Постановление Правительства Ульяновской области
от 8 сентября 2014 г. N 22/407-П
"О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/414-П"
15 декабря 2014 г.
Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/414-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Культура в Ульяновской области" на 2014-2018 годы" следующие изменения:
1) в наименовании слово "Культура" заменить словами "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия";
2) в пункте 1 слово "Культура" заменить словами "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия".
2. Утвердить прилагаемые изменения в государственную программу Ульяновской области "Культура в Ульяновской области" на 2014-2018 годы, утверждённую постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/414-П "Об утверждении государственной программы Ульяновской области "Культура в Ульяновской области" на 2014-2018 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2015 года.
Губернатор - Председатель Правительства области |
С.И. Морозов |
Изменения
в государственную программу Ульяновской области "Культура в Ульяновской области" на 2014-2018 годы
(утв. постановлением Правительства Ульяновской области от 8 сентября 2014 г. N 22/407-П)
1. В наименовании слово "Культура" заменить словами "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия".
2. В паспорте:
1) в строке "Наименование государственной программы" слово "Культура" заменить словами "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия";
2) строку "Соисполнители государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Соисполнители государственной программы |
- |
Правительство Ульяновской области; Министерство экономического развития Ульяновской области."; |
3) в строке "Подпрограммы государственной программы" слова "не предусмотрены" заменить словами "Обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014-2018 годы";
4) строку "Цели и задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Цели и задачи государственной программы |
- |
цели: повышение эффективности реализации на территории Ульяновской области государственной культурной политики; создание на территории Ульяновской области благоприятных условий для сохранения, развития и распространения культуры, а также повышение качества государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых областными государственными и муниципальными учреждениями культуры, областными государственными архивами, областными государственными и муниципальными образовательными организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в сфере искусств для детей, областными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств (далее - учреждения культуры). Задачи: создание благоприятных условий для посещения гражданами учреждений культуры; обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения; обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области (далее - объекты культурного наследия)."; |
5) строку "Целевые индикаторы государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Целевые индикаторы государственной программы |
- |
количество отреставрированных и отремонтированных зданий учреждений культуры, единиц; количество созданных модельных библиотек на территории Ульяновской области, единиц; количество учреждённых премий в сфере культуры, единиц; количество творческих проектов, реализованных областными государственными учреждениями культуры, областными государственными архивами, областными государственными образовательными организациями, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в сфере искусств для детей, областными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств (далее - государственные учреждения культуры), единиц; доля объектов культурного наследия, принадлежащих на праве собственности Ульяновской области или муниципальным образованиям Ульяновской области и находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, процентов."; |
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. N 30/569-П подпункт 6 пункта 2 приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
6) строку "Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по этапам и годам реализации" изложить в следующей редакции:
"Ресурсное обеспечение государственной программы с разбивкой по этапам и годам реализации |
общий объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы в течение 2014-2018 годов составит 3012686,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 169534,9 тыс. рублей; 2015 год - 710196,6 тыс. рублей; 2016 год - 711054,2 тыс. рублей; 2017 год - 710950,4 тыс. рублей; 2018 год - 710950,4 тыс. рублей, в том числе на финансовое обеспечение реализации подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014-2018 годы" 2231051,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 593642,9 тыс. рублей; 2016 год - 545872,1 тыс. рублей; 2017 год - 545768,3 тыс. рублей; 2018 год - 545768,3 тыс. рублей.";"; |
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. N 30/569-П подпункт 7 пункта 2 приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
7) строку "Ожидаемый эффект от реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Ожидаемый эффект от реализации государственной программы |
уровень удовлетворённости граждан Российской Федерации качеством предоставляемых учреждениями культуры государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры - 100,0 процента; увеличение количества посещений мероприятий в сфере культуры, проводимых государственными учреждениями культуры, на 1,0 процента; увеличение доли объектов культурного наследия, принадлежащих на праве собственности Ульяновской области или муниципальным образованиям Ульяновской области и находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения на 4,0 процента; осуществление ремонтно-реставрационных работ 26 зданий учреждений культуры; создание 17 модельных библиотек на территории Ульяновской области; приобретение 4 единиц специализированного автотранспорта для учреждений культуры, позволяющего осуществлять нестационарные формы обслуживания населения Ульяновской области."."; |
3. Раздел 1 изложить в следующей редакции:
"1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена государственная программа
В государственной программе используются термины, установленные в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, утверждённых Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Реализация государственной культурной политики в Ульяновской области - приоритетное направление социально-экономического развития Ульяновской области. Культура рассматривается как один из решающих факторов, определяющих качество "человеческого капитала", а значит, и развитие в любой сфере деятельности.
Ключевой фактор развития современной инновационной экономики - "человеческий капитал". Эффективными являются инвестиции в формирование нового поколения людей, причастных к интеллектуальному творчеству, науке, образованию, экономике. Инновационная экономика базируется на новейших научных разработках, развитых информационных системах. В настоящее время Россия - это крупнейший поставщик сырья на мировой рынок, но для будущего развития страны необходима другая стратегия - стратегия производства инноваций, в том числе в гуманитарной сфере.
Формой участия Ульяновской области в реализации государственной культурной политики должна стать долгосрочная и последовательно реализуемая исполнительными органами государственной власти Ульяновской области во взаимодействии с институтами гражданского общества государственная программа, конечной целью которой является создание необходимых условий для обеспечения доступа самых широких слоёв населения к культурным ценностям.
В основе государственной программы лежит признание специфики культуры одним из базовых факторов развития территории, представление о культуре как ресурсе общественного и экономического развития. Государственная программа соответствует долгосрочной задаче, которая состоит в формировании нового мышления всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики, предусматривает переход от отраслевого принципа управления деятельностью в сфере культуры к межведомственному и межотраслевому социально-культурному программированию.
В государственной программе выделяются два уровня проблем в сфере развития культуры в Ульяновской области: инфраструктурные (износ материальной базы, отсутствие технологий, нахождение объектов культурного наследия в неудовлетворительном состоянии) и идеологические (разобщённость творческих союзов и иных общественных объединений творческой направленности, недостаточное количество гастролей, отсутствие грантовой поддержки в сфере культуры и другие).
В Ульяновской области развита достаточно обширная сеть учреждений культуры, которые предоставляют населению Ульяновской области широкий спектр услуг. Эти услуги направлены на удовлетворение эстетических потребностей людей и призваны способствовать созданию более высокого уровня жизни. Они являются фундаментом формирования "человеческого капитала", необходимого для любой сферы жизнедеятельности.
По состоянию на 01.07.2014 на территории Ульяновской области расположены 1980 объектов культурного наследия, из них 85 объектов культурного наследия федерального значения, 358 объектов культурного наследия регионального значения, 32 объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и 1505 выявленных объектов культурного наследия. В Единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - Реестр) включены 395 объектов культурного наследия. Из общего числа объектов культурного наследия 49 процентов находятся в неудовлетворительном состоянии.
Оперативного решения требуют вопросы обеспечения материально-технической базы учреждений культуры, так как сети инженерно-технического обеспечения и специализированное оборудование большинства учреждений культуры не соответствуют современным требованиям предоставления услуг в сфере культуры.
Большая часть зданий и помещений учреждений культуры требует капитального или текущего ремонта. В основном это образовательные организации Ульяновской области, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в сфере искусств для детей, профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств (далее - образовательные организации в сфере культуры), культурно-досуговые учреждения, библиотеки. В учреждениях культуры отсутствует качественная звуковая и осветительная аппаратура, в образовательных организациях в сфере культуры не ведётся обновление музыкальных инструментов (износ инструментов составляет 90 процентов). Три областных музея и два областных архива не имеют возможности установить новые системы охраны, оповещения и слежения с целью сохранения музейных и архивных фондов. Проблемы библиотечного обслуживания напрямую связаны с недостаточным оснащением современной вычислительной техникой, специальным технологическим оборудованием, необходимым для улучшения качества обслуживания посетителей и внедрения передовых технологий (автоматизированных каталогов, интернет-классов, медиатек и других).
Обеспечение доступности услуг в сфере культуры и улучшение их качества напрямую зависят от технического оснащения учреждений культуры, сопровождаемого внедрением и развитием новой практики организации культурной деятельности. Широкое внедрение инновационных технологий в деятельность учреждений культуры позволит повысить доступность услуг в сфере культуры, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Проблема доступности услуг учреждений культуры для всех категорий и групп населения Ульяновской области требует повышенного внимания со стороны государства. Значительная часть населения Ульяновской области ограничена в возможностях доступа к качественному культурному продукту в силу территориальной удалённости проживания от исторического центра города Ульяновска, где сосредоточено большинство учреждений культуры. Серьёзными препятствиями могут являться нехватка информации, материальные проблемы, недостатки в организации транспортного обслуживания населения, отсутствие комфорта и удобств для детей, пенсионеров, инвалидов. Практически во всех учреждениях культуры отсутствуют современные системы обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на положительную динамику в экономике и промышленности, в Ульяновской области сложилась "застойная ситуация" в развитии социокультурных процессов. В муниципальных образованиях Ульяновской области наблюдается тотальное отставание сферы культуры от других сфер социально-экономической деятельности. Это связано с высокими показателями миграции молодёжи по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, отсутствием креативных творческих индустрий, неразвитостью коммерческих организаций в сфере культуры и досуга.
Ульяновская область испытывает серьёзную конкуренцию со стороны других субъектов Российской Федерации, активно использующих отрасль культуры для повышения своей привлекательности. В Ульяновской области идёт характерная для общества с рыночной экономикой конкурентная борьба за потребителя между учреждениями культуры и коммерческими организациями, предоставляющими альтернативные формы услуг в сфере культуры и досуга. Недостаточно активно ведётся представление культурных ценностей, созданных на территории Ульяновской области, в других субъектах Российской Федерации и за рубежом, а также выездная гастрольная деятельность. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определённых усилий со стороны государства.
Проблема повышения статуса и уровня профессионализма работников культуры также приобретает актуальность. В настоящее время наблюдается снижение престижа профессии работника культуры. Основным сдерживающим фактором развития реформирования отрасли является проблема профессиональной компетенции работников. По всем видам учреждений культуры наблюдается "старение" кадров: средний возраст работников учреждений культуры колеблется от 45 до 55 лет и выше. Не хватает работников, являющихся специалистами узкого профиля и имеющих высшее образование. Без поддержки и развития кадрового потенциала деятельность в сфере культуры не может считаться успешной.
На укрепление кадрового потенциала отрасли культуры необходимо направить, в первую очередь, эстетическое воспитание детей и молодёжи, развитие у них творческих способностей, сохранение и развитие системы художественного образования; подготовку квалифицированных работников со средним профессиональным и высшим образованием в области музыкального и художественного искусства, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества; развитие, координацию, поддержку и методическое обеспечение образовательных организации в сфере культуры; внедрение новых педагогических технологий и моделей образования; обеспечение образовательных организаций в сфере культуры современной специальной методической и учебной литературой; реализацию образовательных, научных, культурно-просветительных проектов.
Среди многих составляющих развития культуры приоритетными направлениями остаются реализация творческих проектов, стимулирование процессов творчества в виде финансовой поддержки деятельности в области классического искусства и литературы. Таким образом, необходима государственная поддержка творческих союзов в виде приобретения авторских произведений, организации персональных выставок, финансового обеспечения творческих поездок, присуждения почётных званий и премий.
Необходимо также обратить внимание на низкую общественную и экономическую эффективность функционирования ряда учреждений культуры, обусловленную, в первую очередь, острым дефицитом управленческих кадров, недостаточным внедрением программно-целевого метода бюджетного планирования, несовершенством системы оценки результатов деятельности, неразвитостью "обратной связи" с обществом и государством.
Уровень финансового обеспечения деятельности учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов нестабильности их развития. Всё это в значительной степени затрудняет использование в полном объёме культурного потенциала Ульяновской области.
Целевые индикаторы государственной программы позволят оперативно оценивать эффективность и вносить необходимые коррективы в предусмотренные государственной программой мероприятия. Рассматривая развитие культуры, следует признать, что учреждения культуры способствуют развитию Ульяновской области, позволяя в большей степени учитывать интересы населения в реализации их культурных потребностей.
Исходя из общей характеристики текущего состояния сферы культуры и её отдельных составляющих, основных проблем развития отрасли следует, что решить вопросы повышения качества услуг в сфере культуры, развития и реализации культурного и духовного потенциала населения Ульяновской области возможно только путём объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений культуры, некоммерческих организаций в сфере культуры, а также привлечения внебюджетных средств. Программно-целевой метод позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Ульяновской области.
При этом важное значение для успешной реализации государственной программы имеют прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением целей и решением задач государственной программы, оценка их масштабов и последствий, а также формирование системы мер по их предотвращению.
Правовые риски связаны с изменением законодательства Российской Федерации и законодательства Ульяновской области, длительностью формирования системы нормативных правовых актов, необходимых для эффективной реализации государственной программы. Это может привести к увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий государственной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется проводить мониторинг изменений законодательства Российской Федерации и законодательства Ульяновской области в сфере культуры.
Финансовые риски связаны с дефицитом областного бюджета Ульяновской области, недостаточным объёмом бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение деятельности в сфере культуры, а также отсутствием стабильного источника финансового обеспечения деятельности соответствующих некоммерческих организаций.
Способами снижения финансовых рисков являются ежегодное уточнение объёма бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы, в том числе с учётом достигнутых результатов её реализации, определение мероприятий, финансовое обеспечение реализации которых будет осуществляться в первоочередном порядке, а также привлечение для финансового обеспечения реализации государственной программы средств из внебюджетных источников.
Риск усиления разрыва между современными требованиями к состоянию материально-технической базы, техническому оснащению и управлению бюджетными учреждениями в сфере культуры и их фактическим состоянием может повлечь существенное снижение качества и доступности предоставляемых учреждениями культуры государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры.
Возникновение риска обусловлено недостаточностью объёма финансового обеспечения расходов, связанных с осуществлением модернизации в сфере культуры. Для снижения негативных последствий риска в рамках реализации государственной программы предусматривается проведение мероприятий, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы учреждений культуры, а также оптимизацию деятельности учреждений культуры.
Макроэкономические риски связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также с кризисом банковской системы и возникновением дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что может вызвать снижение инвестиционной привлекательности сферы культуры, необоснованный рост стоимости услуг, а также существенно снизить объём платных услуг в сфере культуры.
Изменение стоимости предоставляемых учреждениями культуры государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере культуры может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений населения. Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее затратных мероприятий государственной программы, в том числе связанных со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий учреждений культуры.
Административные риски связаны с неэффективным управлением государственной программой, низкой эффективностью взаимодействия государственного заказчика и исполнителей государственной программы, что может повлечь за собой потерю управляемости отраслью культуры, нарушение планируемых сроков реализации государственной программы, невыполнение её задач, недостижение плановых значений целевых индикаторов государственной программы, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий государственной программы.
Основными условиями минимизации административных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией государственной программы; ежегодный анализ результативности реализации государственной программы; повышение эффективности взаимодействия государственного заказчика и исполнителей государственной программы; своевременная корректировка мероприятий государственной программы.
Кадровые риски обусловлены значительным дефицитом высококвалифицированных работников в сфере культуры, что снижает эффективность деятельности учреждений культуры и качество предоставляемых услуг.
Снижение влияния данной группы рисков предполагается посредством повышения размера заработной платы работников государственных учреждений культуры, создания условий для привлечения высококвалифицированных работников и повышения квалификации имеющихся работников.
Риски, связанные с территориальными особенностями, обусловлены различием финансово-экономических возможностей муниципальных образований Ульяновской области, что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий в сфере культуры, а также недостаточно эффективным нормативным правовым и методическим обеспечением на уровне муниципальных образований.
Для минимизации возможных негативных последствий указанных рисков в государственной программе предусмотрено предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе. Снижение рисков возможно также за счёт мер по усилению информационной, методической и консультационной поддержки органов местного самоуправления в части подготовки документации в целях получения субсидий из областного бюджета Ульяновской области.".
4. Раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. Цели, задачи и целевые индикаторы государственной программы
Целями государственной программы являются:
повышение эффективности реализации на территории Ульяновской области государственной культурной политики;
создание на территории Ульяновской области благоприятных условий для сохранения, развития и распространения культуры, а также повышение качества государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, предоставляемых учреждениями культуры.
Достижение указанных целей предполагается посредством решения следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих задач, отражающих установленные полномочия Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области как исполнительного органа государственной власти Ульяновской области в сфере культуры:
создание благоприятных условий для посещения гражданами учреждений культуры;
обеспечение доступа граждан к культурным ценностям и участию в культурной жизни, реализация творческого потенциала населения;
обеспечение сохранности и эффективного использования объектов культурного наследия.
Целевые индикаторы государственной программы представлены в приложении N 1 к государственной программе.
Методика сбора исходной информации и расчёта целевых индикаторов указывается без нарастающего итога по годам и приводится в соответствии с отчётами учреждений культуры.".
5. Абзац первый раздела 4 дополнить вторым предложением следующего содержания: "Реализация мероприятий государственной программы позволит повысить доступность и качество услуг, предоставляемых в сфере культуры, укрепить материально-техническую базу учреждений культуры, повысить эффективность государственной охраны и использования объектов культурного наследия, создать условия для развития творческой самореализации граждан, проживающих на территории Ульяновской области, а также способствовать сохранению и развитию традиционно-народной культуры и самодеятельного народного творчества.".
6. В разделе 5:
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. N 30/569-П подпункт 1 пункта 6 приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
1) абзацы четвёртый-девятый изложить в следующей редакции:
"Общий объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации государственной программы в течение 2014-2018 годов составит 3012686,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 169534,9 тыс. рублей;
2015 год - 710196,6 тыс. рублей;
2016 год - 711054,2 тыс. рублей;
2017 год - 710950,4 тыс. рублей;
2018 год - 710950,4 тыс. рублей,";
2) после абзаца девятого дополнить новыми абзацами десятым-пятнадцатым следующего содержания:
"в том числе на финансовое обеспечение реализации подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014-2018 годы" 2231051,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 593642,9 тыс. рублей;
2016 год - 545872,1 тыс. рублей;
2017 год - 545768,3 тыс. рублей;
2018 год - 545768,3 тыс. рублей.";
3) абзацы десятый-тринадцатый считать соответственно абзацами шестнадцатым-девятнадцатым.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. N 30/569-П пункт 7 приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
7. Раздел 6 изложить в следующей редакции:
"6. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий государственной программы
Планируемый эффект от реализации государственной программы:
уровень удовлетворённости граждан Российской Федерации качеством предоставляемых учреждениями культуры государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры - 100,0 процента;
увеличение количества посещений мероприятий в сфере культуры, проводимых государственными учреждениями культуры, на 1,0 процента;
увеличение доли объектов культурного наследия, принадлежащих на праве собственности Ульяновской области или муниципальным образованиям Ульяновской области и находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения на 4,0 процента;
осуществление ремонтно-реставрационных работ 26 зданий учреждений культуры;
создание 17 модельных библиотек на территории Ульяновской области;
приобретение 4 единиц специализированного автотранспорта для учреждений культуры, позволяющего осуществлять нестационарные формы обслуживания населения Ульяновской области.
Оценка эффективности государственной программы будет осуществлена в соответствии с методикой оценки эффективности государственной программы согласно приложению N 3 к настоящей государственной программе.".";
8. Абзац двадцать пятый раздела 7 изложить в следующей редакции:
"Государственный заказчик представляет в Министерство экономического развития Ульяновской области в утверждённые Правительством Ульяновской области сроки и форме отчёт о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственной программы.".
9. Дополнить подпрограммой "Обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014-2018 годы" следующего содержания:
"Подпрограмма
"Обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014-2018 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Обеспечение реализации государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014-2018 годы" (далее - подпрограмма). |
Государственный заказчик подпрограммы |
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области. |
Соисполнители подпрограммы |
не предусмотрены. |
Цели и задачи подпрограммы |
цель - повышение качества государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями культуры. Задачи: совершенствование деятельности государственных библиотек Ульяновской области как информационных, культурных и образовательных центров для различных категорий населения Ульяновской области; сохранение культурных ценностей, находящихся в государственных музеях Ульяновской области, и организация качественного музейного обслуживания населения Ульяновской области; обеспечение более широкого доступа граждан к услугам государственных театров и государственных концертных организаций Ульяновской области; создание оптимальных условий для доступа к произведениям киноискусства всех возрастных и социальных слоёв населения Ульяновской области; совершенствование деятельности областных государственных образовательных организаций в сфере культуры в системе непрерывного профессионального образования; сохранение и развитие традиционной народной культуры в Ульяновской области; обеспечение сохранности, комплектования, повышения уровня безопасности документов архивного фонда и развитие сферы информационного обслуживания с использованием архивных фондов Ульяновской области. |
Целевые индикаторы подпрограммы |
количество посещений театрально-концертных мероприятий государственных учреждений культуры, тыс. человек; количество посещений государственных библиотек Ульяновской области, тыс. человек; количество посещений государственных музеев Ульяновской области на 1 тысячу населения, человек; количество формирований самодеятельного народного творчества, действующих на базе Областного государственного бюджетного учреждения культуры "Центр народной культуры Ульяновской области" (далее - ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области", единиц; число участников формирований самодеятельного народного творчества, действующих на базе ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области", человек; число документов, принятых на государственное хранение государственными архивами Ульяновской области, тыс. единиц хранения; число зрителей, обслуженных областным государственным автономным учреждением культуры "Ульяновск-Кинофонд" (далее - ОГАУК "Ульяновск-Кинофонд"), тыс. человек. |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2014-2018 годы (этапы не выделяются). |
Ресурсное обеспечение подпрограммы с разбивкой по годам реализации |
общий объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации подпрограммы составит 2231051,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 593642,9 тыс. рублей; 2016 год - 545872,1 тыс. рублей; 2017 год - 545768,3 тыс. рублей; 2018 год - 545768,3 тыс. рублей. |
Ожидаемый эффект от реализации подпрограммы |
планируемый эффект от реализации подпрограммы: увеличение удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными учреждениями культуры, на 1,6 процента; увеличение охвата населения Ульяновской области, обслуженного государственными библиотеками Ульяновской области, на 2,0 процента; увеличение количества зрителей фильмов, демонстрируемых в ОГАУК "Ульяновск-Кинофонд", на 2,0 процента; увеличение количества посещений государственных музеев Ульяновской области на 3,0 процента; увеличение количества зрителей театрально-зрелищных представлений на 2,0 процента. |
1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена подпрограмма
Подпрограмма разработана с целью совершенствования деятельности государственных учреждений по предоставлению государственных услуг.
Деятельность государственных учреждений культуры является одной из важнейших составляющих современной культурной жизни. Библиотеки, музеи, театры выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию его нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентаций его членов. Государственные учреждения культуры являются также одной из основных форм информационного обеспечения общества. Собранные и сохраняемые ими фонды, коллекции, в свою очередь, представляют собой часть культурного наследия и информационного ресурса Ульяновской области. Неотъемлемым компонентом культурной среды Ульяновской области выступают театральные и музыкальные творческие коллективы, творческие союзы, система среднего профессионального образования и дополнительного художественного эстетического воспитания детей и подростков.
В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной культурной политики являлось сохранение культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. Сегодня выдвигается ряд новых задач в сфере культуры, которые требуют корректировки сложившихся приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее накопленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего развития, обеспечение доступности государственных услуг в сфере культуры всем категориям населения, улучшение их качества и конкурентоспособности, повышение эффективности и результативности работы.
Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночным отношениям.
Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов меценатство в сфере культуры развивается крайне медленно и не оказывает влияния на её состояние. В то же время возможность увеличения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями, недостаточным уровнем благосостояния населения.
Здания, в которых расположены государственные учреждения культуры, эксплуатируются без проведения капитального ремонта уже более 40 лет. Несмотря на то, что за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области в зданиях государственных учреждений культуры ежегодно выполняются ремонтные работы, объём указанных бюджетных ассигнований является недостаточным. Материально-техническая база государственных учреждений культуры одна из главных проблем отрасли и требует дальнейшего укрепления, что возможно при увеличении финансового обеспечения деятельности в сфере культуры.
В Ульяновской области в целом созданы условия для создания единой библиотечной информационной среды, которая открывает населению Ульяновской области возможность свободного получения информации. Однако для государственных библиотек Ульяновской области в настоящее время самой острой проблемой остаётся сохранение и пополнение библиотечных фондов книгами и периодическими изданиями. Фонды библиотек приходят в негодность, количество списанных книг превышает количество поступающих. Особенно это касается библиотечного фонда для детей младшего и среднего возраста.
Внедрение современных информационных технологий в библиотечную деятельность является одной из важнейших задач Ульяновской области, способствующих повышению оперативности и качества информационного обслуживания населения Ульяновской области, в том числе по предоставлению государственных услуг в электронном виде.
Новые технологии, связанные с решением проблем управления, также находят применение в музейной практике. Музейное дело в Ульяновской области нуждается в сознательной и плановой модернизации, форматировании под актуальные процессы развития Ульяновской области. При этом не должна быть упущена его вневременная задача - сохранение культурного наследия в специфическом формате существования музейных фондов: хранение, собирание, изучение и публичное представление культурных ценностей.
Важнейшей составляющей современной культурной жизни Ульяновской области является деятельность государственных театров и концертных учреждений. Наряду с созданием и показом театральных постановок и концертных программ весомыми составляющими их основной деятельности являются организация фестивалей и других мероприятий художественно-творческого характера, формирование и удовлетворение потребностей населения Ульяновской области в сценическом искусстве.
Качество предоставления государственных услуг государственными театрально-концертными учреждениями Ульяновской области находится на достаточно высоком уровне. Самое яркое тому подтверждение - востребованность их услуг у населения, положительный резонанс и системное освещение в средствах массовой информации премьерных спектаклей и фестивальных программ, организуемых указанными театрально-концертными учреждениями.
В целях увеличения количества посещений мероприятий в сфере культуры и объёма гастрольной деятельности, привлечения зрительской аудитории в государственных театрально-зрелищных учреждениях Ульяновской области разрабатываются новые формы работы, совершенствуется художественное и профессиональное мастерство актёров. Задача государственных театрально-концертных учреждений Ульяновской области - увеличение доступности их мероприятий для населения Ульяновской области.
Отрасль кинематографии Ульяновской области является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в сфере культуры, в то же время именно здесь явно существует и быстрыми темпами развивается конкуренция со стороны коммерческих организаций, осуществляющих показ фильмов.
Сохранение и постоянное пополнение областного фильмофонда - важнейшее условие развития муниципальной киносети Ульяновской области. Тематическое формирование репертуара фильмофонда позволяет расширить перечень мероприятий киноорганизаций за счёт проведения фестивалей, ретроспектив, киноакций, учебно-просветительских кинопрограмм.
Вместе с тем специальное оборудование государственного фильмохранилища требует обновления. Качественный уровень обслуживания зрителей напрямую зависит от компетентности и квалифицированности работников культуры. Используемые в индустрии кинопоказа современные цифровые и компьютерные технологии требуют совершенно иного подхода к профессиональной подготовке инженерно-технических работников.
В числе основных приоритетов деятельности государственных учреждений культуры остаётся сохранение культурного многообразия и основ традиционного творчества в Ульяновской области, пропаганда достижений любительского искусства. На сегодняшний день ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области" является методическим центром для клубных учреждений Ульяновской области, который занимается вопросами сохранения и развития национальных культур на территории Ульяновской области, имеет 6 филиалов. В ОГБУК "Центр народной культуры Ульяновской области" работают 127 клубных формирований, в которых участвуют 3734 человека, 50 творческих коллективов носят звание "Народный".
Современный уровень развития культуры и искусства в Ульяновской области во многом обеспечивается сложившейся и эффективно действующей системой художественного образования, а именно сетью областных государственных образовательных организаций в сфере культуры, подготовкой кадров, совершенствованием различных форм деятельности. Успешно работает система подготовки молодых специалистов для учреждений культуры. Сеть областных государственных образовательных организаций в сфере культуры осуществляет работу по художественно-эстетическому обучению и воспитанию детей и подростков, проводит постоянную научно-методическую деятельность, апробирует новые образовательные программы, внедряет экспериментальные технологии и методы обучения, проводит мастер-классы. Учитывая интересы, склонности и потребности обучающихся, в государственных профессиональных образовательных организациях осуществляется приём обучающихся для обучения по новым специальностям. Основными проблемами развития образовательной системы в сфере культуры являются устаревшая материально-техническая база и недостаточные мощности. Необходимы обновление инструментария, оснащение государственных учреждений культуры современными техническими средствами обучения, компьютерной техникой.
Развитие кадрового потенциала осуществляется путём создания развёрнутой системы повышения квалификации руководящих и педагогических работников посредством использования различных форм обучения (курсы, семинары, методические конференции, творческие лаборатории, мастер-классы). Ежегодно в Областном государственном образовательном бюджетном учреждении среднего профессионального образования "Ульяновское училище культуры (техникум)" проходят повышение квалификации на курсах, семинарах и тренингах более 70 работников культуры.
В настоящее время сложилась неудовлетворительная ситуация в сфере обеспечения сохранности архивных документов и предоставлении государственных услуг населению и организациям государственными архивами Ульяновской области. Фонды областного государственного учреждения "Государственный архив Ульяновской области" хранятся в четырёх помещениях: двухэтажном здании по проезду Караганова, д. 1а, подвальных помещениях здания Правительства Ульяновской области, областного государственного автономного учреждения культуры "Ленинский мемориал" и областного государственного учреждения "Государственный архив новейшей истории Ульяновской области".
Из-за отсутствия свободных стеллажных площадей областным государственным учреждением "Государственный архив Ульяновской области" не осуществляется плановый приём документов на государственное хранение, в результате чего около 80 тыс. документов, подлежащих приёму, хранятся в ведомственных архивах. Требуются проведение капитального ремонта зданий государственных архивов Ульяновской области и модернизация технологического оборудования.
Из-за отсутствия финансовых средств создание страхового фонда документов проводится не в полном объёме, создание современных информационно-поисковых систем сдерживается отсутствием в достаточном количестве компьютерной и иной техники.
Исходя из общей характеристики текущего состояния государственных учреждений культуры следует, что решение вышеуказанных задач возможно только путём использования программно-целевого метода, который позволит обеспечить больший уровень эффективности использования бюджетных ресурсов и лучшую связь их объёмов с достижением планируемых результатов.
2. Цели, задачи и целевые индикаторы подпрограммы
Целью подпрограммы является повышение качества государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями культуры.
Задачи подпрограммы:
совершенствование деятельности государственных библиотек Ульяновской области как информационных, культурных и образовательных центров для различных категорий населения Ульяновской области;
сохранение культурных ценностей, находящихся в государственных музеях Ульяновской области, и организация качественного музейного обслуживания населения Ульяновской области;
обеспечение более широкого доступа граждан к услугам государственных театров и государственных концертных организаций Ульяновской области;
создание оптимальных условий для доступа к произведениям киноискусства всех возрастных и социальных слоёв населения Ульяновской области;
совершенствование деятельности областных государственных образовательных организаций в сфере культуры в системе непрерывного профессионального образования;
сохранение и развитие традиционной народной культуры в Ульяновской области;
обеспечение сохранности, комплектования, повышения уровня безопасности документов архивного фонда и развитие сферы информационного обслуживания с использованием архивных фондов Ульяновской области.
Значения целевых индикаторов подпрограммы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Решение поставленных задач осуществляется в ходе реализации подпрограммы с 2014 по 2018 год, этапы не предусмотрены.
4. Система мероприятий подпрограммы
Система мероприятий подпрограммы направлена на повышение качества и доступности государственных услуг, оказываемых в сфере культуры; повышение размера заработной платы работников учреждений культуры; повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в сфере культуры; создание условий для привлечения в отрасль культуры высококвалифицированных работников, в том числе молодых специалистов; формирование необходимой системы нормативных правовых актов, обеспечивающей эффективную реализацию государственной программы.
Перечень мероприятий подпрограммы с указанием источников и сроков финансового обеспечения их реализации представлен в приложении N 2 к государственной программе.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации подпрограммы составляет 2231051,6 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 0,0 тыс. рублей;
2015 год - 593642,9 тыс. рублей;
2016 год - 545872,1 тыс. рублей;
2017 год - 545768,3 тыс. рублей;
2018 год - 545768,3 тыс. рублей.
Объём бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области на финансовое обеспечение реализации подпрограммы подлежит корректировке в соответствии с законом об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий период.
Бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области распределены между мероприятиями подпрограммы с учётом первоочередных потребностей отрасли культуры.
Реализация подпрограммы предусматривает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и государственных учреждений культуры.
6. Ожидаемый эффект от реализации мероприятий подпрограммы
Подпрограмма направлена на обеспечение реализации государственной программы посредством создания условий для выполнения государственными учреждениями культуры государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в полном объёме и установленных функций Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области.
Планируемый эффект от реализации подпрограммы:
увеличение удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными учреждениями культуры, на 1,6 процента;
увеличение охвата населения Ульяновской области, обслуженного государственными библиотеками Ульяновской области, на 2,0 процента;
увеличение количества зрителей фильмов, демонстрируемых в ОГАУК "Ульяновск-Кинофонд", на 2,0 процента;
увеличение количества посещений государственных музеев Ульяновской области на 3,0 процента;
увеличение количества зрителей театрально-зрелищных представлений на 2,0 процента.
Порядок проведения оценки эффективности реализации подпрограммы предусматривает оценку достижения планируемых значений целевых индикаторов подпрограммы и определение их динамики в соответствии с методикой оценки эффективности реализации государственной программы, представленной в приложении N 3 к настоящей государственной программе.
7. Организация управления подпрограммой
Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области организует и контролирует реализацию мероприятий подпрограммы (в том числе осуществляет оценку достижения целевых индикаторов подпрограммы), а также обеспечивает текущее управление её реализацией.
Отчётность о реализации подпрограммы представляется в составе отчётности о реализации государственной программы в целом.".
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. N 30/569-П пункт 10 приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
10. Приложение N 1 изложить в следующей редакции:
"Приложение N 1
к государственной программе
Целевые индикаторы
государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014-2018 годы
".
Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. N 30/569-П пункт 11 приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
11. Приложение N 2 изложить в следующей редакции:
"Приложение N 2
к государственной программе
Перечень
мероприятий государственной программы Ульяновской области "Развитие культуры и сохранение объектов культурного наследия в Ульяновской области" на 2014-2018 годы с указанием источников и объёмов финансового обеспечения их реализации
".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ульяновской области от 8 сентября 2014 г. N 22/407-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 N 37/414-П"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.
Текст постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 18 сентября 2014 г. N 137
Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2019 г. N 777-П настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. N 30/569-П
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.