23 декабря 2011 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ульяновской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа).
2. Министерству внутренней политики Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области ежегодно при формировании проекта областного бюджета Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра внутренней политики Ульяновской области Кириллову Т.В.
Губернатор - Председатель Правительства области |
С.И. Морозов |
Постановлением Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П действие настоящей областной целевой программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 24741,0 тыс. рублей
Областная целевая программа
"Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ульяновской области" на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 29 августа 2011 г. N 42/412-П)
23 декабря 2011 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ульяновской области" на 2012-2014 годы (далее - Программа). |
Основания для разработки Программы |
- |
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; Закон Ульяновской области от 09.07.2007 N 93-ЗО "О взаимодействии органов государственной власти Ульяновской области с негосударственными некоммерческими организациями". |
Государственный заказчик Программы |
- |
Министерство внутренней политики Ульяновской области. |
Руководитель Программы |
- |
Министр внутренней политики Ульяновской области. |
Разработчики Программы |
- |
Министерство внутренней политики Ульяновской области. |
Цель Программы |
- |
создание правовых, экономических и организационных условий для дальнейшего становления социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО) и обеспечение их эффективного участия в социально-экономическом развитии региона. |
Целевые индикаторы Программы |
- |
прирост количества зарегистрированных социально ориентированных НКО на территории Ульяновской области к общему количеству зарегистрированных на территории Ульяновской области социально ориентированных НКО в 2011 году; прирост средней численности добровольцев, привлекаемых социально ориентированными НКО, к числу добровольцев в 2011 году; количество сотрудников и добровольцев социально ориентированных НКО, прошедших обучение; количество реализованных социальных проектов социально ориентированных НКО; количество социально ориентированных НКО, принимающих участие в мероприятиях регионального, межрегионального и федерального значения; количество социально ориентированных НКО, принимающих участие в конкурсах на выполнение социального заказа, конкурсах социальных проектов различного уровня; количество участников в социально значимых проектах и программах и получателей социальных услуг социально ориентированных НКО. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2012-2014 годы. I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год. |
Объемы и источники финансирования с разбивкой по этапам |
- |
общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 70408,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета Ульяновской области, в том числе по этапам: I этап (2012 год) - 22036,0 тыс. рублей; II этап (2013 год) - 23631,0 тыс. рублей; III этап (2014 год) - 24741,0 тыс. рублей. |
Основные исполнители мероприятий Программы |
- |
Министерство внутренней политики Ульяновской области; Министерство труда и социального развития Ульяновской области. |
Показатели оценки эффективности мероприятий Программы |
- |
правовое поле социально ориентированных НКО; организационные возможности социально ориентированных НКО; финансовая жизнеспособность социально ориентированных НКО; защита общественных интересов социально ориентированных НКО; оказание услуг социально ориентированными НКО; инфраструктура поддержки социально ориентированных репутация социально ориентированных НКО в обществе. |
Основные понятия и термины, используемые в Программе
Гражданское общество - отделенная от государства структура, состоящая из множества ассоциаций, добровольных объединений, имеющих различную сферу реализации общественных интересов, находящихся вне непосредственной деятельности государства, совокупность людей, строящих определенные отношения без вмешательства государства, на основе свободы выбора.
Институты гражданского общества - некоммерческие негосударственные организации: общественные объединения, профессиональные союзы, религиозные конфессии, национально-культурные автономии.
Социальное партнерство (то же, что и межсекторное взаимодействие) - совместная деятельность участников партнерства (общественных объединений, органов государственной власти, коммерческих организаций), предполагающая согласование (консенсус) интересов и кооперацию усилий и ресурсов для реализации взаимоприемлемых целей и удовлетворения потребностей его участников.
Гражданская инициатива - совокупность действий по выдвижению, распространению и практической реализации общественными объединениями, профессиональными союзами, религиозными конфессиями, национально-культурными автономиями предложений по решению вопросов жизнедеятельности.
Общественная экспертиза - процедура изучения уполномоченными органами общественных объединений либо отдельным общественным объединением, профессиональным союзом, религиозной конфессией, национально-культурной автономией вопросов жизнедеятельности, проектов нормативных правовых актов.
Развитие институтов гражданского общества - правовое, политическое, экономическое и социальное содействие некоммерческим объединениям органами государственной власти с целью становления и укрепления демократических институтов, межэтнической стабильности, развития гражданского диалога.
1. Введение.
Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Одной из стратегических целей развития Ульяновской области, отраженных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, а также в Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), является переход к инновационной социально ориентированной модели развития, что подразумевает особое внимание не только к технологическим, но и, в первую очередь, - к социальным инновациям, определяет приоритетность вопросов развития человеческого капитала, развития институтов гражданского общества и социального партнерства.
Реализация данных направлений невозможна без активного участия общественности в решении социально-экономических задач региона. Исследования показывают, что в развитых странах активный экономический рост происходит в тех регионах, где есть традиции участия гражданских объединений в управлении, где аккумулируется социальный капитал. Гражданская инициатива является тем самым элементом, без которого немыслимо эффективное развитие общества и демократического государства.
Институты гражданского общества в Ульяновской области имеют необходимый интеллектуальный потенциал и конструктивный настрой, чтобы внести свой вклад в поддержку процессов консолидации всего общества и объединение его общим стремлением к достижению поставленных в Стратегии целей. Общественному сектору необходимо объективно и четко, исходя из его особенностей и возможностей, определить свое место для участия в решении приоритетных и актуальных задач, вставших перед регионом, найти свои, наиболее эффективные для этой работы, методы и формы.
На 01 июня 2011 года в Ульяновской области осуществляют свою уставную деятельность 1358 НКО, обеспечивающих выполнение общественно значимых функций в различных сферах деятельности.
Общие свойства НКО заключаются в том, что предметом их деятельности является нематериальная сфера с проявлением результатов и социально-экономических последствий этой деятельности, как правило, в долгосрочной перспективе.
Место и роль НКО в системе взаимодействия с органами государственной власти Ульяновской области, с коммерческими организациями, населением определяются федеральным и областным законодательством. Значительное изменение потенциала развития некоммерческого сектора произошло в связи с наделением органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по поддержке социально ориентированных НКО и принятием Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
Управляемое и эффективное развитие социально ориентированных НКО является:
1) одним из организационных условий развития институтов гражданского общества. Так, создание любой НКО в соответствии с законодательством (товарищество собственников жилья, саморегулируемая организация и т.д.) автоматически формирует совокупность прав и обязанностей этого субъекта деятельности, возможность передачи этих прав и обязанностей от государства населению, возможность более широкой защиты конституционных прав соответствующих социальных групп населения;
2) одним из методов реализации государственно-частного партнерства, в котором НКО могут являться носителями интересов различных социальных групп населения и партнерами в выполнении общественно значимых функций в публичной сфере через участие в государственном и муниципальном социальном заказе, в аутсорсинге отдельных административных функций;
3) одной из форм активизации продуктивной деятельности граждан, ориентированных на создание полезных и востребованных социальных услуг и защиту своих прав, а не на извлечение прибыли.
По данным социологического исследования, проведенного Федеральным государственным образовательным бюджетным учреждением "Ульяновский государственный университет", в деятельности НКО в Ульяновской области участвуют 3 процента опрошенных людей. При этом помощью НКО пользовались 13,2 процента населения, принимали участие в мероприятиях НКО - 11,1 процента опрошенных. Проявляют интерес к деятельности НКО - 18,4 процента респондентов, а положительный ответ на вопрос "Хотели бы вы участвовать в общественной жизни?" дали 24 процента опрошенных. Эти данные говорят о значительном потенциале развития некоммерческого сектора.
Эффективной реализации потенциала НКО препятствует ряд проблем, основными из которых являются:
недостаток и нестабильность источников финансирования деятельности;
разрозненность и сравнительно небольшой опыт отстаивания собственных объединенных интересов;
слабо развитая инфраструктура поддержки деятельности НКО;
отсутствие механизмов распространения новых подходов и передового опыта в решении НКО социально значимых проблем региона;
неравномерный профессионализм и недостаточный уровень качества экспертной деятельности внутри самого некоммерческого сектора;
отсутствие массовой общественной поддержки деятельности НКО со стороны граждан;
отсутствие действенных механизмов продвижения результатов деятельности институтов гражданского общества среди населения Ульяновской области, а также исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, коммерческих организаций и средств массовой информации (далее - СМИ).
Некоторые данные пилотного исследования НКО Ульяновской области: среднее количество штатных работников - 1 человек; среднее количество совместителей, работающих в НКО, - 6 человек; среднее количество постоянных добровольцев - 10 человек, а временных - 30 человек.
Достаточно редко НКО участвуют в межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях, это связано, в первую очередь, с финансовыми трудностями НКО.
Интернет-ресурсами располагают 60 процентов опрошенных НКО, при этом самыми популярными являются следующие ресурсы: собственный сайт (у 40 процентов НКО) и группы в социальных сетях (также у 40 процентов НКО). Но при этом у большинства НКО сайты в "замороженном" состоянии, то есть не обновляются регулярно. Взаимосвязи с печатными и телевизионными СМИ носят эпизодический характер.
В целом в Ульяновской области сохраняется тенденция снижения активности НКО. Так, среднее количество социальных проектов, разработанных и реализованных в 2010 году НКО, составляет - 6 единиц, а в первое полугодие 2011 года этот показатель немного снизился. При этом процент участия целевой группы в этих же проектах снижается достаточно резко, по средним показателям практически в 3,5 раза.
Результаты анализа современного состояния институтов гражданского общества свидетельствуют о том, что некоммерческий сектор сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
В этих условиях необходимы меры по системной поддержке социально ориентированных НКО на всех уровнях (региональном, муниципальном), по развитию межсекторного и внутрисекторного взаимодействия, поддержке "низовой" активности населения.
Требует решения сохраняющаяся проблема неудовлетворенной потребности как самих НКО, так и населения Ульяновской области в широком освещении социально направленной деятельности и социальных инициатив некоммерческого сектора.
Некоммерческий сектор, являясь важной составляющей гражданского общества, призван мобильно и эффективно реагировать на вновь возникающие проблемы и запросы населения Ульяновской области, возрастающие запросы населения к качеству предоставляемых социальных услуг.
В настоящее время этого не происходит. Более того, для некоммерческого сектора характерны отраслевая разрозненность, отсутствие эффективных устойчивых прямых и обратных связей с целевой аудиторией.
Нуждаются в дальнейшем расширении практика финансирования социальных и благотворительных программ НКО коммерческими организациями, а также практика использования в решении социальных проблем механизмов государственно-частного партнерства.
Программа призвана решить программно-целевым методом сложившуюся проблемную ситуацию в сфере развития социально ориентированного сегмента некоммерческого сектора. Без этого решения проблемы и противоречия в некоммерческом секторе не только сохранятся, но будут нарастать, существенным образом замедляя социально-экономическое развитие региона.
По-прежнему бессистемный характер будет носить работа с НКО разных направлений деятельности (благотворительных, правозащитных и других).
Сохранятся проблемы низкой гражданской активности населения, неся негативный потенциал для нового поколения россиян.
Реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в некоммерческом секторе Ульяновской области.
Таким образом, проблема требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода.
Использование этого метода предполагает создание целевой программы с обеспечением единства ее четко структурированной и сформулированной содержательной части с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами выполнения.
Программа, разработанная на основе программно-целевого метода, представляет собой комплекс различных мероприятий, обеспечивающих достижение конкретных целей и решение задач, стоящих перед Ульяновской областью в 2012-2014 годах.
Мероприятия Программы носят комплексный характер, обеспечивают общие подходы и взаимосвязь целей и задач, стоящих перед Ульяновской областью в 2012-2014 годах, согласованы по срокам, а также по ресурсам, необходимым для их осуществления.
Необходимо отметить, что использование программно-целевого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.
Один из рисков - риск сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет реструктуризировать Программу, разрабатывать и реализовывать механизмы приостановления ряда уже начатых изменений.
При этом, исходя из новых бюджетных параметров, необходимо пересмотреть задачи Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения.
Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на эффективности Программы в целом.
Решение о сокращении объема бюджетных ассигнований, выделяемых на реализацию Программы, приведет к падению эффективности расходов как действующей, так и предыдущих целевых программ.
Снижение эффективности Программы будет иметь негативные последствия для региональной экономики в целом из-за падения темпов роста и развития человеческого капитала как ее основного ресурса, серьезным образом затруднит ее инновационное развитие.
К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск неэффективного управления Программой. В свою очередь, этот риск представляет собой совокупность рисков, например, таких как риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы, риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы.
Возникновение риска неэффективного управления Программой может привести к негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, поставленных перед гражданским обществом в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько задач Программы могут быть не решены.
Например, в результате невыполнения задачи "Создание инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора" развитие многих НКО если не остановится, то существенно замедлится, создав тем самым серьезные проблемы для инновационной экономики региона. При этом сама постановка вопроса о развитии человеческого капитала потребует резкой мобилизации дополнительных, в том числе и финансовых ресурсов.
Невыполнение задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах.
Совершенно очевидным является и то, что нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к недостижению цели Программы, то есть к невыполнению Программы.
При этом, поскольку Программа направлена на реализацию положений Стратегии, ее невыполнение будет иметь негативный характер не только для некоммерческого сектора, но и для общества региона в целом.
Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.
Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с эффектами реализации Программы. Социально-экономические последствия ее реализации должны быть ясны и понятны обществу в целом. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, а в крайнем своем проявлении - неприятие и негативное отношение граждан как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам. Это приведет к тому, что результаты Программы окажутся невостребованными.
Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа среди населения, его информирование о целях, задачах и ходе реализации Программы. Необходимы проведение социологических измерений и работа по формированию позитивного общественного мнения, вовлечение СМИ и иных заинтересованных в развитии гражданского общества групп.
Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты следующие меры:
мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом;
широкое привлечение общественности и научного сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы;
публичность промежуточных отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.
Для решения проблемы также может быть применен вариант с использованием планово-нормативного метода. В то же время в условиях рыночной экономики и тем более экономики инновационной планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае некоммерческий сектор будет развиваться в основном экстенсивно.
Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов.
Программа нацелена на создание правовых, экономических и организационных условий для дальнейшего становления институтов гражданского общества и обеспечение их активного участия в социально-экономическом развитии региона.
2. Цели и целевые индикаторы Программы
Целью Программы является создание правовых, экономических и организационных условий для дальнейшего становления социально ориентированных НКО и обеспечение их эффективного участия в социально-экономическом развитии региона.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1 к Программе.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы предусматривается в 2012-2014 годах в три этапа:
I этап (2012 год) - создание правовых, экономических и организационных условий для становления социально ориентированных НКО; создание инфраструктуры поддержки социально ориентированных НКО.
II этап (201-3 год) - развитие правовых, экономических и организационных условий для становления социально ориентированных НКО; развитие инфраструктуры поддержки социально ориентированных НКО; включение социально ориентированных НКО в социально-экономическое развитие региона.
III этап (2014 год) - системный характер развития социально ориентированных НКО, обеспечение их эффективного участия в социально-экономическом развитии региона.
4. Система мероприятий Программы
4.1. Перечень программных мероприятий, объем и источники их финансирования приводятся в приложении N 2 к Программе.
Перечень программных мероприятий состоит из следующих разделов:
предоставление субсидий социально ориентированным НКО;
предоставление информационной поддержки социально ориентированным НКО;
предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО;
меры, стимулирующие поддержку деятельности социально ориентированных НКО и участие в ней граждан и юридических лиц;
мониторинг и анализ эффективности реализации Программы.
4.2. Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета Ульяновской области будет осуществляться в порядке и на условиях, утверждаемых Правительством Ульяновской области.
Предоставление субсидий социально ориентированным НКО будет производиться в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Ульяновской области, в котором будут предусмотрены следующие мероприятия:
организация консультирования по вопросам участия в конкурсе (включая подготовку заявки);
организация приема, регистрации и рассмотрения заявок на участие в конкурсе в установленном порядке, в том числе с привлечением внешних экспертов;
обеспечение информационной поддержки проведения конкурса;
организация мониторинга и оценки результативности и эффективности использования предоставленных субсидий, в том числе с привлечением внешних экспертов.
В качестве приоритетных направлений оказания финансовой поддержки социально ориентированных НКО предлагаются следующие:
профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
повышение качества жизни людей пожилого возраста;
социальная адаптация инвалидов и их семей;
развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности детей и молодежи;
развитие межнационального сотрудничества;
правовое просвещение населения: военно-патриотическое воспитание населения.
4.3. Предоставление информационной поддержки социально ориентированным НКО.
В состав Программы включены мероприятия, направленные на пропаганду и популяризацию деятельности социально ориентированных НКО, благотворительной деятельности и добровольчества, в том числе:
обеспечение освещения деятельности социально ориентированных НКО, благотворительной деятельности и добровольчества в СМИ;
поощрение журналистов, освещающих деятельность социально ориентированных НКО, благотворительную деятельность и добровольчество;
разработка социальных рекламных кампаний и размещение рекламных материалов;
проведение публичных обсуждений социальных рекламных кампаний на базе региональных конкурсов социальной рекламы, с определением приоритетных тем для развития социально ориентированных НКО, добровольчества и благотворительной деятельности.
4.4. Предоставление консультационной поддержки, а также поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО.
В Программе предусмотрены мероприятия по оказанию консультационной поддержки социально ориентированным НКО, подготовке их работников и добровольцев, в том числе:
проведение конференций, семинаров и иных мероприятий по актуальным вопросам деятельности социально ориентированных НКО, обмену опытом и распространению лучших практик;
предоставление на конкурсной основе грантов (стипендий) на возмещение расходов работников и добровольцев социально ориентированных НКО, связанных со стажировками и участием в мероприятиях в других субъектах Российской Федерации.
4.5. Меры, стимулирующие поддержку деятельности социально ориентированных НКО и участие в ней граждан и юридических лиц.
В состав Программы включены мероприятия, предусматривающие: развитие инфраструктуры поддержки НКО, включая формирование и развитие:
- ресурсных центров НКО;
- добровольческих центров;
- целевых капиталов НКО.
проведение конкурсов государственной поддержки НКО;
поощрение активных работников социально ориентированных НКО, благотворителей и добровольцев.
4.6. Мониторинг и анализ эффективности реализации Программы.
В состав Программы включен блок мероприятий аналитического характера, а именно:
проведение научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных НКО;
организация постоянного мониторинга и анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности указанных организаций, оценки эффективности мер, направленных на развитие социально ориентированных НКО.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации важнейших целевых индикаторов Программы потребуется соответствующее ресурсное обеспечение, осуществляемое в три этапа за счет средств областного бюджета Ульяновской области.
Реализация Программы позволит провести количественное и качественное изучение сферы гражданского общества Ульяновской области, создаст условия для реализации потенциала некоммерческого сектора в решении социально значимых задач Ульяновской области, будет способствовать росту гражданской активности и в целом - дальнейшему переходу к социально ориентированной экономике в Ульяновской области.
Общий объем средств областного бюджета Ульяновской области, необходимых для финансирования мероприятий Программы, составляет 70408,0 тыс. рублей, в том числе по этапам реализации:
I этап (2012 год) - 22036,0 тыс. рублей.
II этап (2013 год) - 23631,0 тыс. рублей.
III этап (2014 год) - 24741,0 тыс. рублей.
Объем средств областного бюджета Ульяновской области на реализацию Программы утверждается законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период. Мероприятия и объемы финансирования Программы подлежат уточнению в соответствии с утверждаемыми параметрами областного бюджета Ульяновской области.
Распределение средств областного бюджета Ульяновской области по главным распорядителям бюджетных средств изложено в таблице 1:
Таблица 1
В соответствии со сметными расчетами объем финансирования в разрезе разделов Программы представлен в таблице 2:
Таблица 2
6. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий Программы
Предлагаемые в рамках Программы мероприятия позволят реализовать комплексные механизмы, формирующие в Ульяновской области качественно новую систему развития гражданского общества.
Социально-экономический эффект от реализации комплекса мероприятий Программы выражается в улучшении положения социально ориентированных НКО и расширении комплекса социальных услуг, предоставляемых населению Ульяновской области вышеназванными организациями.
Предполагается достижение следующих результатов в социально-экономической сфере: рост уровня развития социально ориентированных НКО; увеличение объема социальных услуг, оказываемых социально ориентированными НКО населению Ульяновской области; рост уровня доверия населения к социально ориентированным НКО.
Оценка эффективности реализации Программы в соответствии с полномочиями производится Министерством экономики Ульяновской области ежегодно и обеспечивает мониторинг динамики результатов реализации Программы за оцениваемый период с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий Программы.
Оценка целевых индикаторов Программы будет осуществляться на основании данных Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, отчетов социально ориентированных НКО, информации исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, предоставляющих меры поддержки социально ориентированным НКО.
Методика оценки показателей эффективности Программы представлена в приложении N 3 к Программе и включает в себя ряд таких показателей, как правовое поле социально ориентированных НКО, организационные возможности социально ориентированных НКО, финансовая жизнеспособность социально ориентированных НКО, репутация социально ориентированных НКО в обществе, защита общественных интересов социально ориентированных НКО; оказание услуг социально ориентированными НКО; инфраструктура поддержки социально ориентированных НКО.
Начальное значение общего показателя эффективности (2011 год) |
Значение общего показателя эффективности на конец каждого этапа реализации Программы |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
6,0 |
5,5 |
5,2 |
5,0 |
В результате выполнения Программы будут обеспечены: создание и внедрение новых инновационных технологий решения
социальных проблем Ульяновской области;
внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, освещающих деятельность социально ориентированных НКО;
расширение комплекса услуг, предоставляемых гражданам социально ориентированными НКО;
внедрение процедур независимой оценки деятельности социально ориентированных НКО.
В ходе реализации Программы будет сформирован вектор на инновационное развитие институтов гражданского общества.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственным заказчиком Программы является Министерство внутренней политики Ульяновской области.
Общее управление и контроль за реализацией программных мероприятий осуществляет Министерство внутренней политики Ульяновской области.
Государственный заказчик Программы ежегодно уточняет мероприятия и объемы финансирования, представляет заявки на финансирование из областного бюджета Ульяновской области.
Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, исполнителями которых являются исполнительные органы государственной власти Ульяновской области, и рациональное использование выделенных бюджетных средств.
Министерство внутренней политики Ульяновской области ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство экономики Ульяновской области отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных средств.
Приложение N 1
Целевые индикаторы
и показатели областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ульяновской области" на 2012-2014 годы
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Значение целевого индикатора |
||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
1. |
Прирост количества зарегистрированных социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Ульяновской области к общему количеству зарегистрированных на территории Ульяновской области социально ориентированных некоммерческих организаций в 2011 году, процентов |
3 |
5 |
7 |
2. |
Прирост средней численности добровольцев, привлекаемых социально ориентированными некоммерческими организациями, к числу добровольцев в 2011 году, процентов |
5 |
6 |
7 |
3. |
Количество сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций, прошедших обучение, человек |
30 |
40 |
50 |
4. |
Количество реализованных социальных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, единиц |
60 |
70 |
80 |
5. |
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в мероприятиях регионального, межрегионального и федерального значения, единиц |
50 |
60 |
70 |
6. |
Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, принимающих участие в конкурсах на выполнение социального заказа, конкурсах социальных проектов различного уровня, единиц |
80 |
90 |
100 |
7. |
Количество участников в социально значимых проектах и программах и получателей социальных услуг социально ориентированных некоммерческих организаций, человек |
100000 |
110000 |
120000 |
Постановлением Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П действие строки 1.1 (в сумме 6700,0 тыс. рублей) раздела 1, строк 2.1-2.3 раздела 2, строк 3.1, 3.2 раздела 3, строк 4.1-4.6, 4.8 раздела 4, строк 5.1, 5.2 раздела 5 настоящего приложения приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2012 г. до 1 января 2013 г.
Приложение N 2
Перечень
программных мероприятий, объем и источники их финансирования
23 декабря 2011 г.
Приложение N 3
Методика
оценки показателей эффективности областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ульяновской области" на 2012-2014 годы
Оценка показателей эффективности областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Ульяновской области" на 2012-2014 годы производится группой экспертов по 7 основным показателям, представленным в таблице:
N п/п |
Основные показатели эффективности Программы |
Частные показатели эффективности Программы |
1 |
2 |
3 |
1. |
Правовое поле социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - НКО) |
Уровень доступности регистрации социально ориентированных НКО; наличие на региональном уровне налоговых льгот для доноров социально ориентированных НКО; наличие нормативных правовых актов, обеспечивающих государственную поддержку социально ориентированных НКО на региональном уровне; способность социально ориентированных НКО к осуществлению коммерческой деятельности и оказанию платных услуг для населения и бесплатных услуг в рамках государственного заказа |
2. |
Организационные возможности социально ориентированных НКО |
Наличие стратегических планов и программ у социально ориентированных НКО; уровень эффективности органов управления социально ориентированных НКО; количество штатных и внештатных сотрудников социально ориентированных НКО; количество временных и постоянных добровольцев в социально ориентированных НКО; наличие и уровень развития материально-технической базы социально ориентированных НКО |
3. |
Финансовая жизнеспособность социально ориентированных НКО |
Наличие и разнообразие форм поддержки для социально ориентированных НКО на муниципальном и региональном уровнях; уровень диверсификации источников доходов социально ориентированных НКО; количество специалистов социально ориентированных НКО, занимающихся привлечением ресурсов; количество привлекаемых финансовых средств на реализацию социальных программ и проектов социально ориентированных НКО |
4. |
Защита общественных интересов социально ориентированных НКО |
Участие представителей социально ориентированных НКО в совещательных органах при исполнительных органах исполнительной власти Ульяновской области; наличие коалиционных объединений социально ориентированных НКО; количество коалиционных акций и мероприятий социально ориентированных НКО; количество совместных мероприятий социально ориентированных НКО и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области (встреч, совещаний, круглых столов и др.); количество проектов социально ориентированных НКО, направленных на решение социальных проблем региона |
5. |
Оказание услуг социально ориентированными НКО |
Объем социальных услуг, оказываемых социально ориентированными НКО населению Ульяновской области; уровень информированности населения об услугах, оказываемых социально ориентированными НКО; уровень доступности для населения социальных услуг, оказываемых социально ориентированными НКО; уровень удовлетворенности населения качеством услуг социально ориентированных НКО |
6. |
Инфраструктура поддержки социально ориентированных НКО |
Наличие ресурсных центров НКО и фондов целевого капитала; наличие донорских организаций на муниципальном и региональном уровнях; количество сотрудников и добровольцев социально ориентированных НКО, повысивших свою квалификацию; количество образовательных мероприятий для сотрудников и добровольцев социально ориентированных НКО |
7. |
Репутация социально ориентированных НКО в обществе |
Уровень доверия населения к социально ориентированным НКО; количество публикаций в СМИ о деятельности социально ориентированных НКО; количество интернет-ресурсов, освещающих деятельность социально ориентированных НКО; уровень информированности населения Ульяновской области о деятельности социально ориентированных НКО; количество партнерских проектов социально ориентированных НКО и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области; количество партнерских проектов социально ориентированных НКО и коммерческих организаций |
Сбор данных по частным показателям эффективности Программы будет осуществляться на основании данных Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области, отчетов социально ориентированных НКО, информации исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, предоставляющих меры поддержки социально ориентированным НКО, а также на основании социологических исследований.
Основные показатели оцениваются экспертами в баллах (от 1 до 7), при этом чем меньше балл, тем большая степень устойчивого развития социально ориентированных НКО имеется в виду.
Экспертные группы формируются из 12-15 человек - представителей НКО, работающих в различных сферах, ресурсных центров, исполнительной и законодательной власти, доноров, исследователей НКО.
Под донором подразумевается организация или частное лицо, предоставляющее разного рода ресурсы гражданам и организациям на некоммерческой основе на цели, направленные на благо общества в целом.
Экспертам дополнительно предлагаются общие характеристики трех основных стадий развития, соответствующих разным диапазонам баллов: стадия консолидации, средне-переходная и ранне-переходная стадии.
Самый низкий уровень развития - ранне-Переходная стадия - соответствует 5-7 баллам; средне-переходная стадия - 3-5 баллам; стадия консолидации (высший уровень устойчивости и развития) - 1-3 баллам.
Окончательное решение о величине того или иного показателя эффективности Программы принимается экспертами на условиях консенсуса.
Общий показатель эффективности определяется как среднее значение от суммы семи вышеобозначенных числовых значений показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ульяновской области от 29 августа 2011 г. N 42/412-П "Об утверждении областной целевой программы "Содействие развитию институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольческой (волонтёрской) деятельности в Ульяновской области" на 2012-2014 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 16 ноября 2011 г. N 129
Постановлением Правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 г. N 37/409-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ульяновской области от 22 июля 2013 г. N 31/308-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 3 июня 2013 г. N 22/204-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 24 декабря 2012 г. N 620-П (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 27 августа 2013 г. N 387-П)
Действие строк 1.1 (в сумме 19000,0 тыс. рублей) раздела 1, разделов 2 и 3, строк 4.1-4.6, 4.8, 4.9 (в сумме 300,0 тыс. рублей) раздела 4, раздела 5 приложения N 2 к Областной целевой программе, утвержденной настоящим постановлением, приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области до 1 января 2014 г. в сумме 31131,0 тыс. рублей
Действие Областной целевой программы, утвержденной настоящим постановлением, приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 24741,0 тыс. рублей
Постановление Правительства Ульяновской области от 20 августа 2012 г. N 32/398-П
Постановление Правительства Ульяновской области от 23 декабря 2011 г. N 637-П
Действие строки 1.1 (в сумме 6700,0 тыс. рублей) раздела 1, строк 2.1-2.3 раздела 2, строк 3.1, 3.2 раздела 3, строк 4.1-4.6, 4.8 раздела 4, строк 5.1, 5.2 раздела 5 приложения N 2 к областной целевой программе, утвержденной настоящим постановлением, было приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2012 г. до 1 января 2013 г.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 7 ноября 2012 г. N 524-П строка 39 приложения N 1 к названному постановлению, приостановившая действие названных строк, признана утратившей силу
Действие областной целевой программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2013 г. до 1 января 2014 г. в сумме 23631,0 тыс. рублей
Действие областной целевой программы приостановлено в части финансирования из областного бюджета Ульяновской области с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г. в сумме 24741,0 тыс. рублей