Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Главы
администрации г. Омска
от 4 февраля 1994 г. N 73-п
Основные положения
Программы содействия занятости населения г. Омска в 1994 г.
1. Рынок труда - реальность и прогнозы
Численность постоянного населения г. Омска на 01.01.93 г. составила 1166,5 тыс. человек, меньше прошлого года на 2,1 тыс. человек (0,2 процента).
Трудовые ресурсы г. Омска составляют 705,1 тыс. человек (60,4 % численности населения), из них 96 % - трудоспособное население в трудоспособном возрасте, 4 % - работающие пенсионеры и подростки.
Занято в экономике города 539,8 тыс. человек или 76,5 % всех трудовых ресурсов. Постоянно растущие темпы инфляции удержали безработицу на уровне 0,3 % трудоспособного населения, что в 3 раза меньше среднероссийского.
Ситуация на рынке труда города складывалась в соответствии с прогнозируемым минимальным вариантом, главным образом, за счет снижения более чем в 2 раза по сравнению с 1992 годом процесса высвобождения работников с предприятий города (таблица 1).
Прогнозная оценка ситуации на рынке труда города в 1994 году формировалась в обстановке, характеризующейся высокой степенью неопределенности внешне-политических, экономических и социальных факторов, что повлекло за собой необходимость в многовариантности расчетов рынка труда.
Результаты проведенных расчетов приведены в таблице 2.
Вариант первый предполагает дальнейшую либерализацию экономики, активизацию экономических процессов:
- уровень безработицы составит менее 1 % трудовых ресурсов, т.е. темпы роста числа безработных будут умеренными, ожидаемая численность безработных 7 тыс. человек.
Второй вариант составлен на основе фактически сложившихся тенденций в экономике города, экспертных оценках специалистов экономических и кадров служб предприятий и организаций города:
- уровень безработицы превысить 1 % трудовых ресурсов, темпы роста численности безработных будут нарастающими, численность безработных составит 10,5 тыс. человек.
Третий вариант основан на прогнозе функционирования народного хозяйства в условиях жестокой финансовой дисциплины, предполагает массовое высвобождение работающих:
- уровень безработицы увеличивается до 3 %, ожидаемая численность безработных - 20 тыс. человек.
2. Меры государственного регулирования, обеспечивающие занятость населения
В качестве приоритетного направления в данной программе определено повышение качества рабочей силы, предлагающей услуги на рынке труда через обучение и переобучение незанятого населения.
Создание системы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 1992 года N 315 требует решения в 1994 году проблем:
а) формирования учебной базы профессиональной подготовки с учетом новой экономической ситуации;
б) организация процесса обучения и переобучения граждан в соответствии с требованиями производства к профессионально - квалификационному профилю работника, их индивидуальными способностями и склонностями;
в) создания банка учебных планов и программ для профессионального обучения безработных граждан, инвалидов;
г) создание системы психологической и профессиональной реабилитации безработных граждан, инвалидов;
д) создания системы повышения квалификации специалистов служб занятости, курирующих вопросы профессионального обучения и профориентации, также преподавателей учебных заведений, работающих с безработными гражданами и инвалидами.
Участие службы занятости в сохранении рабочих мест и предупреждении массовых увольнений определено приказами ФСЗ России, согласно которых ГУТиЗН имеет возможность оказывать финансовую помощь работодателям или работникам предприятий, находящимся в административных отпусках или вынужденно работающим неполный рабочий день (неделю).
В 1994 году главное управление труда и занятости населения продолжит практику сотрудничества с работодателями по созданию рабочих мест и развития новых форм активного воздействия на рынок нашего региона путем организации самостоятельной занятости и поддержки предпринимательской инициативы среди безработных граждан (приказ ФСЗ России от 10.06.93 г N 74). Совершенствуя работу по созданию рабочих мест, главное управление планирует оказывать финансовую помощь работодателям на конкурсной основе, привлекая к сотрудничеству Омскую областную ассоциацию предприятий - производителей товаров и услуг. В тех случаях, когда районный отдел труда и занятости испытывает затруднения в трудоустройстве какого-либо конкретного безработного гражданина, с ним возможна работа по привлечению его к занятиям индивидуальной предпринимательской деятельностью. Обучение будет организовано в создаваемом городском бизнес-инкубаторе.
Одна из мер социальной защиты незанятого населения - это организация общественных работ. Всего в общественных работах могут принять участие свыше 300 безработных. Наибольшие затраты из фонда занятости планируются в летний период, когда к данным работам привлекаются школьники и подростки.
Ожидаемое развитие процессов на рынке труда в 1994 году приведет к увеличению количества граждан, относящихся к слабозащищенным категориям населения (женщины, молодежь, инвалиды). Для смягчения напряженности в этом вопросе предусматривается принятие специальных постановлений Глав администраций районов города Омска о выделении необходимого количества квотируемых рабочих мест на предприятиях, в том числе 137 рабочих мест для инвалидов, которые будут профинансированы из средств фонда занятости. С целью решения социальных проблем слабозащищенных групп населения в 1994 году планируется открыть Центр профессиональной реабилитации инвалидов, оказать помощь Молодежной бирже труда "Студсервисцентр", открыть аналогичные структуры в других районах города, продолжить сотрудничество с Центром трудовой реабилитации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, с биржей трудоустройства бывших военнослужащих "Вектор". Для длительно безработных граждан намечено открыть "Клуб ищущих работу".
Развитие службы занятости в городе Омске предполагает прежде всего работу по повышению профессиональной подготовки работников районного и областного звена ГУТиЗН и дальнейшую автоматизацию отделов. Необходимо продолжить работу по формированию образа службы занятости как организации доброжелательной, способной помочь и защитить. На базе Центрального отдела труда и занятости будет организован модельный центр занятости.
3. Финансовое обеспечение программы
На 1994 год основным источником формирования фонда занятости являются отчисления от страховых взносов работодателей в размере 2 % от средств, направляемых на оплату труда - 8,179,000 тыс. руб. Основные направления расходования фонда занятости следующие:
- на выплату пособий по безработице - 2393482 тыс. руб;
- на оказание материальной помощи безработным - 179560 тыс. руб;
- на выплату стипендий - 533528 тыс. руб;
- на организацию общественных работ - 48192 тыс. руб;
- на возмещение пенсионному фонду - 451880 тыс. руб;
- на организацию оплачиваемых рабочих мест
для инвалидов - 63300 тыс. руб.
Заместитель начальника |
В.Е. Калугин |
Таблица 1.
Анализ
рынка труда г. Омска за январь - декабрь 1993 г.
/---------------------------------------------------------------\
| N | |Прогноз|Фактически|Примечание |
|п/п| |1993 г.| 1993 г.| |
|---------------------------------------------------------------|
| 1 Трудоспособное население в |
| трудоспособном возрасте 684,4 674,1 |
| |
| 2 Рынок труда, всего 90,0 свыше 90 |
| |
| 3 Самостоятельно решали воп- |
| рос о трудоустройстве 72,0 84,5 |
| |
| 4 Обратились в службу заня- |
| тости за трудоустройством 18,0 5,5 Кроме того, |
| 32,9 тыс.чел.|
| получили |
| консультации |
| из них: |
| 4а - высвобожденные работники |
| с предприятий города 10,0 3,1 |
| |
| 4б - неработающая молодежь (вы- |
| пускники со свободным рас- |
| пределением, отчисления из |
| учебных заведений и др.) 0,8 0,4 |
| |
| 5 Трудоустроено службой заня- Кроме того, |
| тости, всего 3,0 2,0 1,8 тыс.чел |
| по консуль- |
| тации |
| |
| 6 Направлено на профобучение |
| за счет ФЗ 1,4 1,6 |
| |
| 7 Общее количество безработ- |
| ных, побывавших на РТ 12,0 5,9 |
| |
| из них: |
| |
| 7а - было признано безработ- |
| ными в 1993 году - 3,4 |
| |
| 8 Получали пособие, всего с |
| учетом снятых с пособия в |
| текущем периоде 7,0 4,0 |
| |
| 9 Участвовало в обществен- |
| ных работах, всего 0,4 0,2 |
| |
|10 Оформлено безработных на |
| досрочную пенсию 1,0 0,5 |
| |
|11 Уровень безработицы в % к |
| трудоспособному населению х 0,3 |
| |
|12 Наличие вакансий по состо- |
| янию на 01.01.94, всего х 2199 |
| в т.ч.: |
| |
|12а - рабочих мест х 1852 |
| |
|12б -должностей х 347 |
\---------------------------------------------------------------/
Справочно: ввиду изменения требований ФСЗ по поставке на учет, произошло резкое снижение числа обращений граждан в службу (строка 4 фактически), для сравнения в 1992 году в СЗ обратилось за трудоустройством 16 тыс. чел.
Главное управление труда
и занятости населения
Таблица 2
Прогноз
рынка труда на 1994 год по г. Омску
(тыс.чел.)
Варианты | |||
миним. | средн. | максим. | |
1. Предложение рабочей силы 1. Высвобождение работников 12,0 18,0 32,0 2. Молодежь 13,0 16,4 22,0 3. Уволенные по причине текучести 41,8 50,0 70,0 4. Демобилизованные из рядов Воо- руженных сил 2,3 2,8 3,0 5. Освобожденные из мест лишения свободы 0,9 1,2 1,2 6. Незанятое население 5,0 6,0 14,0 7. Мигранты 5,0 5,6 7,8 Итого: 80,0 100,0 150,0 2. Направления использования рабочей силы 1. Решат вопрос с трудоустройством самостоятельно 43,0 50,0 75,0 2. Обратятся в СЗ за содействием, всего 37,0 50,0 75,0 из них обратятся за: - консультацией, всего 30,0 38,0 55,0 - за трудоустройством, будут по- ставлены на учет 7,0 12,0 20,0 Будут трудоустроены, всего 4,0 7,0 10,0 в т.ч. из числа поставленных на учет 2,0 2,5 3,0 Пройдут переобучение за счет ФЗ 1,5 2,0 3,0 Будут признаны безработными, всего 4,8 8,0 17,0 3. Численность безработных на РТ, всего с учетом состоящих на учете на 1.01.94 7,0 10,5 20,0 из них: - будут получать пособие по без- работ. 5,6 9,5 16,0 - заняты на общественных работах 0,2 0,4 1,0 - оформлены на досрочную пенсию 0,5 0,6 1,5 |
Главное управление труда
и занятости населения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.