Постановление Правительства Ульяновской области
от 4 декабря 2013 г. N 48/577-П
"О Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы"
Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 июля 2014 г. N 326-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Правительство Ульяновской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области определить круг должностных лиц, ответственных за реализацию Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы.
Исполняющий обязанности Губернатора - |
А.И. Якунин |
Программа
по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 4 декабря 2013 г. N 48/577-П)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
- |
Программа по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
- |
Федеральный закон Российской Федерации от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"; Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; постановление Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 852 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включёнными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". |
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию Программы |
- |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области. |
Государственный заказчик Программы |
- |
Правительство Ульяновской области. |
Основной разработчик Программы |
- |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области. |
Цели Программы |
- |
содействие социально-экономическому развитию Ульяновской области в части компенсации естественной убыли населения Ульяновской области; обеспечение потребности экономики в притоке трудовых ресурсов за счёт привлечения соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), в регион на постоянное место жительства. |
Задачи Программы |
- |
сокращение дефицита трудовых ресурсов Ульяновской области в сферах, в которых в период реализации Программы ожидается наибольший дефицит трудовых ресурсов, за счёт привлечения соотечественников в регион на постоянное место жительства; увеличение миграционного притока за счёт привлечения соотечественников в регион на постоянное место жительства в целях стабилизации демографической ситуации Ульяновской области; развитие агропромышленного и авиационного кластеров Ульяновской области; увеличение численности молодёжи, в том числе получающей образование в образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования; закрепление соотечественников, участвующих в Программе (далее - участники Программы), и членов их семей в Ульяновской области и содействие их социально-культурной адаптации и интеграции. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области; Министерство образования и науки Ульяновской области; Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области; Областное государственное бюджетное учреждение "Агентство развития сельских территорий"; органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию). |
Сроки реализации Программы |
- |
2014-2015 годы. |
Объём и источники финансирования Программы |
- |
общий объём финансирования Программы за счёт средств областного бюджета Ульяновской области составляет 939,2 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2014 году - 313,1 тыс. рублей; в 2015 году - 626,1 тыс. рублей. |
Основные показатели эффективности Программы |
- |
количество участников Программы; доля участников Программы трудоспособного возраста, получивших содействие в трудоустройстве, в общей численности участников Программы трудоспособного возраста; доля участников Программы трудоспособного возраста, принявших участие в организации самозанятости (индивидуальное предпринимательство, личное подсобное хозяйство), в общей численности участников Программы трудоспособного возраста; доля расходов областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Программы и членам их семей, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем объёме расходов областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы; доля участников Программы, получивших содействие в жилищном обустройстве, в общей численности участников Программы. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
оказание содействия добровольному переселению в Ульяновскую область не менее 1485 соотечественникам, из которых 495 человек являются участниками Программы и 990 - членами их семей (из расчёта коэффициента семейственности, равного 3). |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
По состоянию на 01 января 2013 года численность населения Ульяновской области, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет 1274,5 тыс. человек; плотность населения - 34,29 чел./км.; городское население - 74,03%, сельское население - 5,97%.
Около 65% населения Ульяновской области проживает в четырёх городах - г. Ульяновске, г. Димитровграде, г. Инзе, г. Барыше.
Плотность населения Ульяновской области выше, чем в среднем по Приволжскому федеральному округу (28,72 человека на кв. км). Наиболее плотно заселены районы, входящие в Ульяновскую агломерацию (Ульяновский, Чердаклинский и Цильнинский районы). Относительно редко заселены левобережные районы (Старомайнский и Мелекесский районы).
Ульяновская область отличается самой высокой среди субъектов Приволжского федерального округа концентрацией населения в административном центре (46%). В субрегиональном центре (г. Димитровграде) проживает около 10% населения Ульяновской области. Специфическими чертами региона также является отсутствие средних городов и немногочисленность малых городов. В четырёх малых городах Ульяновской области проживает менее 5% населения. Функции районных центров выполняют посёлки городского типа, в них живёт около 13% населения. Динамика численности населения Ульяновской области на 01 января 2013 года представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Динамика численности населения Ульяновской области
Показатель |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Численность населения, тыс. человек |
1321,7 |
1325,9 |
1312,2 |
1305,0 |
1301,7 |
1290,5 |
1286,3 |
1282,1 |
Рождаемость в Ульяновской области на 01 января 2013 года составила 11,3 случая на 1000 человек населения, в то время как в Приволжском федеральном округе - 13,2, а в Российской Федерации - 13,3. Приведённые данные свидетельствуют о том, что численность населения Ульяновской области за последние годы стабильно снижается. Показатели естественного прироста населения имеют стабильно отрицательные значения (происходит естественная убыль населения), что не может не сказаться на социально-экономическом развитии Ульяновской области.
Снижение численности населения может привести к ситуации дефицита трудовых ресурсов, что в свою очередь приведёт к уменьшению валового продукта региона и снижению уровня жизни жителей Ульяновской области.
Возрастная структура населения Ульяновской области, представленная в Таблице 2 (в динамике по годам), отражает среднероссийские тенденции.
Таблица 2
Динамика распределения населения Ульяновской области по возрастным группам
N п/п |
Возрастная группа |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
1. |
Доля лиц младше трудоспособного возраста |
16,1 |
15,4 |
14,9 |
14,5 |
14,4 |
14,4 |
14,4 |
14,6 |
2. |
Доля лиц трудоспособного возраста |
62,4 |
62,8 |
63,0 |
62,9 |
62,6 |
62,0 |
61,4 |
60,6 |
3. |
Доля лиц старше трудоспособного возраста |
21,5 |
21,7 |
22,1 |
22,6 |
23,0 |
23,6 |
24,2 |
24,8 |
Сокращение численности населения трудоспособного возраста в Ульяновской области в ближайшие годы негативно скажется на рынке труда Ульяновской области.
Сальдо миграции населения Ульяновской области в последние годы характеризуется отрицательными величинами: в 2012 году миграционный отток достиг 3,2 тыс. человек (преимущественно за счёт межрегиональной миграции). Без специальных усилий обратить миграционный отток в миграционный приток не представляется возможным.
Для сохранения положительной динамики социально-экономического развития Ульяновской области требуется стабильный миграционный приток, инициированный усилиями органов государственной власти Ульяновской области, который будет способен компенсировать естественную и миграционную убыль населения региона.
При этом на текущий день основным трендом рынка труда Ульяновской области является снижение уровня безработицы и численности официально зарегистрированных безработных.
В течение 2009-2012 годов наблюдалось улучшение ситуации на рынке труда Ульяновской области, обусловленное улучшением экономической ситуации в регионе, а также появлением новых рабочих мест.
Коэффициент напряжённости на рынке труда в период с 2009 года по 2012 год снизился с 2,03 до 0,7.
Общая численность безработных (рассчитанная по методологии Международной организации труда) снизилась с 61,1 тыс. человек в 2009 году до 39,5 тыс. человек в 2012 году. Уровень безработицы за этот период сократился с 9,0% до 5,6%.
Численность официально зарегистрированных безработных за этот же период снизилась более чем в 3 раза (с 14,2 тыс. человек до 4,5 тыс. человек).
По уровню регистрируемой безработицы Ульяновская область в течение 2012 года уверенно занимала второе место среди субъектов Приволжского федерального округа, а в конце декабря 2012 года вышла на первое место (разделив его с Нижегородской областью). По этому показателю Ульяновская область входит в десятку лидеров среди субъектов Российской Федерации в целом.
При этом складывающаяся в настоящее время ситуация на рынке труда Ульяновской области свидетельствует о том, что в ходе планирования и реализации новых инвестиционных проектов в приоритетных направлениях социально-экономического развития Ульяновской области (здравоохранение, сельское хозяйство, создание авиационного кластера) региональная экономика в среднесрочной и долгосрочной перспективе может столкнуться с дефицитом квалифицированных кадров.
Наиболее крупные инвестиционные проекты, планируемые на территории Ульяновской области в 2013-2015 годах, которые будут реализованы в г. Ульяновске, г. Димитровграде, Чердаклинском, Кузоватовском, Карсунском, Мелекесском, Тереньгульском, Барышском районах Ульяновской области, представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Перечень крупных инвестиционных проектов, реализуемых в Ульяновской области
N п/п |
Наименование проекта |
Инвестор |
Сроки реализации, год |
Планируемое к созданию количество рабочих мест, единиц |
Муниципальное образование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Создание производства металлических ёмкостей |
ООО "Зенитхиммаш" |
2013 |
400 |
г. Ульяновск |
2. |
Создание контакт-центра |
ОАО "Альфабанк" |
2013 |
300 |
г. Ульяновск |
3. |
Создание производства композитных конструкций |
ЗАО "Аэрокомпозит Ульяновск" |
2013 |
200 |
г. Ульяновск |
4. |
Создание гипермаркета "Лента" |
ООО "Лента" |
2013 |
200 |
г. Ульяновск |
5. |
Строительство инновационной городской универсальной телекоммуникационной сети в г. Ульяновске |
ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг" |
2013 |
200 |
г. Ульяновск |
6. |
Строительство гостиницы "Хилтон" |
Строительная корпорация "Авиакор" |
2013 |
90 |
г. Ульяновск |
7. |
Создание производства препарата "Молибден-99" |
ОАО "ГНЦ НИИАР" |
2013 |
50 |
г. Димитровград |
8. |
Разработка технологий и создание производства смешанного оксидного топлива для реактора на быстрых нейтронах |
ОАО "ГНЦ НИИАР" |
2013 |
100 |
г. Димитровград |
9. |
Организация производства рыбных консервов |
ООО "Барышский консервный завод" |
2013 |
50 |
Барышский район |
10. |
Открытие цеха по производству творога и творожных продуктов |
ООО "Вита" |
2013 |
100 |
Кузоватовский район |
11. |
Строительство птицефабрики |
ООО "Искра-СК" |
2013 |
50 |
Карсунский район |
12. |
1-й этап реконструкции птицефабрики "Симбирск Бройлер" |
ООО "Симбирск Бройлер" |
2013 |
60 |
Мелекесский район |
13. |
Строительство завода по производству автокомпонентов |
ООО "Шэффлер Мануфэкчеринг Рус" |
2013-2014 |
150 |
Чердаклинский район |
14. |
Строительство завода по производству пластиковой упаковки |
Компания "Джокей Пластик ГМБХ" |
2013-2014 |
120 |
Чердаклинский район |
15. |
Создание станкостроительного производства |
Компания "Гильдемайстер" |
2013-2014 |
230 |
Чердаклинский район |
16. |
Проект по реконструкции фермы для содержания крупного рогатого скота мясных пород |
ООО "ЗК "Поволжье" |
2013-2015 |
80 |
Тереньгульский район |
17. |
Создание центра по ремонту и техническому обслуживанию воздушных судов |
ООО "Волга-Днепр Техникс Ульяновск" |
2013-2015 |
705 |
Чердаклинский район |
18. |
Строительство завода по производству автокомпонентов |
ООО "Нурсанлар" |
2014 |
130 |
Чердаклинский район |
19. |
Строительство завода по производству органического молока |
Компания "Молоко Холдингс Инк" |
2014 |
500 |
Чердаклинский район |
20. |
Строительство молочного завода |
ООО "Молвест" |
2014 |
150 |
Чердаклинский район |
21. |
Строительство аквапарка |
ООО "Аквапарк" |
2014 |
100 |
г. Ульяновск |
22. |
Реализация программы технического перевооружения и подготовки производства изделия 476 |
ЗАО "Авиастар-СП" |
2014 |
1045 |
г. Ульяновск |
23. |
Создание производства низковольтного оборудования |
Компания "Легран" |
2014 - 2015 |
200 |
г. Ульяновск |
24. |
Строительство завода по производству шин |
ООО "Бриджстоун Корпорэйшн" |
2015 |
300 |
Чердаклинский район |
Таким образом, с точки зрения характеристики рынка труда Ульяновская область является перспективной территорией вселения соотечественников.
Одновременно Ульяновскую область выгодно отличает размер площади жилья, приходящийся на одного жителя региона (23,61 кв. м.) по сравнению с аналогичным показателем по Российской Федерации в целом (22,98 кв. м.) и по Приволжскому федеральному округу (23,17 кв. м.). Кроме того, значение указанного показателя в Ульяновской области стабильно растёт, что приводит к увеличению разницы значений указанного показателя в Ульяновской области и в среднем по Российской Федерации.
Жилищный фонд Ульяновской области также отличается более высоким качеством по сравнению с иными субъектами Российской Федерации: удельный вес ветхого и аварийного жилья Ульяновской области в 2-3 раза меньше средних значений показателей по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу.
"Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда на 01.01.2012, %" (рис. 1)
Для Ульяновской области характерна более низкая стоимость строительства жилья, что отражается как на стоимости домов, самостоятельно возведённых населением, так и на итоговой стоимости покупки первичного жилья.
Уровень стоимости 1 кв. м. строительства жилья в Ульяновской области по итогам 2011 года был на 36% ниже уровня в Российской Федерации и на 11% - уровня в Приволжском федеральном округе.
Таким образом, жилищные условия в Ульяновской области имеют несколько лучшие, чем в Приволжском федеральном округе, характеристики, что позитивно характеризует регион в качестве территории вселения.
В то же время обеспеченность социальной инфраструктурой Ульяновской области приблизительно соответствует средним по Российской Федерации значениям показателя.
В Ульяновской области реализуется эффективная система мер социальной поддержки населения.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 29.12.2005 N 154-ЗО "О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области" многодетные семьи, проживающие в Ульяновской области, имеют право на бесплатное посещение учреждений культуры, находящихся в государственной собственности Ульяновской области.
В целях поддержки молодых специалистов в Ульяновской области действует Закон Ульяновской области от 02.05.2012 N 49-ЗО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области".
Предоставление земельных участков на территории Ульяновской области осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области", Законом Ульяновской области от 06.07.2004 N 042-ЗО "О предельных размерах земельных участков для личного подсобного хозяйства в Ульяновской области" и постановлением Правительства Ульяновской области от 25.06.2010 N 205-П "Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома".
Земельные участки предоставляются в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на приусадебном земельном участке с возведением жилого дома гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеющим на день обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственности и (или) в пользовании земельных участков, предоставленных им для указанных целей.
В Ульяновской области функционирует 533 образовательные организации дошкольного образования, которые посещает 46,8 тыс. детей.
"Численность детей, посещавших образовательные организации дошкольного образования в 2008-2012 годах (на 01.01.2013), тыс. чел." (рис. 2)
В образовательных организациях дошкольного образования в Ульяновской области работает 4,8 тыс. педагогических работников, из них 31,8% имеют высшее, 60,6% - среднее педагогическое образование. В сельской местности доля педагогов с высшим педагогическим образованием по итогам 2011 года составила 18,2%, со средним педагогическим образованием - 69,5%.
Численность детей, приходящихся на 100 мест образовательных организаций дошкольного образования, превышает нормативный уровень (по итогам 2011 года значение этого показателя в Ульяновской области составило 108 детей на 100 мест), но в целом соответствует среднему значению показателя в Российской Федерации (106 человек на 100 мест).
Образовательные организации дошкольного образования, находящиеся в сельской местности, не испытывают подобной проблемы: в среднем на 100 мест в образовательных организациях дошкольного образования указанной категории приходится 76 детей.
В этом отношении значение показателя обеспеченности в Ульяновской области образовательными организациями дошкольного образования приблизительно соответствует среднему значению в Российской Федерации, хотя и не превосходит его.
В 2011/12 учебном году в Ульяновской области осуществляли свою деятельность 34 образовательные организации среднего профессионального образования и 5 государственных образовательных организаций высшего профессионального образования.
Таблица 4
Основные показатели системы образования Ульяновской области
N п/п |
Показатели системы образования |
2011/12 учебный год |
1 |
2 |
3 |
1. |
Число государственных образовательных организаций среднего профессионального образования |
31 |
1.1. |
Количество обучающихся в них, тыс. человек |
20,7 |
2. |
Число негосударственных образовательных организаций среднего профессионального образования (филиалов) |
3 |
2.1. |
Количество обучающихся в них, тыс. человек |
1,1 |
3. |
Число государственных образовательных организаций высшего профессионального образования |
5 |
3.1. |
Количество обучающихся в них, тыс. человек |
41,183 |
4. |
Число филиалов иногородних образовательных организаций высшего профессионального образования (государственных и негосударственных) |
10 |
4.1. |
Количество обучающихся в них, тыс. человек |
8,160 |
43,9% обучающихся образовательных организаций высшего профессионального образования, расположенных на территории Ульяновской области, обучаются за счёт бюджетных средств. На начало 2012/13 учебного года в Ульяновской области доля студентов, обучающихся с полным возмещением затрат, уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 11,1% и составила 56,1% от общего числа обучающихся.
В то же время общий конкурс среди поступающих в образовательные организации высшего профессионального образования, расположенные на территории Ульяновской области, в 2012 году составил в среднем 336 человек на 100 мест, что ниже среднероссийского уровня. Все государственные образовательные организации высшего профессионального образования имеют в своём составе аспирантуру, 3 из 5 государственных образовательных организаций высшего профессионального образования - докторантуру.
Конкурс среди поступающих в образовательные организации среднего профессионального образования в 2012 году составил 153 человека на 100 мест; 73,1% обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования, расположенных на территории Ульяновской области, обучаются за счёт средств областного бюджета Ульяновской области.
Большинство образовательных организаций профессионального образования в Ульяновской области реализуют программы дополнительного образования, предоставляя возможность обучения жителям Ульяновской области любого возраста и текущего уровня образования.
В целом ситуация в Ульяновской области с точки зрения возможности получения образования является благоприятной.
По оценке Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", за 2012 год Ульяновская область демонстрирует показатели, привлекательные для развития малого и среднего бизнеса.
За 2011 год в Ульяновской области было создано 7576 новых малых предприятий, что способствует росту качественных показателей - в частности, увеличению почти на 20% поступлений в областной бюджет Ульяновской области средств по специальным налоговым режимам. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства за последние 3 года выросло в регионе на 25%.
В 2012 году в Ульяновской области осуществляли деятельность 270 субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. населения, что ниже значений показателя в соседних регионах (Самарская область - 308 субъектов, Республика Татарстан - 295 субъектов, Чувашская Республика - 310 субъектов). Таким образом, уровень конкуренции в сфере малого и среднего бизнеса в Ульяновской области ниже, чем в других субъектах Российской Федерации.
Доля занятости в сфере предпринимательства (19,2% от общей численности занятых) в Ульяновской области также ниже, чем в среднем по Российской Федерации (42%). Указанные тенденции свидетельствуют о необходимости и дальнейшей перспективе развития малого и среднего бизнеса в регионе.
Наиболее благоприятный климат для осуществления предпринимательской, сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства, ведения личного подсобного хозяйства в Ульяновской области наблюдается в Чердаклинском районе, в котором были отмечены самые высокие результаты развития малого бизнеса и эффективные действия органов государственной власти Ульяновской области по поддержке субъектов предпринимательства. В настоящее время в Чердаклинском районе реализуются десятки инвестиционных проектов общим объёмом финансирования более 100 млн. рублей.
Ульяновская область - пример региона, в котором, по данным опроса индивидуальных предпринимателей, проведённому независимыми агентствами, доля субъектов малого и среднего предпринимательства, положительно оценивающих деятельность Правительства Ульяновской области по развитию малого и среднего бизнеса, превышает число неудовлетворённых индивидуальных предпринимателей.
Особое внимание со стороны Правительства Ульяновской области уделяется развитию малого и среднего предпринимательства в сельской местности.
Муниципальные программы поддержки занятости населения существуют в 24 муниципальных образованиях Ульяновской области. Ежегодно на указанные программы предполагается расходовать более 75 млн. рублей.
Таким образом, Ульяновскую область можно охарактеризовать как подходящую территорию вселения с точки зрения перспектив возможности ведения предпринимательской деятельности.
Приоритетными проектами переселения соотечественников в Ульяновскую область определены следующие:
переселение соотечественников, являющихся работниками сельского хозяйства, в целях развития сельскохозяйственного комплекса;
переселение соотечественников, являющихся медицинскими работниками, в целях развития сферы здравоохранения;
переселение соотечественников, являющихся квалифицированными рабочими авиастроительной отрасли, в целях развития авиастроительного сектора экономики Ульяновской области.
Выбор проектов переселения обусловлен перспективами наиболее значимого для социально-экономического развития Ульяновской области прогнозируемого дефицита трудовых ресурсов в указанных сферах.
Описание территории вселения (проектов переселения) представлено в приложении N 1 к Программе.
Возможными рисками реализации Программы являются:
вероятность возникновения межнациональной розни;
отказ работодателя от найма участника Программы после его приезда или нежелание участника Программы трудоустраиваться на предварительно подобранное рабочее место;
несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Программы квалификации или деятельности, заявленных в его анкете;
выезд участника Программы из территории вселения ранее чем через два года;
неудовлетворённость участника Программы предложенным жильём.
Мероприятия по нейтрализации перечисленных рисков приводятся в разделе 5 Программы.
Оценка готовности территории Ульяновской области к приёму участников Программы представлена в приложении N 2 к Программе.
Анализируя показатели территории вселения, можно сделать вывод, что процессы естественной и миграционной убыли населения Ульяновской области приводят к значительным масштабам сокращения населения, продолжающемуся старению населения и изменению соотношения между работающими и пенсионерами. Также в условиях миграционного оттока населения снижается удельный вес численности трудоспособного населения. Программа позволит стимулировать соотечественников трудоспособного возраста к переселению в Ульяновскую область.
2. Цели, задачи, сроки и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач Программы
В соответствии с целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 N 522-пр "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года), а также с учётом приоритетов государственной политики в области переселения соотечественников, определённых в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", целями Программы являются содействие социально-экономическому развитию Ульяновской области в части компенсации естественной убыли населения и обеспечение потребности экономики Ульяновской области в притоке трудовых ресурсов за счёт привлечения в регион соотечественников на постоянное место жительства.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач Программы:
сокращение дефицита трудовых ресурсов Ульяновской области в сферах, в которых в период реализации Программы ожидается наибольший дефицит трудовых ресурсов, за счёт привлечения в регион соотечественников на постоянное место жительства;
увеличение миграционного притока за счёт привлечения в регион соотечественников на постоянное место жительства в целях стабилизации демографической ситуации Ульяновской области;
развитие агропромышленного и авиационного кластера Ульяновской области;
увеличение численности молодёжи, в том числе получающей образование в образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
закрепление участников Программы и членов их семей в Ульяновской области и содействие их социально-культурной адаптации и интеграции.
Реализация поставленных целей и задач, привлечение в регион соотечественников, соответствующих обозначенным в Программе требованиям, способствует реализации приоритетных направлений развития Ульяновской области, установленных на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы представлены в приложении N 3 к Программе.
3. Основные мероприятия по реализации Программы
Территорией вселения является вся Ульяновская область, в связи с этим предполагается единый подход к видам дополнительных гарантий и поддержки, оказываемой участникам Программы и членам их семей.
Для решения задач Программы предусмотрено выполнение следующих основных мероприятий:
1) нормативное правовое обеспечение реализации Программы.
В рамках указанного мероприятия предполагается разработка правовых актов, перечень которых представлен в приложении N 5 к Программе;
2) организация содействия участникам Программы и членам их семей в занятости, повышении квалификации и переподготовке.
В рамках указанного мероприятия предполагается предоставление участникам Программы и членам их семей государственных услуг в сфере содействия занятости населения, в том числе информирование о положении на рынке труда Ульяновской области, содействие в поиске подходящей работы, трудоустройстве, организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), проведения оплачиваемых общественных работ, самозанятости, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста;
3) предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере социального обслуживания.
В рамках указанного мероприятия предусматривается обеспечение выплаты пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и других социальных выплат, предусмотренных законодательством, предоставление социальных услуг учреждениями социального обслуживания;
4) предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере образования.
В рамках указанного мероприятия предусматривается предоставление мест в образовательных организациях дошкольного образования в соответствии с очерёдностью и оказание услуг в получении соответствующего уровня образования в образовательных учреждениях общего и профессионального образования, расположенных на территории Ульяновской области, согласно законодательным нормам;
5) предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере здравоохранения.
В рамках указанного мероприятия предусматривается содействие в получении участниками Программы и членами их семей полисов обязательного медицинского страхования, оказание им амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной медицинской помощи, скорой медицинской помощи, а также медицинской помощи при заболеваниях социального характера в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) обеспечение участников Программы жильём.
В рамках указанного мероприятия предполагается комплекс мероприятий, направленный на содействие временному и постоянному жилищному обустройству участников Программы (предоставление единовременного пособия на жилищное обустройство участникам Программы, их первичное временное расселение за счёт резервного фонда администраций муниципальных образований Ульяновской области и трудоустройство участников Программы на вакантные должности с предоставлением жилья);
7) информационное обеспечение реализации Программы.
В рамках мероприятия предполагается информирование населения, соотечественников о реализации Программы, в том числе через средства массовой информации, издание памяток, буклетов, организация работы телефонной "горячей линии" для соотечественников, проведение презентации Программы в ходе проведения видеоконференций с уполномоченными органами за рубежом, осуществление мониторинга и размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники", информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий Ульяновской области, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, возможностях оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Программы и членов их семей;
8) социально-культурная адаптация участников Программы и членов их семей.
В рамках указанного мероприятия предусматривается организация адаптационных курсов по повышению правовой, языковой, культурной грамотности участников Программы и членов их семей, в том числе их социальная адаптация в рамках программ службы занятости населения;
9) организация контроля за ходом реализации Программы.
В рамках указанного мероприятия предполагается подготовка предложений по созданию для соотечественников условий и стимулов для переселения в Ульяновскую область на постоянное место жительства и анализ результатов деятельности органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и работодателей, участвующих в реализации Программы, и выработка соответствующих рекомендаций.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 5 к Программе.
В целях реализации мероприятий Программы осуществляется взаимодействие с Управлением Федеральной миграционной службы по Ульяновской области в части информационного сопровождения Программы, проведения совместных выездов на территории вселения с целью анализа ситуации с обустройством и трудоустройством участников Программы и членов их семей, проведения мониторинга реализации Программы. Для обеспечения согласованности действий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и осуществления общего контроля за реализацией Программы создаётся межведомственная рабочая группа по реализации Программы.
4. Объёмы финансовых ресурсов на реализацию Программы
Распорядителем и получателем средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, является Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
Средства областного бюджета Ульяновской области расходуются на реализацию следующих мероприятий Программы:
предоставление единовременного пособия на жилищное обустройство участникам Программы и членам их семей в размере 657,5 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 219,2 тыс. рублей, в 2015 году - 438,3 тыс. рублей;
информирование местного населения, соотечественников о реализации Программы (издание буклетов, брошюр, проведение видеоконференций) в размере 281,7 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 93,9 тыс. рублей, в 2015 году - 187,8 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий Программы также планируется привлечение средств из федерального бюджета в виде предоставления субсидий областному бюджету Ульяновской области на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Программы и членам их семей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 N 852 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включёнными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2013 N 22 "Об утверждении размеров уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации региональных программ переселения за счёт субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами переселения, включёнными в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 год" уровень софинансирования для Ульяновской области составляет 95,0%.
Объёмы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы приводятся в приложении N 6 к Программе.
5. Оценка планируемой эффективности и риски реализации Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по степени достижения плановых целевых показателей (индикаторов) и исполнения мероприятий, предусмотренных Программой.
Оценка планируемой эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:
Ei = Tf / Tp * 100,
где:
Ei - уровень достижения (эффективность) i-го целевого показателя Программы (в процентах);
Tf - фактическое значение i-го целевого показателя Программы;
Tp - плановое значение i-го целевого показателя Программы.
Интегральная оценка эффективности реализации Программы рассчитывается по формуле:
,
где:
E - интегральная оценка эффективности реализации Программы;
n - количество целевых показателей Программы.
Возможность недостижения целевых показателей Программы обусловлена наличием ряда рисков, способных оказать негативное воздействие на ход её реализации. С целью снижения рисков предполагается использовать меры управления рисками, которые приведены в Таблице 5.
Таблица 5
N п/п |
Риски |
Мероприятия по нейтрализации рисков |
1 |
2 |
3 |
1. |
Вероятность возникновения межнациональной розни |
Проведение разъяснительной работы с участниками Программы и членами их семей о целях и задачах государственной миграционной политики Российской Федерации. Проведение разъяснительной работы в целях формирования толерантного отношения населения Ульяновской области к участникам Программы и членам их семей. Взаимодействие государственных и общественных институтов с представителями национальных диаспор. Проведение культурных мероприятий, направленных на единение народов, проживающих на территории Ульяновской области |
2. |
Отказ работодателя от найма участника Программы после его приезда или нежелание участника Программы трудоустраиваться на предварительно подобранное рабочее место |
Подбор областным государственным казённым учреждением Центром занятости населения нового варианта трудоустройства для участника Программы |
3. |
Несоответствие реальной квалификации или деятельности участника Программы квалификации или деятельности, заявленной в его анкете |
Подбор областным государственным казённым учреждением Центром занятости населения другого рабочего места в соответствии с квалификацией участника Программы. Реализация программ профессионального переобучения участников Программы и членов их семей с целью трудоустройства |
4. |
Выезд участника Программы из территории вселения ранее чем через два года |
Взыскание с участника Программы затрат, понесённых государством, связанных с выплатой подъёмных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации |
5. |
Неудовлетворённость участника Программы предложенным жильём |
Подбор органами местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, являющегося территорией вселения, приемлемых вариантов жилья |
Приложение N 1
к Программе
Описание
территории вселения (проектов переселения)
Территорией вселения участников Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы (далее - Программа) определена Ульяновская область в целом. Переселение участников Программы и членов их семей допускается в любые муниципальные образования Ульяновской области при условии соответствия их квалификации задачам проектов переселения. Несмотря на то, что целям развития Ульяновской области в наибольшей степени соответствует переселение участников Программы в сельскую местность, однако Программой не устанавливаются ограничения на переселение участников Программы и членов их семей в города, включая областной центр - город Ульяновск.
Приоритетными проектами переселения в Ульяновскую область определены следующие:
переселение участников Программы, являющихся работниками сельского хозяйства, в целях развития сельскохозяйственного комплекса;
переселение участников Программы, являющихся медицинскими работниками, в целях развития сферы здравоохранения;
переселение участников Программы, являющихся квалифицированными рабочими авиастроительной отрасли, в целях развития авиастроительного сектора экономики.
Проекты переселения соответствуют целям, задачам и приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года и осуществляются во взаимосвязи с комплексом мероприятий, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, нормативными правовыми актами, определяющими стратегическое развитие региона.
1. Переселение участников Программы, являющихся работниками сельского хозяйства
Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года предусмотрено создание агроиндустриального кластера, которое будет базироваться на образовании 6 основных подкластеров, размещённых в муниципальных образованиях Ульяновской области с учётом их специализации. Предполагаемое размещение агроиндустриальных подкластеров в Ульяновской области представлено в Таблице.
Таблица
N п/п |
Подкластер |
Территория размещения |
1. |
Мясопродуктовый подкластер |
Взаимосвязанные подкластеры, размещение которых предполагается в Ульяновском, Мелекесском, Новомалыклинском, Чердаклинском, Старомайнском районах Ульяновской области |
2. |
Молочнопродуктовый подкластер |
|
3. |
Зернопродуктовый подкластер |
|
4. |
Плодоовощной подкластер |
Ульяновский район Ульяновской области |
5. |
Масличный подкластер |
Новоспасский район Ульяновской области |
6. |
Свёклосахарный подкластер |
Ульяновский, Цильнинский, Сурский, Старомайнский районы Ульяновской области |
Помимо формирования агроиндустриального кластера в каждом муниципальном образовании Ульяновской области планируется размещение фермы на 1000 голов дойного стада и фермы по откорму молодняка крупного рогатого скота на 2000 голов. В каждом муниципальном районе Ульяновской области имеются площадки для сельскохозяйственных проектов по 3-4 тыс. га.
Процессы урбанизации деформировали рынок труда в регионе в сфере сельскохозяйственного производства в сторону острой нехватки кадров. Следовательно, в Ульяновской области имеются широкие возможности трудоустройства для потенциальных участников Программы. В базе вакансий предприятий агропромышленного комплекса Ульяновской области для трудоустройства по состоянию на 01 февраля 2013 года заявлена потребность в более чем 350 специалистах без учёта планируемых инвестиционных проектов.
С учётом развёртывания инвестиционных проектов общая ежегодная потребность в привлечении кадров в сфере сельского хозяйства, по экспертным оценкам, должна составить не менее 1 тыс. человек в год.
Профиль конкретных требуемых профессий определяется исходя из специализации планируемых инвестиционных проектов:
1) маслоэкстракционный завод (далее - МЭЗ) производственной мощностью 300 тонн в сутки в рабочем посёлке Николаевка Николаевского района Ульяновской области. Сырьевая база - подсолнечник, который будет выращиваться на площади 150-170 тыс. га. Таким образом, мощность МЭЗ составит до 200 тыс. тонн растительного масла в год;
2) сахарный завод по переработке сахарной свёклы мощностью до 6000 тонн в сутки в Чердаклинском районе Ульяновской области (станция Бряндино либо рабочий посёлок Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области, в которых имеются все необходимые коммуникации). Сырьевая база - сахарная свёкла, которая будет возделываться на площади 500 тыс. га с благоприятными почвенно-климатическими условиями (территория Заволжского района города Ульяновска);
3) завод по производству крахмала из зерна низких классов (фуражного зерна) мощностью до 300 тыс. тонн переработки зерна в год в г. Ульяновске на базе промышленной зоны "Карлинская". Объём производства фуражного зерна, которое может идти на производство крахмала, составляет более 1 млн. тонн ежегодно. Сырьевая база - зерно, которое будет производиться сельскохозяйственными предприятиями Ульяновской области;
4) 40 продовольственных магазинов шаговой доступности по торговле продукцией сельскохозяйственных товаропроизводителей Ульяновской области "Симбирская деревенька" открытого акционерного общества "Агропромпарк" в г. Ульяновске;
5) завод по переработке и производству масла рыжика мощностью 30 тыс. тонн в год в рабочем посёлке Новоспасское Новоспасского района Ульяновской области. Сырьевая база - масличная культура рыжик, которая будет выращиваться на площади 15 тыс. га в Ульяновской области;
6) завод по гранулированию жома свёклы и изготовлению кормов в рабочем посёлке Цильна Цильнинского района Ульяновской области. Сырьевая база - 1200 тонн жома ежедневно в период переработки сахарной свёклы с сентября по февраль;
7) завод по переработке пивной дробины пивоваренных производств в г. Ульяновске на базе промышленной зоны "Заволжье". Сырьевая база - продукция, поставляемая обществом с ограниченной ответственностью "Эфес РУС" и открытым акционерным обществом "Завод Трёхсосенский";
8) промышленное производство плодовых культур (яблоки, груши) в селе Крутояр Ульяновского района Ульяновской области. Сырьевая база - плодовые культуры, которые будут выращиваться на земле с благоприятными климатическими условиями общей площадью 1000 га, находящейся в муниципальной собственности;
9) завод по производству мясо-костной муки и утилизации биологических отходов продукции животноводства в рабочем посёлке Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области. Сырьевая база - отходы, не имеющие пищевого значения с мясоперерабатывающих и птицеперерабатывающих предприятий Ульяновской области.
Основным критерием соответствия потенциального участника Программы требованиям настоящего проекта является наличие у него профильного образования и/или подтверждённого опыта работы (либо ведения предпринимательской деятельности) в сфере сельского хозяйства.
2. Переселение участников Программы, являющихся медицинскими работниками
Развитие сферы здравоохранения является одной из первоочередных задач, стоящих перед Ульяновской областью. Среди блоков мероприятий направления "Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения" Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года присутствуют такие ориентиры, как:
формирование политики, направленной на повышение престижа профессии врача;
внедрение системы оплаты труда медицинских работников, ориентированной на повышение качества и стандартов предоставляемых услуг в сфере медицинского обслуживания;
создание региональной системы привлечения квалифицированных врачебных кадров за счёт предоставления им преференций в условиях труда, льготного участия в ипотечных программах, социального обслуживания и т.п.
Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года предусмотрено создание новой сети учреждений здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь на всей территории Ульяновской области, что обуславливает повышенные потребности в обеспечении кадрами системы здравоохранения.
"Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. населения в 2011 году"
Перед Ульяновской областью стоит задача доведения численности врачей на 10 тыс. населения до среднероссийского значения показателя.
В Ульяновской области реализуется программа по поддержке молодых специалистов (до 35 лет), проживающих в сельской местности, предоставляется субсидия на строительство жилья молодым специалистам, переезжающим в сельскую местность, в размере до 1 млн. рублей.
Согласно базе вакансий в сельской местности Ульяновской области на сегодняшний день востребовано более 50 специалистов-медиков. Общая потребность в медицинских работниках как в сельской, так и городской местности в Ульяновской области на 13 февраля 2013 года составляет 917 специалистов.
Основным условием соответствия потенциального участника Программы требованиям настоящего проекта является наличие у него профильного медицинского образования (как высшего, так и среднего специального) и подтверждённого опыта работы (не требуется для выпускников профильных медицинских образовательных организаций при условии их окончания не ранее чем за год до момента переселения).
3. Переселение участников Программы, являющихся квалифицированными рабочими авиастроительной отрасли
Ульяновская область занимает первое место в России по производству гражданских самолётов. Ядром авиастроительного кластера выступает крупнейшее предприятие отрасли - закрытое акционерное общество "Авиастар-СП". Сформированный региональный авиационный кластер состоит из 26 отраслевых организаций.
В соответствии со Стратегией развития авиационной промышленности на период до 2015 года, утверждённой приказом Минпромэнерго России от 20.04.2006 N 85 "Об утверждении Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года", в гражданское авиастроение планируется привлечь средства в размере свыше 13 млрд. долларов (две трети от общего ожидаемого объёма финансирования всего авиастроительного комплекса), из них более половины составят бюджетные средства.
Одной из слабых сторон текущего развития авиастроительного кластера Ульяновской области является продолжающееся увеличение среднего возраста кадрового состава предприятий.
Дополнительную потребность в кадрах для авиационной отрасли в Ульяновской области создаёт инвестиционный проект по строительству нового завода по сборке самолётов малой авиации "Эклипс-500", предусмотренный Стратегией социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года. Начальные инвестиции составят около 150 млн. долларов.
В планах закрытого акционерного общества "Авиастар-СП" до 2021 года - строительство более ста транспортных самолётов марки Ил-76МД-90А. Кроме этого, завод участвует в подготовке производства воздушных судов марки МС-21. Также продолжается наращивание мощностей по установке интерьера на авиалайнер SSJ-100.
Все указанные факторы способствуют повышенной потребности в кадрах для авиационной промышленности.
Согласно областной целевой программе "Ульяновск - авиационная столица" на 2012-2015 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 22.08.2011 N 41/392-П "Об утверждении областной целевой программы "Ульяновск - авиационная столица" на 2012-2015 годы", к 2014 году на предприятиях авиастроительного кластера будет создано не менее 4000 новых рабочих мест.
В целях привлечения квалифицированных специалистов на закрытое акционерное общество "Авиастар-СП" в Ульяновской области предоставляются служебные квартиры в жилищном комплексе "Дом молодёжи", созданы льготные условия для получения ипотечного кредита.
Наиболее востребованными специальностями на рынке труда Ульяновской области являются контролёр станочных и слесарных работ, контролёр электромонтажных работ, наладчик станков и манипуляторов, машинист автовышки и автогидроподъёмника, слесарь-инструментальщик, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов, оператор станков с программным управлением (фрезерных), лаборант спектрального анализа, шлифовщик, слесарь механосборочных работ, токарь.
Основным критерием соответствия потенциального участника Программы требованиям настоящего проекта является наличие у него профильного образования и (или) подтверждённого опыта работы в сфере обрабатывающей промышленности. Наличие опыта работы в сфере авиастроения служит дополнительным преимуществом при рассмотрении анкеты потенциального участника Программы.
Приложение N 2
к Программе
Оценка
готовности территории Ульяновской области к приёму участников Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Год |
Значение показателя территории вселения на последнюю отчётную дату (за последний отчётный период) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Общая численность населения на 01 января текущего года |
тыс. чел. |
2011 |
1290,5 |
2012 |
1282,1 |
|||
2013 |
1274,5 |
|||
2. |
Естественный (ая) прирост (убыль) населения |
чел. |
2010 |
-6687 |
2011 |
-4000 |
|||
2012 |
-2800 |
|||
3. |
Миграционный (ая) прирост (убыль) населения |
чел. |
2010 |
-3000 |
2011 |
-3200 |
|||
2012 |
-3600 |
|||
4. |
Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения на 01 января текущего года |
% |
2010 |
62,73 |
2011 |
61,87 |
|||
2012 |
60,6 |
|||
5. |
Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения на 01 января текущего года |
% |
2010 |
73,62 |
2011 |
82,1 |
|||
2012 |
82,6 |
|||
6. |
Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) |
чел. |
2010 |
60000 |
2011 |
48500 |
|||
2012 |
37900 |
|||
7. |
Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) |
% |
2010 |
8,9 |
2011 |
6,9 |
|||
2012 |
5,6 |
|||
8. |
Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных |
чел. |
2010 |
8839 |
2011 |
6804 |
|||
2012 |
4541 |
|||
9. |
Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения |
% |
2010 |
1,30 |
2011 |
1,01 |
|||
2012 |
0,65 |
|||
10. |
Напряжённость на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) |
чел./вак. |
2010 |
1,3 |
2011 |
1,1 |
|||
2012 |
0,72 |
|||
11. |
Численность привлечённых иностранных работников |
чел. |
2010 |
924 |
2011 |
1108 |
|||
2012 |
1739 |
|||
12. |
Прожиточный минимум (на душу населения) |
руб. |
2010 |
5164 |
2011 |
5432 |
|||
2012 |
5786 |
|||
13. |
Количество жилья в среднем на 1 жителя |
кв. м. |
2010 |
23,2 |
2011 |
23,6 |
|||
2012 |
23,8 |
|||
14. |
Количество постоянного жилья для приёма переселенцев |
кв. м. |
2010 |
- |
2011 |
- |
|||
2012 |
- |
|||
15. |
Количество временного жилья для приёма переселенцев |
кв. м. |
2010 |
- |
2011 |
- |
|||
2012 |
360,5 |
|||
16. |
Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста |
мест |
2010 |
569,0 |
2011 |
464,0 |
|||
2012 |
545,0 |
|||
17. |
Бюджетные доходы - всего |
млн. руб. |
2010 |
36123,4 |
2011 |
39858,0 |
|||
2012 |
37260,4 |
|||
18. |
Бюджетные расходы - всего |
млн. руб. |
2010 |
37839,4 |
2011 |
41716,9 |
|||
2012 |
39528,8 |
|||
19. |
Иные показатели |
|
2010 |
- |
2011 |
- |
|||
2012 |
- |
Приложение N 3
к Программе
Целевые показатели (индикаторы)
реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы
Задачи реализации Программы и показатели |
Ед. измерения |
Целевой показатель (индикатор) |
||
2013 год*(1) |
2014 год |
2015 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Цели Программы: содействие социально-экономическому развитию Ульяновской области в части компенсации естественной убыли населения региона; обеспечение потребности экономики в притоке трудовых ресурсов за счёт привлечения соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники), в регион на постоянное место жительства | ||||
Задача 1: сокращение дефицита трудовых ресурсов Ульяновской области в сферах, в которых в период реализации Программы ожидается наибольший дефицит трудовых ресурсов, за счёт привлечения соотечественников в регион на постоянное место жительства | ||||
Количество участников Программы |
человек |
0 |
165 |
330 |
Доля участников Программы трудоспособного возраста, получивших содействие в трудоустройстве, в общей численности участников Программы трудоспособного возраста |
% от общего числа участников Программы трудоспособного возраста |
0 |
70,0 |
70,0 |
Доля участников Программы трудоспособного возраста, принявших участие в организации самозанятости (индивидуальное предпринимательство, личное подсобное хозяйство), в общей численности участников Программы трудоспособного возраста |
% от общего числа участников Программы трудоспособного возраста |
0 |
5,0 |
5,0 |
Задача 2: увеличение миграционного притока за счёт привлечения соотечественников в регион на постоянное место жительства в целях стабилизации демографической ситуации Ульяновской области | ||||
Численность участников Программы с учётом численности членов семей участников Программы (из расчёта 1 семья - 3 чел.) |
человек |
0 |
495 |
990 |
Задача 3: развитие агропромышленного и авиационного кластеров | ||||
Доля участников Программы, работающих в сфере агропромышленного производства, в общей численности участников Программы трудоспособного возраста |
% от общего числа участников Программы трудоспособного возраста |
0 |
33,0 |
55,0 |
Доля участников Программы, работающих в сфере авиационного производства, в общей численности участников Программы трудоспособного возраста |
% от общего числа участников Программы трудоспособного возраста |
0 |
33,0 |
55,0 |
Задача 4: увеличение численности молодёжи, в том числе получающей образование в образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования | ||||
Доля участников Программы и членов их семей в возрасте до 30 лет в общей численности участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста |
% от общего числа трудоспособных участников Программы и членов их семей |
0 |
11,0 |
15,0 |
Задача 5: закрепление участников Программы и членов их семей в Ульяновской области и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции | ||||
Доля участников Программы и членов их семей, посетивших адаптационные курсы по повышению правовой, языковой, культурной грамотности, в общей численности участников Программы и членов их семей |
% от общего числа участников Программы и членов их семей |
0 |
35,0 |
35,0 |
Доля расходов областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Программы и членам их семей, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем объёме расходов областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы |
% от общего размера расходов областного бюджета Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы |
0 |
70 |
70 |
Доля участников Программы, получивших содействие в жилищном обустройстве, в общей численности участников Программы |
% от общего числа участников Программы |
0 |
100,0 |
100,0 |
*(1) Программа на территории Ульяновской области не реализовывалась.
Приложение N 4
к Программе
Перечень
правовых актов Ульяновской области, необходимых для реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы
N п/п |
Наименование правового акта |
Ответственный разработчик |
Ожидаемые сроки принятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
О создании Межведомственной рабочей группы по реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
I квартал 2014 года |
2. |
О мерах по реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
I квартал 2014 года |
3. |
О порядке предоставления участникам Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы единовременного пособия на жилищное обустройство |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
I квартал 2014 года |
4. |
О порядке распределения субсидий из федерального бюджета бюджету Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
I квартал 2014 года |
5. |
О внесении изменений в Программу по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
По мере необходимости |
6. |
О внесении изменений в Закон Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год и плановый период |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
По мере необходимости |
Приложение N 5
к Программе
Перечень
основных мероприятий Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат |
Риск неисполнения |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Нормативное правовое обеспечение реализации Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы (далее - Программа) |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
2014 |
2015 |
Принятие правовых актов в целях реализации Программы |
Несвоевременная разработка нормативной правовой базы |
2. |
Организация содействия участникам Программы и членам их семей в занятости, повышении квалификации и переподготовке |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
2014 |
2015 |
Оказание государственных услуг по содействию занятости населения |
Трудности, связанные с необходимостью подтверждения дипломов (нострификации) и получением сертификатов для работников здравоохранения и образования; дополнительные затраты за счёт средств областного бюджета Ульяновской области |
2.1. |
Содействие участникам Программы и членам их семей трудоспособного возраста в трудоустройстве, в том числе временном |
|||||
2.2. |
Предоставление участникам Программы и членам их семей трудоспособного возраста государственных услуг профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации |
|||||
2.3. |
Предоставление участникам Программы и членам их семей государственных услуг по профессиональной ориентации |
|||||
2.4. |
Предоставление участникам Программы и членам их семей государственной услуги по содействию самозанятости |
|||||
3. |
Предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере социального обслуживания |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
2014 |
2015 |
Социальная защита участников Программы и членов их семей, в том числе обеспечение своевременной выплаты пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и других социальных выплат |
Дополнительные затраты за счёт средств областного бюджета Ульяновской области |
3.1. |
Выплата участникам Программы и членам их семей пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и других социальных выплат |
|||||
4. |
Предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере образования |
Министерство образования и науки Ульяновской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (по согласованию) |
2014 |
2015 |
Предоставление детям участников Программы услуг дошкольного и общего образования |
Отсутствие на территориях вселения свободных мест в образовательных организациях дошкольного и общего образования |
4.1. |
Предоставление участникам Программы и членам их семей мест в образовательных организациях дошкольного образования в соответствии с очерёдностью |
|||||
4.2. |
Оказание участникам Программы и членам их семей содействия в получении соответствующего уровня образования в образовательных организациях общего и профессионального образования |
|||||
5. |
Предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере здравоохранения |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
2014 |
2015 |
Оказание участникам Программы и членам их семей медицинских услуг |
Дополнительные затраты за счёт средств областного бюджета Ульяновской области |
5.1. |
Содействие участникам Программы и членам их семей в получении полисов обязательного медицинского страхования |
|||||
5.2. |
Оказание участникам Программы и членам их семей амбулаторно-поликлинической помощи |
|||||
5.3. |
Оказание участникам Программы и членам их семей стационарной медицинской помощи |
|||||
5.4. |
Оказание участникам Программы и членам их семей скорой медицинской помощи |
|||||
6. |
Обеспечение участников Программы жильём |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области |
2014 |
2015 |
Вселение и закрепление участников Программы и членов их семей на территории Ульяновской области |
Отсутствие свободного муниципального жилищного фонда, несоответствие уровня квалификации и специальности участников Программы потребностям работодателей, дополнительные затраты за счёт средств областного бюджета Ульяновской области |
6.1. |
Предоставление участникам Программы единовременного пособия на жилищное обустройство |
|||||
6.2. |
Первичное временное расселение участников Программы за счёт резервного фонда муниципального образования Ульяновской области, являющегося территорией вселения |
|||||
6.3. |
Трудоустройство участников Программы на вакантные рабочие места с предоставлением жилья |
|||||
7. |
Информационное обеспечение реализации Программы |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, УФМС России по Ульяновской области (по согласованию), администрации муниципальных районов Ульяновской области (по согласованию) |
2014 |
2015 |
Подготовка и размещение информационных материалов |
Дополнительные затраты за счёт средств областного бюджета Ульяновской области |
7.1. |
Информирование местного населения и соотечественников, проживающих за рубежом, о реализации Программы |
|||||
7.2. |
Размещение на портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники" информации об уровне обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных территорий Ульяновской области, возможности трудоустройства и получения профессионального образования, оказания социальной поддержки, временного и постоянного жилищного обустройства участников Программы и членов их семей |
|||||
8. |
Социально-культурная адаптация участников Программы и членов их семей |
Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, УФМС России по Ульяновской области (по согласованию) |
2014 |
2015 |
Интеграция участников Программы и членов их семей на территории Ульяновской области |
Дополнительные затраты за счёт средств областного бюджета Ульяновской области |
8.1. |
Организация адаптационных курсов по повышению правовой, языковой, культурной грамотности для участников Программы и членов их семей |
|||||
8.2. |
Социальная адаптация участников Программы и членов их семей в рамках программ, реализующихся службой занятости населения Ульяновской области |
|||||
9. |
Организация контроля за ходом реализации Программы |
Координационный совет по реализации государственной миграционной политики в Ульяновской области |
2014 |
2015 |
Внесение изменений в Программу |
Невыделение средств из федерального бюджета |
9.1. |
Подготовка предложений по созданию для соотечественников, проживающих за рубежом, условий и стимулов для переселения в Ульяновскую область |
|||||
9.2. |
Анализ результатов деятельности органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и работодателей, участвующих в реализации мероприятий Программы, и выработка соответствующих рекомендаций |
Приложение N 6
к Программе
Объёмы
финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы
Мероприятия Программы |
Ресурсное обеспечение Программы по годам (тыс. руб.) |
||||
2014 (на начало реализации Программы) |
2014 |
2015 |
2015 (по окончании реализации Программы) |
||
Реализация мероприятий Программы, в том числе: |
всего |
313,1 |
313,1 |
626,1 |
626,1 |
Нормативное правовое обеспечение реализации Программы |
|
- |
- |
- |
- |
Организация содействия участникам Программы и членам их семей в занятости, повышении квалификации и переподготовке |
|
- |
- |
- |
- |
Предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере социального обслуживания |
|
- |
- |
- |
- |
Предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере образования |
|
- |
- |
- |
- |
Предоставление участникам Программы и членам их семей услуг в сфере здравоохранения |
|
- |
- |
- |
- |
Обеспечение участников Программы жильём (предоставление единовременного пособия на жилищное обустройство) |
КОСГУ 262 5150100 |
219,2 |
219,2 |
438,3 |
438,3 |
Информационное обеспечение реализации Программы (информирование местного населения и соотечественников, проживающих за рубежом, о реализации Программы) |
КОСГУ 262 5150100 |
93,9 |
93,9 |
187,8 |
187,8 |
Социально-культурная адаптация участников Программы и членов их семей |
|
- |
- |
- |
- |
Организация контроля за ходом реализации Программы |
|
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цели программы:
- содействие социально-экономическому развитию в части компенсации естественной убыли населения;
- обеспечение потребности экономики в притоке трудовых ресурсов за счёт привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, в регион на постоянное место жительства.
Задачами программы являются:
- сокращение дефицита трудовых ресурсов в сферах, в которых в период реализации программы ожидается наибольший дефицит трудовых ресурсов, за счёт привлечения соотечественников в регион на постоянное место жительства;
- увеличение миграционного притока за счёт привлечения соотечественников в регион на постоянное место жительства в целях стабилизации демографической ситуации;
- развитие агропромышленного и авиационного кластеров.
Объём финансирования за счёт средств областного бюджета составляет 939,2 тыс. рублей.
Постановление Правительства Ульяновской области от 4 декабря 2013 г. N 48/577-П "О Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Ульяновскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 12 декабря 2013 г. N 163
Постановлением Правительства Ульяновской области от 28 июля 2014 г. N 326-П настоящее постановление признано утратившим силу