Постановление Правительства Ульяновской области
от 2 сентября 2008 г. N 19/370-П
"Об утверждении областной целевой программы Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009-2011 годы"
В целях содействия развитию институтов гражданского общества и повышению гражданской активности в Ульяновской области Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009-2011 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области разработать и утвердить программы, направленные на содействие развитию институтов гражданского общества и повышению гражданской активности жителей муниципальных образований Ульяновской области.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Руководителя аппарата Правительства Ульяновской области Опенышеву С.В.
Губернатор - Председатель Правительства области
С.И. Морозов
Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 февраля 2010 г. N 36-П действие настоящей Областной целевой программы приостановлено до 1 января 2011 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области
Постановлением Правительства Ульяновской области от 4 декабря 2008 г. N 495-П (в редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 19 марта 2009 г. N 101-П) действие настоящей Областной целевой программы было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области в сумме 6300,0 тыс. руб.
Областная целевая программа
"Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009-2011 годы
(утв. постановлением Правительства области от 2 сентября 2008 г. N 19/370-П)
4 декабря 2008 г., 19 марта 2009 г., 2 февраля 2010 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа). |
| ||
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
распоряжение Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 356-пр "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009-2011 годы". |
| ||
Основания для разработки Программы |
- |
Закон Ульяновской области от 09.07.2007 N 93-ЗО "О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями"; распоряжение Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 356-пр "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009-2011 годы". |
| ||
Государственный заказчик Программы |
- |
государственный заказчик - координатор Программы - Департамент социальной защиты населения Ульяновской области; государственные заказчики Программы - Министерство образования Ульяновской области, Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области, Департамент массовых коммуникаций Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. |
| ||
Разработчики Программы |
- |
рабочая группа по разработке проекта Программы, утвержденная распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 356-пр "Об утверждении Концепции областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009-2011 годы". |
| ||
Цель и задачи Программы |
- |
основная цель Программы: создание дополнительных условий для развития институтов гражданского общества и повышения гражданской активности жителей Ульяновской области. Основные задачи Программы: увеличение количества социально ориентированных проектов и программ, реализуемых органами государственной власти Ульяновской области совместно с институтами гражданского общества; увеличение в средствах массовой информации в Ульяновской области доли публикаций, посвященных развитию институтов гражданского общества; увеличение доли социально значимых мероприятий, направленных на развитие толерантности, формирование гражданского согласия, межнационального диалога и уважения к представителям иных культур; увеличение числа национальных общественных объединений Ульяновской области; увеличение числа людей с ограниченными физическими возможностями, вовлеченных в процесс реабилитации через участие в социально значимых мероприятиях и акциях; привлечение населения к решению социально значимых проблем и задач Ульяновской области. |
| ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
увеличение доли некоммерческих организаций, реализующих свои социально значимые программы при поддержке органов государственной власти Ульяновской области, от общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций в Ульяновской области (с 1,7% в 2007 году до 2,0% в 2011 году); увеличение доли благотворительных организаций от общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций в Ульяновской области (от 0,5% в 2008 году до 0,65% в 2011 году); увеличение удельного количества публикаций в средствах массовой информации в Ульяновской области, посвященных проблемам развития гражданского общества, по сравнению с предыдущим годом (до 10% в 2011 году); увеличение количества муниципальных районов и городских округов Ульяновской области, в которых создан институт общественных уполномоченных по правам ребенка (до 24 муниципальных образований в 2011 году); увеличение количества проведенных органами государственной власти Ульяновской области специализированных исследований структуры гражданского общества Ульяновской области с использованием количественных и качественных методик (до 2 исследований в 2011 году); увеличение количества мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к представителям иных культур, формирование гражданского согласия, проведенных зарегистрированными национальными общественными объединениями Ульяновской области совместно с органами государственной власти Ульяновской области (от 197 в 2007 году до 260 в 2011 году); увеличение количества зрителей, принимавших участие в мероприятиях, направленных на формирование толерантного отношения к представителям иных культур, формирование гражданского согласия и проведенных зарегистрированными национальными общественными объединениями Ульяновской области совместно с органами государственной власти Ульяновской области (от 98000 в 2007 году до 130000 в 2011 году); увеличение количества зарегистрированных национальных общественных объединений в Ульяновской области (с 13 в 2007 году до 17 в 2011 году); увеличение количества национальных образовательных и культурных центров в Ульяновской области (от 3 в 2007 году до 8 в 2011 году); увеличение удельного веса инвалидов, вовлеченных в реализацию мероприятий Программы (от 62% в 2007 году до 72% в 2011 году); среднеобластной показатель социокультурной реабилитации (от 7,9% в 2007 году до 8,3% в 2011 году). |
| ||
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2009-2011 годы. I этап - 2009 год; II этап - 2010 год; III этап - 2011 год. |
| ||
Объемы и источники финансирования Программы с разбивкой по этапам |
- |
всего на реализацию Программы необходимо средств областного бюджета Ульяновской области в размере 22,4 млн. рублей, в том числе: I этап (2009 год) - 6,3 млн. рублей; II этап (2010 год) - 7,4 млн. рублей; Ill этап (2011 год) - 8,7 млн. рублей. |
| ||
Основные исполнители мероприятий Программы |
- |
некоммерческие организации Ульяновской области (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию); областные государственные учреждения культуры, образования, здравоохранения Ульяновской области. |
| ||
Система управления Программой |
- |
оперативное управление реализацией мероприятий Программы осуществляет Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. |
| ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели оценки эффективности мероприятий Программы |
- |
содействие созданию системы гражданского просвещения, формированию правовой и политической культуры, становлению общественно активной, наделенной гражданским самосознанием личности; содействие разработке и финансовой поддержке реализации на конкурсной основе общественно значимых социальных программ и проектов некоммерческих организаций; содействие развитию благотворительной деятельности в Ульяновской области. |
| ||
Основные индикаторы оценки эффективности Программы |
- |
реализация при поддержке органов государственной власти Ульяновской области проектов и программ некоммерческих организаций Ульяновской области (от 25 до 45 ежегодно); вовлечение жителей Ульяновской области в процесс реализации мероприятий Программы (более 100 тыс. человек ежегодно); проведение в Ульяновской области социально значимых мероприятий (от 60 до 90 ежегодно). |
1. Основные понятия и термины, используемые в Программе
В целях настоящей Программы используются следующие основные понятия:
гражданское общество - форма и стадия развития общества, возникающие в правовом государстве, основанные на свободе и самоопределении личности, наделенной широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующей в реализации своих интересов и управлении государством;
институты гражданского общества - свободно и легально организуемые, тесно взаимосвязанные, самоуправляемые социальные группы, возникающие в процессе реализации людьми своих инициатив, интересов, потенциальных возможностей на благо индивидуума и общества в целом.
2. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Основой любого развитого правового демократического государства является разветвленная система институтов гражданского общества - семьи, предпринимательства, некоммерческих и других организаций. В настоящее время на федеральном уровне особое внимание уделяется проблемам развития института семьи и института предпринимательства. Приоритетом политики органов государственной власти Ульяновской области также является содействие развитию этих институтов, что отражается в реализации соответствующих областных законов и программ. В то же время в Ульяновской области ведется последовательная работа по содействию развитию и других институтов гражданского общества. Особое место в этом процессе занимает работа по содействию развитию некоммерческого сектора Ульяновской области, являющегося организационной основой для реализации многих гражданских инициатив жителей Ульяновской области.
На современной стадии формирования институтов гражданского общества во многих субъектах Российской Федерации, в том числе и в Ульяновской области, немаловажным и объективно необходимым условием создания прочной основы их будущего сбалансированного функционирования является государственное содействие. Создание базовых правовых и экономических условий для успешного эволюционного развития институтов гражданского общества является чрезвычайно важной задачей государственных органов. Поэтому одной из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед органами государственной власти Ульяновской области, является проблема оказания содействия формированию и развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области. Особое внимание решению этой проблемы в Ульяновской области стало уделяться лишь с 2005 года.
Одной из последовательных мер, предпринимаемых в рамках содействия развитию гражданской активности и формированию институтов гражданского общества, является создание профильных общественных консультативных органов: совета при Губернаторе Ульяновской области по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совета национальностей при Губернаторе Ульяновской области, Совета по делам религий при Губернаторе Ульяновской области, Совета отцов при Губернаторе Ульяновской области, общественно-политического консультативного совета при Губернаторе Ульяновской области, Общественной палаты Ульяновской области и многих других. В целях содействия развитию национальных традиций и культур оказана организационная помощь в создании и функционировании ряда общественных объединений народов, проживающих на территории Ульяновской области. Осуществляется тесное взаимодействие с общественными объединениями ветеранов и участников войн и локальных конфликтов по реализации мероприятий патриотической направленности. В целях развития гражданской культуры и правового просвещения населения в образовательных учреждениях в Ульяновской области реализуется проект введения должности общественного уполномоченного по правам ребенка.
За короткое время была сформирована нормативная правовая база, регламентирующая сферу взаимоотношений органов государственной власти Ульяновской области и институтов гражданского общества. Наиболее значимыми актами являются Закон Ульяновской области от 06.05.2006 N 48-ЗО "Об Общественной палате Ульяновской области", Закон Ульяновской области от 09.06.2007 N 93-ЗО "О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями", Закон Ульяновской области от 04.05.2008 N 63-ЗО "Об Уполномоченном по правам человека в Ульяновской области". Подготовлен проект закона Ульяновской области "О государственной поддержке благотворительной деятельности в Ульяновской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона N 93-ЗО следует читать как "9 июля 2007 г."
В целях государственной финансовой поддержки реализации социальных программ и проектов некоммерческих организаций, зарегистрированных в Ульяновской области (далее - некоммерческие организации), Правительством Ульяновской области в 2007 году был проведен конкурс на выделение государственного гранта Ульяновской области.
Исходя из общей оценки состояния и уровня развития институтов гражданского общества в Ульяновской области, можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала некоммерческих организаций как неотъемлемой и наиболее структурированной части гражданского общества в работе по развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области.
Принципы, направления и формы совместной деятельности органов государственной власти Ульяновской области и негосударственных некоммерческих организаций определены Законом Ульяновской области от 09.07.2007 N 93-ЗО "О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями". Этим законом предусмотрена возможность привлечения некоммерческих организаций к реализации государственной политики в Ульяновской области, к разработке областных целевых программ и участию в них посредством размещения среди некоммерческих организаций государственных социальных заказов.
Приоритетные направления привлечения некоммерческих организаций к реализации социально значимых задач на территории Ульяновской области указаны в Законе Ульяновской области от 05.05.2005 N 030-ЗО "Об утверждении комплексной программы экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы".
В соответствии с комплексной программой экономического и социального развития Ульяновской области на 2005-2010 годы важнейшими приоритетами политики Правительства Ульяновской области в социальной сфере являются увеличение инвестиций в человеческий капитал, обеспечение эффективной защиты граждан старшего поколения, инвалидов, а также семей и детей, не обладающих возможностями самостоятельно решать социальные проблемы, поддержка детских и молодежных общественных объединений, укрепление межнациональных связей, патриотическое воспитание.
Приоритет необходимости развития институтов гражданского общества был обозначен Губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым и на расширенном заседании Губернаторского совета 27 февраля 2008 года в выступлении "О стратегии развития Ульяновской области до 2012 года".
На основании Концепции областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области" на 2009-2011 годы, утвержденной распоряжением Правительства Ульяновской области от 08.07.2008 N 356-пр, с участием представителей некоммерческих организаций, Общественной палаты Ульяновской области был разработан перечень мероприятий, реализация которых станет основой для поддержки в Ульяновской области институтов гражданского общества.
Таким образом, главными задачами, стоящими перед органами государственной власти Ульяновской области, являются необходимость содействия развитию институтов гражданского общества и формирование системы социального партнерства государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций по решению социально значимых проблем жителей Ульяновской области.
В развитии гражданского общества в Ульяновской области имеется целый комплекс структурных проблем, требующих немедленного разрешения:
1) неравномерность развития различных институтов гражданского общества;
2) сохранение тенденции к индифферентному отношению людей к происходящим в области и в стране социально значимым событиям, несмотря на предпринимаемые меры по развитию гражданской активности жителей области;
3) относительно слабое, зачастую поверхностное и одностороннее освещение проблем гражданского общества в средствах массовой информации в Ульяновской области;
4) слабое развитие благотворительного движения, являющегося основой функционирования некоммерческого сектора в ряде развитых демократических государств;
5) необходимость преодоления формализма в процессе гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования гражданской культуры.
Потенциальной проблемой и тормозом успешного развития такого многонационального субъекта Российской Федерации, каковым является Ульяновская область, могут стать локальные конфликты на этноконфессиональной почве, которые необходимо предотвращать путем развития основ гражданского согласия, толерантности к носителям иных культур и укрепления межэтнических и межконфессиональных связей.
Эти и многие другие сопутствующие проблемы, зачастую тесно взаимосвязанные, необходимо решать комплексно после системного изучения гражданского общества в Ульяновской области на основе принципа взаимовыгодного партнерского сотрудничества органов государственной власти Ульяновской области и институтов гражданского общества с обязательным вовлечением в этот процесс представителей общественности.
Исходя из вышеизложенного, в Ульяновской области имеется необходимость разработки и принятия настоящей Программы как наиболее оптимального варианта решения указанных проблем.
Актуальность Программы объясняется чрезвычайной важностью имеющихся проблем и необходимостью их своевременного, комплексного и планомерного решения; целевой направленностью Программы на оказание содействия развитию институтов гражданского общества через развитие системы государственного социального заказа; целями и задачами реализации в Ульяновской области государственной политики развития институтов гражданского общества.
Отдельным направлением Программы станет содействие разработке и реализации на конкурсной основе программ и проектов негосударственных некоммерческих организаций, в том числе по разрешению ряда специфических социально значимых проблем Ульяновской области, не решаемых действующими в настоящее время программами. Это позволит использовать богатый потенциал некоммерческого сектора и привлечь его к решению многих важных социальных вопросов.
Лишь комплексный и системный подход к решению указанных выше проблем при активной государственной поддержке позволит наиболее эффективно содействовать развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области, формировать гражданскую культуру населения и гражданское согласие, решать социально значимые проблемы и задачи Ульяновской области.
Сложность и масштабность поставленных выше проблем в развитии институтов гражданского общества требуют использования комплексного системного целевого подхода, поэтому разработка Программы является эффективным способом решения существующих в данной сфере проблем в условиях реформирования бюджетного процесса и перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Целесообразность и преимущество использования программно-целевого метода обусловлены необходимостью достижения наиболее оптимальных качественных и количественных результатов в ходе реализации Программы при сохранении эффективности в выборе способов решения социально значимых проблем, а также применением механизма государственного социального заказа по решению названных проблем.
Эффективность использования программно-целевого метода продемонстрирована в ходе реализации постановления Правительства Ульяновской области от 16.08.2007 N 273 "О проведении конкурса на выделение государственного гранта Ульяновской области в 2007 году". По итогам проведенного конкурсного отбора из областного бюджета Ульяновской области были выделены субсидии на реализацию 62 целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций в общей сложности на сумму 4,0 млн. рублей. Программы некоммерческих организаций успешно реализованы в течение 2007 года.
В соответствии с вступившими в силу с 01 января 2008 года изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации выделение субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными или бюджетными учреждениями, из бюджетов субъектов Российской Федерации стало возможным лишь в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В то же время проводимые ежегодные грантовые конкурсы, направленные на финансовую поддержку проектов российских некоммерческих организаций, финансируемые из федерального бюджета, зачастую далеко не в полной мере учитывают все многообразие форм и направлений развития институтов гражданского общества, особенно на уровне субъектов Российской Федерации. По итогам проведенного в 2007 году конкурса в 2008 году из федерального бюджета финансовую поддержку получат проекты лишь десяти некоммерческих организаций в Ульяновской области.
Анализ имеющихся механизмов оказания государственного содействия развитию институтов гражданского общества позволяет сделать вывод о наибольшей эффективности использования системы комплексного целевого государственного социального заказа при реализации государственной поддержки развития институтов гражданского общества в Ульяновской области.
Реализация мероприятий по содействию развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области предусматривает длительный и неразрывный по времени системный и комплексный процесс осуществления последовательных действий с анализом результатов по итогам каждого этапа. В связи с этим лишь использование программно-целевого метода позволит обеспечить достижение наибольшего эффекта при выполнении Программы и создаст основу для поступательного развития институтов гражданского общества в Ульяновской области.
Без использования программно-целевого метода в решении приведенных выше проблем в рамках развития гражданского общества в Ульяновской области будут проявляться следующие наиболее общие негативные тенденции:
невозможность проведения системного и комплексного изучения структуры институтов гражданского общества в Ульяновской области;
отсутствие дополнительных возможностей для активного воздействия государственных органов на процесс создания условий по развитию институтов гражданского общества и повышению гражданской активности жителей Ульяновской области;
слабое и спонтанное освещение проблем развития гражданского общества в средствах массовой информации в Ульяновской области;
сохранение низкой гражданской активности жителей Ульяновской области, что неминуемо усилит пассивность и равнодушие в решении многих общественно значимых проблем и задач, влияющих как на жизнь отдельного человека, так и на область и государство в целом;
сохранение традиционных подходов в реализации патриотического и гражданско-правового воспитания подрастающего поколения без использования потенциала некоммерческих и иных организаций, работающих в этом направлении;
сохранение трудностей в реализации людьми с ограниченными физическими возможностями своих законных прав и интересов;
потенциальная возможность нарастания межэтнических и межконфессиональных противоречий при условии отсутствия единой системы формирования гражданского согласия и уважения к носителям других культур на базе активной позиции государственных органов в решении этого вопроса;
ограниченность возможностей для сохранения и развития национальных традиций, воспитания подрастающего поколения в духе толерантности и уважения к представителям иных культур;
сохранение в обществе представлений о благотворительной деятельности исключительно как о социальной ответственности обеспеченных людей, ограничение возможности для развития представлений о благотворительности как о социальной миссии каждого нравственно ориентированного человека.
Приведенные последствия характеризуют лишь наиболее общие возможные тенденции развития гражданского общества в Ульяновской области в отсутствие комплексного подхода к их решению с применением программно-целевого метода.
В этой связи координирующую и основополагающую роль в работе по содействию развитию институтов гражданского общества и повышению гражданской активности должна сыграть Программа, которая позволит создать на основе размещения государственного социального заказа механизм решения социально значимых проблем с вовлечением в этот процесс институтов гражданского общества, поддержать отдельные направления развития институтов гражданского общества.
Использование программно-целевого метода обеспечит комплексность и системность проводимых мероприятий в рамках осуществления содействия решению поставленных проблем в развитии институтов гражданского общества при активной позиции органов государственной власти Ульяновской области и обеспечит "прозрачность" всего процесса реализации Программы.
Реализация Программы предполагает создание условий для развития институтов гражданского общества и повышения гражданской активности при непосредственном участии в этом процессе самих институтов гражданского общества Ульяновской области.
Эту работу можно проводить несколькими вариантами, в том числе и без применения программно-целевого метода:
1) вовлечение некоммерческих организаций в процесс реализации социально значимых мероприятий через участие в действующих областных целевых программах Ульяновской области. Некоммерческие организации в рамках мероприятий по решению социально значимых задач действующих областных целевых программ могли бы содействовать привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников и вносить свой опыт в решение социальных задач.
В этом случае участие некоммерческих организаций в реализации областных целевых программ будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В условиях объективно большей рыночной конкурентоспособности коммерческих организаций, участвующих в таких конкурсах, некоммерческие организации, имеющие зачастую богатый и уникальный опыт решения многих социально значимых проблем, могут и не стать победителями конкурсов;
2) продолжение органами государственной власти Ульяновской области практики проведения грантовых конкурсов и выделения их победителям субсидий на решение социально значимых задач.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление субсидий, не связанных с возмещением затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, из бюджетов субъектов Российской Федерации возможно лишь некоммерческим организациям, созданным в форме автономного учреждения. В Ульяновской области в настоящее время существует несколько специализированных автономных учреждений, непосредственная деятельность которых не связана с развитием институтов гражданского общества.
Реализация данного варианта не позволит оказать государственную поддержку социально значимым программам подавляющего количества некоммерческих организаций, зарегистрированных в Ульяновской области;
3) реализация государственного социального заказа Ульяновской области через разработку и утверждение Программы, направленной на содействие развитию институтов гражданского общества.
Утверждение Программы является наиболее целесообразным вариантом, позволяющим осуществлять целевое воздействие на имеющиеся проблемы в развитии гражданского общества.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий для развития институтов гражданского общества, развитие гражданской активности жителей Ульяновской области и решение социально значимых проблем Ульяновской области.
Реализация Программы предусматривает следующие направления:
изучение функционирования институтов гражданского общества в Ульяновской области;
создание условий для реализации потенциала некоммерческих организаций Ульяновской области, в том числе при решении социально значимых задач Ульяновской области, через механизм государственного социального заказа;
повышение гражданской активности, содействие формированию гражданской и правовой культуры жителей Ульяновской области;
содействие развитию благотворительной деятельности;
сохранение национальных традиций и культур народов, проживающих на территории Ульяновской области, формирование толерантного отношения к носителям иных культур;
содействие формированию условий для творческого и интеллектуального развития жителей Ульяновской области;
содействие социальной адаптации людей с ограниченными физическими возможностями;
пропаганда и популяризация здорового образа жизни;
экологическое просвещение населения Ульяновской области;
повышение информирования населения о проблемах развития институтов гражданского общества в Ульяновской области.
Реализация Программы позволит провести количественное и качественное изучение структуры гражданского общества Ульяновской области, создаст условия для реализации потенциала некоммерческого сектора в решении социально значимых задач Ульяновской области, будет способствовать росту гражданской активности и в целом - дальнейшему переходу к социально ориентированной экономике Ульяновской области.
Основными преимуществами программно-целевого метода в работе по содействию развитию институтов гражданского общества в Ульяновской области являются:
широкий набор способов содействия развитию институтов гражданского общества и повышения гражданской активности жителей Ульяновской области;
активная позиция органов государственной власти Ульяновской области в решении социально значимых проблем;
комплексность охвата существующих проблем в рассматриваемой сфере;
системность и последовательность реализации мер, направленных на решение социально значимых задач;
принцип конкурсного отбора при реализации государственного социального заказа.
Потенциальными негативными последствиями применения последнего варианта являются:
а) ограничение возможности участия в конкурсе на реализацию мероприятий Программы для незарегистрированных общественных объединений в Ульяновской области. Данное последствие вполне может быть устранено путем заключения соответствующих соглашений между незарегистрированными общественными объединениями и зарегистрированными некоммерческими организациями и подачей документов на конкурс от имени последних;
б) возможность отказа от участия в реализации мероприятий Программы некоторых институтов гражданского общества, имеющих значительный опыт реализации соответствующих социально значимых задач, но не принимавших ранее участия в реализации государственного социального заказа. Это потенциальное последствие будет устраняться проведением активной информационной кампании по вовлечению институтов гражданского общества в реализацию Программы, специализированных обучающих семинаров для некоммерческих организаций и целенаправленной консультационной работой Правительства Ульяновской области по данным вопросам.
3. Цель, задачи, целевые индикаторы и показатели Программы
3.1. Цель Программы: создание дополнительных условий для развития институтов гражданского общества и повышения гражданской активности жителей Ульяновской области.
3.2. Задачи Программы:
создание эффективной модели социального партнерства органов власти, институтов гражданского общества, бизнес-структур, средств массовой информации в Ульяновской области, направленной на развитие институтов гражданского общества в Ульяновской области;
увеличение количества социально ориентированных проектов и программ, реализуемых органами государственной власти Ульяновской области совместно с институтами гражданского общества;
увеличение доли публикаций, посвященных развитию институтов гражданского общества, в средствах массовой информации в Ульяновской области;
увеличение доли социально значимых мероприятий, направленных на развитие толерантности, формирование гражданского согласия, межнационального диалога и уважения к представителям иных культур;
увеличение числа национальных общественных объединений Ульяновской области;
увеличение числа людей с ограниченными физическими возможностями, вовлеченных в процесс реабилитации через участие в социально значимых мероприятиях и акциях;
привлечение населения к решению социально значимых проблем и задач Ульяновской области.
3.3. Целевые индикаторы и показатели Программы, а также их динамика по этапам реализации Программы приведены в таблице 1.
Поквартальная разбивка целевых индикаторов будет осуществляться ежегодно до 01 февраля каждого года реализации Программы.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы будет рассчитываться посредством сопоставления предусмотренных Программой значений целевых индикаторов и показателей общей эффективности.
Одним из главных итогов реализации Программы станет увеличение охвата жителей Ульяновской области, принимающих участие в реализации программных мероприятий. Другим главным итогом станет обеспечение стабильности развития институтов гражданского общества в Ульяновской области.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализацию Программы предполагается осуществить в три этапа:
I этап - 2009 год;
II этап - 2010 год;
III этап - 2011 год.
5. Система мероприятий Программы
Достижение поставленных целей и задач Программы предполагается путем реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:
1) изучение структуры гражданского общества Ульяновской области:
организация изучения структуры, функций, степени и тенденций развития, механизмов функционирования, взаимосвязей институтов гражданского общества;
публикация материалов по итогам проведенного изучения;
2) содействие реализации потенциала институтов гражданского общества, в том числе при решении социально значимых проблем в Ульяновской области, путем проведения мероприятий, направленных на:
патриотическое воспитание жителей Ульяновской области, сохранение памяти о жителях Ульяновской области, внесших вклад в победу в Великой Отечественной войне, принимавших участие в локальных войнах и конфликтах;
социальную адаптацию людей с ограниченными физическими возможностями путем их вовлечения в общественно значимую деятельность;
формирование условий для творческого и интеллектуального развития населения, удовлетворения духовных потребностей жителей Ульяновской области;
сохранение национальных традиций и культур народов, проживающих на территории Ульяновской области, формирование толерантного отношения к носителям иных культур;
пропаганду и популяризацию здорового образа жизни;
экологическое просвещение населения Ульяновской области;
3) содействие созданию системы гражданского просвещения, формированию правовой и политической культуры, становлению общественно активной, наделенной гражданским самосознанием личности:
развитие института общественных уполномоченных по правам ребенка в учебных заведениях Ульяновской области;
проведение конкурса среди средств массовой информации Ульяновской области на лучшее освещение вопросов гражданского общества;
проведение обучения для преподавателей граждановедения в учебных заведениях Ульяновской области;
проведение правовых олимпиад среди школьников и студентов по граждановедению и правовой тематике;
4) содействие разработке и финансовой поддержке реализации на конкурсной основе общественно значимых социальных программ и проектов некоммерческих организаций;
5) содействие развитию благотворительной деятельности в Ульяновской области:
проведение публичных мероприятий, направленных на развитие благотворительной деятельности в Ульяновской области;
проведение конкурса на лучшую акцию по пропаганде благотворительной деятельности в Ульяновской области.
Мероприятия Программы с указанием ответственных за их реализацию и сроков реализации приведены в приложении к настоящей Программе.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Государственные заказчики Программы - Министерство образования Ульяновской области, Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области, Департамент массовых коммуникаций Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области обеспечивают правовое обеспечение Программы.
Правовое обеспечение реализации Программы предполагает разработку необходимых нормативных правовых актов для реализации мероприятий Программы.
Финансирование мероприятий Программы предполагается осуществить за счет средств областного бюджета Ульяновской области, а также за счет привлеченных внебюджетных средств.
Реализация мероприятий Программы будет проводиться как государственными заказчиками Программы, так и исполнителями, отбор которых будет осуществляться на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюджета Ульяновской области в течение 2009-2011 годов составляет 22,4 млн. рублей, в том числе: в 2009 году - 6,3 млн. рублей, в 2010 году - 7,4 млн. рублей, в 2011 году - 8,7 млн. рублей.
Размеры финансирования мероприятий Программы по этапам ее реализации по направлениям указаны в таблице 2.
Таблица 2 | |||||
N п/п |
Наименование разделов Программы |
Объем финансирования (млн. руб.) |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Всего |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Изучение структуры гражданского общества Ульяновской области |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
1,5 |
2. |
Мероприятия по содействию реализации потенциала институтов гражданского общества, по направлениям: - патриотическое воспитание жителей Ульяновской области; - социальная адаптация людей с ограниченными физическими возможностями; - формирование условий для творческого и интеллектуального развития населения Ульяновской области; - сохранение национальных традиций и культур народов, проживающих на территории Ульяновской области, формирование толерантного отношения к носителям иных культур; - пропаганда и популяризация здорового образа жизни; - экологическое просвещение населения Ульяновской области |
2,785 |
3,09 |
3,515 |
9,39 |
3. |
Содействие созданию системы гражданского просвещения, формированию правовой и политической культуры, становлению общественно активной, наделенной гражданским самосознанием личности |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
1,2 |
4. |
Содействие разработке и финансовой поддержке реализации на конкурсной основе общественно значимых социальных программ и проектов некоммерческих организаций |
2,4 |
2,75 |
3,11 |
8,26 |
5. |
Содействие развитию благотворительной деятельности в Ульяновской области |
0,415 |
0,66 |
0,975 |
2,05 |
|
Итого |
6,3 |
7,4 |
8,7 |
22,4 |
7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности программно-целевого метода решения проблемы
Оценка показателей эффективности и результативности реализации Программы будет проводиться ежегодно на основе целевых индикаторов, приведенных в таблице 1, путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и позитивного воздействия на развитие институтов гражданского общества.
Общая эффективность реализации Программы в зависимости от этапов ее проведения будет оцениваться показателями, приведенными в таблице 3.
Таблица 3 | |||
N п/п |
Показатель эффективности Программы |
Этапы реализации |
Результат эффективности Программы |
1. |
Количество проектов и программ некоммерческих организаций Ульяновской области, реализованных при поддержке органов государственной власти Ульяновской области |
I этап |
25 |
II этап |
35 |
||
III этап |
45 |
||
2. |
Количество участников (зрителей) мероприятий, проводимых в рамках реализации Программы |
I этап |
110000 |
II этап |
120000 |
||
III этап |
130000 |
||
3. |
Количество социально значимых мероприятий, проведенных в рамках реализации Программы |
I этап |
60 |
II этап |
75 |
||
III этап |
90 |
Наибольшая эффективность Программы будет характеризоваться качественными параметрами: проведением всесторонней, комплексной работы по содействию развитию институтов гражданского общества, повышением гражданской активности жителей Ульяновской области и решением социально значимых проблем в Ульяновской области. Все это приведет к развитию социального партнерства органов государственной власти Ульяновской области и институтов гражданского общества, реализуемого путем механизма государственного социального заказа, что позволит укрепить базу функционирования всего некоммерческого сектора Ульяновской области.
Итогом реализации Программы станет создание нового механизма взаимодействия государственных органов, общественных объединений и коммерческих организаций по решению социально значимых проблем Ульяновской области.
Непосредственными результатами реализации Программы станут:
дальнейшее увеличение количества зарегистрированных некоммерческих организаций;
обеспечение участия институтов гражданского общества Ульяновской области в реализации социально значимых задач;
расширение форм и вариантов обсуждения актуальных проблем и путей их решения, развитие механизма переговоров между органами государственной власти и институтами гражданского общества;
привлечение некоммерческими организациями, участвующими в реализации Программы, внебюджетных средств и дополнительных ресурсов в рамках механизма софинансирования проводимых мероприятий.
8. Организация управления Программой
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляют главные распорядители бюджетных средств: Министерство образования Ульяновской области, Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области, Департамент массовых коммуникаций Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.
Исполнители мероприятий Программы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляют отчеты о реализации мероприятий Программы соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 4 декабря 2008 г. N 495-П (в редакции, действовавшей до 25 марта 2009 г.) действие пунктов 1.1, 1.2, 5.7, 5.8 настоящего приложения было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области в сумме 500,0 тыс. руб.
Приложение
Мероприятия Программы
4 декабря 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ульяновской области от 2 сентября 2008 г. N 19/370-П "Об утверждении областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ульяновской области" на 2009-2011 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 10 сентября 2008 г. N 73
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ульяновской области от 27 апреля 2011 г. N 19/179-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 2 февраля 2011 г. N 32-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 8 ноября 2011 г. N 537-П)
Действие Областной целевой программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области до 1 января 2012 г. в сумме 5240,0 тыс. руб.
Постановление Правительства Ульяновской области от 8 декабря 2010 г.N 44/424-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 2 февраля 2010 г. N 36-П
Действие Областной целевой программы, утвержденной настоящим Постановлением, приостановлено до 1 января 2011 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г.
Постановление Правительства Ульяновской области от 4 декабря 2008 г. N 495-П (в редакции Постановления Правительства Ульяновской области от 19 марта 2009 г. N 101-П)
Действие Областной целевой программы, утвержденной настоящим Постановлением, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области в сумме 6300,0 тыс. руб.
Постановление Правительства Ульяновской области от 4 декабря 2008 г. N 495-П (в редакции, действовавшей до 25 марта 2009 г.)
Действие пунктов 1.1, 1.2, 5.7, 5.8 Приложения к Программе, утвержденной настоящим Постановлением, было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 г. в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области в сумме 500,0 тыс. руб.