Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Госкомтруда СССР,
Гособразования СССР и Секретариата ВЦСПС
от 15 июня 1988 г. N 369/92-14-147/20/18-22
Типовое положение
о непрерывном профессиональном и экономическом обучении
кадров народного хозяйства
Общие положения
Курс партии на ускорение социально-экономического развития страны, коренная перестройка управления экономикой и народного образования, демократизация всех сторон общественной жизни, реализация Закона СССР о государственном предприятии (объединении) требуют качественно новых подходов к организации и содержанию профессиональной и экономической подготовки трудящихся.
Решение этих задач призвана обеспечить система повышения квалификации и переподготовки кадров, основной целью которой является постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в условиях полного хозрасчета и самофинансирования, развития демократии и самоуправления.
Профессиональное и экономическое обучение работников в системе повышения квалификации и переподготовки кадров носит непрерывный характер и проводится в течение всей трудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний, совершенствования мастерства рабочих, колхозников, специалистов и руководителей в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, совершенствования хозяйственного механизма, духовных потребностей общества.
Обучение осуществляется в учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров, а также непосредственно на предприятиях (объединениях), в учреждениях, организациях, совхозах и колхозах*(1). Его непрерывность обеспечивается путем рационального сочетания систематического самообразования, массовой производственно-экономической учебы, краткосрочного и периодического длительного обучения на соответствующих курсах или в учебных заведениях (подразделениях). В этих целях министерствам и ведомствам рекомендуется использовать различные виды обучения. При этом должно быть обеспечено органическое соединение профессиональной и экономической подготовки с учетом конкретных условий производства на основе единого планирования обучения и определения его содержания.
Постоянное повышение квалификации является прямой обязанностью каждого работника. Сведения о прохождении обучения руководителями и специалистами отражаются в квалификационном аттестате единого образца, который является основным документом, удостоверяющим их профессиональный уровень.
Должностные перемещения руководителей и специалистов, установление им соответствующего размера заработной платы, а также присвоение рабочим квалификационных разрядов и классности должны быть увязаны с результатами обучения и практического использования полученных знаний, умений и навыков.
В целях обеспечения работникам условий для непрерывного обучения в каждой отрасли, а также на предприятиях создается гибкая и мобильная учебно-производственная сеть с необходимой материальной базой, научно-методическим и кадровым обеспечением.
Вся работа по организации непрерывного профессионального и экономического обучения кадров должна быть направлена на обеспечение эффективной деятельности министерств, ведомств, предприятий, каждого трудового коллектива. Рекомендуется ежегодно проводить анализ экономической и социальной эффективности этой работы и вносить необходимые изменения в структуру и содержание обучения с целью повышения его качества и результативности.
Персональная ответственность за организацию непрерывного обучения работников, поддержание их высокого профессионального уровня, своевременную подготовку к новым трудовым функциям возлагается на руководителей министерств, ведомств, предприятий.
I. Управление непрерывным обучением кадров
1. Управление непрерывным обучением кадров осуществляется Гособразованием СССР, Госкомтрудом СССР, Академией народного хозяйства при Совете Министров СССР, ВЦСПС, министерствами и ведомствами. Координация их деятельности в этой области возложена на Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию.
Гособразование СССР осуществляет единую государственную политику в области непрерывного обучения, организационно-методическое руководство системой повышения квалификации и переподготовки кадров, определяет основные направления ее развития, государственное инспектирование всех видов непрерывного обучения кадров, координацию работы учебных заведений (подразделений), контроль за содержанием и качеством учебного процесса.
Госкомтруд СССР определяет единые квалификационные требования к рабочим, руководителям, специалистам и служащим. Совместно с Гособразованием СССР, министерствами и ведомствами проводит работу по внедрению и постоянному совершенствованию непрерывного профессионального и экономического обучения кадров.
Академия народного хозяйства при Совете Министров СССР обеспечивает научно-методическое руководство учебными заведениями (подразделениями) повышения квалификации и переподготовки кадров, осуществляющими обучение руководителей высшего звена государственного управления.
ВЦСПС определяет задачи и основные направления работы центральных комитетов и советов профсоюзов по участию в организации профессионального и экономического обучения рабочих и колхозников, укреплению учебно-материальной базы, подготовке преподавательских кадров, оказывает им необходимую методическую помощь.
Министерства и ведомства, хозяйственные руководители и профсоюзные организации осуществляют руководство непрерывным профессиональным и экономическим обучением кадров в соответствующих отраслях народного хозяйства и на предприятиях, выполняют всю работу по планированию и организации учебы, повышению ее качества и результативности.
Министерства и ведомства совместно с центральными комитетами профсоюзов:
создают отраслевые системы повышения квалификации и переподготовки кадров, формируют сеть соответствующих учебных заведений (подразделений), а также развивают различные формы непрерывного обучения непосредственно на производстве;
осуществляют меры по научно-методическому и кадровому обеспечению и укреплению учебно-материальной базы непрерывного обучения трудящихся;
обеспечивают соответствие содержания обучения кадров требованиям научно-технического и социально-экономического развития отрасли, дифференцированный подход к организации учебы с учетом реальных потребностей и интересов различных категорий работников;
разрабатывают и утверждают отраслевые нормативы учебно-материальной базы для профессионального и экономического обучения кадров;
предусматривают в планах научно-технических связей командирование работников на предприятия, фирмы, организации и учебные заведения зарубежных стран для изучения опыта в приоритетных областях производства, управления, науки и техники, подготовки кадров;
обобщают и распространяют передовой опыт организации непрерывного обучения кадров в отрасли.
В целях координации работы по непрерывному обучению в министерствах и ведомствах могут создаваться на общественных началах советы по профессиональному и экономическому обучению кадров, работа которых осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым в установленном порядке.
Научно-методическое руководство непрерывным обучением в отрасли осуществляют головные институты повышения квалификации, учебно-методические кабинеты и другие подразделения, выполняющие аналогичные функции.
Руководители предприятий совместно с профсоюзными комитетами и советами трудовых коллективов обеспечивают:
соответствие уровня профессиональной и экономической подготовки кадров требованиям ускорения научно-технического прогресса, повышения эффективности производства и качества продукции, социального развития коллективов;
определение потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров, разработку и реализацию планов непрерывного обучения, заключение соответствующих договоров с учебными заведениями (подразделениями) и организацию обучения непосредственно на производстве;
создание учебно-материальной базы, изготовление и приобретение технических средств обучения, наглядных пособий, организацию разработки методических материалов, работу с преподавательскими кадрами.
Для осуществления непрерывного обучения кадров рекомендуется создавать на предприятиях единые подразделения - отделы (бюро, секторы) подготовки кадров или выделять работников, отвечающих за организацию этой работы. В состав указанных отделов (бюро, секторов) включаются специалисты по профессиональной и экономической подготовке кадров.
В производственных единицах, цехах и других подразделениях предприятия, где штатными расписаниями не предусмотрены освобожденные работники по обучению кадров, проведение этой работы может возлагаться на других специалистов с высшим или средним специальным образованием (цеховых организаторов) с их согласия. Администрацией предприятия совместно с общественными организациями предусматриваются в установленном порядке дополнительные меры морального и материального стимулирования указанных специалистов за успешное выполнение работы по профессиональному и экономическому обучению.
Для координации всей организационной и учебно-методической работы на предприятии может создаваться на общественных началах совет по профессиональному и экономическому обучению кадров, деятельность которого осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым в установленном порядке.
II. Непрерывное обучение руководящих
работников и специалистов
2. Непрерывное обучение руководящих работников и специалистов включает в себя повышение их квалификации и переподготовку.
К повышению квалификации относится любое обучение, направленное на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков какого-либо конкретного типа деятельности. Потребность в повышении квалификации определяется постоянным изменением стоящих перед работниками задач и условий труда, связанных как с совершенствованием средств производства, так и с должностным ростом.
Под переподготовкой понимается получение нового специального образования с целью оперативного обеспечения кадрами новейших направлений научно-технического и социального прогресса, а также перемещение кадров из устаревших сфер деятельности в современные.
Устанавливаются следующие основные виды обучения руководящих работников и специалистов, обеспечивающие его непрерывность:
систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование);
обучение в производственно-экономических семинарах и университетах технико-экономических знаний;
краткосрочное обучение;
длительное периодическое обучение;
стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и учебных заведениях;
обучение в целевой аспирантуре, докторантуре;
переподготовка - получение новой специальности.
Систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование)
3. Систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) осуществляется по индивидуальному плану, утверждаемому его непосредственным руководителем.
В индивидуальных планах, исходя из характера труда работника, должно предусматриваться изучение передового отечественного и зарубежного опыта, новейших достижений науки и техники, проблем управления, экономики, права, социологии и других.
Самообразование осуществляется путем самостоятельного изучения специальной научно-технической, экономической и другой литературы, ознакомления с передовым опытом при организованной консультационной и методической помощи со стороны вузов и учебных заведений (подразделений) повышения квалификации и переподготовки кадров. Самообразованием является также руководство и педагогическая деятельность в формах массового производственно-экономического обучения.
В помощь самостоятельно обучающимся проводятся лекции, консультации. Им должна предоставляться возможность пользоваться соответствующей научной, технической и экономической информацией.
Самообразование проводится в тесной взаимосвязи с другими видами обучения, которые также отражаются в индивидуальных планах работника.
Контроль за выполнением работником плана самообразования осуществляется его непосредственным руководителем. При необходимости вопрос о выполнении этого плана может быть рассмотрен на собрании первичного трудового коллектива.
Обучение в производственно-экономических семинарах
и университетах технико-экономических знаний
4. Производственно-экономические семинары и университеты технико-экономических знаний являются основными формами массовой производственно-экономической учебы руководителей и специалистов.
Производственно-экономические семинары создаются предприятиями для комплексного изучения вопросов экономики, управления трудовыми коллективами, прогрессивной техники и технологии, хозяйственного и трудового законодательства, передового опыта и других вопросов, направленных на решение конкретных производственных и экономических задач, совершенствование деятельности подразделений, в которых работают слушатели. В объединениях и на крупных предприятиях при необходимости для этой цели организуются университеты технико-экономических знаний. Университеты могут также создаваться и по территориальному принципу.
Обучение в семинарах и университетах проводится по учебным планам и программам, разрабатываемым предприятиями на основе типовых учебных планов и программ, подготовленных Гособразованием СССР и Академией народного хозяйства при Совете Министров СССР, и с учетом дополнений и рекомендаций отраслевых учебно-методических центров.
Комплектование семинаров и университетов осуществляется из числа руководителей, научных работников, других специалистов с учетом характера их трудовой деятельности. В семинарах и университетах могут участвовать, наряду с работниками данного предприятия, также руководители и специалисты других предприятий.
Численность слушателей в учебной группе рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек. Занятия проводятся с отрывом или без отрыва от работы. Общая продолжительность обучения и режим проведения занятий определяются администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией и советом трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства.
Обучение в производственно-экономических семинарах и университетах технико-экономических знаний заканчивается сдачей зачетов, подготовкой и защитой слушателями рефератов, разработкой рационализаторских предложений и т.п.
Краткосрочное обучение
5. Краткосрочное обучение руководителей и специалистов проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров с целью решения внедренческих научно-технических, экономических и других задач, возникающих на уровне народного хозяйства, отрасли, предприятия.
Учебные планы и программы разрабатываются предприятиями, учебными заведениями (подразделениями), организующими обучение.
Сроки обучения устанавливаются до трех недель. Обучение проводится с отрывом от работы, численность группы рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек (в учебных заведениях - 25-30 человек). Комплектование учебных групп может осуществляться из работников одинаковых или различных должностных категорий в зависимости от целей обучения.
Краткосрочное обучение заканчивается сдачей зачета, экзаменом или подготовкой и защитой реферата.
Длительное периодическое обучение
6. Длительное периодическое обучение руководителей и специалистов проводится не реже одного раза в пять лет в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров для углубленного изучения и практического освоения новейших достижений науки, техники, технологии, современных методов управления производством и организации труда и других проблем по профилю их трудовой деятельности.
Обучение проводится по учебным планам и программам, разрабатываемым учебными заведениями (подразделениями), согласованным и утвержденным в порядке, определяемом Гособразованием СССР.
Сроки обучения устанавливаются для руководителей и работников аппарата управления до двух месяцев с отрывом от работы и до шести месяцев без отрыва от работы, для специалистов с высшим и средним специальным образованием - до трех месяцев с отрывом от работы и до шести месяцев без отрыва от работы.
По приоритетным направлениям науки и техники сроки обучения специалистов могут быть увеличены по согласованию с Гособразованием СССР до четырех месяцев с отрывом от работы и до десяти месяцев без отрыва от работы.
Обучение руководителей и специалистов может проводиться с частичным отрывом от работы продолжительностью до шести месяцев при общем сроке отрыва от работы до двух месяцев.
Министерствам и ведомствам разрешается при необходимости проводить стажировку руководителей и специалистов в целях углубленного изучения передового производственного опыта в соответствующих подразделениях министерств, ведомств, предприятий продолжительностью до двух месяцев сверх сроков обучения, предусмотренных настоящим пунктом.
В Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР повышение квалификации руководящих работников осуществляется до двух месяцев с отрывом от работы, переподготовка - до одного года с отрывом от работы, а по очно-заочной форме обучения - до двух лет.
Порядок комплектования учебных групп, организация учебного процесса и подведение итогов длительного обучения руководителей и специалистов определяется Типовым положением об учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов народного хозяйства.
Стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных
организациях и высших учебных заведениях
7. Стажировка руководителей и специалистов на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и высших учебных заведениях, в том числе за рубежом, проводится в целях освоения лучшего опыта, приобретения практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или на должности более высокого уровня (для резерва на выдвижение).
Прохождение стажировки осуществляется по индивидуальным планам, разрабатываемым специалистами совместно с руководителем стажировки.
Продолжительность стажировки устанавливается предприятием, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей, по согласованию с руководителем предприятия, организации или учебного заведения, где она проводится.
По итогам стажировки работник представляет отчет своему непосредственному руководителю по месту основной работы.
Обучение в целевой аспирантуре, докторантуре
8. Обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим организацию или предприятие, предназначено для решения научных проблем и повышения уровня научно-педагогической квалификации. Оно осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством при подготовке научных кадров.
Переподготовка - получение новой специальности
9. Переподготовка руководителей и специалистов с целью получения новой специальности осуществляется в академиях, институтах повышения квалификации, на специальных факультетах вузов и отделениях средних специальных учебных заведений в порядке, устанавливаемом решениями правительства.
Сроки обучения при переподготовке устанавливаются для руководителей и работников аппарата управления - до пяти месяцев с отрывом от работы; для специалистов с высшим образованием - до одного года с отрывом от работы и до двух лет без отрыва от работы; для специалистов со средним специальным образованием - до семи месяцев с отрывом от работы и до девяти месяцев без отрыва от работы.
Особенности организации обучения руководящих
работников в учебных заведениях
10. Министерства и ведомства проводят с учетом отраслевой специфики и характера решаемых управленческих задач распределение конкретных категорий руководящих работников (их резерва) по группам должностей. Для каждой из выделенных групп должностей формируется резерв руководящих кадров на основе объективной оценки их деловых, профессиональных и личностных качеств.
Обучение руководящих работников проводится при любых должностных перемещениях: переподготовка - при перемещении или зачислении в резерв более высокой группы должностей, повышение квалификации - при перемещении внутри данной группы должностей. При отсутствии должностных перемещений повышение квалификации осуществляется с установленной периодичностью. Обучение организуется с учетом рекомендаций по примерному распределению различных категорий работников (их резерва) и специалистов по типам учебных заведений системы повышения квалификации и переподготовки кадров, утвержденных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 февраля 1988 г. N 166 (прилагаются).
III. Непрерывное обучение рабочих
11. Организуются следующие виды обучения рабочих на производстве, обеспечивающие его непрерывность:
переподготовка (переобучение) рабочих;
Подготовка новых рабочих
12. Подготовка новых рабочих на производстве - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии.
Подготовка новых рабочих осуществляется по профессиям, перечень которых утверждается Гособразованием СССР в установленном порядке. Направление на учебу должно осуществляться, как правило, на основе профессионального отбора с учетом склонности и психофизиологических свойств личности, направляемой на обучение. Обучение женщин, а также несовершеннолетних проводится только по профессиям и для тех производств и работ, на которых разрешается в установленном порядке применение их труда.
Сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются, как правило, до шести месяцев, а по отдельным сложным профессиям - до двенадцати месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР.
Типовые учебные планы, учебные программы по предметам общетехнического и экономического курсов для подготовки новых рабочих разрабатываются и утверждаются Гособразованием СССР с участием министерств и ведомств. Учебные планы по конкретным профессиям, учебные программы по специальным предметам и производственному обучению разрабатываются на основе координационных планов, требований и рекомендаций Гособразования СССР и утверждаются: по профессиям, общим для всех или ряда отраслей народного хозяйства, - министерствами и ведомствами, определяемыми Гособразованием СССР; по остальным профессиям - министерствами и ведомствами. С разрешения министерств и ведомств учебные программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.
Подготовка новых рабочих на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения.
При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Численность групп рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек (в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах и на организуемых министерствами, ведомствами постоянно действующих курсах - численностью 25-30 человек). Теоретическое обучение может проводиться также в профессионально-технических училищах по договорам с предприятиями за счет их средств. Производственное обучение рабочих проводится, как правило, в два этапа: на первом - в учебной группе*(2) под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы, на втором этапе - на рабочих местах предприятия в учебной группе*(2) под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.
При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателей, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения на рабочем месте. При возможности рабочих рекомендуется объединять в учебные группы численностью от 10 до 30 человек для изучения общей части теоретического курса, которая содержится в учебных планах и программах по соответствующим профессиям.
Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны, как правило, приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований к их качеству. В этих целях каждому обучаемому с начала производственного обучения в цехах предприятия выделяется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
При подготовке рабочих по профессиям, связанным с освоением сложной современной техники, должно предусматриваться также прохождение ими производственного обучения на учебных полигонах при передовых предприятиях отрасли, на заводах-изготовителях новой техники, аналогичных производствах других предприятий.
Подготовка новых рабочих заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.
Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
Подготовка новых рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений (машинисты котлов, машинисты (кочегары) котельной, машинисты кранов (крановщики), электромеханики по лифтам, стропальщики, лифтеры и т.п.), проводится в профессионально-технических училищах по договорам с предприятиями, в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах. Обучение рабочих по указанным профессиям может осуществляться также непосредственно на предприятиях по курсовой форме подготовки по согласованию с органами Госгортехнадзора СССР. Индивидуальная подготовка новых рабочих по этим профессиям не допускается*(3).
Подготовка новых рабочих по профессии "Водитель автомобиля" осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным в установленном порядке.
Переподготовка (переобучение) рабочих
13. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.
Форма переподготовки (переобучения) рабочих аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. Переподготовка (переобучение) может осуществляться с отрывом от работы и без отрыва от работы.
Разработку и утверждение учебных планов и программ для переподготовки (переобучения), а также определение сроков переподготовки (переобучения) осуществляют предприятия применительно к учебным планам и программам для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных и экономических знаний, умений и навыков обучаемых.
Переподготовка (переобучение) рабочих заканчивается сдачей квалификационных экзаменов.
Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям
14. Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям - это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным либо более высоким уровнем квалификации.
Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям организуется для расширения их профессионального профиля, подготовки к работе в условиях применения прогрессивных форм организации и оплаты труда, а также по совмещаемым профессиям. Перечень вторых (смежных) профессий, по которым проводится обучение рабочих, определяется предприятиями, исходя из конкретных условий производства.
Формы обучения рабочих вторым (смежным) профессиям, порядок разработки и утверждения учебных планов и программ, завершение обучения аналогичны применяемым при переподготовке (переобучении) рабочих.
Повышение квалификации рабочих
15. Повышение квалификации рабочих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
Обучение рабочих по повышению квалификации может осуществляться:
на производственно-экономических курсах;
в школах социалистического хозяйствования;
на курсах целевого назначения;
в школах передовых приемов и методов труда;
на курсах бригадиров.
16. Производственно-экономические курсы создаются в целях углубления и расширения профессиональных и экономических знаний, умений и навыков рабочих для получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий) в соответствии с требованиями производства. На этих курсах проходят также обучение рабочие, у которых фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся у них тарифному разряду (классу, категории).
Комплектование учебной группы осуществляется, как правило, из рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации и примерно равного общеобразовательного уровня на основании заявлений рабочих и рекомендаций руководителей цеха, участка и совета бригады. Численность обучающихся в одной группе непосредственно на предприятии рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек*(4) (в учебных центрах и других учебных заведениях - 25-30 человек).
Продолжительность обучения устанавливается до шести месяцев без отрыва и до трех месяцев с отрывом от работы. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов, при этом на экономическое обучение должно отводиться от 20 до 30% учебного времени.
Учебные программы для производственно-экономических курсов разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения.
По профессиям, связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанных сроков обучения предусматривается стажировка продолжительностью до трех месяцев.
Стажировка проводится на рабочих местах предприятия. В процессе прохождения стажировки рабочие под руководством бригадира, мастера или высококвалифицированного рабочего должны выполнять работы, отвечающие по сложности требованиям тарифных разрядов (классов, категорий), на которые они обучаются.
Обучение на производственно-экономических курсах заканчивается сдачей квалификационных экзаменов. По профессиям, по которым предусмотрена стажировка, квалификационные экзамены проводятся после ее завершения.
17. Школы социалистического хозяйствования являются основной формой массовой производственно-экономической учебы рабочих и колхозников, организуемые администрацией предприятия совместно с профсоюзными комитетами.
Школы создаются в целях повышения уровня экономических и профессиональных знаний работников массовых профессий по вопросам хозяйственного расчета, прогрессивных форм организации и оплаты труда, самофинансирования и самоуправления трудовых коллективов, повышения качества продукции, экономии ресурсов, изучения новой техники, прогрессивной технологии, передового производственного опыта, правовых и других вопросов.
Типовые учебные планы и программы для школ социалистического хозяйствования разрабатываются Гособразованием СССР с участием ВЦСПС. Министерства и ведомства по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов разрабатывают отраслевые учебные планы и программы. На их основе предприятия с учетом специфики производства, состава обучающихся, задач трудовых коллективов определяют конкретные учебные планы и программы. В школах социалистического хозяйствования, наряду с изучением теории по экономическим и производственным вопросам, должны предусматриваться практические занятия, экскурсии на передовые предприятия и выставки, а также использоваться другие формы работы со слушателями.
Комплектование школ осуществляется, как правило, по производственному принципу, на базе коллективов бригад, цехов, ферм или работников одной профессии. Вместе с рабочими и колхозниками в школах могут заниматься бригадиры, мастера, специалисты, входящие в состав первичных хозрасчетных трудовых коллективов или обеспечивающие их работу. Численность обучающихся в одной школе рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек.
Занятия в школах социалистического хозяйствования проводятся с отрывом или без отрыва от работы. Продолжительность обучения и режим проведения занятий определяются администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией и советом трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства. Рекомендуется третью часть всего учебного времени отводить на теоретическое обучение, из которого 65-70% использовать на изучение экономических вопросов.
Обучение рабочих в школах социалистического хозяйствования заканчивается собеседованиями, на которых оценивается уровень знаний слушателей и обсуждаются предложения, направленные на повышение эффективности производства, улучшение организации труда, внедрение экономических методов хозяйствования.
18. Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях, в учебных центрах или других учебных заведениях для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности, вопросов, связанных с повышением качества продукции (работ), и др.
На курсах целевого назначения осуществляется также краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих для изучения ими в течение первого месяца работы на данном предприятии особенностей технологических и трудовых процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации и оплаты труда, ознакомления с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции и выполняемых работ, и др.
Обучение на курсах целевого назначения проводится по учебным программам, разрабатываемым предприятиями.
Занятия на курсах рекомендуется проводить в группах численностью от 10 до 30 человек (в учебных центрах или других учебных заведениях - 25-30 человек). Комплектование учебной группы осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов.
Продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается предприятиями, исходя из цели обучения, но в объеме не менее 20 часов с отрывом или без отрыва от работы. Обучение заканчивается сдачей зачетов.
19. Школы передовых приемов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, а также коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей.
Обучаются в этих школах, как правило, рабочие одной или смежных с ними профессий. Занятия в школах рекомендуется проводить в группах численностью от 5 до 30 человек*(5).
В промышленности создаются цеховые, заводские, отраслевые и межотраслевые школы. Цеховые школы комплектуются рабочими одного цеха, заводские - рабочими нескольких цехов данного предприятия, отраслевые рабочими нескольких предприятий одной отрасли, межотраслевые - рабочими ряда предприятий нескольких отраслей.
Цеховые и заводские школы организуются предприятиями, отраслевые и межотраслевые - соответствующими органами управления совместно с комитетами профсоюзов. В других отраслях народного хозяйства указанные школы организуются в порядке, установленном для промышленности.
Обучение в школах включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками и новаторами производства - руководителями школ, а также теоретические занятия (консультации), проводимые специалистами. При этом особое внимание уделяется экономическому обоснованию и эффективности изучаемых методов труда.
Продолжительность обучения устанавливается предприятиями в зависимости от цели школ, но в объеме не менее 20 часов.
Учебные программы для школ передовых приемов и методов труда разрабатываются и утверждаются предприятиями или органами управления.
Обучение в отраслевых и межотраслевых школах проводится с отрывом от работы в сроки, устанавливаемые соответствующими хозяйственными органами по согласованию с комитетами профсоюзов.
Обучение в школах заканчивается итоговыми занятиями.
20. Курсы бригадиров создаются в целях:
повышения уровня знаний бригадиров (звеньевых) в области внутрипроизводственного хозрасчета и подряда, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышения эффективности производства и качества продукции, анализа результатов работы бригады, законодательства о труде, управления коллективом в условиях демократизации, а также по другим вопросам;
подготовки резерва бригадиров (звеньевых) производственных бригад из числа передовых, наиболее квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями и пользующихся авторитетом у членов трудового коллектива.
Направление рабочих на эти курсы с целью подготовки резерва бригадиров производится по рекомендации руководителей соответствующих подразделений предприятий и общественных организаций с учетом мнения совета бригады.
Периодичность повышения квалификации бригадиров на курсах устанавливается министерствами и ведомствами, но не реже одного раза в пять лет. Бригадиры могут быть направлены на курсы по результатам их аттестации.
Учебные группы комплектуются из бригадиров (звеньевых), рабочих, занятых в одинаковых по содержанию и типу производственных процессах. Численность группы рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек.
Курсы бригадиров могут создаваться непосредственно на предприятиях, а также в учебных заведениях.
Учебные планы и программы для курсов бригадиров разрабатываются министерствами и ведомствами на основе типовых учебных планов и программ, утверждаемых в установленном порядке. Продолжительность обучения на курсах предусматривается: при повышении квалификации бригадиров - не менее 36 часов, а при подготовке резерва бригадиров (звеньевых) - не менее 72 часов, в том числе на экономические вопросы отводится не менее 30% всего учебного времени.
Обучение на курсах бригадиров проводится с отрывом или без отрыва от работы и включает в себя проведение теоретических и практических занятий, оно должно быть тесно увязано с конкретными вопросами, которые решают бригадиры (звеньевые) в своей работе.
Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачетов или защитой рефератов.
21. Для повышения профессионального и экономического уровня рабочих на предприятиях должны также широко использоваться кружки и группы качества, лектории, выставки, систематическое самостоятельное обучение (самообразование) и другие формы работы. Эта работа проводится администрацией предприятий совместно с общественными организациями.
22. Периодичность и последовательность прохождения рабочими различных видов и форм обучения устанавливаются предприятием с учетом личных интересов работника и производственной необходимости. При этом должно быть обеспечено обязательное ежегодное обучение каждого рабочего в тех или иных видах и формах профессиональной и экономической учебы.
IV. Преподавательские кадры
23. В учебных заведениях (подразделениях) повышения квалификации руководящих работников и специалистов учебный процесс осуществляется преимущественно силами ведущих ученых, крупных специалистов, партийных, советских и хозяйственных руководителей, разработчиков новейших технических решений, технологических процессов, новаторов производства, привлекаемых на условиях штатного совместительства и почасовой оплаты, а также штатным профессорско-преподавательским составом, избираемым в установленном порядке.
В учебных заведениях по профессиональному обучению рабочих теоретические занятия проводятся преподавателями, а производственное обучение - мастерами (инструкторами) производственного обучения из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям.
Непосредственно на предприятиях для проведения занятий с руководителями и специалистами должны привлекаться ведущие ученые, высококвалифицированные работники, специалисты предприятий, научно-исследовательских, технологических и конструкторских организаций, центрального аппарата министерств и ведомств, территориальных органов управления, преподаватели учебных заведений, партийные, профсоюзные и советские работники.
Профессиональное и экономическое обучение рабочих осуществляют преподаватели и инструкторы производственного обучения. Преподаватели назначаются из числа руководящих, инженерно-технических работников, экономистов и других специалистов, имеющих высшее или среднее специальное образование по профилю учебы. Инструкторы производственного обучения назначаются из числа квалифицированных рабочих и специалистов, имеющих стаж работы по профессии не менее трех лет, высокие производственные показатели, общее среднее или среднее специальное образование.
Для работников, привлекаемых к проведению занятий, должны быть организованы циклы лекций или консультаций, семинары с целью изучения ими актуальных вопросов экономической и научно-технической политики партии, передового опыта, дидактических основ обучения.
Состав преподавателей и инструкторов производственного обучения с учетом их общественной аттестации ежегодно рассматривается советом по профессиональному и экономическому обучению кадров, утверждается администрацией предприятия по согласованию с партийным и профсоюзным комитетами.
V. Учебно-материальная база
24. К учебным заведениям (подразделениям) повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов относятся республиканские межотраслевые институты повышения квалификации, высшие школы управления народнохозяйственных комплексов, межотраслевые и отраслевые институты повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов и их филиалы, факультеты повышения квалификации при вузах, факультеты по подготовке организаторов промышленного производства, строительства и планирования при вузах, специальные факультеты по переподготовке кадров при вузах, учебные центры, специальные отделения по переподготовке кадров при средних специальных учебных заведениях, курсы повышения квалификации и другие.
К учебным заведениям по профессиональному и экономическому обучению рабочих относятся отраслевые и межотраслевые региональные учебные центры, учебно-курсовые комбинаты (пункты), технические школы, межотраслевые (отраслевые) постоянно действующие курсы при предприятиях или профессионально-технических учебных заведениях.
Учебные заведения (подразделения) действуют на основе типовых положений, утверждаемых в установленном порядке.
Учебно-материальная база, создаваемая на предприятиях, включает в себя учебные помещения (лаборатории, классы, кабинеты), учебные полигоны, цехи, мастерские, участки, отдельные рабочие места, оснащенные необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями.
Учебно-материальная база предприятий должна соответствовать нормативам, утверждаемым министерствами и ведомствами, и создаваться за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения тех отраслей народного хозяйства, для которых проводится обучение кадров, и собственных средств предприятий.
Нормы оборудования учебно-материальной базы устанавливаются министерствами и ведомствами. Оборудование, технические средства и учебно-наглядные пособия, разработка и производство которых не осуществляются централизованно, изготовляются самими предприятиями.
VI. Планирование непрерывного обучения кадров
25. Планирование непрерывного обучения кадров осуществляется предприятиями на основе методических рекомендаций, разрабатываемых министерствами и ведомствами.
Предприятиям рекомендуется при активном участии профсоюзных организаций, советов трудовых коллективов, исходя из необходимости эффективной работы, выпуска качественной продукции, перспектив развития производства, внедрения новейшей техники и технологии, совершенствования хозрасчетных отношений, коллективных форм организации и стимулирования труда, разрабатывать и утверждать единые пятилетние и годовые планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учебных заведениях (подразделениях), непосредственно на производстве, включая массовую производственно-экономическую учебу. Указанные планы рекомендуется разрабатывать по видам и формам обучения, предусмотренным настоящим Положением. При этом должно обеспечиваться формирование необходимой профессионально-квалификационной структуры кадров, постоянное расширение и обновление научно-технических и экономических знаний работников, непрерывный рост их профессионального мастерства.
Планы непрерывного обучения являются составной частью планов социального и экономического развития трудовых коллективов. Мероприятия по выполнению этих планов рекомендуется включать в коллективные договоры и социалистические обязательства.
Ответственность за выполнение планов непрерывного обучения работников возлагается на руководителей предприятия и его подразделений.
VII. Планирование и учет учебной работы. Отчетность
26. Планирование и учет учебной работы по непрерывному обучению работников в учебных заведениях и непосредственно на предприятиях производятся в соответствии с указаниями министерств и ведомств, разрабатываемыми на основе нормативных документов Гособразования СССР, и являются основанием для составления статистической отчетности.
27. Предприятия, министерства и ведомства составляют и представляют в установленные сроки и адреса отчеты по непрерывному профессиональному и экономическому обучению кадров по форме, утверждаемой Госкомстатом СССР.
VIII. Финансирование расходов на обучение кадров
28. Финансирование расходов на обучение кадров осуществляется из централизованных фондов министерств, ведомств, а также за счет средств фондов развития производства, науки и техники, других фондов аналогичного назначения предприятий или целевых ассигнований на подготовку кадров и за счет средств, в том числе профсоюзных, предусмотренных на проведение культурно-массовой работы.
IX. Условия оплаты труда при обучении кадров
29. Условия оплаты труда руководителей, специалистов, рабочих и учеников, а также работников, осуществляющих обучение кадров, устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.
На основе настоящего Типового положения министерства и ведомства могут разрабатывать и по согласованию с соответствующими комитетами профсоюзов утверждать отраслевые положения о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров.
______________________________
*(1) Предприятия (объединения), учреждения, организации, совхозы и колхозы далее именуются "предприятия".
*(2) Численность учебной группы не менее 10 человек.
*(3) Эти требования распространяются на переподготовку (переобучение) рабочих и обучение рабочих вторым (смежным) профессиям.
*(4) При отсутствии возможности создания групп с указанной численностью может проводиться индивидуальное обучение рабочих по соответствующему учебному плану и программе.
*(5) При отсутствии возможности комплектования школы с указанной численностью может проводиться индивидуальное обучение рабочих по соответствующей учебной программе.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Госкомтруда СССР, Госкомобразования СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 июня 1988 г. NN 369/92-14-147/20/18-22 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.