Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению главы
администрации области
от 13 сентября 1994 г. N 468-п
Положение
о региональных (межрегиональных) промышленных и
финансовых объединениях и порядке их создания
в Омской области
1. Промышленным и финансовым объединением (ПФО) признается в соответствии с настоящим Положением группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Положением, зарегистрированная в установленном порядке.
Согласование решения о создании и регистрации ПФО из государственных федеральных предприятий осуществляется Госкомитетом России по промышленной политике согласно Указа Президента РФ N 2096 от 05.12.93 г.
2. Важнейшими задачами создания ПФО являются:
- концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;
- обеспечение финансовыми ресурсами сферы промышленных НИОКР, ускорение научно-технического прогресса;
- повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции предприятий области;
- содействие демонополизации рынков продукции промышленного комплекса;
- осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности, реализация конверсии оборонных предприятий;
- формирование рациональных технологических и кооперационных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной экономической среды; - защита приватизируемой промышленности от неоправданного перепрофилирования путем передачи пакетов акций в собственность ПФО.
3. Администрация области поддерживает формирование региональных (межрегиональных) промышленных и финансовых объединений, образуемых с соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации в сферах, определяющих научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Омской области, а также в соответствии с приоритетными направлениями структурных преобразований в промышленности.
В качестве приоритетных направлений для проектирования промышленных и финансовых объединений в 1994-1996 гг. устанавливаются следующие:
3.1. Приоритеты, относящиеся к селективной структурной промышленной политике:
а) осуществление инвестиционных программ (проектов), ориентированных на создание и выпуск продукции, конкурентоспособной на республиканском и мировом рынках, прежде всего, за счет реализации накопленного научно-технического потенциала высокотехнологичных производств, увеличения экспортной направленности продукции оборонных предприятий, создания необходимых организационно-экономических предпосылок для закрепления на конкретных рынках;
б) создание новых технологических цепочек и финансовых потоков, способствующих ускоренному и экономически рациональному перепрофилированию сложившейся научной и производственной деятельности на направления, обеспечивающие:
- переориентацию ресурсов с малоэффективных производств на создание производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции;
- возможность создания и выпуска продукции, способствующей преодолению отставания предприятий в передовых областях науки и техники.
3.2. Реализация инвестиционных проектов, соответствующих приоритетам в сферах экономики, определенных как первоочередные для государственной структурной политики, а именно:
а) в топливно-энергетическом комплексе: нефтепереработка и нефтехимия (включая реконструкцию и модернизацию предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности), внедрение новых технологий переработки нефти, фракций нефти и газов, ориентированных на получение конечных высококачественных товарных продуктов; освоение местных месторождений нефти, газа, торфа в интересах экономического развития районов области, формирование и создание перспективных высоконадежных схем энерго-, тепло- и топливоснабжения в области;
б) в аграрно-промышленном комплексе: развитие перерабатывающих и обслуживающих отраслей, создание современного технологического оборудования, обеспечивающего наращивание продовольственных ресурсов и стабилизацию агропромышленного производства, развитие новых форм и методов хозяйствования на селе (в том числе развитие народных промыслов и ремесел);
в) конверсия предприятий военно-промышленного комплекса по таким направлениям, как производство гражданской продукции для нужд области, республики, в том числе на экспорт, оборудования для топливно-энергетического, агропромышленного и лесопромышленного комплексов, медицины, технических средств железнодорожного, авиационного, автомобильного транспорта и торгового флота, информатики и телекоммуникаций, защиты окружающей среды;
г) в машиностроении: развитие сельскохозяйственного машиностроения (создание новых систем машин для технического перевооружения сельского хозяйства), тракторостроения, энергетического, транспортного и нефтяного машиностроения, станкостроительного и инструментальных производств, высококачественных конкурентоспособных товаров народного потребления;
д) в химическом комплексе: обеспечение развития полимерных и других видов материалов, новых синтетических моющих средств, удобрений и пестицидов экологически чистого действия;
е) в лесопромышленном комплексе: развитие технологически замкнутых производственных циклов по переработке древесного сырья, химическая переработка древесины, лесопильно-деревообрабатывающих производств, лесопромышленных комплексов, леспромхозов и домостроительных комбинатов;
ж) развитие строительной индустрии, обеспечение технического перевооружения предприятий жилищного строительства, насыщения рынка жилья качественными строительными материалами на основе местного сырья (глин, песка, торфа, отходов ТЭЦ и предприятий), развитие материально-технической базы инвестиций в жилищное строительство;
з) развитие и улучшение сети транспортных коммуникаций, а также связи и информатики (включая создание и выпуск совершенных видов подвижного состава, внедрение новых информационных технологий, новых видов услуг связи);
и) освоение и переработка местных минерально-сырьевых ресурсов (торфа, сапропеля, бентонитовых и гончарных глин, циркон-ильменитовых руд, плодовых и лекарственных даров природы);
к) охрана окружающей природной среды: обеспечение экологически безопасного устойчивого экономического развития области в условиях рыночных отношений.
3.3. Приоритеты, относящиеся к способам организации, формам и методам функционирования ПФО:
а) разработка и реализация коммерчески эффективных инвестиционных программ (проектов), привлекательных для частных инвесторов (негосударственных финансово-кредитных и инвестиционных институтов) и характеризующихся:
- наличием реального платежеспособного спроса со стороны населения или предприятий - потребителей;
- возможностью реализации продукции на комплексных рынках, охватывающих ряд отраслей или регионов;
- высокой степенью реализуемости и быстрой оборачиваемостью вложенных средств.
б) организация взаимовыгодных кооперационных связей и реализация совместных инвестиционных проектов предприятий области, России и государств - членов СНГ;
в) организация деятельности предприятий и организаций, способных спроектировать и реализовать новые эффективные производственные и управленческие механизмы, обеспечивающие:
- создание заинтересованности входящих финансово-коммерческих структур во вложении средств на цели стабилизации и подъема производства;
- возможность без привлечения централизованных финансовых ресурсов нормализовать финансово-экономическое положение на производстве и его рентабельную работу в условиях рынка;
- высокую управляемость входящими в ПФО предприятиями со стороны головной компании за счет эффективных способов формирования уставного капитала, заключения многосторонних соглашений и др.;
- эффективное сочетание интересов крупных и мелких производителей при осуществлении совместной деятельности;
- создание конкурентной рыночной среды, противодействие формированию нежелательных монополий как в производстве, так и финансовой, торговой и других сферах деятельности.
3.4. К основным принципам создания ПФО относятся следующие:
- индивидуальный характер проектов формирования каждого ПФО на основе единой нормативно-правовой базы;
- добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав объединений;
- использование разнообразных организационно-правовых форм интеграции финансового, промышленного и торгового капитала на основе взаимной заинтересованности в результатах совместной деятельности в качестве определяющего условия формирования ПФО;
- первоочередное создание ПФО на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий, выпускающих сложную наукоемкую продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособностью на внешнем и внутреннем рынках, а также товаров для нужд области и государства;
- создание на основе ПФО новых инвестиционных механизмов развития промышленного производства, обеспечивающих самофинансирование и снижение нагрузки на республиканский и областной бюджеты.
4. Состав участников и организационно-правовые формы ПФО могут быть разнообразными, учитывающими этапы полного цикла воспроизводства, финансовый и научно-производственный потенциал предприятий, их роль в овладении конкретными сегментами рынка.
4.1. Основные варианты состоят в объединении участников ПФО вокруг:
- промышленного предприятия;
- научно-исследовательской или конструкторской организации;
- коммерческого банка;
- торговой фирмы.
4.2. Типы ПФО могут также различаться:
а) по формам производственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат);
б) по отраслевой принадлежности (межотраслевые, отраслевые);
в) по масштабам деятельности (международные, республиканские, региональные);
г) по степени диверсификации (многопрофильные, монопрофильные).
4.3. Формирование ПФО в добровольном порядке может производиться как в форме учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа, так и на основе реализации холдинговых или трастовых отношений. Традиционный способ формирования акционерных обществ, как основы ПФО, не может считаться наиболее эффективным с точки зрения обеспечения управляемости совокупной ответственности групп перед государством и предприятиями - контрагентами.
4.4. Взносы в уставной капитал создаваемого ПФО могут быть представлены:
- денежными средствами в рублях и иностранной валюте;
- зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другими материальными ценностями;
- ценными бумагами, правами пользования землей, водой, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием;
- интеллектуальной собственностью.
4.5. В соответствии с действующим законодательством, возможны следующие варианты создания ПФО на основе холдинговых отношений:
а) холдинг создается в форме АО открытого типа в результате добровольного соглашения его учредителей и передачи в уставной капитал создаваемого холдинга в качестве вклада находящиеся в их собственности контрольные пакеты акций других предприятий;
б) холдинг может быть создан как орган контроля и управления, не осуществляющий производственную деятельность. Наличие у холдинга контрольных пакетов акций предприятий - участников дает ему право влиять на принятие решений предприятиями и формирование стратегии предприятий;
в) холдинг создается как финансовая компания и занимается исключительно инвестиционной деятельностью в интересах его участников.
4.6. Решение задач товарного производства межрегионального уровня может осуществляться за счет создания межрегиональных промышленных и финансовых объединений, создаваемых по принципу технологических и производственных связей. В соответствующих случаях в рамках межрегиональных соглашений администрации регионов могут оказывать организационно-правовую и методическую поддержку в создании таких групп и решении в их рамках задач в интересах товаропроизводителей.
МПФО могут быть:
а) вертикально интегрированные промышленные (транспортные, аграрные, торговые) и промышленно-финансовые объединения;
б) объединения предприятий на основе холдингов.
МПФО может решать следующие задачи:
- концентрация и управление инновационными, инвестиционными и финансовыми ресурсами;
- согласование действий поставщиков и потребителей, в условиях нестабильного рынка, т.ч. согласование цен;
- выработка антикризисных соглашений между предприятиями по вопросам регулирования цен, тарифных соглашений и занятости;
- заключение контрактов о производственных квотах в депрессивных секторах, согласование условий, сроков и масштабов ликвидации устаревших мощностей.
5. Участниками промышленных и финансовых объединений могут быть предприятия любой организационно-правовой формы независимо от вида собственности, а также кредитно-финансовые и иные учреждения, инвестиционные институты, организации, в том числе иностранные.
6. Промышленные и финансовые объединения создаются:
- ее участниками в добровольном порядке или путем консолидации одним участником группы приобретаемых им пакетов акций других участников;
- по инициативе администрации области;
- на основе межрегиональных соглашений.
7. Формирование промышленных и финансовых объединений в добровольном порядке или в порядке консолидации пакетов акций производится путем:
- учреждения участниками ПФО акционерного общества открытого типа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- передача участниками ПФО находящихся в их собственности пакетов акций входящих в объединение предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников объединения;
- приобретение одним из участников объединения пакетов акций других предприятий, а также учреждений и организаций, становящихся участниками ПФО.
Величина пакетов акций, передача в доверительное управление или приобретение которых в соответствии с настоящим пунктом ведет к формированию промышленных и финансовых объединений, определяется администрацией области с учетом антимонопольного законодательства Российской Федерации.
8. При формировании промышленных и финансовых объединений в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения не допускаются:
- передача акций в доверительное управление предприятию или приобретение акций предприятием, в уставных капиталах которых доля государственной собственности, а также собственности общественных объединений, благотворительных и иных общественных фондов и их предприятий превышает 25 процентов;
- добровольное объединение участниками промышленного и финансового объединения капитала, если доля в нем государственной собственности превышает 25 процентов;
- участие в промышленно-финансовом объединении объединений, учрежденных в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также холдинговых компаний, в структуре капитала которых материальные активы составляют менее 50 процентов;
- перекрестное владение акциями участниками промышленного и финансового объединения;
- владение входящим в объединение кредитно-финансовым учреждением или инвестиционным институтом более чем 10 процентами акций любого предприятия - участника промышленного и финансового объединения, а также вложение в акции предприятий этого объединения более 10 процентов активов указанных учреждений.
9. При формировании промышленного и финансового объединения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения не допускается без предварительного согласования с экономическим комитетом администрации области, областным комитетом по управлению государственным имуществом и территориальным управлением области по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены предприятия-участники промышленных и финансовых объединений:
- вхождение в состав участников промышленного и финансового объединения с численностью занятых более 25 тыс. человек, а также предприятий, занимающих доминирующее положение на республиканском или местном товарных рынках;
- создание промышленного и финансового объединения с количеством предприятий среди его участников свыше 20, суммарной численностью занятых на всех предприятиях группы более 100 тыс. человек;
- приобретение промышленным и финансовым объединением акций предприятий - участников других ПФО.
Для участия в промышленном и финансовом объединении предприятия, у которого доля государственного оборонного заказа за последние 2 года превышает 30 процентов производимой продукции или уровень мобилизационного задания не ниже уровня текущего производства по государственному оборонному заказу, требуется согласие Министерства обороны Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации.
Для участия в промышленных и финансовых объединениях государственных Федеральных предприятий, а также учреждений и организаций, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, требуется согласие Правительства Российской Федерации или его поручению органа, уполномоченного распоряжаться федеральной собственностью.
10. Промышленное и финансовое объединение создается по решению администрации области в случаях, когда состав участников объединения формируется только из предприятий области.
11. Целесообразность создания и участники промышленных и финансовых объединений, создаваемых на основе межрегиональных соглашений, определяются совместным решением координационных Советов Межрегиональной Ассоциации "Сибирское соглашение".
Доля государственной собственности участников промышленных и финансовых объединений, создаваемых на основе межрегиональных соглашений не может превышать 25 процентов, за исключением случаев, когда участниками выступают предприятия, у которых доля государственного оборонного заказа за последние 2 года превышает 30 процентов производимой продукции или уровень мобилизационного задания не ниже уровня текущего производства по государственному оборонному заказу.
12. В целях повышения качества подготовки документов в соответствии с порядком рассмотрения и регистрации проектов создания ПФО комплект документов проходит предварительную экспертизу в экономическом комитете администрации области.
13. Участники или представитель промышленного и финансового объединения подают заявку о регистрации их в качестве промышленного и финансового объединения в экономический комитет администрации области после согласования с областным комитетом по управлению госимуществом и территориальным управлением области по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Рассмотрение заявок осуществляется в срок не более одного месяца.
Статус промышленного и финансового объединения подтверждается соответствующей записью в Реестре промышленных и финансовых объединений Омской области.
14. Использование в наименовании предприятия, учреждения, организации словосочетания "промышленное и финансовое объединение" допускается только в случаях, когда статус этого объединения подтвержден постановлением главы администрации области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.