Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
городского самоуправления
от 31 мая 1996 г. N 410-п
Функциональные обязанности
участкового инспектора милиции в городе Омске
12 мая 2003 г.
1. Общие положения
1.1. Участковый инспектор милиции (далее - участковый инспектор) является представителем органов городского самоуправления в лице милиции общественной безопасности (местной милиции) районного в городе управления внутренних дел на обслуживаемом административном участке (далее - участке).
1.2. Основными задачами участкового инспектора являются:
1.2.1. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан.
1.2.2. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
1.2.3. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
1.2.4. Раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также активное участие в раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно.
1.2.5. Обеспечение соблюдения гражданами и должностными лицами Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
1.2.6. Оказание в пределах свой компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям (формированиям) в осуществлении их законных прав и интересов.
1.3. Назначение на должность участкового инспектора и освобождение от нее, перевод на другой участок осуществляется приказом начальника органа внутренних дел по согласованию с районной администрацией.
Должность участкового инспектора подлежит замещению сотрудником, имеющим высшее или среднее специальное образование.
1.4. Использование участкового инспектора на работе, не связанной непосредственно с обслуживанием закрепленного за ним участка, допускается в исключительных случаях по указанию (как правило, письменному) начальника органа внутренних дел либо начальника милиции общественной безопасности (местной милиции) (далее - начальник милиции общественной безопасности) при условии осложнения оперативной обстановки.
1.5. Участковый инспектор в служебное время носит установленную форму одежды. При выполнении специальных заданий с разрешения начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности он может находиться в гражданской одежде. Согласно установленным МВД России нормам участковый инспектор обеспечивается табельным огнестрельным оружием, специальными средствами, служебным автомототранспортом и средствами связи.
1.6. Организация работы участковых инспекторов возлагается на начальника органа внутренних дел, его заместителя (начальника милиции общественной безопасности), руководителя подразделения по руководству участковыми инспекторами. Организационно-методическое обеспечение деятельности участковых инспекторов осуществляют соответствующие подразделения милиции общественной безопасности УВД Омской области и города Омска.
1.7. Каждый участковый инспектор имеет индивидуальный номер и постоянно при исполнении служебных обязанностей носит на левом лацкане форменной одежды номерной знак установленного настоящим постановлением образца (приложение N 1/1). Индивидуальный номер присваивается распоряжением главы администрации и приказом начальника органа внутренних дел при назначении на должность. Каждый сотрудник, имеющий статус "муниципальный участковый инспектор милиции", дополнительно при исполнении служебных обязанностей носит на левом лацкане форменной и гражданской одежды именную табличку установленного настоящим постановлением образца (приложение N 1/2). Порядок выдачи, хранения, сдачи, изъятия индивидуальных номерных знаков и именных табличек устанавливается администрациями соответствующих районов.
2. Организация работы участкового инспектора
2.1. За участковым инспектором приказом начальника органа внутренних дел закрепляется участок, которому присваивается порядковый номер. Его размеры и границы определяются и при необходимости пересматриваются районной администрацией совместно с начальником органа внутренних дел с учетом численности населения не более трех тысяч человек, состояния оперативной обстановки, особенностей территории и административного деления района, мнения органов территориального общественного самоуправления. На каждый участок в ОВД ведется паспорт участка по установленной форме (приложение N 1/3).
2.2. Прием участка производится под контролем начальника милиции общественной безопасности с участием старшего участкового инспектора, сдающего участок. Принимающего участкового инспектора знакомят с особенностями участка и оперативной обстановкой на нем, представляют должностным лицам местных органов самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и иных объектов обслуживания, руководителям общественных объединений (формирований). О приеме и сдаче участка делается соответствующая запись в паспорте на участок.
2.3. Участковый инспектор работает по личному плану, составляемому в рабочей тетради (приложение N 1/4) на месяц. План утверждается начальником милиции общественной безопасности. При необходимости с учетом складывающейся оперативной обстановки участковый инспектор планирует работу на каждый день (неделю) и учитывает ее в рабочей тетради.
2.4. Участковый инспектор в своей работе взаимодействует с сотрудниками других служб и подразделений органа внутренних дел путем обмена информацией, участия в планировании и реализации совместных мероприятий, проводимых по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности.
2.5. На каждые три - четыре должности участковых инспекторов вводится должность старшего участкового инспектора, которая замещается лицом, способным руководить группой участковых инспекторов и имеющим высшее или среднее специальное юридическое образование. За старшим участковым инспектором закрепляется участок с проживающим на нем населением - не более одной тысячи человек.
Наряду с обслуживанием закрепленного за ним участка старший участковый инспектор:
2.5.1. Организует работу участковых инспекторов по раскрытию преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, координирует их взаимодействие с сотрудниками криминальной милиции и следственных подразделений по раскрытию и расследованию преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, а также обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий на территории микрорайона (зоны), обслуживаемой группой участковых инспекторов.
2.5.2. Оказывает помощь участковым инспекторам в вопросах повышения их профессионального мастерства, подбора и организации работы помощников УИМ, внештатных сотрудников милиции, укрепления взаимодействия с общественностью, проведения индивидуальной профилактической работы с правонарушителями, рассмотрения обращений физических и юридических лиц, выполнения других обязанностей по службе.
2.5.3. Обобщает и оценивает результаты работы группы участковых инспекторов по итогам за месяц, квартал, полугодие, год и докладывает их с соответствующими предложениями начальнику милиции общественной безопасности.
2.6. На время отсутствия старшего участкового инспектора более одних суток (командировка, учеба, отпуск, болезнь и другое) его обязанности по распоряжению начальника милиции общественной безопасности исполняет наиболее опытный участковый инспектор из микрорайона (зоны) обслуживания.
2.7. Для рационального использования служебного времени и повышения эффективности труда участковый инспектор должен владеть оперативной обстановкой на обслуживаемом участке и хорошо знать:
2.7.1. Территорию участка, его особенности, систему дорог и линий связи, расположение и режим работы предприятий, в т.ч. акционерных обществ, организаций, учреждений, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, аптек, других мест, где хранятся, перерабатываются либо применяются наркотические средства, порядок и состояние их охраны, места стоянки автотранспорта.
2.7.2. Характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру.
2.7.3. Количество и характер раскрытых и нераскрытых преступлений, совершенных на территории участка, обстоятельства, способствовавшие их совершению: лиц, поведение которых контролируется милицией в соответствии с законом и установленными в отношении них ограничениями; приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших, похищенных вещах.
2.7.4. Места концентрации антиобщественных элементов, а также места, где чаще всего допускаются нарушения общественного порядка и совершаются преступления: обстоятельства, способствующие данным криминальным проявлениям.
2.7.5. Силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления правопорядка.
2.8. Участковый инспектор милиции оформляет и регулярно ведет документацию, предусмотренную требованиями нормативных документов МВД РФ, УВД, органов городского самоуправления.
2.9. При переходе на другую работу (в т.ч. другой участок) или увольнении предварительно подготовить и передать вновь назначенному сотруднику или иному должностному лицу, уполномоченному руководителем органа внутренних дел, положенную документацию по административному участку, познакомить его с должностными лицами и представителями общественных организаций (формирований), совместно с которыми ведется работа участкового инспектора милиции.
3. Основные обязанности участкового инспектора
3.1. По обеспечению личной безопасности граждан:
3.1.1. Защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств.
3.1.2. Оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни.
3.1.3. Принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, своевременному информированию об этом руководства органа внутренних дел, населения, общественности, руководителей соответствующих учреждений, предприятий, организаций.
3.2. По охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности:
3.2.1. Отвечать за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке.
3.2.2. Контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке. Информировать их об оперативной обстановке на территории обслуживания. Осуществлять совместно с патрульно-постовыми нарядами патрулирование, обход мест возможного появления антиобщественных элементов. Обучать милиционеров во время несения службы формам и методам этой работы.
3.2.3. Докладывать начальнику и дежурному органа внутренних дел об изменении оперативной обстановки: вносить предложения о наиболее целесообразной расстановке и использовании сил и средств, участвующих в охране общественного порядка на территории участка.
3.2.4. Осуществлять при необходимости, по согласованию с руководителями органа внутренних дел, а в их отсутствие - с дежурным по органу внутренних дел, маневрирование патрульно-постовыми нарядами на территории участка.
3.2.5. Взаимодействовать при патрулировании участка с общественными объединениями по охране правопорядка.
3.2.6. Оказывать содействие работникам конвойной службы милиции, другим подразделениям милиции в осуществлении привода в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором, уклоняющихся от явки по вызову лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, венерическими заболеваниями или заряженных вирусом иммунодефицита человека.
3.2.7. Контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных правил паспортной системы, а также соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации.
3.2.8. Контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также контролировать соблюдение законодательства о занятии частной детективной и охранной деятельностью.
3.2.9. Участвовать в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за соблюдением установленных правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения, принимать необходимые меры к пресечению нарушений этих правил.
3.3. По предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений:
3.3.1. Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств. Постоянно взаимодействовать с сотрудниками криминальной милиции и следственных подразделений в предупреждении преступлений против жизни и здоровья граждан, хозяйственных и должностных преступлений, а также преступных посягательств против собственности.
3.3.2. Устанавливать среди проживающих на обслуживаемом участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перевозящих, пересылающих и сбывающих наркотические средства, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих культур.
3.3.3. Проверять в медицинских учреждениях и на иных объектах обслуживания состояние хранения, учета и отпуска наркотикосодержащих средств, наличие и состояние охранно-пожарной сигнализации и других специальных защитных средств, при необходимости проводить эти мероприятия совместно с сотрудниками криминальной милиции, службы противопожарные и аварийно-спасательных работ, органов здравоохранения.
3.3.4. Выявлять лиц, нарушающих установленные правила торговли винно-водочными изделиями, изготавливающих и хранящих с целью сбыта без специального разрешения (лицензии) спиртные напитки, а также пиво. Принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности.
3.3.5. Устанавливать местонахождение притонов и лиц, предоставляющих помещения для употребления наркотиков, занятия токсикоманией, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, наркоманию и преступную деятельность, принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности.
3.3.6. Оформлять материалы для решения вопроса о направлении в лечебно-трудовые профилактории и специальные наркологические отделения наркоманов и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок либо ущемляющих права других лиц на почве пьянства и наркомании.
3.3.7. Контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений.
Участвовать в предусмотренных законом случаях и порядке в контроле за поведением лиц, осужденных к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора.
3.3.8. Контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и сферы деятельности, установленных правил учета, хранения и использования средств цветного копирования.
Выявлять лиц, уклоняющихся от регистрации в органах внутренних дел средств цветного копирования, принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности.
3.3.9. Поддерживать постоянную связь с населением, трудовыми коллективами. Не реже одного раза в полугодие отчитываться о проделанной работе перед жителями обслуживаемого участка и один раз в квартал - перед начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности.
Постановлением Мэра города Омска от 12 мая 2003 г. N 197-п пункт 3.3.10 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.3.10. Составлять протоколы об административных правонарушениях по правонарушениям, предусмотренным статьями 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 25, 26, 26-1, 29, 32, 33, 34, 37 Закона Омской области от 28.11.94 N 13-ОЗ (в редакции от 30.07.2002) "Об административной ответственности за правонарушения на городском и пригородном транспорте и нарушение общественного порядка на территории Омской области".
3.4. По раскрытию преступлений:
3.4.1. Принимать заявления, сообщения и иную информацию о поступлениях, административных правонарушениях и других событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, незамедлительно сообщать об их получении дежурному по органу внутренних дел: своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством.
3.4.2. При обнаружении на участке преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, самостоятельно проводить комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
3.4.3. Проводить в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства расследование преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; осуществлять досудебную подготовку материалов по протокольной форме по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции милиции общественной безопасности.
3.4.4. При обнаружении на участке преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, принимать меры к охране места происшествия, выявлению свидетелей, оказанию помощи потерпевшим, установлению и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, обнаружению и изъятию похищенного имущества, орудий преступления и других вещественных доказательств. В случае невозможности прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы или сотрудников подразделений криминальной милиции самостоятельно проводить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по восстановлению и закреплению следов преступления и иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
3.4.5. Оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления; розыске лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.
3.4.6. Постоянно взаимодействовать со службами криминальной милиции и следствия по раскрытию преступлений, по которым не установлены лица, их совершившие; принимать предусмотренные законом меры по выявлению, задержанию таких лиц и информировать о них сотрудников уголовного розыска, следствия и подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.
3.5. По оказанию помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям, учреждениям и общественным объединениям (формированиям) в осуществлении их прав и законных интересов:
3.5.1. Оказывать помощь народным депутатам, кандидатам в народные депутаты, должностным лицам государственных и муниципальных органов и учреждений, представителям общественных объединений (формирований) в осуществлении на обслуживаемом участке их законной деятельности, в том числе в случаях, когда им оказывается противодействие или угрожает опасность.
3.5.2. Принимать устные и письменные обращения от народных депутатов, представителей администрации, общественных объединений и формирований, других физических и юридических лиц и меры по реализации законных требований по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, обеспечению общественного порядка и безопасности, розыску и задержанию правонарушителей в порядке, определенном приложением N 7 к настоящему постановлению.
3.5.3. Оказывать необходимое содействие работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей; принимать предусмотренные законодательством меры по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующим выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций.
3.5.4. Принимать меры по обеспечению выполнения требований документов органов и должностных лиц городского самоуправления, районной администрации, в части, касающейся вопросов, охватываемых функциональными обязанностями участкового инспектора милиции.
3.5.5. Обеспечить информирование населения, руководителей предприятий, организаций, учреждений на территории участка о месторасположении и телефонах районных правоохранительных органов, опорного пункта охраны правопорядка (ОПОП), не реже одного раза в два года раздавать физическим лицам и представителям юридических лиц визитные карточки участкового инспектора милиции установленного настоящим постановлением образца (приложение N 1/5).
3.5.6. Работать в составе совета ОПОП, вести по графику прием граждан. Ежегодно планировать и осуществлять по графику посещения каждой из квартир (комнат общежитий) на территории участка. Не реже одного раза в полугодие отчитываться о своей работе перед населением участка на заседаниях комитета общественного самоуправления, собраниях граждан.
3.5.7. Обеспечивать по указанию начальника органа внутренних дел или начальника милиции общественной безопасности охрану общественного порядка при выселении граждан из жилых помещений с санкции прокурора или по решению народного суда.
3.5.8. По указанию непосредственного начальника и в пределах своей компетенции исполнять в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством определения судов, постановления судей и письменные поручения прокуроров, следователей по делам и материалам, находящимся в их производстве, оказывать содействие при производстве ими отдельных процессуальных действий.
4. Нормативное обеспечение деятельности участкового инспектора
4.1. Правовую основу деятельности участкового инспектора составляют Конституция РФ, Закон РСФСР "О милиции", другие законы и иные правовые акты Российской Федерации, законы и иные правовые акты Омской области, нормативные акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, нормативные акты управления внутренних дел Омской области, акты органов городского самоуправления и районных администраций.
4.2. При выполнении своих обязанностей участковый инспектор пользуется правами, предоставленными милиции общественной безопасности законодательными актами Российской Федерации, нормативными документами органов государственной власти и местного самоуправления.
4.3. Участковый инспектор пользуется гарантиями правовой и социальной защиты, предусмотренными Законом РСФСР "О милиции", а также гарантиями, установленными Правительством Российской Федерации, законодательством Омской области, нормативными актами органов местного самоуправления, настоящим Постановлением.
5. Оценка работы участкового инспектора
5.1. Основным критерием оценки работы участкового инспектора является его авторитет и уважение со стороны населения.
5.2. Результаты работы участкового инспектора оцениваются по следующим показателям:
5.2.1. Мнение граждан, проживающих на территории участка.
5.2.2. Реальное состоянию общественного порядка на участке.
5.2.3. Его личный вклад в предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений.
5.2.4. Своевременное и качественное рассмотрение обращений физических и юридических лиц.
5.2.5. Уровень личной исполнительской дисциплины и состояние законности в его оперативно-служебной деятельности.
Управляющий делами |
В.Е. Тимофеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.