Соглашение
между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области,
объединениями работодателей Ульяновской области,
Правительством Ульяновской области
на 2007-2009 годы
28 ноября 2007 г.
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с заключением нового Соглашения между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области на 2010-2012 годы от 17 ноября 2009 г.
О порядке присоединения работодателей к настоящему Соглашению смотри ст. 133.1 Трудового кодекса РФ
См. справку о размере минимальной заработной платы в Ульяновской области
Договаривающиеся стороны: Федерация организаций профсоюзов Ульяновской области (далее - Профсоюзы), "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Ульяновской области", "Ульяновский союз сельских товаропроизводителей (работодателей)", (далее - Работодатели), Правительство Ульяновской области (далее - Правительство), именуемые в дальнейшем Стороны, заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне в 2007-2009 годах и совместные действия по их осуществлению.
Регулирование социально-трудовых отношений осуществляется по вопросам: оплаты труда, режима труда и отдыха, условий и охраны труда, занятости населения, развития социального партнерства и установления социальных льгот и преимуществ для работников, более благоприятных по сравнению с действующим законодательством.
Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.
Соглашение является обязательным к исполнению Правительством Ульяновской области, органами исполнительной власти Ульяновской области, работодателями, профсоюзами.
Гарантии социальной и экономической защищенности граждан, установленные Соглашением, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону их снижения при заключении коллективных договоров организаций и территориальных соглашений.
Настоящее Соглашение является основой при заключении соглашений и коллективных договоров на уровне отраслей, муниципальных образований, организаций области.
Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя также обязательства, закрепленные отраслевыми и Генеральным соглашениями между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы.
I. Совместные и индивидуальные обязательства, принятые Сторонами
1. В сфере развития социального партнерства
1.1. Обязательства Сторон
1.1.1. Проводить совместную работу (консультации) с участием депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства.
1.1.2. Содействовать развитию социального партнерства, оказывать практическое и методическое содействие в разработке и заключению отраслевых тарифных соглашений, территориальных соглашений и коллективных договоров.
Установить практику заключения коллективных договоров в организациях не позднее 1 квартала текущего года.
1.1.3. Обеспечить реализацию предоставленных действующим законодательством прав работников в управлении организацией.
1.1.4. Проводить согласованную политику по созданию и укреплению действующих объединений работодателей, профсоюзов в организациях всех форм собственности.
1.1.5. Регулярно публиковать в газетах "Ульяновская правда", "Народная газета" и других средствах массовой информации материалы о практике социального партнерства, решениях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссии) и мероприятиях, проводимых в рамках реализации Соглашения. Размещать на официальных сайтах Сторон материалы о развитии социального партнерства.
1.2. Обязательства Правительства
1.2.1. Направлять на рассмотрение Комиссии наиболее важные проекты законов и иных нормативных правовых актов социальной направленности.
1.2.2. Вводить представителей Сторон в состав рабочих комиссий, групп, образованных в органах исполнительной власти для рассмотрения социально значимых вопросов.
1.2.3. При взаимодействии с органами исполнительной власти области работодатели, участвующие в системе социального партнерства и реализации обязательств по Соглашению, имеют при прочих равных условиях приоритет в решении вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью.
1.3. Обязательства Профсоюзов
1.3.1. При разрешении трудовых споров отдавать предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур.
1.3.2. В каждом коллективе, имеющем первичную профсоюзную организацию, добиваться заключения коллективного договора и осуществлять контроль за его выполнением.
1.4. Обязательства Работодателей
1.4.1. Соблюдать права и гарантии профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы.
1.4.2. При наличии письменных заявлений работников - членов профсоюза ежемесячно и бесплатно одновременно с выдачей заработной платы перечислять на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы.
1.4.3. Сформировать организационные структуры объединений работодателей в муниципальных образованиях области.
2. В области социально-экономической политики
2.1. Обязательства Сторон
2.1.1. Оказывать приоритетное содействие производителям продукции, участвующим в социальном партнерстве, в разработке и внедрении инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
2.1.2. Разработать систему информационного обмена между малыми и крупными организациями области с целью увеличения товарооборота между организациями области.
2.1.3. Ежегодно проводить экономическое и трудовое соревнование по профессиям с целью повышения производительности труда. Применять моральное и материальное стимулирование.
Для повышения престижа рабочих профессий и содействия повышению квалификации работников ежегодно проводить областные конкурсы профессионального мастерства.
2.1.4. Проводить консультации в областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития.
2.1.5. Способствовать привлечению в экономику Ульяновской области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов.
2.2. Обязательства Правительства
2.2.1. Формировать социально-экономическую политику области с ориентацией на увеличение экономического роста и повышение эффективности расходования бюджетных средств (в соответствии с областными программами).
2.2.2. Осуществлять координацию выполнения приоритетных национальных проектов, областных целевых программ, в том числе программ социально-экономического развития отдельных территорий, ежеквартально информировать Комиссию о ходе их реализации.
2.2.3. Проводить тарифную политику в отраслях естественных монополий (топливно-энергетическом комплексе и на транспорте) в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и с учетом особенностей социально-экономического развития Ульяновской области.
2.2.4. В целях повышения доступности жилья для населения Ульяновской области развивать систему ипотечного кредитования с привлечением строительных организаций и банков области.
В 2007 году разработать и внести в Законодательное Собрание Ульяновской области проект Закона Ульяновской области "Об ипотечном кредитовании населения Ульяновской области".
2.2.5. Осуществлять поддержку сельских товаропроизводителей. Способствовать развитию продовольственного рынка и организации системы заготовок и переработки сельхозпродукции (реализация национального проекта).
2.2.6. Разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию и развитию дорожной сети.
2.2.7. Содействовать развитию малого бизнеса и предпринимательства во всех секторах экономики Ульяновской области. Способствовать укреплению финансового положения и созданию благоприятных условий хозяйственной деятельности для субъектов малого предпринимательства (привлечение финансовых средств для кредитования, льготное кредитование и компенсация выплаты процентной ставки по кредиту и другие меры).
2.2.8. Оказывать содействие организациям - участникам социального партнерства в решении социально значимых проблем, в том числе путем предоставления льгот для соответствующих категорий налогоплательщиков в рамках действующего налогового и бюджетного законодательства.
2.3. Обязательства Профсоюзов
2.3.1. Содействовать стабилизации производственных процессов в организациях путем укрепления трудовой дисциплины, контроля за соблюдением установленных законодательством режимов труда и отдыха, действующими системами оплаты труда.
2.3.2. Инициировать заключение коллективных договоров в организациях, способствовать формированию социального пакета для работников организаций, созданию необходимых условий, обеспечивающих эффективный производственный процесс.
2.3.3. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства, обеспечивать защиту прав и интересов работников при реорганизационных процессах, представлять интересы работников в арбитражных судах при проведении процедуры банкротства.
2.4. Обязательства Работодателей
2.4.1. Ежеквартально представлять в Правительство информацию по оплате государственного оборонного заказа.
2.4.2. Участвовать в конкурсных торгах по размещению заказов на закупку продукции для государственных нужд, способствовать развитию межрегиональной и межмуниципальной кооперации, принимать участие в формировании межрегиональных сводных заказов для государственных нужд.
2.5. Обязательства Правительства и Работодателей
2.5.1. Устанавливать и расширять взаимодействие между промышленными и сельскохозяйственными организациями области.
2.5.2. Организовывать не реже 2 раз в год практические и консультационные семинары и конференции по вопросам реформирования и совершенствования управления организациями, привлекая для этого представителей ведущих российских научных и финансовых институтов.
2.5.3. Продолжать работу по выполнению решений Правительства Российской Федерации по реформированию оборонно-промышленного комплекса страны.
2.5.4. Добиваться от федеральных органов исполнительной власти погашения задолженности и финансирования государственного оборонного заказа, выделения средств на содержание мобилизационных мощностей.
2.6. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
2.6.1. Проводить согласованные мероприятия по реструктуризации и технологическому перевооружению организаций на выпуск конкурентоспособной, в том числе новой продукции.
2.6.2. Разрабатывать и утверждать документы по обеспечению изобретательской и рационализаторской деятельности в организациях. Включать в коллективные договоры вопросы участия работников в управлении организацией.
2.6.3. При заключении отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров направлять дополнительные доходы организаций, образующиеся в результате снижения ставок единого социального налога, преимущественно на повышение заработной платы работников.
3. В области содействия занятости населения и развития рынка труда
3.1. Обязательства Сторон
3.1.1. Осуществлять совместные меры, направленные на создание дополнительных рабочих мест, предотвращение массового сокращения занятых на производстве и поддержку высвобождаемых работников. Способствовать реализации мер содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. Поощрять работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места для указанных категорий граждан, в том числе и в сельском хозяйстве.
Не допускать превышения уровня регистрируемой безработицы в 2007 году - 2,1%, в 2008 году - 2,0%, в 2009 году - 2,0% от числа экономически активного населения Ульяновской области. В случае превышения разрабатывать программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определять источники ее финансирования.
3.1.2. Считать основными критериями массового увольнения на 2007-2009 годы показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников за определенный календарный период:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
б) 20 и более человек в течение 30 календарных дней (для организаций с численностью работающих до 300 чел.);
- 100 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 300 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.1.3. Случаи массового сокращения работников рассматривать на заседаниях Комиссии.
3.1.4. Принимать дополнительные меры по обеспечению занятости населения в экономически неблагоприятных муниципальных образованиях области, уровень безработицы которых значительно превышает среднеобластное значение.
3.1.5. Выработать согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением в область иностранной рабочей силы, принять соответствующие законодательные акты Ульяновской области.
3.1.6. Обеспечивать ежегодную занятость подростков и молодежи во время каникул.
3.2. Обязательства Правительства
3.2.1. Расширять государственную инвестиционную деятельность, осуществлять поддержку инвестиционных проектов, реализуемых на территории области, содействовать развитию малого предпринимательства с целью создания и модернизации рабочих мест.
3.2.2. Оказывать организационное содействие в развитии деятельности студенческих трудовых отрядов Ульяновской области.
3.2.3. Публиковать в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка труда Ульяновской области.
3.2.4. Привлекать представителей работодателей к работе в составе экспертных советов, аттестационных комиссий, осуществляющих итоговую аттестацию выпускников областных государственных образовательных организаций начального и среднего профессионального образования, и к оценке качества профессионального образования.
3.2.5. Проводить мониторинг социально-трудовой сферы области.
3.3. Обязательства Профсоюзов
3.3.1. Контролировать соблюдение работодателями законодательства о занятости, предоставление им льгот и гарантий при высвобождении работников.
3.3.2. Добиваться сохранения рабочих мест через коллективные договоры и соглашения, оказания материальной поддержки высвобождаемым работникам после истечения трехмесячного срока со дня увольнения и сохранения за ними в течение двух лет существующих в организации льгот.
3.3.3. Оказывать работникам правовую помощь в вопросах занятости, приема на работу и увольнения. Через коллективные договоры и отраслевые соглашения добиваться сохранения и создания рабочих мест, обеспечения подготовки и переподготовки кадров, а также осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства.
3.3.4. Вносить в органы местного самоуправления предложения о приостановке решений работодателей о массовом высвобождении работников.
3.4. Обязательства Работодателей
3.4.1. Разрабатывать и внедрять инвестиционные проекты в целях создания новых рабочих мест.
3.4.2. Осуществлять меры по созданию системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, особо уделяя внимание подготовке кадров массовых профессий и специальностей, на основе договорных отношений с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
3.4.3. Принимать меры по недопущению массового сокращения работников, а в случае его угрозы не менее, чем за три месяца информировать органы службы занятости населения и профсоюзные комитеты организаций.
Обращаться за согласованием на увольнение работников в вышестоящий профсоюзный орган, если число увольняемых в течение года превысило уровень, установленный в отраслевом соглашении.
3.4.4. При ликвидации предприятия или сокращении численности или штата работников на нем предоставлять предупрежденным об увольнении работникам один свободный оплачиваемый день в неделю для поиска нового места работы.
3.4.5. Способствовать трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Не допускать сокращения работников, в семьях которых нет других работников с самостоятельным заработком.
3.4.6. Информировать органы службы занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу безработных, возможности организации общественных работ и временной занятости.
3.4.7. Не устанавливать испытания при приеме на работу лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступивших на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения.
3.4.8. Участвовать в организации и проведении ярмарок вакансий.
3.4.9. Организовывать прохождение производственной практики для учащихся и студентов учреждений профессионального образования области, стажировки педагогов и мастеров.
3.4.10. Содействовать организации на договорной основе с органами занятости проведения общественных оплачиваемых работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
3.4.11. Способствовать созданию структур по работе с молодежью, молодежных объединений и реализации государственной молодежной политики в области.
3.4.12. Выделять в обязательном порядке средства в размере до 4% от фонда оплаты труда на развитие персонала предприятий и организаций.
3.4.13. Обеспечивать выполнение квоты по приему на работу инвалидов.
3.4.14. Предоставлять в организациях, создаваемых на базе имущества предприятий - банкротов, не менее 80% мест высвобождаемым работникам.
3.5. Обязательства Правительства и Работодателей
3.5.1. Способствовать проведению профориентационной работы и содействовать трудоустройству молодежи, обучающейся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, проведению специализированных молодежных ярмарок вакансий.
3.5.2. В целях обеспечения экономики области квалифицированной рабочей силой и установления устойчивой связи профессионального образования с рынком труда разрабатывать с участием объединений работодателей прогноз потребностей в рабочей силе.
3.6. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать:
мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест;
организацию опережающего обучения высвобождаемых работников;
предоставление сверх установленных законодательством мер социальной защиты работников;
меры по повышению квалификации и росту профессионального мастерства работников.
4. В сфере доходов, заработной платы и уровня жизни населения
4.1. Обязательства Сторон
4.1.1. Осуществлять на всех уровнях социального партнерства совместную деятельность по решению связанных с оплатой труда проблем:
повышение реальных доходов населения:
в 2007 году - не менее 108,5%,
в 2008 году - не менее 106,3%,
в 2009 году - не менее 107,3%;
соответствие оплаты труда его результатам и сложности;
создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения;
уменьшение доли трудоспособного населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, снижение уровня дифференциации населения по доходам.
4.1.2. Проводить согласованную политику по совершенствованию систем оплаты труда и доходов населения, а также по снижению дифференциации в оплате труда работников, занятых в различных видах экономической деятельности.
Дополнительным Соглашением между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области от 28 ноября 2007 г. подпункт 4.1.3 пункта 4.1 раздела 4 части I настоящего Соглашения изложен в новой редакции
4.1.3. Довести среднемесячную начисленную заработную плату работников всех организаций и предпринимателей - физических лиц в течение 2008 года до размера не ниже среднемесячной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности на территории Ульяновской области.
Довести среднемесячную начисленную заработную плату работников в течение 2008-2009 годов до размера не ниже среднемесячной начисленной заработной платы по Приволжскому федеральному округу (в разрезе соответствующих отраслей).
Обеспечить минимальный размер оплаты труда работникам внебюджетных организаций при полном рабочем дне в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения области.
Индексация как обеспечение повышения уровня заработной платы должна производиться в порядке, установленном для работодателя через коллективный договор или иной локальный нормативный акт, принятый работодателем с учетом мотивированного мнения первичного профсоюзного органа.
4.1.4. Проводить согласованные действия по повышению уровня заработной платы и контролю за соблюдением сроков ее выплаты, принимать меры по ликвидации задолженности по заработной плате в организациях.
4.1.5. Принимать меры по легализации трудовых отношений.
4.1.6. Проводить согласованную политику по снижению масштабов бедности и повышению доли оплаты труда в доходах населения. Снизить в 2008 году число граждан с доходами ниже размера прожиточного минимума до 20%.
4.1.7. Систематически публиковать в областных средствах массовой информации списки организаций внебюджетного сектора экономики, в которых средняя заработная плата ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения области.
4.1.8. Контролировать своевременность выплаты компенсаций на приобретение методической литературы учителям общеобразовательных школ и преподавателям школ дополнительного образованию детей (ДШИ, художественные школы).
4.2. Обязательства Правительства
4.2.1. Реализовать меры по повышению реальной заработной платы работников государственных организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета, в соответствии с федеральными законодательными актами, предусматривая необходимые средства при формировании областного бюджета на очередной год.
4.2.2. При формировании областного бюджета Ульяновской области на очередной финансовый год предусмотреть средства:
- на предоставление малоимущим гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- на выплату компенсации за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;
- на выплату государственных пособий гражданам, имеющих детей по Закону Ульяновской области от 01.01.2006 N 152-ЗО "О ежемесячном пособии на ребенка в Ульяновской области";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "29 декабря 2005 г."
- на реализацию Закона Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", в том числе труженикам тыла, ветеранам труда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;
- на погашение задолженности по выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей;
- на организацию оздоровительных мероприятий для детей и подростков, в том числе в загородных оздоровительных лагерях, в профильных и выездных лагерях, лагерях труда и отдыха в период летних и зимних школьных каникул;
- сохранить не ниже достигнутого количество бесплатных и льготных путевок в загородные детские оздоровительные лагеря для детей, нуждающихся в дополнительной социальной поддержке.
4.2.3. Совместно с профсоюзами организовать контроль соблюдения работодателями организаций, находящихся в процедурах банкротства, законодательства об обязательном пенсионном страховании своих работников.
4.3. Обязательства Профсоюзов
4.3.1. Оказывать работникам бесплатную правовую помощь:
в досудебном и судебном решении вопросов взыскания задолженности по выплате заработной платы;
по социально-трудовым и иным вопросам, касающимся сферы трудовых отношений и условий труда.
4.3.2. Принимать меры по приведению условий коллективных договоров в соответствие с отраслевыми тарифными соглашениями;
4.3.3. Обеспечить контроль за своевременностью предоставлении работодателями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета и своевременного перечисления страховых взносов в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
4.4. Обязательства Работодателей
4.4.1. Гарантировать выплату заработной платы работникам в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и предусмотренные в коллективных договорах сроки, принимать меры по погашению задолженности по заработной плате и в случае ее задержки проводить индексацию в соответствии с действующим законодательством.
4.4.2. При обращении любой из Сторон информировать о размерах заработной платы, задолженности по заработной плате, принимаемых мерах по погашению долгов.
4.4.3. Отказаться от скрытых форм оплаты труда, обеспечить полный учет выплачиваемой заработной платы.
4.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
4.5.1. При заключении коллективных договоров в организациях предусматривать:
индексацию задержанной заработной платы в размерах регистрируемого органами статистики индекса потребительских цен за период задержки;
конкретные сроки выплаты заработной платы, сроки (графики) ликвидации задолженности по заработной плате;
меры по последовательному повышению уровня минимальной заработной платы;
соотношение тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера;
обеспечение роста заработной платы в соответствии с уровнем инфляции, а в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами;
положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановления работы, и оплачивать его в размере не менее 2/3 заработной платы;
меры по защите социально-трудовых прав молодежи;
соблюдение условий настоящего Соглашения и отраслевых тарифных соглашений.
4.5.2. Осуществлять контроль:
выполнения сроков выплаты заработной платы, погашения ее задолженности;
целевого использования средств, предназначенных на оплату труда;
выполнения условий соглашений и коллективных договоров по оплате труда.
5. В области социальной защиты, защиты трудовых прав.
Развитие государственных гарантий, социальных услуг и страхование.
5.1. Обязательства Сторон
5.1.1. Разрабатывать и осуществлять меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения со среднедушевым денежным доходом в семье ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения.
5.1.2. Проводить согласованную политику по улучшению социальных условий жизни работников и членов их семей.
5.1.3. Принимать участие в разработке и реализации областных целевых программ и мероприятий социально-культурной направленности.
5.1.4. Обеспечивать взаимодействие сторон социального партнерства при подготовке проектов законов Ульяновской области и других нормативных правовых актов области, направленных на сохранение уровня социальной защищенности и повышение уровня и качества жизни населения области.
5.1.5. Сохранять и укреплять систему санаторно-курортного лечения. Эффективно использовать средства фонда социального страхования, бюджетные средства, средства организаций и профсоюзов, направленные на организацию отдыха и лечения трудящихся и членов их семей, студентов и иных категорий населения в соответствии с действующим законодательством.
5.1.6. Реализовывать государственную политику в сфере культуры.
5.1.7. Осуществлять контроль за реализацией нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями.
5.1.8. Разработать в 2007 году областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области на период до 2010 года".
5.1.9. Обеспечивать финансирование и укрепление материальной базы объектов социальной сферы, находящихся в собственности, пользовании Правительства, Работодателей, Профсоюзов. Исключить перепрофилирование и смену формы собственности объектов социальной сферы, сферы культуры, учреждений дополнительного образования, здравоохранения.
5.1.10. Принимать участие в финансировании культурно-массовых, спортивных, оздоровительных мероприятий.
5.1.11. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий по обеспечению оздоровления и отдыха детей в оздоровительных организациях.
5.1.12. Обеспечивать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в рамках утвержденной Территориальной программы государственных гарантий, включая программу обязательного медицинского страхования.
5.2. Обязательства Правительства
5.2.1. Ежегодно определять размер компенсационных выплат на социально значимые услуги населению (включая пригородные перевозки), финансируемые из областного бюджета, с учетом индексов-дефляторов изменения стоимости предоставляемых услуг.
5.2.2. Осуществлять адресную социальную поддержку малоимущих граждан и отдельных социально незащищенных групп населения.
5.2.3. При формировании областного бюджета Ульяновской области предусматривать ежегодное увеличение финансирования социальной сферы, формирование социальных статей бюджета области осуществлять с учетом мнения Сторон.
5.2.4. Совместно с областным советом работающей молодежи разрабатывать и осуществлять целевые программы для эффективного вовлечения работающей молодежи организаций любых форм собственности, в реализацию молодежной политики.
5.2.5. Осуществлять регулирование розничных цен на электрическую и тепловую энергию, природный газ, реализуемые населению области, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
5.2.6. Выполнять мероприятия по контролю за соблюдением установленного порядка ценообразования на товары и услуги в целях защиты социальных интересов населения.
5.2.7. Предусматривать при формировании областного бюджета средства на:
предоставление мер социальной поддержки учащейся молодежи в соответствии с действующим законодательством;
обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с действующим жилищным законодательством.
5.2.8. Оказывать финансовую и иную поддержку учреждениям профессионального образования и культуры.
5.2.9. Обеспечивать реализацию мер, направленных на профилактику и реабилитацию лиц, страдающих наркотической зависимостью.
5.2.10. Обеспечивать доступность для граждан медицинской помощи, сохранения главенствующей роли государственного и муниципального секторов здравоохранения.
5.2.11. Предварительно рассматривать на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию и газ.
5.3. Обязательства Профсоюзов
5.3.1. Проводить работу по увеличению членства профсоюзов, созданию профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности для обеспечения защиты прав и интересов их работников.
5.3.2. Осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, расходованием средств социального страхования, оказывать необходимую правовую помощь работникам и защищать их трудовые права, в том числе в судебном порядке.
5.3.3. Вносить в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение норм трудового законодательства, не обеспечивающих заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений.
5.3.4. Оказывать помощь работникам в оформлении документов по пенсионному обеспечению.
5.3.5. Способствовать развитию систем добровольного медицинского и пенсионного страхования, обеспечивающих реализацию мер, направленных на лечение и оздоровление работающих, на повышение уровня пенсионного обеспечения.
5.4. Обязательства Работодателей
5.4.1. Своевременно и в полном объеме осуществлять уплату налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, единого социального налога, страхового взноса по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обеспечивать погашение задолженности прошлых лет.
5.4.2. При наличии возможности обеспечивать предоставление работникам организаций, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и кредитов на строительство или приобретение жилья за счет средств этих организаций.
5.4.3. Предусматривать в коллективных договорах и соглашениях ряд социальных льгот для работников, в том числе материальную помощь многодетным семьям, одиноким матерям, неработающим пенсионерам на частичное возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг, а также расходов на питание в рабочих столовых и содержание детей работников в дошкольных организациях.
5.4.4. Увеличивать за счет прибыли организации уровень социальных гарантий беременным женщинам и кормящим матерям, работникам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, многодетным и неполным семьям.
5.4.5. Предусматривать отчисление денежных средств на изобретательскую и рационализаторскую работу.
5.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
5.5.1. При заключении коллективных договоров в организациях не допускать снижения уровня мер социальной поддержки, зафиксированных в территориальных и отраслевых тарифных соглашениях, а также предусматривать:
отчисление денежных средств профсоюзным органам на социально-культурную работу;
меры по социальной поддержке работников, проживающих в ведомственных общежитиях, и установление ставок оплаты за жилищные услуги, определенных органами местного самоуправления для муниципального жилья, а также тарифов на коммунальные услуги, утверждаемых органами местного самоуправления и регулируемых органами исполнительной власти области в сфере ценообразования;
меры по оказанию помощи работникам в решении вопроса по улучшению жилищных условий, ипотечным и другими формами кредитования покупки и строительства жилья;
средства на содержание социальной сферы, предоставление льготных путевок на санаторно-курортное лечение работникам по согласованию с профсоюзными органами и частичную компенсацию оплаты путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;
контроль со стороны профсоюзов за своевременным и в полном объеме перечислением работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
отчисление взносов работодателями по добровольному медицинскому страхованию работников;
меры по закреплению молодых специалистов на рабочих местах, по защите социально-трудовых прав молодежи;
доставку работников служебным транспортом к месту работы или предоставление дотаций на проезд;
организацию регулярного горячего питания работников в организациях;
поддержку работников, имеющих несовершеннолетних детей;
материальную помощь при выходе на пенсию;
закрепление молодых работников на производстве.
5.5.2. Осуществлять постоянный контроль за расходованием средств социального страхования через своих представителей в комиссиях по социальному страхованию.
6. Охрана труда и экология
6.1. Обязательства Сторон
6.1.1. Проводить целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
6.1.2. Осуществлять контроль и проводить анализ состояния производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области и принимать меры по их профилактике и снижению, по улучшению условий и охраны труда работников.
6.1.3. Принимать меры по повышению уровня информированности работников об условиях и охране труда, производственном травматизме и профессиональной заболеваемости в организациях области, по запросу Сторон представлять соответствующую информацию.
6.1.4. Проводить проверку знаний требований охраны труда и обучение по охране труда всех работников, уполномоченных лиц по охране труда и членов совместных комиссий по охране труда организаций.
6.2. Обязательства Правительства
6.2.1. Осуществлять государственное управление охраной труда в Ульяновской области.
6.2.2. Для организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях разрабатывать нормативно-правовые акты, проводить семинары, совещания; участвовать в аттестации и аккредитации санитарно-промышленных лабораторий, органов по сертификации.
6.2.3. Обеспечивать проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
6.3. Обязательства Профсоюзов
6.3.1. Взаимодействуя с государственными органами, осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предоставлением гарантий и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда.
6.3.2. Организовывать проверку знаний по охране труда и обучение профсоюзного актива, а также разработку, издание и распространение справочно-методической литературы по охране труда.
6.3.3. Принимать участие в создании комитетов (комиссий) по охране труда и избрании уполномоченных лиц по охране труда в организациях области.
6.3.4. Участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивать, в том числе в суде, интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональное заболевание.
6.4. Обязательства Работодателей
6.4.1. В целях исполнения законодательства Российской Федерации в области охраны труда предусматривать:
финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда;
создание служб охраны труда;
содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
6.4.2. Организовывать работу по охране труда в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Соглашением.
6.4.3. Способствовать развитию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях области.
6.4.4. Осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг).
6.4.5. Обеспечивать социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
6.4.6. Организовывать и проводить ежегодные смотры-конкурсы (по отраслевому принципу) состояния условий и охраны труда в организациях области.
6.4.7. Принимать меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, внедрять оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.
6.4.8. Обеспечивать условия для осуществления государственного и профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.
6.4.9. Включать представителей работников технических инспекций труда Профсоюзов в комиссии, принимающие в эксплуатацию вновь вводимые и реконструируемые производственные объекты, средства производства.
6.4.10. Обеспечивать выполнение требований экологической безопасности, разрабатывать и внедрять мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в организациях, осуществлять переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.
6.5. Обязательства Работодателей и Профсоюзов
При заключении коллективных договоров и соглашений Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства отраслевых (межотраслевых) соглашений всех уровней, в том числе:
по предоставлению оплачиваемого времени уполномоченным работникам по охране труда и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда;
по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья при исполнении работниками трудовых обязанностей;
по обеспечению условий работникам для проведения производственной гимнастики и занятий физической культурой и спортом;
по обеспечению льготным и бесплатным горячим, лечебно-профилактическим питанием работников в соответствии с действующим законодательством.
II. Организация контроля выполнения Соглашения
и ответственность Сторон
1. Контроль за выполнением Соглашения в соответствии с Законом Ульяновской области от 01.07.2004 г. N 033-ЗО "Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" осуществляет Комиссия, индивидуальных обязательств Сторон осуществляет каждая из Сторон самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
2. Стороны на заседаниях Комиссии совместно определяют меры по реализации обязательств настоящего Соглашения с указанием ответственных и сроков выполнения.
3. Стороны предлагают работодателям, не участвующим в заключении# Соглашения, присоединиться к этому Соглашению.
Если работодатель в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представил в областной орган по труду мотивированный отказ о присоединении к Соглашению, Соглашение считается распространенным на этого работодателя со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (при наличии таковой).
4. Средства, направляемые на реализацию обязательств и областных целевых программ, предусматриваются в областном бюджете, в планах хозяйственной деятельности Работодателей и сметах Профсоюзов.
III. Заключительные положения
1. Внесение изменений в текст Соглашения производится по взаимному соглашению Сторон и в порядке, установленном статьями 47-49 Трудового кодекса Российской Федерации. Ни одна из Сторон, заключивших Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
2. В случае отсутствия в организации, интересы которой представлены Сторонами, коллективного договора, Соглашение распространяется на эту организацию.
3. Текст Соглашения публикуется в областных и местных средствах массовой информации.
4. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового Соглашения.
Соглашение подписано в г. Димитровград в четырех подлинных экземплярах, имеющих одинаковую силу, 20 марта 2007 года.
Губернатор - Председатель Правительства Ульяновской области
С.И. Морозов
Председатель Федерации организаций профсоюзов Ульяновской области
В.А. Служивой
Президент регионального объединения работодателей
"Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области"
С.Ю. Полбин
Председатель совета "Ульяновского союза сельских
товаропроизводителей (работодателей)"
В.В. Никонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения по вопросам: оплаты труда, режима труда и отдыха, условий и охраны труда, занятости населения, развития социального партнерства, и устанавливает гарантии социальной и экономической защищенности граждан.
Соглашение является основой при заключении соглашений и коллективных договоров на уровне отраслей, муниципальных образований, организаций области.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового Соглашения
Соглашение между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области на 2007-2009 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения нового Соглашения
Текст Соглашения опубликован в газете "Ульяновская правда" от 18 апреля 2007 г. N 32
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие в связи с заключением нового Соглашения между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области на 2010-2012 годы от 17 ноября 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Дополнительное Соглашение от 28 ноября 2007 г. к Соглашению от 20.03.2007 между Федерацией организаций профсоюзов Ульяновской области, объединениями работодателей Ульяновской области, Правительством Ульяновской области на 2007-2009 годы.
Настоящее постановление фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия