См. также Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"
В целях реализации задач по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 "Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 16, ст. 1888) и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 21, ст. 2383) Правительство Российской Федерации Постановляет:
1. Утвердить представленную Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом программу мер по поддержке соотечественников за рубежом (прилагается).
2. Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета предусматривать ежегодно средства на выполнение мероприятий программы мер по поддержке соотечественников за рубежом.
3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании своей работы учитывать мероприятия, предусмотренные программой мер по поддержке соотечественников за рубежом.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.
Председатель Правительства |
В. Черномырдин |
Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590)
См. Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2009 - 2011 гг., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 10 ноября 2008 г. N 1646-р
1. Общие положения
Российская диаспора в различных странах мира формировалась, в основном, в течение XX века, когда вследствие сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю.
В 90-х годах численность российской диаспоры за рубежом резко возросла. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы соотечественников оказались отделенными от Российской Федерации государственными границами.
Во многих случаях они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной, культурной и психологической ситуации и нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России.
Значительная часть трудностей, выпавших на долю наших соотечественников, помимо глубокого экономического кризиса, охватившего практически все бывшие республики СССР, политической и социальной нестабильности во многих из них, вызвана и тем обстоятельством, что новые независимые страны формируются как национальные государства самоопределившихся титульных наций.
Иногда это декларируется открыто, но чаще проявляется в политике, направленной на достижение доминирования титульного населения в сферах государственной и общественной жизни, результатом которой становится рост социально-политической и межэтнической напряженности в этих странах.
Опыт жизни в новых независимых государствах все чаще наталкивает активную часть российских соотечественников на мысль о том, что их достойная интеграция в новое общество не может быть достигнута без самоорганизации и объединения усилий по защите своих прав и интересов. Поэтому в странах нового зарубежья в последние годы возникло немало различного рода объединений наших соотечественников. Однако этот процесс сопровождается конкуренцией между общественными организациями соотечественников и их лидерами за монополию на представительство интересов всего русскоязычного населения той или иной страны. При этом следует отметить, что лишь немногие из общественных организаций получили достаточно широкую известность, завоевали доверие основной части соотечественников и играют заметную роль в социально-политической, экономической и культурной жизни своих стран.
В настоящее время проблема соотечественников является значимым фактором в формировании отношений России с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии и внутриполитической ситуации в каждой из этих стран (в том числе и в России).
Вступая на путь практической поддержки соотечественников за рубежом, Российская Федерация ясно и недвусмысленно определила в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)", Указе Президента Российской Федерации от 11 августа 1994 г. N 1681 "Об Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом" и постановлении Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" основные принципы и цели своей государственной политики в отношении российской диаспоры.
Российская Федерация исходит из того, что соотечественники должны иметь свободу выбора страны проживания и гражданства, причем страны их постоянного проживания несут ответственность за обеспечение всего комплекса гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав этих лиц. Россия, несущая как правопреемница СССР моральную ответственность перед соотечественниками, готова помочь правительствам новых независимых государств в решении этих задач, а в случае ущемления прав соотечественников намерена использовать все международно признанные меры для их защиты.
Поддержка соотечественников за рубежом ни в коем случае не является завуалированным отказом им в праве возвращения в Россию.
Напротив, обеспечение как интегрированности в жизнь страны постоянного проживания при сохранении культурной самобытности, так и переезда на историческую родину - главная двуединая цель политики России в отношении соотечественников, каждый компонент которой реализуется на практике с учетом конкретной ситуации.
Проблемы российских соотечественников в странах нового зарубежья вследствие их общественно-политической остроты и значимости сегодня более актуальны, чем аналогичные проблемы в странах традиционного зарубежья. Тем не менее поддержанию культурных и духовных связей с соотечественниками в странах за пределами бывшего СССР должно уделяться больше внимания, тем более что в нынешних условиях снято большинство ранее существовавших ограничений для осуществления этой деятельности государственными и общественными организациями и гражданами России.
Опыт работы по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 показал, что проблемы соотечественников достаточно полно охватываются Основными направлениями, однако их осуществление на практике затруднено вследствие отсутствия механизмов реализации предусмотренных мер по поддержке соотечественников за рубежом. На устранение разрыва между целями государственной политики, сформулированными в упомянутых выше документах, а также Указе Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 940 "Об утверждении Стратегического курса Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств", и их практической реализацией и направлена Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом (далее именуется - Программа).
2. Цели и основные задачи Программы
Цели Программы:
содействие созданию условий для нормальной жизнедеятельности соотечественников, их добровольной интеграции в политическую, социальную, культурную и экономическую жизнь новых независимых государств при сохранении собственной культурной самобытности и всесторонних связей с Россией;
сохранении культурного и интеллектуального потенциала российской диаспоры, создание благоприятных условий для тех соотечественников, которые намерены вернуться в Россию;
укрепление и развитие культурных, деловых и других связей с российской диаспорой в странах за пределами бывшего СССР.
Основные задачи Программы:
содействие реальному обретению соотечественниками международно признанных личных и коллективных прав и свобод;
оказание поддержки самоорганизации соотечественников, формированию организованной структурированной российской диаспоры, способствующей развитию отношений России с новыми независимыми государствами;
содействие созданию условий для функционирования русского языка, прежде всего в образовательной, информационной и культурной сферах;
разработка механизмов взаимодействия органов власти и общественных организаций России с общественными организациями соотечественников за рубежом, стимулирование сотрудничества хозяйствующих субъектов России и российской диаспоры;
содействие интеграции хозяйствующих субъектов российской диаспоры в экономическую жизнь новых независимых государств и разработка механизма их делового сотрудничества с российскими производственно-предпринимательскими структурами;
содействие формированию конструктивного отношения к решению проблем соотечественников со стороны органов власти и общественности стран их проживания и России.
3. Формы и методы осуществления Программы
Общие рамки допустимых средств реализации Программы очерчены международно-правовыми нормами, законами стран проживания соотечественников, Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
В Программе предусматривается:
заключение многосторонних и двусторонних правительственных и межведомственных соглашений между государствами - участниками СНГ и государствами Балтии по проблемам соотечественников за рубежом и обеспечение их реализации (в контексте выполнения Россией, государствами - участниками СНГ и государствами Балтии международных обязательств в области защиты прав и основных свобод человека, а также прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам);
разработка новых и корректировка действующих законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, направленных на более полный учет интересов соотечественников и расширение возможностей оказания им необходимой поддержки;
привлечение внимания международных организаций к фактам нарушения прав и ограничения свобод российских соотечественников;
финансовая поддержка образовательных, культурных и других программ общественных организаций соотечественников за рубежом;
оказание консультативной и научно-методической помощи общественным организациям соотечественников;
проведение мониторинга и научных исследований положения соотечественников за рубежом и создание информационного банка данных;
координация деятельности федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в первую очередь приграничных), российских общественных организаций и деловых кругов по решению проблем соотечественников за рубежом;
совершенствование организационно-управленческого механизма реализации мер, предусмотренных Программой.
4. Основные направления государственной поддержки соотечественников за рубежом
Российская диаспора в государствах нового зарубежья различается по своим социальным, профессиональным, культурным, политическим и иным характеристикам, имеет различный общественно-политический статус. В силу этого отличается и реакция тех или иных групп соотечественников на события, происходящие в странах их проживания и в России.
Основные направления государственной поддержки соотечественников за рубежом предполагают учет особенностей российской диаспоры и, соответственно, дифференцированный подход при их практической реализации.
4.1. Формирование условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников за рубежом
В целях формирования условий для реального соблюдения прав соотечественников в странах их постоянного проживания в Программе предусматривается:
разработка предложений для рассмотрения на заседаниях Совета глав государств, Совета глав правительств, Межпарламентской Ассамблеи и Совета министров иностранных дел государств - участников Содружества Независимых Государств состояния дел с обеспечением прав и свобод человека в этих государствах;
интенсификация работы по созданию комиссии СНГ по правам человека, подписанию и ратификации конвенции СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, конвенции СНГ о правах и основных свободах человека. Использование их возможностей для защиты прав соотечественников в государствах - участниках СНГ;
продолжение переговоров с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии о заключении двусторонних и многосторонних соглашений о формах и способах урегулирования проблем, связанных с правовым и гражданским статусом соотечественников;
определение правового статуса соотечественников в Российской Федерации и подготовка проектов соответствующих законодательных и нормативных актов;
регулярное информирование соответствующих международных организаций о фактах нарушения прав соотечественников и представляющих их интересы общественных организаций;
разработка предложений по учету интересов соотечественников при проведении политики в отношении государств - участников СНГ и стран Балтии;
содействие средствам массой информации в освещении правового положения соотечественников за рубежом и формирование объективного общественного мнения о проблемах соотечественников в странах их проживания и в России.
Меры по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников представлены в приложении N 1.
4.2. Финансовая и экономическая поддержка соотечественников за рубежом
Осуществление финансовой и экономической поддержки соотечественников за рубежом предполагает использование как средств федерального бюджета, так и средств общественных фондов и общественных организаций, а также протекционистских мер по отношению к государственным, частным и иным финансовым и производственным структурам России и стран нового зарубежья, оказывающим помощь как соотечественникам, так и их общественным организациям в решении их проблем.
См. Правила использования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 330
В этих целях в Программе предусматривается:
формирование нормативной базы для деятельности субъектов финансовой и экономической поддержки соотечественников за рубежом;
разработка критериев и процедур учета интересов соотечественников при осуществлении экономического сотрудничества России с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии, в частности, при заключении многосторонних и двусторонних соглашений между ними, выделении кредитов и т.п.;
привлечение внебюджетных средств для решения проблем соотечественников за рубежом;
оказание гуманитарной помощи.
Прямая финансовая поддержка (в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств) должна оказываться в первую очередь социально не защищенным группам соотечественников, оказавшимся в кризисной ситуации, а также выделяться на осуществление культурно-образовательных программ и проведение информационно-просветительских мероприятий.
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки соотечественникам за рубежом представлены в приложении N 2.
4.3. Содействие сохранению сферы распространения и функционирования русского языка, среднего и высшего образования на русском языке
Для удовлетворения образовательных потребностей русскоязычного населения, сохранения сферы распространения и функционирования русского языка в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии как одного из приоритетных направлений внешней политики России в Программе предусматривается:
продолжение переговоров о придании русскому языку статуса второго государственного языка (с теми государствами - участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми такая договоренность еще не достигнута);
разработка методической, организационной и технологической базы для проведения согласованной образовательной политики в государствах - участниках СНГ и формирование общего образовательного пространства;
анализ проблем, возникающих в работе школ с преподаванием на русском языке в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, оказание этим школам методической, консультативной и технической помощи;
подготовка и повышение квалификации преподавателей школ (прежде всего преподавателей русского языка и гуманитарных дисциплин).
Меры поддержки среднего и высшего образования на русском языке представлены в приложении N 3, а по повышению роли русского языка - в приложении N 4 и 6.
4.4. Поддержка в решении культурных и социальных проблем соотечественников за рубежом
Удовлетворение культурных потребностей российской диаспоры и помощь социально не защищенным группам соотечественников предполагает:
интенсификацию культурных связей между Россией и российской диаспорой в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, в том числе на региональном и местном уровнях;
поддержку культурной жизни и культурных инициатив российской диаспоры;
создание российских информационно-культурных центров в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии;
продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;
разработку механизма контроля за выполнением межгосударственных соглашений по вопросам социальной защиты различных категорий соотечественников;
отработку механизмов оказания экстренной и гуманитарной помощи социально не защищенным группам соотечественников.
Мероприятия по решению культурных и социальных проблем соотечественников за рубежом представлены в приложении N 4 и 5.
4.5. Информационная поддержка и информационное обеспечение соотечественников за рубежом
Для сохранения и развития информационных связей внутри российской диаспоры и между российской диаспорой и Россией в Программе предусматривается:
интенсификация переговоров на межправительственном и межведомственном уровнях о беспрепятственном функционировании российских средств массовой информации в странах нового зарубежья;
оказание поддержки средствам массовой информации соотечественников за рубежом с учетом законодательства соответствующих стран их проживания;
регулярное освещение в российских средствах массовой информации деятельности органов государственной власти Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом и доведение до них этой информации;
обеспечение общественных организаций соотечественников за рубежом российскими периодическими изданиями;
предоставление русскоязычным периодическим изданиям соотечественников на безвозмездной основе материалов российских информационных агентств;
создание справочно-информационного банка данных по всем направлениям сотрудничества с соотечественниками за рубежом;
проведение мониторинга и научных исследований положения соотечественников за рубежом с доведением их результатов до сведения органов государственной власти Российской Федерации, государств - участников СНГ и государств Балтии, международных правозащитных организаций, а также средств массовой информации.
Мероприятия по информационной поддержке соотечественников за рубежом представлены в приложении N 6.
4.6. Взаимодействие с соотечественниками в странах за пределами территории бывшего СССР
Для повышения эффективности взаимодействия с российской диаспорой традиционного зарубежья в Программе предусматривается:
формирование банка данных о российской диаспоре в странах традиционного зарубежья;
активизация культурных отношений и делового сотрудничества с российской диаспорой, в частности использование возможностей общественных организаций, оказание наиболее авторитетным из них необходимой государственной поддержки;
привлечение организаций соотечественников в традиционном зарубежье к оказанию поддержки российской диаспоре в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии.
Мероприятия по взаимодействию с соотечественниками в странах за пределами территории бывшего СССР представлены в приложении N 7.
4.7. Организационно-управленческие мероприятия по реализации Программы
Значительные ресурсы выполнения Программы заключаются в совершенствовании организационно-управленческих механизмов реализации содержащихся в ней мероприятий, для чего предусматривается:
подготовка на основании анализа выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1064 "О мерах по поддержке соотечественников за рубежом" и представление в Правительство Российской Федерации предложений по совершенствованию и координации деятельности министерств и ведомств в сфере поддержки российской диаспоры;
усиление контроля за выполнением министерствами и ведомствами решений и поручений Правительства Российской Федерации по поддержке соотечественников за рубежом;
подготовка предложений по внесению изменений в Положение о Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и ее состав на основании анализа опыта работы Комиссии в 1995 году;
привлечение субъектов Российской Федерации к решению проблем соотечественников за рубежом, в том числе тех российских республик, чье титульное население составляет заметную часть в странах нового и традиционного для России зарубежья;
совершенствование механизма представления, экспертизы и контроля за реализацией проектов, представляемых государственными и общественными организациями;
организация учебы и повышения квалификации сотрудников органов исполнительной власти Российской Федерации и активистов общественных организаций, занимающихся проблемами соотечественников за рубежом.
5. Этапы осуществления программы
Как показывает опыт Венгрии, Израиля, КНР, ФРГ и некоторых других стран, поддержка диаспоры является постоянной составляющей внешней политики каждого из этих государств и может способствовать как улучшению, так и осложнению межгосударственных отношений и положения самой диаспоры. Поэтому при сохранении принципов и долговременных целей этой политики ее текущие задачи неизбежно будут меняться.
В настоящее время Россия находится на этапе формирования принципов и механизмов взаимодействия с российской диаспорой, чему и служат меры, предусмотренные Программой на 1996 год.
Содержание последующих этапов будет проработано с учетом выполнения соответствующих пунктов Программы на 1996 год и представлено в Правительство Российской Федерации.
6. Основные исполнители Программы
6.1. Основные исполнители Программы - министерства и ведомства Российской Федерации.
В качестве соисполнителей по согласованию могут выступать Администрация Президента Российской Федерации, соответствующие комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, российские общественные и религиозные организации.
6.2. Координация и контроль за исполнением настоящей Программы возлагаются на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.
7. Финансирование Программы
См. Правила использования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 мая 2002 г. N 330
Финансирование Программы осуществляется из средств федерального бюджета и внебюджетных поступлений, а также, по согласованию, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Приложение N 1
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом
Меры по формированию условий для реального соблюдения прав и свобод соотечественников
----------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Исполнители
----------------------------------------------------------------------
1. Интенсификация процесса ратификации МИД России с участием
многосторонних и двусторонних комитетов и комиссий
договоров и соглашений, требующих Государственной Думы и
утверждения парламента России, Совета Федерации Феде-
государств - участников СНГ и рального Собрания Рос-
государств Балтии сийской Федерации (да-
лее именуются - пар-
ламентские комитеты
и комиссии)
2. Стимулирование процесса ратификации МИД России с участием
государствами - участниками СНГ парламентских комите-
Конвенции об обеспечении прав лиц, тов и комиссий
принадлежащих к национальным
меньшинствам, и Конвенции о правах
и основных свободах человека
3. Выполнение достигнутых с МИД России,
государствами - участниками СНГ Минсотрудничество Рос-
предварительных договоренностей о сии, ФМС России с
создании Комиссии по правам человека участием Комиссии по
правам человека при
Президенте Российской
Федерации, парламент-
ских комитетов и
комиссий
4. Развитие договорно-правовой базы с МИД России, федеральные
государствами - участниками СНГ и органы исполнительной
государствами Балтии власти
5. Образование двусторонних МИД России, МВД России,
межгосударственных комиссий по правам Минюст России, ФМС Рос-
человека с Киргизской Республикой и сии с участием Комиссии
Республикой Казахстан по правам человека
при Президенте Россий-
ской Федерации,
Комиссии по вопросам
гражданства при
Президенте Российской
Федерации
6. Издание "Белой книги" о нарушении МИД России, Роском-
прав человека в государствах - печать, Миннац России,
участниках СНГ и государствах Балтии Комиссия по правам
человека при Президенте
Российской Федерации,
Комиссия по вопросам
гражданства при
Президенте Российской
Федерации
Государственной Думы Федерального МВД России, Комиссия
Собрания Российской Федерации по правам человека при
изменений в Закон Российской Федерации Президенте Российской
"О гражданстве Российской Федерации", Федерации, Комиссия по
касающихся соотечественников, вопросам гражданства
проживающих в государствах - при Президенте Рос-
участниках СНГ и государствах Балтии сийской Федерации
8. Разработка и внесение на рассмотрение МВД России, Минюст
Правительства Российской Федерации России, МИД России,
предложений о распространении действия Миннац России, ФМС
постановления Правительства Российской России, ФПС России,
Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 Комиссия по правам
"Об утверждении Правил регистрации и человека при Президенте
снятия граждан Российской Федерации с Российской Федерации
регистрационного учета по месту
пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации и
перечня должностных лиц, ответственных
за регистрацию" на граждан бывшего
СССР, проживающих на территории
государств - участников СНГ и
государств Балтии
9. Проведение комплекса мероприятий по МИД России, Комиссия
защите прав соотечественников за по правам человека при
рубежом на международном уровне с Президенте Российской
использованием действующих механизмов Федерации, Комиссия по
по защите прав человека и националь- вопросам гражданства
ных меньшинств (через ООН, ОБСЕ, при Президенте Рос-
СГБМ и др.) сийской Федерации с
участием парламентских
комитетов и комиссий
10. Разработка предложений для МИД России, Миннац
рассмотрения вопроса об обеспечении России, Комиссия по
прав и свобод человека в государствах- правам человека при
участниках СНГ на заседаниях Совета Президенте Российской
глав государств, Совета глав прави- Федерации, Комиссия по
тельств и Межпарламентской Ассамблеи, вопросам гражданства
а также Совета министров иностранных при Президенте Рос-
дел государств - участников СНГ сийской Федерации
11. Использование возможностей непра- МИД России с участием
вительственных организаций для ассоциации "Родина" и
воздействия на общественное мнение других общественных
в тех государствах - участниках СНГ организаций
и государствах Балтии, где нарушаются
права человека, и для оказания
правовой помощи соотечественникам
12. Содействие общественным организациям МИД России, Минюст
соотечественников в государствах - России, Комиссия по
участниках СНГ и государствах Балтии правам человека при
в создании в этих странах центров Президенте Российской
юридической помощи Федерации с участием
общественных организа-
ций
13. Разработка юридического определения МИД России, МВД России,
понятия "соотечественник" и его Минюст России, Миннац
закрепление в законодательстве России, Комиссия по
Российской Федерации, внесение правам человека при
соответствующих изменений и дополне- Президенте Российской
ний в действующее законодательство Федерации, научные и
и в заключенные Россией с государ- учебные заведения,
ствами - участниками СНГ и государ- парламентские комитеты
ствами Балтии договоры и соглашения и комиссии
(или заключение дополнительных);
доработка и внесение на рассмотрение
в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона о содействии
российским соотечественникам в государ-
ствах - участниках СНГ и государствах
Балтии
14. Проведение переговоров с государствами МИД России,
- участниками СНГ и государствами Минсотрудничество Рос-
Балтии для заключения сии, Миннац России,
межведомственных соглашений по Минюст России, ФМС Рос-
упрощенному режиму приграничного сии, ФПС России, ГТК
сотрудничества России, МВД России
15. Содействие средствам массовой Миннац России, МИД
информации в объективном освещении России, Роскомпечать,
правового положения соотечественников Минобразование России,
за рубежом и формирование объективно- Минкультуры России,
го общественного мнения об их Комиссия по правам
проблемах человека при Президенте
Российской Федерации,
Комиссия по вопросам
гражданства при
Президенте Российской
Федерации с участием
ассоциации "Родина" и
других общественных
организаций
Приложение N 2
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом
Меры по оказанию финансовой и экономической поддержки соотечественников за рубежом
----------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Исполнители
----------------------------------------------------------------------
1. Создание Федерального фонда поддержки Минсотрудничество
соотечественников за рубежом и опреде- России, Миннац России,
ление внебюджетных государственных Минфин России,
источников его финансирования Минэкономики России
2. Разработка конкретных предложений по Минсотрудничество
созданию финансово-промышленных групп, России, Минэкономики
совместных предприятий и других форм России, МВЭС России,
экономического сотрудничества с Госкомпром России,
государствами - участниками СНГ и федеральные органы
проведение переговоров по указанному исполнительной власти
вопросу с соответствующими государ-
ственными органами этих стран в рамках
подготовки межправительственных согла-
шений о торгово-экономическом сотруд-
ничестве на 1996-1997 годы
3. Разработка принципов и порядка эксперт- Минсотрудничество
ной оценки проектов экономического России, Минэкономики
сотрудничества соотечественников за России, МВЭС России,
рубежом с хозяйствующими субъектами Минфин России,
в России федеральные органы
исполнительной власти
4. Подготовка рекомендаций хозяйствующим Госкомпром России,
субъектам России по возможному разме- федеральные органы
щению их заказов на выполнение работ исполнительной власти
на давальческом сырье на конкретных
предприятиях государств - участников
СНГ и государств Балтии, на которых
заняты преимущественно соотечествен-
ники
5. Подготовка предложений о передаче в Госкомимущество
собственность Российской Федерации России, Минэкономики
предприятий, на которых заняты России, МИД России,
преимущественно соотечественники, Минфин России,
в счет государственных долгов Минсотрудничество
Российской Федерации государств - России, МВЭС России,
участников СНГ и государств Балтии, Госкомпром России
определение перечня таких предприятий
6. Подготовка предложений по внесению в Минфин России,
российское налоговое и таможенное ГТК России,
законодательство поправок, позволяющих Минсотрудничество
Правительству Российской Федерации России, МВЭС России,
определять при необходимости меры, Миннац России
стимулирующие установление и развитие
производственно-коммерческих связей
между хозяйствующими субъектами России
и предприятиями государств - участников
СНГ и государств Балтии, на которых
заняты преимущественно соотечественники
7. Подготовить перечень предприятий Минэкономики России,
государств - участников СНГ и госу- Минсотрудничество
дарств Балтии, на которых заняты России, МВЭС России,
преимущественно соотечественники и в Минфин России,
отношении которых могут быть приняты Миннац России,
меры, стимулирующие установление и Госкомпром России,
развитие их производственно-коммер- МИД России
ческих связей с хозяйствующими
субъектами России
8. Поддержка общественных организаций и Миннац России,
общин соотечественников за рубежом Минкультуры России,
(обеспечение оргтехникой и т.п.), Минобразование России,
разработка критериев оказания помощи Госкомвуз России с
участием ассоциации
"Родина"
9. Создание региональных обществ по Ассоциация "Родина"
связям с соотечественниками за рубежом
10. Оказание экстренной гуманитарной МИД России,
помощи соотечественникам в странах МЧС России,
нового зарубежья, проживающим в Миннац России,
зонах конфликтов Минобороны России
Приложение N 3
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом
Меры поддержки школьного и высшего образования на русском языке
----------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Исполнители
----------------------------------------------------------------------
1. Разработка положений: Госкомвуз России,
Минобразование России,
Миннац России,
Российская академия
наук
о создаваемых в государствах -
участниках СНГ на взаимной основе
российско-национальных университетах,
институтах, факультетах, школах с
русским языком обучения;
о российских образовательных
учреждениях, ассоциированных с
образовательными учреждениями
государств - участников СНГ;
о признании эквивалентности документов
об образовании, ученых степеней и званий
в государствах - участниках СНГ;
о языке общего образовательного
пространства государств - участников
СНГ;
о единой системе статистики по
образованию и подготовке кадров в
государствах - участниках СНГ;
о филиалах и представительствах
российских вузов в государствах -
участниках СНГ и государствах Балтии
2. Разработка новых учебников и учебных Минобразование России,
пособий для зарубежных школ и вузов с Госкомвуз России,
русским языком обучения и механизма их Миннац России,
издания и доставки в государства - Роскомпечать
участники СНГ и государства Балтии
3. Проработка вопроса о финансировании Минфин России,
из федерального бюджета выполнения Минобразование России,
заявок на приобретение учебных пособий Госкомвуз России,
для средних и высших образовательных Роскомпечать,
учреждений с русским языком обучения в Миннац России
государствах - участниках СНГ и
государствах Балтии
4. Создание пособий по общеобразователь- Минобразование России
ным предметам для обучения в семье с участием обществен-
детей соотечественников в государствах ного объединения
- участниках СНГ и государствах Балтии "Славянский клуб"
5. Создание совместных образовательных Минобразование России,
учреждений, поддержка школ, лицеев, Госкомвуз России
гимназий, колледжей с русским языком
обучения в государствах - участниках
СНГ и государствах Балтии (в соответ-
ствии с межправительственными или
межведомственными двусторонними
соглашениями)
6. Организация в России повышения Минобразование России,
квалификации и переподготовки кадров Госкомвуз России,
для общеобразовательных учреждений Миннац России
государств - участников СНГ и
государств Балтии с русским языком
обучения:
на факультетах повышения квалификации;
на курсах повышения квалификации
7. Издание в России специализированного Минобразование России,
научно-методического журнала "Русский Миннац России,
язык за рубежом" Российская академия
образования,
Роскомпечать
8. Подготовка научно-педагогических кад- Минобразование России,
ров для образовательных учреждений с Госкомвуз России
русским языком обучения в государствах
- участниках СНГ и государствах Балтии
9. Подготовка предложений о приеме в вузы Госкомвуз России,
России (в том числе военные) соотечест- Минобразование России,
венников из государств - участников Миннац России,
СНГ и государств Балтии (граждан Минсотрудничество
России, лиц без гражданства и граждан России, Минфин России,
указанных стран) и источниках финан- Минобороны России,
сирования их учебы; создание материаль- МВД России,
ной базы для развития заочно- ФПС России
дистанционной системы обучения
10. Оказание материальной помощи Госкомвуз России,
(создание системы грантов) молодым фонд "Молодежь за
соотечественникам из государств - Россию"
участников СНГ и государств Балтии
для учебы в вузах России
11. Участие отдельных групп учащихся и Минобразование России,
студентов образовательных учреждений с ГКФТ России с участием
русским языком обучения из государств - общественных
участников СНГ и государств Балтии в организаций
проведении различных массовых
мероприятий в России
Приложение N 4
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом
Меры по решению культурных проблем соотечественников за рубежом
-----------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Исполнители
-----------------------------------------------------------------------
1. Организация гастролей российских Минкультуры России,
творческих коллективов и отдельных Роскомкино,
исполнителей в государствах - Миннац России с
участниках СНГ и государствах Балтии привлечением
и встреч деятелей культуры России общественных
с соотечественниками организаций
2. Содействие восстановлению, реставрации Минкультуры России,
и сохранению российских исторических Миннац России,
и культурных памятников, мемориалов Российская академия
и культовых сооружений в государствах - наук с участием
участниках СНГ и государствах Балтии общественных
организаций
3. Материальная и творческая поддержка Минкультуры России с
русских профессиональных театров и участием
театров-студий в государствах - общественных
участниках СНГ и государствах Балтии организаций
4. Помощь писателям-соотечественникам из Минкультуры России,
государств - участников СНГ и госу- Роскомпечать,
дарств Балтии (в том числе дотации Миннац России
издателям)
5. Проведение научно-практических Минкультуры России,
конференций и семинаров ученых, писа- Российская академия
телей, переводчиков, других деятелей наук,
культуры и искусства государств - Роскомкино,
участников СНГ и государств Балтии, Роскомпечать,
способствующих сохранению и развитию Миннац России
русской культуры
6. Организация в России выставок и Минкультуры России,
аукционов художников - Росархив с участием
соотечественников из государств - общественных
участников СНГ и государств Балтии, организаций
выставок народных промыслов,
литературных, архивных и т.п.
7. Поддержка профессиональных и самодея- Минкультуры России с
тельных коллективов, представляющих участием общественных
российскую культуру в государствах - организаций
участниках СНГ и государствах Балтии,
проведение музыкальных и вокальных
конкурсов с участием в них молодых
соотечественников из стран ближнего
зарубежья
8. Поддержка молодежных и детских куль- Минкультуры России с
турных программ организаций и общин участием
соотечественников в государствах - общественных
участниках СНГ и государствах Балтии организаций
9. Организация и проведение Дней Минкультуры России,
российского кино в государствах - Роскомкино,
участниках СНГ и государствах Балтии МИД России
10. Поэтапное (по мере подписания соглаше- МИД России,
ний) открытие российских центров науки Российский центр
и культуры в государствах - участниках международного
СНГ и государствах Балтии и оказание научного и
им необходимой финансово-материальной, культурного
организационной и методической помощи сотрудничества при
Правительстве
Российской Федерации,
Минкультуры России,
Миннац России
11. Разработка механизма экспертной Минкультуры России,
оценки заявок организаций и общин Миннац России,
соотечественников в государствах - Роскомпечать
участниках СНГ и государствах Балтии
и его реализации в практике работы
Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом
12. Организация туристских обменов, в ГКФТ России с
том числе молодежных (туры по России, участием
государствам - участникам СНГ и общественных
государствам Балтии), с привлечением организаций
к ним молодых соотечественников из
государств - участников СНГ и
государств Балтии
Приложение N 5
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом
Меры по социальной поддержке соотечественников за рубежом
----------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Исполнители
----------------------------------------------------------------------
1. Разработка механизма контроля за Минсотрудничество
реализацией двусторонних межправи- России,
тельственных соглашений по вопросам Минсоцзащиты России,
социальной защиты и пенсионного МИД России,
обеспечения соотечественников в Минобороны России,
государствах - участниках СНГ и МВД России
государствах Балтии (в том числе
соотечественников, уволенных с военной
службы, службы в органах внутренних
дел, и членов их семей)
2. Подготовка предложений об установлении Минобороны России
военным пенсионерам Российской Федера-
ции, проживающим в государствах -
участниках СНГ и государствах Балтии,
частичной компенсации расходов по
оплате жилья и коммунальных услуг
3. Стимулирование процесса реализации ФМС России,
договоренностей с государствами - Минфин России,
участниками СНГ о создании МИД России,
Межгосударственного фонда помощи Минсотрудничество
беженцам и вынужденным переселенцам России
4. Организация летнего отдыха детей из Миннац России,
социально неблагополучных семей (в Минобразование
том числе детей - сирот) в лагерях России,
отдыха России Минсоцзащиты России,
Минздравмедпром
России,
органы исполнительной
власти субъектов
Российской Федерации
5. Создание банка данных об объектах в Минобразование
Российской Федерации, пригодных для России,
приема детей соотечественников из Миннац России,
государств - участников СНГ и госу- Госкомвуз России
дарств Балтии для отдыха и лечения
6. Составление перечня территорий России, ФСЗ России,
предпочтительных для размещения и ФМС России
трудоустройства соотечественников,
прибывающих из государств - участников
СНГ и государств Балтии на постоянное
жительство, и его периодическое
уточнение
7. Предоставление заинтересованным ФСЗ России
министерствам, ведомствам, региональным
обществам по связям с соотечественниками
и общественным организациям, средствам
массовой информации оперативной информации
о ситуации на региональных рынках труда
Приложение N 6
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом
Меры по информационной поддержке соотечественников за рубежом
----------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Исполнители
----------------------------------------------------------------------
1. Содействие реализации прав соотечест- МИД России,
венников в государствах - участниках Роскомпечать,
СНГ и государствах Балтии на Минюст России,
получение, распространение и обмен Миннац России,
информацией на родном языке ФСТР России
2. Оказание финансовой, материально- Минфин России,
технической и иной необходимой помощи Роскомпечать,
периодическим изданиям соотечествен- Миннац России,
ников за рубежом, а также сориентиро- ФСТР России при
ванным на их потребности программам участии
российских телерадиовещательных Российской
организаций и российским периодическим академии наук,
изданиям ассоциации "Родина"
и других
общественных
организаций
3. Подготовка и публикация информационно- Миннац России,
справочного издания об общественных Минкультуры
организациях соотечественников за России,
рубежом МИД России,
Роскомпечать,
Минсотрудничество
России, научные
учреждения с участием
общественных
организаций
4. Проработка вопроса об организации Российский центр
подписки общественных организаций и международного
общин соотечественников в государ- научного и
ствах - участниках СНГ и государствах культурного
Балтии на российские периодические сотрудничества при
издания Правительстве
Российской
Федерации,
Миннац России,
ассоциация "Родина",
консульства России,
корпункты российских
органов печати
5. Разработка организационно-управлен- ФСТР России,
ческих и финансовых мероприятий по МИД России,
реализации двусторонних межправитель- Минсотрудничества
ственных соглашений о порядке России,
распространения на территориях Минсвязи России,
государств - участников СНГ и госу- Минфин России
дарств Балтии программ российских
телерадиовещательных организаций и
организация теле- и радиовещания на
эти страны
6. Исследование положения соотечествен- Миннац России,
ников за рубежом, в том числе сбор, Минсотрудничество
анализ и оценка информации, создание России,
банка данных, прогнозирование, МИД России,
программное и оргтехническое обеспече- Роскомпечать
ние работы, информирование заинтере-
сованных организаций о ее результатах
7. Создание научного совета при Российской Российская
академии наук по проблемам изучения академия наук с
политико-правового, экономического, привлечением
социально-культурного и иных аспектов общественных
жизни соотечественников за рубежом, организаций
информирование заинтересованных
организаций
8. Завершение создания банка данных о МИД России,
средствах массовой информации, Роскомпечать
издаваемых на русском языке в
государствах - участниках СНГ и
государствах Балтии
Приложение N 7
к Программе мер по поддержке
соотечественников за рубежом
Меры по взаимодействию с российской диаспорой за пределами бывшего СССР
-----------------------------------------------------------------------
Мероприятия | Исполнители
-----------------------------------------------------------------------
1. Разработка основных принципов политики Российский центр
России по отношению к российской международного
диаспоре за пределами бывшего СССР научного и
и способов ее реализации культурного
сотрудничества при
Правительстве
Российской Федерации
(далее именуется -
Росзарубежцентр),
МИД России,
Минкультуры России,
Минсотрудничество
России,
Госкомвуз России с
участием ассоциации
"Родина" и других
общественных
организаций
2. Проведение в г.Москве международного Росзарубежцентр,
форума и "круглого стола" с участием Минэкономики
представителей деловых кругов из числа России,
соотечественников, проживающих за Минсотрудничество
рубежом, по вопросам делового России с участием
партнерства ассоциации "Родина"
и других
общественных
организаций
3. Проведение на базе российских центров Росзарубежцентр
науки и культуры семинаров по вопро-
сам международного сотрудничества
деловых кругов соотечественников за
рубежом с российскими организациями и
предприятиями
4. Формирование банка данных о российской МИД России,
диаспорте за пределами бывшего СССР Росзарубежцентр с
участием ассоциации
"Родина"
5. Установление и развитие связей с Росзарубежцентр,
общественными организациями и общинами Минобразование
соотечественников; помощь русским России,
школам и курсам русского языка; Миннауки России,
поддержка научной деятельности Миннац России,
соотечественников, имеющих дипломы Роскомпечать,
вузов России МИД России с участием
ассоциации "Родина"
и других общественных
организаций
6. Содействие укреплению связей ГКФТ России,
соотечественников с Россией путем Роскомкино с участием
организации для них туристических общественных
поездок в Россию, подготовки для организаций
соотечественников краеведческих и
туристических, аудио- и видеопродукции
7. Проведение совместно с организациями Росзарубежцентр,
соотечественников на базе российских Минкультуры
центров науки и культуры за рубежом России,
комплексных информационно-культурных Роскомпечать,
мероприятий (выступление российских Роскомкино
фольклорных ансамблей и музыкальных
коллективов, организация книжных,
художественных и фотовыставок,
демонстрация кино- и видеофильмов)
8. Пополнение и обновление фондов Росзарубежцентр,
библиотек российских центров науки и Роскомпечать с
культуры за рубежом российской участием ассоциации
информационно-справочной и учебно- "Родина" и других
методической литературой с учетом общественных
интересов русской диаспоры, организация организаций
подписки этих библиотек на российские
периодические издания
Утверждена Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом.
В рамках реализации Программы предусматривается заключение международных соглашений с целью защиты прав и основных свобод человека, а также прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам; изменение законодательства для более полного учета интересов соотечественников и расширение возможностей оказания им необходимой поддержки; привлечение внимания международных организаций к фактам нарушения прав и ограничения свобод российских соотечественников; оказание консультативной и научно-методической помощи общественным организациям соотечественников, а также осуществление иных мероприятий.
Координация и контроль за исполнением Программы возлагаются на Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом.
Финансирование осуществляется из средств федерального бюджета и внебюджетных поступлений, а также, по согласованию, из средств бюджетов субъектов РФ.
Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 590 "О Программе мер по поддержке соотечественников за рубежом"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 мая 1996 г., N 21, ст. 2516