III. Непрерывное обучение рабочих
Подготовка новых рабочих
12. Подготовка новых рабочих на производстве - это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии.
Подготовка новых рабочих осуществляется по профессиям, перечень которых утверждается Гособразованием СССР в установленном порядке. Направление на учебу должно осуществляться, как правило, на основе профессионального отбора с учетом склонности и психофизиологических свойств личности, направляемой на обучение. Обучение женщин, а также несовершеннолетних проводится только по профессиям и для тех производств и работ, на которых разрешается в установленном порядке применение их труда.
Сроки обучения при подготовке новых рабочих устанавливаются, как правило, до шести месяцев, а по отдельным сложным профессиям - до двенадцати месяцев и указываются в Перечне профессий, утверждаемом Гособразованием СССР.
Типовые учебные планы, учебные программы по предметам общетехнического и экономического курсов для подготовки новых рабочих разрабатываются и утверждаются Гособразованием СССР с участием министерств и ведомств. Учебные планы по конкретным профессиям, учебные программы по специальным предметам и производственному обучению разрабатываются на основе координационных планов, требований и рекомендаций Гособразования СССР и утверждаются: по профессиям, общим для всех или ряда отраслей народного хозяйства, - министерствами и ведомствами, определяемыми Гособразованием СССР; по остальным профессиям - министерствами и ведомствами. С разрешения министерств и ведомств учебные программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.
Подготовка новых рабочих на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения.
При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Численность групп рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек (в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах и на организуемых министерствами, ведомствами постоянно действующих курсах - численностью 25-30 человек). Теоретическое обучение может проводиться также в профессионально-технических училищах по договорам с предприятиями за счет их средств. Производственное обучение рабочих проводится, как правило, в два этапа: на первом - в учебной группе*(2) под руководством мастера (инструктора) производственного обучения на специально созданной для этого учебно-материальной базе предприятия, учебного центра, учебно-курсового комбината (пункта) или технической школы, на втором этапе - на рабочих местах предприятия в учебной группе*(2) под руководством мастера (инструктора) производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения. При отсутствии необходимой учебно-материальной базы допускается, в порядке исключения, проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах предприятия.
При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путем консультаций у преподавателей, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего - инструктора производственного обучения на рабочем месте. При возможности рабочих рекомендуется объединять в учебные группы численностью от 10 до 30 человек для изучения общей части теоретического курса, которая содержится в учебных планах и программах по соответствующим профессиям.
Профессиональные умения и навыки обучающиеся должны, как правило, приобретать и совершенствовать в процессе изготовления продукции или выполнения работ с соблюдением соответствующих требований к их качеству. В этих целях каждому обучаемому с начала производственного обучения в цехах предприятия выделяется рабочее место, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами и материалами.
При подготовке рабочих по профессиям, связанным с освоением сложной современной техники, должно предусматриваться также прохождение ими производственного обучения на учебных полигонах при передовых предприятиях отрасли, на заводах-изготовителях новой техники, аналогичных производствах других предприятий.
Подготовка новых рабочих заканчивается сдачей ими квалификационных экзаменов.
Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
Подготовка новых рабочих, связанных с обслуживанием объектов котлонадзора и подъемных сооружений (машинисты котлов, машинисты (кочегары) котельной, машинисты кранов (крановщики), электромеханики по лифтам, стропальщики, лифтеры и т.п.), проводится в профессионально-технических училищах по договорам с предприятиями, в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах), технических школах. Обучение рабочих по указанным профессиям может осуществляться также непосредственно на предприятиях по курсовой форме подготовки по согласованию с органами Госгортехнадзора СССР. Индивидуальная подготовка новых рабочих по этим профессиям не допускается*(3).
Подготовка новых рабочих по профессии "Водитель автомобиля" осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным в установленном порядке.
Повышение квалификации рабочих
15. Повышение квалификации рабочих - это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
Обучение рабочих по повышению квалификации может осуществляться:
на производственно-экономических курсах;
в школах социалистического хозяйствования;
на курсах целевого назначения;
в школах передовых приемов и методов труда;
на курсах бригадиров.
16. Производственно-экономические курсы создаются в целях углубления и расширения профессиональных и экономических знаний, умений и навыков рабочих для получения более высоких тарифных разрядов (классов, категорий) в соответствии с требованиями производства. На этих курсах проходят также обучение рабочие, у которых фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся у них тарифному разряду (классу, категории).
Комплектование учебной группы осуществляется, как правило, из рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации и примерно равного общеобразовательного уровня на основании заявлений рабочих и рекомендаций руководителей цеха, участка и совета бригады. Численность обучающихся в одной группе непосредственно на предприятии рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек*(4) (в учебных центрах и других учебных заведениях - 25-30 человек).
Продолжительность обучения устанавливается до шести месяцев без отрыва и до трех месяцев с отрывом от работы. На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов, при этом на экономическое обучение должно отводиться от 20 до 30% учебного времени.
Учебные программы для производственно-экономических курсов разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящего Положения.
По профессиям, связанным с обслуживанием современной сложной техники и технологии, сверх указанных сроков обучения предусматривается стажировка продолжительностью до трех месяцев.
Стажировка проводится на рабочих местах предприятия. В процессе прохождения стажировки рабочие под руководством бригадира, мастера или высококвалифицированного рабочего должны выполнять работы, отвечающие по сложности требованиям тарифных разрядов (классов, категорий), на которые они обучаются.
Обучение на производственно-экономических курсах заканчивается сдачей квалификационных экзаменов. По профессиям, по которым предусмотрена стажировка, квалификационные экзамены проводятся после ее завершения.
17. Школы социалистического хозяйствования являются основной формой массовой производственно-экономической учебы рабочих и колхозников, организуемые администрацией предприятия совместно с профсоюзными комитетами.
Школы создаются в целях повышения уровня экономических и профессиональных знаний работников массовых профессий по вопросам хозяйственного расчета, прогрессивных форм организации и оплаты труда, самофинансирования и самоуправления трудовых коллективов, повышения качества продукции, экономии ресурсов, изучения новой техники, прогрессивной технологии, передового производственного опыта, правовых и других вопросов.
Типовые учебные планы и программы для школ социалистического хозяйствования разрабатываются Гособразованием СССР с участием ВЦСПС. Министерства и ведомства по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов разрабатывают отраслевые учебные планы и программы. На их основе предприятия с учетом специфики производства, состава обучающихся, задач трудовых коллективов определяют конкретные учебные планы и программы. В школах социалистического хозяйствования, наряду с изучением теории по экономическим и производственным вопросам, должны предусматриваться практические занятия, экскурсии на передовые предприятия и выставки, а также использоваться другие формы работы со слушателями.
Комплектование школ осуществляется, как правило, по производственному принципу, на базе коллективов бригад, цехов, ферм или работников одной профессии. Вместе с рабочими и колхозниками в школах могут заниматься бригадиры, мастера, специалисты, входящие в состав первичных хозрасчетных трудовых коллективов или обеспечивающие их работу. Численность обучающихся в одной школе рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек.
Занятия в школах социалистического хозяйствования проводятся с отрывом или без отрыва от работы. Продолжительность обучения и режим проведения занятий определяются администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией и советом трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства. Рекомендуется третью часть всего учебного времени отводить на теоретическое обучение, из которого 65-70% использовать на изучение экономических вопросов.
Обучение рабочих в школах социалистического хозяйствования заканчивается собеседованиями, на которых оценивается уровень знаний слушателей и обсуждаются предложения, направленные на повышение эффективности производства, улучшение организации труда, внедрение экономических методов хозяйствования.
18. Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях, в учебных центрах или других учебных заведениях для изучения новой техники, оборудования, материалов, технологических процессов, новых методов хозяйствования, прогрессивных форм организации труда, трудового законодательства, правил технической эксплуатации оборудования, техники безопасности, вопросов, связанных с повышением качества продукции (работ), и др.
На курсах целевого назначения осуществляется также краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных рабочих для изучения ими в течение первого месяца работы на данном предприятии особенностей технологических и трудовых процессов, обслуживаемого оборудования, вопросов организации и оплаты труда, ознакомления с требованиями, предъявляемыми к качеству выпускаемой продукции и выполняемых работ, и др.
Обучение на курсах целевого назначения проводится по учебным программам, разрабатываемым предприятиями.
Занятия на курсах рекомендуется проводить в группах численностью от 10 до 30 человек (в учебных центрах или других учебных заведениях - 25-30 человек). Комплектование учебной группы осуществляется в соответствии с тематической направленностью курсов.
Продолжительность обучения на курсах целевого назначения устанавливается предприятиями, исходя из цели обучения, но в объеме не менее 20 часов с отрывом или без отрыва от работы. Обучение заканчивается сдачей зачетов.
19. Школы передовых приемов и методов труда создаются в целях массового освоения рабочими приемов и методов труда передовиков и новаторов производства, а также коллективов, добившихся высоких технико-экономических показателей.
Обучаются в этих школах, как правило, рабочие одной или смежных с ними профессий. Занятия в школах рекомендуется проводить в группах численностью от 5 до 30 человек*(5).
В промышленности создаются цеховые, заводские, отраслевые и межотраслевые школы. Цеховые школы комплектуются рабочими одного цеха, заводские - рабочими нескольких цехов данного предприятия, отраслевые рабочими нескольких предприятий одной отрасли, межотраслевые - рабочими ряда предприятий нескольких отраслей.
Цеховые и заводские школы организуются предприятиями, отраслевые и межотраслевые - соответствующими органами управления совместно с комитетами профсоюзов. В других отраслях народного хозяйства указанные школы организуются в порядке, установленном для промышленности.
Обучение в школах включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками и новаторами производства - руководителями школ, а также теоретические занятия (консультации), проводимые специалистами. При этом особое внимание уделяется экономическому обоснованию и эффективности изучаемых методов труда.
Продолжительность обучения устанавливается предприятиями в зависимости от цели школ, но в объеме не менее 20 часов.
Учебные программы для школ передовых приемов и методов труда разрабатываются и утверждаются предприятиями или органами управления.
Обучение в отраслевых и межотраслевых школах проводится с отрывом от работы в сроки, устанавливаемые соответствующими хозяйственными органами по согласованию с комитетами профсоюзов.
Обучение в школах заканчивается итоговыми занятиями.
20. Курсы бригадиров создаются в целях:
повышения уровня знаний бригадиров (звеньевых) в области внутрипроизводственного хозрасчета и подряда, прогрессивных форм организации и стимулирования труда, повышения эффективности производства и качества продукции, анализа результатов работы бригады, законодательства о труде, управления коллективом в условиях демократизации, а также по другим вопросам;
подготовки резерва бригадиров (звеньевых) производственных бригад из числа передовых, наиболее квалифицированных рабочих, обладающих организаторскими способностями и пользующихся авторитетом у членов трудового коллектива.
Направление рабочих на эти курсы с целью подготовки резерва бригадиров производится по рекомендации руководителей соответствующих подразделений предприятий и общественных организаций с учетом мнения совета бригады.
Периодичность повышения квалификации бригадиров на курсах устанавливается министерствами и ведомствами, но не реже одного раза в пять лет. Бригадиры могут быть направлены на курсы по результатам их аттестации.
Учебные группы комплектуются из бригадиров (звеньевых), рабочих, занятых в одинаковых по содержанию и типу производственных процессах. Численность группы рекомендуется устанавливать от 10 до 30 человек.
Курсы бригадиров могут создаваться непосредственно на предприятиях, а также в учебных заведениях.
Учебные планы и программы для курсов бригадиров разрабатываются министерствами и ведомствами на основе типовых учебных планов и программ, утверждаемых в установленном порядке. Продолжительность обучения на курсах предусматривается: при повышении квалификации бригадиров - не менее 36 часов, а при подготовке резерва бригадиров (звеньевых) - не менее 72 часов, в том числе на экономические вопросы отводится не менее 30% всего учебного времени.
Обучение на курсах бригадиров проводится с отрывом или без отрыва от работы и включает в себя проведение теоретических и практических занятий, оно должно быть тесно увязано с конкретными вопросами, которые решают бригадиры (звеньевые) в своей работе.
Обучение на курсах бригадиров заканчивается сдачей зачетов или защитой рефератов.
21. Для повышения профессионального и экономического уровня рабочих на предприятиях должны также широко использоваться кружки и группы качества, лектории, выставки, систематическое самостоятельное обучение (самообразование) и другие формы работы. Эта работа проводится администрацией предприятий совместно с общественными организациями.
22. Периодичность и последовательность прохождения рабочими различных видов и форм обучения устанавливаются предприятием с учетом личных интересов работника и производственной необходимости. При этом должно быть обеспечено обязательное ежегодное обучение каждого рабочего в тех или иных видах и формах профессиональной и экономической учебы.