Постановление Правительства Ульяновской области
от 26 января 2011 г. N 3/18-П
"Об утверждении областной целевой программы "Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2014 годах"
21 ноября, 23 декабря 2011 г., 28 апреля, 24, 25 декабря 2012 г.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 г. N 37/415-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В целях повышения продуктивности лесов, расположенных ни территории Ульяновской области, улучшения их качества и обеспечения пожарной безопасности в лесах Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2014 годах".
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2012 г. N 204-П в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложим, на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Пинкова А.П.
Губернатор - Председатель Правительства области |
С.И. Морозов |
Постановлением Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П действие настоящей областной целевой программы было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 63537,0 тыс. рублей
Постановлением Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П действие настоящей областной целевой программы было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2013 г. до 1 января 2014 г. в сумме 64015,0 тыс. рублей
Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2011 г. N 54/557-П в настоящую областную целевую программу внесены изменения
Областная целевая программа
"Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2014 годах"
(утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 26 января 2011 г. N 3/18-П)
21 ноября, 23 декабря 2011 г., 24, 25 декабря 2012 г.
Паспорт Программы
1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Сохранение и приумножение лесов, повышение их продуктивности и качества, охрана лесов от пожаров являются важными факторами социально-экономического развития Ульяновской области.
Программа направлена на обеспечение экологической устойчивости в Ульяновской области, соответствует Концепции социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года и Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года.
Леса на территории Ульяновской области расположены в лесостепной зоне, в среднем течении реки Волги и играют большую экологическую, сырьевую, экономическую и социальную роль.
Лесные ресурсы являются одним из главных природных потенциалов региона. Неоценимо значение лесов как экологического каркаса, выполняющего защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Удельный вес указанных лесов составляет 80,4 процента от общего объема.
Социальная эффективность Программы определяется, прежде всего, комплексом мер, направленных на создание в регионе дополнительных рабочих мест и улучшение условий труда работников лесного хозяйства, являющихся стимулом для привлечения молодых кадров.
В экологическом плане эффективность Программы обусловлена увеличением доли лесных насаждений, генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам, расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия, а также совершенствованием организации природопользования.
Эффективность и результативность решения изложенных проблем выражаются индикаторами, соответствующими конкретным мероприятиям:
подготовка лесных участков для создания лесных культур - 4018,6 га:
посадка лесных культур на площадях гарей - 4018,6 га;
Абзац десятый утратил силу
См. текст абзаца десятого раздела 1
проведение лесоустроительных мероприятий, охрана и противопожарное устройство в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организации.
По состоянию на 01 января 2011 года лесной фонд на территории Ульяновской области составляет 1035,8 тыс. га, покрытые лесом земли - 972,7 тыс. га. запас насаждений - 168,75 млн. куб. м, потенциальные объемы заготовки древесины (утвержденная расчетная лесосека) - 2385 тыс. куб. м. Ежегодный объем заготавливаемой древесины составляет 1350 тыс. куб. м. Несвоевременное лесовосстановление на площадях гарей и вырубок может привести к образованию пустырей, замене хозяйственно ценных пород малоценными лиственными насаждениями, ухудшить продуктивность и качество лесов, устойчивость их к вредителям и болезням.
Повышение продуктивности, качества и устойчивости лесов, а также их средообразующих функций является одной из основных задач лесного комплекса на территории Ульяновской области.
В настоящее время в лесном хозяйстве накопился ряд проблем, от решения которых зависит возможность эффективного и рационального использования лесных ресурсов при безусловном сохранении их экологической значимости.
Основные понятия и термины, употребляемые в тексте Программы, применяются в соответствии с их значением, установленным законодательством.
Лесовосстановление
Ежегодный объем сплошных рубок лесных насаждений в Ульяновской области составляет 3200-3500 га, в том числе по хвойному и твердолиственному хозяйствам 1700-1900 га. Основная проблема заключается в несвоевременном воспроизводстве лесов хозяйственно ценными породами на вырубаемых площадях, горельниках и гарях, недостаточном проведении мероприятий по улучшению породного состава лесов и увеличению их производительности. Ввиду особых почвенно-климатических условий восстановление лесов на вырубаемых площадях хозяйственно ценными породами (сосна, дуб, ель) возможно только искусственным путем. В связи с этим и руководствуясь материалами лесоустройства 2003, 2004 годов, основной принцип воспроизводства лесов должен заключаться в создании лесных культур на вырубках сосны, дуба и малопродуктивных лиственных пород, а также в естественном возобновлении вырубок высокобонитетных березняков и осинников.
Приоритетным направлением в лесокультурном производстве является воспроизводство коренных, хозяйственно пенных сосновых насаждений и увеличение площади дубрав. Ввиду образования значительных площадей гарей в 2010 году (4290 га) требуется увеличить объемы работ по посадке лесных культур.
Анализ современного состояния воспроизводства лесов свидетельствует также об ухудшении породного состава и производительности лесов при непринятии действенных мер по их стабилизации.
Охрана лесов от пожаров
Существенный удельный вес хвойных насаждений на территории Ульяновской области (41 процент от общего объема лесного фонда), особенности возрастной структуры лесных насаждений (52 процента - молодняк), относительная сухость почв, часто повторяющиеся засухи в вегетационный период (1972, 1984, 1985, 1996,1998, 2002, 2003, 2004, 2007, 2009, 2010 годы) предопределяют повышенную природную пожарную опасность в лесах, средняя составляющая которой находится на уровне третьего класса.
Большая дробность лесного фонда (количество отдельных обособленных контуров леса около 2000 при общей площади 1035,8 тыс. га), размещение значительного количества населенных пунктов вблизи лесных массивов, а также использование лесов в хозяйственных и рекреационных целях, осуществляемое практически на всей площади лесного фонда, отрицательно влияют на пожарную ситуацию в лесах.
Важнейшей задачей является обеспечение пожарной безопасности в лесах путем проведения профилактических противопожарных мероприятий, оснащения лесопожарных служб современными техническими средствами пожаротушения, недопущения сельскохозяйственных палов и опахивания полей, граничащих с землями лесного фонда.
В последние годы особая проблема возникла с охраной лесов, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций, в которых до настоящего времени не проведено лесоустройство. отсутствуют планы профилактических противопожарных мероприятий, минерализованные полосы, обновленный планово-картографический материал. Из-за снижения эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения и зарастания их сорной растительностью резко возросла угроза перехода сельскохозяйственных налов в леса.
Непосредственная близость лесов к населенным пунктам усугубляет ситуацию повышенным уровнем загрязнения окружающей среды продуктами горения. За период с 2005 по 2010 год на территории области возникло 2069 лесных пожаров на площади 7678 га, ущерб от которых составил 55,1 млн. рублей, в том числе 31,8 млн. рублей - расходы, связанные с тушением.
Основные причины возникновения лесных пожаров в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, связаны с социально-экономическими, организационно-хозяйственными и природными факторами, к которым относятся:
отсутствие системы ограничения распространения лесных пожаров (противопожарные разрывы, противопожарные барьеры, система минерализованных полос);
несанкционированное сжигание сухой стерни на полях без проведения предварительного опахивания земельных участков.
Значительная изношенность лесохозяйственной техники и предполагаемое увеличение объема работ требуют дополнительного оснащения организаций, проводящих лесохозяйственные, противопожарные, лесоохранные и лесовосстановительные работы, современными техническими средствами.
Поскольку изложенные проблемы тесно взаимосвязаны (образование гарей и вырубок, их лесовосстановление), для их решения предпочтительно применение программно-целевого метода, позволяющего учесть потребности различных направлений лесохозяйственной деятельности.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансирование для решения конкретных проблем, а также предотвратить использование финансовых средств на мелкие и второстепенные задачи.
Отказ от программно-целевого метода в решении изложенных проблем может усилить негативные тенденции в лесном хозяйстве, привести к снижению достигнутых темпов его развития, эффективности лесовосстановления и охраны лесов от пожаров.
Сложившуюся ситуацию можно характеризовать как негативную по следующим обстоятельствам:
чрезвычайная пожарная обстановка в лесах в мае-сентябре 2010 года привела к образованию значительной площади горельииков и гарей;
для успешного воспроизводства лесов необходимо проведение лесовосстановительных работ в течение 2011-2013 годов, что потребует дополнительных финансовых затрат;
отсутствие проектного и планово-картографического материала в лесах, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, привело к значительному количеству лесных пожаров, переходящих на остальную территорию лесного фонда. Это свидетельствует о насущной необходимости проведения в указанных лесах комплекса лесоустроительных работ, включающих планирование и обеспечение лесохозяйственных, лесовосстановительных и противопожарных мероприятий.
2. Цели и задачи, целевые индикаторы и показатели Программы
Целями Программы являются:
сохранение и воспроизводство лесов;
обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем;
охрана лесов от пожаров.
Задачи Программы:
повышение продуктивности и качества лесов;
воспроизводство лесов на вырубках и гарях;
увеличение объема использования лесов, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, за счет эффективного проведения лесоустройства.
Учитывая многостороннее значение воспроизводства лесов и охраны их от пожаров, Программа имеет экологическую и социально-экономическую направленность.
Индикативные показатели для анализа и оценки эффективности Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Наименование индикативного показателя |
Единица измерения |
Планируемое значение по годам |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Итого |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Рубка погибших лесных насаждений |
Подготовка лесных участков для создания лесных культур |
га |
1000 |
- |
- |
- |
1000 |
2. |
Расчистка поврежденных лесных насаждений |
Подготовка лесных участков для создания лесных культур |
га |
500 |
930 |
930 |
930 |
3290 |
3. |
Создание лесных культур на площадях вырубленных и расчищенных насаждений |
Посадка лесных культур на гарях, уход за лесными культурами |
га |
- |
- |
2010 |
2008,6 |
4018,6 |
4. |
Проведение лесоустроительных мероприятий в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций |
Лесоустройство в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций |
га |
- |
30000 |
30000 |
26200 |
86200 |
5. |
Организация охраны лесов, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, противопожарное устройство в этих лесах |
Охрана и противопожарное устройство в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций |
га |
- |
86200 |
86200 |
86200 |
86200 |
3. Срок и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011-2014 годы:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012-2013 годы;
III этап - 2014 год.
Объемы работ по годам и этапам реализации Программы планируются с учетом двухгодичного цикла выращивания посадочного материала, а также проведения соответствующих работ по созданию лесных культур.
4. Система мероприятий Программы
Система программных мероприятий включает в себя:
рубку и расчистку погибших и поврежденных лесных насаждений (гарей);
своевременное воспроизводство лесов на площадях горельников и гарей;
повышение продуктивности лесов, улучшение их породного состава и качества;
поддержание санитарного состояния лесов в режиме, оптимальном для их устойчивого развития;
техническое оснащение организаций, проводящих лесохозяйственные, противопожарные и лесовосстановительные работы;
оснащение и содержание пожарно-химических станций;
организацию системы наземной охраны лесов;
проведение лесоустроительных мероприятий в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций.
Мероприятия Программы приведены в приложении к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы (рубка и расчистка погибших и поврежденных лесных насаждений, их восстановление, охрана лесов от пожаров) осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области, также предполагается привлечь средства федерального бюджета и собственные средства арендаторов лесных участков.
Общий объем финансирования Программы составляет 226367 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 21900 тыс. рублей, средств областного бюджета Ульяновской области - 139467 тыс. рублей, собственных средств арендаторов лесных участков - 65000 тыс. рублей. Из них:
в 2011 году - 45000 тыс. рублей (45000 тыс. рублей - за счет собственных средств арендаторов лесных участков);
в 2012 году - 33815 тыс. рублей (21900 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 11915 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета Ульяновской области);
в 2013 году - 74015 тыс. рублей (64015 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета Ульяновской области, 10000 тыс. рублей - за счет собственных средств арендаторов лесных участков);
в 2014 году - 73537 тыс. рублей (63537 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета Ульяновской области, 10000 тыс. рублей - за счет собственных средств арендаторов лесных участков).
Механизм реализации Программы предусматривает использование государственной экологической политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды с учетом изложенных проблем и интересов Ульяновской области, муниципальных образований Ульяновской области и хозяйствующих субъектов.
Организация реализации Программы возлагается на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Оплата работ, предусмотренных Программой, производится в соответствии с заключенными договорами (государственными контрактами), утвержденными сметами и актами приема-сдачи выполненных работ.
6. Ожидаемый эффект от реализации Программы
При реализации программы ожидаются следующие конечные результаты:
повышение эффективности и снижение трудоемкости мероприятий за счет использования современных технических средств;
улучшение состояния лесного фонда;
обеспечение работ по лесовосстановлению стандартным посадочным материалом;
обеспечение своевременного восстановления площадей горельников и гарей;
уменьшение парникового эффекта;
улучшение экологической и социально-экономической обстановки в Ульяновской области, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест;
повышение оперативности работ по обнаружению и тушению лесных пожаров;
сокращение убытков лесного хозяйства, улучшение системы наземных способов борьбы с лесными пожарами;
улучшение санитарного состояния лесов, снижение их горимости;
сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами, обеспечение сохранности лесных насаждений и природных ландшафтов, снижение уровня загрязнения окружающей среды;
повышение доходности за счет привлечения к использованию лесов, ранее находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций.
Социальная эффективность Программы определяется, прежде всего, комплексом мер, направленных на создание дополнительных рабочих мест, улучшение условий труда работников лесной отрасли с целью привлечения молодых специалистов.
В экологическом плане эффективность Программы обусловлена увеличением доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам насаждений, расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия, а также совершенствованием организации природопользования.
Выполнение мероприятий Программы позволит:
восстановить лесной фонд на площадях горельников и гарей;
Абзац семнадцатый утратил силу
См. текст абзаца семнадцатого раздела 6
провести лесоустроительные мероприятия в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, на площади 86,2 тыс. га, а также организовать охрану указанных лесов.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общее управление и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 24 декабря 2012 г. N 620-П действие настоящего приложения было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области на период с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 63537,0 тыс. руб.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2012 г. N 634-П) действие строк 2 (в сумме 74,4 тыс. рублей), 4 и 5 настоящего приложения было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2012 г. до 1 января 2013 г. в сумме 5989,4 тыс. рублей
Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2011 г. N 54/557-П настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Мероприятия
областной целевой программы "Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2014 годах"
21 ноября, 23 декабря 2011 г., 24, 25 декабря 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целями программы являются: сохранение и воспроизводство лесов, обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем, охрана лесов от пожаров.
Задачи программы: повышение продуктивности и качества лесов, воспроизводство лесов на вырубках и гарях, увеличение объема использования лесов, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, за счет эффективного проведения лесоустройства.
Учитывая многостороннее значение воспроизводства лесов и охраны их от пожаров, программа имеет экологическую и социально-экономическую направленность.
Срок реализации программы - 2011-2013 годы.
Общий объем финансирования программы составляет 279795 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета Ульяновской области - 229795 тыс. рублей, собственные средства исполнителей программных мероприятий - 50000 тыс. рублей.
Постановление Правительства Ульяновской области от 26 января 2011 г. N 3/18-П "Об утверждении областной целевой программы "Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2014 годах"
Текст постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 4 февраля 2011 г. N 12-13
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 г. N 37/415-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ульяновской области от 24 декабря 2012 г. N 620-П
Действие приложения к областной целевой программе, утвержденной настоящим постановлением, было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области на период с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 63537,0 тыс. руб.
Постановление Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2012 г. N 204-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2012 г. N 634-П)
Действие строк 2 (в сумме 74,4 тыс. рублей), 4 и 5 приложения к областной целевой программе, утвержденной настоящим постановлением, приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2012 г. до 1 января 2013 г. в сумме 5989,4 тыс. рублей
Действие областной целевой программы было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2013 г. до 1 января 2014 г. в сумме 64015,0 тыс. рублей
Действие областной целевой программы было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 63537,0 тыс. рублей
Постановление Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2011 г. N 54/557-П