Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы
администрации Омской области
от 8 июля 1994 г. N 337-п
Примерное положение *
о лицензировании торговли
10 сентября 1996 г., 7 мая 1998 г.
На основании Указа Президента РФ от 29.10.92 г. N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции" подлежит лицензированию торговля подакцизными товарами, перечень которых дает Федеральный Закон РФ от 07.03.96 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"
1. Введение
Постановлением Главы администрации (Губернатора) Омской области от 7 мая 1998 г. N 152-п в пункт 1.1 настоящего положения внесены изменения
1.1. Настоящее Примерное положение разработано в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятых Указов Президента РФ от 23 июня 1992 года N 657 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента РФ "О свободе торговли"; от 29 октября 1992 года N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции", постановлений Совета Министров от 27.05.93 г. N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности", главы администрации области от 30.12.93 г. N 527-п "О создании системы лицензирования отдельных видов деятельности на территории области" и Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, фасона, расцветки или комплектации (далее по тексту Правила торговли), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55.
1.2. Действие Положения распространяется на все виды торговли: оптовую, кроме реализации предприятием-изготовителем продукции собственного производства по договорам, розничную, комиссионную, торговлю выносную в павильонах, киосках, на лотках и в других временных сооружениях, в том числе индивидуальную, кроме продажи сельскохозяйственной продукции.
1.3. Лицензирование торговой деятельности осуществляется на территории городов без районного деления, районов соответствующими администрациями (по месту торговли) в целях обеспечения защиты интересов потребителей, повышения качества обслуживания населения, соблюдения санитарных норм и правил торговли.
1.4. Документами, предоставляющими право торговли, являются: разовый талон, патент, лицензия. Их оформление, область действия и порядок приобретения определены настоящим Положением.
1.5. Субъектами лицензирования являются юридические и физические лица, включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранных граждан, осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные и временные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски, лотки и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами исполнительной власти.
Граждане Российской Федерации и других государств, постоянно занимающиеся торговлей товарами и изделиями, включая торговлю изделиями собственного производства, обязаны зарегистрировать предпринимательскую деятельность.
Уплата регистрационного сбора не является основанием для освобождения от сбора за право торговли.
1.6. Юридические и физические лица, выполняющие муниципальный заказ, участвующие в благотворительной деятельности, имеют право на льготные условия лицензирования.
1.7. По отдельным видам торговли (вино-водочными изделиями, оружием, порнографической продукцией, взрыво-пожароопасными веществами, минеральными удобрениями, биопрепаратами и т.д.), вызывающими негативные явления в обществе, отрицательно влияющим на экологию, требующим для продажи товаров особых условий, могут предусматриваться ограничения общего числа патентов и лицензий, которые в этом случае выдаются на конкурсной основе.
1.8. Торговля без наличия лицензии, патента или разового талона запрещена и рассматривается как незаконная.
Приобретение этих документов не освобождает продавца от ответственности за качество реализуемых товаров и наличия сертификата соответствия или иного документа, подтверждающего качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителя.
2. Порядок приобретения и оформления разовых талонов,
патентов и лицензий
2.1. Разовый талон приобретается субъектами лицензирования на осуществление торговли с временных точек продовольственными и непродовольственными группами товаров, за исключением товаров, облагаемых акцизами, в районных администрациях, на территории которых производится торговля, на рынках, ярмарках и других местах, определенных администрациями районов.
Реализация указанных талонов может производится по решению районных администраций как специально выделенными сборщиками с оплатой их работы за счет средств, поступающих от местных налогов и сборов, так и возложена на администрацию рынка.
В случае, если сумма сбора уплачена в учреждении банка, талон на право торговли выдается взамен предъявления квитанции об уплате этого сбора.
В местах массовой торговли (ярмарки, рынки) вместо разовых именных талонов при обязательном наличии кассовых аппаратов участники торговли получают кассовый чек, который действителен только на указанный день торговли.
2.2. Разовый талон оформляется при обязательном представлении свидетельства на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица или устава предприятия для юридического лица и выдается, как правило, со сроком действия на одни сутки.
Для удобства разовые талоны могут быть оформлены на любое число дней торговли, но не более 30.
В талоне проставляется фамилия, имя, отчество гражданина или представителя юридического лица.
2.3. Разовые талоны являются документом строгой отчетности, в них должны быть проставлены серия и номер. Изготовление талонов, их учет, организация работы пунктов по продаже разовых талонов осуществляется районными администрациями.
2.4. Ставки на приобретение разового талона определены настоящим Положением и носят рекомендательный характер.
2.5. Патент на право торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров, за исключением облагаемых акцизами, выдается физическим и юридическим лицам, осуществляющим торговлю в постоянных торговых точках.
В патенте указывается период, на который он выдается, группа товаров, которыми будет производиться торговля, место торговли, особые условия.
2.6. Патент оформляется администрацией района по месту торговли на срок его действия от 1 месяца до 1 года. Образец прилагается.
2.7. Ставки на приобретение патента определены настоящим Положением и носят рекомендательный характер.
2.8. На торговлю товарами, облагаемыми акцизами, районными администрациями, на территории которых производится торговля, выдается лицензия сроком на 1 год. Образец прилагается.
2.9. Перечень товаров и ставки лицензионного сбора определены приложением 1.
2.10. Лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями взимается в размере только лицензионной ставки, определенной приложением 1.
2.11. Лицензия должна предусматривать наличие документа, удостоверяющего источник поступления товаров, облагаемых акцизами, и гарантирующего их качество (сертификат).
2.12. Для получения лицензии, патента заявитель подает заявление по установленной районной администрацией форме, в котором указываются:
- для юридического лица - наименование и форма собственности предприятия, почтовый адрес, номер расчетного счета и отделения банка;
- для физического лица - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, когда и кем выдан, место прописки), вид торговли и группа товаров; на какай срок запрашивается лицензия, патент; территория и место действия лицензии, патента; дата подачи заявления, ее регистрационный номер и подпись заявителя.
К заявлению соискателя прилагаются:
- копия зарегистрированного в установленном порядке устава и свидетельства о его регистрации или, для физических лиц - регистрационного свидетельства на право осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
- справка (заключение) санитарно-эпидемиологической службы о соответствии помещений, а также и технического оснащения требованиям для реализации определенных групп товаров;
- регистрационная карточка кассовых аппаратов, зарегистрированных в налоговой инспекции соответствующего района;
- заключение органов Госпожнадзора о соответствии объектов нормам и правилам пожарной безопасности.
Заявление о выдаче лицензии, патента принимается к рассмотрению только при наличии всех перечисленных документов.
2.13. Субъекты лицензирования несут ответственность за достоверность представленных сведений.
2.14. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии, патента принимается в течение 10 дней после оплаты лицензионного сбора или сбора за право торговли.
2.15. Лицензия, патент является бланком строгой отчетности и выписывается в 3-х экземплярах, один из которых находится в органе ее выдавшем, второй экземпляр выдается заявителю, третий - направляется в налоговый орган для осуществления контроля.
2.16. При оформлении лицензии или патента районная администрация вправе установить ассортиментный перечень товаров.
2.17. Отказ в выдаче лицензии, патента производится в случаях, когда:
а) торговый объект заявителя не соответствует экологическим, санитарным, противопожарным и другим установленным требованиям;
б) в предоставленных документах содержатся неверные сведения;
в) заявитель в установленном законом порядке признан виновным в недобросовестной конкуренции в заявленной для лицензирования деятельности;
г) не истек установленный срок после лишения заявителя предыдущей лицензии, патента за невыполнение лицензионных условий;
д) зарегистрированы неоднократные случаи нарушения Правил торговли;
е) заявителем не принят ассортимент товаров, установленный районной администрацией.
2.18. Лицензия, патент на право торговли являются документами, удостоверяющими право их владельцев на проведение указанных в них работ (услуг), при соблюдении ими условий и требований, оговоренных настоящим Положением и Правилами торговли, которые утрачивают силу по истечении срока действия, в случае утери или аннулировании. Порядок приостановления действия и аннулирования лицензии, патента предусматривается настоящим Положением.
2.19. Передача лицензии, патента другим юридическим или физическим лицам запрещается.
При изменении организационно-правовой формы владельца или утере лицензии, патента, лицензия, патент подлежит перерегистрации. Перерегистрация и возобновление лицензии, патента осуществляется в порядке, установленном для их выдачи.
2.20. Владелец лицензии, патента имеет право продлить время их действия на очередной срок при отсутствии нарушений лицензионных условий и выполнении требований, указанных в предыдущей лицензии, патенте.
3. Лицензионные условия и контроль за их соблюдением
3.1. Владелец лицензии, патента обязан:
а) соблюдать действующее законодательство Российской Федерации и местных органов власти;
б) вести торговлю в строгом соответствии с действующими Правилами торговли, соблюдением противопожарных и санитарных норм и правил, требований местных органов власти;
в) на каждую партию реализуемых товаров, в том числе зарубежных, иметь сертификат соответствия (или его заверенную копию), подтверждающий качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителя;
г) иметь необходимое оборудование, средства механизации и инвентарь в соответствии с действующими нормами технического оснащения;
д) соблюдать условия, оговоренные в приватизационных документах (сохранение профиля предприятия);
е) обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии, патенте;
ж) выполнять утвержденный соответствующей районной администрацией ассортиментный перечень товаров;
з) выполнять условия договора по оплате товаров, полученных от местных поставщиков;
и) соблюдать условия договоров на выполнение объемов работ (услуг), плановых платежей по срокам, оговоренным с поставщиками;
к) предоставлять по требованию органов лицензирования сведения о лицензируемой деятельности;
л) в недельный срок информировать (письменно) органы лицензирования об изменении своей организационно-правовой формы;
м) физические лица - участники торговли обязаны вести учет доходов, полученных от свободной торговли, своевременно сообщать о них в декларациях в налоговые органы.
3.2. Контроль за деятельностью предприятий (предпринимателей), получивших лицензию, патент, осуществляют: государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, службы Госкомэпидемнадзора, Госпожнадзора, комитет по охране природы, центр стандартизации, метрологии и сертификации, антимонопольный комитет, соответствующие инспекции по профилю работ, указанных в лицензии (инспекция пробирного надзора и т.д.), налоговая инспекция и полиция, а также главы районных администраций в лице и с использованием прав административных комиссий.
3.3. При выявлении нарушений в деятельности предприятия (предпринимателя) контролирующие органы в обязательном порядке сообщают результаты своих проверок в районные администрации.
3.4. В случае обнаружения грубых или систематических (более двух раз в год) однотипных нарушений, контролирующий орган имеет право выходить с предложением в районные администрации об аннулировании лицензии, патента или приостановлении их действия.
3.5. За нарушение "Правил торговли в г. Омске" и "Правил продажи продовольственных и непродовольственных товаров в Омской области" юридические и физические лица могут привлекаться к административной ответственности, предусмотренной соответствующими законодательными актами. Эти меры применяются органами, на которые возложен контроль за соблюдением правил торговли и выполнением принимаемых местными органами власти решений.
4. Порядок приостановления действия и аннулирования лицензии,
патента, разового талона
4.1. Право приостановления действия и аннулирования лицензии, патента предоставлено выдавшим лицензию, патент районным администрациям.
Решение о приостановлении действия или аннулирования лицензии, патента на отдельные или все виды торговли принимается после рассмотрения материалов проверки (жалобы).
4.2. Приостановление действия лицензии, патента может производиться в следующих случаях:
- по заявлению владельца лицензии, патента;
- невыполнения лицензионных требований;
- нарушения обязательных для исполнения стандартов, нормативно-технических условий, норм и правил выполннения услуг, в том числе отсутствие сертификата, документа, подтверждающего источник поступления товара;
- несоблюдения предписаний инспекций контролирующих органов, лицензионных требований и особых условий, оговоренных лицензией, патентом;
- нарушения уставного организационно-правового порядка;
- нарушения установленных Правил торговли.
4.3. Приостановление действия лицензии, патента производится на срок до 3-х месяцев и влечет за собой прекращение деятельности предприятия по видам, указанным в предписании. Продолжение действия лицензии, патента осуществляется районными администрациями после устранения предприятием замечаний.
4.4. Аннулирование лицензии, патента осуществляется в случаях:
- ликвидации юридического лица или прекращения действия документа об индивидуальной трудовой деятельности;
- приостановления действия лицензии, патента более двух раз в течение срока, на который выдана лицензия, патент;
- после изъятия трех контрольных отрывных талонов;
- невыполнения установленных требований относительно приостановления действия лицензии, патента;
- установления факта фальсификации представленных в орган лицензирования материалов и документов.
4.5. О приостановлении действия или аннулировании лицензии ее владельцу сообщается в письменной форме не позднее трех дней со дня принятия решения. В 10-ти дневный срок со дня получения уведомления об аннулировании лицензия, патент подлежит сдаче в районную администрацию.
4.6. Основанием для рассмотрения вопроса о приостановлении действия или аннулировании лицензии, патента являются письменные заявления (акты, предписания) органов государственного управления, контроля и надзора, общественных организаций по защите прав потребителей, граждан, контрагентов.
Указанные факты должны быть обязательно проверены.
Не требуется проведение проверок в случаях:
- поступления официальных заявлений от государственных надзорных органов;
- рассмотрения фактов нарушения непосредственно органом лицензирования.
Заявление (акт, предписание) или материалы проверок рассматриваются на заседании административной комиссии при районной администрации в присутствии проверяющих и представителя лицензиата. Отсутствие на заседании представителя лицензиата не является основанием для переноса рассмотрения заявления.
На заседании принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о приостановлении действия или аннулировании лицензии, патента. Сообщение о принятом решении в письменной форме направляется заявителю и предприятию.
В период рассмотрения материалов лицензиат имеет право продолжать ранее выполняемые им виды работ.
Решение о приостановлении действия и аннулировании лицензии, патента направляется в орган, зарегистрировавший лицензиата, налоговую службу, финансирующий банк.
5. Порядок определения величины сбора за право торговли
5.1. Величина сбора за право торговли устанавливается в зависимости от вида и способа торговли, срока действия выдаваемого документа.
5.2. При оформлении разового талона его стоимость определяется:
а) при торговле с рук, выносных лотков, открытых прилавков для физических и юридических лиц -
1/10 МЗП х Д,
где МЗП - установленный законом минимальный размер месячной оплаты труда,
Д - количество запрашиваемых дней торговли;
б) при торговле с автомашин для физических и юридических лиц -
1/5 МЗП х Д.
5.3. При оформлении патента на розничную, мелкооптовую торговлю его стоимость определяется:
а) при торговле через постоянные торговые точки (магазины, киоски, столовые, кафе и др.) -
т
2/3 МЗП х ZS х п,
где МЗП - установленный законом минимальный размер месячной оплаты труда,
т - количество торговых точек,
ZS - суммарная торговая площадь*,
п - количество заявляемых месяцев;
б) при торговле с автомашин -
3 МЗП х п.
5.4. Патент на право оптовой торговли выдается районной администрацией по месту регистрации физического и юридического лица сроком до 1 года.
5.5. Стоимость патента на оптовую торговлю определяется в зависимости от суммы заключенных сделок и принимается в размере 0.5% от них, но не менее 50 МЗП в год.
5.6. Стоимость патента на комиссионную торговлю определяется в размере 5% от объявленного дохода, но не менее 50 МЗП в год. При этом следует перерасчет суммы платы на фактически полученный доход от реализации.
5.7. Уплата сбора за право торговли не освобождает плательщика от уплаты лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами, в то же время при наличии лицензии, патента на торговлю этими товарами, сбор за право торговли не взимается.
5.8. Средства от сбора за право торговли поступают в доход местного бюджета, на территории которого осуществляется торговая деятельность. Предприятия, имеющие филиалы (подведомственные предприятия) без образования юридического лица на территории другого района (города), уплачивают сбор в бюджет района по месту расположения филиала по ставкам, действующим в этом регионе. Плата производится юридическим лицом по расчетам, согласованным с налоговыми инспекциями заинтересованных районов.
5.9. Расходы предприятий и организаций по уплате сбора за право торговли осуществляются за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
5.10. Органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков льготы по уплате сбора за право торговли, которые должны быть определены в принимаемом решении.
6. Ответственность плательщиков и контроль налоговых и других органов
6.1. Плательщики сбора за право торговли несут ответственность за своевременность и полноту его уплаты в соответствии с Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Осуществление торговли без уплаты этого сбора и отсутствие у плательщика патента или лицензии на право торговли, разового талона является сокрытием объекта налогообложения (права на торговлю). К юридическим и физическим лицам, осуществляющим торговлю без уплаты установленных платежей, применяются меры воздействия, предусмотренные ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" - взыскание суммы налога (сбора за право торговли) за сокрытый объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двойном размере этой суммы.
В случае, если юридические и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, допускают сокрытие получаемых доходов, к ним применяются также и меры по взысканию всей суммы сокрытого или заниженного дохода.
Налоговые органы вправе применять к плательщикам, нарушающим налоговое законодательство о местных налогах и сборах, и другие меры, предусмотренные ст. 13 и 14 указанного Закона.
Кроме того, на должностных лиц и граждан, допускающих нарушения налогового законодательства, налагаются административные штрафы в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе РСФСР".
6.2. В ходе инспекционных проверок и выявления нарушений в деятельности предприятия (предпринимателя) по выявлению лицензионных требований и особых условий, оговоренных в патенте, лицензии, контролирующие органы (п. 3.2) имеют право изъятия контрольного талона.
Отрывная часть талона вместе с актом проверки направляется в районную администрацию, выдавшую патент, лицензию.
* Лицензирование предприятий, осуществляющих торговую деятельность собственной (им произведенной) продукцией, продажу автомототранспортных средств, судов водного транспорта, номерных агрегатов, запасных частей и сопутствующих товаров для их эксплуатации, включая покрышки и камеры, горюче-смазочных материалов, реализуемыых через автозаправочные станции, ювелирных изделий осуществляется лицензионной палатой администрации области по отдельному Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.