Решение Арбитражного суда Ульяновской области
от 17 декабря 2013 г. N А72-588/2013
Резолютивная часть решения объявлена 12.12.2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 17.12.2013 г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего Ю.А. Каданцева,
судей М.А. Семеновой, В.В. Тимофеева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.Б. Айзен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14, каб. 206,
дело по заявлению жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск,
о признании Приказов Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 12.11.2010 г., N 06-445 от 25.11.2010 г., N 06-455 от 26.11.2010 г. не соответствующими нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и недействующими с момента принятия,
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату названного "приказа N 06-328"следует читать как "от 11.11.2010 г."
заинтересованные лица: Министерство экономики и планирования Ульяновской области, г. Ульяновск,
УМУП "Теплоком", г. Ульяновск,
ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", г. Самара,
УМУП "Городской теплосервис", г. Ульяновск,
Администрация города Ульяновска, г. Ульяновск,
при участии заместителя прокурора Ульяновской области А.А. Морозова,
при участии в заседании:
от заявителя - Павлов В.А., председатель правления, Анисимова Л.И., доверенность от 09.01.2013 г.;
от Министерства экономики и планирования Ульяновской области - Артемьев Е.В., доверенность от 26.06.2013 г., Низаметдинова Т.Х., доверенность от 20.11.2013 г.;
от ОАО "Волжская ТГК" - Новиков Н.М., доверенность от 06.05.2013 г., Тростяная И.В., доверенность от 04.06.2013 г.;
от УМУП "Теплоком" - Матренина С.Ю., доверенность от 09.01.2013 г., Гаврилова Н.В., доверенность от 11.12.2013 г.;
от Администрации г. Ульяновска - Логинова Н.В., доверенность от 16.07.2013 г.;
от УМУП "Городской теплосервис" - не явились, уведомлены, ходатайство без участия;
старшего помощника прокурора Ульяновской области И.Н. Саликовой по служебному удостоверению;
эксперта ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" Васильева Виктора Исаевича,
установил:
в Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление ЖСК "Комплекс" (с учетом уточнений от 27.03.2013 г. и от 27.11.2013 г.) о признании:
Приказа Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 11.11.2010 г. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск" с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год" не соответствующим Федеральному закону N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и недействующим с момента принятия,
Приказа Министерства экономики Ульяновской области N 06-445 от 25.11.2010 г. "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую УМУП "Теплоком", на 2011 год" не соответствующим Федеральному закону N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке" и недействующим с момента принятия,
Приказа Министерства экономики Ульяновской области N 06-455 от 26.11.2010 г. "Об установлении тарифа на горячую воду, поставляемую УМУП "Теплоком", на 2011 год" не соответствующим Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", Федеральному закону от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" и недействующим с момента принятия.
Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерство экономики Ульяновской области (впоследствии переименованное в Министерство экономики и планирования Ульяновской области), УМУП "Теплоком", ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания", администрацию города Ульяновска и УМУП "Городской теплосервис". В порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в настоящее дело вступил заместитель прокурора Ульяновской области А.А. Морозов.
Определением от 06.06.2013 г. суд приостановил производство по делу, назначив по ходатайству заявителя экспертизу, проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" (ООО "ЭСО "РЦЭ ПО"); 08.11.2013 г. суд возобновил производство по делу.
Жилищно-строительный кооператив "Комплекс" (далее - заявитель, ЖСК "Комплекс", кооператив) считает, что тарифы, установленные оспариваемыми Приказами, являются завышенными, нарушающими законные права граждан, проживающих в жилом фонде ЖСК "Комплекс", производящих оплату коммунальных ресурсов, и интересы которых представляет ЖСК "Комплекс" на основании Жилищного кодекса РФ, Устава ЖСК "Комплекс".
Заявителем указано на несоответствие оспариваемых Приказов от 11.11.2010 г. N 06-328 и от 25.11.2010 г. N 06-445 следующим нормативным актам, имеющих большую юридическую силу: Федеральному закону от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Заявитель считает, что оспариваемый Приказ от 26.11.2010 г. N 06-455 не соответствует следующим нормативным актам, имеющих большую юридическую силу: Федеральному закону от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Заявитель полагает, что оспариваемые Приказы приняты с нарушением требований:
- пункта 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, согласно которому расходы на топливо, включаемые в НВВ, определяются на основе, в том числе, нормативов удельного расхода топлива, дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики РФ по согласования с ФСТ, расчетных объемов потребления топлива с учетом структуры его использования, сложившейся за последние три года, нормативов создания запаса топлива, рассчитываемых в соответствии с методикой, утвержденной Министерством энергетики РФ по согласованию с ФСТ, при этом Министерство не применяло вышеуказанные данные при расчетах тарифов;
- пунктов 16 и 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, согласно которым регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Заявитель указал, что Министерством не выполнено требование о том, что к делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, при этом экспертное заключение регулирующего органа должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Заявитель считает, что Министерство не может ссылаться в обоснование своих заключений исключительно на принятые индексы роста цен, так как Министерством не было принято решение о применении метода индексации, а согласно пункту 14 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, в случае применения регулирующими органами метода индексации, дело об установлении тарифов не открывается.
Заявитель считает, что Министерством не выполнены требования статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ, в соответствии с которым регулирование тарифов осуществляется с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории РФ, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством РФ или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов; решение органа исполнительной власти об утверждении тарифов, устанавливаемых на уровне ниже минимального уровня должны согласоваться с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, заявитель полагает, что в случае проведения Министерством проверки экономического обоснования устанавливаемых тарифов в соответствии с требованиями действовавшего в период регулирования законодательства, имелась возможность принятия тарифа на тепловую энергию на 2011 года в меньшем размере,
Министерство экономики и планирования Ульяновской области (далее - Министерство) не согласилось с требованиями заявителя, пояснив, что оспариваемые приказы Министерства экономики Ульяновской области каких-либо незаконных обязанностей на заявителя не возлагают, не создают ему препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, а также выразило мнение, что поскольку экспертами тариф на услуги по передаче тепловой энергии по сетям УМУП "Теплоком" на 2011 год признан соответствующим нормам действующего законодательства, вывод экспертов о необоснованности тарифа на горячее водоснабжение является необоснованным, а экспертное заключение ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" от 28.10.2013 г. N 019/035-2013 не может быть признано допустимым, достоверным и достаточным доказательством для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего дела.
УМУП "Теплоком" выразило несогласие с требованиями и доводами заявителя, указав, что все расходы УМУП "Теплоком", учтенные при формировании тарифов, экономически обоснованны и документально подтверждены.
Администрация города Ульяновска (далее - Администрация) поддержала требования заявителя.
ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОАО Волжская ТГК) возразило против удовлетворения требований заявителя по изложенным в отзыве доводам, при этом обратилось к суду с ходатайством о проведении повторной экспертизы, поскольку цели и задачи экспертизы экспертами ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" в заключении от 28.10.2013 г. N 019/035-2013 не достигнуты, заключение содержит в себе недостоверные выводы и не может служить доказательством по настоящему делу. Суд, с учетом положений части 2 статьи 87 и статьи 71 АПК РФ, не находит указанное ходатайство о назначении повторной экспертизы по делу подлежащим удовлетворению.
УМУП "Городской теплосервис" в отзыве от 12.12.2013 г. выразило мнение, что требования заявителя следует удовлетворить, и, среди прочего, указало на нарушение срока опубликования оспариваемого Приказа Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 11.11.2010 г. "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск" с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год" (в силу части 4 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29.11.2005 г. N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области" нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию не позднее четырнадцати дней после дня их подписания, а согласно ч. 1 ст. 5 Закона Ульяновской области от 29.11.2005 г. N 136-ЗО официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета" или "Ульяновская правда").
Заместитель прокурора Ульяновской области А.А. Морозов поддержал требования и доводы заявителя и доводы УМУП "Городской теплосервис".
Так как все участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте судебного заседания, суд рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам на основании ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Министерство экономики Ульяновской области Приказом от 11.11.2010 г. N 06-328 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год", опубликованным в газете "Ульяновская правда" N 102 (22.972) 15.12.2010 г., установило одноставочный тариф на тепловую энергию в горячей воде в размере 849,33 руб. без учета НДС.
Министерство экономики Ульяновской области Приказом от 25.11.2010 г. N 06-445 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", на 2011 год", опубликованным в газете "Ульяновская правда", N 104 (22.863), 18.12.2009 г., установило одноставочный тариф на тепловую энергию в горячей воде для населения в размере 1014,33 руб. без учета НДС.
Министерство экономики Ульяновской области Приказом от 26.11.2010 г. N 06-455 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" на 2011 год", опубликованным в газете "Ульяновская правда", N 106 (22.976), 29.12.2009 г., установило тариф на горячую воду для УМУП "Теплоком" от сетей ТУ ТС в г. Ульяновске, ОАО "Волжская ТГК" при осуществлении непосредственного производства горячей воды и оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения на территории муниципального образования "город Ульяновск" в размере 72,68 руб./куб. м.(без НДС).
Граждане, организации и иные лица в порядке части 1 статьи 192 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов в соответствии с части 4 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии. Статьей 2 указанного закона определено, что "Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней".
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" (в редакции, действовавшей на даты принятия оспариваемых Приказов Министерства) установлено, что "Настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса".
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 12.11.2010 N 06-328 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя на период с 01 января 2011 г. по 31 декабря 2011 г.
Ульяновский филиал ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" осуществляет теплоснабжение города Ульяновска тремя источниками: правобережной части города (Засвияжский, Ленинский и Железнодорожные районы) - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, левобережной части (Заволжский район) - ТЭЦ-2.
ТЭЦ - 1, 2 работают в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а ТЭЦ-3 в режиме котельной (в отопительный период). В летний период в правобережной части города горячее водоснабжение осуществляется от ТЭЦ-1. Система теплоснабжения работает по открытой схеме, с непосредственным водоразбором из тепловой сети. Сети, проложенные в правобережной части Ульяновска, соединены перемычками.
Охват теплоснабжением в Ульяновске от теплоисточников ОАО "Волжская ТГК" составляет 77% от общего теплоснабжения в городе. ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 работают на единый контур, обеспечивая теплоэнергией потребителей Засвияжского, Ленинского и Засвияжского районов, ТЭЦ-2 обеспечивает теплоэнергией потребителей Заволжского района.
Учитывая отсутствие в Методических указаниях возможности дифференциации тарифа на передачу тепловой энергии, Министерство при принятии оспариваемого Приказа от 12.11.2010 N 06-328 исходило из понятия общей тепловой сети как сети, принадлежащей (находящейся в пользовании) одной теплоснабжающей организации, а не как технологически единой системы.
Таким образом, Министерством установлены дифференцированные тарифы для каждой из ТЭЦ, находящейся на разных берегах и не связанных единой тепловой сетью, затраты на передачу тепловой энергии приняты едиными, то есть как для единой тепловой сети.
Согласно п. 29.5 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребителей) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), тарифы на тепловую энергию, отпускаемую в горячей воде, для всех потребителей в одной системе, теплоснабжение потребителей осуществляется сеть (далее - система централизованного теплоснабжения (СЦТ)), могут рассчитываться на едином уровне.
Согласно п. 36 Методических указаний тариф (цена) продажи тепловой энергии от ПЭ (ЭСО) рассчитывается для всех потребителей (покупателей) данного ПЭ (ЭСО) или дифференцируется по СЦТ при условии раздельного учета расходов по каждой из них.
В соответствии с п. 72 Методических указаний при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются расходы ЭСО на производство (приобретение) и передачу тепловой энергии (мощности), а также расходы на сбыт тепловой энергии (мощности) потребителям.
Согласно п. 72.4 Методических указаний при комплексном теплоснабжении, когда выработка тепловой энергии (мощности) и ее передача, распределение и реализация производится одним юридическим лицом при условии ведения раздельного учета расходов по регулируемым видам деятельности: при расчете одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности), учитываются совокупные расходы ЭСО.
Министерством при расчете тарифов учтены экономически обоснованные суммы затрат Ульяновского филиала ОАО "Волжская ТГК" на территории Ульяновской области на производство и передачу тепловой энергии (мощности) потребителям.
Согласно нормам законодательства о теплоснабжении установление тарифов в данной сфере осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации и относящихся у одной категории потребителей.
Соответственно, при комплексном теплоснабжении, когда выработка тепловой энергии (мощности) и ее передача, распределение и реализация производится одним юридическим лицом (ОАО "Волжская ТГК") регулирующим органом был утвержден единый тариф для собственных потребителей, относящихся к одной категории потребителей (население).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 N 06-445 установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком" на 2011 год.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - это коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Согласно пункту 60 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, на розничном рынке для целей определения регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающими (энергосбытовыми) организациями другим энергоснабжающим (энергосбытовым) организациям, последние рассматриваются в качестве потребителей, в отношении которых действуют положения пункта 59 этих Основ. Аналогичная позиция содержится в пункте 29 Методических указаний.
Как следует из пункта 72 Методических рекомендаций, совокупные расходы энергоснабжающей организации (ЭСО) учитываются при расчете одноставочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям тепловой энергии (мощности) только при комплексном теплоснабжении, когда выработка тепловой энергии (мощности) и ее передача, распределение и реализация производится одним юридическим лицом.
Следовательно, сложение тарифов на тепловую энергию и на услуги по ее передаче, установленных для двух разных хозяйствующих субъектов, является правомерным и не противоречащим закону и иным нормативно-правовым актам.
Согласно пункту 8 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Учитывая вышеизложенное, ОАО "Волжская ТГК" и УМУП "Теплоком", предоставляя обосновывающие материалы для утверждения тарифов, не располагали сведениями о затратах друг друга на осуществление регулируемой деятельности.
Соответственно, Министерство экономики Ульяновской области не располагало возможностью установления тарифа на тепловую энергию, с учетом производства тепловой энергии и ее передачи по сетям "Территориального управления по теплоснабжению в городе Ульяновске" ОАО "Волжской ТГК" и передачи тепловой энергии по сетям УМУП "Теплоком".
Приказом Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 N 06-455 установлен на период действия с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года включительно тариф на горячую воду для УМУП "Теплоком" от сетей "Территориального управления по теплоснабжению в городе Ульяновске" открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания" при осуществлении непосредственного производства горячей воды и оказания услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения на территории муниципального образования "город Ульяновск" в размере 72,68 руб./куб. м (без НДС).
В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 (в редакции, действовавшей при принятии Министерством оспариваемых Приказов) в тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Стоимость 1 куб. метра холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Расчет тарифа на горячую воду Министерство экономики Ульяновской области произведен в соответствии в с п.п. 47-49 постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, на основании Приказа Министерства экономики Ульяновской области от 12.11.2010 N 06-328 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год" в размере 849,33 руб./Гкал., приказа Министерства экономики Ульяновской области от 19.11.2010 N 06-389 "Об установлении тарифа на тепловую энергию по передаче тепловой энергии, оказываемые Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", на 2011 год" в размере 165 руб./Гкал.
Тариф на горячую воду рассчитан при t 60 С в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, а также нормативами потребления коммунальных услуг по горячей воде, рассчитанных исходя из t 60 С.
В расчет принята стоимость химически очищенной воды в размере 21,96 руб. за 1 тн., согласованная департаментом по регулированию цен и тарифов Министерством экономики Ульяновской области.
В соответствии с п. 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей по основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла.
В соответствии с вышеназванным пунктом Методических указаний расходы энергоснабжающей организации на приобретение химочищенной воды определяются в соответствии с договорными ценами покупки воды и расходами на ее химическую очистку и действующим законодательством и в систему регулируемых цен и тарифов не входят.
С целью определения стоимости дополнительного количества химочищенной воды в объеме не возвращенного потребителем теплоносителя ФСТ России рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при утверждении тарифов на тепловую энергию информировать заинтересованные стороны о стоимости тонны химочищенной воды в расчетном периоде регулирования, определенной исходя из учтенных в необходимой валовой выручке регулируемой организации затрат на подготовку планового объема химочищенной воды на этот период (письмо ФСТ от 29.07.2010 N НБ-6353/5).
Письмом от 25.11.2010 N 06-2539 Министерство экономики Ульяновской области уведомило о том, что цена 1 тонны химочищенной воды, учтенная при расчете тарифов на тепловую энергию ОАО "Волжская ТГК" на 2010 год, составляет 21,96 руб. (без НДС).
Стоимость химочищенной воды рассчитана на основании тарифа на холодную воду, утвержденную на 2011 год приказом Министерства экономики Ульяновской области от 25.10.2010 N 06-137 "Об установлении тарифов на холодную для УМУП ВКХ "Ульяновскводоканал" в размере 14,30 руб./куб. м.
Согласно временной методики расчета стоимости энергоресурсов, используемых на горячее водоснабжение, утвержденных приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 31.10.2006 N 97 на подогрев 1 тн (куб/м.) сетевой (пропиточной) воды до t 60 С необходимо 0,050 Гкал. Расчет тарифа на горячую воду:
(849,33 + 165) * 0,05 + 21,96 = 72,68 руб./куб. м.
Таким образом, суд считает обоснованными доводы, приведенные Министерством в обоснование оспариваемых Приказов.
Довод заявителя о несоответствии оспариваемых Приказов требованиям пункта 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, и пунктов 16 и 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, в связи с отсутствием в тарифных делах материалов, предусмотренных названными нормами, противоречит требованиям пункта 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых Приказов), в соответствии с которым "Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы:
1) баланс электрической энергии;
2) баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности;
3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии;
4) баланс тепловой мощности;
5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;
6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям;
7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;
8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;
9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;
10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;
11) оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность".
С учетом приведенной нормы суд считает, что обязательному представлению в регулирующий орган подлежат только перечисленные в ней материалы, тогда как материалы, перечисленные в нормах, указанных заявителем, являются дополнительными и могут быть истребованы регулирующим органом в порядке пункта 12 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, согласно которому "Регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса".
Перечисленные в пункте 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, материалы, представление которых является обязательным, находятся в тарифных делах Министерства, что видно из приложений к настоящему делу.
Определением от 06.06.2013 г. суд по ходатайству заявителя назначил экспертизу, поручив ее проведение экспертам общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" (ООО "ЭСО "РЦЭ ПО") Васильеву Виктору Исаевичу и Местанзаде Нине Владиславовне. Суд поставил перед экспертами следующие вопросы, на которые указанными экспертами в заключении без даты N 019/035-2013 (т. 2 л.д. 128-169) даны нижеприведенные ответы:
Вопрос 1. Возможно ли определить достоверность и точность финансово-экономической и производственно-технологической информации, содержащейся в представленных документах, на основании которых были приняты оспариваемые тарифы?
Ответ: Отсутствие некоторых обязательных отчетов и многочисленные неточности в представленных ОАО "Волжской ТГК" материалах значительно осложнило проведение экспертизы. Однозначного ответа на поставленный вопрос в силу ограниченности информации дать не представляется возможным, однако представленные материалы позволили объективно оценить состояние финансово экономической и производственно технологической деятельности регулируемых организаций.
Вопрос 2. Определить, какому из критериев, содержащихся в п. 29.5 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 года N 20-э/2, соответствуют расчеты тарифов, утвержденных Приказами Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 12.11.2010 года, N 06-445 от 25.11.2010 года, а именно: расчет произведен: для потребителей в одной системе, либо для всех потребителей, расположенных на территории субъекта, либо дифференцированно по муниципальным образованиям. Привести обоснование соответствия (несоответствия) со ссылкой на конкретную техническую, финансовую документацию?
Ответ: Расчет произведен для потребителей в одной системе централизованного теплоснабжения.
Вопрос 3. Исходя из критериев действующего законодательства РФ в сфере формирования тарифов, определить, какие технологические данные должны были учитываться при формировании оспариваемых тарифов, но не были учтены, в том числе: существующая схема теплоснабжения, совокупные и удельные затраты первичных ресурсов в технологических процессах.
Ответ: Формально при утверждении тарифов на 2011 г, все технологические данные, необходимые для производства и передачи тепловой энергии были учтены в соответствии с приказом ФСТ N 20-э/2. Однако в материалах, обосновывающих тарифы, приведена некорректная информация.
Вопрос 4. Определить, соблюдались ли требования административного регламента по предоставлению государственной услуги "установление регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, п. 41 Методических указания ФСТ N 20-э/2 (в полном ли объеме представлена информация ОАО "Волжская ТГК", УМУП "Теплоком", соответствуют ли документы установленным формам), дана ли оценка финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности предприятий и располагаемых инвестиционных возможностей, проанализированы ли причины убытков при планируемой прибыли по итогам деятельности за предыдущие годы, дан ли анализ исполнения статей расходов в предыдущий период, и которые включены в расчет необходимой валовой выручки (далее - НВВ), была ли проверка проведенных мероприятий по сокращению потерь тепла и проверка капиталовложений на эти цели, и как это повлияло на размер тарифа на тепловую энергию?
Ответ:
а) требования административного регламента по предоставлению государственной услуги "установление регулируемых тарифов (цен) в тепловую энергию, п. 41 Методических указаний ФСТ N 20-э/2" соблюдались;
б) оценка финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности предприятий и располагаемых инвестиционных возможностей дана по ОАО "Волжская ТГК" в целом, конкретизация по Ульяновской области отсутствует;
в) причины убытков по планируемой прибыли по итогам деятельности за предыдущие годы ОАО "Волжская ТГК" не проанализированы;
г) анализ исполнения статей расходов за предыдущий период представлен частично;
д) мероприятия по сокращению потерь тепла и проверка капиталовложений на эти цели проводились, но без необходимого контроля за расходованием финансовых средств.
Вопрос 5. Определить, насколько завышен объем НВВ по представленным ОАО "Волжская ТГК" расчетам, и как это повлияло на принятый объем полезного отпуска тепловой энергии и установление размера тарифа на тепловую энергию (Приказ Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 12.11.2010 года).
Ответ:
а) Объем НВВ по предоставленным ОАО "Волжская ТГК" расчетам завышен на сумму 961 805 тыс. руб.;
б) завышение объема НВВ не повлияло на принятый объем полезного отпуска тепловой энергии;
в) завышение объема НВВ повлияло на необоснованное повышение размера тарифа на тепловую энергию в сумме 94,55 руб./Гкал.
Вопрос 6. Определить, какие расходы, включенные в расчет тарифа на тепловую энергию (Приказ Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 12.11.2010 года), не имеют документального подтверждения.
Ответ: Все расходы, включенные в расчет тарифа на тепловую энергию, имеют документальное подтверждение, формально все оформлено надлежащим образом в соответствии с требованиями ФСТ.
Вопрос 7. Определить, какие расходы, включенные в расчет тарифа на тепловую энергию (Приказ Министерства экономики Ульяновской области N 06-445 от 25.11.2010 года), не имеют документального подтверждения.
Ответ: Все расходы, включенные в расчет тарифа на тепловую энергию, в соответствии с Приказом "Министерства экономики Ульяновской области" N 06-445 от 25.11.2010 г имеют документальное подтверждение. Формально все оформлено надлежащим образом в соответствии с требованиями ФСТ.
Вопрос 8. Определяя экономическую обоснованность стоимости электрической энергии в тарифе на тепловую энергию, утвержденном Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 12.11.2010 года, установить, соответствует ли она фактической ее стоимости, используемой для расчета тарифа на тепловую энергию, согласно критериям, установленным действующим законодательством в сфере тарифов, и имеющихся материалов.
Ответ: Стоимость электрической энергии в тарифе на тепловую энергию, утвержденном Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 11.11.2010 года соответствует фактической ее стоимости, используемой для расчета тарифа на тепловую энергию, согласно критериям, установленным действующим законодательством в сфере тарифов, и имеющихся материалов, однако имеются резервы снижения тарифа на 11,93 руб./Гкал.
Вопрос 9. Возможно ли установить на основании имеющихся документов, соответствие вида и состава работ и услуг, расходов, включенных в тариф, утвержденный Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-455 от 26.11.2010 года, фактическому виду и составу работ и услуг, расходам, исходя из представленных технических и финансовых документов. Какие виды и составы работ и услуг, расходы не имеют экономическую обоснованность?
Ответ:
а) установить на основании имеющихся документов соответствие вида и состава работ и услуг, расходов включенных в тариф утвержденный Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-455 от 26.11.2010 года, фактическому виду и состава работ и услуг, расходов исходя из представленных технических и финансовых документов возможно;
б) все виды работ экономически обоснованы, при этом имеется резерв снижения стоимости тарифа на тепловую энергию в сумме 4,73 руб./куб. м. Однако провести полный анализ по всем составляющим, влияющим на размер тарифа из-за неполной информации не представляется возможным.
Вопрос 10. Соответствуют ли расчеты расходов, расчеты тарифов, обосновывающие их документы, имеющиеся в материалах дел по установлению:
тарифов на тепловую энергию в горячей воде, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск", на 2011 год. (Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 12.11.2010 года N 06-328); конечных тарифов для потребителей на тепловую энергию в горячей воде, поставляемую УМУП "Теплоком" на 2011 год (Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 года N 06-445),
требованиям, предъявляемым к расчетам, документам и формам, указанным в Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года N 20-э/2?
Ответ: Тариф, утвержденный приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-445 от 25.11.2010 г., является необоснованным (табл. N 4, 7).
Вопрос 11. Соответствует ли величина тарифа на тепловую энергию в горячей воде, установленная приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 N 06-328 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск" в размере 849,33 руб./Гкал, обосновывающим материалам, предоставленным ОАО "ВоТГК" в Министерство экономики Ульяновской области?
Ответ: Обосновывающие материалы, предоставленные ОАО "Волжская ТГК" через арбитражный суд, некорректны и не могут быть использованы для принятия тарифа на поставляемую тепловую энергию в 2011 г. Тариф на тепловую энергию в горячей воде по расчетам экспертов ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" составил в 2011 г - 754,78 руб./Гкал., что на 94,55 руб./Гкал ниже утвержденного Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 11.11.2010 г (см. ответ на вопрос 5).
Вопрос 12. Какие затраты, включенные Министерством экономики Ульяновской области в тариф на тепловую энергию в горячей воде, установленный приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск" в размере 849,33 руб./Гкал, не подлежали включению в тариф как экономически необоснованные?
Ответ: В НВВ было включено топливо по завышенным ценам, что повлияло на рост тарифа на тепловую энергию. Тариф по расчетам экспертов ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" на 2011 г должен составлять 754,78 руб./Гкал. (см. ответ N 5 и таб. N 4), что выше утвержденного на 94,55 руб./Гкал.
Вопрос 13. Какие затраты, не включенные Министерством экономики Ульяновской области в тариф на тепловую энергию в горячей воде, установленный приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 N 06-328 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск" в размере 849,33 руб./Гкал, подлежали включению в тариф как экономически обоснованные?
Ответ: Все статьи затрат, предусмотренные Приказом ФСТ РФ ФСТ N 20-э/2, учтены Министерством экономики Ульяновской области при формировании тарифов. Замечания и расчеты по тарифам на тепловую энергию (см. ответ N 5 и таб. N 4).
Вопрос 14. Соответствует ли величина тарифа на тепловую энергию в горячей воде, установленного приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 N 06-328 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск" в размере 849,33 руб./Гкал, обосновывающим материалам, предоставленным ОАО "ВоТГК" в Министерство экономики Ульяновской области?
Ответ: Представленные Арбитражным судом Ульяновской области документы от ОАО "Волжская ТГК" свидетельствуют, что в материалах ОАО "Волжская ТГК" необоснованно завышены статьи расходов на производство и передачу тепловой энергии на 94,55 руб./Гкал. Расчеты приведены в ответах на вопрос N 5.
Вопрос 15. Какие затраты, включенные Министерством экономики Ульяновской области в тариф на тепловую энергию в горячей воде, установленный приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 N 06-328 "Об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Волжская ТГК" потребителям муниципального образования "город Ульяновск", не подлежали включению в тариф как экономически необоснованные?
Ответ: Экспертами ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" не установлены случаи необоснованного включения статей затрат на установление на установление тарифа тепловой энергии.
Вопрос 16. Являются ли экономически обоснованными величины расходов, включенные в себестоимость услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по сетям УМУП "Теплоком" на 2011 год?
Ответ: В основном все расходы, включенные в себестоимость услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по сетям УМУП "ТЕПЛОКОМ" обоснованные. В основном все необоснованные затраты были откорректированы экспертами Министерства экономики Ульяновской области. Экспертами ООО "ЭСО "РЦЭ ПО" выявлено необоснованное завышение стоимости топлива при утверждении тарифа на 2011 г.
Вопрос 17. Являются ли обоснованными расходы, включенные в стоимость горячей воды при установлении тарифа на кубический метр горячей воды для УМУП "Теплоком" - на 2011 год?
Ответ: Не являются обоснованными расходы, включенные в стоимость горячей воды при установлении тарифа на кубический метр горячей воды для УМУП "Теплоком" - на 2011 год. Замечания к стоимости тепловой энергии, включенной в расчеты тарифа горячей воды (849,33 руб./Гкал.) смотри ответ на вопрос N 5.
Оценив заключение экспертов общества с ограниченной ответственностью "Экспертная специализированная организация "Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу" Васильева В.И. и Местанзаде Н.В. без даты N 019/035-2013 (т. 2 л.д. 128-169), суд соглашается с мнением Министерства и ОАО "Волжская ТГК" о необоснованности сделанных экспертами выводов относительно неправомерного завышения Министерством тарифов.
Как указано выше, перечисленные в пункте 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109, материалы, представление которых является обязательным, находятся в тарифных делах Министерства, что видно из приложений к настоящему делу. Данное обстоятельство указывает на неправомерность выводов экспертов об отсутствии в тарифных делах Министерства обязательных материалов. Отсутствие в тарифных делах Министерства обязательных, по мнению экспертов, материалов, основано на неверном толковании экспертами положений пунктов 16 и 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 (исследовательская часть заключения N 019/035-2013 (т. 2 л.д. 141).
Таким образом, суд не может согласиться с выводами экспертов, содержащимися в ответах на 1-й и 3-й вопросы, об отсутствии некоторых обязательных отчетов и многочисленных неточностей в представленных ОАО "Волжской ТГК" материалах, и о наличии некорректной информации в материалах, обосновывающих тарифы.
В связи с отсутствием утвержденных нормативов удельного расхода топлива на момент формирования тарифной заявки на 2011 г. (до 1 мая 2010 г.), ОАО "Волжская ТГК" запланировало удельный расход топлива в размере 174,8 кг/Гкал на основании расчетных данных планируемых объемов производства тепловой энергии и потребности в топливе (а не 176,8 кг/Гкал, как указано в заключение экспертов ООО "ЭСО "РЦЭ ПО").
На основании п. 22.1 Методических указаний, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают топливо, определяемое на основе пункта 22 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109.
В соответствии с п. 22, 36 этих же Основ ценообразования, расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе цен на топливо, определяемых в соответствии с регулируемыми государством тарифами (ценами), а также официально опубликованными прогнозными рыночными ценами и тарифами, установленными на расчетный период регулирования.
Министерство при утверждении для ОАО "Волжская ТГК" затрат по статье "топливо" на 2011 год исходило из положений приказа Федеральной службы по тарифам от 10 декабря 2010 г. N 412-3/2 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации (кроме населения)", согласно которому оптовые цены на газ составляют 2 806 руб./1000 куб. м. Для расчета цен на природный газ необходимо учитывать тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (приказ Федеральной службы по тарифам от 16.11.2010 г. N 308-Э/4).
Кроме того, с учетом макроэкономических показателей, одобренных Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, изменений структуры, объемов и цен на топливо, используемого для производства тепловой энергии, в том числе за счет природных факторов, индекс роста цен на природный газ составлял 15%.
Регулируемая организация для утверждения тарифов представляет прогнозируемые расчеты, а Министерством рассматриваются и затем принимаются показатели с учетом именно прогнозных параметров социально-экономического развития Российской Федерации, которые были рассмотрены и одобрены Правительством Российской Федерации в сентябре 2010 года и приказами ФСТ России от 07.10.2010" N 243-э/1 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2011 год" и от 07.10.2010 N 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год".
Согласно п. 22.1 Методических указаний в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Вывод экспертов о завышении необходимой валовой выручки, планирование которой производится до периода регулирования, сделанный на основании фактических данных, полученных по истечении периода регулирования (в данном случае - 2011 года), не соответствует методологическим принципам регулирования тарифов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного величина определенного экспертами тарифа 529,1 руб./Гкал, которую, по мнению экспертов, должно было установить Министерство при принятии Приказа от 11.11.2010 г. N 06-328 (что отражено в экспертном заключении N 019/035-2013 - исследовательская часть, вопрос 5, т. 2 л.д. 149), не может быть признана обоснованной.
Согласно пункту 5.2.3 Методических указаний, тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию. Согласно пункту 48 приложения к приказу ФСТ РФ от 07.10.2010 г. N 243-э/1 "О предельных уровнях тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2011 год", минимальный уровень тарифа, установленный на 2011 год для Ульяновской области, составил 557,33 руб./Гкал, максимальный уровень тарифа - 564,36 руб./Гкал (564,36 руб./Гкал - уровень тарифа на тепловую энергию, принятый Министерством экономики Ульяновской области). Таким образом, размер тарифа, рассчитанный экспертами (529,1 руб./Гкал), противоречит также и требованиям указанного Приказа ФСТ РФ.
По этим же причинам являются несостоятельными выводы экспертов, содержащиеся в заключения N 019/035-2013, о необоснованном завышении размера тарифа на тепловую энергию на 94,55 руб./Гкал. (ответ на 5-й вопрос и на иные вопросы, где эксперты ссылаются на этот вывод) и о наличии резервов снижения тарифа на 11,93 руб./Гкал. (ответ на 8-й вопрос).
Прочие выводы экспертов о необоснованном размере тарифов, содержащиеся в заключении N 019/035-2013, не требуют дополнительного обоснования, так как являются производными от указанных ошибочных выводов экспертов.
Указание УМУП "Городской теплосервис" о том, что оспариваемый Приказ Министерства экономики Ульяновской области N 06-328 от 11.11.2010 г. был опубликован с нарушением срока, установленного Законом Ульяновской области от 29.11.2005 г. N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области", не может быть принято во внимание при рассмотрении в настоящем деле требований ЖСК "Комплекс". Данные обстоятельства подлежат оценке соответствующим судом при рассмотрении конкретного дела, связанного с применением указанного Приказа.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя, включая расходы на проведение экспертизы (310.000 руб.). Так как для оплаты экспертизы заявителем были уплачены денежные средства в большем размере (350.000 руб.), денежные средства в размере 40.000 руб., излишне уплаченные жилищно-строительным кооперативом "Комплекс", подлежат возвращению указанной организации с депозитного счета Арбитражного суда Ульяновской области.
Руководствуясь 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 г. N 06-328 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год" и Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 г. N 06-445 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", на 2011 год" соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Приказу Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Признать Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 г. N 06-455 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" на 2011 год" соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В удовлетворении требований жилищно-строительного кооператива "Комплекс", г. Ульяновск, о признании недействующими Приказа Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 г. N 06-328 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" потребителям муниципального образования "Город Ульяновск", с учетом дифференциации по видам теплоносителя, на 2011 год", Приказа Министерства экономики Ульяновской области от 25.11.2010 г. N 06-445 "Об установлении конечных тарифов на тепловую энергию, поставляемую Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Теплоком", на 2011 год", Приказа Министерства экономики Ульяновской области от 26.11.2010 г. N 06-455 "Об установлении тарифа на горячую воду для Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Теплоком" на 2011 год" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном порядке.
Председательствующий, судья |
Ю.А. Каданцев |
Судьи |
М.А. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 17 декабря 2013 г. N А72-588/2013
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Арбитражного суда Ульяновской области в Internet (http://ulyanovsk.arbitr.ru)