Постановление Главы администрации Омской области
от 2 октября 1995 г. N 496-п
"О программе вексельных расчетов
в хозяйственном обороте Омской области"
Постановлением Главы администрации (Губернатора) Омской обл. от 27 января 1997 г. N 39-п настоящее постановление признано утратившим силу.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.94 г. N 907 "О проведении на территории субъектов Российской Федерации взаимных расчетов задолженностей предприятий" и постановлением главы администрации Омской области от 23.02.95 г. N 103-п "О введении в хозяйственный оборот Омской области системы вексельных расчетов", постановляю:
1. Утвердить "Единые правила применения вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области" и "Положение о векселях администрации Омской области" (приложения 1, 2). Данные документы ввести в действие с 1 октября 1995 года.
2. Во исполнение п. 4 постановления N 103-п определить в качестве уполномоченного регионального вексельного центра финансовую компанию "Империал" (Витковский Е.Ф.).
3. Финансовому управлению администрации области (Пайор В.А.) выделить из бюджета средства в размере 5000000 (пяти миллионов) рублей для приобретения бланков векселей единого образца и произвести оплату финансовой компании "Империал" за разработку "Программы вексельного обращения в Омской области" в размере 34630000 (тридцати четырех миллионов шестисот тридцати тысяч) рублей.
4. Производить ежемесячную оплату работ финансовой компании "Империал" в размере 1% от оборота векселей администрации.
5. Финансовому управлению администрации области, хозяйственному управлению администрации области (Нелюбин Б.Н.) для выполнения Программы заключить целевые договоры с финансовой компанией "Империал".
6. Информационному комитету администрации области (Будков В.Ф.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на финансовое управление администрации Омской области.
Глава администрации области |
Л.К. Полежаев |
Единые правила
применения вексельных расчетов в хозяйственном обороте
Омской области
(утв. постановлением главы администрации области
от 02.10.95 г. N 496-п)
1. Общие положения
1.1. Все вексельные расчеты на территории Омской области осуществляются в рамках данных Единых правил с даты их утверждения.
1.2. Правовой базой организации вексельных расчетов являются следующие нормативные акты:
- Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводном и простом векселях (заключенная в Женеве 07.06.30 г.).
- Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе (заключенная в Женеве 07.06.30 г.).
- Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. N 1451-1 "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР" (с приложением "Положения о переводном и простом векселе").
- Письмо Центрального банка РФ от 9 сентября 1991 г. N 14-3/30 "О банковских операциях с векселями".
- Закон РФ от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 22.12.92 г.).
- Постановление Президиума ВС РФ и Правительства РФ от 25.05.92 г. N 2837-1 "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышению ответственности предприятий за их финансовое состояние".
- Указ Президента РФ от 19 ноября 1993 г. N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение".
- Письмо Госналогслужбы РФ N НП-4-01/196н, Минфина РФ N 142 от 8 декабря 1993 г. "О некоторых вопросах налогообложения, возникающих в связи с использованием ценных бумаг".
- Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплении платежной дисциплины в народном хозяйстве".
- Письмо Госналогслужбы РФ от 9 июня 1994 г. N 01-05-12/278 "О налогообложении прибыли юридических лиц при операциях с векселями".
- Постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. N 907 "О проведении на территориях субъектов Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий".
- Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
- Положение о системе вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области, утвержденное постановлением главы администрации Омской области от 23.02.95 г. N 103-п.
- Постановление главы администрации Омской области N от "О программе вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области".
Региональная программа вексельного обращения (далее по тексту Программа) основывается на следующих нормативных документах:
- Постановление главы администрации Омской области N от "О программе вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области".
- Единые правила применения вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области.
- Положение о векселях администрации Омской области.
- Регламент обслуживания выпусков векселей администрации в РВЦ и ряде других документов, созданных в рамках Программы.
Все субъекты хозяйствования Омской области, оформившие вексельные взаимоотношения, являются участниками Программы.
Любые юридические лица - эмитенты векселей организуют выпуски своих векселей в соответствии с данными Едиными правилами согласно разработанным ими положениями.
1.3. Для улучшения состояния взаиморасчетов в Омской области, решения проблем финансирования бюджетной сферы и обеспечения погашения задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом в хозяйственный оборот области вводятся векселя администрации Омской области, выпускаемые Финансовым управлением администрации Омской области (далее - В.А.).
Кроме того, в рамках Программы могут выпускаться любые другие векселя юридических лиц, соответствующие требованиям Программы и данных Единых правил, в том числе векселя уполномоченных банков администрации Омской области.
1.4. Векселя, вводимые в хозяйственный оборот Омской области в рамках данных Единых правил, - соло векселя (простые векселя).
Все векселя, имеющие право на участие в хозяйственном обороте Омской области и соответствующие Единым правилам, далее по тексту именуются векселями.
1.5. Вексель является ордерной ценной бумагой, права по которой могут принадлежать либо названному в ней лицу, либо его управомоченному лицу (приказу), и представляют собой финансовое обязательство, имеющее безусловный характер и подтверждающее предоставление заемщику (эмитенту векселя) на определенный срок финансовых ресурсов.
Векселя используются как форма коммерческого кредита, средство платежа и инструмент в операциях купли-продажи.
2. Перечень и статус участников программы
вексельного обращения Омской области
2.1. Данные Единые правила распространяются на любых участников Программы, независимо от их формы собственности, отраслевой принадлежности, административной подчиненности и других признаков.
2.2. Едиными правилами закрепляется особый статус за Финансовым управлением администрации Омской области (далее по тексту - Управление).
Управление - административный орган областного подчинения, ответственный за разработку, внедрение, исполнение и контроль Программы. Только администрация Омской области (далее по тексту - Администрация) имеет все права для разработки Единых правил в рамках Программы, а также их изменений либо отмены.
2.3. Статус "Регионального вексельного центра", работающего по целевым заданиям Администрации, закрепляется за АООТ "Финансовая компания "Империал".
2.4. К числу банков, имеющих статус "Уполномоченных банков администрации Омской области по осуществлению региональной вексельной программы", относятся:
- Филиал "Омский" АБ "Инкомбанк";
- АКБ "Омскпромстройбанк";
- Омский банк Сберегательного банка России;
- Омская дирекция Московского акционерного банка содействия предпринимательству "Мосбизнесбанка";
- Омский филиал АКБ развития нефтехимической промышленности "Нефтехимбанк".
Омский региональный филиал "Агропромбанка" приравнивается к данному статусу в силу финансовой ситуации в аграрном секторе экономики региона и в связи со специфичностью круга клиентов банка.
2.5. Все другие предприятия, банки и организации Омской области не относятся к субъектам, наделенным особым статусом в рамках Программы.
3. Правила оформления векселей
3.1. Вексель как строго формальное обязательство должен иметь ряд специально оговоренных реквизитов - признаков Векселя, которые отличают его от других расчетных средств (сертификатов, облигаций и т.д.).
3.2. К обязательным реквизитам Векселей, имеющим правовое значение и которые специально оговариваются данными Едиными правилами, относятся:
- наименование "вексель", включенное в текст документа и выраженное на том языке, на котором составлен Вексель - т.н. "вексельная метка";
- простое и ничем не обусловленное предложение (обязательство) уплатить определенную сумму;
- наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;
- указание срока и места платежа;
- указание даты и места составления векселя;
- подпись векселедателя.
Отсутствие хотя бы одного из этих реквизитов влечет недействительность Векселя как ценной бумаги. В случае отсутствия указания срока платежа вексель считается подлежащим оплате по предъявлении.
3.3. Объектом вексельных правоотношений (т.е. тем, на что направлены действия участников вексельных отношений) является сам Вексель. Он должен иметь особые:
а) содержание;
б) форму.
Содержанием векселя является вышеупомянутый строго определенный набор вексельных реквизитов.
Форма векселя - это его:
а) бланк;
б) текст.
3.4. Текст векселя может быть выполнен как вручную, так и механическим путем, за исключением подписи субъектов, обязанных по векселю. Их подпись должна быть исключительно собственноручной. К тексту векселя предъявляется ряд особых требований: необходимость подписей главных бухгалтеров обязанных по векселю юридических лиц, отсутствие исправлений, а также отсутствие текста, выполненного карандашом.
3.5. В рамках Единых правил допускается только документарная форма выпуска Векселей (на соответствующих оригинальных бланках, защищенных от подделки).
3.6. Векселя любых эмитентов вправе подписывать за векселедателя - у юридического лица - его руководитель и главный бухгалтер, а также представители, действующие от их лица (лиц). Подписи этих должностных лиц скрепляются печатью юридического лица.
Физические лица (предприниматели без образования юридического лица) скрепляют Вексель своей подписью.
3.7. Эти подписи не имеют юридической силы, если они поддельны или подписавший превысил свои полномочия. Во втором случае подписавший сам признается обязанным по Векселю и должен обеспечить его оплату (погашение).
4. Права эмитентов векселей
4.1. Все хозяйствующие субъекты Омской области в вексельных правоотношениях в соответствии с вексельным законодательством делятся на:
а) обязанных по векселю (векселедатели) - тех, кто платит (субъекты обязанности);
б) управомоченных по векселю (векселедержатели) - тех, кому платят (субъекты права);
в) третьих лиц - участников вексельных отношений, не участвующих в эмиссии и погашении векселей.
4.2. Основное право участника Программы - самостоятельное построение системы обращения своих векселей в рамках требований данных Единых правил.
4.3. Участники Программы - эмитенты векселей также самостоятельно избирают вид векселей (процентные, дисконтные), форму их обращения (ограниченную или неограниченную) и погашения (при согласовании с последним векселедержателем), периодичность выпусков.
4.4. Эмитенты Векселей самостоятельно определяют параметры выпусков своих векселей, их номинал, объемы выпусков (в количественном и стоимостном исчислении), процентные вексельные ставки, варианты сроков платежа, сроки обращения векселей и т.д.
4.5. Выбор форм распространения Векселей также строго индивидуален для каждого элемента, причем это могут быть:
- реализация Векселей по любой рыночной цене;
- выдача вексельных кредитов;
- финансирование бюджетной сферы.
В данном пункте вероятно вместо "элемента" следует читать "эмитента".
5. Типы векселей и вексельного дохода
5.1. По типам вексельного дохода допустимы к выпускам как дисконтные, так и процентные векселя.
Дисконтный вексель - вексель, передаваемый ниже номинала и погашаемый по цене не выше номинала.
Процентный вексель - вексель, реализуемый не выше номинала, но обязательно приносящий процентный доход. В процентном векселе обязательно указывается процентная ставка. Проценты по нему начисляются с даты составления векселя, если специально не указана другая дата, и по день наступления срока платежа.
5.2. По ним может быть получен доход в двух формах, соответственно:
- в форме дисконта (разницы между номинальной стоимостью векселя и фактической ценой их реализации (передачи)) для дисконтных векселей;
- в форме вексельного процента (процентная сумма, образующаяся в результате начисления установленного процента и обязательно указанная в векселе на номинальную сумму за определенный период) для векселей процентных.
Дисконтный доход является т.о. спекулятивным доходом, который не зависит от времени; он образуется сразу же в момент приобретения векселя, поэтому его размер нельзя связать с временным промежутком.
Процентный доход напрямую зависит от нескольких величин - базы начисления процента, процентной ставки, а также срока, в течение которого происходит это начисление.
5.3. Эти виды дохода имеют принципиальное отличие по процедуре налогообложения.
Справочно: начисление на вексельную сумму процентов допустимо только в векселях, которые подлежат оплате сроком по предъявлении (плательщику) или "во столько-то времени от предъявления" (плательщику). Во всяких других векселях такое условие считается ненаписанным, а процентная ставка устанавливается по соглашению сторон.
6. Налогообложение доходов юридических лиц
при операциях с векселями
6.1. Налогообложение доходов юридических лиц по процентному векселю определяется исходя из того, что это процентные доходы по ценной бумаге, которые в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" облагаются по ставке 15% для предприятий и 18% для банков.
6.2. Налогообложение осуществляется у источника прибыли процентных доходов (юридическое лицо - эмитент, который несет за это полную ответственность), и при получении на баланс предприятий и организаций сумма проходит уже очищенной от налогов.
6.3. Налогообложение доходов юридических лиц по дисконтному векселю определяется исходя из того, что эти доходы не являются дивидендами или процентами, полученными по ценным бумагам. Ставка налога в этом случае устанавливается следующим образом:
- в части, зачисляемой в республиканский бюджет РФ, по ставке 13%;
- в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, местные органы государственной власти самостоятельно устанавливают ставку налога (но не выше 22%).
Этот налог включается в состав общей прибыли предприятия, т.е. предприятие самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога на дисконтный доход.
Справочно: различается налогообложение первого и последующих векселедержателей. Для первого векселедержателя по процентному векселю доходом считается сумма процентов, по дисконтному - разница между суммой погашения векселя и стоимостью его приобретения первым векселедержателем у эмитента - векселедателя.
6.4. Доход облагается налогом по ставке, указанной в Законе РФ "О подоходном налоге с физических лиц".
7. Виды финансовых операций с использованием векселей
7.1. Участники Программы, действующие в рамках данных Единых правил, могут использовать Векселя для оформления расчетных, кредитных, залоговых отношений, отношений займа, как средство обеспечения обязательств и ряд др.
7.2. В рамках данных Единых правил возможен следующий перечень конкретных типов операций с использованием Векселей:
- эмитирование Векселей;
- продажа и приобретение Векселей;
- финансирование Векселями и получение их в счет бюджетного финансирования;
- выдача и получение Векселей в качестве кредита (в том числе оплата ими процента за пользование коммерческими кредитами);
- принятие и передача Векселей в залог;
- передача Векселей для реализации на комиссию любым комиссионерам (другим юридическим и физическим лицам);
- передача Векселей в наем и поднаем;
- выдача Векселей в качестве ссуд;
- передача Векселей в качестве безвозмездной финансовой помощи;
- оплата кредиторской задолженности за товарно-материальные ценности и услуги перед поставщиками и подрядчиками;
- получение в оплату (предоплату) и оплата (в том числе авансирование) товарно-материальных ценностей и услуг;
- покупка и продажа Векселей по договорной цене на вторичном рынке для взаимозачетов с другими юридическими и физическими лицами и в спекуляторных целях;
- принятие и внесение Векселей в качестве платежей в бюджет на условиях, утвержденных Управлением администрации Омской области;
- обмен (на рыночных, конвертационных и других условиях) на другие ценные бумаги и финансовые договорные обязательства;
- внесение Векселей в качестве вклада в совместную деятельность.
7.3. Все прочие вексельные операции могут осуществляться участниками Программы и признаются юридически законными только при их соответствии вексельному законодательству РФ.
8. Индоссирование векселей
8.1. Передача векселей (и прав по ним) в рамках требований данных Единых правил и вексельного законодательства осуществляется только посредством индоссамента - специальной передаточной надписи, совершенной на оборотной стороне векселя или на присоединенном к нему листе - аллонже.
8.2. Посредством индоссамента осуществляется фактический переход векселя к его новому держателю с соответствующими правами.
8.3. Лицо, передающее Вексель посредством индоссамента, является индоссантом, получающее Вексель - индоссатом.
8.4. Индоссамент может быть только на полную сумму векселя и без всяких условий.
8.5. Индоссамент может быть совершен в пользу любого лица и даже плательщика векселедателя, всякого другого обязанного по векселю лица. Эти лица могут в свою очередь индоссировать Вексель любому лицу, в том числе векселедателю, плательщику, авалисту.
8.6. Единые правила допускают все виды индоссаментов: полный, бланковый и инкассовый для обращения Векселей в неограниченной форме.
Для ограниченной формы обращения Векселей проставление бланкового индоссамента Едиными правилами не допускаются.
Едиными правилами под полным (именным) индоссаментом понимается лицо, кому или по чьему приказу должен быть совершен платеж.
Бланковый - одна подпись индоссанта, не указывающая лица, которому переуступается Вексель. Бланковый индоссамент имеет силу индоссамента на предъявителя.
Инкассовый - такая передаточная надпись, по которой принимающее Вексель лицо вправе производить только взыскание по Векселю. Такая передаточная надпись дает полномочия, например, банку без доверенности получить платеж от вексельного должника, протестовать Вексель, обжаловать в суд отказ нотариуса совершить протест и т.д.
Все последующие индоссаменты могут быть только инкассовыми, т.е. может иметь место только перепоручение взыскания. Такие индоссаменты будут называться препоручительными.
8.7. Допустима еще специфичная форма индоссамента на Векселезалоговый индоссамент. Это надпись о передаче Векселя какому-либо лицу в залог, т.е. обеспечение принадлежащего ему имущественного требования к лицу, передающему Вексель. Он обозначается словами "валюта в залог", "валюта в обеспечение" или иными словами, имеющими в виду залог.
8.8. Едиными правилами на основании вексельного права устанавливается, что каждый индоссант несет одинаковую ответственность с векселедателем и предшествующими индоссантами в полной сумме Векселя. Данная ответственность является солидарной. Для того, чтобы каждый индоссант нес такую ответственность, необходима непрерывная цепь правильно оформленных передаточных надписей.
8.9. Законодательство предусматривает, что зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными и не имеют юридической силы.
Справочно: всем участникам Программы необходимо учитывать, что индоссамент может совершаться и после срока платежа по Векселю, однако в этом случае он имеет последствия обыкновенной цессии (уступка требования по Векселю другому лицу).
В таком случае документ может быть передан другим векселедержателем также лишь с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии.
9. Авалирование векселей
9.1. В рамках Программы и Единых правил допускаются любые варианты авалирования.
9.2. Авалистами (лицами, ставящими аваль на Векселя) могут быть любые юридические лица, зарегистрированные как на территории Омской области, так и в любом другом регионе РФ.
9.3. Вексель, имеющий аваль, считается авалированным, и по нему с даты аваля наступает солидарная ответственность по исполнению вексельного обязательства для плательщика по Векселю и авалиста (лица, совершившего аваль).
9.4. Аваль может выдаваться либо на основную вексельную сумму и проценту по векселю, либо на какую-то их часть.
Правилами разрешены авали любые по их полноте:
- аваль основной суммы векселя (номинала) и процентов по Векселю;
- аваль номинала и части процентов по Векселю;
- аваль только номинала;
- аваль части основной суммы Векселя.
9.5. Авалистом может быть третье лицо, либо одно из лиц, подписавших Вексель.
9.6. Аваль может быть выдан за любое лицо: векселедателя или индоссанта (лицо, делающее на Векселе передаточную надпись индоссамент).
9.7. Едиными правилами предусматривается, что в авале должно быть указано, за кого он дан. При отсутствии такого указания он считается выданным за векселедателя.
Аваль способствует вексельному обращению, так как увеличивает надежность Векселя.
10. Сроки платежа векселей
10.1. Векселя могут выпускаться эмитентами со сроком платежа по любому из нижеперечисленных вариантов:
- по предъявлении;
- "во столько-то времени от предъявления";
- "во столько-то времени от составления";
- на определенный день.
Иное обозначение срока влечет за собой недействительность Векселя.
Недействителен также Вексель, в котором указано несколько сроков платежа.
10.11. Если срок платежа вообще не указан, в этом случае считается, что Вексель подлежит оплате по предъявлении.
10.12. Вексель сроком по предъявлении подлежит оплате при его предъявлении векселедателю.
10.13. Векселедатель может установить любой срок, в течение которого Вексель может быть предъявлен к платежу.
10.14. Индоссант может установить срок предъявления к платежу не более одного года. Если же ни векселедатель, ни индоссант не установили срока, то Вексель должен быть предъявлен к оплате в течение одного года со дня его составления.
10.15. Вексель сроком платежа "во столько-то времени от предъявления" всегда должен быть предварительно акцептован (акцепт - согласие на оплату Векселя), поскольку срок платежа по нему определяется либо датой акцепта, либо датой нотариального протеста (при отказе акцептовать). Срок от предъявления исчисляется со дня отметки об акцепте в простом Векселе, подписанном векселедателем.
10.16. Если векселедатель Векселя сроком "во столько-то времени от предъявления" отказался сделать на векселе датированную отметку о предъявлении ему Векселя, этот факт удостоверяется нотариальным протестом.
10.17. Вексель со сроком платежа "во столько-то времени от составления" не требует обязательного предварительного акцепта, если этого не пожелает векселедержатель и если этот Вексель не содержит условий об обязательном акцепте.
10.18. Вексель сроком платежа на определенный день также не требует обязательного акцепта, и к нему применимы правила об акцепте, вышеизложенные для Векселя сроком "во столько-то времени от составления". Дата платежа определяется датой, указанной в Векселе.
10.19. Истечение сроков платежа Векселей осуществляется так, что срок платежа, установленный в месяцах, истекает в последний день последнего месяца, будь то 28, 30 и 31 число соответствующего месяца.
Кроме того, при определении сроков платежей применяются общие правила исчисления сроков: сроки исчисляются со следующего дня после даты начала срока. Если последний день срока попадает на нерабочий день, то юридически значимые действия совершаются в ближайший следующий за ним рабочий день.
Нерабочие дни идут в счет срока.
10.20. Векселя сроком платежа на определенный день или во столько-то времени от составления либо от предъявления могут быть предъявлены к платежу также в один из двух рабочих дней, следующих за днем платежа.
11. Основные параметры выпуска векселей
11.1. К основным параметрам любого выпуска Векселей относятся:
- дата выпуска;
- дата серии (при делении выпуска на серии);
- номинальная стоимость Векселя;
- общий объем выпуска (в натуральном и стоимостном исчислении);
- вид Векселя (дисконтный, процентный);
- форма обращения (ограниченная и неограниченная);
- процентная ставка (для процентных Векселей);
- сроки платежа;
- условия погашения (денежными средствами, ценными бумагами и др.);
- ограничения по обращению (для Векселей с ограниченной формой обращения);
- условия обмена на налоговое освобождение Управления (при их наличии).
Рекомендательно: все параметры выпусков Векселей и их серии могут фиксироваться в глобальном сертификате данного выпуска (серии).
Возможен ряд других параметров, фиксируемых в глобальном сертификате эмитентом по его усмотрению.
12. Частичная и досрочная оплата векселей
12.1. Допускается частичная оплата Векселя, при этом плательщик вправе требовать отметки на Векселе о частичном платеже и выдачи в этом расписки.
12.2. Досрочная (полная или частичная) оплата Векселя возможна только с согласия и на условиях векселедержателя.
12.3. Плательщик не обязан проверять подлинность подписей индоссантов, т.е. при нескольких индоссаментах векселя каждый индоссат предыдущего индоссамента должен быть индоссантом следующего.
13. Условия и формы обращения векселей
13.1. Предусматриваются две формы обращения Векселей: ограниченная и неограниченная.
Поэтому, если эмитент заинтересован в установлении системы ограничений на обращение конкретных выпусков своих векселей, порядок обращения таких выпусков должен быть оформлен соответствующими договорными документами с первым векселедержателем и своим депозитарием (для Управления - с Региональным вексельным центром).
13.2. К числу ограничений могут относиться: право передачи Векселя только юридическим лицам, ограничения по срокам и условиям учета и обмена на налоговые освобождения, минимальное обязательное число операций по погашению кредиторской задолженности, квота по погашению Векселем "старых" и "текущих" долгов, минимальное число операций с учетом указанных ограничений и др.
14. Условия выпусков векселей
14.1. Разработка условий выпуска конкретных серий Векселей обязательна для тех эмитентов и их вексельных выпусков, которые будут (по договоренности с администрацией) приниматься в зачет налоговых платежей в бюджет как налоговые освобождения.
Во всех других случаях участники Программы самостоятельно решают вопрос о необходимости разработки условий эмиссии своих векселей.
14.2. В рекомендуемый перечень условий могут входить:
- определение ограниченной или неограниченной формы хождения Векселей;
- конкретные ограничения по обращению Векселей;
- основные параметры выпуска;
- перечень льгот по операциям с Векселями (если они предусматриваются);
- возможность обмена Векселей на налоговые освобождения (далее по тексту НО);
- возможность принятия векселей к погашению до наступления срока платежа.
15. Порядок обмена векселей на налоговые освобождения
15.1. С точки зрения процедуры погашения Векселей через зачет Векселей в счет уплаты налогов все эмитенты - участники Программы подразделяются на три группы:
- эмитенты, не зарегистрированные на территории Омской области и не имеющие права на обмен их Векселей на НО;
- эмитенты (в составе пяти уполномоченных банков администрации и дополнительно определенные специальными договорами между ними и администрацией юридические лица), имеющие права на обмен их векселей на НО на условиях договоров, сопровождающих их выпуски по разрешению Управления;
- Управление, как юридическое лицо, самостоятельно определяющее условия и параметры обмена всех Векселей, обращающихся в рамках Программы и ВА.
15.2. При операциях погашения Векселей через обмен на НО Управления обязательно достижение предварительной договоренности по такому обмену между администрацией (в лице Управления) и конкретными эмитентами, чьи векселя будут допущены к погашению через обмен на НО.
В указанных договорах должны быть определены объемы обмена векселей на НО, экономические условия обмена (ставки, сроки и т.д.), виды налоговых платежей, в зачет которых порядок и условия взаиморасчетов между администрацией и второй стороной (эмитентом Векселей) при обмене данных Векселей на НО.
В вышеизложенном абзаце вероятно пропущена фраза после слов "в зачет которых".
15.3. Выпуски Векселей, допущенных к обмену, должны соответствовать всем требованиям и положениям данных Единых правил.
16. Множественность экземпляров векселей (копии векселей)
16.1. В случае, если Векселя выданы эмитентами в нескольких экземплярах одинакового содержания (что допускается Едиными правилами и вексельным правом), в тексте каждого из них должен быть указан номер векселя и его порядковый номер. В противном случае каждый экземпляр считается самостоятельным Векселем.
16.2. При оплате одного экземпляра все остальные теряют силу. При множественности экземпляров Векселя векселедержатель, направляя один экземпляр для акцепта, на других экземплярах обязан указать акцептанта.
16.3. Копия Векселя может быть индоссирована и авалирована в том же порядке и с теми же последствиями, как и подлинник.
16.4. Если на подлинном документе после последней передаточной надписи, сделанной до снятия копии, имеется оговорка "начиная отсюда, индоссирование действительно лишь на копии", то передаточная надпись, поставленная после этой оговорки на подлиннике, является недействительной.
17. Требование по унификации векселей
Все Векселя, эмитируемые в соответствии с данными Правилами, должны в свои коды (буквенно-цифровые обозначения выпуска, серии, формы обращения, вида и других характеристик) обязательно включать:
- буквенное обозначение типа векселя - простой вексель - ПВ;
- код формы обращения (в объеме одного цифрового знака):
- для неограниченной формы - 0,
- для ограниченной - 1;
- код вида Векселя в виде одного цифрового знака:
- для процентных Векселей - 0,
- для дисконтных - 1.
18. Формирование средств для выполнения вексельных обязательств
При выпуске Векселей в рамках Единых правил каждый эмитент должен производить накопление безналичных денежных средств для погашения Векселей (СОВ - средства обеспечения векселей) на отдельных специальных банковских счетах, где осуществляется движение средств, связанных только с обеспечением эмиссии Векселей.
Рекомендуется обеспечивать наполнение СОВ за 5-10 контрольных дней до даты погашения.
19. Форма вексельных расчетов
19.1. Операции с использованием Векселей осуществляются только за рубли (с возможностью дальнейшей конвертации в любую валюту) и за безналичный расчет при взаиморасчетах юридических лиц.
19.2. Наличный расчет допустим только при операциях с физическими лицами.
19.3. Бланки Векселей любого эмитента являются документами строгой отчетности, следовательно, их документооборот и ведение кассовых операций с Векселями должны строиться всеми участниками Программы в соответствии с "Порядком ведения кассовых операций в РФ" (утвержденным письмом ЦБ РФ от 04.10.93 г. N 18) и "Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете" (утвержденным Постановлением Минфина СССР от 29.07.83 г. N 105).
19.4. Передача Векселей (и прав по ним) в рамках требований данных Единых правил и вексельного законодательства осуществляется только посредством индоссамента.
20. Конфиденциальность вексельных операций
20.1. Сведения по операциям с простыми Векселями любых эмитентов (участников Программы) относятся данными Едиными правилами к конфиденциальной информации и не подлежат разглашению третьим лицам.
20.2. Особое условие Правил: администрация Омской области и Региональный вексельный центр не относятся к третьим лицам по тем сделкам и операциям с Векселями, условия выпусков (серий) которых требуют сопровождения и контроля за выполнением условий их обращения (при его ограниченной форме).
При этом сведения по операциям Регионального вексельного центра, в свою очередь, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению сотрудниками РВЦ, получившими доступ к этой информации в силу служебного положения, третьим лицам.
21. Бухгалтерский учет векселей
Бухгалтерский учет ведется согласно требованиям налогового законодательства, а также следующим нормативным документам:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 г. N 56);
- Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 26.12.94 г. N 170);
- Письмо Минфина РФ от 31.10.94 г. N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги";
- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. N 552);
- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия) (утв. постановлением Минфина РФ от 28.07.94 г. N 100);
- Письмо Центрального банка РФ от 09.09.91 г. N 14-3/30 "О банковских операциях с векселями";
- Приказ Минфина РФ от 03.11.93 г. N 122 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете";
- Письмо Госбанка СССР от 21.12.89 г. N 254 (ред. от 22.03.95 г.) "О плане счетов бухгалтерского учета в банках".
Кроме того, построение бухгалтерского учета может осуществляться в соответствии с "Рекомендациями по организации учета векселей на предприятиях" и "Рекомендациями по организации учета векселей в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете", разработанными в рамках Единой программы вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области.
Положение
о векселях администрации Омской области
(утв. постановлением главы администрации области
от 02.10.95 г. N 496-п)
1. Общие положения
1.1. Векселя администрации Омской области (далее по тексту - ВА) выпускаются в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводном и простом векселях (заключенная в Женеве 07.06.30 г.).
- Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе (заключенная в Женеве 07.06.30 г.).
- Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. N 1451-1 "О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР" (с приложением "Положения о переводном и простом векселе").
- Письмо Центрального банка РФ от 9 сентября 1991 г. N 14-3/30 "О банковских операциях с векселями".
- Закон РФ от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 22.12.92 г.).
- Постановление Президиума ВС РФ и Правительства РФ от 25.05.92 г. N 2837-1 "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышению ответственности предприятий за их финансовое состояние".
- Указ Президента РФ от 19 ноября 1993 г. N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение".
- Письмо Госналогслужбы РФ N НП-4-01/196н, Минфина РФ N 142 от 8 декабря 1993 г. "О некоторых вопросах налогообложения, возникающих в связи с использованием ценных бумаг".
- Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплении платежной дисциплины в народном хозяйстве".
- Письмо Госналогслужбы РФ от 9 июня 1994 г. N 01-05-12/278 "О налогообложении прибыли юридических лиц при операциях с векселями".
- Постановление Правительства РФ от 9 августа 1994 г. N 907 "О проведении на территориях субъектов Российской Федерации взаимных зачетов задолженностей предприятий".
- Инструкция Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
- Положение о системе вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области (утвержденное постановлением главы администрации от 23.02.95 г. N 103-п).
- Постановление главы администрации Омской области N от "О программе вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области".
1.2. В развитие условий Положения о системе вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области, утвержденного постановлением главы администрации Омской области от 23.02.95 г. N 103-п, для улучшения состояния взаиморасчетов в Омской области и погашения задолженности перед бюджетом в хозяйственный оборот области вводятся векселя администрации Омской области (далее по тексту - ВА).
1.3. ВА - простой вексель (вексель - соло), является ценной бумагой администрации Омской области (далее - Администрации) и представляет собой безусловное обязательство Финансового управления администрации Омской области (далее - Управления) уплатить его законному держателю указанную в векселе денежную сумму или принять ВА в обмен на налоговое освобождение по платежам в бюджет.
1.4. ВА обращаются в рамках "Единых правил вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области" (далее по тексту - Единые правила).
1.5. Управление, в строгом соответствии с издаваемыми Администрацией постановлениями и распоряжениями, осуществляет выпуски ВА целевыми сериями. Допускаются выпуски без разбивки эмитируемого объема векселей на отдельные серии.
1.6. Каждая серия ВА представляет собой самостоятельный пакет ВА и оформляется глобальным сертификатом на всю сумму.
1.7. Векселя применяются по обязательным платежам в бюджет, а также во внутриобластном обороте между предприятиями и организациями на территории Омской области.
1.8. Векселя могут быть средством выдачи кредитов, предметом залога и инструментом сделок купли-продажи на вторичном рынке.
2. Сопровождение ВА
2.1. Статус "Регионального вексельного центра" (далее - РВЦ), работающего по целевым заданиям Администрации, закрепляется за АООТ "Финансовая компания "Империал".
РВЦ уполномочен осуществлять функции по сопровождению системы вексельного обращения в Омской области.
2.2. Конкретные полномочия и функции РВЦ излагаются в "Регламенте обслуживания векселей администрации Омской области в Региональном вексельном центре", согласованном с Управлением (далее - Регламент).
2.3. Согласно условиям Регламента, РВЦ осуществляет ведение реестрового учета ВА и их держателей, исполняет графики финансирования бюджетной сферы конкретными выпусками (сериями) ВА, организует процесс приема к погашению ВА в виде обмена их на налоговые освобождения по платежам в бюджет, оказывает экспертные и консультационные услуги участникам Региональной вексельной программы (далее - Программы), организует весь документооборот и оперативный учет движения ВА, представляет Управлению всю необходимую информации об обращении ВА и ряд прочих функций, согласно целевым договорам с Управлением.
2.4. Особой формой работы РВЦ с участниками Программы является целенаправленное построение адресных вексельных цепочек для обеспечения наибольшей оборачиваемости ВА как финансового инструмента, замещающего реальные денежные средства при финансировании расходных статей бюджета, а следовательно, и для обеспечения максимальной эффективности системы обращения ВА. РВЦ принимает пакеты ВА по соответствующим актам на ответственное хранение до поступления в адрес РВЦ "целевой заявки разрешения" на выполнение каких-либо операций с ВА.
3. Правила оформления ВА
3.1. ВА должны иметь ряд специально оговоренных реквизитов - признаков, которые отличают его от других расчетных средств (сертификатов, облигаций и т.д.).
К обязательным реквизитам ВА, имеющим правовое значение, относятся:
- наименование "вексель", включенное в текст документа и выраженное на том языке, на котором составлен вексель - т.н. "вексельная метка";
- простое и ничем не обусловленное обязательство (обещание) уплатить определенную сумму;
- наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;
- указание срока и места платежа;
- указание даты и места составления векселя;
- подпись векселедателя.
Отсутствие хотя бы одного из этих реквизитов влечет недействительность векселя как ценной бумаги. В случае отсутствия указания срока платежа вексель считается подлежащим оплате по предъявлении.
3.2. В рамках Единых правил форма выпуска ВА допускается только документарная (на соответствующих оригинальных бланках, защищенных от подделки).
4. Основные параметры выпусков (серий) ВА
4.1. К основным параметрам любого выпуска ВА относятся:
- дата выпуска;
- дата серии (при делении выпуска на серии);
- номинальная стоимость ВА;
- общий объем выпуска (в натуральном и стоимостном исчислении);
- вид векселя (дисконтный, процентный);
- форма обращения (ограниченная и неограниченная);
- процентная ставка (для процентных ВА);
- сроки платежа;
- условия погашения (денежными средствами, ценными бумагами);
- ограничения по обращению (для Векселей с ограниченной формой обращения);
- условия обмена на налоговое освобождение Управления (при их наличии).
Возможен ряд других параметров, фиксируемых в глобальном сертификате эмитентом по его усмотрению.
4.2. Рекомендательно: все параметры выпусков (серий) ВА фиксируются в глобальном сертификате данного выпуска (серии).
4.3. Оформление бланков ВА и их индоссирование осуществляется в полном соответствии с положением Единых правил и не имеет особенностей для ВА.
5. Сроки платежа по ВА
Векселя могут выпускаться эмитентами со сроком платежа по любому из нижеперечисленных вариантов:
- по предъявлении;
- "во столько-то времени от предъявления";
- "во столько-то времени от составления";
- на определенный день.
Иное обозначение срока или указание нескольких сроков влечет за собой недействительность ВА.
6. Формирование средств для выполнения
вексельных обязательств по ВА
6.1. При выпуске ВА, в рамках Единых правил, Управление производит накопление безналичных денежных средств для погашения Векселей (средства обеспечения векселей - СОВ) на отдельных специальных банковских счетах, где осуществляется движение средств, связанных только с обеспечением эмиссии ВА.
Нормативный срок контрольной даты по полному наполнению СОВ - 5 дней до даты погашения ВА.
6.2. В течение срока обращения ВА средства, формируемые на счете СОВ, могут направляться на различные финансовые операции, не связанные с обеспечением вексельных обязательств (в другие финансовые инструменты).
7. Форма расчетов с использованием ВА
7.1. Операции с использованием Векселей осуществляются только за рубли (с возможностью дальнейшей конвертации в любую валюту) и за безналичный расчет при взаиморасчетах юридических лиц.
Бланки ВА являются документами строгой отчетности, следовательно, их документооборот и ведение кассовых операций с Векселями должны строиться всеми участниками Программы в соответствии с "Порядком ведения кассовых операций в РФ" (утвержденным письмом ЦБ РФ от 04.10.93 г. N 18) и "Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете" (утвержденным Постановлением Минфина СССР от 29.07.83 г. N 105).
8. Выпуск ВА
8.1. ВА выпускаются в документарной форме, на типовом защищенном от подделок бланке ЦБ РФ с присвоением бланку унифицированного номера (см. раздел 13).
8.2. Параметры и условия выпуска (серии) отражаются в Глобальном сертификате к нему. Глобальный сертификат при выпуске депонируется в РВЦ. При эмиссии конкретных ВА определяется необходимость установления системы ограничений на обращение выпусков (серии), вид векселя (процентный или дисконтный) и условия обмена на налоговые освобождения по платежам в бюджет.
8.3. При выпуске обеспечивается оформление основных реквизитов ВА в точном соответствии с Едиными правилами и вексельным законодательством. ВА могут выпускаться со сроками платежа:
- по предъявлении;
- "во столько-то времени от предъявления";
- "во столько-то времени от составления";
- на определенный день.
8.4. ВА выпускаются с правом хождения в ограниченной и неограниченной форме.
Ограниченная форма предусматривает определенный порядок обращения ВА с соблюдением накладываемых на действия владельцев ВА ограничений. Право наложения ограничений имеет только администрация (Управление).
Неограниченная форма допускает любые действия с ВА при его обращении, не противоречащие Единым правилам и вексельному законодательству.
8.5. Порядок обращения и ограничений по обращению фиксируется в полном объеме в договоре с РВЦ о сопровождении конкретной серии и по ряду основных ограничительных условий - в Глобальном сертификате к выпуску (серии).
8.6. Перечень возможных условий выпуска ВА:
- определение ограниченной и неограниченной формы хождения векселей;
- конкретные ограничения по обращению векселей;
- основные параметры выпуска;
- перечень льгот по операциям с векселями (если они предусматриваются);
- возможность обмена векселей на налоговое освобождение;
- возможность приема ВА к погашению до наступления срока платежа;
- возможность предъявления ВА для погашения не по месту платежа, указанному в ВА.
8.7. Обязательным условием расчетов с помощью ВА при ограниченной форме обращения векселей является регистрация всех учиненных индоссаментов в РВЦ до их погашения.
8.8. Правила составления копий ВА полностью соответствуют требованиям Единых правил и не имеют особенностей для ВА.
9. Виды финансовых операций с использованием ВА
9.1. Участники Программы, действующие в рамках данных Единых правил, могут использовать ВА для оформления расчетных, кредитных, залоговых отношений, отношений займа как средство обеспечения обязательств и ряд др.
9.2. В рамках Положения возможен следующий перечень конкретных типов операций с использованием ВА:
- эмитирование ВА;
- продажа и приобретение ВА;
- финансирование ВА и получение их в счет бюджетного финансирования или бюджетных дотаций;
- выдача и получение ВА в качестве кредита (в том числе оплачивание ими процента за пользование коммерческими кредитами);
- принятие и передача ВА в залог;
- передача ВА для реализации на комиссию любым комиссионерам (другим юридическим и физическим лицам);
- передача ВА в найм и поднайм;
- выдача ВА в качестве ссуд;
- передача ВА в качестве безвозмездной финансовой помощи;
- оплата кредиторской задолженности за товарно-материальные ценности и услуги перед поставщиками и подрядчиками;
- получение в оплату (предоплату) и оплата (в т.ч. авансирование) товарно-материальных ценностей и услуг;
- покупка и продажа ВА по договорной цене на вторичном рынке для взаимозачетов с другими юридическими и физическими лицами и в спекулятивных целях;
- принятие и внесение ВА в качестве платежей в бюджет на условиях, утвержденных Управлением;
- обмен (на рыночных, конвертационных и других условиях) на другие ценные бумаги и финансовые договорные обязательства;
- внесение ВА в качестве вклада в совместную деятельность.
Все прочие вексельные операции могут осуществляться с согласия Управления.
10. Авалирование векселей
10.1. В рамках Положения и Единых правил допускаются любые варианты авалирования ВА. Авалистами (лицами, ставящими аваль) на ВА могут быть любые юридические лица, зарегистрированные как на территории Омской области, так и в любом регионе РФ.
10.2. Положением разрешены авали, любые по их полноте:
- аваль основной суммы векселя (номинала) и процентов по векселю;
- аваль номинала и части процентов по векселю;
- аваль только номинала;
- аваль части основной суммы векселя.
11. Заключение договоров по операциям с ВА
11.1. Все операции с ВА, кроме финансирования и выдачи дотаций ВА, обязательно оформляются соответствующим договором между участвующими в операциях сторонами.
11.2. Терминология и условия всех договоров, опосредующих операции с ВА, должны соответствовать вексельному праву и Единым правилам. В противном случае они аннулируются Управлением. Управление является административным органом, контролирующим действительность вексельных операций с ВА. Аннулирование договора не означает признание самих ВА, операции с которыми отражены в конкретном договоре, недействительными.
11.3. Основные типы договоров, допускаемые Положением:
- договор залога;
- договор взноса ВА в совместную деятельность;
- договор предоставления дотаций ВА;
- договор на предоставление кредита ВА;
- договор комиссии по ВА;
- договор найма ВА;
- договор погашения ВА;
- договор купли-продажи;
- договор мены ВА.
11.4. Заключение договоров о предоставлении вексельных кредитов ВА осуществляется в соответствии с п. 14.3.3 настоящего Положения по решению Кредитной комиссии Управления только с юридическими лицами и в пределах установленных квот кредитования.
12. Глобальный сертификат выпусков (серий) ВА
12.1. Все выпуски (серии) ВА оформляются Глобальным сертификатом. При этом, если выпуск разбит на серии, то Глобальный сертификат составляется на серию, если не разбивается, то Глобальный сертификат оформляется на выпуск.
12.2. Глобальный сертификат выпускается на общую сумму ВА по номиналу.
12.3. Глобальный сертификат - сводный унифицированный документ, включающий все основные и ряд дополнительных характеристик выпусков (серий), отвечающих требованиям Единых правил. К основным параметрам выпусков векселей, вносимых в Глобальный сертификат выпусков (серий), относятся:
- дата выпуска;
- дата серии (при делении выпуска на серии);
- номинальная стоимость векселя;
- общий объем выпуска (в натуральном и стоимостном исчислении);
- вид векселя (дисконтный, процентный);
- форма обращения (ограниченная и неограниченная);
- процентная ставка (для процентных векселей);
- сроки платежа;
- условия погашения (денежными средствами, ценными бумагами, др.);
- ограничения по обращению (для векселей с ограниченной формой обращения);
- условия обмена на налоговые освобождения Управления (при их наличии).
Возможен ряд других параметров, фиксируемых в Глобальном сертификате Управлением по его усмотрению.
После окончания срока обращения конкретного выпуска (серии) глобальный сертификат по ним погашается и архивируется Управлением.
13. Унификация ВА, глобальных сертификатов,
их выпусков (серий) и договоров,
связанных с организацией обращения ВА
13.1. При эмиссии ВА унифицированный номер присваивается:
- самому векселю (на его бланке);
- договорам, опосредующим любые операции с ВА и одной из сторон в которых является Управление (или уполномоченные им юридические лица);
- глобальному сертификату выпусков (серий) ВА.
13.2. Кодовые обозначения вышеуказанных документов организуются по сквозному принципу, т.е. в любом из документов предусматриваются общие кодовые позиции.
13.3. Порядковые (регистрационные) номера данных документов формируются в строго оговоренном порядке.
13.3.1. Для векселей администрации Омской области (ВА) бланковый номер векселя представляет совокупность тринадцати позиций:
ХХХХХ.ХХ.ХХ.Х.Х ПВ,
где:
- первые пять позиций - порядковый номер ВА;
- следующие две позиции - регистрационный номер выпуска;
- следующие две позиции - регистрационный номер серии выпуска;
- десятая позиция - код формы обращения:
0 - неограниченная форма обращения,
1 - ограниченная форма обращения;
- одиннадцатая позиция - код типа ВА:
0 - дисконтный,
1 - процентный;
- двенадцатая и тринадцатая позиции - обозначение векселя, как "простой вексель".
13.3.2. Для любых типов договоров, опосредующих операции с ВА, предусмотрен унифицированный порядковый (регистрационный) номер объемом в тринадцать позиций, как у самих ВА:
ХХХХХ.ХХ.ХХ.Х.Х ХХ,
где:
- первые пять позиций - порядковый номер договора;
- следующие две позиции - регистрационный номер выпуска;
- следующие две позиции - то же серии выпуска;
- десятая позиция - код формы обращения:
0 - неограниченная форма обращения,
1 - ограниченная форма обращения;
- одиннадцатая позиция - код типа ВА:
0 - дисконтный,
1 - процентный;
- двенадцатая и тринадцатая позиции - буквенный шифр типа договора:
- КП - для договора купли-продажи ВА на вторичном рынке,
- ДЗ - договор залога,
- ДС - договор взноса ВА в совместную деятельность,
- ДД - договор предоставления дотаций ВА,
- КД - договор на предоставление кредита ВА,
- ДК - договор комиссии по ВА,
- ДН - договор найма ВА,
- ДП - договор погашения ВА,
- ДМ - договор мены ВА.
13.3.3. Для глобальных сертификатов предусматривается 8 кодовых позиций:
ХХ.ХХ.Х.Х. ГС,
где:
- первые две позиции - регистрационный номер выпуска, на который оформляется глобальный сертификат;
- следующие две позиции - регистрационный номер серии выпуска;
- седьмая и восьмая позиции - аббревиатура "глобальный сертификат".
Таким образом, все документы имеют единые кодовые позиции, позволяющие легко сопоставлять особенности их номеров и кодов.
Для случаев, когда выпуск не подразбивается на отдельные серии, на позициях с регистрационным номером серии проставляется "00".
14. Формы размещения ВА эмитентом
Размещение ВА среди потенциальных векселедержателей может быть осуществлено РВЦ по целевым заданиям Управления тремя способами:
- финансирование и выдача дотаций,
14.1. Финансирование.
14.1.1. Направления движения векселей, выдаваемых в виде финансирования и дотаций, определяются Управлением.
14.1.2. ВА являются специфическими финансовыми инструментами, обязательными к приему по стоимости не выше номинала бюджетными хозяйствующими субъектами области.
Бюджетные предприятия и организации не имеют права передавать ВА, полученные от Управления в порядке финансирования, новому векселедержателю ниже суммы финансирования.
14.1.3. Небюджетные предприятия и организации имеют право осуществлять с ВА операции по свободному ценовому механизму.
14.2. Реализация ВА.
14.2.1. Управление вправе осуществлять реализацию ВА любым покупателям - юридическим лицам, являющимся резидентами РФ (как зарегистрированными, так и не зарегистрированными на территории Омской области).
14.2.2. Условия реализации и ее ценовой механизм (отклонение цены реализации от номинала ВА) определяет Управление.
14.3. Кредитование ВА.
14.3.1. Юридическое лицо и предприниматель без образования юридического лица могут получить кредит в виде набора ВА на общую сумму кредита на основе условий заключенного с ними кредитного договора.
14.3.2. Условия выдачи кредита (его объем, сроки, обеспечение, варианты погашения кредита, процентные ставки за пользование кредитом и др.) определяет Управление.
14.3.3. Решение о выдаче кредитов пакетами (единичными) ВА принимает Кредитная комиссия Управления после предварительной экспертизы финансовой состоятельности заемщиков специалистами РВЦ.
14.3.4. К необходимым документам для рассмотрения вопроса о выдаче вексельного кредита относятся:
- учредительные документы предприятия;
- справка из налоговой инспекции о регистрации предприятия;
- письмо в форме заявления на имя налоговой инспекции по месту регистрации о намерении получить кредит (заверенное налоговой инспекцией);
- документы, отражающие финансовое состояние предприятия;
- технико-экономическое обоснование использования кредита;
- документы на обеспечение кредита.
В качестве обеспечения кредита могут рассматриваться:
- гарантии банка;
- гарантии Правительства РФ;
- залог имущества или недвижимости;
- залог ценных бумаг.
Документы должны быть подлинными или нотариально заверенными.
14.3.5. Погашение вексельного кредита заемщиком производится по любой из схем, оговариваемых в кредитных договорах.
14.3.6. Возможны различные варианты погашения кредита (возмещения основной суммы и процентов за пользование кредитом). Основная сумма кредита и проценты могут быть возмещены:
- денежными средствами;
- ТМЦ, услугами;
- ценными бумагами (в т.ч. и ВА, выдаваемыми при кредитовании).
Конкретная форма погашения кредитов также определяется Управлением и заемщиком в кредитном договоре.
15. Порядок обмена ВА на налоговые освобождения
15.1. Любой хозяйствующий субъект (как бюджетной, так и внебюджетной сферы) может, по согласованию с Управлением, обменять ВА на налоговое освобождение (далее - НО).
15.2. С точки зрения процедуры погашения ВА через их зачет в счет уплаты налогов все эмитенты - участники Программы подразделяются на три группы:
- эмитенты, не зарегистрированные на территории Омской области и не имеющие права на обмен их векселей на НО;
- эмитенты (в составе пяти уполномоченных банков администрации и дополнительно определенные специальными договорами между ними и администрацией юридические лица), имеющие права на обмен их векселей на НО на условиях договоров, сопровождающих их выпуски по разрешению Управления;
- Управление, как юридическое лицо, самостоятельно определяющее условия и параметры обмена всех ВА, обращающихся в рамках Программы и ВА.
15.3. При операциях погашения ВА через обмен на налоговые освобождения Управление разрабатывает в документарной форме для каждого выпуска (серии) "Условия обмена ВА на налоговое освобождение в зачет налоговых платежей в бюджет".
В данном документе должны быть определены: объемы обмена векселей на налоговые освобождения, экономические условия обмена (ставки, сроки и т.д.), виды налоговых платежей, в зачет которых порядок и условия взаиморасчетов между администрацией и эмитентом ВА при обмене данных векселей на НО.
В вышеизложенном абзаце вероятно пропущена фраза после слов "в зачет которых".
15.4. Выпуски ВА, допущенных к обмену, должны соответствовать всем требованиям и положениям Единых правил.
16. Частичная и досрочная оплата ВА
16.1. Допускается частичная оплата ВА, при этом плательщик вправе требовать отметки на векселе о частичном платеже и выдачи в этом расписки. Досрочная (полная или частичная) оплата векселя возможна только с согласия и на условиях Управления.
16.2. Не допускается погашение ВА на условиях досрочной оплаты ранее, чем через 30 дней с даты выпуска ВА.
17. Налогообложение доходов юридических лиц
при операциях с ВА
17.1. Налогообложение доходов юридических лиц по процентному ВА определяется исходя из того, что это процентные доходы по ценной бумаге, которые в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" облагаются по ставке 15%.
17.2. Налогообложение осуществляется у источника прибыли процентных доходов (в данном случае - Управления, которое несет за это полную ответственность), и при получении на баланс предприятий сумма проходит уже очищенной от налогов.
17.3. Налогообложение доходов юридических лиц по дисконтному ВА определяется исходя из того, что эти доходы не являются дивидендами или процентами, полученными по ценным бумагам. Ставка налога в этом случае устанавливается следующим образом:
- в части, зачисляемой в республиканский бюджет РФ, по ставке 13%;
- в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, местные органы государственной власти самостоятельно устанавливают ставку налога (но не выше 22%).
Этот налог включается в состав общей прибыли предприятия, то есть предприятие (организация) самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога на дисконтный доход.
17.4. Различается налогообложение первого и последующих векселедержателей. Для первого векселедержателя: по процентному векселю доходом считается сумма процентов, по дисконтному - разница между суммой погашения векселя и стоимостью его приобретения первым векселедержателем у эмитента - векселедателя.
18. Бухгалтерский учет векселей
Бухгалтерский учет ведется согласно требованиям налогового законодательства, а также следующих нормативных документов:
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 г. N 56);
- Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 26.12.94 г. N 170);
- Письмо Минфина РФ от 31.10.94 г. N 142 "О порядке отражения в бухгалтерском учете операций с векселями, применяемыми при расчетах между предприятиями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги";
- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. N 552);
- Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия) (утв. постановлением Минфина РФ от 28.07.94 г. N 100);
- Письмо Центрального банка РФ от 09.09.91 г. N 14-3/30 "О банковских операциях с векселями";
- Приказ Минфина РФ от 03.11.93 г. N 122 "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете";
- Письмо Госбанка СССР от 21.12.89 г. N 254 (ред. от 22.03.95 г.) "О плане счетов бухгалтерского учета в банках".
Кроме того, построение бухгалтерского учета может осуществляться в соответствии с "Рекомендациями по организации учета векселей на предприятиях и в бюджетных организациях" и "Рекомендациями по организации учета векселей в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете", разработанными в рамках Единой программы вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области.
19. Действительность положения
Настоящее Положение сопровождается заключением договоров между следующими сторонами - Управлением, Казначейством и РВЦ по всем вопросам, регулирующим их юридические и финансовые взаимоотношения.
20. Конфиденциальность вексельных операций
20.1. Все сведения по операциям с простыми векселями любых эмитентов (участников Программы) относятся данным Положением и Едиными правилами к конфиденциальной информации и не подлежат разглашению третьим лицам.
20.2. Особое условие Положения: РВЦ не относится к третьим лицам по сделкам с ВА и операциям с векселями участников Программы, получивших право на обмен их векселей на налоговые освобождения по платежам в бюджет.
20.3. Сведения по операциям РВЦ не подлежат разглашению сотрудниками РВЦ, получившими доступ к этой информации в силу служебного положения, третьим лицам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации области от 02.10.95 г. N 496-п "О программе вексельных расчетов в хозяйственном обороте Омской области"
Текст постановления опубликован в газете "Коммерческие вести" N 41 от 11 октября 1995 г.