Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к Временному порядку рассмотрения
и согласования проектов создания
региональных промышленных и
финансовых объединений в
Омской области
Рекомендации
по разработке проектов создания
промышленных и финансовых объединений
II. Подготовительная (концептуальная) стадия проектирования ПФО
От качества выполнения данной стадии проектирования в решающей степени зависит конечная социально-экономическая эффективность создания ПФО.
Основные этапы предпроектного анализа целесообразности создания ПФО могут быть следующими:
1. Выявление актуальности и возможности создания ПФО в конкретной сфере промышленной деятельности, формирование (в наиболее общем виде) основного замысла создания и функционирования объединений.
2. Получение предварительных согласий (заявок) на участие в будущем ПФО, формирование первоначального перечня участников ПФО, получение необходимой экономической информации по его деятельности.
3. Экспертиза предварительного состава участников ПФО с точки зрения их экономического потенциала, степени возможной кооперации, соответствия имеющимся законодательным ограничениям, необходимости для реализации основного замысла ПФО.
4. Принятие предварительного решения о направлениях специализации деятельности ПФО, основных видах выпускаемой и создаваемой продукции.
5. Получение маркетинговой информации о состоянии рынка по направлениям специализации и группам изделий ПФО. Анализ соответствия проектируемой номенклатуры изделий ПФО:
- нуждам области и государства;
- текущим и перспективным потребностям отечественных и зарубежных рынков.
6. Выявление слагаемых потенциальной эффективности будущего ПФО, связанных:
- с возможностью создания (за счет расширения кооперационных связей) новых конкурентоспособных изделий;
- с ускорением реализации продукции у потребителей;
- с образованием нового финансово-инвестиционного механизма, обеспечивающие дополнительные ресурсные возможности от совместной деятельности.
7. Анализ возможности обеспечения управляемости объединений и их совокупной ответственности налаживания механизма согласования интересов банковских, промышленных и других структур, реализации единой стратегии хозяйствования.
8. Формулирование основных положений концепции деятельности будущего ПФО, их согласование с потенциальными учредителями. Принятие решения о целесообразности разработки проекта ПФО.
При формировании основного замысла создания и функционирования ПФО инициаторы разработки проекта исходят из общей необходимости такой интеграции участников, при которой были бы созданы реальные механизмы самофинансирования деятельности, наращивания инвестиционных ресурсов для создания новых высокоэффективных производств.
* Целесообразно также предварительно определить на основе каких предприятий (промышленных, торговых, банковских структур) будет формироваться ПФО, а также используемый тип интеграции (вертикальная, горизонтальная).
Предварительное определение круга потенциальных участников ПФО может осуществляться в различных вариантах:
- открытом, когда информация о предстоящем создании ПФО доводится до широкого круга всех возможных кандидатур участников (число которых будет значительно превышать реальный состав будущего ПФО);
- закрытом, когда приглашаются к совместной деятельности заранее намеченные предприятия (организации), достаточно хорошо известные инициатору;
- смешанном, когда одна часть участников приглашается по закрытому, а другая - по открытому варианту (например, дается информация о создании ПФО по широкому перечню коммерческих банков, при этом состав промышленных предприятий - участников более менее ясен инициаторам).
Первоначальная (инициативная) информация о создании ПФО должна включать сведения об области, целях и задачах деятельности ПФО, требованиях, предъявляемых к ее участникам. Данная информация может быть доведена как до потенциальных отечественных, так и зарубежных участников ПФО.
Предприятия, заявившие о возможности своего участия в ПФО, подлежат экспертной оценке с привлечением информации о:
- возможных формах и направлениях совместной деятельности;
- величине вклада в уставной капитал создаваемого головного акционерного общества;
- наличии денежных средств (в кассе, на расчетных счетах, валютных счетах);
- величине краткосрочных обязательств предприятий объединения (сумма краткосрочных кредитов банков, кредитов банков для работников, краткосрочных займов);
- размере собственных средств;
- величине просроченной задолженности перед бюджетом, кредиторской и дебиторской задолженности;
- состоянии основных средств (стоимость первоначальная, остаточная, величина физического износа по основным видам оборудования).
При отборе участников ПФО обеспечивается также получение информации, необходимой и достаточной для экспертизы соответствия будущего состава ПФО ограничениям, устанавливаемым Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096, касающейся:
- суммарной доли государственной собственности, а также собственности общественных объединений, общественных фондов и их предприятий;
- удельного веса материальных активов в структуре капитала холдинговых компаний, участвующих в ПФО;
- наличия фактов взаимного обмена акциями среди предприятий - учредителей ПФО, а также формирования уставного капитала головного акционерного общества путем внесения принадлежащих им пакетов акций (перекрестное акционирование);
- наличия фактов владения входящим в ПФО финансово-кредитным или инвестиционным институтом более 10% акций любого участника объединения или инвестирование этим институтом в акции предприятий - участников ПФО более чем 10% своих активов;
- численность работников, занятых в ПФО в целом, а также отдельных предприятий в ее составе;
- доли продукции предприятий - участников ПФО на местном и республиканском товарном рынках;
- доли государственного оборонного заказа, а также мобилизационного задания.
Уже на предпроектной стадии создания ПФО отбор его потенциальных участников должен учитывать требования антимонопольной политики, а именно:
- во избежании злоупотребления доминирующим положением не допускается приобретение ПФО монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение доступа на них иных хозяйственных субъектов, в том числе - иностранных предприятий;
- в состав ПФО не должны включаться предприятия - изготовители или потребители, если они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках;
- при создании ПФО с использованием принципов картельных соглашений не должны объединяться предприятия, являющиеся конкурентами на определенном товарном рынке, в случае, если включение таких предприятий в ПФО приведет к значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке.
В итоге предварительного анализа: отбирается круг наиболее реальных участников ПФО, готовых к реализации общей концепции совместной деятельности; принимается решение о необходимости полномасштабной разработки проекта ПФО; формируется объединение разработчиков проекта и план его действий.
III. Проектная стадия формирования ПФО
Целью работ на данной стадии формирования ПФО является подготовка сводных организационных документов, полнота и качество разработки которых отвечали бы установленным требованиям экспертизы и регистрации проектов ПФО. Рекомендуемая структура проектов ПФО, представляемых на согласование и регистрацию в экономический комитет администрации области имеет следующий вид:
1. Введение (указываются основания для разработки проекта, для эффективной организации совместной деятельности, ее предмет и основные направления, социально-экономические, региональные, отраслевые и другие особенности).
2. Пояснительная записка к проекту
2.1. Концепция создания ПФО (обоснование актуальности формирования ПФО для реализации региональной и государственной промышленной политики, его основных целей; характеристика целевых рынков, на которых организует свою деятельность ПФО; обоснование путей и механизмов достижения целей и задач объединения, ожидаемая социально-экономическая эффективность от создания ПФО).
2.2. Перечень предполагаемых участников ПФО с указанием почтового адреса, организационно-правовой формы, источников финансирования.
2.3. Перечень задач, решаемых в результате совместной деятельности (в разрезе ее основных направлений). Характеристика места и роли каждого предприятия в осуществлении общей стратегии деятельности объединения.
2.4. Сведения об основных видах выпускаемой продукции (выполняемых работах, услугах) предполагаемых предприятий - учредителей ПФО, ПФО в целом, в натуральном и стоимостном выражении и их доле на соответствующих (местном и федеральном) товарных рынках (по форме приложения).
2.5. Сведения об объемах привлекаемых финансовых ресурсах в результате создания ПФО (собственные средства участников, централизованные ресурсы, средства иностранных инвесторов, по оценке на год создания ПФО, а также на последующие 1-2 года).
2.6. Обоснование выбора типа организационно-производственной структуры (характеристика целесообразности типа интеграции предприятий по вертикальному, горизонтальному или конгломератному принципам; обоснование и описание предлагаемой организационной схемы управления ПФО, способов взаимодействия головной организации и участников ПФО, обеспечения его управляемости и совокупной ответственнос
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.