Инструкция Минфина СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 28 декабря 1977 г. N 94/30/26-7
"О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом"
(Извлечение)
С введением в действие Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. Минфином СССР, Госбанком СССР, Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, Минтрансом РСФСР 30 ноября 1983 г. NN 156, 30, 354/7, 10/998) настоящая Инструкция утратила силу
1. Расчеты с автотранспортными предприятиями или организациями за все выполненные ими работы по перевозке грузов, экспедированию, погрузочно-разгрузочным и другим операциям и услугам, связанным с перевозкой грузов, производятся грузоотправителями или грузополучателями - заказчиками автотранспорта в соответствии с правилами Госбанка СССР и настоящей инструкцией.
2. Расчеты за перевозки грузов с автотранспортными предприятиями и организациями производятся заказчиками автотранспорта по Единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом в соответствии с утвержденными в установленном порядке правилами их применения.
3. Перевозка грузов товарного характера автомобильным транспортом в городском, пригородном, включая перевозки в сельской местности, и междугородном сообщениях (в том числе с участием грузовых автостанций органов управления автомобильным транспортом общего пользования союзных республик) осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной, составленной по форме, утвержденной в установленном порядке в соответствии с типовой формой согласно приложению N 1 *.
4. Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и состоит из двух разделов:
I - товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей;
II - транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с автотранспортными предприятиями, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с автотранспортными предприятиями, организациями за оказанные им услуги по перевозке грузов.
Министерства и ведомства, в случае необходимости, в целях приближения учетных показателей типовой формы товарного раздела к особенностям бухгалтерского учета материальных ценностей, установленным по отрасли, могут по согласованию с ЦСУ СССР внести в товарный раздел товарно-транспортной накладной изменения отдельных учетных реквизитов. При этом транспортный раздел, размещенный на оборотной стороне товарно-транспортной накладной, должен точно соответствовать утвержденной типовой форме и внесение каких-либо изменений в его реквизиты не допускается.
5. Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за работу автотранспорта, а также для списания и оприходования товарно-материальных ценностей.
При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транспортными накладными, составляемыми совместно автотранспортными предприятиями, станциями железных дорог, пристанями, портами, аэропортами в соответствии с Правилами централизованного завоза и вывоза грузов, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках.
6. В условиях, когда на одном автомобиле одновременно перевозится несколько партий грузов в адрес одного или нескольких получателей, товарно-транспортная накладная выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
При кольцевом завозе товарно-материальных ценностей одним автомобилем в адрес нескольких получателей, подчиненных одному заказчику автотранспорта, порядок выписки товарно-транспортных накладных определяется в соответствии с соглашениями грузоотправителей и заказчиков автотранспорта.
7. Товарно-транспортная накладная должна выписываться в минимальном количестве, как правило, в четырех экземплярах, обеспечивающих учет материальных ценностей и работу автотранспорта. При выписке товарно-транспортных накладных в четырех экземплярах:
первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю;
второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя груза;
третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются автотранспортному предприятию или организации. Третий, служащий основанием для расчетов, автотранспортное предприятие прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику - заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
8. При одновременном предъявлении к перевозке большого количества наименований товарно-материальных ценностей допускается применение вкладышей-продолжений товарно-транспортной накладной, заполняемых по форме листа товарно-транспортной накладной с повторением во вкладышах табличных реквизитов, а также серии и номера заглавного листа товарно-транспортной накладной, указанных в товарном разделе.
9. По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, единым перевозочным документов служит акт замера (взвешивания), приложение N 2.
10. Акт замера (взвешивания) перевезенных грузов должен составляться грузоотправителем также в минимальном количестве, обеспечивающем учет работы автомобиля как по сдельной, так и по повременной форме оплаты.
При выписке акта в трех экземплярах:
первый и второй экземпляры передаются автотранспортному предприятию или организации. Первый экземпляр служит основанием для расчетов автотранспортного предприятия или организации с грузоотправителем и прилагается к счету, а второй прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы;
третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок.
11. Товарно-транспортные накладные, а также акты замера (взвешивания) являются документами строгой отчетности, изготовляются централизованно, типографским способом и должны иметь учетную серию и номер, однозначный для всех экземпляров, выписываемых для каждой в отдельности ездки грузового автомобиля с грузом.
12. Порядок изготовления и заполнения типовой формы товарно-транспортной накладной и акта замера (взвешивания) устанавливается согласно приложению N 3.
13. Грузоотправителям запрещается предъявлять, а автотранспортным предприятиям или организациям принимать к перевозке грузы товарного и нетоварного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными по грузам товарного характера или актами замера (взвешивания) по грузам нетоварного характера, без указанных выше товарно-транспортных документов. Это требование распространяется на все виды перевозок груза, выполняемых грузовым автотранспортом, независимо от условий оплаты за его работу, за исключением перевозок, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "д" пункта 27 настоящей инструкции.
14. Товарно-транспортные накладные или акты замера (взвешивания) совместно с путевыми листами служат едиными документами для учета транспортной работы, расчетов за перевозки, а товарно-транспортная накладная, выписываемая грузоотправителем, является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
15. Предприятия, организации учреждения, осуществляющие перевозки товарных и нетоварных грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны заполнять товарно-транспортные накладные или акты замера (взвешивания) на каждую ездку грузового автомобиля и прилагать один экземпляр транспортного документа к путевому листу.
16. Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки при перевозке грузов устанавливается Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными в установленном порядке в союзных республиках, а при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (пристани) и аэропорты - Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, порты (пристани) и аэропорты.
См. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР
17. Грузоотправители и грузополучатели несут установленную законом ответственность за достоверность данных о весе (массе) перевозимого груза и количестве грузовых мест, указанных ими в товарно-транспортных документах, а автотранспортные предприятия - за правильность указанных в этих документах расстояний перевозок и тарифного класса груза.
18. Расстояние перевозки и тарифный класс перевозимого груза указываются автотранспортными предприятиями после окончания перевозки груза в третьем и четвертом экземплярах товарно-транспортных документов.
19. Прием грузов к перевозке от грузоотправителя удостоверяется подписью водителя-экспедитора во всех экземплярах товарно-транспортных документов.
20. Перевозки однородных грузов от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя на одно и то же расстояние, при условии обеспечения сохранности груза, могут оформляться одной товарно-транспортной накладной или одним актом замера (взвешивания) суммарно на всю работу, выполненную автомобилем в течение смены. При этом оформление промежуточных ездок производится выдачей грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную ездку.
Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых:
первый остается у грузоотправителя;
второй - у водителя;
третий - у грузополучателя.
При перевозке грузов нетоварного характера третий экземпляр талона может не выписываться.
При выполнении последней ездки грузоотправитель вместо выданных талонов оформляет товарно-транспортную накладную или акт замера (взвешивания) на все количество перевезенного груза, а талоны, на основании которых составляется товарно-транспортная накладная или акт замера (взвешивания), подлежат уничтожению.
Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией, грузоотправителем и грузополучателем и должны содержать сведения, учитывающие количество перевозимого груза и время работы автомобиля, а также время простоя по каждой ездке и другие показатели, необходимые для последующего внесения этих данных в товарно-транспортные документы.
21. При определении объема перевезенного груза по геодезическому обмеру аккордно группой автомобилей по согласованию сторон заказчик может оформить и выдать автотранспортному предприятию акт замера (взвешивания) на весь объем выполненной работы, без выдачи водителям талонов, а учет работы каждого автомобиля в отдельности в этом случае осуществляется автотранспортным предприятием. При этом оформление актов замера (взвешивания) на вывоз груза должно производиться не реже двух раз в месяц.
22. Основным первичным документом учета работы грузового автомобиля является путевой лист, выдаваемый водителю ежедневно при выпуске грузового автомобиля на линию. Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.
23. Путевой лист является документом строгой отчетности, изготавливается типографским способом с учетной серией и типографским номером. Изготовление и снабжение путевыми листами автотранспортных предприятий, а также организаций и учреждений, имеющих собственный автотранспорт, производится централизованно их вышестоящими организациями в установленном порядке.
На основании пункта 2 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 августа 1968 г. N 598 организация перевозок грузов в междугородных сообщениях, порядок изготовления и выдачи путевых листов для выполнения междугородных перевозок грузов предприятиями, организациями и учреждениями, находящимися на территории союзной республики, устанавливается органами управления автомобильным транспортом общего пользования по согласованию с Госпланом союзной республики.
24. К путевым листам должны быть приложены товарно-транспортные документы, оформленные надлежащим образом. Грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных ими в товарно-транспортных документах.
Расчетные документы, составленные по путевым листам без приложенных к ним товарно-транспортных документов, а также в случаях представления водителем путевого листа с приложением к нему неправильно оформленных (недооформленных) товарно-транспортных документов не должны предъявляться к оплате заказчику за работу автотранспорта, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "а", "б", "д" пункта 27 настоящей инструкции, а также отказа заказчика от перевозки груза и других случаев, предусмотренных Уставами автомобильного транспорта союзных республик.
25. Основанием для перевозки автотранспортом личных вещей и грузов граждан является путевой лист с приложением к нему квитанции (приходного ордера) на оплату транспортных услуг и в необходимых случаях транспортной накладной, форма которой утверждается органами управления автомобильным транспортом союзных республик.
26. Формы путевого листа для грузового автомобиля и порядок их заполнения устанавливаются согласно приложениям N 4.
27. Применение повременных тарифов по оплате работы автомобиля допускается в случаях:
а) если при перевозке грузов нетоварного характера невозможен учет путем замера, взвешивания, геодезического замера (очистка территории от мусора, перевозка грузов внутри территории предприятий и строек и т.п.);
б) при внутризаводских, внутрипостроечных и внутрискладских перевозках грузов, когда применение сдельных тарифов нецелесообразно;
в) при внутригородских перевозках с заездами не менее чем в 4 пункта за одну ездку, когда применение сдельных тарифов нецелесообразно;
г) при перевозках грузов автомобилем грузоподъемностью до 1 тонны включительно;
д) при использовании автомобиля для обслуживания линии связи и электропередач, нефтегазопроводов, перевозки почты и периодической печати внутри города, а также научно-изыскательских, геологических работах, для киносъемок и при стихийных бедствиях;
е) при внутригородских перевозках грузов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, когда применение сдельных тарифов нецелесообразно.
28. При работе автотранспорта по повременной оплате в актах замера (взвешивания) и товарно-транспортных накладных заказчика наносится штемпельная надпись "Почасовая".
29. Данные о работе автомобильного транспорта, оплачиваемого по повременным тарифам, отражаются в путевых листах и приложенных к ним товарно-транспортных накладных при перевозке товарных грузов или в актах замера (взвешивания) при перевозке нетоварных грузов.
30. Запрещается включать в путевые листы перевозки грузов автомобильным транспортом, не подтвержденные товарно-транспортными накладными или актами замера (взвешивания). Перевозки грузов, не подтвержденные товарно-транспортными накладными или актами замера (взвешивания), не могут включаться в отчет о выполненных объемах перевозок.
31. Предприятия и организации-грузоотправители (грузополучатели) обязаны не реже одного раза в квартал производить сверки данных, на основании которых автотранспортные предприятия и организации выписывают счета на оплату перевозок грузов, с фактически перевезенным этими предприятиями количеством груза, а также расстоянием этих перевозок.
Указанные сверки производятся в автотранспортных предприятиях и организациях по графикам, утвержденным ими по согласованию с грузополучателями (грузоотправителями).
Выявленные в ходе сверки суммы, излишне полученные автотранспортными предприятиями в результате приписок при перевозке грузов, перечисляются ими в пятидневный срок со дня подписания акта в доход союзного бюджета на раздел 12 25 "Прочие поступления".
О фактах выявленных приписок за проверенный квартал участники сверки обязаны сообщить вышестоящим организациям, а также органам ЦСУ СССР и одновременно внести соответствующие изменения в отчетность по выполнению объема перевозок груза, прибыли и другим технико-экономическим показателям.
Форма акта сверки и порядок его составления прилагаются (приложения N 5 и N 6).
32. В связи с изданием настоящей инструкции считать утратившими силу инструкцию Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 27 июня 1959 г. N 183/743/7-305 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" и письмо Министерства финансов СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 17 сентября 1966 г. N 294/1540/7-305.
-------------------------------------------------------------------------
*) Приложения к настоящей Инструкции (кроме приложений N 3, N 4 и N 6) не приводятся
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция Минфина СССР, Госбанка СССР и ЦСУ СССР от 28 декабря 1977 г. N 94/30/26-7 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (Извлечение)
Текст инструкции опубликован в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1979 г., N 1, с. 11
С введением в действие Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. Минфином СССР, Госбанком СССР, Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, Минтрансом РСФСР 30 ноября 1983 г. NN 156, 30, 354/7, 10/998) настоящая Инструкция утратила силу