Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Главы
администрации г. Омска
от 8 декабря 1994 г. N 1103-п
Программа
работ по снижению доз облучения населения от природных источников ионизирующего излучения (программа "Радон")
1. Проблема Радона в Омской области
Впервые о вредном воздействии радона на организм человека в жилище заговорили в 70-х годах в Швеции, после того, как в Швеции и Финляндии были обнаружены строения, концентрация радона в которых в 500 раз превышала его среднюю концентрацию в наружном воздухе.
Радон, как известно, являясь далеко не последним членом радиоактивного распада урана, в свою очередь, образует дочерние радиоактивные продукты распада. Сам радон и его дочерние продукты распада являются альфа-излучателями, что в основном и определяет их ионизирующее воздействие на организм.
Для того, чтобы радон стал опасен для человека необходимо совпадение трех факторов.
1. Наличие в геологической среде или строительных конструкциях повышенных количеств урана-радия-радона.
2. Существование путей переноса эманации.
3. Наличие замкнутого пространства, в котором бы находился человек и куда бы поступал радон.
Учитывая потенциальную опасность возможного неблагоприятного воздействия радона и его ДПР на население г. Омска и области в результате использования в жилищном строительстве щебня Макинского карьера с повышенным содержания радия, с 1989 г. в г. Омске были начаты работы по измерениям активности радона.
При анализе результатов измерений содержания радона в воздухе жилых помещений г. Омска установлено, что из 509 обследованных квартир в 37 обнаружены одно, а иногда и два превышения установленного норматива в 200 к/куб.м. Это составляет 7,3% от обследованных квартир. Исходя из этих же критериев, превышение этого норматива, по данным НИИРГа наблюдалось в 5 (6,4%) из 78 квартир, по данным НИИГМТ в 13 (10,9%) квартирах из 119 обследованных, а по данным альфа-трековой дозиметрии, проведенной при участии фирмы "Silena" (Австрия), в 23 (45%) квартирах из 51 обследованной.
При этом индивидуальные дозы облучения населения, проживающего в жилье, где установлено превышение норматива 200 Бк/куб.м, ежегодно составляют от 2,6 мзв до 25,2 мзв и в отдельных случаях превышает норматив для населения, проживающего на территориях, загрязненных в результате аварии на ЧАЭС и подлежащего обязательному отселению (свыше 5 мзв в год).
2. Технико-экономическое обоснование
Программой предусматривается получение информации об уровнях и структуре облучения населения г. Омска и области и отдельных групп населения, выявление групп населения, выявление групп населения, подвергающегося повышенному облучению групп риска, осуществление комплекса защитных и медицинских профилактических мероприятий для групп риска, осуществление комплекса защитных и медицинских профилактических мероприятий для групп риска.
Знание структуры облучения населения позволит осуществить научно обоснованную стратегию радиационной защиты населения - осуществление защитных мероприятий в первую очередь от тех источников, для которых эффективность мероприятий (т.е. снижение облучения населения на единичные затраты) максимальна и снижение затрат на защиту от источников с максимальной эффективностью защитных мероприятий.
3. Основные задачи программы
Данная программа является частью федеральной программы "РАДОН", что и определяет ее направления.
1. Обследование уровней облучения населения г. Омска и области, отдельных групп населения природными источниками ионизирующего излучения (прежде всего радоном) с целью выявления групп риска. Как показывает отечественный и зарубежный опыт такое обследование может быть только выборочным (Так в Великобритании, Швеции, Финляндии за 1-2 года было обследовано 10-20 тыс. квартир или односемейных домов). Исходя из принятого масштаба исследований только по г. Омску обследованию подлежит примерно 35 тыс. квартир или односемейных домов. Результаты обследования должны анализироваться с учетом геологических характеристик мест застройки и особенностей конструкций здания.
На последующих этапах работы должны быть сосредоточены в тех зданиях, в которых следует ожидать максимальных уровней облучения людей.
2. Клинико-эпидемиологическое обследование групп риска и их медицинская профилактика. Медицинская профилактика может оказаться весьма эффективным способом снижения последствий облучения, учитывая то, что последствия облучения реализуются по истечении значительного латентного периода. На первых этапах работы осуществляются подготовительные исследования, а в полном масштабе работы по этому направлению разворачиваются по мере выявления групп риска.
3. Разработка методов и средств проектирования и строительства радонобезопасных зданий предусматривает характеристику обследуемых зданий, проектирование и строительный, радиационно-гигиенический контроль за осуществлением защитных мероприятий в конкретных зданиях.
4. Радиационно-геологическое прогнозирование предусматривает использование имеющейся информации, а при ее отсутствии - получение таковой, о геофизической характеристике мест застройки. В рамках этой задачи планируется организация систематических наблюдений вариаций содержания радона в почвенном воздухе и зданиях, потоков радона под зданием и около него в нескольких точках с различными геофизическими характеристиками территории. Накопление такой информации позволит уточнить методы поступления радона в проектируемые здания, характерными для Омской области.
5. Аппаратурное, методическое и метрологическое обеспечение работ предусматривает оснащение организаций-исполнителей программы необходимой аппаратурой, НТД. Для обеспечения единства измерений предусматривается периодическая сверка аппаратуры в натурных условиях.
6. Информационное обеспечение предусматривает оснащение организацийисполнителей необходимой вычислительной и оргтехникой, разработку структуры и формирование банка данных.
7. Санитарное обучение по вопросам радиационной безопасности и здоровому образу жизни предусматривает широкую информацию населения и общественных организаций по вопросам радиоэкологии, о результатах работ.
4. Механизм реализации и конечные результаты программы
Для руководства и координации работ по Программе создается Координационный Совет в составе ведущих специалистов по основным задачам Программы.
Персональный состав Совета и Положение о его работе утверждается ОКОП.
В связи с отсутствием в г. Омске специалистов со значительным опытом работы по данной проблеме Программой предусмотрено проведение выездного семинара по подготовке специалистов, а так же привлечение групп экспертов по основным направлениям: НИИРГ, РМА МЗ РФ, НИИ строительной физики Минстроя РФ (г. Москва).
Перечень организаций-исполнителей, а так же экспертов может уточнятся по мере реализации Программы.
Конечным результатом Программы будет значительное снижение облучения населения прежде всего за счет снижения облучения групп людей, подвергающихся чрезвычайно высокому облучению.
Система финансирования Программы должна предусматривать использование различных источников средств: федеральный, местный бюджеты, средства экологических фондов, средства отдельных собственников.
Объемы финансирования работ по мере реализации Программы уточняются.
Основные задачи программы
/-------------------------------------------------------------\
|NN п/п| Мероприятия | Срок |Исполнители |
| | | исполнения | |
|------+-------------------------+-------------+--------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|------+-------------------------+-------------+--------------|
1. Продолжение радиационно-гигиенического скриннинга в
жилых зданиях и объектах соцкультбыта.
1.1. Обоснование адресной I кв. 1995 г. РМА МЗ РФ
программы скриннинга, ИПГПОГЭ
представительной по строительные
геологии мест застройки, организации
строительным характеристикам ОЦГСЭН
и демографическим показателям:
1.2. Организация и проведение III-IV кв. ОЦГСЭН
альфатрековой дозиметрии 1995 г.
1000 измер. I-II кв.
1000 измер. 1996 г.
1.3. Организация и проведение I-II кв. ОЦГСЭН
скриннинга с использованием 1995 г.
экспрессных и полуинтег-
ральных методов с целью
предварительного выявления
радоно-опасных объектов
600 измер.
1.4. Анализ и обобщение резуль- I-II кв. НИИРГ
татов скриннинговых иссле- 1995 г. и РМА МЗ РФ
дований. Ввод их в инфор- далее по ОЦГСЭН
мационную базу. мере полу-
чения ре-
зультатов.
1.5. Оценка среднегодовых I кв. 1996 г. НИИРГ
значений объемной актив- и далее по РМА МЗ РФ
ности радона и его дочер- мере получе- ОЦГСЭН
них продуктов в воздухе ния резуль-
зданий. татов.
1.6. Оценка доз облучения насе- I кв. 1996 г. -"-
ления от радона и его до- и далее по
черних продуктов, прожива- мере получе-
ющего в обследованных ния результа-
зданиях. тов.
1.7. Оценка доз внешнего облу- II кв. 1995 г. -"-
чения природными источни-
ками населения г.Омска и
области.
1.8. Исследование облучения на- IV кв. 1995 г. -"-
селения за счет естествен-
ных радионуклидов в арте-
зианских источниках питье-
вого водоснабжения.
2. Клинико-эпидемиологические исследования.
Медицинский и социально-гигиенический мониторинг.
2.1. Выкопировка данных уровня I-II кв.1996 г. ОГМИ,
распространения рака лег- и далее по органы
кого и состояния здоровья выполнению здравоох-
населения, проживающего в п.1.2.-1.3. ранения
квартирах с ЭРК радона
более 200 Бк/куб.м и конт-
рольные группы. Разработка
специальной анкеты для ре-
ализации задач данной
программы.
2.2. Медико-статистическая III кв. Группа
оценка полученных данных. 1996 г. экспертов
2.3. Углубленное обследование III-IV кв. Органы
жителей, проживающих в 1996 г. здравоох-
квартирах с ЭРК радона ранения
более 200 Бк/куб.м и
контрольной группы.
2.4. Анализ и обобщение полу- I кв. Группа
ченных результатов. 1997 г. экспертов
Подготовка предложений
по проведению профилак-
тических мероприятий.
2.5. Организация и осущест- По выполнению Органы
вление мероприятий в п.2.4. здравоох-
соответствии с выводами ранения
и предложениями экс-
пертов.
3. Разработка методов и средств проектирования и строительства
радонобезопасных зданий и сооружений, проведение
радонозащитных мероприятий.
3.1. Разработка типовых проект- IV кв. Проектный
ных и технологических 1996 г. ин-т "Омск-
решений для реконструкции граждан-
существующих и строи- проект" НИИ
тельства новых радоно- строительной
безопасных зданий. физики.
3.2. Проведение радонозашит- III-IV кв. А.О. "Омск-
ных мероприятий методом 1996 г. граждан-
3-х слойной масляной строй".
покраской в квартирах,
где ЭРК радона более
200 Бк/куб.м.
3.3. Определение перечня IV кв. Администрация
3-х 4-х одноквартирных 1996 г. г.Омска
зданий для натурных
испытаний предложенных
вариантов защиты.
3.4. Проведение натурных IV кв. "Омскграж-
испытаний предложенных 1996 г. данпроект"
вариантов защиты. строительн.
организац.
3.5. Радиационно-гигиени- I-II кв. НИИРГ, РМА
ческая оценка предложен- 1997 г. МЗ РФ,
ных вариантов защиты. ОЦГСЭН
3.6. Уточнение объема и харак- III кв. НИИРГ
тера рекомендуемых защит- 1997 г. РМАПО,
ных мероприятий, опреде- ОЦГСЭН
ление объема их проведения.
3.7. Создание специализирован- IV кв. Администрация
ного подразделения по 1996 г. г.Омска
проведению защитных мероп-
риятий.
3.8. Проведение радонозащитных По выполнении Специализиро-
мероприятий в зданиях,где п.1.2.-1.6. и ванное подраз-
ЭРК радона превышает нор- далее по мере деление
мируемое значение. проведения
исследований.
3.9. Радиационно-гигиеническая По выполнении
оценка проведенных защит- п.3.8 и далее
ных мероприятий. по мере про-
ведения иссле-
дований
3.10. Разработка градостроитель- По выполнении "Омскграж-
ных решений и учет радоно- п.3.4-3.6 данпроект"
защищенности зданий в НИИ строит.
проектах. физики
4. Радиационно-геологическое прогнозирование.
4.1. Измерение радонопотоков на II-IV кв. ИГПОГЭ
площадках развития геоло- 1995 г. ПГО "Бере-
гических образований раз- зовгеология"
личного состава в местах
повышенной проницаемости.
4.2. Проведение систематических II-III кв. -"-
наблюдений за содержанием 1995 г.
радона и его дочерних про-
дуктов в воздухе 15-ти од-
ноэтажных зданий, располо-
женных в различных геофи-
зических зонах города и
области, за содержанием ра-
дона в почвенном воздухе и
потока радона под зданием
и около него.
5. Аппаратурное, методическое и метрологическое
обеспечение работ.
5.1. Обоснование перечня необ- I кв. НИИРГ
ходимого отечественного 1995 г. РМА МЗ РФ
и импортного оборудования ОЦГСЭН
и его количества для ре-
шения задач программы в
целом и конкретного ис-
полнителя с учетом дейст-
вующих нормативных актов.
5.2. Уточнение источников фи- I-II кв. Администрация
нансирования программы 1995 г. области и
города
5.3. Уточнение необходимого -"- НИИРГ
для выполнения программы РМА МЗ РФ
состава специалистов. ОЦГСЭН
Обучение и подготовка
кадров, занятых в реа-
лизации данной прог-
раммы.
5.4. Приобретение необходи- I кв. -"-
мого оборудования, 1995 г.
аттестация, аккредита-
ция лабораторий, участ-
вующих в выполнении
программы.
5.5. Разработка пакета нор- -"- -"-
мативной, научной, ме-
тодической литературы.
5.6. Обеспечение всех ис- I кв. -"-
полнителей программы 1995 г.
пакетом НТД.
5.7. Обеспечение единства II кв. -"-
измерений: 1995 г.
- выбор опорных зданий
для сверочных измерений,
- проведение в этих зда-
ниях измерений во всех
сериях: экспрессных,
полуинтегральных, итег-
ральных,
- сварочные измерения
для всех участников вы-
полнения программы,
- участие в межреги-
ональных сверочных
измерениях.
6. Информационное обеспечение.
6.1. Создание структуры банка II кв. РМА МЗ РФ
данных по уровням и дозам 1995 г. НИИРГ, ис-
облучения населения от полнители
радона и его дочерних про- программы
дуктов,геологическими харак-
теристиками зданий,демогра-
фическими показателями,
внешнему облучению, меди-
цинскому обследованию групп
риска.
6.2. Оснащение исполнителей I-II кв. Администрация
программы вычислительной и 1995 г. области и
оргтехникой. города.
6.3. Ввод данных в базу, обмен IV кв.1995 г. Исполнители
данными между пользовате- и далее по мере программы
лями и соисполнителями. поступления
данных
7. Санитарное обучение по вопросам радиационной безопасности
и здоровому образу жизни.
7.1. Разработка системы расп- II-III кв. Институт ме-
ространения среди насе- 1995 г. дико-биоло-
ления радиоэкологических гических
знаний и их реализация. проблем здо-
ровья чело-
века, Центр
"Здоровье"
7.2. Систематическая публикация - -
материалов в средствах
массовой информации.
/--------------------------------------------------------------\
|NN п/п|Стоимость |Источник |Ожидаемый |
| | |финансирования |результат |
|------+--------------+---------------------+------------------|
| 1 | 5 | 6 | 7 |
|------+--------------+---------------------+------------------|
1. Продолжение радиационно-гигиеничекого скриннинго
в жилых зданиях и объектах соцкультбыта.
1.1. 3,0 Бюджет города Представительная
экологический фонд выборка зданий
1.2. 18,5 -"- Содержание радона
6,5 в воздухе обследо-
ванных зданий
1.3. 4,0 -"- Выявление объектов
для углубленного
исследования
1.4. 5,0 -"- Выявление геофизи-
ческих зон и типов
зданий с повышен-
ной радоновой
опасностью
1.5. 10,0 Бюджет города Содержание радона
экологический фонд в воздухе обсле-
дованных зданий
1.6. 5.0 -"- Дозы облучения
от радона населе-
ления по районам
города и области
1.7. Бюджет города,области Дозы внешнего об-
экологический фонд лучения за счет
естественных ис-
точников
1.8. 15.0 Бюджет области Классификация
экологический фонд источников питье-
вого водоснабже-
ния по вкладу в
дозу облучения
населения.
2. Клинико-эпидемиологические исследования.
Медицинский и социально-гигиенический мониторинг.
2.1. 8,0 Бюджет города Данные уровня
экологический фонд распространения
рака легкого и
состояния здо-
ровья.
2.2. 2,0 -"- Информация для
банка данных
2.3. 13,5 Бюджет города Информация для
экологический фонд банка данных
2.4. Предложения по
проведению про-
филактических
мероприятий
2.5. -"- Улучшение сос-
тояния здоровья.
Предупреждение
рака легкого.
3. Разработка методов и средств проектирования
и строительства радонобезопасных зданий и сооружений,
проведение радонозащитных мероприятий.
3.1. Объем после -"- Создание техно-
выполн. 1.2- логий радоно-
1.3 защиты
3.2. 47,0 Бюджет города Снижение ЭРК
радона в
квартирах
3.3. Создание условий
для натуральных
испытаний
3.4. Объем после Бюджет города Выбор оптимальной
выполнения технологической
п.3.1 защиты.
3.5. 2,0 -"- Оценка эффектив-
ности защиты
3.6. 2,0 Бюджет города Снижение доз
экологический фонд облучения насе-
ления
3.7. Объем после -"-
выполнения
п.3.6
3.8. Объем после -"- Снижение доз
выполнения облучения насе-
п.1.2-1.6 ления
и п.3.6
3.9.
3.10. Объем после -"- Разработка ген-
выполнения плана развития
пп.1.1-1.4 территории
4. Радиационно-геологическое прогнозирование.
4.1. 10,0 Бюджет города Совершенствова-
экологический фонд ние методики про-
гнозирования
радоноопасности
и средств радоно-
защиты
4.2. 7,0 Бюджет города, Информация для
области методов прогноза
поступления ра-
дона в проектиру-
емых зданиях при
различных геофи-
зических характе-
ристиках мест
застройки интер-
калибровка методов
5. Аппаратурное, методическое и метрологическое
обеспечение работ.
5.1. 1,5 Бюджет города Необходимый пере-
чень аппаратуры
5.2. - - Источники финан-
сирования
5.3. 15,0 Городской бюджет Подготовить сос-
тав специалистов
5.4. 350,0 Областной и Оснащение исполн-
400,0 городской бюджет нит.программы
аппаратурой
5.5. 10,0 Бюджет области Пакет НТД
экологический фонд
5.6. 2,0 -"- Единство метода
5.7. 2,0 Бюджет города Достоверность
серий измерений
6. Информационное обеспечение.
6.1. 10,0 Бюджет области Структура банка
экологический фонд данных
6.2. 20,0 -"- Необходимая аппа-
ратура для фор-
мирования банка
данных
6.3. 10,0 -"- Выдача обосно-
ванных прогнозов
7. Санитарное обучение по вопросам радиационной
безопасности и здоровому образу жизни.
7.1. 3,0 -"- Система распрост-
ранения радиоэко-
логических знаний
7.2. - - Повышение уровня
знаний населения
по радиоэкологии
Всего на 1994 г. - 83000 тыс. руб
в т.ч. городской бюджет - 16000 тыс. руб.
экологический фонд - 67000 тыс. руб.
1995 г. - 506000 тыс.руб.
в т.ч. городской бюджет - 159000 тыс. руб.
областной бюджет - 177000 тыс. руб.
экологический фонд - 170000 тыс. руб.
1996 г. - 45000 тыс. руб.
в т.ч. городской бюджет - 20000 тыс. руб.
экологический фонд - 25000 тыс. руб.
1997 г. - 75000 тыс. руб.
в т.ч. экологический фонд - 75000 тыс. руб.
ИТОГО на 1994 - 1997 г.г. - 641500 тыс. руб.
в т.ч. областной бюджет - 177000 тыс. руб.
городской бюджет - 195000 тыс. руб.
экологический фонд - 269500 тыс. руб.
Примечание: По мере реализации программы объемы финансирования
подлежат уточнению.
Главный государственный |
Ю.Н. Басов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации города Омска от 8 декабря 1994 г. N 1103-п "Об утверждении работ по снижению доз облучения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.