Решение Арбитражного суда Ульяновской области
от 4 июня 2013 г. N А72-11-661/2012
Резолютивная часть решения объявлена 28.05.2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 04.06.2013 г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе: председательствующего Ю.А. Каданцева, судей О.А. Лубяновой, В.В. Тимофеева, при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.Б. Айзен, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфа" (ОГРН 1047300995081, ИНН 7325048625), г. Ульяновск, к Администрации города Ульяновска о признании Постановления Главы города Ульяновска от 23.07.2009 N 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" недействующим в части утверждения красных линий на пересечении улиц Карла Маркса и Урицкого Ленинского района г. Ульяновска, касающихся земельного участка площадью 5656,75 кв. м кадастровый номер: 73:24:041501:149, расположенного в г. Ульяновске, в Ленинском районе, на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, при участии заместителя прокурора Ульяновской области А.А. Морозова, при участии в заседании: от заявителя - Раков Д.С., доверенность от 13.11.2012 г.; от Администрации города Ульяновска - Трифонова О.В., доверенность от 05.04.2013 г., Бабенкова К.В., доверенность от 08.05.2013 г.; от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - Трифонова О.В., доверенность от 15.01.2013 г.; от Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - не явились, уведомлены; от заместителя прокурора Ульяновской области - Саликова И.Н., старший помощник прокурора Ульяновской области, служебное удостоверение,
установил:
в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Альфа" к Администрации города Ульяновска о признании не соответствующим постановление Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 г. N 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части города Ульяновска", в части утверждения красных линий на пересечении улиц Карла Маркса и Урицкого Ленинского района г. Ульяновска, касающихся земельного участка площадью 5.656,75 кв. м кад. N 73:24:041501:149, расположенного в г. Ульяновске, в Ленинском районе, на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого нормам ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным Решением Ульяновской городской думы от 13.10.2004 г. N 90, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утвержденной Приказом Госстроя России от 29.10.2002 г. N 150); о признании недействующим постановления Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 г. N 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части города Ульяновска", в части утверждения красных линий на пересечении улиц Карла Маркса и Урицкого Ленинского района г. Ульяновска, касающихся земельного участка площадью 5.656,75 кв. м кад. N 73:24:041501:149, расположенного в г. Ульяновске, в Ленинском районе, на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого (далее - оспариваемый нормативный акт).
По-видимому, здесь и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "Приказом Госстроя России от 29.10.2002 г. N 150 " имеется в виду "Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 г. N 150"
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
В настоящее дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступил заместитель прокурора Ульяновской области А.А. Морозов, о чем сообщил суду в заявлении от 14.03.2013 г. Общество с ограниченной ответственностью "Альфа" (далее - заявитель, ООО "Альфа") считает, что оспариваемое постановление нарушает права ООО "Альфа" в сфере предпринимательской деятельности, так как препятствует осуществлению строительства.
На доводы Администрации города Ульяновска заявитель возразил, что решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.12.2012 г. по делу N 2-9084/12 и апелляционное определение от 16.04.2013 г., которым данное решение Ленинского районного суда г. Ульяновска оставлено без изменения, не устанавливают обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела: данными судебными актами признано недействительным разрешение на строительство, однако это обстоятельство не имеет существенного значения, так как разрешение на строительство выдано в 2012 году, а оспариваемый нормативный акт принят в 2009 году; на дату принятия оспариваемого нормативного акта у ООО "Альфа" имелись права, возникающие из постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, градостроительного плана земельного участка, то есть право на предоставление земельного участка для строительства, не находящегося за красными линиями.
Заявитель указал, что само по себе признание недействительным разрешения на строительство не лишает ООО "Альфа" прав, возникающих из постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и договора аренды, так как указанные документы не признаны недействительными.
ООО "Альфа" считает, что содержащийся в решении Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.12.2012 г. по делу N 2-9084/12 вывод суда о том, что правоустанавливающие документы на земельный участок являются недействительными, не может иметь преюдициального значения для настоящего дела, поскольку в данном судебном акте не указано, какой конкретно документ является недействительным и какой норме права он противоречит.
Заявитель также указал, что в решении Ленинского районного суда от 25.12.2012 г. по делу N 2-9084/12 и в апелляционном определении от 16.04.2013 г. сделан вывод о том, что при предварительном согласовании места размещения объекта и последующем оформлении разрешительной документации не учитывалось расположение автомобильной дороги на спорном земельном участке. По мнению заявителя, указанный вывод суда общей юрисдикции не может иметь преюдициального значения, так как постановление о предварительном согласовании места размещения объекта является ненормативным правовым актом. Данный ненормативный правовой акт не признан недействительным и на основании него заключен договор аренды, который также не признан недействительным.
Администрация города Ульяновска (далее - Администрация) и Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска возразили против удовлетворения требований заявителя по изложенным в отзыве доводам. Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Департамент) пояснил, что до разграничения в Ульяновской области государственной собственности на землю Департамент осуществлял полномочия по предоставлению, в том числе в аренду, находящихся в государственной собственности земельных участков в г. Ульяновске под зданиями, строениями, сооружениями либо для строительства, площадью свыше 200 кв. м., в соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ, Положением о Департаменте, Законом Ульяновской области от 02.06.2006 N 59-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области" и постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2006 N 237. Между Департаментом и ООО "Альфа" на основании распоряжений Департамента от 13.10.2009 г. N 1645-р и от 16.02.2010 г. N 147-р был заключен договор аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов площадью 5656,75 кв. м., с кадастровым номером 73:24:041501:133, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, на срок до 01.12.2015 г. для строительства автотехнического комплекса (договор аренды земельного участка от 24.03.2010 N 02/24-707).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона следует читать как "N 79-ЗО"
09.09.2010 г. между Департаментом госимущества Ульяновской области и Администрацией (мэрией) города Ульяновска был заключен договор о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 24.03.2010 N 02/24-707, в настоящий момент полномочия арендодателя по указанному договору аренды осуществляет Администрация города Ульяновска.
Заместитель прокурора Ульяновской области А.А. Морозов с требованиями заявителя не согласился, поддержав доводы Администрации.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
К вопросу о принятии оспариваемого нормативного акта имеют отношение следующие обстоятельства.
08.06.2009 г. Главой города издано постановление N 4583 "О проведении публичных слушаний" (опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 11.06.2009 N 42), указанные слушания были назначены на 30.06.2009 г.
Информационное сообщение о месте ознакомления с проектом планировки опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 11.06.2009 N 42.
Постановлением Главы города от 30.06.2009 г. N 5156 внесены изменения в части даты проведения публичных слушаний: на 07.07.2009 г. (опубликовано в газете "Ульяновск сегодня" 03.07.2009 N 48).
В указанном выпуске газеты в разделе "Землепользование" также размещено информационное сообщение о месте ознакомления с проектом планировки. Постановлением Главы города Ульяновска от 23.07.2009 г. N 5845 утвержден проект планировки территории центральной части (красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории выполнены в масштабе 1:2000 в соответствии с п. 4.1 Инструкции 18-30).
Постановление Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 г. N 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части города Ульяновска" (оспариваемое в соответствующей части заявителем) было официально опубликовано 24.07.2009 г. в газете "Ульяновск сегодня" N 55 (768) и вступило в законную силу с момента официального опубликования в соответствии с пунктом 4 данного Постановления, что не противоречит положениям части 1 статьи 10 Устава муниципального образования "город Ульяновск", принятого Решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.20107. N 67.
В судебном заседании 21.05.2013 г. в материалы дела было представлено соглашение о признании обстоятельств по настоящему делу, подписанное со стороны ООО "Альфа" директором А.А. Артемьевой, со стороны администрации города Ульяновска - и. о. Главы Администрации города С.С. Панчиным, в соответствии с распоряжением от 08.04.2013 г. N 155-к; указанным соглашением установлено: "ООО "Альфа" заявитель по делу N А72-11661/2012 и Администрация г. Ульяновска ответчик по делу N А72-11661/2012, руководствуясь ст. 70 АПК РФ, признают обстоятельство того, что земельный участок площадью 5.656,75 кв. м кад. N 73:24:041501:149, расположенный в г. Ульяновске, в Ленинском районе, на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, располагается за красной линией, утвержденной постановлением Главы г. Ульяновска от 23.07.2009 г. N 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части города Ульяновска".
Так как в силу части 2 статьи 70 АПК РФ признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания, суд считает данное обстоятельство установленным.
Суд также считает, что с заключением указанного соглашения полностью отпала необходимость в проведении экспертизы, для проведения которой суд приостанавливал производство по настоящему делу определениями от 25.01.2013 г. и от 18.03.2013 г., поскольку назначение экспертизы было связано с вопросами, фактически разрешенными указанным соглашением о признании обстоятельств по делу.
Заявителем указано на несоответствие оспариваемого нормативного акта следующих нормативных актов, имеющих большую юридическую силу: Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденные Решением Ульяновской городской думы от 13.10.2004 г. N 90, Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30, Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная Приказом Госстроя России от 29.10.2002 г. N 150.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Исходя из положения части 1 статьи 41 ГрК РФ, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Части 2-6 статьи 42 ГрК РФ устанавливают обязательные требования к составу и содержанию проекта планировки. Так, основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
Данные нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Непосредственно порядок установления красных линий определен Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30.
Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Приказом Госстроя России от 29.10.2002 г. N 150, предусмотрено: в разделе 3.1.5 "Генеральные планы" - необходимость указания красных линий на плане современного использования территории (опорный план) (п. 9); обязательность определения схем зонирования с учетом красных линий (п. 11); в разделе 3.2.1 "Проект планировки" данной Инструкции указано, что графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают, в числе прочего, план красных линий (основной чертеж) и разбивочный чертеж красных линий (п. 4); на плане современного использования территории (опорном плане) показываются, в числе прочего, действующие и проектируемые красные линии (п. 6); на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны, в числе прочего, проектные предложения по проектируемым красным линиям (п. 6); разбивочный чертеж красных линий выполняется в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (п. 8); обязательными положениями проекта планировки являются, в числе прочего, красные линии и линии регулирования застройки (п. 14).
В соответствии с пунктом 3 части 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных Решением Ульяновской городской думы от 13.10.2004 г. N 90 границы территориальных зон на карте градостроительного зонирования устанавливаются с учетом красных линий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 3 части 3" имеется в виду "пунктом 3 статьи 3"
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 4 статьи 8 этих же Правил "Посредством документации по планировке территории определяются: ... а) красные линии, отграничивающие территории общего пользования от иных территорий и обозначающие элементы планировочной структуры;."
Суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного акта перечисленным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с отсутствием у заявителя прав на земельный участок с кадастровым номером 73:24: 041501:149, расположенный в г. Ульяновске, в Ленинском районе, на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, с учетом следующего.
14.10.2005 г. на основании протокола Комиссии по землепользованию и застройке мэрии города Ульяновска N 34 обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" было согласовано строительство автотехнического комплекса на перекрестке ул. К. Маркса и ул. Урицкого. 23.01.2005 г. постановлением Главы города Ульяновска N 175 обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" предварительно согласовано размещение автотехнического комплекса на земельном участке площадью 5.656,75 кв. м на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе города, утверждены акт выбора данного земельного участка от 14.10.2005 г. и проект границ земельного участка, разрешено проведение проектных работ для строительства; указанный земельный участок передан в аренду заявителю для выполнения изыскательских работ. На основании постановления Главы города Ульяновска от 23.01.2006 N 175 между Администрацией (мэрией) г. Ульяновска (арендодателем) и заявителем (арендатором) был заключен договор аренды от 16.02.2006 г. N 24-4-012870 земельного участка площадью 5.656,75 кв. м по адресу: г. Ульяновск, на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе для выполнения изыскательских работ в границах, указанных в проекте границ земельного участка; срок аренды установлен с 23.01.2006 г. по 01.10.2006 г.
08.10.2008 г. Главой города Ульяновска было принято постановление N 7520 "Об отмене постановления Главы города Ульяновска от 23.01.2006 г. N 175".
ООО "Альфа" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 18.12.2008 по делу N А72-7612/08-10/350 признано недействительным постановление Главы города Ульяновска N 7520 от 08.10.2008 "Об отмене постановления Главы города от 23.01.2006 г. N 175".
Судами апелляционной и кассационной инстанций данное решение было оставлено без изменения. Решением от 18.04.2008 г. N 01-13/1686 Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска отказал в выдаче градостроительного плана земельного участка по указанному адресу.
Прокуратура Ленинского района города Ульяновска 15.08.2008 г. вынесла мэрии города Ульяновска представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, выраженного в отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе г. Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.09.2008 г. по делу N А72-4645/2008 по заявлению ООО "Альфа" о признании незаконным бездействия мэрии, выразившееся в не подготовке и непредставлении градостроительных планов земельных участков, расположенных по адресам: г. Ульяновск, юго-западнее ул. Гагарина, 36 и пересечение улиц Карла Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе, заявленные требования были оставлены без удовлетворения. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2008 г. решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.09.2008 г. по делу N А72-4645/2008 было отменено, на мэрию города Ульяновска возложена обязанность по подготовке и предоставлению ООО "Альфа" градостроительного плана земельного участка на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе г. Ульяновска.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.07.2009 г. по делу N А72-4645/2008 был признан незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в подготовке и предоставлении ООО "Альфа" градостроительного плана земельного участка, расположенного на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе города Ульяновска.
В рамках исполнения данного судебного акта Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска ООО "Альфа" был подготовлен градостроительный план земельного участка от 08.04.2009 г. NRU 73304000-1100.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.09.2009 г. по делу N А72-10375/2009 г. указанный градостроительный план земельного участка признан частично недействительным, на Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска была возложена обязанность подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" раздел "Чертеж градостроительного плана земельного участка" на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Урицкого, не содержащий дополнительных ограничений по использованию земельного участка под строительство зданий, строений по сравнению с проектом границ земельного участка, утвержденным постановлением Главы города от 23.01.2006 N 175 "О предварительном согласовании ООО "Альфа" места размещения автотехнического комплекса на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе". Судами апелляционной и кассационной инстанций указанное решение оставлено без изменений.
Департаментом принято распоряжение от 13.10.2009 г. N 1645-р о предоставлении указанного земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Альфа" на праве аренды сроком до 01.12.2015 г.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, 03.09.2012 г. Администрация выдано заявителю разрешение на строительство автотехнического комплекса "АУДИ центр Ульяновск" на пересечении ул. Карла Маркса и ул. Урицкого в Ленинском районе города Ульяновска NRU 73304000-311.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.12.2012 г. по делу N 2-9084/12 удовлетворены требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска: разрешение на строительство автотехнического комплекса "АУДИ центр Ульяновск" на пересечении улиц Карла Маркса и Урицкого в Ленинском районе г. Ульяновска NRU 73304000-311 от 03.09.2012 г., выданное обществу с ограниченной ответственностью "Альфа", признано недействительным, на общество с ограниченной ответственностью "Альфа" возложена обязанность привести земельный участок на пересечении улиц Карла Маркса и Урицкого в Ленинском районе г. Ульяновска в состояние, существовавшее до начала строительства.
В указанном решении Ленинский районный суд г. Ульяновска установил, что выданное ООО "Альфа" разрешение на строительство не соответствует требованиям градостроительного законодательства, так как при предварительном согласовании места размещения автотехнического комплекса на пересечении улиц К. Маркса и Урицкого в Ленинском районе и при последующем оформлении разрешительной документации не учитывалось расположение на спорном земельном участке автомобильной дороги.
Апелляционным определением Ульяновского областного суда по делу N 33-1367/2013 от 16.04.2013 г. данное решение Ленинского районного суда оставлено без изменения, вышеуказанные выводы суда первой инстанции не опровергнуты.
Суд считает, что результаты рассмотрения дела Ленинского районного суда г. Ульяновска с учетом положений части 3 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего спора, и что судебными актами по делу Ленинского районного суда г. Ульяновска N 2-9084/12 (в апелляционной инстанции - N 33-1367/2013) установлено отсутствие у ООО "Альфа" прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которые могли бы быть нарушены оспариваемым нормативным актом.
Суд также учитывает, что на день вступления в силу оспариваемого нормативного акта, которой, как указано выше, является дата его официального опубликования в газете "Ульяновск сегодня" (24.07.2009 г.), у заявителя отсутствовали какие либо права на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041501:149.
Данный земельный участок в период с 23.01.2006 г. по 01.10.2006 г. находился в аренде у заявителя на основании договора аренды от 16.02.2006 г. N 24-4-012870, заключенного между Администрацией (мэрией) г. Ульяновска (арендодателем) и заявителем (арендатором), для выполнения изыскательских работ (п. 1.1 договора).
Доказательств продления срока указанного договора в деле не имеется. Таким образом, право аренды заявителя на данный земельный участок прекратилось 01.10.2006 г.
Оспариваемый нормативный акт принят через 2 года и 9 месяцев после прекращения права аренды заявителя на данный земельный участок, возникшего из договора аренды от 16.02.2006 г. N 24-4-012870.
Таким образом, в связи с отсутствием у заявителя на дату принятия оспариваемого нормативного акта каких-либо прав на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041501:149 утверждение оспариваемым нормативным актом красных линий, проходящих через данный земельный участок, не может повлечь нарушений вышеуказанных нормативных актов.
В последствии в отношении этого же земельного участка был оформлен договор аренды от 24.03.2010 г. N 02/24-707 между Департаментом (арендодателем) и заявителем (арендатором).
На дату принятия Департаментом распоряжений от 13.10.2009 г. N 1645-р и от 16.02.2010 г. N 147-р о предоставлении указанного земельного участка в аренду ООО "Альфа" у Департамента имелись полномочия по управлению и распоряжению спорным земельным участком в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2006 N 237 "О мерах по реализации Закона Ульяновской области от 02.06.2006 N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области", согласно которому уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Ульяновской области, принимающим решения и совершающим действия, предусмотренные Законом Ульяновской области от 02.06.2006 N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области", являлся Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
Пунктом 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от 02.06.2006 N 79-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Ульяновской области" (в редакции, действовавшей до 20.03.2010 г.) установлено, что "Правительство Ульяновской области устанавливает максимальные размеры земельных участков, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, за исключением земельных участков, размеры которых устанавливаются в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом устанавливаемый максимальный размер не может быть менее 200 квадратных метров".
В соответствии с частью 1 статьи 3 этого же Закона Ульяновской области в той же редакции "Орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере управления и распоряжения земельными ресурсами (далее - уполномоченный орган), принимает решения: 1) о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие гражданам и юридическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования, за исключением случаев, когда принятие решения о предоставлении земельного участка отнесено к компетенции органа местного самоуправления;."
Но пункт 1 статьи 2 и пункт 1 части 1 статьи 3 вышеупомянутого Закона Ульяновской области утратили силу в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 1 и с подпунктом "а" пункта 3 статьи 1 Закона Ульяновской области от 09.03.2010 г. N 22-ЗО, который был официально опубликован 10.03.2010 в газете "Ульяновская правда", N 17 (22.887).
В соответствии с частью 5 статьи 17 Устава Ульяновской области (утвержденным постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19.05.2005 г. N 31/311) "Законы Ульяновской области вступают в силу одновременно на всей территории Ульяновской области по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен более длительный срок вступления в силу. В случаях, предусмотренных федеральными законами, законы Ульяновской области вступают в силу в порядке и в сроки, установленные этими федеральными законами".
Таким образом, Закон Ульяновской области от 09.03.2010 г. N 22-ЗО вступил в силу 20.03.2010 г., в связи с чем с указанной даты Правительство Ульяновской области и Департамент утратили полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Именно к таким участкам относится и спорный земельный участок с кадастровым номером 73:24:041501:149.
Таким образом, Департамент за 4 дня до даты подписания договора аренды от 24.03.2010 г. N 02/24-707 утратил полномочия по управлению и распоряжению земельным участком площадью 5.656,75 кв. м кад. N 73:24:041501:149, расположенным в г. Ульяновске, в Ленинском районе, на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 608 ГК РФ установлено, что "Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду".
С учетом приведенных норм суд приходит к выводу о том, что поскольку в договоре аренды от 24.03.2010 г. N 02/24-707, подписанном представителями Департамента и заявителя, в качестве арендодателя указан Департамент, утративший на дату подписания договора полномочия по передаче в аренду данного земельного участка, указанный договор не соответствует вышеприведенным требованиям статьи 608 ГК РФ.
Согласно статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Следовательно, договор аренды от 24.03.2010 г. N 02/24-707, подписанный представителями Департамента и заявителя, является ничтожным.
То обстоятельство, что права и обязанности по ничтожному договору аренды от 24.03.2010 г. N 02/24-707, подписанному представителями Департамента и заявителя, 09.09.2010 г. подлежат передаче Департаментом Администрации (мэрии) г. Ульяновска по договору N 171-02/24-707, не может повлиять на вывод суда о ничтожности договора аренды от 24.03.2010 г. N 02/24-707. Довод заявителя о том, что его права на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041501:149 на дату принятия оспариваемого нормативного акта подтверждены градостроительным планом земельного участка и судебными актами, на основании которых этот план выдан, не представляется обоснованным, так как градостроительный план не является правоустанавливающим документом, подтверждающим наличие прав на земельный участок.
Поскольку нарушенные, по мнению заявителя, права на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041501:149, основаны только на ничтожном договоре аренды от 24.03.2010 г. N 02/24-707, подписанном представителями Департамента и заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии у заявителя права аренды на данный земельный участок, в связи с чем у заявителя отсутствуют подлежащие судебной защите права и законные интересы, связанные с данным земельным участком.
Граждане, организации и иные лица в порядке части 1 статьи 192 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с части 4 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
С учетом того, что оспариваемый нормативный акт был принят в период, когда у заявителя отсутствовало право аренды на земельный участок с кадастровым номером 73:24:041501:149, с учетом отсутствия у заявителя каких-либо прав на указанный земельный участок в настоящее время, с учетом вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25.12.2012 г. по делу N 2-9084/12 (в соответствии с которым разрешение на строительство автотехнического комплекса "АУДИ центр Ульяновск" на пересечении улиц Карла Маркса и Урицкого в Ленинском районе г. Ульяновска NRU 73304000-311 от 03.09.2012 г., выданное обществу с ограниченной ответственностью "Альфа", признано недействительным, на общество с ограниченной ответственностью "Альфа" возложена обязанность привести земельный участок на пересечении улиц Карла Маркса и Урицкого в Ленинском районе г. Ульяновска в состояние, существовавшее до начала строительства) суд не усматривает прав и законных интересов заявителя, нарушенных оспариваемым нормативным актом.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Постановление Главы города Ульяновска от 23.07.2009 N 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" (в части, оспоренной заявителем) соответствует нормам ГрК РФ, Правилам землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденным Решением Ульяновской городской думы от 13.10.2004 г. N 90, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30, Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утвержденной Приказом Госстроя России от 29.10.2002 г. N 150.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Альфа" о признании Постановления Главы города Ульяновска от 23.07.2009 N 5845 "Об утверждении проекта планировки территории центральной части г. Ульяновска" недействующим в части утверждения красных линий на пересечении улиц Карла Маркса и Урицкого Ленинского района г. Ульяновска, касающихся земельного участка площадью 5656,75 кв. м кадастровый номер: 73:24:041501:149, расположенного в г. Ульяновске, в Ленинском районе, на пересечении ул. К. Маркса и ул. Урицкого, отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном порядке.
Председательствующий |
Ю.А. Каданцев |
Судьи: |
О.А. Лубянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 4 июня 2013 г. N А72-11-661/2012
Текст решения опубликован в газете "Ульяновск сегодня" от 10 сентября 2013 г. N 83