточных напоров воды в ночное время суток приводит к порывам трубопроводов и нерациональным потерям воды. В настоящее время данная проблема может быть решена путем установки на сооружениях водопровода аппаратуры частотно-регулируемого привода управления насосным оборудованием.
2.4. Водоотведение
Водоотведение города Ульяновска осуществляется двумя самостоятельными системами канализации с сооружениями биологической очистки: одна - для правобережной, другая - для левобережной части города. Общая протяженность трубопроводов канализации составляет 1217,5 км, их них напорных - 112 км. Общее количество канализационных насосных станций - 48, из них в Правобережье - 27 и в Левобережье - 21.
Ныне существующий комплекс очистных сооружений обеспечивает механическую и полную биологическую очистку поступающих стоков (210 тыс. м.3 в сутки). Отводимые в реку Волгу очищенные сточные воды соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к качеству сточных вод, прошедших биологическую очистку, однако не отвечают требованиям, предъявляемым к качеству очищенных стоков, спускаемых в водоем рыбохозяйственного значения. Инвестиционной программой предусмотрено проектирование станции УФ обеззараживания очищенных сточных вод.
Одной из важных проблем в системе водоотведения Правобережья является плохое состояние главной насосной станции канализации (ГНС), перекачивающей стоки из центральной и северной частей города на ГОСК. Инвестиционной программой учтена ее модернизация.
В левобережной части г. Ульяновска все хозяйственно-бытовые производственные стоки, а также часть дождевого и талого стоков (менее 3% от общего количества) поступают на сооружения биологической очистки ОСК, расположенные в районе поселка Красный Яр (в 6 км южнее города вниз по течению р. Волги). ОСК обеспечивают механическую и биологическую очистку стоков в количестве 120 тыс. м.3 в сутки. Как и в Правобережье очищенные на ОСК стоки соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к качеству сточных вод после полной биологической очистки, однако не отвечают требованиям, предъявляемым к качеству очищенных стоков, спускаемых в водоем рыбохозяйственного значения. Инвестиционной программой предусмотрено проектирование станции УФ обеззараживания очищенных сточных вод.
Как и в Правобережье для обеззараживания сточных вод на ОСК предусматривается проектирование станции УФ-обеззараживания с использованием УФ-установок полной заводской готовности. Отказ от проводимого в настоящее время обеззараживания хлором частично вызван необходимостью проведения серьезной модернизации существующей хлораторной для ее соответствия действующим нормам.
2.5. Цели и задачи инвестиционной программы
Основными целями и задачами инвестиционной программы являются:
- проведение существующих сооружений систем водоснабжении и водоотведения города Ульяновска, построенных по проектам 60-70-х годов прошлого века в соответствии с постоянно ужесточающимися требованиями нормативных документов настоящего времени;
- обеспечение гарантированного долгосрочного и доступного питьевого водоснабжения населения и предприятий города Ульяновска;
- обеспечение санитарно-гигиенической и экологической безопасности территории города и реки Волги в ее нижнем течении;
- обеспечение условий реализации "Генеральной схемы водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на период до 2030 года".
Основной задачей программы на 2009-2011 год является реализация "Мероприятий Инвестиционной программы МУП "Ульяновскводоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2009-2011 год" (Приложение N 1) в полном объеме, качественно и в срок.
2.6. План и технический анализ мероприятий инвестиционной программы
В технических мероприятиях инвестиционной программы отражены пути модернизации систем водоснабжения и водоотведения, направленные на повышение качества и надежности водоснабжения и водоотведения города Ульяновска.
В инвестиционной программе предусмотрены следующие технические решения:
Поливенский водозаборный комплекс. Модернизация водоприемного оголовка N 2 |
Поливенский водозаборный комплекс. Завершение строительства ТП 35/6 кВ (трансформаторная подстанция для НС 1 подъема) на площадке третьей очереди водозабора |
Поливенский водозаборный комплекс. Строительство двух воздушных линий для подключения ТП (НС 1) к существующим ВЛ-35 кВ с их модернизацией |
Поливенский водозаборный комплекс. Строительство ВЛ-35 кВ от ПС "Новый водозабор" до ТП (НС 1) |
Строительство ВЛ-35 кВ от ПС "Новый водозабор" до существующей ВЛ-35 кВ (В6) |
Поливенский водозаборный комплекс. Строительство кабельно-воздушной линии 6 кВ от ПС "Новый водозабор" до ТП (НС 1) |
Поливенский водозаборный комплекс. Прокладка двух кабельных линий б# кВ от ТП (НС1) до НС N 1 и НС N 2 |
Модернизация ВОС ВГСВ (строительство новых сооружений и модернизация существующих для решения проблемы качества питьевой воды с созданием системы автоматического контроля и регулирования реагентной обработкой воды) |
Модернизация ВОС ВГСВ (строительство сооружений для обработки и утилизации осадка) |
ВОС ВГСВ. Модернизация блока N 4 (строительство сооружений повторного использования воды от промывки фильтров, изменение конструкции смесителей, модернизация КХ, модернизация фильтров) |
ВГСВ Капитальный ремонт блока N 1 |
ВГСВ Капитальный ремонт блока N 2 |
Плановая реновация изношенных водоводов (диаметр 00-1200 мм) |
Плановая реновация магистральных сетей (диаметр 300-500 мм) |
Плановая реновация изношенных разводящих сетей (диаметр 300-500 мм) |
Создание при ВКХ цеха реновации трубопроводов |
Пригородная зона. Ремонт и восстановление водоснабжения, устройство водоохранных зон арт. скважин в селах Отрада, Баратаевка, Старая Кротовка, Новая Кротовка, Аненково, Тепличный, поселках Пригородный, Луговой, Кувшиновка, Плодово-питомнический, Лаишевка. |
Модернизация АГВ. (решение проблемы деманганации, обеззараживания и стабилизационной обработки воды) |
Строительство резервуара на станции обезжелезивания АГВ |
Модернизация магистральных сетей Верхней и Нижней Террасы (диаметр 250-500 мм) |
Модернизация (взамен изношенных) разводящих сетей на Верхней и Нижней Террасы (диаметр 100-250 мм) |
Модернизация магистральных сетей Нового города (диаметр 300-500 мм) |
Строительство сборной нитки второго водовода от скважины N°19 до скважины N 30 |
Строительство сооружений для обработки и утилизация осадка НФС |
Автоматизация контроля за реагентной обработкой воды на СОРВ и АГВ |
Проектирование станции обеззараживания питьевой воды при помощи УФ и гипохлорита натрия на СОРВ |
Проектирование станции УФ обеззараживания очищенных сточных вод ГОСК |
Модернизация ГОСК (решение проблем удаления a30ia и фосфора, доочистка). Аэробная минерализация осадка |
"ОСК. Замена решеток в зданиях решеток. Модернизация песколовок |
Строительство полигона для захоронения осадка |
Модернизация ГНС для обеспечения надежности водоотведения вновь подключаемых объектов, (замена оборудования, модернизация распределительной камеры и аварийного выпуска) |
Модернизация одной нитки стального трубопровода ГНС-ГОСК (диаметр 1000 мм) |
Строительство главного разгрузочного коллектора от ул. К. Маркса до разгрузочного коллектора на ул. Кирова (ст. 1000 мм) |
Модернизация дюкера под ж/д выемкой в створе ул. Кирова (2 диаметр 800 мм) |
Модернизация ветхих трубопроводов (0 150-300 мм) |
Модернизация КНС-3 и КНС-11 для обеспечения надежности водоотведения вновь подключаемых объектов |
Модернизация КНС-15 для обеспечения надежного водоотведения вновь подключаемых объектов |
Строительство перемычки для трассы КНС-3 - ОС К |
Проектирование станции УФ обеззараживания очищенных сточных вод ОСК "Красный Яр" |
Плановая модернизация сетей водоотведения с применением полиэтиленовых труб, бестраншейных методов прокладки и перекладки трубопроводов, согласно "Программы модернизации водопроводных и канализационных сетей г. Ульяновска на 2005-2015 годы" |
2.7. Обоснование расчета стоимости затрат мероприятий инвестиционной программы
Расчет затрат на выполнение инвестиционной программы складывается из стоимости мероприятий по направлениям.
Затраты на реализацию мероприятий складываются из стоимости проектных работ, выполненных пообъектно, изыскательских работ (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрогеологические) для стадии "Технико-экономическое обоснование" и "Рабочая документация", а также капитальных затрат на проведение непосредственно комплекса работ. Расчеты произведены в соответствии со Сборником цен на проектные и изыскательские работы для строительства. Справочником базовых цен Минстроя 2003 г., Сборником цен 2001 г. Расчеты стоимости затрат выполнены следующими специализированными организациями: ФГУП НИИ "ВОДГЕО", ОАО "Волгаэнергопроект-Самара".
Кроме того, стоимость приобретения оборудования, монтажа, наладки и проведения комплекса работ принята по ценам организаций-производителей, дилерских и дистрибьюторских компаний и подрядных специализированных организаций.
Для перевода стоимости затрат на реализацию мероприятий в цены текущего года базовые цены 2001 года необходимо умножить на индекс изменения сметной стоимости (без НДС) к уровню базы 2001 года по Ульяновской области (за 1 квартал 2008 г. в размере 4,59).
2.8. Финансовый план реализации инвестиционной программы
Общие финансовые затраты на реализацию инвестиционной программы на 2009-2011 годы составляют ориентировочно с учетом индекса изменения сметной стоимости всего - 612765 тыс. руб., в том числе: по водоснабжению - 491130 тыс. руб., по водоотведению - 121635 тыс. руб. и отражены в Финансовом плане (Приложение N 2) по следующим мероприятиям:
N п/п |
Наименование мероприятий |
Финансовые потребности на реализацию мероприятия тыс. руб. в ценах 2001 г. за счет тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
||
Водоснабжение правобережья г. Ульяновска | ||||
1 |
Поливенский водозаборный комплекс. Модернизация водоприемного оголовка N 2 |
11400,00 |
11400,00 |
|
2 |
Поливенский водозаборный комплекс. Завершение строительства ТП 35/6 кВ (трансформаторная подстанция для НС 1 подъема) на площадке третьей очереди водозабора |
10000,00 |
10170,00 |
|
3 |
Поливенский водозаборный комплекс. Строительство двух воздушных линий для подключения ТП (НС 1) к существующим ВЛ-35 кВ с их модернизацией |
800,00 |
|
|
4 |
Поливенский водозаборный комплекс. Строительство ВЛ-35 кВ от ПС "Новый водозабор" до ТП (НС 1) |
1000,00 |
1580,00 |
|
5 |
Строительство ВЛ-35 кВ от ПС "Новый водозабор" до существующей ВЛ-35 кВ (В6) |
890,00 |
|
|
6 |
Поливенский водозаборный комплекс. Строительство кабельно-воздушной линии 6 кВ от ПС "Новый водозабор" до ТП (НС 1) |
1200,00 |
1200.00 |
|
7 |
Поливенский водозаборный комплекс. Прокладка двух кабельных линий 6 кВ от ТП (НС 1) до НС N 1 и НС N 2 |
|
1600,00 |
|
8 |
Модернизация ВОС ВГСВ (строительство новых сооружений и модернизация существующих для решения проблемы качества питьевой воды с созданием системы автоматического контроля и регулирования реагентной обработкой воды) |
200,00 |
1000,00 |
1160,00 |
9 |
Модернизация ВОС ВГСВ (строительство сооружений для обработки и утилизации осадка) |
600,00 |
1000,00 |
2000,0 |
10 |
ВОС ВГСВ. Модернизация блока N 4 (строительство сооружений повторного использования воды от промывки фильтров, изменение конструкции смесителей, модернизация КХ, модернизация фильтров) |
500,00 |
500,00 |
1500,00 |
11 |
ВГСВ Модернизация блока N 1 |
1800,00 |
|
|
12 |
ВГСВ Модернизация блока N 2 |
|
1800,00 |
|
13 |
Плановая реновация изношенных водоводов (диаметр 600-1200 мм) |
2000,00 |
2000,0 |
2000,0 |
14 |
Плановая реновация магистральных сетей (диаметр 300-500 мм) |
2000,0 |
2000,0 |
2000,0 |
15 |
Плановая реновация изношенных разводящих сетей (диаметр 300-500 мм) |
1000,0 |
1000,0 |
2000,0 |
16 |
Создание при ВКХ цеха реновации трубопроводов |
500,00 |
500,00 |
1000 |
17 |
Пригородная зона. Модернизация водоснабжения, устройство водоохранных зон арт. скважин в селах Отрада, Баратаевка, Старая Кротовка, Новая Кротовка, Аненково, Тепличный, поселках Пригородный, Луговой, Кувшиновка, Плодово-питомнический, Лаишевка |
1000,00 |
1000,00 |
1000,00 |
|
Итого по водоснабжению Правобережья - 84300 тыс. руб. |
34890 |
36750 |
12660 |
Водоснабжение левобережья г. Ульяновска | ||||
18 |
Модернизация АГВ. (решение проблемы деманганации, обеззараживания и стабилизационной обработки воды) |
1000,00 |
1000,00 |
3000,0 |
19 |
Строительство резервуара на станции обезжелезивания АГВ |
|
|
1000,00 |
20 |
Модернизация магистральных сетей Верхней и Нижней Террасы (диаметр 250-500 мм) |
300,00 |
300,00 |
600,00 |
21 |
Модернизация (взамен изношенных) разводящих сетей на Верхней и Нижней Террасы (диаметр 100-250 мм) |
300,00 |
300,00 |
600,00 |
22 |
Модернизация магистральных сетей Нового города (диаметр 300-500 мм) |
300,00 |
300,00 |
600,00 |
23 |
Строительство сборной нитки второго водовода от скважины N 19 до скважины N 30 |
2000,00 |
2000,00 |
2000,00 |
24 |
Строительство сооружений для обработки и утилизация осадка НФС |
|
|
2000 |
25 |
Автоматизация контроля за реагентной обработкой воды на СОРВ и АГВ |
500,00 |
500,00 |
500,00 |
26 |
Проектирование станции обеззараживания питьевой воды при помощи УФ и гипохлорита натрия на СОРВ |
600,00 |
1500,00 |
1500,00 |
|
Итого по водоснабжению Левобережья - 22700 тыс. руб. |
5000 |
5900 |
11800 |
|
Всего по водоснабжению: - 107000 тыс. руб. |
39890 |
42650 |
24460 |
|
Итого по водоснабжению с учетом индекса изменения сметной стоимости за 1 квартал 2008 года = 4,59 - 491130 тыс. руб. |
183095,1 |
195763,5 |
112271,4 |
Водоотведение правобережья г. Ульяновска | ||||
27 |
Проектирование станции УФ обеззараживания очищенных сточных вод ГОСК |
500,00 |
1000,00 |
1000,00 |
28 |
Модернизация ГОСК (решение проблем удаления азота и фосфора, доочистка). Аэробная минерализация осадка |
500,00 |
500,00 |
500,00 |
29 |
"ОСК. Замена решеток в зданиях решеток. Модернизация песколовок |
1000,00 |
1000,00 |
1000,00 |
30 |
Строительство полигона для захоронения осадка |
|
|
1000,00 |
31 |
Модернизация ГНС для обеспечения надежности водоотведения вновь подключаемых объектов, (замена оборудования, модернизация распределительной камеры и аварийного выпуска) |
200,00 |
500,00 |
500,00 |
32 |
Модернизация одной нитки стального трубопровода ГНС-ГОСК (диаметр 1000 мм) |
|
|
1000,00 |
33 |
Строительство главного разгрузочного коллектора от ул. К. Маркса до разгрузочного коллектора на ул. Кирова (ст. диаметр 1000 мм) |
500,00 |
2000,00 |
2000,00 |
34 |
Модернизация дюкера под ж/д выемкой в створе ул. Кирова (2 диаметр 800 мм) |
|
|
2000,00 |
35 |
Модернизация ветхих трубопроводов (диаметр 150-300 мм) |
500,00 |
500,00 |
500,00 |
|
Итого по водоотведению Правобережья - 18200 тыс. руб. |
3200 |
5500 |
9500 |
|
Водоотведение Левобережья г. Ульяновска |
|
|
|
36 |
Модернизация КНС-3 и КНС-11 для обеспечения надежности водоотведения вновь подключаемых объектов |
200,00 |
200,00 |
200,00 |
37 |
Модернизация КНС-15 для обеспечения надежного водоотведения вновь подключаемых объектов |
200,00 |
200,00 |
|
38 |
Строительство перемычки для трассы КНС-3 - ОС К |
|
|
1000,00 |
39 |
Проектирование станции УФ обеззараживания очищенных сточных вод ОСК "Красный Яр" |
500,00 |
1000,00 |
1000,00 |
40 |
Плановая модернизация сетей водоотведения с применением полиэтиленовых труб, бестраншейных методов прокладки и перекладки трубопроводов, согласно "Программы модернизации водопроводных и канализационных сетей г. Ульяновска на 2005-2015 годы" |
1000,0 |
1000,00 |
2000,00 |
|
Итого по водоотведению Левобережья - 8300 тыс. руб. |
1900 |
2200 |
4200 |
|
Всего по водоотведению - 26500 тыс. руб. |
5100 |
7700 |
13700 |
|
Итого по водоотведению с учетом индекса изменения сметной стоимости за 1 квартал 2008 года = 4,59 - 121635 тыс. руб. |
23409 |
35343 |
62883 |
|
Итого на выполнение Программы - 133500 тыс. руб. |
44990 |
50350 |
38160 |
|
Итого на выполнение Программы с учетом индекса изменения сметной стоимости за 1 квартал 2008 года = 4,59 - 612765 тыс. руб. |
206504,1 |
231106,5 |
175154,4 |
2.9. Оценка риска для развития муниципального образования "город Ульяновск" при возможных срывах в реализации инвестиционной программы
Инвестиционная программа содержит потенциальные риски, которые обусловлены следующими обстоятельствами:
1. выполнение инвестиционной программы не в полном объеме;
2. несоблюдение сроков реализации мероприятий;
3. недостаточное финансовое обеспечение;
4. недоиспользование или невостребованность вновь введенных производственных мощностей.
Из четырех вышеперечисленных факторов риска наиболее реальным представляется недостаточное финансовое обеспечение. Именно недостаточное или несвоевременное финансирование создает угрозу срыва реализации инвестиционной программы.
Наиболее нестабильной и, поэтому несущей риск, является плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, поскольку, как установлено пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" величина тарифа на подключение "... устанавливается на единицу заявленной нагрузки, обеспечиваемой "соответствующей системой коммунальной инфраструктуры для строящихся зданий, строений, сооружений, иных объектов, или на единицу увеличения нагрузки реконструируемых...". В данном случае в качестве увеличения нагрузки выступают объемы водоснабжения и водоотведения, обеспечиваемые МУП "Ульяновскводоканал". Согласно пункту 3 статьи 12 этого же Федерального закона "...Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию...". Следовательно, на практике сумма средств.. ежегодно аккумулируемых за счет платы за подключение, зависит от количества таких договоров, объемов увеличения нагрузки и тарифов на подключение.
Снизить данный риск позволят следующие мероприятия:
- привлечение заемных средств;
- частичное обеспечение финансовых потребностей за счет средств муниципального образования, при этом могут быть рассмотрены и средства федерального и областного бюджетов;
- использование собственных средств.
Государственное регулирование тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, надбавок к ним, а также тарифов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения может повлиять на возникновение риска. Это связано с тем, что действующее законодательство ограничивает увеличение тарифов путем утверждения индексов максимально возможного их изменения. А результатом утверждения необоснованных тарифов будут убытки предприятия.
2.10. Охрана окружающей среды
Практически все мероприятия по модернизации системы водоотведения и часть мероприятий по модернизации системы водоснабжения в обеих частях города, предлагаемые настоящей инвестиционной программой, являются природоохранными, то есть направленными на сохранение окружающей среды. Цель модернизации существующих биологических очистных сооружений канализации - доведение качества очищенных сточных вод до соответствия требованиям для стоков, отводимых в водоем рыбохозяйственного значения. Существующая в настоящее время биологическая очистка стоков в системе водоотведения г. Ульяновска соответствует действующим нормам для стоков, прошедших биологическую очистку, но не соответствует нормам для стоков, выпускаемых в водоемы рыбохозяйственного значения (каковыми являются Куйбышевское водохранилище р.Волги и впадающие в него реки). Инвестиционной программой предусматриваются значительные финансовые вложения на проведение важнейших мероприятий, основной целью которых является охрана окружающей среды. Так взамен ныне используемого для обеззараживания очищенных стоков хлора намечается применение УФ-обеззараживания, которое не оказывает отрицательного воздействия на гидросферу. Применение же в качестве дезинфектанта хлора требует последующего дехлорирования очищенных стоков, поскольку, при использовании хлорсодержащих реагентов, в водах водохранилища неизбежно будут образовываться и накапливаться галогенированные углеводороды, отрицательное воздействие которых на население и биоценоз может быть даже выше эпидемической опасности микробного загрязнения (ныне уже доказана связь роста онкологических заболеваний с хлорированием воды, установлено и токсическое, канцерогенное воздействие хлорорганических соединений на организм человека).
Для предотвращения оползневых явлений в прибрежной зоне, разрушивших уже не одно сооружение ВКХ г. Ульяновска, предусматривается проведение противооползневых мероприятий в районах наиболее подверженных этим катастрофическим явлениям. Особенно это касается места расположения новой очереди Поливненского водозабора, обеспечивающего питьевой водой все Правобережье, и места канализационных выпусков, аварии на которых всегда чреваты самыми негативными последствиями для экологии города и его окрестностей.
Таким образом намеченные данной Инвестиционной программой мероприятия по совершенствованию очистки сточных вод и системы обеззараживания сточных и питьевых вод, берегоукрепительные мероприятия призваны в первую очередь служить охране окружающей среды, улучшению экологической обстановки региона.
2.11. Расчет тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе ВКХ на 2009-2011 год
Тариф на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливается на единицу заявленной нагрузки, обеспечиваемой соответствующей системой для строящихся объектов, или на единицу увеличения нагрузки реконструируемых объектов (Федеральный Закон N 210-ФЗ).
Расчет тарифа на подключение объектов недвижимости к сетям водоснабжения и водоотведения основан на том, что размер платы за подключение должен компенсировать все расходы, связанные с выполнением указанных работ (Приложение N 3 и Приложение N 4). При этом, включение указанных расходов в состав оплаты услуг водоснабжения и водоотведения по установленным тарифам недопустимо.
Плата за подключение вновь создаваемых и реконструируемых объектов недвижимости вносится лицами, заинтересованными в подключении создаваемых ими объектов к сетям инженерной инфраструктуры и подавших заявку на выдачу технических условий, как правило, застройщиками (опосредованно эта плата отражается на стоимости строительства 1 кв. м жилья).
Согласно Программе развития г. Ульяновска в 2009 г. планируется ввести 323,5 тыс. кв. м жилья, в котором предполагается проживание 17,97 тыс. чел. Общая площадь вводимых предприятий социально-культурного, административного, коммерческого и другого назначения составит 91,2 тыс. кв. м.
Согласно Программе развития г. Ульяновска в 2010 г. планируется ввести 400 тыс. кв. м жилья, в котором предполагается проживание 22,22 тыс. чел. Общая площадь вводимых предприятий социально-культурного, административного, коммерческого и другого назначения составит 112,8 тыс. кв. м.
Согласно Программе развития г. Ульяновска в 2011 г. планируется ввести 440 тыс. кв. м жилья, в котором предполагается проживание 24,44 тыс. чел. Общая площадь вводимых предприятий социально-культурного, административного, коммерческого и другого назначения составит 124,08 тыс. кв. м.
Общая суммарная нагрузка в точках подключения, определенная специалистами Водоканала исходя из установленных нормативов потребления воды и отвода сточной жидкости (66 куб. м на человека в год по водоснабжению и 112,8 куб. м на человека в год по водоотведению), нормы площади жилья на 1 человека (18 кв. м), по водоснабжению составит в 2009 г. - 3249,4 куб. м в сутки, в 2010 г. - 4017,8 куб. м в сутки, в 2011 г. - 4419,3 куб. в сутки, по водоотведению составит в 2009 г. - 5553,5 куб. м в сутки, в 2010 г. - 6866,9 куб. м в сутки, в 2011 г. - 7552.96 куб. м в сутки. С учетом нормативов расхода воды и отведения сточной жидкости по другим вводимым объектам подключенная нагрузка может составить по водоснабжению составит в 2009 г. - 500 куб. м в сутки, в 2010 г. - 618,4 куб. м. в сутки, в 2011 г. - 680,26 куб. в сутки, по водоотведению составит в 2009 г. - 850 куб. м в сутки, в 2010 г. - 1051,3 куб. м в сутки, в 2011 г. - 1163,2 куб. м в сутки.
Тарифы на подключение на 2009-2011 годы составят:
- К системе водоснабжения:
107000 тыс. руб. х 4,59 : 13485,16 куб. м в сутки = 36,420 тыс. руб. за 1 куб. м в сутки, где:
- 107000 тыс. руб. - сумма затрат на мероприятия согласно Техническому Заданию на 2009 - 2011 гг. в ценах 2001 года;
- 13485,16 куб. м в сутки -суммарная нагрузка в связи с планируемым вводом жилья и предприятий социально-культурного, административного, коммерческого и другого назначения;
- 4,59 - индекс изменения сметной стоимости (без НДС) к уровню базы 2001 года по Ульяновской области за 1 квартал 2008 г.
- К системе водоотведения:
26500 тыс. руб. х 4,59 : 23037,86 куб. м в сутки = 5, 280 тыс. руб. за 1 куб. м в сутки, где:
- 26500 тыс. руб. - сумма затрат на мероприятия согласно Техническому Заданию на 2009-2011 гг. в ценах 2001 года;
- 23037,86 куб. м в сутки - суммарная нагрузка в связи с планируемым вводом жилья и предприятий социально - культурного, административного, коммерческого и другого назначения;
- 4,59 - индекс изменения сметной стоимости (без НДС) к уровню базы 2001 года по Ульяновской области за 1 квартал 2008 г.
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки для строящегося объекта или увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта.
3. Организация мониторинга и контроля хода реализации инвестиционной программы
Контроль за реализацией инвестиционной программы МУП "Ульяновскводоканал" по развитию системы водоснабжения и водоотведения города Ульяновска на 2009 год осуществляет заместитель мэра города по ЖКХ.
Реализация программы осуществляется на основе договоров, заключаемых МУП "Ульяновскводоканал" и органами местного самоуправления города Ульяновска в целях развития системы водоснабжения и водоотведения города с одной стороны, и МУП "Ульяновскводоканал" с исполнителями работ и поставщиками оборудования и материалов с другой стороны. Договор определяет права и обязанности заказчика и исполнителя работ, регулирует их отношения при выполнении условий договора, в том числе предусматривает контроль за ходом выполнения программных мероприятий.
Комитет ЖКХ г. Ульяновска (Комитет) организует проведение необходимых работ по привлечению бюджетных и внебюджетных средств для реализации инвестиционной программы и формированию специального фонда развития и модернизации систем водоснабжения и водоотведения города Ульяновска. В фонд поступают финансовые ресурсы из различных источников: федерального, регионального и местного бюджетов, внебюджетные средства, инвестиционные кредиты банков и т.д.
Для целевого финансирования программы Комитет совместно с МУП "Ульяновскводоканал", с учетом хода реализации программы в текущем году и проведения с исполнителями преддоговорной проработки намечаемых для реализации программных мероприятий, заказов, уточняют объемы необходимых средств для финансирования программы в будущем году. На основании этих сведений Комитет составляет бюджетные заявки на ассигнования из федерального и областного бюджетов, а также предложения по использованию внебюджетных средств и средств местного бюджета.
В соответствии с объемом выделяемых на реализацию программы финансовых средств Комитет ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
Комитет и другие заинтересованные структурные подразделения органов местного самоуправления организуют экспертные проверки хода реализации программы.
При этом обращается внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых из бюджетов и внебюджетных источников, конечные результаты программы. По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения цля мэра города о целесообразности продолжения работ и финансирования программы, применения санкций к участникам реализации программы, а также предложения по корректировке нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию программы.
4. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы
Эффективность реализации программных мероприятий оценивается в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
В социальном аспекте эффективность достигается за счет устранения негативного влияния водного фактора на здоровье людей - удовлетворении потребности населения города в качественной питьевой воде в количестве, соответствующим нормам потребления. Данный эффект достигается выполнением мероприятий по модернизации фильтрующего оборудования на очистных сооружениях водопровода, модернизации системы магистральных водоводов. Устранение опасности отравления жидким хлором населения города и обслуживающего персонала сооружений водопровода и канализации при возможных аварийных техногенных ситуациях с его разливом решается путем замены существующей системы обеззараживания питьевой воды жидким хлором на систему обеззараживания с применением гипохлорита натрия. Данный реагент не является опасным отравляющим веществом. Кроме того, за счет улучшения состояния здоровья населения сокращаются затраты на лечение, число невыходов на работу, а также улучшается демографическая ситуация, что дает прямой и косвенный экономический эффект.
В экономическом аспекте можно дать оценку эффективности в виде предотвращения ущерба за счет мероприятий, направленных на рациональное использование воды при ее подготовке на очистных сооружения водопровода, устранение потерь в водопроводных сетях за счет ее рациональной подачи в сети в течение суток и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, экономии электроэнергии при транспортировке и подготовке питьевой воды.
В экологическом аспекте эффективность достигается за счет комплекса мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения и оздоровления источника водоснабжения - реки Волги и атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне очистных сооружений канализации.
Это достигается заменой существующей системы обеззараживания сточных вод, сбрасываемых в реку Волгу, жидким хлором на систему обеззараживания очищенных сточных вод ультрафиолетовым облучением. Данная технология обеззараживания предотвращает образование высокотоксичных хлорорганических соединений (диоксинов) в сбрасываемых сточных водах. Внедрение системы обработки осадков и избыточного ила на очистных сооружениях канализации, совершенствование системы очистки сточных вод позволят решить проблему уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в водный бассейн реки Волги с очищенными сточными водами.
Осадок очистных сооружений канализации, прошедший обработку на комплексах утилизации, может быть использован для нужд сельского хозяйства области в качестве удобрения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.