Постановление Главы администрации Омской области
от 15 марта 1994 г. N 118-п
"О концепции и программе развития внешнеэкономических связей
Омской области"
Указом Губернатора Омской области от 25 января 2002 г. N 29 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях координированного и планомерного развития внешнеэкономических связей Омской области постановляю:
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Соснина В.Б.
Глава администрации |
Л.К. Полежаев |
Концепция
развития внешнеэкономических связей Омской области
(утв. постановлением Главы администрации Омской области
от 15 марта 1994 г. N 118-п)
Представляется целесообразным разработку концепции развития ВЭД области вести по следующей схеме:
I. Оценка существующего внешнеэкономического потенциала региона
А. Природные ресурсы региона
- минерально-сырьевые,
- лесные,
- земельные,
- водные,
- биологические,
- рекреационные
Б. Производственный и научно-технический потенциал
- промышленность,
- АПК,
- строительство,
- транспорт и связь,
- наука и научное обслуживание,
- прочие.
В. Трудовые ресурсы региона.
II. Оценка степени использования существующего потенциала.
III. Оценка конъюнктуры мирового рынка и тенденций ее изменения.
IV. Выбор приоритетных направлений развития ВЭД региона.
V. Формирование направлений развития ВЭД региона и их реализация.
- разработка конкретных проектов (по предприятиям, организациям, комплексам и т.д.) с технико-экономической оценкой;
- выработка и распространение коммерческих предложений на реализацию продукции, услуг региона.
В соответствии с намеченной схемой попытаемся произвести оценку экспортного потенциала области.
Природные ресурсы
Таблица N 1
Наличие и использование минерально-сырьевых ресурсов региона
-----------------------------------------------------------------
месторождение |балансовые запасы | качество| вид раз-|объем |%
| млн.т | ресурсов| работки |добычи|
--------------+------------------+---------+---------+------+----
Тайтымское | нефть 15 | норм |подземная| - | -
Тевризское | газ 640 тыс.кб.м | -/- | -/- | - | -
Любинское | глина 20,4 | -/- | -/- | - | -
Оз. Эбейты | Na2S04 55/24,2 | -/- | -/- | - | -
Новоягодинское| торф 2,674 тыс.т | -/- | -/- | - | -
Тара | цирконий | | | |
Омское | мин. вода | -/- | -/- | - | -
| леч. грязь | | откр | - | -
Таблица N 2
Структура земельного фонда региона
-----------------------------------------------------------------
| площадь
показатели |----------------------------
| тыс.га | %
------------------------------------+---------------+-------------
1. Общая площадь | 14118,5 | 100
2. Сельхозугодья из них: | 6691,6 | 47,3
пашня | 4309,4 | 30,4
многолетние насаждения | 3,7 | 0,02
сенокосы | 1096,4 | 7,7
пастбища | 1266,8 | 8,9
залежь | 15,4 | -
леса | 4600,7 | -
болота | 2046,0 | -
3. Земли, занятые объектами несель- | |
скохозяйственного назначения | 4093,1 | 28,99
4. Земли запаса | 189,2 | 1,3
5. Нарушенные земли | 6,0 | 0,04
Таблица N 3
Качественная характеристика сельхозугодий области
-----------------------------------------------------------------\
показатели | сельхозугодья | % |
| пашня тыс.га | |
-----------------------------------+-----------------+-----------|
Всего угодий | 6691,6 | - |
из них обследовано | 5957 | 100 |
в том числе | | |
засоленные | 3212,0 | 53 |
кислые | 543,1 | 9,1 |
заболоченные | 203,8 | 3,4 |
каменистые | - | - |
дефляционноопасные, всего | 2303,2 | 38,6 |
в том числе | | |
подверженные ветровой эрозии | 998,4 | 16,7 |
подверженные водной эрозии | 139,6 | 2,3 |
Таблица N 4
Характеристика водных ресурсов региона
------------------------------------------------------------------
| Наименования
|--------------------------------------
Реки | Иртыш | Омь | Тара | Оша| Туй
Длина,км | 1540 | 280 | 210 | 530 | 507
Судоходность | 1540 | | | |
дней в году | 180 | | | |
Озера |Салтаим| Теннис| Эбейты| Ик |Рахтово
Площадь зеркала, кв.км. | 147 | 118 | 83,3 | 71 | 21,8
Таблица N 5
Структура площади лесного фонда, тыс.га
------------------------------------------------------------------
Группы и | Общая| Лесные земли тыс.га
категории |площадь|---------------------------------------------
лесов | | покрытые лесом | лесные | не | ВСЕГО
| | всего | лесные |питомники|покрытые| лесных
| | | культуры| | лесом | земель
-----------+-------+-------+---------+---------+--------+--------
1-группа | 316,1| 260,5| 27,1 | 0,3 | 5,8 | 269,8
2-группа | 475,0| 331,8| 30,5 | 0,1 | 20,7 | 360,2
3-группа | 3123,9| 1982,0| 24,0 | - | 28,4 | 2023,9
Итого | 3915,0| 2574,3| 81,6 | 0,4 | 54,9 | 2653,9
Долгосрочное пользование
Всего 20,8
1 - группа 6,4
2 - группа 8,3
3 - группа 6,1
Таблица N 6
Характеристика лесов
-----------------------------------------------------------------
| общий| распределение по группам возраста | общий
| запас|----------------------------------------|средний
Группы | млн. | молодняки | средне |приспе-|спелые и | прирост
пород | куб.м|-------------|возраст-|вающие |перестой-| млн.м
| |1 кл.| 2 кл. | ные | | ные | куб.
--------+------+-----+-------+--------+-------+---------+--------
Хвойные |111,5 |2,28 | 6,57 | 50,93 | 20,72 | 30,04 | 1,37
Твердол.| - | - | - | - | - | - | -
Мягкол. |245,4 |1,41 | 3,36 | 34,43 | 28,65 |171,56 | 4,01
Кустарн.| 0,02| - | - | - | - | 0,02 | -
Ив.куст.| - | - | - | - | - | - | -
Др.куст.| - | - | - | - | - | - | -
Всего |356,9 |3,69 | 9,93 | 85,36 | 49,37 |208,62 | -
Таблица N 7
Характеристика рекреационных ресурсов региона
-----------------------------------------------------------------
наименование учреждений отдыха, |количество|число посещений
туризма, лечебно-оздоровительных и др.| |тыс. чел/год
--------------------------------------+----------+---------------
1. Русский лес | |
2. Автомобилист | |
3. Колос | |
4. Каучук | |
5. Шинник | |
6. Полет | |
7. Бальнеофизиолечебница | |
| |
Гостиницы, всего | 109 |
в т.ч. м/н класса | - |
Кемпинги | - |
Пансионаты и дома отдыха | 4 |
Санатории и профилактории | 33 | 64800
Турбазы | 2 | 85000
Таким образом, анализ приведенных в таблицах данных позволяет сделать обоснованные выводы о том, что в сфере природных ресурсов региона наиболее перспективными с точки зрения экспортных возможностей являются лесопереработка и сельскохозяйственное производство. Определенного внимания заслуживают также организация экспорта минеральной воды и развитие международного туризма, в том числе экзотических видов. Вопрос об использовании месторождения циркония требует детальной геологической проработки.
Производственный и научно-технический потенциал
Таблица N 8
Производство важнейших видов продукции
------------------------------------------------------------------
| 1985 г | 1990 г | 1991 г
----------------------------+-----------+------------+------------
электроэнергия (млн.квт.ч) | 9828,6 | 10013,4 | 9738,0
тепло (млн. Гкал) | 29,9 | 32,8 | 32,6
техуглерод (тыс.т) | 149,2 | 179,1 | 176,2
шины (тыс.шт.) | 5394 | 5553 | 4996
переработка нефти (млн.т) | 26,3 | 25,1 | 24,4
бензин (тыс.т) | 3407 | 4958 | 4903
дизтопливо (тыс.т) | 6354 | 7201 | 6932
каучук (тыс.т) | 143,8 | 148,3 | 139,3
зап. части к автотр. | | |
технике (млн. руб) | 29,3 | 49,2 | 135,5
кирпич стр-й (млн.шт) | 336 | 404,4 | 358,1
вывоз древесины (т.куб.м) | 2007 | 2406 | 2357
телевизоры (тыс.шт) | 186 | 251,5 | 263,3
газплиты (тыс.шт) | 168 | 190,7 | 201,8
СМС (тыс.шт) | 15,9 | 23,1 | 18,7
мыло (тыс.шт) | 32 | 41,6 | 30,7
ткани шерст. (т.пог.м) | 1397 | 1175 | 1042
обувь (тыс.пар) | 5016 | 5492 | 5371
мясо (тыс.т) | 129,6 | 161 | 156,7
масло (тыс.т) | 30.7 | 33,8 | 34,6
молоч.продукция (тыс.т) | 222,9 | 306,9 | 295,2
макароны (тыс.т) | 13,4 | 14,1 | 13,8
Таблица N 9
Темпы прироста/снижения производства
(за год в %)
-----------------------------------------------------------------
| 1981- | 1986- | 1991 г
| 1985 г | 1990 г |
---------------------------+-------------+-------------+---------
по области | 3,55 | 2,20 | -1,2
| | |
г. Омск | 3,55 | 2,00 | -0,9
по степной зоне | 2,79 | 3,57 | 11,8
по южной лесостепи | 2,17 | 4,41 | -5,16
по северной лесостепи | 0,47 | 2,18 | 0,34
по северной зоне | 0,38 | 1,66 | 2,9
Таблица N 10
Характеристика строительного комплекса региона
-----------------------------------------------------------------
показатели | 1985 г | 1990 г | 1992 г
----------------------------+------------+------------+----------
Ввод мощностей: | | |
жилье - | 722,9 | 642,9 | 381,6
школы - учен.мест | 10952 | 9299 | 2762
дошкольные учр.- мест | 5570 | 3470 | 1410
больницы - коек | 475 | 714 | 67
| | |
Выполненный объем | 710,9 | 670,4 |16261,7
млн. руб. | 710,9 | 670,4 | 551,1
Средняя мощность одной | | |
стр. орг-ции, млн.руб/год | 3,261 | 2,609 | 1,435
Численность занятых | | |
тыс. чел. | 99,4 | 84,2 | 57,0
Производство сборного | | |
железобетона - тыс. куб.м.| 1460 | 1597 | 1196
Выпуск кирпича по области | | |
млн. шт. | 365 | 400 | 330
Таблица N 11
Характеристика развития транспорта области
-----------------------------------------------------------------
показатели | 1985 г | 1990 г | 1992 г
-----------------------------+-----------+-----------+-----------
Общая протяженность: тыс.км | | |
- ж/д путей | 0,888 | 0,888 | 0,888
- автомобильных дорог | | |
с твердым покрытием | 4744 | 6062 | 6401
Длина внутренних судоходных | | |
путей, км. | 1540 | 1540 | 1540
Средняя плотность трансп-й | | |
сети, км/кв.км площади | 0,05 | 0.05 | 0,05
Число аэропортов, всего | 15 | 15 | 15
в т.ч. гражданских | 14 | 14 | 14
Грузооборот всех видов | | |
тр-та млн. т*км | 73283 | 71394 | 65416
в том числе | | |
железнодорожного | 64582 | 60304 | 53905
автомобильного | 2233 | 2126 | 2067
речного | 6468 | 8964 | 9444
кроме того: | | |
нефтепроводного | 54101 | 53378 | 51265
Таблица N 12
Обеспеченность области средствами связи
(на 01.01.1993 г)
-----------------------------------------------------------------
показатели |
-----------------------------------------+-----------------------
Количество абонентов телеф. сети |
тыс.ед. | 265,4
Обеспеченность населения телефонами |
(всего тел. аппаратов) | 200,4
Число пользователей, тыс. ед. |
- телеграфной связью | 701
- факсимильной связью | 150
- электронной почтой | -
- услугами информ-х сетей | -
Трудовые ресурсы области
Таблица N 13
Среднегодовая численность работающих (по отраслям)
-----------------------------------------------------------------
| 1985 г | 1990 г | 1991 г
--------------------------+--------------+-------------+---------
В народном хозяйстве | | |
всего (тыс. чел) | 1040,8 | 962,0 | 978,6
в том числе: | | |
промышленность | 289,8 | 247,8 | 268,1
сельское хозяйство | 149,7 | 135,5 | 134,8
лесное хозяйство | 2,8 | 2,3 | 2,4
транспорт | 94,0 | 71,8 | 71,9
связь | 13,0 | 11,8 | 11,5
строительство | 100,7 | 100,1 | 91,4
торговля и общепит | 81,6 | 77,3 | 76,9
здравоохранение | 50,2 | 56,0 | 58,2
образование | 93,0 | 107,5 | 110,9
наука | 27,8 | 20,7 | 22,4
органы управления | 15,0 | 10,9 | 11,8
колхозники | 63,0 | 56,7 | 54,7
Таблица N 14
Темпы прироста численности работающих
(за год в %)
-----------------------------------------------------------------
| 1981- | 1986- | 1991 г
| 1985 г | 1990 г |
----------------------------+------------+-------------+---------
по области | +0,3 | -1,2 | +2,1
по степной зоне | +2,8 | -1,0 | -1,2
по южной лесостепи | +5,1 | -1,3 | -1,2
по северной лесостепи | +1,1 | -1,9 | -1,8
по северной зоне | +2,3 | -0,2 | -5,9
Таблица N 15
Уровень квалификации кадров в области
------------------------------------------------------------------
|Численность| Доля лиц | Доля лиц |Доля лиц
Отрасли | занятых | с высш. | со ср/тех |со сред.
| чел. | образ. | образ. |образ.
--------------------+-----------+-----------+------------+--------
промышленность | 268100 | 23372 | 39040 | ост-е
строительство | 91400 | 11677 | 13000 | -/-
АПК | 134800 | 9563 | 23726 | -/-
транспорт и связь |71900/11500|3313 и 581 |8717 и 1692 | -/-
торговля и МТС |44300/32600|4722 и 3474|10120 и 7240| -/-
наука и научн.обсл.| 22400 | 9243 | 3583 | -/-
Принимая во внимание особенности сложившейся структуры экономики области, в качестве основных отраслей, определяющих ее лицо, могут быть названы нефтепереработка и нефтехимия, машиностроение, радио-приборостроение, агропромышленный комплекс. При этом необходимо учитывать, что предприятия машино-радио и приборостроения до последнего времени работали на оборону страны и самостоятельно со своей продукцией на внешний рынок не выходили. Располагая огромным потенциалом в области оборудования, технологий, высококвалифицированных кадров, но будучи ориентированными на выпуск специфической, (не представляющей практической пользы для населения) продукции, эти отрасли переживают болезненный период конверсии. Несмотря на высокое качество своей продукции,значительные объемы ее выпуска, доля этих отраслей в структуре экспорта области по итогам 1992 года не превышает 2%. Абсолютными лидерами в экспортных поставках являются предприятия нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса.
Оценивая экспортные возможности промышленности области, необходимо учитывать 2 обстоятельства:
- состояние основных фондов предприятий оставляет желать лучшего, что не замедлит сказаться на качестве продукции;
- практически все отрасли промышленности области (за исключением местной перерабатывающей) целиком работают на привозном сырье, что делает их зависимыми от поставщиков.
Таблица N 16
Динамика внешнеторгового оборота региона
-----------------------------------------------------------------
| 1985 г | 1990 г | 1991 г | 1992 г
----------------------+---------+----------+----------+----------
Экспорт млн. руб | - | 127,6 | 218,4 | 17176,3
млн. $ США | - | - | 154 | 218,6
индекс роста к 91 г. | | | 1 | 1,42
Импорт | | | |
млн.руб. | - | 176,8 | 748,7 | 23602,3
млн. $ США | - | - | 201 | 304,9
индекс роста к 91 г. | | | 1 | 1,52
Внешнеторговый оборот| | | |
млн.руб. | - | 304,4 | 967,1 | 40778,6
млн. $ США | | | 355,0 | 523,5
индекс роста к 91 г. | | | 1 | 1,47
Таблица N 17
Изменение доли экспорта в общем объеме производства
-----------------------------------------------------------------
Время | 1985 г | 1990 г | 1992 г
------------------------------+----------+------------+----------
Объем производства, млн. руб.| 7028,7 | 12763,1 | 252592,6
Объем экспорта, млн. руб. | - | 127,631 | 17176,3
Доля экспорта, % | - | 1,0 | 6,8
Из таблицы видно, что доля экспорта в последнее время стала расти. Это несомненно положительно характеризует происходящие процессы, однако в основном рост доли экспорта вызван тем обстоятельством, что изменились внешнеполитические условия и соответственно форма отчетности в торговле со странами СНГ, которая теперь перешла в разряд внешнеэкономических отношений.
Таблица N 18
Товарная структура экспорта-импорта области
-----------------------------------------------------------------
Товарные группы, | Экспорт | Импорт
важнейшая продукция |1985 г|1990 г|1991 г|1985 г|1990 г|1991 г
-----------------------+------+------+------+------+------+------
Всего (млн.руб)| - |127631|218404| - |176790|748757
в том числе: | | | | | |
Минеральное сырье | - | 4929| 18915| - | 5400| 4014
Сельхоз.сырье,продукты | - | 5363| 6821| - | 9338|122105
Машино/тех. продукция | - | 10599| 1091| - | 53909|259534
Химическая продукция | - | 98861|185731| - | 35049| 69893
Пищевкусовые товары | | 2162| 3014| | 1246| 13038
Прочие | | 5| 204| - | 1058| 2998
Таблица N 19
Географическая структура экспорта-импорта области
-----------------------------------------------------------------
| Экспорт | Импорт
--------------------------------+--------------------+-----------
Всего, млн. $/100 % | 218,6/100 |304,9/100
в т.ч. по странам: | |
Югославия | 8,5/3,9 | 8,5/2,8
Швейцария | 14,2/6,5 | 15,9/5,2
Англия | 18,0/8,3 | 1,0/0,3
Кипр | 65,1/29,8 | -
Канада | - | 5,6/1,8
КНР | 29/13,3 | 56,4/18,5
США | 24,3/11,1 | 1,5/0,5
Турция | - | 4,6/1,5
Болгария | 2,6/1,2 | -
Германия | 6,1/2,8 | -
прочие | остальное | ост-е
Анализируя приведенные цифры, нетрудно сделать вывод, что структура экспорта существенных изменений не претерпевает и до настоящего времени область специализировалась в основном на экспорте продукции нефтепереработки и нефтехимии (95 % объема). Это вызвано высоким качеством производимой в Омске продукции и наличием на нее постоянного спроса на мировом рынке. Данные обстоятельства способствуют тому, что недостатка в зарубежных партнерах эти предприятия не испытывают и география их экспортных поставок достаточно широка.
Изменения последних месяцев позволяют предположить, что в ближайшее время в структуре экспорта области возрастет доля машиностроения (в основном из-за поставок в страны СНГ).
За последние 2 года в области осуществлены необходимые организационные мероприятия, направленные на создание для хозяйствующих субъектов благоприятных условий при проведении ими внешнеторговой деятельности. В частности, созданы и функционируют аппарат уполномоченного МВЭС РФ, Омская таможня, Омская торгово-промышленная палата, представительства некоторых крупных российских внешнеторговых фирм; ряд находящихся в области банков получил право работать с валютой, администрацией области подписаны многочисленные соглашения с субъектами РФ, органами исполнительной власти стран ближнего и дальнего зарубежья, предусматривающие оказание содействия в осуществлении торговых связей.
Появившийся опыт работы с иностранными партнерами привел к тому, что в области стали изменяться организационные формы ВЭД. Если раньше это были в основном краткосрочные деловые связи, контакты, разовые экспортноимпортные операции, то теперь все чаще появляются примеры установления долгосрочных связей: активно создаются совместные предприятия, открываются представительства зарубежных фирм.
Из всего вышеизложенного следует, что существующий экспортный потенциал области достаточно велик, но уровень его использования в настоящее время незначителен.
Низка эффективность внешнеэкономической деятельности области; несмотря на то что средние контрактные уровни цен реализации в целом соответствуют мировым, поступающие в регион валютные средства (в силу недостаточного объема экспорта) далеко не покрывают его валютных потребностей.
Требует дополнительного изучения вопрос достоверной оценки и последующего использования природных ресурсов региона.
Хозяйственный потенциал области используется также не в полной мере. Если предприятия нефтехимии работают на внешнем рынке уже достаточно активно, то предприятия машиностроения ведут себя пассивно, хотя обладают в этом вопросе большими резервами.
Неплохими возможностями для работы на внешнем рынке обладает местная перерабатывающая промышленность.
После проведенного анализа, перед тем как попытаться выделить основные направления, по которым целесообразно вести развитие экспортного потенциала области, представляется необходимым оценить конъюнктуру мировых рынков тех товаров, которые производятся омскими предприятиями.
Итак, как следует из "Баланса производства и потребления основных видов продукции по Омской области на 1992 год", утвержденного Постановлением Главы администрации Омской области от 16 января 1992 года N 14-п, доминирующее по объемам положение (а следовательно и по возможностям оказания существенного влияния на объем и структуру экспорта) в области занимает выпуск следующих видов продукции:
- продукция нефтепереработки и нефтехимии;
- продукция машиностроения;
- продукция радио-приборостроения;
- строительные материалы;
- зерно и продукты его переработки;
- мясо, молоко и изделия из них;
- мыло и синтетические моющие средства;
- продукция лесопереработки и мебель
- ткани, трикотажные и ковровые изделия, обувь;
- прочие.
Каковы же тенденции изменений конъюнктуры внешнего рынка перечисленных товаров? Попытаемся проследить их, пользуясь такими источниками как журналы "Внешняя торговля", "Меркурий", "Коринф", газеты "Экономика и жизнь", "БИКИ", "Коммерсант", "Деловой мир".
Что касается продукции нефтехимического комплекса г. Омска, то какихлибо неожиданных изменений на внешнем рынке по данной группе товаров не предвидится. Спрос на нее на мировых рынках остается постоянным, стабильным; перечень основных стран-экспортеров не изменяется; бурного развития нефтеперерабатывающих отраслей в новых регионах в силу больших капиталовложений и сложности оборудования, а также экологических сложностей не предвидится. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что в случае обеспечения бесперебойного снабжения сырьем омские предприятия нефтехимического комплекса в ближайшее десятилетие будут иметь хорошие перспективы экспорта своей продукции. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что экспорт именно этой продукции находится под пристальным вниманием Правительства РФ и, следовательно, в силу введенных ограничений объемы экспорта (а значит и валютной выручки) существенно увеличиться не могут.
Мировые рынки машиностроительной продукции отличаются своей сформированностью и высокой требовательностью к качеству предлагаемого товара. Развитие данных рынков идет в направлении дальнейшего снижения материалоемкости, энергопотребления, повышения уровня автоматизации, надежности, экологической чистоты продукции.
Вместе с тем отдельные виды продукции машиностроительных предприятий области, к примеру, выпускаемое ПО "Полет" оборудование для бестраншейной прокладки подземных коммуникаций, могут быть конкурентоспособными и найти сбыт.
Аналогичная ситуация складывается на мировых рынках товаров радиоприборостроения. Внедрение на них новых производителей и поставщиков крайне затруднено в силу достаточно жесткой конкуренции. Как правило это возможно только для принципиально нового вида товаров.
По причине высокого качества производимых за рубежом строительных материалов, достаточности объемов и номенклатуры товаров, наличия достаточной конкуренции рынки строительных работ, услуг в промышленно развитых странах можно считать насыщенными. Обращает на себя внимание активизация строительства в странах Юго-Восточной Азии и Китае. Это обстоятельство может послужить основой для организации экспорта туда строительных услуг (например, строительство дорог) и материалов (например, цементно-стружечных плит, производимых на 2-х заводах Омска).
В 1992 - 1993 гг. мировое производство пшеницы (данные мин-ва с/х США) снизится на 1 % и составит 539,4 млн.т. (КНР - 98; страны ЕС - 85,8; бывший СССР - 80,9; США - 63,6; Восточная Европа - 26,9; Австралия - 13). Традиционные поставщики на мировые рынки зерна и продуктов его переработки известны достаточно хорошо, однако по оценкам зарубежных специалистов в ближайшие годы в их число уверенно войдут Китай и Аргентина. Для удовлетворения растущего спроса населения урожай зерновых потребуется ежегодно поднимать на 1,6 %. Полагают, что повышение урожайности будет достигнуто за счет выведения улучшенных сортов зерновых культур и более эффективной биологической борьбы с заболеваниями растений.
Страны ЕС с 1984 года проводят политику регулирования рынка мяса, молока и молочных продуктов. Поэтому проникнуть на него со своей продукцией представляется практически невозможным. В то же время большие потребности в продовольствии по-прежнему будут испытывать страны Африки и Средней Азии.
Рынок моющих средств развитых стран также отличается сформированностью и насыщенностью. Тенденций к его расширению здесь не наблюдается. Заметно увеличение потребления моющих средств в странах Азии, которое, по прогнозам специалистов, сохранится в ближайшее пятилетие.
Экспорт из России леса и продуктов его переработки имеет давние традиции, данный вид товара имеет устойчивый спрос как в развитых, так и в развивающихся странах. В ближайшее время ожидается значительное повышение спроса в государствах - бывших республиках СССР. При этом особое внимание необходимо обратить на экспорт уже готовой продукции, а не сырья.
В связи с тем, что продукция легкой промышленности предназначена непосредственно для потребления населением, рынки практически всех цивилизованных государств насыщены данными видами товаров. Проникновение на них связано со значительным повышением качества изделий, снижением цены, предложением принципиально новых товаров.
Принимая во внимание все вышеизложенное, попробуем сделать выводы и одновременно обоснованные предложения о перспективных направлениях развития экспортного потенциала Омской области.
Как наиболее перспективные виды продукции для реализации на мировом рынке в Омске могут быть оценены:
- продукция нефтепереработки, нефтехимии, лесопереработки; причем в качестве потенциальных рынков сбыта данных видов товаров могут выступать практически все мировые рынки;
- продукция машиностроения;
- продукция сельхозпереработки;
- продукция военного назначения и технологически емкая продукция (самолеты, двигатели и т.п.), которая может быть при определенных условиях реализована в развитые государства;
Как менее перспективные:
- продукция радио-приборостроения;
- строительные материалы;
- продукция легкой промышленности;
- синтетические моющие средства. Наиболее вероятными рынками сбыта этих товаров могут выступать рынки государств СНГ и частично рынки ряда азиатских государств и КНР.
Если, опираясь на вышеизложенные цифры, попытаться оценить возможный валютный доход по отдельным направлениям экспорта, то получится примерно следующая картина.
1. Нефтепереработка и нефтехимия
Принципиально на экспорт может быть поставлена практически вся продукция нефтехимического комплекса. Все зависит от позиции Правительства России и складывающейся экономической ситуации в стране. Если предположить, что значительных изменений в хозяйственной политике в ближайшие годы не последует, и, следовательно, необходимо будет ориентироваться на существующие показатели, то можно ожидать следующие валютные поступления: (млн. $).
ПО "ОНОС" - 250
завод СК - 20
ПО "Омскхимпром" - 12
ПО "Омскшина" - 10
завод техуглерода - 3
картонно-рубероидный завод - 1
лакокрасочный завод - 2
завод СМС - 1
Итого: 300
2. Лес и лесопереработка
Из баланса 1992 года следует, что с территории Омской области за пределы России было вывезено около 214 тыс. м. куб круглого леса и пиломатериалов. При этом лиственные породы составляли около 70% и основная его масса была продана в Казахстан.
В то же время в области имеются значительные запасы неиспользованного леса. В случае если заготовка леса леспромхозами будет увеличена и одновременно будут отменены ограничения (лицензирование) на вывоз, то, по оценкам специалистов, в ближайшее время экспорт леса в области может быть удвоен. Если же в экспорте леса повысится доля готовой продукции (пиломатериал, заготовки, мебель и т.п.), то доходы будут еще ощутимее. Западные фирмы уже сегодня готовы закупить у нас до 100 тыс. куб. м. березовых мебельных заготовок по цене 145 $ США/куб. м
Таким образом, объем экспорта продукции лесопереработки может потенциально составить около 20 млн. $.
3. Машино- радио- приборостроение
Реализация громадного экономического, в том числе экспортного, потенциала, сосредоточенного в этой отрасли, могло бы весьма положительно сказаться на состоянии не только самих предприятий, но и на всей области. Так, в случае успешного освоения ПО "Полет" выпуска гражданского многоцелевого самолета АН-74 (до 60 шт. в год) и при продаже хотя бы 10 из них на внешнем рынке предприятие получило бы около 100 млн. $. Аналогично, продажа за рубеж нескольких (даже не более 10) танков, выпускаемых заводом транспортного машиностроения, (а спрос на них есть) принесла бы предприятию 35 млн. $.
итого: 135 млн. $.
4. Агропромышленный комплекс
Ожидать какого-либо значительного валютного дохода от АПК Омской области в ближайшее время не следует, так как в силу сложной экономической ситуации в России продукция сельского хозяйства с большой долей вероятности будет реализовываться в основном на территории России. Тем не менее в случае экспорта за пределы России хотя бы 10% производимых на территории области зерна (90 т. т./9 млн. $), мяса (24 т. т./48 млн. $) молочной продукции (10 т. т./22 млн. $) область могла бы получить около 80 млн. $.
Таким образом, (в современных условиях хозяйствования и режима внешнеэкономической деятельности) потенциальный объем экспорта можно с известной долей вероятности оценить в 535 млн. $.
Принимая во внимание специфические особенности области, стоящие перед нами задачи целесообразно разделить на 2 категории:
- стратегические;
- тактические.
К первой могут быть отнесены вопросы формирования экспортной базы области, развития производства конкурентоспособных товаров и их продвижения на внешний рынок, разработки и реализации целевых, долгосрочных программ, и т.п.
Однако на современном этапе развития нашего государства, учитывая крайне нестабильную общественно-политическую, а главное тяжелейшую экономическую ситуацию в стране, приоритет следует отдать решению первоочередных тактических задач, которые должны быть тесно увязаны с задачами, решаемыми областным Экономическим Комитетом.
При определении круга таких задач учтем, что экономической и политической стабильностью, к чему мы так стремимся, отличаются в первую очередь государства, жители которых имеют избыточные возможности в сфере быта. Что нужно рядовому гражданину изначально? Чем он должен быть обеспечен прежде всего? (В силу специфики области речь идет прежде всего о горожанине). Чего обычно ждут от властей?
1 - создания избыточных возможностей в вопросах питания;
2 - создания избыточных возможностей в вопросах обеспеченности жильем;
3 - создания избыточных возможностей в вопросах трудоустройства;
4 - обеспечения личной безопасности каждого;
5 - нормального функционирования городского хозяйства (связь, транспорт, тепло-водо-электроснабжение, бытовое и культурное обслуживание)
Каковы пути достижения поставленных задач?
В самом общем виде, например, по 1 направлению:
А - в сфере производства сельскохозяйственной продукции:
- возделывание культур, приносящих в наших условиях наибольшую урожайность;
- стимулирование производства малорентабельных, но необходимых для области культур посредством ведения разумной налоговой политики;
- приобретение передовой с/х техники и технологий;
- содействие реальному внедрению науки в с/х производство;
- привлечение зарубежного опыта.
Б - в сфере переработки с/х продукции:
- приобретение безотходных экологически чистых перерабатывающих технологий и оборудования;
- вовлечение конверсируемых предприятий в производство современного оборудования по переработке с/х продукции;
- разумное размещение перерабатывающих предприятий по территории области.
В - в сфере распределения готовой пищевой продукции:
- стимулирование реализации производителями с/х продукции на территории области (м. б. налогами);
- разумное регулирование ввоза-вывоза с/х продукции;
- содействие максимально выгодной реализации с/х продукции за пределы области;
- содействие в максимально выгодном закупе, в т.ч. за рубежом недостающего продовольствия.
Г - ведение разумной политики по вопросу соотношения государственного и негосударственного сектора в сельском хозяйстве, особенно в ближайшие годы.
Одним из важных моментов деятельности в сфере ВЭД является проблема привлечения в экономику области иностранных инвестиций.
Пути решения проблемы:
1. Развитие совместного предпринимательства
В силу нестабильности положения в России зарубежные предприниматели идут на него крайне неохотно. Тем не менее отдельные попытки с их стороны предпринимаются. С учетом существующей ситуации в стране и сложившейся в области производственной структуры в качестве приоритетных направлений сотрудничества на 1993 год представляются:
- производство на высвобождающихся площадях конверсируемых и вновь создаваемых предприятиях сельскохозяйственной техники и орудий, ориентированных на потребности зарождающегося фермерства;
- проведение совместных исследований в области сельскохозяйственной науки;
- производство оборудования по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции;
- развитие сферы услуг (быт, транспорт, связь, туризм..);
- переработка вторичных ресурсов (зола, быт.отходы..);
- безотходная,экологически чистая переработка местной древесины, ориентированная на выпуск готовых изделий;
- освоение технологий глубокой переработки нефти и нефтепродуктов;
- выпуск ТНП;
- содействие процессу конверсии омских предприятий ВПК.
2. Получение валютных кредитов
Прежде чем пытаться это сделать, необходимо защитить необходимость в валютных средствах и посмотреть нельзя ли обойтись рублями или бартером.
В российских банках получить на приемлемых условиях валюту крайне затруднительно. В случае крайней необходимости возможно попытаться это сделать в республиках СНГ или за рубежом. Наиболее реально вести переговоры с немецкими банками, принимая во внимание наличие в области немецкого населения и готовность деловых кругов Германии поддержать действия своего правительства, направленные на ограничение въезда советских немцев в ФРГ.
Рассмотрим вопрос о технологии привлечения иностранных инвестиций в экономику области, имея в виду ее специфику. Что может быть интересно зарубежной фирме?
1 - получение сверхприбыли
при этом, если она валютная, то откликнется любая фирма любой страны.
На чем в области можно заработать валюту сейчас?
- реализация конкурентоспособной на мировом рынке продукции;
В нашем случае это могут быть: танки, авиационные двигатели, продукция специального назначения в области радиоэлектроники и средств связи, микрокриогенная техника;
- реализация продукции экологически грязных производств (нефтехимия, лакокрасочная промышленность, производство техуглерода, шин и т.п.). Стоит ли и если да, то на каких условиях развивать такие производства на территории области?
- реализация продукции, выпуск которой требует больших затрат энергоносителей и ручного труда;
- реализация продукции, выпуск которой затруднен или невозможен в развитых странах (деревообработка, сапропель, минеральная вода);
- производство и реализация экологически чистых продуктов питания (мед, грибы, ягоды, мясо, птица, рыба, зерновые, продукты из всего этого);
- туризм.
2. Завоевание новых рынков
С этой точки зрения Омск имеет:
- относительно выгодное географическое положение и хорошо развитые транспортные связи;
- значительные производственные площади, частично оборудование высокого класса и высококвалифицированных специалистов, что способствует быстрейшему освоению выпуска новых видов продукции, созданию центров продажи и сервисного обслуживания выпускаемой фирмой или совместно продукции;
- весьма значительную неудовлетворенную потребность населения в различного рода услугах.
3. Приобретение новых технологий и научно-технических разработок
Наверняка, таковые в Омске есть.
4. Участие в реализации межгосударственных программ
2 таких находящихся в стадии рассмотрения проекта в Омске уже есть (Омскзола и Новое поселение).
Из всего вышеизложенного следует, что потенциально Омск может представлять определенный интерес для иностранных партнеров. Анализ особенностей географического, экономического и социально-политического положения области, а также практики осуществленных за последние три года деловых контактов на канале ВЭС свидетельствует, что в качестве наиболее предпочтительных партнеров для омских предприятий могут выступать:
фирмы ФРГ
данное государство отличается стабильностью темпов экономического развития, хорошо развитыми промышленностью, сельским хозяйством, большими финансовыми возможностями. В настоящее время ведет выжидательную экономическую политику по отношению к России, но в проекты, касающиеся каким-то образом немецкого населения (а его в области около 130 тыс), готово вкладывать деньги. Возможные направления сотрудничества - машиностроение, размещение их заказов на наших предприятиях ВПК, совместные научно-технические разработки, перерабатывающие отрасли с/х-ва, деревообработка, переработка вторичных ресурсов, производство строительных материалов, сфера услуг, туризм. Для постоянных и надежных контактов с немецкими фирмами представляется целесообразным рассмотреть вопрос об установлении партнерских отношений с одним из городов ФРГ;
фирмы Нидерландов
по вопросам развития производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
фирмы США
по вопросам производства и реализации продукции предприятий радиотехнического и нефтехимического комплексов, участия в совместных научно-технических разработках, создания производств мощностью 50-100 т/сутки для получения высококачественной бумаги из отходов лесозаготовки и деревопереработки.
компании КНР
по вопросам размещения китайских заказов на наших предприятиях, реализации разрешенной к продаже военной техники, развития сферы услуг, производства строительных материалов, здравоохранения, туризма, реализации в Китае продукции омских предприятий;
фирмы Японии
по вопросам развития производства и реализации продукции нефтехимического комплекса, деревообработки;
фирмы Италии
по вопросам развития производства одежды и обуви, сферы услуг;
фирмы Турции
по вопросам строительства жилья и объектов инфраструктуры, производства одежды и обуви;
фирмы Индии
по вопросам размещения их заказов на наших предприятиях, возможной реализации разрешенной к продаже военной техники, развития легкой промышленности;
фирмы стран Восточной Европы
по вопросам размещения их заказов на наших предприятиях, реализации там продукции омских предприятий.
Таким образом первоочередными задачами Комитета ВЭС администрации Омской области в ближайшее время было бы целесообразно считать:
1 - осуществление мероприятий, направленных на дальнейшее увеличение объема экспорта продукции предприятий Омской области и улучшение его структуры.
В этих целях представляется необходимым (с учетом того, что до последнего времени регион был закрыт) резко активизировать рекламную деятельность. Используя изложенные выше выводы о потенциальных экспортных товарах области, о конъюнктуре рынков, о наиболее вероятных покупателях, комитету ВЭС в ближайшее время следует подготовить и разослать (в торгпредства России за рубежом, торгпредства иностранных государств и представительства зарубежных фирм в России и т.д.) квалифицированные коммерческие предложения на реализацию продукции, услуг области. В этих же целях необходимо активнее использовать участие омских предприятий в международных ярмарках, выставках, семинарах, встречах и иных мероприятиях.
2 - осуществление мероприятий, направленных на развитие экспортной базы области особенно в сфере лесопереработки, сельского хозяйства, машиностроения;
В этих целях необходимо будет совместно с заинтересованными предприятиями перечисленных отраслей разработать конкретные проекты с соответствующим технико-экономическим обоснованием, изыскать формы и источники финансирования проектов, ориентируясь при этом в том числе и на вовлечение иностранных инвесторов, и реализовать их. В самом общем виде это можно сделать по следующей схеме:
а) определение перспективного направления экспорта;
б) выделение возможного рынка;
в) определение ориентировочного объема поставок (в натуральном выражении и в $ США);
разработка мероприятий по реализации перспективных направлений развития экспорта:
- осуществление нового строительства (мощность);
- расширение действующего производства (прирост мощности);
- реконструкция (прирост мощности, объем производства новой продукции);
- расчет объема капиталовложений (млн.руб., $ США);
- рекомендуемый источник финансирования.
3 - осуществление мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Омской области.
Это потребует разработки и реализации конкретной программы, предусматривающей осуществление необходимых законодательных, нормативно-правовых и организационно-регулирующих мер, а также создание всего комплекса инфраструктуры ВЭД (деловой центр, гостиницы, транспорт, связь, банки, может быть консульское обслуживание и т.п.). В качестве пробного шага с учетом несовершенства законодательства возможно проведение тендера в отношении одного из таких объектов.
4 - осуществление мероприятий, направленных на создание системы подготовки кадров в сфере ВЭД.
5 - осуществление мероприятий, направленных на привлечение в экономику области иностранных инвестиций.
6 - выполнение целевых поручений администрации.
Программа
развития внешнеэкономических связей Омской области на 1994 год
(утв. постановлением Главы администрации Омской области
от 15 марта 1994 г. N 118-п)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Состояние внешнеэкономической деятельности
Омской области и прогноз условий ее
развития в 1994 году
Изменившаяся ситуация в стране, становление рыночных отношений, возросшая самостоятельность области, а также субъектов хозяйствования, расположенных на ее территории, вызвали заметную активизацию внешнеэкономической деятельности, повысили ее роль в экономике региона.
За последние три года в Омской области, обладающей значительным производственным потенциалом, нарабатывался опыт ведения внешнеэкономической деятельности. Этот процесс проходил в условиях постоянно менявшегося законодательства.
Прошедший 1993 год показал, что в настоящий момент на государственном уровне завершается формирование нормативной основы внешнеэкономической деятельности.
Появляющиеся нормативные акты, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, существенно изменят условия ее осуществления в 1994 году.
Негативное воздействие на состояние ВЭД в истекшем году оказал ряд внутриэкономических факторов. Прежде всего это кризисное экономическое положение омских предприятий, многие из которых находятся на грани банкротства. Перерабатывающая промышленность области во многом зависима от поставщиков сырья, что в условиях разрыва хозяйственных связей отрицательно сказывается на выпуске продукции. Ситуация усугубляется кризисом денежно-финансовой системы, жестким налогообложением предприятий. Государственное финансирование экспорта, в первую очередь машинотехнической продукции явно недостаточно. За истекший год резко возросли расходы на транспортировку грузов по России и через территории государств ближнего зарубежья.
Анализ внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, расположенных на территории области, показывает, что, несмотря на влияние казанных негативных факторов, процесс развития внешней торговли в прошедшем году идет довольно динамично. По данным облстатуправления, объем поставленных на экспорт товаров в 1993 году превысил 240 млн. $ США против 218 в 1992 году.
Сравнение географии экспортно-импортных операций 1992 и 1993 годов показало, что из числа импортеров выбыли ряд европейских и азиатских стран, добавление новых в числе государств, ввозящих продукцию области, не привело к существенному росту экспорта (в долларовом выражении).
В целом объем экспорта в промышленно-развитые страны остался стабильным. Прирост объемов экспорта произошел за счет активизации торговли с КНР и перехода торговых операций со странами ближнего зарубежья в разряд внешнеэкономических отношений.
По итогам 1993 года структура экспорта выглядит следующим образом:
машины и оборудование 1,8 %
топливо, минеральное сырье, металлы 25,3 %
химические продукты, удобрения, каучук 68,3 %
строительные материалы, и детали 0,25 %
непродовольственное сырье и продукты его переработки 1,4 %
сырье для производства пищевкусовых товаров 0,46 %
пищевкусовые товары 0,74 %
промышленные товары народного потребления 1,75 %
Принимая во внимание особенности сложившейся структуры экономики области, можно отметить, что в ближайшее время основной объем экспорта будет определяться продукцией нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей (95% объема). Это вызвано высоким качеством производимой в Омске продукции и наличием на нее постоянного спроса на мировом рынке.
Как наиболее перспективные виды продукции для реализации на мировом рынке в Омске могут быть оценены:
- продукция нефтепереработки, нефтехимии, лесопереработки; причем в качестве потенциальных рынков сбыта данных видов товаров могут выступать практически все мировые рынки;
- продукция машиностроения;
- продукция сельхозпереработки;
- продукция военного назначения и технологически емкая продукция (самолеты, двигатели и т.п.) может быть реализована в развитые государства; это же касается экологически чистых продуктов питания;
Как менее перспективные:
- продукция радио-приборостроения;
- строительные материалы;
- продукция легкой промышленности;
- синтетические моющие средства.
Наиболее вероятными рынками сбыта этих товаров могут выступать рынки государств СНГ и частично рынки ряда азиатских государств и КНР.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что решение внешнеэкономических задач в условиях формирования рыночной экономики требует новых подходов, в том числе в системе регулирования внешнеэкономической деятельности на территориальном уровне. Для оптимального сочетания государственных интересов и региона данная Программа предусматривает координированное участие в ее реализации всех субъектов ВЭД независимо от их ведомственной подчиненности.
Методической основой Программы является Концепция внешнеэкономической политики Российской Федерации на 1990-е годы, Государственная Программа стимулирования российского экспорта в 1992-94 гг. Основные положения Программы согласуются также с концепцией экономического развития и концепцией развития внешнеэкономических связей Омской области.
Цель программы:
Стратегической целью Программы является создание оптимальных экономических, правовых, организационных и других условий, направленных на повышение эффективности внешнеэкономических связей в регионе. Программа отражает внутренние приоритеты развития области и нацелена на решение неотложных социально-экономических проблем региона.
Достижение сформулированной цели возможно путем решения ряда тактических задач, определение которых диктуется интересами жизнеобеспечения жителей области. Задачами, соответствующими ожиданиям населения от данной Программы, являются появление оптимальных возможностей в вопросах питания, трудоустройства, приобретения товаров повседневного спроса.
Для решения подобного рода задач местным органам управления необходимо определить и целенаправленно развивать экспортные отрасли, способные наиболее быстро окупать вложенные средства и приносить ощутимую валютную выручку. Учитывая, что экспорт продукции химической и нефтехимической промышленности является хорошо отработанным направлением внешнеэкономической деятельности, комитет ВЭС считает необходимым направить усилия на дальнейшее расширение экспортной базы и использование экспортных ресурсов для закупки прогрессивных технологий и оборудования, в первую очередь для перерабатывающей промышленности.
Комитет ВЭС, планируя свою деятельность на 1994 год в разделе развития экспортной базы области, считает целесообразным сосредоточить внимание преимущественно на следующих составляющих экспортной структуры:
- продукции нефтепереработки и нефтехимии - как основного источника валютных поступлений, направляемых на удовлетворение социальных нужд населения;
- продукции машиностроения;
- продукции лесопереработки;
- в сфере переработки сельскохозяйственной продукции.
1. Нефтепереработка и нефтехимия
Принципиально на экспорт может быть поставлена практически вся продукция нефтехимического комплекса. Учитывая очевидную конкурентоспособность этого товара на мировых рынках, необходимо прилагать усилия к поиску новых экспортных "ниш", однако не в ущерб присутствию на традиционных рынках сбыта. Исходя из того, что ближнее зарубежье является регионом жизненно важных интересов России, экспорт продукции данной отрасли в государства Содружества должен носить приоритетный характер (тем более, что торговля нефтепродуктами в эти страны осуществляется по мировому уровню цен).
Другой возможностью наращивания экспортного потенциала нефтепереработки и нефтехимии является целенаправленное продвижение на внешний рынок новых видов продукции этой отрасли.
Учитывая эти потенциальные экспортные возможности, можно ожидать следующие валютные поступления (млн. $):
ПО "ОНОС" - 250
завод СК - 20
ПО "Омскхимпром" - 12
ПО "Омскшина" - 10
завод техуглерода - 3
картонно-рубероидный завод - 1
лакокрасочный завод - 2
завод СМС - 1
Итого: 300
Основными ограничивающими факторами наращивания экспорта могут выступить зависимость нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств от поставок сырья, транспортные возможности: не исключено ужесточение государственного регулирования и изменения системы налогообложения на экспорт продукции неглубокой стадии переработки.
2. Машино- радио- приборостроение
Фундаментальным конкурентным преимуществом экономики области является наличие технологических передовых секторов промышленности оборонного характера. Ряд омских предприятий выпускают не уступающие мировым аналогам изделия, способны к быстрому освоению новых видов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешнем рынках.
Реализация экспортного потенциала, сосредоточенного в этой отрасли, могла бы весьма положительно сказаться на состоянии не только самих предприятий, но и на экономике всей области.
В случае успешного освоения ПО "Полет" выпуска гражданского многоцелевого самолета АН-74 (до 60 шт. в год) и при продаже хотя бы 10 из них на внешнем рынке предприятие получило бы около 70 млн. $. Аналогично, продажа за рубеж нескольких (даже более 10) танков, выпускаемых заводом транспортного машиностроения, (а спрос на них есть) принесла бы предприятию 35 млн. $. Итого: 105 млн. $.
Большинство видов продукции этой отрасли привязано к ограниченному числу страновых рынков, главным образом в регионах ближнего зарубежья, Восточной Европы и третьего мира. Возможности расширения географии экспорта продукции машино- и приборостроения весьма незначительны. Это потребует активных усилий по удержанию достигнутых позиций.
3. Агропромышленный комплекс
Ожидать какого-либо значительного валютного дохода от АПК Омской области в ближайшее время не следует, так как в силу сложной экономической ситуации в России продукция сельского хозяйства с большой долей вероятности будет реализовываться в основном на территории России. Тем не менее в случае экспорта за пределы России хотя бы 10 % производимых на территории области зерна (90 т.т/9 млн.$), мяса (24 т.т/48 млн. $), молочной продукции (10 т.т/22 млн. $) область могла бы получить около 80 млн $.
Негативные факторы, которые могут повлечь резкое сокращение сельскохозяйственного производства:
- замедление пополнения основных производственных и непроизводственных фондов;
- ухудшение технической оснащенности сельского хозяйства;
- невозможность приобретения из-за высокой стоимости новой техники и технологий.
Предпринимательство в сфере переработки сельскохозяйственной продукции развито очень незначительно - его доля составляет 0,5 % всей предпринимательской деятельности и малого бизнеса в области.
4. Лес и лесопереработка
Как следует из концепции развития ВЭС региона, объем экспорта продукции лесопереработки может потенциально составить около 20 млн. $.
Проблемы, требующие решения для увеличения объемов продукции этой отрасли в структуре экспорта:
1. сложность взаиморасчетов с покупателями (преимущественно с Казахстаном и государствами Средней Азии);
2. существующий механизм квотирования и лицензирования;
3. причисление продукции лесопереработки к категории стратегически важных сырьевых товаров;
4. неполные распределение и реализация полученных квот;
5. отсутствие современных технологий углубленной переработки древесины;
6. высокая энергоемкость деревообрабатывающего производства и отсутствие производственной инфраструктуры в местах лесозаготовок;
7. отсутствие опыта работы на внешнем рынке у производителей;
8. проблемы реализации древесины лиственных пород и изделий из нее;
9. слабая структурированность лесоперерабатывающего хозяйства и, как следствие, затрудненность комплексного воздействия на его модернизацию.
Таким образом, (в современных условиях хозяйствования и режима внешнеэкономической деятельности) потенциальный объем экспорта производимой в области продукции можно с известной долей вероятности оценить в 505 млн. $.
Программа предусматривает развитие и совершенствование внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
Сложность структурных перестроек крупных промышленных производств, их высокая уязвимость в постоянно меняющихся экономических условиях заставляют местные органы управления особое внимание уделять стимулированию производства продукции (в том числе и экспортной) на малых и средних негосударственных предприятиях. Причем такая ориентация диктуется не только финансово-экономическими причинами, она будет способствовать и решению социальных проблем - как в плане обеспечения занятости населения, так и для обеспечения жителей области основными потребительскими товарами по доступным ценам.
Разработанная экономическим комитетом администрации области система финансово-кредитной поддержки предпринимательства, предусмотренные меры организационного и материально-технического обеспечения его развития предоставляют для этого существенные льготы.
Таким образом, исходя из имеющихся социально-экономических условий и выделенных приоритетных направлений ВЭД, намечен комплекс мероприятий, нацеленных на развитие внешнеэкономического потенциала области в краткосрочной перспективе. Представляется целесообразным структуру комплекса мер определить последовательностью этапов осуществления внешнеэкономической операции
- маркетинговые исследования;
- производство экспортной продукции;
- поиск и выбор делового партнера;
- заключение контракта;
- исполнение контракта.
Мероприятия | Срок | Исполнитель | Форма контроля |
1. МАРКЕТИНГ 1.1.Создать временный творческий коллектив для проведения исследо- вательских работ в направлениях: оценки возможностей использования природных ресурсов региона;оценки критического импорта;потребностей рынка в новых видах продукции; оценки коммерческого и социаль- ного эффекта деятельности СП 1.2.Создать современную информа- ционную инфраструктуру внешне- экономической деятельности 1.3.Наладить информационный обмен и активизировать иные формы вза- имодействия с Российской ТПП,МВЭС для изучения мировых рынков, наиболее перспективных экспортных ниш, а также возможностей участия области в международной кооперации 1.4.Обеспечить комитет ВЭС техни- ческими возможностями надежной компьютерной связи с ТПП, таможней, экономическим комитетом 1.5.Создать банки данных междуна- родных стандартов на основную продукцию предприятий,нормативных актов,регулирующих ВЭД,потенци- альных экспортных товаров области,коммерческих предложений, импортных потребностей населения 1.6.Продолжить практику подготов- ки и направления в торгпредства России за рубежом,торгпредства иностранных государств и предста- вительства зарубежных фирм в России и т.д.квалифицированных коммерческих предложений на реа- лизацию продукции,услуг области 1.7.Наладить деловое взаимодей- ствие с федеральными органами ВЭС в рамках государственной программы подготовки кадров для участников внешнеэкономической деятельности всех уровней. 1.8. Создать в области учебный Центр по подготовке специалистов ВЭС с привлечением финансовой и технической помощи Правительства РФ, МВЭС, местных возможностей 1.9.Продолжить практику проведе- ния семинаров для повышения квалификации участников ВЭД 1.10.Организовать обмен опытом отделов маркетинга предприятий - участников ВЭД |
1 по- луго- дие 1994г. 1994г. 3 кв. ежекв. 1994г. 1994- 1995г. 1994- 1995г. 1994г. 1994г. 2 кв. 1994г 1994г. |
Экономический комитет,КВЭС, Облсовет по информатизации КВЭС, ТПП, управл.делами администрации ТПП, комитет ВЭС, аппарат уполномочен- ного МВЭС Облсовет по информатизации КВЭС, управле- ние делами администрации ТПП, Центр стандартизации и сертификации комитет ВЭС Комитет ВЭС Комитет ВЭС Комитет ВЭС, комитет по делам науки и высшей школы, фин.управление Комитет ВЭС, общество "Знание" Комитет ВЭС, маркетинговые службы предпр. |
Распоря- жение главы обл. админи- страции Решение обл. коорд. Совета Соглаше- ние о сотруд- ничестве Распоря- жение главы обл админи- страции Соглаше- ния, Распоря- жения КВЭС Письма Письмо Постано- вление главы обл админи- страции Распоря- жение КВЭС Рабочее совещ. в КВЭС |
2.ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПОРТНОЙ ПРОДУК. 2.1.Изучить возможность вывоза из области машин,оборудования и технологий совместно с услугами, лицензиями и ноу-хау в составе комплектных поставок 2.2.Организовать подготовку, издание и распространение среди производителей в сфере агро- и лесопереработки пресс-релизов с информацией о конъюнктуре рынка о коммерческих предложениях. Рекомендовать проведение аналогичной работы Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств,Ассоциации промышлен- ников и предпринимателей Омской области 2.3.Содействовать приобретению новых технологий для углубления процесса переработки сырья 2.4.Изучить вопрос о создании муниципальных предприятий в сфере агро- и деревопереработки для выпуска конкурентоспособной продукции 2.5.Создать лизинговую компанию для получения технологического оборудования 2.6.Разработать условия и объя- вить областной конкурс с целью выявления наиболее эффективных инвестиционных проектов,ориенти- рованных на производство экспорт- ной и импортозамещающей продукции, предусмотрев их финан- сирование в размере 1 млн.руб. 2.7.Создать банк данных по инвестиционным проектам 2.8.Выявить возможности привлечения капиталов мелкого и среднего бизнеса для реализации социально значимых инвестиционных проектов 2.9.Составить план инвестицион- ного сотрудничества с учетом приоритетного характера отношений с партнерами по СНГ,а особенно с Казахстаном, и контролировать ход его реализации 2.10.Обеспечить постоянный контроль за использованием предоставляемых (особенно льготных) кредитов для финансирования производства экспортной продукции 2.11.Определить условия и раз- работать порядок предоставления местными органами власти гарантий под иностранные инвестиции для развертывания производства конкурентоспособных и импорто- замещающих товаров,а также гарантий под операции по экспорту 2.12.Разработать порядок предо- ставления региональных субсидий (за счет бюджетных и внебюджетных средств) на импорт технологий, лицензий и "ноу-хау" для рекон- струкции производства и создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции 2.13.Обратиться в Правительство РФ,МВЭС,Центробанк с предложением выделить средства для финансиро- вания региональной Программы развития экспортного потенциала 2.14.Выступить с законодательной инициативой, формулирующей права, полномочия и функции субъектов Федеративного договора и местных администраций в сфере внешнеэкономической деятельности 2.15.Изучить возможность создания региональной ассоциации экспортеров 2.16.Выступить с законодательной инициативой по совершенствованию существующего механизма квотирования и лицензирования в сторону либерализации 2.17.Выявить возможность включе- ния в систему финансируемых гос- закупок конкурентоспособной продукции омских предприятий 2.18.Выявить возможность для стимулирования экспорта продукции оборонного и двойного назначения в соответствующих министерствах и ведомствах 2.19.Выявить и рекомендовать участникам ВЭД предприятия, квалифицированно оказывающие услуги в сфере ВЭД,при необходи- мости создать ряд муниципальных предприятий по оказанию услуг в сфере ВЭД 2.20.Продолжить практику перво- очередного выделения региональных экспортных квот предприятиям, реализующим приоритетные направления ВЭД 2.21.Предложить Омской ТПП и Цен- тру стандартизации и сертификации выработать меры по ускорению и удешевлению процесса сертификации продукции омских предприятий,а также по улучшению ее качества |
1994г. 2 кв. 1994г ежекв 1994- 1995г. 1994г. 3 кв. 1994г. 3 кв. 1994г. 1 кв. 1994- 1995г. 1994г. 4 кв. 1994г. 4 кв. 1994г. 994г. 3 кв. 1994г. 3 кв. 1994г. 1994г. 2 кв. 1994г. 2 кв. 1994г. 4 кв. 1994г. 2 кв. 1994г. 4 кв. 1994- 1995г. 1994- 1995г. 1994г. |
Маркетинговые службы предприятий и организаций Комитет ВЭС, ТПП, соответ- ствующие Ассоциации, районные администрации ЭК КВЭС, ТПП Комитет ВЭС, экономический комитет,соот- ветствующие управления, обл. фонд имущества Администрация области, экономический комитет КВЭС, экономический комитет, финансовое управление, администрация области КВЭС,экономи- ческий комитет Эк.комитет,обл Фонд поддержки предпр.,анти- монопольный комитет,соотв. Ассоциации КВЭС, экономический комитет КВЭС, финансовое управление ВЭС, эк. комитет, финансовое управление, администрация области КВЭС, финансовое управление, экономический комитет КВЭС, администрация КВЭС, администрация КВЭС, Союз предпр. области КВЭС, администрация области КВЭС, эк. комитет, администрация области КВЭС, эк. комитет, администрация области КВЭС, администрации городов и районов КВЭС КВЭС, ТПП, Центр стандартизации и сертификации |
письма Пресс- релизы, письма Письма Постано- вление главы обл админи- страции Постано- вление главы обл админист. Постанов- ление главы обл. админи- страции Распоряж КВЭС Обобщен- ная справка Постано- вление главы обл. админи- страции Постано- вление главы обл. админи- страции Постано- вление главы обл. админи- страции Распоря- жение главы обл. админи- страции Письмо Письмо Рабочее совеща- ние Письмо Письмо Письма Обобщен- ная справка Постано- вления Постано- вления, распоря- жения Письма |
3.ПОИСК И ВЫБОР ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРА 3.1.Создать условия по обеспече- нию участников ВЭД достоверной информацией о потенциальных деловых партнерах (поиск и подбор их по заданным критериям,оценка их надежности). 3.2.Активизировать участие омских предприятий в международных ярмарках,выставках,семинарах, встречах и иных мероприятиях 3.3.Содействовать установлению деловых связей омских предприятий с внешнеторговыми компаниями и торговыми представительствами 3.4.Изучить возможности исполь- зования института торгового представительства для представ- ления интересов региона,ассоциа- ций товаропроизводителей и от- дельных предприятий и рекомендо- вать их участникам ВЭД для развития прямых торгово- экономических связей 3.5.Рассмотреть возможность создания спеццентра по оказанию на договорных условиях услуг специалистов со знанием иностран- ных языков для ведения перего- воров с торговыми партнерами 3.6.Разработать и внести в администрацию области предложения о создании комплекса инфраструк- туры ВЭД (Делового центра, гостиницы,систем транспорта и и связи и т.п.) 3.7.Рассмотреть возможность сокращения сроков оформления паспортов и виз для лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью |
1994- 1995г. 1994- 1995г. 1994- 1995г. 1995г. 1995г. 1995г. 1995г. |
КВЭС, ТПП КВЭС, ТПП, предприятия КВЭС, маркетинговые структуры предприятий и компаний КВС, ТПП уполномоченный МВЭС КВЭС, комитет по делам науки и высш. школы КВЭС, экономический комитет, финансовое управление КВЭС, УВД |
Договор с ТПП Письма, создание спец. фирмы Письма Рабочие совеща- ния обобщен- ная справка Постано- вление главы обл. админи- страции Рабочие совеща- ния |
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА 4.1.Содействовать обеспечению участников ВЭД нормативными актами,регулирующими внешне- экономическую деятельность в России, ближнем и дальнем зарубежье 4.2.Оказание участникам ВЭД информационно-консультационных услуг по разъяснению тарифного, нетарифного и валютного регулирования ВЭД 4.3.Рассмотреть возможность привлечения страховых компаний для страховки экспортных операций |
1994- 1995г. 1994- 1995г. 1994г. 4 кв. |
КВЭС, ТПП КВЭС, ТПП, Омская таможня уполномоченный МВЭС КВЭС |
Договоры Распоря- жение главы обл админи- страции Справка |
5.ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРАКТА 5.1.Оказание участникам ВЭД информационно-консультационных услуг по разъяснению российских и зарубежных требований к режиму отгрузки товара,к сопроводитель- ной документации 5.2.Модернизировать техническое оснащение таможни для ускорения процесса оформления документации 5.3.Содействие в разгрузке пограничных переходов 5.4.Улучшение транспортного обеспечения ВЭД;изучение вопроса о необходимости создания спец. транспортных предприятий, содействие в обеспечении безопас- ности международных перевозок |
1994- 1995г. 1995г. 1 кв. 1994г. 3 кв. 1995г. 1 кв. |
КВЭС, ТПП омская таможня Таможня, финанс. управ. администрация Администрация области КВЭС, эк. комитет, заин- тересованные хозяйственные структуры, УВД |
Договор Распор. главы обл админ. Письмо Рабочие совеща- ния |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Омской области от 15 марта 1994 г. N 118-п "О концепции и программе развития внешнеэкономических связей Омской области"
Текст документа получен по рассылке
Указом Губернатора Омской области от 25 января 2002 г. N 29 настоящее постановление признано утратившим силу