Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации города
от 11.09.2013 N 2874
Порядок
разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городе Димитровграде Ульяновской области
30 января 2015 г.
1. Основные положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Димитровграда Ульяновской области (далее - город), а также проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ и контроля за ходом их реализации.
Муниципальная программа (далее также - программа) - увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам исполнения комплекс мероприятий, обеспечивающий решение приоритетных экономических, социальных, культурных, экологических и других проблем города, развитие комплекса городского хозяйства.
Мероприятия муниципальных программ не могут дублировать мероприятия ведомственных программ. Расходы муниципальных программ не могут быть включены в ведомственные программы.
1.2. Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы, деление на которые осуществляется исходя из масштабности и сложности, достигаемых в рамках муниципальной программы целей.
1.3. В целях настоящего Порядка применяются следующие понятия:
- руководитель программы - Глава Администрации города Димитровграда Ульяновской области (далее - Глава Администрации города) либо заместитель Главы Администрации города, курирующий сферу деятельности, соответствующую основным целям программы, осуществляющий контроль за ее разработкой и реализацией;
- заказчик программы - Администрация города Димитровграда Ульяновской области (далее - Администрация города), формирующая предложения о программной разработке проблемы и осуществляющая управление реализацией программы;
- разработчик программы - отраслевой (функциональный) орган Администрации города, структурное подразделение Администрации города, а также в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством, муниципальное учреждение, физические и юридические лица, осуществляющие формирование программ (разработку программы, изменений и дополнений в нее, подготовку соответствующих проектов муниципальных правовых актов);
- исполнители программы - Администрация города либо ее структурное подразделение, отраслевой (функциональный) орган Администрации города, а также в случаях, в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством, муниципальные учреждения, юридические и физические лица, осуществляющие непосредственную реализацию программных мероприятий.
1.4. Муниципальные программы утверждаются постановлением Администрации города.
1.5. Муниципальная программа разрабатывается на срок не менее 3 лет.
2. Отбор проблемы для программной разработки и принятие решения о разработке программы
2.1. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами могут выступать любые заинтересованные органы местного самоуправления, юридические и физические лица.
2.2. Отбор проблем для программной разработки определяется по следующим критериям:
- значимость проблемы с учетом приоритетов и целей социально-экономического развития города;
- необходимость муниципальной поддержки решения проблемы;
- возможность решения проблемы программным методом;
- возможность выделения финансовых ресурсов из средств бюджета города.
2.3. Основаниями для разработки и реализации муниципальной программы являются:
- наличие проблемных вопросов развития города, выявленных путем анализа тенденций социально-экономического развития, экологической ситуации и состояния комплекса городского хозяйства;
- комплексные программы и стратегии социально-экономического развития города;
- наличие рекомендаций о разработке и принятии аналогичных программ в федеральных и (или) областных нормативных правовых актах;
- наличие проблемных вопросов, выявленных в ходе межмуниципального сотрудничества.
3. Формирование программы
3.1. Проект постановления Администрации города об утверждении муниципальной программы, о внесении в нее изменений и дополнений, о приостановке или прекращении ее действия осуществляет разработчик программы.
3.2. Разработанный проект постановления Администрации города об утверждении муниципальной программы, о внесении в нее изменений и дополнений, о приостановке или прекращении ее действия согласовывается, в первую очередь, с заместителем Главы Администрации города, курирующий сферу деятельности, соответствующую основным целям программы, затем со всеми указанными в проекте исполнителями программных мероприятий, Управлением финансов, управлением социально-экономического развития Администрации города (далее - управление социально-экономического развития), правовым управлением Администрации города, после чего направляется на согласование руководителю программы.
Постановлением Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 30 января 2015 г. N 243 пункт 3.3 приложения изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим с 1 января 2015 г.
3.3. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Городской Думы о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
3.4. Проект постановления Администрации города об утверждении муниципальной программы, о внесении в нее изменений и дополнений, о приостановке или прекращении ее действия после согласования со структурными подразделениями и отраслевыми (функциональными) органами Администрации города направляется Главой Администрации города в Счетно-контрольную комиссию Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области на финансово-экономическую экспертизу.
3.5. Экземпляр утвержденного постановления Администрации города об утверждении муниципальной программы, о внесении в нее изменений и дополнений, о приостановке или прекращении предоставляется разработчиком в управление социально-экономического развития для ведения реестра муниципальных программ.
4. Структура программы
Программа состоит из следующих разделов:
4.1. Паспорт программы.
Паспорт программы отражает основные ее положения: наименование, основания для разработки, заказчик, разработчики, руководитель, исполнители, цели, сроки и этапы реализации, объемы и источники финансирования, основные ожидаемые результаты реализации.
Положения паспорта программы нумеруются.
4.2. Анализ и оценка проблемы, обоснование необходимости ее решения программным методом.
Раздел содержит описание проблемы, включая анализ причин ее возникновения, а также обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом. В разделе также приводится список используемых сокращений и терминов (в случае их употребления в тексте программы).
4.3. Цели и задачи программы.
Раздел содержит развернутые формулировки целей и задач для их достижения.
Цель программы формулируется как определенное представление о конечном итоге, материальная или социальная модель результата деятельности. Цели программы должны отвечать следующим требованиям:
- конкретность;
- измеримость;
- достижимость;
- значимость;
- соотносимость с конкретными сроками.
Задачи программы - это определение путей и методов для достижения цели программы. Задачи программы должны отвечать следующим требованиям:
- приближают достижение цели;
- необходимы и достаточны для достижения цели.
4.4. Система программных мероприятий.
Раздел содержит взаимоувязанный по источникам и объемам финансирования, срокам и исполнителям перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы. Программные мероприятия увязываются по срокам и ресурсам с указанием кода бюджетной классификации (КВСР/КФСР/КЦСР/КВР/КОСГУ).
В целях устранения неточностей при определении кодов бюджетной классификации муниципальных бюджетных и муниципальных автономных учреждений необходима дальнейшая детализация классификатора операций сектора государственного управления расходов бюджетных и автономных учреждений в рамках каждого мероприятия.
При необходимости отдельные мероприятия могут группироваться в разделы системы программных мероприятий в соответствии с задачами программы.
В случае наличия финансового обеспечения конкретного программного мероприятия, в котором указаны несколько исполнителей, получателем денежных средств (бюджетополучателем) является тот исполнитель (исполнители), напротив которого указана сумма финансирования. Если сумма финансирования программного мероприятия не разделена по исполнителям, единственным бюджетополучателем по данному мероприятию является исполнитель, указанный в позиции первым. В целях устранения возможных неточностей при определении бюджетополучателей по программным мероприятиям в данном разделе программы дается соответствующее разъяснение.
Система программных мероприятий размещается в приложении к программе. Описание сложных, специфических мероприятий приводится в основной части программы.
4.5. Ресурсное обеспечение программы.
Раздел содержит обоснование необходимых для реализации программы средств бюджета города. Потребность в бюджетных средствах для реализации программы обосновывается соответствующим расчетом в соответствии со сметными правилами и (или) другими методами, подтверждающими предполагаемые расходы.
Если муниципальной программой предусмотрено предоставление субсидий из федерального или областного бюджетов на реализацию программных мероприятий программы, в данном разделе в обязательном порядке устанавливаются условия предоставления указанных межбюджетных субсидий.
4.6. Управление программой и контроль ее реализации.
В разделе определяется система управления реализацией программы, включающая в себя разграничение полномочий и ответственности между руководителем, заказчиком, разработчиками и исполнителями программы, с учетом положений раздела 6 настоящего Порядка.
4.7. Система индикаторов эффективности реализации программы.
Раздел содержит систему индикаторов, определяющих эффективность деятельности по реализации целевой программы.
Индикатор - это оценка, характеристика исследуемого объекта в течение времени, которая позволяет проследить число и (или) процентное соотношение изменений или улучшений.
В разделе должны быть отражены наименование индикаторов, единицы измерения индикаторов, значение базовых (при их наличии) и прогнозируемых показателей, а также при необходимости источники данных для расчета индикаторов и определения индикаторов.
4.8. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы.
Раздел программы содержит описание поддающихся количественной оценке социальных, экономических и экологических результатов, ожидаемых при реализации программы, общую оценку вклада программы в социально-экономическое развитие города. Показатели результатов программы - это последствия выполнения запланированных мероприятий, поставленных задач, свидетельствующие о достижении цели программы.
Ожидаемые результаты реализации программы могут быть:
- прямые (непосредственные) результаты - объем общественных благ, услуг или работ, произведенных в результате реализации программы;
- конечные результаты - социально-экономический и (или) экологический эффект от реализации программы.
5. Финансирование программы
5.1. Объем ассигнований из бюджета города на реализацию муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением Администрации города, утвердившим программу.
5.2. Муниципальные программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, а также изменения, вносимые в ранее утвержденные программы, касающиеся мероприятий очередного года, подлежат утверждению Администрацией города не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о бюджете города в Городскую Думу города Димитровграда Ульяновской области (далее - Городская Дума).
5.3. Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Городской Думы о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
6. Управление, контроль и оценка эффективности реализации муниципальной программы
6.1. Заказчик программы несет ответственность за своевременную и качественную разработку и реализацию муниципальной программы.
6.2 Руководитель программы:
- несет ответственность за эффективность и результативность программы.
- несет ответственность за реализацию программы в целом, своевременность внесение в нее изменений, дополнений и в установленных случаях досрочное ее прекращение, предоставление в управление социально-экономического развития отчетов, предусмотренных настоящим Порядком.
- осуществляет в пределах своей компетенции координацию деятельности исполнителей программы.
- в целях обеспечения процесса мониторинга и анализа выполнения программы направляет в управление социально-экономического развития согласованные с Управлением финансов (в части запланированного и фактического финансирования) отчеты о ходе реализации соответствующей программы согласно прилагаемой форме:
- ежеквартальный - до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- ежегодный - до 1 февраля года, следующего за отчетным.
- до 15 июля представляют докладную записку с аналитической информацией по итогам I полугодия, содержащие выводы и предложения о дальнейшей реализации муниципальной программы на очередной финансовый год, прогнозное значение индикаторов реализации программы за отчетный год.
6.3. Исполнители программы:
- определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, установленными действующим законодательством;
- несут ответственность за осуществление в установленные сроки соответствующих мероприятий, предусмотренных программой, целевое и эффективное использование выделенных на программные мероприятия бюджетных средств, своевременное их освоение, достоверность представленной информации.
6.4. Разработчик программы:
- в ходе реализации программы уточняет объемы средств, необходимых для ее финансирования в очередном финансовом году;
- представляет проект постановления Администрации города об утверждении муниципальной программы, о внесении в нее изменений и дополнений, о приостановке или прекращении ее действия, на согласование в управление социально-экономического развития, Управление финансов, правовое управление Администрации города и другие заинтересованные структурные подразделения Администрации города;
- организует публикацию в средствах массовой информации или в сети Интернет постановление Администрации города об утверждении муниципальной программы, о внесении в нее изменений и дополнений, о приостановке или прекращении ее действия;
- несет ответственность за соответствие разработанной программы и приоритетных направлений развития муниципального образования на долгосрочный период;
- организует сбор от исполнителей программы аналитической информации об итогах реализации и представляет ее руководителю программы;
- подготавливает проект отчетов и представляет их руководителю программы;
6.5. Управление финансов в срок до 10 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представляет в управление социально-экономического развития информацию, необходимую для подготовки ежеквартального (годового) сводного доклада о ходе реализации и оценке эффективности реализации программ в части их финансового обеспечения, принятых обязательств и фактического освоения из Федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области и бюджета города на реализацию программ.
6.6. Управление социально-экономического развития на основании отчетов руководителей программы о ходе реализации программ:
- организует публикацию в средствах массовой информации и размещение на официальном сайте Администрации города в сети Интернет основных сведений о результатах реализации программы, об объеме финансовых ресурсов, затраченных на выполнение программы по итогам очередного финансового года;
- осуществляет ежеквартальную оценку выполнения действующих программ (соблюдения сроков). Информация о промежуточных результатах их исполнения, с предложениями по их дальнейшей реализации, ежеквартально не позднее одного месяца, следующего за отчетным, представляется Главе Администрации города;
- представляют докладную записку с аналитической информацией по итогам I полугодия, содержащие выводы и предложения о дальнейшей реализации муниципальных программ на очередной финансовый год;
- ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, обобщает и представляет Главе Администрации города докладную записку о выполнении программ за истекший год в целях составления отчета об исполнении бюджета города за истекший год.
6.7. В целях подготовки аналитической записки по итогам I полугодия разработчиком осуществляется оценка эффективности и делается прогноз достижения плановых показателей индикаторов в отчетном году.
Оценка эффективности программы осуществляется разработчиком и подписывается руководителем программы с учетом прогноза ее исполнения за отчетный финансовый год. При оценке используются данные о достигнутых значениях и динамике индикаторов, представленных в соответствующих отчетах.
6.8. При подготовке аналитической информации на основании прогнозного значения индикаторов на конец финансового года делаются следующие выводы:
- программа имеет высокую эффективность и целесообразна к финансированию на очередной год;
- программа целесообразна к финансированию на очередной год, но требуется корректировка ее содержания в целях достижения плановых результатов;
- программа имеет низкую эффективность, требуется досрочное прекращение ее реализации.
6.9. В случае принятия решения о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или досрочном прекращении ее реализации и при наличии заключенных во исполнение соответствующей программы муниципальных контрактов в бюджете города предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
6.10. Для оценки эффективности реализации программы применяются индикаторы, указанные в разделе программы "Система индикаторов эффективности реализации программы".
6.11. При разработке системы индикаторов следует руководствоваться принципом минимизации количества отчетных показателей при сохранении полноты информации и своевременности ее представления.
6.12. При выборе индикаторов для проведения мониторинга и оценки социально-экономической эффективности программ предпочтение должно отдаваться показателям конечных результатов деятельности, при обосновании невозможности их использования - показателям прямых (непосредственных) результатов.
В случае невозможности определения достоверных показателей конечных и прямых (непосредственных) результатов или в случае невозможности получения данных по ним в сроки, установленные для представления отчетности о ходе реализации программ, и при приведении соответствующих обоснований для характеристики процесса реализации программ допускается использование:
- показателей процесса, описывающих суть проводимых мероприятий и их существенные количественные и качественные характеристики;
- показателей ресурсов, описывающих количество и качество материальных и нематериальных активов, использованных для реализации программ;
- рейтингов и других показателей, применяемых для межмуниципальных сопоставлений.
6.13. Планируемые (прогнозируемые) целевые значения индикаторов могут устанавливаться для показателей конечных и непосредственных результатов с учетом и на основе:
- значений показателя за прошлые периоды;
- сложившихся тенденций, факторов и условий, определяющих динамику показателей;
- показателей аналогичных по проблематике и содержанию муниципальных программ.
6.14. Включаемые в систему индикаторов показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность отражения происходящих социально-экономических изменений: отчетные данные должны быть достаточно точными, погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальных программ;
- объективность: показатели не должны приводить к искажению деятельности организации, когда формальное выполнение функции ведет к улучшению отчетности и ухудшению реального положения дел;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки программы;
- прозрачность: следует избегать излишне сложных показателей, определение показателя должно обеспечивать однозначность его интерпретации как специалистами, так и конечными потребителями услуг;
- экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих программах сбора информации;
- сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды, а также с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным промежутком между моментом сбора информации и сроком ее использования;
- полнота: отчетные показатели не должны приводить к искажениям значимости отдельных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.