Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации города
от 30.08.2010 N 2950
Городская целевая программа
"Город и театр на 2011 - 2015 годы"
2. Анализ и оценка проблемы, актуальность и обоснование необходимости ее решения программным методом
По статистическим данным исследований, проведенных специалистами Союза Театральных деятелей (СТД) РФ, только 65,3% городов с населением от 100 до 200 тысяч имеют свои театры. При сопоставлении статистических данных по развитости сети театров наша страна проигрывает большинству европейских государств. Если в России в расчете на 1 млн жителей работает 3,2 театра, то в Австрии этот же показатель равен 24, в Швеции - 13,6, во Франции - 9,6, в Великобритании - 8,9, в Италии - 5,9. О существующей нехватке театрального предложения свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного в марте 2009 года. Согласно полученным данным почти половина (47%) жителей России практически не посещают театры, а 29% вообще никогда не бывали в них. Как показывает мировая практика, наличие театра в городе - один из факторов для инвестиционных и промышленных компаний при принятии ими решений об открытии нового бизнес-проекта. В этом случае рабочая сила оценивается экспертами как потенциально более культурная, образованная и, соответственно, квалифицированная. Наличие театра является дополнительным аргументом и для привлечения высокопрофессиональных кадров, переезжающих из других мест.
В предстоящем десятилетии российской экономике жизненно необходим переход к инновационному типу развития. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
Обеспечение максимальной доступности для горожан культурных благ - один из показателей повышения качества жизни димитровградцев. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе. Театр - одна из немногих сфер человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству.
Особое внимание стоит уделять работе театра с подрастающим поколением. Радикальное увеличение театрального предложения для детей и подростков требует экономического стимулирования учредителями театра постановки и проката детских спектаклей в рамках финансирования муниципальных заданий, в иных формах, которые должны предусматривать стимулирование и поддержку:
- финансирование создания специализированных театральных проектов для детей и подростков,
- финансирование экспериментальных театральных форм работы с подростками, обеспечивающих близкий контакт исполнителя со зрителями,
- вовлечение школьных учителей в разработку и реализацию воспитательных программ средствами профессионального театра,
- увеличение проката детского и подросткового репертуара.
Актуальность Программы в том, что театральные акции, ориентированные на детей и юношество, наименее адаптированы к рыночной экономике. В этой связи отсутствие стройной системы государственного (муниципального) протекционизма приобщения детей к театру может привести к утрате завоеванных позиций в этой области, а в будущем, как следствие - к резкому снижению интереса к театру взрослого населения. Для детей и подростков театр - это мощнейший инструмент социализации личности, становления художественного вкуса, механизм воспитания эстетически развитой, творческой личности. Театры - первые, куда приходит юный зритель. От театра зависит, станет ли он в будущем постоянным, настоящим зрителем театра.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Вклад театра в формирование человеческого капитала - важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать социальными инвестициями расходы муниципалитета на поддержку театрального искусства. Как уже показал двадцатилетний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам.
Так и с Димитровградским драматическим театром: затянувшийся капитальный ремонт здания, морально устаревшее электрооборудование и оборудование радиоцеха, эксплуатирующееся более 20 лет (изношенность оборудования - более 70%), электропроводка, не менявшаяся с 70-х годов, оборудование поделочного и пошивочного цехов с датой выпуска 60-70 годы прошлого столетия. Отсутствие средств на проведение гастрольной деятельности, на участие в российских театральных фестивалях (стимулирующих творческий поиск театра), отсутствие финансирования в полном объеме постановочных средств. Эти проблемы возникли не в один день, а накапливались годами. Как результат проблем - снижение проката спектаклей, снижение интереса горожан к театру, потеря контактов (снижение проката детского репертуара и постановка детских спектаклей по принципу "чем меньше затрачено средств - тем лучше") с детьми и подростками и потеря их как зрителей, сокращение взрослой зрительской аудитории. Только системный и методичный подход к решению вышеперечисленных проблем, муниципальная поддержка даст положительный результат: позволит театру ставить красочные и сказочные детские спектакли для восстановления постоянной детской аудитории и возможности посетить театр родителям со своими детьми; восстановить кадровый потенциал посредством обучения местной талантливой молодежи на актерском отделении музыкального училища; даст определенный толчок к развитию творческого поиска в самом театре; привлеченные из других городов и театров режиссеры и художники позволят за счет разнообразия постановок привлечь в театр новых зрителей; окончание капитального ремонта здания, хороший свет и звук позволят проводить в театре не только спектакли, но и концерты исполнителей разных жанров, что также положительно скажется на увеличении зрительской аудитории.
Принципы муниципального финансирования должны учитывать ключевую особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как, собственно художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития театра, так и приобщение к театральному искусству непосредственных потребителей.
Но существуют и определенные риски, связанные с реализацией Программы.
- Отсутствие финансирования муниципального заказа на основные постановки, определяющие направление развития театра в городе, не позволит увеличить детскую, подростковую и взрослую аудиторию. Театр не сможет в полной мере выполнить взятые на себя обязательства по увеличению общего количества зрителей. Данные постановки должны привлечь в театр до 20% нового зрителя.
- Отсутствие финансирования мероприятий по фестивальной деятельности не позволит увеличить количество самодеятельных театральных коллективов, отрицательно скажется на мероприятиях по привлечению дополнительных внебюджетных средств от участия в конкурсах и грантах.
- Отсутствие финансирования мероприятий по окончанию капитального ремонта и сбережению энергоресурсов не позволит театру сократить расходы на энергопотребление, театр не сможет расширять работу по увеличению проката спектаклей, применять новые формы работы со зрителями.
- Отсутствие финансирования модернизации оборудования театра не позволит расширять спектр проводимых для разных категорий зрителя мероприятий, может привести к отключению (в связи с выходом из строя) оборудования во время спектаклей.
3. Цели и задачи Программы
Цели Программы:
- сохранение театра как творческой единицы и придание импульсов для его дальнейшего развития,
- использование инновационных подходов и адаптация к меняющимся экономическим условиям,
- создание и реализация на территории муниципального образования "Город Димитровград" комплекса мер, направленных на создание организационных (социально-экономических, правовых и иных) условий для духовного, культурного и нравственного развития населения города Димитровграда, раскрытия его творческого потенциала в интересах общества,
- модернизация оборудования ДДТ, окончание капитального ремонта здания ДДТ.
Задачи Программы:
- создание условий для развития театра как вида искусства,
- расширение разнообразия театрального предложения,
- расширение доступности театрального искусства для различных групп населения,
- увеличение зрительской аудитории театра,
- создание на базе Димитровградского музыкального училища актерского отделения с последующим трудоустройством выпускников в ДДТ,
- модернизация оборудования ДДТ,
- окончание капитального ремонта здания ДДТ.
4. Перечень и описание программных мероприятий по решению задач и достижению целей Программы
Перечень и сроки реализации программных мероприятий указаны в Приложении 1 к Программе.
Период окупаемости поставленных в рамках данной Программы спектаклей составляет 1 театральный сезон.
5. Сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам
Бюджет города Димитровграда Ульяновской области: 18 177,6 тысяч рублей:
2011 - 4 427,5 тысяч рублей
2012 - 3 724,3 тысяч рублей
2013 - 4 036,5 тысяч рублей
2014 - 2 657,3 тысяч рублей
2015 - 3 332,0 тысяч рублей
6. Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов Программы
Обоснование потребностей в бюджетных ресурсах для достижения целей и результатов Программы указано в Приложении 2 к Программе.
Потребности в бюджетных ресурсах каждого мероприятия данной Программы определены предварительно методом распределения общей суммы, прогнозируемой к выделению из местного бюджета. Для осуществления работ по окончанию капитального ремонта, используются суммы, предусмотренные в смете на проведение реконструкции и реставрации театра (в приведенных в ценах на момент составления проектно-сметной документации на реконструкцию и реставрацию театра - 2007 год). Стоимость оборудования приведена в ценах 1 квартала 2010 года.
Стоимость затрат каждого мероприятия корректируется с учетом изменения цен и тарифов.
7. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Реализация Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решений о разработке городских целевых программ, их формирования и реализации в городе Димитровграде и Порядком проведения и определения критериев оценки эффективности реализации городских целевых программ города Димитровграда, утвержденными постановлением Администрации города Димитровграда от 24.03.2009 N 798 "Об утверждении порядка решений о разработке городских целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и определения критериев оценки эффективности реализации городских целевых программ в городе Димитровграде" (далее - Порядок).
Исполнитель Программы реализует программные мероприятия согласно перечню, указанному в приложении N 1 к настоящей Программе.
Заказчик программы несет ответственность за реализацию Программы в целом, формирование и предоставление в управление экономики Администрации города Димитровграда Ульяновской области отчетов, предусмотренных Порядком, за проведение оценки эффективности реализации Программы, внесение в нее изменений и дополнений, осуществление иных мероприятий, предусмотренных Порядком.
Руководитель программы несет ответственность за эффективность и результативность Программы.
Исполнитель Программы несет ответственность за осуществление в установленные сроки соответствующих мероприятий, предусмотренных Программой, целевое и эффективное использование выделенных на программные мероприятия бюджетных средств, своевременное их освоение. Исполнитель Программы ежеквартально предоставляет Заказчику Программы отчеты о реализации программных мероприятий (по согласованию).
8. Система индикаторов экономической и социальной эффективности реализации Программы
N п/п |
Наименование Индикатора |
Единица измерения |
Факт |
Значение показателя на 31.12 |
||||
2009 г. |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Количество детских спектаклей (в т.ч. выездных) |
ед. |
84 |
110 |
123 |
137 |
149 |
161 |
ед. |
37 |
46 |
47 |
50 |
55 |
60 |
||
2. |
Количество вечерних спектаклей (в т.ч. выездных) |
ед. |
62 |
79 |
83 |
92 |
99 |
101 |
ед. |
- |
11 |
13 |
15 |
18 |
21 |
||
3. |
Количество выездных спектаклей |
ед. |
37 |
57 |
60 |
65 |
73 |
81 |
4. |
Процент (кол-во) посещаемости (на 1 спектакль) на стационаре |
% |
40,3 |
48,3 |
53,2 |
58,6 |
64,4 |
70,8 |
чел. |
91 |
109 |
120 |
132 |
146 |
160 |
||
4.1 |
Кол-во зрителей на детских спектаклях (стационар) |
чел |
4770 |
6976 |
9120 |
11484 |
13724 |
16160 |
4.2 |
Кол-во зрителей на вечерних спектаклях (стационар) |
чел. |
6437 |
7412 |
8400 |
10164 |
11826 |
12800 |
4.3 |
Кол-во зрителей на выездных спектаклях |
чел. |
2171 |
3420 |
3600 |
3900 |
4380 |
4860 |
4.4 |
Количество обслуженных зрителей всего |
тыс. чел. |
13,5 |
18,0 |
21,4 |
25,8 |
30,2 |
34,1 |
5. |
Количество проведенных дополнительных мероприятий |
ед. |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
6. |
Количество зрителей на дополнительных мероприятиях |
чел. |
117 |
220 |
250 |
280 |
310 |
340 |
7. |
Доход от проката спектаклей |
тыс. руб. |
1189,8 |
1440,3 |
1584,9 |
1912,4 |
2240,9 |
2512,4 |
8. |
Доход от дополнительных мероприятий |
тыс. руб. |
17,0 |
30,2 |
33,1 |
35,3 |
38,1 |
40,2 |
9. |
Количество спектаклей классического репертуара |
ед. |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
10. |
Число детских и молодежных театральных самодеятельных коллективов в городе |
ед. |
6 |
8 |
10 |
11 |
12 |
13 |
11. |
Привлеченные средства для реализации программы (гранты и другие средства) |
тыс. руб. |
10 |
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
12. |
Процент переоснащения оборудования цехов театра |
% |
- |
35 |
47 |
52 |
60 |
69 |
13. |
Процент трудоустройства молодежи в театр в ходе реализации программы |
% от общей чис-ти сотрудников |
1 |
7 |
9 |
15 |
10 |
16 |
Стоимость детских билетов - от 40 до 60 рублей. Стоимость взрослых билетов - от 60 до 150 рублей, в зависимости от категории зрителей (старшеклассники, студенты, пенсионеры, рядовой зритель) и спектакля (премьерный, рядовой, целевой). Среднее количество зрителей на выездных спектаклях - 50 человек. Кроме этого, театр проводит до 8 благотворительных (бесплатных - для ветеранов и инвалидов ВОВ, детей из многодетных семей, воспитанников детского дома и центра "Радуга") спектаклей в год.
9. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации Программы
Ожидаемые результаты от реализации Программы:
- развитие Димитровградского драматического театра, поддержание его творческого потенциала;
- увеличение зрительской аудитории не менее чем в 2 раза в сравнении с показателями 2009 года;
- увеличение дохода от проката спектаклей и проведения дополнительных мероприятий не менее чем в 2 раза в сравнении с показателями 2009 года;
- увеличение общего количества показанных зрителям спектаклей - до 262 в год;
- появление новых форм работы театра с детьми, подростками и взрослым населением (игровые и концертные программы, композиции);
- создание эффективного механизма управления театром;
- оптимизация ценовой политики с учетом тактики гибких цен;
- снижение (за счет выполнения мероприятий по энергосбережению) потребления энергоносителей на 25%, по сравнению с потребленными в 2009 году;
- подготовка на базе Димитровградского музыкального училища актеров, с последующим трудоустройством их в Димитровградском драматическом театре;
- модернизация оборудования театра, окончание капитального ремонта здания;
- создание дополнительных рабочих мест для молодежи города и района - до 15 мест;
- установление сотрудничества с театрами городов России, СНГ и дальнего зарубежья;
- выявление талантливой молодежи и привлечение к реализации городских творческих программ;
- увеличение количества молодежи, занимающейся театральным искусством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.