Решение Арбитражного суда Ульяновской области
от 25 июля 2011 г. N А72-8236/2010
Арбитражный суд Ульяновской области в составе:
председательствующий М.А. Семенова,
судьи А.Е. Прохоров, Ю.А. Каданцев,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Мачкасовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод", г. Ульяновск,
к Министерству экономики Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Ульяновские распределительные сети", г. Ульяновск; Закрытое акционерное общество "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения", г. Ульяновск,
о признании недействующим и не подлежащим применению пункта 2.1. Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - С.А. Леонтьева, доверенность от 30.12.2010 N 274/2010-39;
от ответчика - С.В. Ципровский, доверенность N 43 от 02.11.2010; О.А. Минеева, доверенность N 48 от 30.12.2010;
от ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - Е.С. Фролова, паспорт, доверенность N Д/11-131 от 10.02.2011;
от ЗАО "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения" - А.М. Климина, паспорт, доверенность N 30 от 09.02.2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Ульяновский автомобильный завод" (далее - ОАО "УАЗ") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, которым просит признать Приказ Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" не соответствующим нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим в части установления размера ставки двухставочного тарифа на содержание электрических сетей для потребителей на высоком напряжении (п. 2.1. Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264).
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 03.11.2010, 06.07.2011 к участию в деле в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) привлечены, соответственно, Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Ульяновские распределительные сети" (далее - ОАО "МРСК Волги") и Закрытое акционерное общество "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения" (далее - ЗАО "Авиастар-ОПЭ").
Производство по настоящему делу приостанавливалось в связи с проведением экспертизы.
23.06.2010 результаты экспертизы были получены Арбитражным судом, определением суда от 30.06.2011 производство по делу N А72-8236/2010 было возобновлено.
Из материалов дела следует, Министерством экономики Ульяновской области Приказом от 17.12.2008 N 06-222 (опубликован в газете "Ульяновская правда", N 103 (22.762), 19.12.2008) были установлены тарифы по передаче электроэнергии на 2009 год, Приказом от 23.12.2009 N 06-264 (опубликован в газете "Ульяновская правда", N 103 (22.869), 25.12.2009) установлены тарифы на электроэнергию на 2010 год.
При сравнении ставок на содержание электрических сетей (одной из составляющих двухставочного тарифа), установленных вышеуказанными приказами Министерства экономики Ульяновской области, для категории потребителей, к которой относится ОАО "УАЗ", ставка возросла на 74,65%, при этом методы регулирования тарифов в 2010 году по сравнению с предыдущим периодом регулирования не изменялись.
В связи с изложенным, ОАО "УАЗ" обратилось в Ульяновскую Торгово-промышленную палату с просьбой провести экспертизу экономической обоснованности установленной Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-264 от 23.12.2009 ставки двухставочного тарифа на содержание электрических сетей.
В экспертном заключении N 02-э от 15.07.2010 указано, что единственным методом определения регулируемых тарифов по передаче электроэнергии на территории Ульяновской области, в том числе определение ставки за содержание электрических сетей, на 2010 год являлся метод экономически обоснованных расходов.
Организацией, транспортирующей электроэнергию для ОАО "УАЗ", является филиал ОАО "МРСК Волги" - "Ульяновские распределительные сети".
Из указанного экспертного заключения в том числе следует, что исходя из положительных финансовых результатов филиала (рентабельность за 2009 год 20%), структуры себестоимости (основные статьи затрат в организации являлись заработная плата, работы (услуги) сторонних организаций, индексы которых за год изменились незначительно), снижением темпов инфляции, эксперты считают необоснованным изменение тарифов на такую существенную величину.
Экспертами Ульяновской Торгово-промышленной палаты был сделан следующий вывод: изменение ставки за содержание электрических сетей, являющейся составной частью двухставочного тарифа, установленного п. 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области N 06-264 от 23.12.2009, на 74,65% по сравнению с предыдущим периодом регулирования, является необоснованным.
Письмом Департамента по регулированию цен и тарифов N 06-1626 от 16.09.2010 было отказано ОАО "УАЗ" в предоставлении материалов, послуживших основой для принятия тарифов на электроэнергию на 2010 год.
Считая, что установленная Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-264 от 23.12.2009 ставка двухставочного тарифа на содержание электрических сетей для категории потребителей, к которой относится ОАО "УАЗ" (п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу N 06-264) не является экономически обоснованной, следовательно, нарушает имущественные интересы ОАО "УАЗ", и не соответствует Федеральному закону N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону N 35-ФЗ 26.03.2003 "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", ОАО "УАЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Ответчик, ОАО "МРСК Волги", ЗАО "Авиастар-ОПЭ" с требованиями не согласны.
Свои доводы ответчик и ОАО "МРСК Волги" изложили в письменных отзывах и дополнениях к ним.
ЗАО "Авиастар-ОПЭ" письменный отзыв не представило, кроме того считает, что судебный акт по настоящему делу не затрагивает его права.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 182-О установлено, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Суд усматривает нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя, поэтому рассматривает заявление ОАО "УАЗ" по существу.
Цены (тарифы) на электроэнергию и услуги по передаче электроэнергии в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Федеральным законом N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" подлежат государственному регулированию.
В соответствии со ст. 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на территории Ульяновской области является Министерство экономики Ульяновской области.
Согласно пп. 2.2.7 п. 2 Положения о Министерстве экономики Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области N 29/478 от 18.12.2007, Министерство экономики Ульяновской области в сфере регулирования цен и тарифов устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям. ОАО "УАЗ" является потребителем электрической энергии, а также услуг, неразрывно связанных с процессом электроснабжения.
Регулирование цен (тарифов) на электроэнергию и услуги по передаче электроэнергии, предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109.
В соответствии со ст. 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) и (или) их предельных уровней. Конкретный размер тарифа для потребителей в субъектах РФ устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах установленных ФСТ РФ предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования и методическими рекомендациями, утверждаемым Правительством РФ или ФСТ РФ.
Основами ценообразования предусмотрено установление тарифов в двух вариантах: одноставочный тариф и двухставочный тариф (включает в себя ставку на содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителю).
Приказом Министерства экономики Ульяновской области N 06-222 от 17.12.2008 были установлены тарифы по передаче электроэнергии на 2009 год, оспариваемым Приказом N 06-264 от 23.12.2009 были установлены тарифы на электроэнергию на 2010 год.
В результате сравнения ставок на содержание электрических сетей усматривается увеличение ставки для категории потребителей, к которой относится ОАО "УАЗ", на 74,65%, при этом методы регулирования тарифов в 2010 году по сравнению с предыдущим периодом регулирования не изменялись.
В соответствии с п.п. 15, 16 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод доходности инвестированного капитала и метод индексации тарифов.
В рассматриваемом периоде регулирования (2010 год) и в предыдущем периоде регулирования (2009 год) при установлении тарифов на передачу электрической энергии применялся метод экономически обоснованных расходов.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
В соответствии с п. 64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определяются путем деления необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики.
В соответствии с п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов (цен) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Судом по настоящему делу была назначена экспертиза по проверке экономической обоснованности единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Проведение экспертизы было поручено Автономной некоммерческой организации "Центр Судебных Экспертиз", г. Москва.
На разрешение эксперта было поставлено 7 вопросов:
1. Претерпела ли по сравнению с предыдущим периодом регулирования (2009 годом) изменение методика расчета/установления ставок за содержание электрических сетей двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Если да, то могли ли такие изменения повлечь за собой увеличение ставки за содержание электрических сетей на 74,65% по сравнению с предыдущим периодом регулирования.
2. Не нарушена ли регулирующим органом методика расчета двухставочного тарифа, установленного п. 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 г. N 06-264.
3. Соответствуют ли установленные единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения ВН приказу ФСТ России по установлению предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии (приказ N 406-э/2 от 15.12.2009).
4. Каковы факторы, влияющие на рост ставки за содержание электрических сетей двухставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
5. Какие факторы повлияли на рост единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения ВН (плата ФСК и т.д.).
6. В какой степени повлияли на рост единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения ВН изменение полезного отпуска.
7. Является ли ставка за содержание электрических сетей, являющаяся составной частью двухставочного тарифа, установленного п. 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области от 23.12.2009 N 06-264, экономически обоснованной.
Как следует, в том числе, из заключения эксперта Автономной некоммерческой организации "Центр Судебных Экспертиз", г. Москва (ответ на вопрос N 7) ставка за содержание электрических сетей, являющаяся составной частью двухставочного тарифа, установленного п. 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области N 06-264 от 23.12.2009, не является экономически обоснованной.
Ответчик, ОАО "МРСК Волги", ЗАО "Авиастар-ОПЭ" считают доводы эксперта необоснованными и противоречащими действующему законодательству.
Указанные доводы отклоняются судом по следующим основаниям.
При оценке экспертного заключения суд учитывает, что это заключение дано квалифицированным экспертом, обладающим необходимыми специальными познаниями и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Доказательств того, что этот эксперт по своей квалификации не мог провести назначенную судом экспертизу, а также провел ее некомпетентно или предвзято, ответчиком, ОАО "МРСК Волги", ЗАО "Авиастар-ОПЭ" не представлено.
В заключении эксперта указаны нормативные средства, использованные в исследовании, экспертом изучены материалы арбитражного дела, а также представленные ответчиком доказательства.
Выводы эксперта в достаточной степени являются мотивированными.
Сомнений в недостаточной ясности выводов эксперта не усматривается.
При этом вывод эксперта о том, что ставка за содержание электрических сетей, являющаяся составной частью двухставочного тарифа, установленного п. 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства экономики Ульяновской области N 06-264 от 23.12.2009, не является экономически обоснованной, содержится как в экспертном заключении Автономной некоммерческой организации "Центр Судебных Экспертиз", г. Москва, так и Ульяновской Торгово-промышленной палаты.
Претензий к процедуре проведения экспертизы ответчик, ОАО "МРСК Волги", ЗАО "Авиастар-ОПЭ" не выразили.
На вопрос суда ответчику о необходимости проведения повторной экспертизы, ответчик заявил о своем несогласии с проведением повторной экспертизы, указал, что Министерство не готово нести расходы по ее проведению, кроме того считает, что повторная экспертиза приведет к затягиванию процесса (данные объяснения отражены в протоколе судебного заседания от 25.07.2011, а также зафиксированы средствами аудиозаписи заседания).
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ доказательства по делу, в том числе экспертное заключение, суд считает, что Приказ Министерства экономики Ульяновской области N 06-264 от 23.12.2009 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу N 06-264 от 23.12.2009 не соответствует Федеральному закону N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавшего в момент принятия оспариваемого приказа), Федеральному закону N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Учитывая изложенное, Приказ Министерства экономики Ульяновской области N 06-264 от 23.12.2009 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" следует признать недействующим в части п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу N 06-264 от 23.12.2009.
Расходы по госпошлине и проведению экспертизы следует возложить на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать Приказ N 06-264 от 23.12.2009 Министерства экономики Ульяновской области "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год" в части п. 2.1 Приложения N 1 к Приказу N 06-264 от 23.12.2009 не соответствующим Федеральному закону N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (действовавшего в момент принятия оспариваемого приказа), Федеральному закону N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", Постановлению Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.2004 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и не действующим в указанной части.
Взыскать с Министерства экономики Ульяновской области в пользу Открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" 2 000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а также 300 000 (триста тысяч) рублей в возмещение расходов по проведению экспертизы.
Исполнительный лист выдать.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Семенова |
Судьи |
А.Е. Прохоров |
|
Ю.А. Каданцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2011 г. N А72-8236/2010
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Арбитражного суда Ульяновской области в Internet (http://ulyanovsk.arbitr.ru)