Постановление Губернатора Ульяновской области
от 14 сентября 2010 г. N 33/68
"О Программе "Социальная реабилитация лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы"
8 октября 2013 г.
В целях создания условий для социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, и снижения уровня рецидивной преступности в Ульяновской области постановляю:
1. Утвердить Программу "Социальная реабилитация лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы (прилагается).
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
Исполняющий обязанности Губернатора области |
А.И. Якунин |
Программа
"Социальная реабилитация лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы
(утв. постановлением Губернатора Ульяновской области от 14 сентября 2010 г. N 33/68)
Паспорт Программы |
|
|
Наименование Программы |
- |
Программа "Социальная реабилитация лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
- |
поручение Президента Российской Федерации от 25.02.2009 N Пр-444. |
Государственный заказчик Программы |
- |
Правительство Ульяновской области. |
Разработчик Программы |
- |
департамент по вопросам общественной безопасности Правительства Ульяновской области. |
Цели и задачи Программы |
- |
цели: создание условий для социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы; снижение уровня рецидивной преступности в Ульяновской области; задачи: совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы; оказание социально-правовых услуг в процессе реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы; реализация комплекса мер профессиональной и трудовой реабилитации указанной категории лиц с ориентацией на потребности Ульяновской области; формирование межведомственной системы ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
доля трудоустроенных лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при содействии органов службы занятости от числа граждан данной категории; показатель безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, из числа лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, зарегистрированных в качестве безработных; доля преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, от общего числа зарегистрированных преступлений. |
Срок реализации Программы |
- |
2010-2012 годы. |
Основные исполнители Программы |
- |
Министерство труда и социального развития Ульяновской области; Департамент занятости населения Ульяновской области; департамент по вопросам общественной безопасности Правительства Ульяновской области; Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (по согласованию); Управление внутренних дел по Ульяновской области (по согласованию); Управление Федеральной миграционной службы по Ульяновской области (по согласованию). |
Система управления Программой |
- |
общее руководство Программой осуществляет Правительство Ульяновской области. |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели оценки эффективности мероприятий Программы |
- |
улучшение социального положения лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения); повышение у осужденных уровня информированности о своих правах и возможности трудоустройства на территории Ульяновской области после освобождения; трудоустройство лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, восстановление их утраченных социально полезных связей; формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы; снижение уровня рецидивной преступности. |
1. Содержание проблемы, анализ причин и пути решения проблемы
Концепцией стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 352-пр, определена главная стратегическая цель развития Ульяновской области - рост благосостояния и улучшение качества жизни жителей региона.
Динамичное развитие и будущее Ульяновской области зависят не только от образования и мотивации граждан к инновационному поведению, но и, прежде всего, от их здоровья, уверенности в завтрашнем дне, что неразрывно связано с обеспечением правопорядка и общественной безопасности, в том числе и через государственную поддержку социально незащищенных категорий граждан, в их числе лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к криминализации общества, деформации общественных ценностей, в связи с чем необходима система мероприятий, направленных на оказание содействия социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, что в конечном итоге позволит снизить уровень рецидивной преступности.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 25.02.2009 N Пр-444 (по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11.02.2009) субъектам Российской Федерации рекомендовано разработать и принять программы но оказанию помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и по содействию их социальной реабилитации.
О масштабности проблемы свидетельствуют данные Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - УФСИН по Ульяновской области) и Управления внутренних дел по Ульяновской области (далее - УВД по Ульяновской области). Ежегодно из учреждений уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории Ульяновской области, освобождаются тысячи лиц. В 2009 году количество лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, составило 2747 человек, из которых 2089 - жители Ульяновской области, из них 32 человека старше 60 лет, 41 инвалид I и II групп, 382 человека не имеют паспорта и регистрации по месту жительства.
Указанной категории лиц сложно возвращаться в социальную среду, приходится преодолевать различные трудности: отсутствие жилья, работы, общегражданского паспорта, невозможность получения социальных выплат, оформления в дома-интернаты. Самостоятельно указанной категории лиц сложно справиться с возникающими сложностями.
Освобождаемые из мест лишения свободы граждане представляют особую социально-демографическую группу населения, состоящую преимущественно из мужчин трудоспособного возраста. Состояние рынка труда Ульяновской области для их трудоустройства неоднозначно.
С одной стороны, они менее конкурентоспособны вследствие утраты трудовых навыков и более низкого образовательного уровня но сравнению с остальными безработными. В связи с этим повышение конкурентоспособности освобожденных из мест лишения свободы лиц на рынке труда в значительной степени связано с повышением их образовательного статуса.
С другой стороны, существующий спрос на рынке труда характеризуется преимущественной потребностью в рабочих специальностях, которыми зачастую владеют лица, освобожденные из мест лишения свободы. Поэтому необходимы мероприятия, позволяющие гражданам трудоспособного возраста из числа лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, получить образование с учетом потребности рынка труда в регионе.
Учитывая проблемы адаптации данной категории граждан, необходимо создание системы социальной реабилитации с комплексом мер социально-психологической и профессионально-трудовой реабилитации, так как в настоящее время такая система в области отсутствует.
Эффективным механизмом, способным создать систему социальной реабилитации, направленную на преодоление существующих проблем, будет являться программа с четким определением целей и задач, перечнем скоординированных мероприятий, способствующих социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Программный метод планирования деятельности с определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий но оказанию помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, станет эффективным механизмом решения проблемы.
Использование указанного метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и правоохранительных органов на приоритетных направлениях.
Следует отметить, что вопросы социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание, сформулированы в законодательстве в общей форме. Так, в статьях 180, 182 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи.
При этом трудовое и бытовое устройство данной категории лиц возложено на органы местного самоуправления, однако порядок этой работы, ее механизм законодательно не закреплены.
Законодательством не предусмотрены какие-либо льготы при трудоустройстве, обеспечении жильем, получении социальной помощи лицами, освободившимися из мест лишения свободы.
Социально-экономическая напряженность в обществе, недостаточная занятость населения, преступность обострили проблему социальной адаптации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. Испытывая трудности в решении вопросов трудоустройства, обеспечения жильем, социальных выплат, медицинского обслуживания, получения необходимого образования, реализации гражданских прав, они вновь встают на путь совершения преступлений. В наибольшей социальной поддержке нуждаются лица без документов, лица, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, и инвалиды.
Это обусловливает необходимость разработки и принятия системы мер, направленных на дальнейшее совершенствование профилактической деятельности, с учетом накопленного опыта и специфики территории Ульяновской области.
Необходимость разработки Программы обусловлена и анализом состояния рецидивной преступности в Ульяновской области.
Так, в 2009 году из 9195 установленных лиц, совершивших преступления, 2652 явились ранее судимыми за совершение преступлений (в 2008 году из 9236 - 2436, в 2007 году из 10889 - 2930); зарегистрировано 3902 преступления, совершенных указанной категорией лиц (2008 год - 3432, 2007 год - 4416), доля преступлений, совершенных ранее судимыми, от общего числа зарегистрированных преступлений в 2009 году составила 18,5 процента (2008 год - 15,3 процента, 2007 год - 15,9 процента).
Учитывая, что в Ульяновской области не решены многие проблемы в борьбе с преступностью и по обеспечению общественного порядка в жилом секторе, безопасности на улицах и в других общественных местах, профилактика правонарушений среди лиц, ранее судимых за совершение преступлений, позволит существенно стабилизировать состояние правопорядка.
Принятие Программы, направленной на оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации, будет способствовать снижению правонарушений в целом на территории Ульяновской области.
2. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
создание условий для социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы;
снижение уровня рецидивной преступности в Ульяновской области.
Задачами Программы являются:
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы;
оказание социально-правовых услуг в процессе реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы;
реализация комплекса мер профессиональной и трудовой реабилитации указанной категории лиц с ориентацией на потребности региона;
формирование межведомственной системы ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы.
3. Индикаторы и показатели Программы
Для оценки эффективности реализации мероприятий Программы предполагается использовать следующие индикаторы:
доля трудоустроенных лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при содействии органов службы занятости от числа граждан данной категории;
показатель безработных граждан, направленных на профессиональное обучение из числа лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, зарегистрированных в качестве безработных;
доля преступлений, совершенных ранее судимыми лицами, от общего числа зарегистрированных преступлений.
4. Срок реализации Программы
Программа реализуется в течение 2010-2012 годов.
5. Финансирование Программы
Расходы на реализацию мероприятий Программы будут осуществляться в пределах средств, выделяемых на содержание исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, являющихся исполнителями Программы, из областного бюджета Ульяновской области на соответствующий период. Выделение дополнительных финансовых средств из областного бюджета Ульяновской области не потребуется.
6. Система программных мероприятий
Выполнение Программы обеспечивается путем реализации мероприятий, в которых участвуют исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, структурные подразделения Правительства Ульяновской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию).
Перечень мероприятий по реализации Программы представлен в приложении к Программе.
7. Механизм реализации Программы
Механизм выполнения поставленных в Программе задач и преодоления существующих проблем основывается на указанных выше установках и представляет собой реализацию мероприятий, составляющих функциональное единство.
Управление реализацией программных мероприятий и общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Ульяновской области.
Исполнители несут ответственность за своевременную реализацию намеченных мероприятий, успешное решение поставленных задач.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в форме мониторинга деятельности исполнителей, рассмотрения хода выполнения программных мероприятий на совещаниях по реализации Программы, подготовки ежегодного отчета Губернатору Ульяновской области.
Рассматриваются и оцениваются результаты выполнения программных мероприятий на совместных совещаниях исполнителей Программы.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В ходе реализации Программы ожидаются следующие результаты:
улучшение социального положения лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения);
повышение у осужденных уровня информированности о своих правах и возможности трудоустройства на территории Ульяновской области после освобождения;
трудоустройство лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, восстановление их утраченных социально полезных связей;
формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы;
снижение уровня рецидивной преступности.
9. Организация управления Программой
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком один раз в полгода путем отчета исполнителей Программы на совещаниях по реализации Программы.
В целях своевременной реализации программных мероприятий за каждым из них закрепляется ответственный исполнитель.
Государственный заказчик Программы в пределах своих полномочий:
определяет наиболее эффективные формы и методы организации работы по реализации Программы;
обеспечивает контроль за реализацией Программы, включающий в себя контроль за качеством проводимых мероприятий путем экспертных оценок, соблюдением сроков реализации мероприятий, исполнением контрактов (договоров);
осуществляет сбор и систематизацию статистической и аналитической информации о ходе выполнения программных мероприятий;
осуществляет подготовку и представление в установленном порядке отчетов о реализации Программы;
координирует разработку проектов правовых актов, направленных на обеспечение реализации Программы;
вносит в установленном порядке предложения, связанные с корректировкой Программы.
Приложение
Перечень
мероприятий Программы "Социальная реабилитация лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы
N п/n |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы | ||||
1.1. |
Издание муниципальных нормативных правовых актов об оказании социальной поддержки и адресной материальной помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания в виде лишения свободы |
IV квартал 2010 года |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию) |
Улучшение социального положение лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения) |
1.2. |
Включение в разрабатываемые на 2011, 2012 годы ведомственные целевые программы мероприятий по организации и проведению профессиональной ориентации и профессиональной подготовки безработных граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы |
2010-2012 годы |
Департамент занятости населения Ульяновской области |
Улучшение социального положение лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения) |
2. Оказание социально-правовых услуг в процессе реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы | ||||
2.1. |
Информирование осужденных лиц, находящихся на завершающем этапе наказания, о законодательстве для интеграции их в общество |
2010 год |
УФСИН по Ульяновской области (по согласованию), Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Департамент занятости населения Ульяновской области |
Повышение у осужденных уровня информированности о своих правах и возможности трудоустройства на территории Ульяновской области после освобождения |
2.2. |
Содействие лицам, освобожденным от отбывания наказания в виде лишения свободы, в оформлении паспорта, пенсий, инвалидности |
2010-2012 годы |
Министерство труда и социального развития Ульяновской области, УФМС по Ульяновской области (по согласованию) |
Предоставление необходимого жизненного минимума (трудовое и бытовое устройство, восстановление утраченных социально полезных связей) |
3. Реализация комплекса мер профессиональной и трудовой реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, с ориентацией на потребности региона | ||||
3.1. |
Содействие в трудоустройстве лицам, освобожденным от отбывания наказания в виде лишения свободы |
2010-2012 годы |
Департамент занятости населения Ульяновской области |
Трудоустройство лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, восстановление их утраченных социально полезных связей |
3.2. |
Ежемесячное направление в УФСИН по Ульяновской области банка вакансий рабочих мест |
2010-2012 годы |
Департамент занятости населения Ульяновской области |
Формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы |
3.3. |
Организация регулярных публикаций о наличии вакантных рабочих мест в многотиражной газете для осужденных "Вчера и завтра", в том числе организация подготовки специальных выпусков |
2010-2012 годы |
УФСИН по Ульяновской области (по согласованию) |
|
3.4. |
Организация информирования Министерства труда и социального развития Ульяновской области о предполагаемом количестве лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, и местах их проживания |
2010-2012 годы |
УФСИН по Ульяновской области (по согласованию) |
Формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы |
4. Формирование межведомственной системы ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы | ||||
4.1. |
Проведение семинаров-совещаний заинтересованных сторон по проблемным вопросам в реализации мероприятий по реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы |
2010-2012 годы |
Департамент по вопросам общественной безопасности Правительства Ульяновской области |
Формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы |
4.2. |
Информирование органов местного самоуправления Ульяновской области и органов внутренних дел о лицах, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы и избравших в качестве места жительства населенные пункты Ульяновской области |
2010-2012 годы |
УФСИН по Ульяновской области (по согласованию) |
Формирование системы социальной помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы; улучшение социального положения лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы (социальная адаптация к условиям жизни после освобождения); снижение уровня рецидивной преступности |
4.3. |
Создание межведомственных комиссий (наблюдательных советов) по бытовому и трудовому устройству лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, при органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области |
Декабрь 2010 года |
Органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию), УФСИН по Ульяновской области (по согласованию), УВД по Ульяновской области (по согласованию), УФМС по Ульяновской области (по согласованию) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целями названной программы являются создание условий для социальной реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, снижение уровня рецидивной преступности в Ульяновской области.
Задачами программы являются совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, оказание социально-правовых услуг в процессе реабилитации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы, реализация комплекса мер профессиональной и трудовой реабилитации указанной категории лиц с ориентацией на потребности региона, формирование межведомственной системы ресоциализации лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Постановление Губернатора Ульяновской области от 14 сентября 2010 г. N 33/68 "О Программе "Социальная реабилитация лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы" на 2010-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 17 сентября 2010 г. N 76
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Ульяновской области от 8 октября 2013 г. N 180