Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Рекомендации
по организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией
(утв. постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 26 сентября 1997 г. N 416-п)
Настоящие рекомендации "По организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией" разработаны в целях оказания практической помощи предприятиям и организациям по урегулированию коллективных трудовых споров в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Примирительная комиссия создается в организациях независимо от организационно-правовой формы и видов собственности для разрешения трудовых споров - урегулирования разногласий по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений, возникших между работниками и работодателями.
Примирительная комиссия в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Федеральным законом "О коллективных договорах и соглашениях", другими федеральными законами, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 года N 468 "О службе по урегулированию коллективных трудовых споров", постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 17 "О предоставлении подразделениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по урегулированию коллективных трудовых споров" и настоящими Рекомендациями.
1. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом (п. 2 статьи 5 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
2. Порядок формирования примирительной комиссии:
2.1. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора между работниками и работодателем, оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников (п. 1 статьи 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
2.2. Моментом начала коллективного трудового спора считается день письменного сообщения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в течение трех рабочих дней со дня получения требований, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров (п. 5 статьи 2 и статьи 4 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
Дата вручения требований работодателю должна быть зафиксирована в журнале учета входящей корреспонденции или распиской непосредственно работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.
2.3. В случае, если работодатель отклоняет требование, то, одновременно с письменным уведомлением об этом, он направляет представителю работников предложения об образовании примирительной комиссии, по ее количественному и персональному составу со своей стороны. В том случае, когда работодатель не сообщает своего решения, работники (представитель работников) по истечении 3-х рабочих дней со дня вручения работодателю требований направляют ему предложения об образовании примирительной комиссии, по ее количественному и персональному составу со своей стороны (п. 5 статьи 2, статья 4, п. 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
2.4. Представитель работников или работодатель, получив такие предложения, подготавливает свои встречные предложения об образовании примирительной комиссии, по ее количественному и персональному составу со своей стороны.
2.5. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе (п. 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований примирительная комиссия формируется из 3-5 представителей от каждой стороны, обладающих необходимыми знаниями по существу рассматриваемых вопросов и умеющих вести переговоры.
2.6. После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.
3. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе (п. 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
4. Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии (п. 3 статьи 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
5. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании (п.п. 1 и 4 статьи 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"). В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.
Рассмотрение коллективного трудового спора начинается с проверки примирительной комиссией полномочий сторон.
Полномочия сторон должны быть подтверждены соответствующими решениями. Полномочия представителя работодателя могут быть зафиксированы в уставе организации, либо в ином правовом акте (решение правления или совета директоров). Полномочия представителя работников - в уставе профсоюза или решении собрания (конференции) работников, уполномочивших представителя работников на участие от их лица в процедурах по урегулированию коллективного трудового спора.
6. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в сроки, которые установлены решением (п. 5 статьи 6 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров").
Если согласие не достигнуто, то в протоколе следует четко отразить существо разногласий, мотивы м позиции сторон, их намерение продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Протокол подписывается сторонами. Примерная форма протокола дана в приложении.
Контроль за исполнением соглашения осуществляется сторонами коллективного трудового спора (ст. 12 Федерального Закона).
7. Члены примирительных комиссий на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года.
Конкретные специалисты могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе примирительных комиссий. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году (п. 1 статьи 9 Федерального Закона).
Стороны, в пределах своей компетенции и финансовых возможностей могут использовать иные формы материального стимулирования специалистов, привлеченных к рассмотрению коллективного трудового спора в составе примирительной комиссии.
8. Члены примирительных комиссий имеют право:
- проверять полномочия сторон коллективного трудового спора;
- запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора;
- в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные и раздельные заседания сторон;
- предлагать собственные возможные варианты разрешения конфликта;
- подписывать документы, фиксирующие решения, принятые сторонами спора при его участии.
9. Члены примирительных комиссий обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну осуществляя свои полномочия при участии в примирительных процедурах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.