В целях повышения продуктивности лесов, расположенных ни территории Ульяновской области, улучшения их качества и обеспечения пожарной безопасности в лесах Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2013 годах".
2. Настоящее постановление вступает в силу одновременно с вступлением в силу Закона Ульяновской области "О внесении изменений в Закон Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающего средства на реализацию областной целевой программы "Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2013 годах".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложим, на первого заместителя Председателя Правительства Ульяновской области Якунина А.И.
Губернатор - Председатель Правительства области |
С.И. Морозов |
Областная целевая программа
"Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2013 годах"
(утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 26 января 2011 г. N 3/18-П)
Паспорт Программы
1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Сохранение и приумножение лесов, повышение их продуктивности и качества, охрана лесов от пожаров являются важными факторами социально-экономического развития Ульяновской области.
Программа направлена на обеспечение экологической устойчивости в Ульяновской области, соответствует Концепции социально-экономического развития Ульяновской области до 2012 года и Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года.
Леса на территории Ульяновской области расположены в лесостепной зоне, в среднем течении реки Волги и играют большую экологическую, сырьевую, экономическую и социальную роль.
Лесные ресурсы являются одним из главных природных потенциалов региона. Неоценимо значение лесов как экологического каркаса, выполняющего защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Удельный вес указанных лесов составляет 80,4 процента от общего объема.
Социальная эффективность Программы определяется, прежде всего, комплексом мер, направленных на создание в регионе дополнительных рабочих мест и улучшение условий труда работников лесного хозяйства, являющихся стимулом для привлечения молодых кадров.
В экологическом плане эффективность Программы обусловлена увеличением доли лесных насаждений, генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам, расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия, а также совершенствованием организации природопользования.
Эффективность и результативность решения изложенных проблем выражаются индикаторами, соответствующими конкретным мероприятиям:
подготовка лесных участков для создания лесных культур - 4290 га:
посадка лесных культур на площадях гарей - 4290 га;
дополнительное создание 15 подразделений ОГУ "Пожарная безопасность";
проведение лесоустроительных мероприятий, охрана и противопожарное устройство в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организации.
По состоянию на 01 января 2011 года лесной фонд на территории Ульяновской области составляет 1035,8 тыс. га, покрытые лесом земли - 972,7 тыс. га. запас насаждений - 168,75 млн. куб. м, потенциальные объемы заготовки древесины (утвержденная расчетная лесосека) - 2385 тыс. куб. м. Ежегодный объем заготавливаемой древесины составляет 1350 тыс. куб. м. Несвоевременное лесовосстановление на площадях гарей и вырубок может привести к образованию пустырей, замене хозяйственно ценных пород малоценными лиственными насаждениями, ухудшить продуктивность и качество лесов, устойчивость их к вредителям и болезням.
Повышение продуктивности, качества и устойчивости лесов, а также их средообразующих функций является одной из основных задач лесного комплекса на территории Ульяновской области.
В настоящее время в лесном хозяйстве накопился ряд проблем, от решения которых зависит возможность эффективного и рационального использования лесных ресурсов при безусловном сохранении их экологической значимости.
Основные понятия и термины, употребляемые в тексте Программы, применяются в соответствии с их значением, установленным законодательством.
Лесовосстановление
Ежегодный объем сплошных рубок лесных насаждений в Ульяновской области составляет 3200-3500 га, в том числе по хвойному и твердолиственному хозяйствам 1700-1900 га. Основная проблема заключается в несвоевременном воспроизводстве лесов хозяйственно ценными породами на вырубаемых площадях, горельниках и гарях, недостаточном проведении мероприятий по улучшению породного состава лесов и увеличению их производительности. Ввиду особых почвенно-климатических условий восстановление лесов на вырубаемых площадях хозяйственно ценными породами (сосна, дуб, ель) возможно только искусственным путем. В связи с этим и руководствуясь материалами лесоустройства 2003, 2004 годов, основной принцип воспроизводства лесов должен заключаться в создании лесных культур на вырубках сосны, дуба и малопродуктивных лиственных пород, а также в естественном возобновлении вырубок высокобонитетных березняков и осинников.
Приоритетным направлением в лесокультур пом производстве является воспроизводство коренных, хозяйственно пенных сосновых насаждений и увеличение площади дубрав. Ввиду образования значительных площадей гарей в 2010 году (4290 га) требуется увеличить объемы работ по посадке лесных культур.
Анализ современного состояния воспроизводства лесов свидетельствует также об ухудшении породного состава и производительности лесов при непринятии действенных мер по их стабилизации.
Охрана лесов от пожаров
Существенный удельный вес хвойных насаждений на территории Ульяновской области (41 процент от общего объема лесного фонда), особенности возрастной структуры лесных насаждений (52 процента - молодняк), относительная сухость почв, часто повторяющиеся засухи в вегетационный период (1972, 1984, 1985, 1996,1998, 2002, 2003, 2004, 2007, 2009, 2010 годы) предопределяют повышенную природную пожарную опасность в лесах, средняя составляющая которой находится на уровне третьего класса.
Большая дробность лесного фонда (количество отдельных обособленных контуров леса около 2000 при общей площади 1035,8 тыс. га), размещение значительного количества населенных пунктов вблизи лесных массивов, а также использование лесов в хозяйственных и рекреационных целях, осуществляемое практически на всей площади лесного фонда, отрицательно влияют на пожарную ситуацию в лесах.
Важнейшей задачей является обеспечение пожарной безопасности в лесах путем проведения профилактических противопожарных мероприятий, оснащения лесопожарных служб современными техническими средствами пожаротушения, недопущения сельскохозяйственных палов и опахивания полей, граничащих с землями лесного фонда.
В последние годы особая проблема возникла с охраной лесов, ранее находившихся в безвозмездном пользовании сельскохозяйственных организаций, в которых до настоящего времени не проведено лесоустройство. отсутствуют планы профилактических противопожарных мероприятий, минерализованные полосы, обновленный планово-картографический материал. Из-за снижения эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения и зарастания их сорной растительностью резко возросла угроза перехода сельскохозяйственных налов в леса.
Непосредственная близость лесов к населенным пунктам усугубляет ситуацию повышенным уровнем загрязнения окружающей среды продуктами горения. За период с 2005 по 2010 год на территории области возникло 2069 лесных пожаров на площади 7678 га, ущерб от которых составил 55,1 млн. рублей, в том числе 31,8 млн. рублей - расходы, связанные с тушением.
Основные причины возникновения лесных пожаров в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, связаны с социально-экономическими, организационно-хозяйственными и природными факторами, к которым относятся:
отсутствие системы ограничения распространения лесных пожаров (противопожарные разрывы, противопожарные барьеры, система минерализованных полос);
несанкционированное сжигание сухой стерни на полях без проведения предварительного опахивания земельных участков.
Значительная изношенность лесохозяйственной техники и предполагаемое увеличение объема работ требуют дополнительного оснащения организаций, проводящих лесохозяйственные, противопожарные, лесоохранные и лесовосстановительные работы, современными техническими средствами.
Поскольку изложенные проблемы тесно взаимосвязаны (образование гарей и вырубок, их лесовосстановление), для их решения предпочтительно применение программно-целевого метода, позволяющего учесть потребности различных направлений лесохозяйственной деятельности.
Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансирование для решения конкретных проблем, а также предотвратить использование финансовых средств на мелкие и второстепенные задачи.
Отказ от программно-целевого метода в решении изложенных проблем может усилить негативные тенденции в лесном хозяйстве, привести к снижению достигнутых темпов его развития, эффективности лесовосстановления и охраны лесов от пожаров.
Сложившуюся ситуацию можно характеризовать как негативную по следующим обстоятельствам:
чрезвычайная пожарная обстановка в лесах в мае-сентябре 2010 года привела к образованию значительной площади горельииков и гарей;
для успешного воспроизводства лесов необходимо проведение лесовосстановительных работ в течение 2011-2013 годов, что потребует дополнительных финансовых затрат;
отсутствие проектного и планово-картографического материала в лесах, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям, привело к значительному количеству лесных пожаров, переходящих на остальную территорию лесного фонда. Это свидетельствует о насущной необходимости проведения в указанных лесах комплекса лесоустроительных работ, включающих планирование и обеспечение лесохозяйственных, лесовосстановительных и противопожарных мероприятий.
2. Цели и задачи, целевые индикаторы и показатели Программы
Целями Программы являются:
сохранение и воспроизводство лесов;
обеспечение устойчивого состояния лесных экосистем;
охрана лесов от пожаров.
Задачи Программы:
повышение продуктивности и качества лесов;
воспроизводство лесов на вырубках и гарях;
увеличение объема использования лесов, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, за счет эффективного проведения лесоустройства.
Учитывая многостороннее значение воспроизводства лесов и охраны их от пожаров, Программа имеет экологическую и социально-экономическую направленность.
Индикативные показатели для анализа и оценки эффективности Программы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Наименование индикативного показателя |
Единица измерения |
Планируемое значение по годам |
|||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Итого |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Рубка погибших лесных насаждений |
Подготовка лесных участков для создания лесных культур |
га |
1000 |
|
|
1000 |
2. |
Расчистка поврежденных лесных насаждении |
Подготовка лесных участков для создания лесных культур |
га |
3290 |
|
|
3290 |
3. |
Создание лесных культур на площадях вырубленных и расчищенных насаждений |
Посадка лесных культур на гарях, уход за лесными культурами |
га |
1430 |
1430 |
1430 |
4290 |
4. |
Создание и содержание подразделений ОГУ "Пожарная безопасность" в лесничествах |
Количество созданных и функционирующих подразделений ОГУ "Пожарная безопасность" |
ед. |
5 |
5 |
5 |
15 |
5. |
Организация проведения лесоустроительных мероприятий в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций |
Лесоустройство в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций |
га |
30000 |
30000 |
26200 |
80200 |
6. |
Организация охраны лесов, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, противопожарное устройство в этих лесах |
Охрана и противопожарное устройство в лесах, находившихся и ведении сельскохозяйственных организаций |
га |
86200 |
86200 |
86200 |
258600 |
3. Срок и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 2011-2013 годы:
I этап - 2011 год;
II этап - 2012 год;
III этап - 2013 год.
Объемы работ по годам планируются с учетом двухгодичного цикла выращивания посадочного материала и поэтапного проведения работ по созданию лесных культур.
4. Система мероприятий Программы
Система программных мероприятий включает в себя:
рубку и расчистку погибших и поврежденных лесных насаждений (гарей);
своевременное воспроизводство лесов на площадях горельников и гарей;
повышение продуктивности лесов, улучшение их породного состава и качества;
поддержание санитарного состояния лесов в режиме, оптимальном для их устойчивого развития;
техническое оснащение организаций, проводящих лесохозяйственные, противопожарные и лесовосстановительные работы;
оснащение и содержание пожарно-химических станций;
организацию системы наземной охраны лесов;
проведение лесоустроительных мероприятий в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций.
Мероприятия Программы приведены в приложении к Программе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы (рубка и расчистка погибших и поврежденных лесных насаждений, их восстановление, охрана лесов от пожаров) осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области и собственных средств исполнителей программных мероприятий.
Общий объем финансирования Программы составляет 279795 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета Ульяновской области - 229795 тыс. рублей, собственные средства исполнителей программных мероприятий - 50000 тыс. рублей. Из них:
в 2011 году - 171215 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета Ульяновской области - 134555 тыс рублей, собственные средства Исполнителей программных мероприятий - 36650 тыс. рублей;
в 2012 году - 50515 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета Ульяновской области - 43855 тыс. рублей, собственные средства исполнителей программных мероприятий - 6660 тыс. рублей;
в 2013 году - 58065 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета Ульяновской области - 51385 тыс. рублей, собственные средства исполнителей программных мероприятий - 6680 тыс. рублей.
Механизм реализации Программы предусматривает использование государственной экологической политики в сфере природопользования и охраны окружающей среды с учетом изложенных проблем и интересов Ульяновской области, муниципальных образований Ульяновской области и хозяйствующих субъектов.
Организация реализации Программы возлагается на Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Отбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Оплата работ, предусмотренных Программой, производится в соответствии с заключенными договорами (государственными контрактами), утвержденными сметами и актами приема-сдачи выполненных работ.
6. Ожидаемый эффект от реализации Программы
При реализации программы ожидаются следующие конечные результаты:
повышение эффективности и снижение трудоемкости мероприятий за счет использования современных технических средств;
улучшение состояния лесного фонда;
обеспечение работ по лесовосстановлению стандартным посадочным материалом;
обеспечение своевременного восстановления площадей горельников и гарей;
уменьшение парникового эффекта;
улучшение экологической и социально-экономической обстановки в Ульяновской области, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест;
повышение оперативности работ по обнаружению и тушению лесных пожаров;
сокращение убытков лесного хозяйства, улучшение системы наземных способов борьбы с лесными пожарами;
улучшение санитарного состояния лесов, снижение их горимости;
сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами, обеспечение сохранности лесных насаждений и природных ландшафтов, снижение уровня загрязнения окружающей среды;
повышение доходности за счет привлечения к использованию лесов, ранее находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций.
Социальная эффективность Программы определяется, прежде всего, комплексом мер, направленных на создание дополнительных рабочих мест, улучшение условий труда работников лесной отрасли с целью привлечения молодых специалистов.
В экологическом плане эффективность Программы обусловлена увеличением доли генетически высокоустойчивых к природным и антропогенным нагрузкам насаждений, расширением территорий, на которых будет обеспечено сохранение биоразнообразия, а также совершенствованием организации природопользования.
Выполнение мероприятий Программы позволит:
восстановить лесной фонд на площадях горельников и гарей;
создать на территориях лесничеств 15 подразделений ОГУ "Пожарная безопасность";
провести лесоустроительные мероприятия в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций, на площади 86,2 тыс. га, а также организовать охрану указанных лесов.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Общее управление и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Приложение
Мероприятия
областном целевой программы "Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2013 годах"
N п/п |
Наименование мероприятий |
Источники финансирования |
Ожидаемые результаты |
Ответственный за исполнение |
||||||||
итого |
средства областного бюджета Ульяновской области, тыс. рублей |
собственные средства исполнителей, тыс. рублей |
||||||||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
|||||||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
11 |
12 |
13 |
1. |
Рубка погибших лесных насаждений |
30000 |
|
|
|
|
30000 |
30000 |
|
|
Рациональное использование древесины, предотвращение возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса |
Министерство лесного хозяйства, природопользования И экологии Ульяновской области |
2. |
Расчистка поврежденных лесных насаждений |
98700 |
98700 |
98700 |
|
|
|
|
|
|
Предотвращение возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса |
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области |
3. |
Создание лесных культур на площадях вырубленных и расчищенных лесных насаждений |
85800 |
65800 |
21940 |
21940 |
21920 |
20000 |
6660 |
6660 |
6680 |
Повышение продуктивности, улучшение породного состава и качества лесов |
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области |
4. |
Создание и содержание подразделений ОГУ "Пожарная безопасность" в лесничествах |
48000 |
48000 |
8000 |
16000 |
24000 |
|
|
|
|
Повышение оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров, сокращение площадей гарей, улучшение надомных способов борьбы с лесными пожарами |
Министерство лесного хозяйства, природопользовании и экологии Ульяновской области |
5. |
Проведение лесоустройства в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организаций |
10215 |
10215 |
3555 |
3555 |
3105 |
|
|
|
|
Возможность планирования лесовосстановительных и противопожарных мероприятий, их последующая реализация |
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области |
6. |
Организация охраны и противопожарного устройства в лесах, находившихся в ведении сельскохозяйственных организации |
7080 |
7080 |
2360 |
2360 |
2360 |
|
|
|
|
Снижение горимости лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров, сохранение экологического потенциала лесов |
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области |
|
Итого |
279795 |
229795 |
134555 |
43855 |
51385 |
50000 |
36660 |
6660 |
6680 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ульяновской области от 26 января 2011 г. N 3/18-П "Об утверждении областной целевой программы "Восстановление лесного фонда на территории Ульяновской области в 2011-2014 годах"
Текст постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 4 февраля 2011 г. N 12-13
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 г. N 37/415-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ульяновской области от 24 декабря 2012 г. N 620-П
Действие приложения к областной целевой программе, утвержденной настоящим постановлением, было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области на период с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 63537,0 тыс. руб.
Постановление Правительства Ульяновской области от 28 апреля 2012 г. N 204-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 25 декабря 2012 г. N 634-П)
Действие строк 2 (в сумме 74,4 тыс. рублей), 4 и 5 приложения к областной целевой программе, утвержденной настоящим постановлением, приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2012 г. до 1 января 2013 г. в сумме 5989,4 тыс. рублей
Действие областной целевой программы было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2013 г. до 1 января 2014 г. в сумме 64015,0 тыс. рублей
Действие областной целевой программы было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 63537,0 тыс. рублей
Постановление Правительства Ульяновской области от 21 ноября 2011 г. N 54/557-П