Постановление Губернатора Ульяновской области
от 24 июня 2005 г. N 141
"Об утверждении Положения о порядке разработки
и реализации областных целевых программ"
Постановлением Губернатора Ульяновской области от 22 августа 2007 г. N 50 настоящее Постановление признано утратившим силу
В целях упорядочения процедуры разработки и реализации областных целевых программ и эффективного решения задач социально-экономического развития Ульяновской области программными методами постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке разработки и реализации областных целевых программ (прилагается).
2. Органам исполнительной власти Ульяновской области при разработке областных целевых программ руководствоваться Положением, утвержденным пунктом 1 настоящего постановления.
3. Возложить методическое руководство и координацию работ по разработке и реализации областных целевых программ на департамент социально-экономического развития администрации области.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы администрации области Доничева О.А.
Исполняющий обязанности Губернатора области
А.А. Майер
Положение
о порядке разработки и реализации областных целевых программ
(утв. постановлением Губернатора области от 24 июня 2005 г. N 141)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Закона Ульяновской области от 05.06.2001 N 023-ЗО "О прогнозировании и программах социально-экономического развития Ульяновской области".
1.2. Настоящее Положение определяет процедуры формирования, экспертизы, оценки, утверждения, финансирования, управления и контроля выполнения областных целевых программ.
1.3. Порядок разработки и реализации областных целевых программ (далее - ОЦП) состоит из следующих этапов:
отбор проблем для их программной разработки (предложения о программном решении проблемы);
принятие решения о разработке программы;
формирование проекта программы;
экспертиза и оценка проекта программы;
утверждение программы;
управление реализацией программы;
контроль за выполнением программы.
1.4. Под ОЦП в настоящем Положении понимается документ, утвержденный законом Ульяновской области и представляющий собой увязанный по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс последовательных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем в области государственного, экономического и социального развития Ульяновской области.
1.5. ОЦП является одним из важнейших средств реализации стратегии развития Ульяновской области, инструментом активного воздействия на социально-экономическое развитие области и сосредоточена на реализации наиболее важных инвестиционных проектов и (или) решении системных проблем Ульяновской области.
1.6. ОЦП классифицируются по функциональной ориентации и срокам реализации.
1.6.1. По функциональной ориентации программы подразделяются на:
экономические (в том числе инвестиционные и инновационные), направленные на решение проблем отраслей экономики области;
социальные, формирующие целенаправленное преобразование социальных отношений и предусматривающие меры социальной поддержки отдельных слоев населения, способствующие решению конкретных социальных проблем;
научно-технические, направленные на реализацию достижений в науке, технике и связанные с внедрением передовых технологий;
производственные, реализующие отраслевые и межотраслевые структурные изменения;
экологические, направленные на осуществление природоохранных мероприятий;
программы обеспечения жизнедеятельности, направленные на реализацию прав и свобод человека, а также повышение качества жизни населения области.
При определении типа программы из указанных признаков выделяется ведущий, определяющий основную цель программы.
1.6.2. По срокам реализации программы подразделяются на:
краткосрочные (продолжительностью до 1 года);
среднесрочные (продолжительностью от 3 до 5 лет);
долгосрочные (продолжительностью свыше 5 лет).
1.7 . Отбор проблем и определение критериев для ее разработки.
1.7.1. Отбор проблем для решения программным методом определяется направленностью на:
снижение социальной напряженности;
реформирование экономики области;
снятие конкретной проблемы, решение которой не может быть начато в режиме текущего финансирования.
1.7.2. Обоснование необходимости решения проблем программными методами на региональном уровне должно проводиться в соответствии с приоритетами развития Ульяновской области. Приоритетные направления развития определены в комплексной программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и в стратегическом плане развития Ульяновской области на предстоящий год.
1.7.3. ОЦП формируются с учетом прогноза социально-экономического развития, результатов анализа социального и экономического состояния области, наличия финансовых ресурсов, внешнеэкономических условий и возможностей бюджета области на предстоящий финансовый год.
1.8. В процессе разработки и реализации ОЦП принимают участие:
государственный заказчик ОЦП - администрация области в лице Губернатора Ульяновской области;
руководитель ОЦП - должностное лицо администрации области и ее структурных подразделений, наделяемое обязанностями и полномочиями для оперативного управления разработкой и реализацией ОЦП;
ответственный исполнитель ОЦП - должностное лицо органов исполнительной власти Ульяновской области или руководитель предприятия (учреждения, организации), определяемое(ый) для реализации программных мероприятий по отдельным направлениям ОЦП (подпрограмм).
Функции государственного заказчика, руководителя и ответственного исполнителя ОЦП определены в приложении N 1 к настоящему Положению.
1.9. В целях упорядочения процесса реализации целевых программ формируется перечень ОЦП - список целевых программ на очередной год, реализуемых в области с привлечением всех источников финансирования, государственным заказчиком которых выступает администрация области, в котором конкретизированы формулировки состояния проблемы, социального заказа и ожидаемые по итогам года результаты.
1.10. Схема разработки, согласования и реализации ОЦП, приведена в приложении N 6 к настоящему Положению.
1.11. Вопросы, не урегулированные данным Положением, решаются в установленном законодательством порядке.
2. Формирование перечня ОЦП
2.1. Предложения о разработке новых ОЦП или о включении дополнительных мероприятий в действующие ОЦП могут инициироваться Губернатором Ульяновской области, его заместителями, депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области, руководителями отраслевых структурных подразделений администрации области, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории Ульяновской области.
2.2. Предложение должно содержать:
формулировку проблемы, анализ причин ее возникновения;
обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
перечень мероприятий, которые необходимо осуществить в сфере производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы, сроки и этапы реализации;
потребность в финансовых, материально-технических и других ресурсах, возможные источники их обеспечения, в том числе определенные на очередной финансовый год;
предварительную оценку социально-экономической эффективности и результатов реализации программы;
кандидатуры руководителя и ответственных исполнителей ОЦП, сроки и стоимость подготовки проекта целевой программы в случае привлечения научных и других ресурсов.
2.3. Предложения о программной разработке проблемы с указанными обоснованиями направляются Губернатору Ульяновской области для принятия решения о проведении экспертной оценки.
2.4. Экспертную оценку проекта ОЦП проводят совместно департамент социально-экономического развития администрации области, Главное управление финансов области, государственно-правовой департамент администрации области и подразделение администрации области, курирующее сферу реализации ОЦП (при необходимости с привлечением других подразделений и служб). Департамент социально-экономического развития администрации области на основе прогнозов социально-экономического развития области и предложений и замечаний Главного управления финансов области и государственно-правового департамента области готовит заключение о целесообразности разработки ОЦП.
2.5. Губернатор Ульяновской области на основе заключения департамента социально-экономического развития администрации области принимает решение о разработке соответствующей целевой программы, сроках, стоимости и источнике финансирования ее разработки (в случае необходимости), назначает руководителя программы. При этом определяется приемлемая форма организации подготовки проекта ОЦП: проведение конкурса на право разработки; поручение определенной организации - разработчику программы; создание временной творческой группы (в случае необходимости).
2.6. На основании утвержденных и вновь предлагаемых к разработке целевых программ администрация области формирует перечень ОЦП на предстоящий год, который направляется в установленные сроки в Законодательное Собрание области для утверждения. В дальнейшем утвержденный перечень служит основанием для определения объемов бюджетных ассигнований и включения в проект бюджета тех ОЦП, по которым в числе источников финансирования имеется бюджетная составляющая.
3. Разработка и экспертиза проекта ОЦП
3.1. Функции по руководству разработкой ОЦП возлагаются на руководителя программы, который несет персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку исходного задания на формирование целевой программы, подготовку ее проекта, управляет действиями разработчиков.
3.1.1. В случае принятия решения Губернатором Ульяновской области о проведении конкурса на право разработки ОЦП руководитель программы организует такой конкурс.
3.1.2. При необходимости руководитель целевой программы организует проведение специализированной экспертизы проекта ОЦП в уполномоченных организациях и по результатам экспертизы проводит его доработку.
3.2. Подготовка проекта ОЦП может финансироваться за счет средств областного бюджета или внебюджетных источников.
3.3. Структура и содержание основных разделов проекта ОЦП представлены в приложении N 2 к настоящему Положению. Паспорт ОЦП оформляется по форме, приведенной в приложении N 5 к Положению.
3.4. К проекту ОЦП должны быть приложены:
пояснительная записка, кратко излагающая целесообразность и основания разработки проекта ОЦП;
предварительная бюджетная заявка на ассигнования из областного бюджета для финансирования программы на очередной год, составленная в разрезе статей и кодов бюджетной классификации с приложением подробных расчетов;
лист согласования с заинтересованными структурами и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях, подтверждающие ожидаемое финансирование программы из внебюджетных источников;
положительное заключение государственной экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду).
3.4.1. В ОЦП необходимо обеспечивать увязку всех программных мероприятий и очередность их проведения с проектными объемами финансовых ресурсов, согласованность и комплексность решения задач. Обязательным условием является привлечение средств из внебюджетных источников, экономия и целевое расходование бюджетных средств.
3.4.2. На очередной бюджетный период должны быть представлены конкретные программные мероприятия с указанием поквартальных сроков их выполнения, необходимых объемов финансирования и количественно определенных параметров ожидаемых социально-экономических результатов.
3.5. Проект ОЦП с вышеуказанным комплектом сопроводительных документов руководитель целевой программы направляет в департамент социально-экономического развития администрации области.
3.6. Департамент социально-экономического развития администрации области совместно с Главным управлением финансов области одновременно с рассмотрением бюджета на очередной год в срок до 14 дней с даты регистрации оценивают представленный проект ОЦП, обращая особое внимание на:
приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;
обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;
необходимость привлечения прежде всего внебюджетных средств, средств бюджета области и Российской Федерации;
эффективность механизма реализации программы;
социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы.
3.7. Департамент социально-экономического развития администрации области с участием Главного управления финансов области и государственно-правового департамента администрации области, а также с учетом предложений заинтересованных структурных подразделений администрации области готовит заключение по проекту ОЦП и предварительной бюджетной заявке.
3.7.1. С учетом замечаний и предложений департамента социально-экономического развития администрации области руководитель ОЦП организует доработку проекта программы. Доработанный проект целевой программы повторно направляется в департамент социально-экономического развития администрации области, где рассматривается в срок до 10 дней.
3.7.2. В случае несоответствия представленного проекта условиям, указанным в п.3.6, проект ОЦП может быть отклонен. Если разработчик или руководитель ОЦП не согласны с отклонением представленного проекта, они имеют право обратиться к Губернатору Ульяновской области с просьбой и обоснованием дополнительного рассмотрения проекта ОЦП.
3.8. В случае положительного заключения, подготовленного департаментом социально-экономического развития администрации области с участием Главного управления финансов области и государственно-правового департамента администрации области, Губернатор Ульяновской области принимает решение о передаче проекта ОЦП на утверждение в Законодательное Собрание Ульяновской области.
4. Утверждение ОЦП
4.1. Проект ОЦП вносится на рассмотрение в Законодательное Собрание области Губернатором Ульяновской области. Руководитель программы представляет и защищает проект программы при рассмотрении его в Законодательном Собрании области.
4.2. Утвержденная ОЦП, при наличии в сумме ее финансирования бюджетной составляющей, включается в перечень ОЦП, принимаемых к финансированию из бюджета области в очередном году.
4.3. Для обеспечения финансирования программ из областного бюджета Главное управление финансов области при участии руководителей ОЦП в сроки, установленные для формирования областного бюджета на очередной финансовый год, уточняет на основе утвержденного перечня ОЦП объемы их бюджетного финансирования.
В этих целях руководители ОЦП с учетом хода реализации программ в текущем году и проведения с ответственными исполнителями предконтрактной проработки размещения заказов на выполнение программных мероприятий уточняют в срок до 1 июня объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и представляют проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованиями и планы программных мероприятий в Главное управление финансов области.
4.4. При подготовке перечня ОЦП, принимаемых к финансированию из областного бюджета на очередной финансовый год, Главное управление финансов области на основе проектов бюджетных заявок, представленных руководителями ОЦП, с учетом утвержденного перечня программ, хода выполнения мероприятий выполняемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджета Российской Федерации, финансовых возможностей областного бюджета определяет объемы бюджетного финансирования целевых программ.
4.5. На этапе определения объемов бюджетного финансирования в целях оперативного анализа и выработки предложений по приоритетности реализации ОЦП соответствующим распоряжением Губернатора Ульяновской области может быть создана временная рабочая группа из числа представителей различных заинтересованных подразделений администрации.
4.6. Губернатор Ульяновской области на основе представления Главного управления финансов области принимает решение о направлении перечня ОЦП в Законодательное Собрание области для утверждения в составе документов и материалов к проекту областного бюджета на очередной финансовый год в порядке и в сроки, установленные Законом Ульяновской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ульяновской области".
4.7. ОЦП включаются в бюджет области отдельными строками в соответствующих разделах по ведомственной классификации или в специальном разделе "Областные программы" с указанием запланированного объема финансирования в очередном году.
Областные целевые программы, не требующие бюджетного финансирования, в бюджет области не включаются.
4.8. После утверждения ОЦП ее руководитель на основе заключенных соглашений (договоров) с участниками реализации программы и с учетом утвержденных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год обеспечивает заключение контрактов (договоров) на финансирование целевой программы из внебюджетных источников, бюджета Российской Федерации.
4.9. В особых (исключительных) случаях ОЦП, получающая финансовую поддержку из бюджета, может быть утверждена в течение бюджетного года. Решение об утверждении такой ОЦП принимается путем внесения изменений и дополнений в закон Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на текущий год.
5. Управление реализацией ОЦП и контроль
за ходом ее выполнения
5.1. Управление областной целевой программой.
5.1.1. Формы и методы организации управления реализацией ОЦП определяются ее государственным заказчиком и руководителем ОЦП. Реализация целевой программы осуществляется на основе договоров (контрактов), заключенных государственным заказчиком или руководителем ОЦП со всеми исполнителями программных мероприятий. Договор (контракт) определяет права и обязанности сторон, регулирует их отношения при выполнении договора (контракта), предусматривает формы и методы контроля за ходом работ.
5.1.2. Руководитель ОЦП с учетом выделенных на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав ответственных исполнителей.
5.1.3. При необходимости до 1 июня руководитель ОЦП вносит предложения в департамент социально-экономического развития администрации области и Главное управление финансов области о продлении срока реализации целевой программы, который истекает в текущем году. Департамент социально-экономического развития администрации области совместно с Главным управлением финансов области готовит заключение о продлении срока реализации ОЦП или нецелесообразности ее дальнейшей бюджетной поддержки и направляет его Губернатору Ульяновской области для принятия решения. Подготовка нового варианта продленной ОЦП, срок реализации которой истекает в текущем году, а также включение в целевую программу новых программных мероприятий и утверждение нового варианта ОЦП осуществляются в порядке, установленном для разработки и реализации ОЦП.
5.2. Финансирование областной целевой программы.
5.2.1. Утвержденные ОЦП финансируются из средств областного, федерального бюджетов, а также привлекаемых внебюджетных источников.
5.2.2. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования ОЦП, относятся:
взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации муниципального, государственного и негосударственного секторов экономики;
целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программы;
кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов;
средства населения, привлекаемые в форме займов, и другие поступления.
5.2.3. Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций; средства бюджетов Российской Федерации, области, муниципалитетов, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.
Предложения по вопросу о формировании специализированных фондов вносятся государственным заказчиком целевой программы в Законодательное Собрание области.
5.2.4. Иностранные инвесторы могут финансировать целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала и реализация программных мероприятий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях.
5.2.5. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные кредиты, а также целевые кредиты банков. Оформление и предоставление гарантий области на выдачу кредита коммерческими банками осуществляет Главное управление финансов области по решению Законодательного Собрания области. Гарантии выдаются коммерческим банкам под конкретные объекты программных мероприятий.
5.2.6. По утвержденным Законодательным Собранием области ОЦП финансирование из областного бюджета в соответствии с принятыми на очередной финансовый год объемами открывается руководителям программ после заключения ими контрактов (договоров) со всеми участниками реализации программ, подтверждающими или уточняющими в соответствующих случаях объемы финансирования программы из внебюджетных источников, областного и федерального бюджетов и предоставления их копий в департамент социально-экономического развития администрации области и Главное управление финансов области.
5.2.7. При сокращении фактических объемов бюджетного финансирования ОЦП по сравнению с утвержденными руководитель программы разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, средств бюджетов области и Российской Федерации в целях реализации мероприятий ОЦП в установленные сроки.
5.2.8. Главное управление финансов области предпринимает необходимые действия по финансированию мероприятий программ, принятых к бюджетному финансированию, совместно с департаментом социально-экономического развития администрации области осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств и реализацией программных мероприятий.
5.2.9. Руководитель ОЦП несет персональную ответственность за полное и целевое использование утвержденных кредитов.
5.2.10. Руководителям ОЦП запрещается расходовать средства сверх утвержденных объемов, самостоятельно корректировать годовые суммы бюджетных ассигнований и вносить изменения в перечень финансируемых программ и перечень утвержденных мероприятий.
5.2.11. Утвержденные ассигнования и состав финансируемых из бюджета ОЦП пересматриваются Законодательным Собранием области в случаях необходимости изменения программ; недостаточности бюджетных доходов, необходимых для финансирования этих программ; реального превышения доходов над запланированным уровнем в целях опережающего выполнения программ.
5.3. Контроль за ходом выполнения ОЦП.
5.3.1. Систематический анализ хода выполнения ОЦП организует департамент социально-экономического развития администрации области. Для этого департамент социально-экономического развития администрации области:
запрашивает по утвержденным формам от руководителей ОЦП и обобщает ежеквартальную информацию о ходе выполнения целевых программ (требования к отчету отражены в приложении N 3 к настоящему Положению);
анализирует ход выполнения ОЦП и готовит сводные материалы о их реализации и влиянии на социально-экономическую ситуацию в области;
организует отчет руководителей конкретных целевых программ перед Губернатором Ульяновской области и Законодательным Собранием области.
5.3.2. Руководители ОЦП ежемесячно представляют в Главное управление финансов области информацию об использовании финансовых средств в разрезе программ и их мероприятий.
5.3.3. Департамент социально-экономического развития администрации области с участием Главного управления финансов области, руководителей целевых программ, заинтересованных структурных подразделении администрации области организует контрольные проверки хода реализации ОЦП. При этом обращает внимание на выполнение сроков реализации программных мероприятий, на целевое и эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию, привлечение средств внебюджетных источников финансирования и других бюджетов, конечные результаты программы.
По результатам контрольных проверок готовятся предложения о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или о их прекращении, уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации программ. Предложения направляются Губернатору Ульяновской области для принятия решения и представления при необходимости в Законодательное Собрание области.
5.3.4. Руководитель ОЦП представляет отчеты по установленной в приложении N 3 к данному Положению форме в департамент социально-экономического развития администрации области.
5.3.5. Департамент социально-экономического развития обобщает отчеты руководителей ОЦП и готовит аналитическую записку о ходе выполнения ОЦП в отчетном периоде Губернатору Ульяновской области.
5.3.6. Губернатор Ульяновской области (по мере необходимости) своим решением создает специальную комиссию для оценки реализации конкретной ОЦП и принятия решения об ее дальнейшей реализации. Руководитель ОЦП докладывает на заседании комиссии о результатах реализации программы. Организует работу комиссии департамент социально-экономического развития администрации области.
5.3.7. Губернатор Ульяновской области ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета направляет в Законодательное Собрание области отчет о реализации ОЦП.
Законодательное Собрание области в случае необходимости может принять решение об отчете администрации области о ходе реализации отдельных программ в иные сроки, а также об отчете руководителя ОЦП о ходе реализации программы.
5.3.8. Изменение или досрочное прекращение реализации ОЦП может происходить в случаях:
досрочного выполнения программы;
резкого обострения финансово-экономической ситуации и сокращения поступлений в бюджет;
нецелевого использования бюджетных средств.
Решение об изменении ОЦП или о досрочном прекращении ее реализации принимается Законодательным Собранием области по предложению Губернатора Ульяновской области.
5.3.9. В целях организации процесса разработки и реализации ОЦП устанавливаются общие контрольные сроки прохождения отчетной и заявочной документации, приведенные в приложении N 4 к настоящему Положению.
Приложение N 1
от 24 июня 2005 г. N 141
Функции
государственного заказчика, руководителя
и ответственного исполнителя ОЦП
1. Функции государственного заказчика:
заказывает и финансирует разработку и реализацию ОЦП;
утверждает исходное задание на разработку проекта ОЦП;
принимает решение и согласовывает состав временной творческой группы для подготовки проекта ОЦП;
определяет формы и методы организации управления реализацией ОЦП;
осуществляет контроль за ходом разработки и реализации ОЦП;
в случае необходимости заключает договоры (контракты) с исполнителями программных мероприятий.
2. Функции руководителя программы:
1) на этапе разработки и экспертизы проекта ОЦП:
на основании соответствующего решения Губернатора Ульяновской области организует конкурс, заключает договор с организацией разработчиком программы или формирует состав временной творческой группы на право разработки ОЦП;
осуществляет руководство разработкой ОЦП и несет персональную ответственность за своевременную и качественную подготовку исходного задания на ее формирование;
управляет действиями разработчиков;
организует, при необходимости, проведение специализированной экспертизы проекта ОЦП и по результатам экспертизы проводит его доработку;
организует согласование проекта программы со всеми заинтересованными структурными подразделениями администрации области и организациями (учреждениями, предприятиями);
направляет согласованный проект ОЦП с необходимым комплектом сопроводительных документов в департамент социально-экономического развития администрации области;
при необходимости организует доработку проекта программы и повторно направляет в департамент социально-экономического развития администрации области;
в случае несогласия с отклонением представленного проекта имеет право обратиться к Губернатору Ульяновской области с просьбой дополнительного рассмотрения проекта ОЦП;
2) на этапе утверждения ОЦП:
представляет (при необходимости) проект программы на всех этапах и уровнях его обсуждения;
проводит с ответственными исполнителями предконтрактную проработку размещения заказов на выполнение программных мероприятий, заключает соглашения (договоры) с участниками реализации программы;
уточняет в установленные сроки объемы необходимых средств для финансирования программ в очередном году и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованиями и планы программных мероприятий в департамент социально-экономического развития администрации области и Главное управление финансов области;
3) на этапе реализации ОЦП:
в своих действиях по обеспечению реализации ОЦП подотчетен государственному заказчику;
заключает договоры (контракты) с исполнителями программных мероприятий;
сообщает в письменной форме в департамент социально-экономического развития администрации области и Главное управление финансов области о заключенных договорах (контрактах) со всеми участниками реализации программы по ее финансированию из внебюджетных источников, бюджета Российской Федерации, бюджета области;
с учетом выделенных на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав ответственных исполнителей;
при необходимости в установленные сроки вносит предложения в департамент социально-экономического развития администрации области и Главное управление финансов области о продлении срока реализации целевой программы;
при сокращении фактических объемов бюджетного финансирования ОЦП по сравнению с предусмотренными утвержденной программой разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников;
несет персональную ответственность за полное и целевое использование полученных кредитов в соответствии с утвержденными объемами бюджетных ассигнований и перечнем утвержденных мероприятий;
обеспечивает своевременное, в соответствии с установленными сроками, предоставление полной и достоверной информации о ходе выполнения ОЦП по запрашиваемым формам в департамент социально-экономического развития администрации области;
отчитывается (при необходимости) перед Губернатором Ульяновской области и Законодательным Собранием области.
3. Функции ответственного исполнителя:
на основании заключенных договоров (соглашений) участвует в реализации программы и отвечает за выполнение отдельных направлений ОЦП (подпрограмм), обеспечивает выполнение программных мероприятий;
участвует в подготовке договоров (соглашений, контрактов) на выполнение программных мероприятий;
в установленном порядке несет ответственность перед руководителем ОЦП за использование финансовых средств, выделенных на реализацию программных мероприятий;
по заданию руководителя ОЦП участвует в подготовке отчетных материалов по вопросам реализации программных мероприятий;
несет ответственность перед руководителем ОЦП за своевременное предоставление полной и достоверной информации о ходе выполнения программных мероприятий.
Приложение N 2
от 24 июня 2005 г. N 141
Структура
и содержание основных разделов проекта ОЦП
1. Паспорт ОЦП.
1.1. Полное наименование программы.
1.2. Условное (краткое) наименование программы.
1.3. Цели и задачи программы.
1.4. Государственный заказчик (полное и сокращенное наименование, почтовый адрес, Ф.И.О. руководителя, телефон, факс, адрес электронной почты).
1.5. Руководитель ОЦП (полное наименование должности, Ф.И.О., телефон, факс, адрес электронной почты).
1.6. Головной разработчик (полное наименование организации, почтовый адрес, Ф.И.О. руководителя организации, телефон, факс, адрес электронной почты).
1.7. Ответственные исполнители.
1.8. Этапы и сроки реализации ОЦП и подпрограмм.
1.9. Мероприятия программы.
1.10. Объемы финансирования с указанием источников и сроков.
1.11. Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
1.12. Показатели оценки эффективности мероприятий программы.
1.13. Система организации контроля исполнения программы.
2. Основные понятия и термины.
Кратко раскрывается содержание основных понятий и терминов, наиболее часто употребляемых в тексте программы.
3. Основные положения программы.
3.1. Введение.
Раскрывает общую характеристику ОЦП, представляет законодательные акты Российской Федерации и области, решения органов власти, использованные в качестве оснований при разработке ОЦП.
3.2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами.
Формулируется проблема, приводится ее характеристика, анализируются причины возникновения, последствия существования, тенденции развития, обоснование необходимости разработки ОЦП.
3.3. Цели и задачи программы.
Цели программы формулируются при анализе проблемной ситуации и должны быть направлены на полное или частичное решение проблемы.
3.3.1. Цели программы могут быть разделены на подцели (целевые задачи), обеспечивающие достижение главной цели. Цели ОЦП должны быть достижимы, измеряемы (должна существовать возможность проверки достижения целей).
3.3.2. Поставленные задачи для достижения целей должны быть обоснованы по срокам, этапам реализации с указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей каждого этапа, а также условий досрочного прекращения реализации программы.
3.4. Сроки и этапы реализации программы.
Устанавливаются сроки реализации ОЦП на период ее действия, а также дается характеристика основных этапов ее выполнения.
3.5. Система программных мероприятий.
3.5.1. Основная часть ОЦП включает взаимоувязанные социально-экономические производственные, организационно-хозяйственные и другие мероприятия, согласованные по результатам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивающие достижение программных целей.
3.5.2. По каждому мероприятию требуется указать конкретные поквартальные сроки реализации, необходимые объемы финансирования и количественно определенные параметры ожидаемых социально-экономических результатов.
4. Обеспечение реализации программы.
4.1. Правовое обеспечение.
4.1.1. В систему правового обеспечения ОЦП включаются:
законы и нормативные акты Российской Федерации;
законы и решения Законодательного Собрания Ульяновской области, постановления Губернатора Ульяновской области;
комплексная программа экономического и социального развития Ульяновской области на среднесрочную перспективу.
4.1.2. При необходимости к программе прилагается план разработки проектов и принятия нормативных актов, необходимых для реализации программы.
4.2. Организация управления реализацией ОЦП.
Раскрывается система организационных и управленческих взаимодействий государственного заказчика, руководителя и ответственных исполнителей ОЦП. При необходимости разрабатываются положения о новых органах управления.
4.3. Ресурсное обеспечение программы.
4.3.1. Расчет потребности областных программ в ресурсах осуществляется в целях:
определения стоимости их разработки, реализации и обоснования объемов финансовых и материальных ресурсов в разрезе источников, в том числе бюджетных;
оценки социально-экономической эффективности реализации программ;
организации закупок и поставок продукции для реализации программ.
4.3.2. Потребность в ресурсах устанавливается на весь период реализации программы с разбивкой по годам, этапам и исполнителям. При определении потребности в ресурсах используется экспертный метод, нормативный, аналоговый. Расчет финансовых ресурсов проводится в ценах текущего года на 1 января. При переходе к текущим ценам используются дефляторы цен на потребительские и инвестиционные товары.
5. Ожидаемый эффект от реализации программных мероприятий.
5.1. Определение эффекта от реализации программных мероприятий производится на этапе разработки исходного задания и далее отслеживается на всех стадиях ее выполнения. Используемые при этом методы расчета, состав индикаторов и показателей определяются имеющейся информацией, степенью точности обоснований. В ходе разработки проекта ОЦП ее эффективность определяется как проектная расчетная величина. При контроле реализации программы определяется фактическая эффективность программы.
5.2. Различают следующие виды эффекта ОЦП: экономический, социальный, бюджетный, научно-технический, которые измеряются соответственно сравнением значений экономических, социальных, бюджетных научно-технических целевых и конечных показателей ОЦП до начала и по завершении ее выполнения, а также сравнением затрат на реализацию мероприятий программы и полученных результатов.
5.3. Расчеты эффективности целевой программы основываются на соответствующих действующих методических рекомендациях. Могут применяться как абсолютные индикаторы, так и интегральные.
5.4. Оценка последствий осуществления программы включает выявление полного комплекса конечных результатов программы (в том числе незапланированных) и их влияния на социально-экономическую (экологическую) ситуацию в Ульяновской области.
Приложение N 3
от 24 июня 2005 г. N 141
Требования к отчету о ходе выполнения ОЦП
Отчет о ходе выполнения ОЦП готовит руководитель программы. Отчет должен включать следующие разделы:
1. Основания для реализации программы (ссылка на Закон Ульяновской области об утверждении данной программы).
2. Финансирование программы в отчетном периоде.
N п/п |
Финансирование | План, тыс. руб. |
Отчет, тыс. руб. |
Освоение, тыс. руб. |
Объем финансирования в отчетном пе- риоде в том числе бюджетного |
||||
из них по кварталам: | ||||
1 квартал: всего, в том числе бюджетного |
||||
2 квартал: всего, в том числе бюджетного |
||||
3 квартал: всего, в том числе бюджетного |
||||
4 квартал: всего, в том числе бюджетного |
3. Выполнение утвержденных на отчетный период мероприятий.*
N п/п |
Наименование утвержденных мероприятий |
Сроки выполнения (месяц, квартал) |
Сумма бюджетного финансирования, тыс. руб. |
Примечания | |
план | факт | ||||
--- | ------------ | ---------------- | ---------------- | -------------------- |
--------------------------------
*) Отчет представляется в разрезе статей затрат.
4. Инвентаризация исполнения программы.
Программные мероприятия |
Запланирован- ный этап ис- полнения (1-й, 2-й, ...) |
Выполнено (не выполнено) по итогам 200_- 200_ гг. (+/-) |
Выполнено (не выполнено) по итогам 200_- г. (+/-) |
Комментарии: причины невы- полнения (толь- ко для меро- приятий, срок исполнения ко- торых истек) |
Мероприятие 1 | ||||
Мероприятие 2 |
5. Оценка результативности программы - эффект программы.
Програм- мные ме- ропри- ятия |
Сроки, этапы |
Индикато- ры изме- рения ре- зультата и их це- левые по- казатели |
Финанси- рование: (обеспе- чено ли в ре- зультате заплани- рованное финанси- рование |
Выпол- нено (не выпол- нено) |
Результа- ты: инди- каторы измерения результа- та и их фактичес- кие зна- чения по итогам выполне- ния |
Субъек- тивная оценка получен- ного эф- фекта: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл, нет эф- фекта - 0 |
Коммента- рии (ус- пешно ли выполнено меропри- ятие, причины успеха или не- успеха) |
Меропри- ятие 1 |
|||||||
Меропри- ятие 2 |
6. Промежуточная оценка результативности программы по итогам первого года ее реализации.
Програм- мные ме- роприя- тия |
Сроки, этапы |
Запланиро- ванное фи- нансирова- ние, тыс. руб. |
Доля обес- печенного финансиро- вания от запланиро- ванного на 1-й год реализации программы, % |
Испол- нитель (струк- тура, ответ- ствен- ное ли- цо) |
Показате- ли резуль- тата и их целевые (плановые) значения* |
Показате- ли резуль- тата и их фактичес- кие значе- ния по итогам первого года ре- ализации программы (1-й год) (2-й год) (3-й год) и т.д. |
Доля выпол- ненных ме- роприятий от заплани- рованных на первый год реализации программы и т.д. (1-й год) (2-й год) (3-й год) и т.д. |
Субъек- тивная оценка полу- ченного эффекта ** |
Коммента- рии (на- сколько успешно выполнены мероприя- тия, при- чина успе- ха или не- успеха, необходи- мые даль- нейшие действия) |
Меропри- ятие 1 |
1 | Текстовые коммента- рии, ссыл- ки, приме- ры |
|||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
и т.д. | |||||||||
Меропри- ятие 2 |
1 | ||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
и т.д. |
-------------------------
*) Указать, как измерен результат мероприятия программы (число человек, руб., % и т.д.). Целевые значения - это значения показателя, при которых выполнение мероприятия или программы можно считать успешным.
**) Высокий эффект - 3 балла, средний - 2, низкий - 1, нет эффекта - 0.
7. Расчет достигнутых в отчетном периоде показателей оценки эффективности реализованных мероприятий и их сравнение с контрольными показателями, приведенными в разделе "Оценка эффективности мероприятий программы".
Индикаторы мониторинга программы
Название индикатора |
Базовый год (до начала реализации программы) |
Первый год |
Второй год |
Третий год |
и т.д. |
||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | ||
----------- | ----------- | ----- | ----- | ----- | ----- | ----- | ----- | ----- | ----- |
8. Прочие сведения.
В данном разделе отчета указываются сведения о выполнении организационных и управленческих мероприятий, о привлечении средств из внебюджетных и бюджетных средств федерального уровня, а также дается краткая общая характеристика состояния дел по реализации программы.
9. Характеристика проблем, перспектив и приоритетов реализации программы в следующем за отчетным периоде.
Приложение N 4
от 24 июня 2005 г. N 141
Сроки
прохождения отчетной и заявочной документации ОЦП
Сроки текущего года |
Руководитель програм- мы |
Департамент социаль- но-экономического развития администра- ции области |
Главное управление финансов области |
Губернатор Ульяновской об- ласти |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Отчет о ходе выполнения областной целевой программы за прошедший год | ||||
Январь - март |
Представляет отчет в департамент социаль- но-экономического развития администра- ции области до 1 фев- раля |
Организует прием от- четов до 1 февраля; в срок до 15 февраля совместно с Главным управлением финансов области анализирует и проверяет отчеты; направляет сводный отчет Губернатору Ульяновской области |
В срок до 1 апреля создает специальную комиссию из представителей администра- ции области, депутатов За- конодательного Собрания об- ласти, представителей ис- полнителей ОЦП. Комиссия рассматривает и принимает решения по отче- там и финансированию на следующий год. Губернатор Ульяновской об- ласти представляет в уста- новленные сроки в Законода- тельное Собрание области в составе отчета об исполне- нии бюджета отчет о ходе реализации ОЦП |
|
2. Сбор и анализ информации о реализации ОЦП в текущем году | ||||
Ежеквар- тально |
Представляет информа- цию в департамент со- циально-экономическо- го развития админи- страции области до 10 числа месяца, сле- дующего за отчетным периодом |
В двухнедельный срок готовит квартальные сведения о ходе вы- полнения ОЦП; до 10 августа гото- вит отчет о резуль- татах реализации ОЦП в первом полугодии |
Принимает решение по пред- ставленной информации |
|
Ежеме- сячно |
Представляет в Глав- ное управление финан- сов области информа- цию об использовании финансовых средств до 10 числа месяца, сле- дующего за отчетным периодом |
Готовит аналити- ческую записку о финансировании ОЦП, представляет ее Губернатору Ульяновской об- ласти и копию в департамент соци- ально-экономичес- кого развития администрации об- ласти до 20 числа месяца, следующего за отчетным |
||
3. Сбор и корректировка бюджетных заявок на финансирование ОЦП и планов программных мероприятий на предстоящий год |
||||
До 1 июня |
Представляет бюджет- ную заявку и план ме- роприятий в Главное управление финансов области |
|||
4. Формирование и утверждение перечня ОЦП на предстоящий год | ||||
Июнь - июль |
Представляет предло- жения по формулировке социального заказа и определяет ожидаемые результаты выполнения программы на предсто- ящий год |
Готовят перечень ОЦП на предстоящий год, организуют его корректировку, представляют его на согласование Губер- натору Ульяновской области |
Согласует перечень ОЦП и представляет его в Законо- дательное Собрание области на утверждение |
|
Август - октябрь |
Участвует в работе по корректировке объема бюджетных затрат на выполнение ОЦП в соответствии с графи- ком составления бюд- жета |
Утверждает финансирование по разделу ОЦП в составе проекта бюджета на плани- руемый финансовый год |
Приложение N 5
от 24 июня 2005 г. N 141
Паспорт ОЦП
Наименование программы | |
Дата принятия решения о разработке программы | |
Государственный заказчик программы | |
Основные разработчики программы | |
Руководитель программы | |
Цели и задачи программы | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | |
Сроки и этапы реализации программы | |
Перечень подпрограмм | |
Объемы и источники финансирования с разбивкой по этапам реализации |
|
Основные исполнители мероприятий программы | |
Система управления программой | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели оценки эффективности мероприятий программы |
|
Основные индикаторы оценки эффективности программы |
Приложение N 6
от 24 июня 2005 г.
Схема
разработки, согласования и реализации ОЦП
/--------------\
|Если инициатор|
/--|разработки ОЦП|
| |муниципальное |
| |образование |
/---------------------\ | \--------------/
/--------------\ Согласование |Разработка концепции | Согласование | /--------------\
| Инициатор | концепции | ОЦП | концепции | | Глава |
|разработки ОЦП|---------------------|(отраслевые подразде-|--------------------|муниципального|
\--------------/ | ления администрации | | образования |
| области) | \--------------/
\---------------------/
|
/--------------------------------------------------------------------\
| | |
/------------------------------\ /--------------------\ /------------------------------\
| Государственно-правовой | | Главное управление | |Департамент социально-экономи-|
| департамент | | финансов области | |ческого развития администрации|
| администрации области | \--------------------/ | области |
\------------------------------/ \------------------------------/
|
/-- --- --- --- --- --\ /--------------------\ --- --- --- --- --
Структурные подразделения проект | Разработка ОЦП | | Распоряжение |
| администрации области | ОЦП | Государственный |---------- Губернатора области о
‡ ‡ ‡ ‡ ‡ ‡ ‡ ‡ ‡ ‡ ‡ ‡ ‡ - - - - -| заказчик | | разработке ОЦП |
|Привлечение сторонних спе-| | целевой программы | -- --- --- --- ---
циалистов для разработки \--------------------/
|программы | |
-- --- --- --- --- -- Согласование |
проекта ОЦП Согласование проекта ОЦП
/-----------------------------------------------------------------\
/------------------------------\ /--------------------\ /------------------------------\
| Государственно-правовой | | Главное управление | |Департамент социально-экономи-|
| департамент | | финансов области | |ческого развития администрации|
| администрации области | \--------------------/ | области |
\------------------------------/ \------------------------------/
/--------\
| |В случае|
на согласование |необхо- |
/------------------\ / - - - - - - - - \ /---------\ /-- --- --- --- \ |димости |
|Губернатор области|- - - Проект ОЦП - - |Руководи-|---- Экспертное заключе- \--------/
\------------------/ \ - - - - - - - - / |тель ОЦП | |ние по проекту ОЦП |
| \---------/ \-- --- --- --- /
/ -- -- -- -- -- --\ | /- - - - - - - - - - - - - \ /-------------\ /-- -- -- -- --\
Проект ОЦП ----- Временная рабочая комиссия | |Уполномочен- |-- -- Независимая
\ -- -- -- -\ -- --/ \- - - - - - - - - - - - - / - -|ная организа-| |экспертиза по |
| | ция | проекту
\-------------/ \-- -- -- -- --/
/-----------------------\ /--------------------\
|Законодательное Собра-| | Закон Ульяновской | /---------------------\
|ние Ульяновской области|---------------|области об утвержде-| | Исполнение закона, |
\-----------------------/ | нии ОЦП | | реализация ОЦП |
/----------\ \--------------------/ \-------\ /---------/
| Отчет |--------------------------------------------------------- -/ \- ----------
\----------/ \ / |
/ \ /------------------------------------------------------------------------
/ \ | |
--\ /-- /--------------\ /----------------\ |
/--| \---/ Руководители |Бюджетная заявка |Главное управле-| /-- --- -- -\ /----------------\
\-----\ ОЦП |----------------| ние финансов | Реестр ----|Департамент со- |
| \--------------/ | области | | ОЦП | |циально-экономи-|
| \----------------/ -- --- -- - |ческого развития|
| |- - - - - - - - - - - -- -- -- -/ -- -- -- -- -- -- -- \ | администрации |
/---------+----------------\ Определение лимитов господдержки ОЦП | | области |
| |Организа-|Заключение госу-| |за счет средств областного бюджета| \----------------/
| ция ис- |дарственных кон-| на предстоящий год -- |- - |
| |полнения |трактов с испол-| \ - -- -- -- -\ -- -- -- -- -- -- -- / | |
| ОЦП | нителями ОЦП | | | /------------\
| \--------------------------/ /--------------------------------\ | |Аналитичес- |
|Предложения по перечню принима-| | |кий отчет о|
| |емых к финансированию в очеред-|-- -- -- -/ | реализации |
| ном финансовом году целевых | | | ОЦП |
| | программ и объемам их фи- | \------------/
| нансирования | | |
| /------------------\ \--------------------------------/ |
| Законодательное | | |
| | Собрание |-- -- --- --- -- --- --- --- --- --\ |
отчет | Ульяновской |утверждение Перечень ОЦП, прило- /---------------\ |
\- --| области | | |жение к проекту бюд-|-- --| Губернатор |---/
\------------------/ | жета Ульяновской | области |
| | области | \---------------/
| - --- --- --- --- -- |
| |
| /-----------------------------------\ |
| | Годовой отчет о реализации ОЦП | |
\----| и эффективности использования |---/
| бюджетных средств |
\-----------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденное Положение определяет процедуры формирования, экспертизы, оценки, утверждения, финансирования, управления и контроля выполнения областных целевых программ.
Постановление Губернатора Ульяновской области от 24 июня 2005 г. N 141 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации областных целевых программ"
Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Постановления опубликован в газете "Ульяновская правда" от 5 июля 2005 г. N 67
Постановлением Губернатора Ульяновской области от 22 августа 2007 г. N 50 настоящее Постановление признано утратившим силу