Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Комплекс программ
по профилактике неинфекционных заболеваний
и снижения уровня преждевременной смертности
населения Омской области на 1994-1996 гг.
Утверждена
постановлением главы
администрации области
от "___"_____ 1994 г.
Территориальная программа
по профилактике неинфекционных заболеваний
и снижению уровня преждевременной смертности
населения Омской области на 1994-1996 гг.
I. Обоснование
Экономический кризис и связанные с ним негативные процессы в обществе серьезно сказались на жизненном уровне значительной части населения.
В Омской области ухудшение социально-гигиенических условий и качества жизни отчетливо характеризуется показателями потерь здоровья населения в связи с преждевременной смертностью и заболеваемостью.
В 1993 году зарегистрирован отрицательный баланс естественного прироста населения. Рождаемость снизилась до 10,7, а общая смертность увеличилась до 11,8 на 1000 человек населения. За 1993 г. отмечен рост смертности населения от болезней органов дыхания на 30%, органов кровообращения на 13,3%, рака и других новообразований на 4,6%. Но основными причинами смертности остаются болезни сердечно-сосудистой системы, рак и другие новообразования, травмы, отравления и несчастные случаи, причем уровень смертности населения от которых в Омской области выше, чем в среднем по России.
Наиболее интенсивно возрастает уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. Причем смертность мужчин, превышает смертность женщин. Главными причинами смертности мужчин трудоспособного возраста служат травмы, отравления, несчастные случаи и острый инфаркт миокарда.
Сложившаяся структура заболеваемости населения области имеет характерные возрастные, социальные, профессиональные, территориальные и другие особенности. Но в целом, у жителей Омской области, выше, чем по России заболеваемость детей, в том числе болезнями эндокринной системы в 1,9 раза, болезнями крови в 1,3 раза, инфекционными болезнями в 1,2 раза, хроническими болезнями миндалин в 1,2 раза, болезнями органов пищеварения в 1,5 раза.
У юношей подростков в Омской области в 2 раза чаще, чем по России выявляется гипертоническая болезнь, а у девушек в 1,4 раза чаще воспалительные заболевания женских половых органов.
Среди взрослого населения чаще в 1,2 раза регистрируется сахарный диабет, в 1,6 раза анемии, в 1,5 раза хронический бронхит, в 1,7 раза болезни органов пищеварения.
Имеет место устойчивое повышение темпов роста общей и особенно первично выявляемой заболеваемости.
Усугубляется эпидемиологическая обстановка. Ежегодно регистрируется 300-350 случаев гриппа и острых респираторных заболеваний, служащих основной причиной временной нетрудоспособности.
Из-за сокращения объемов вакцинопрофилактики отмечается рост дифтерии. Из-за низкого качества воды, выпускаемой молочной продукции и качества реализуемых в торговой сети скоропортящихся продуктов растет дизентерия и другие острые кишечные инфекции.
Растет заболеваемость туберкулезом, и наиболее уязвимыми оказались подростки и дети.
Изложенные и другие факты свидетельствуют о наличии серьезных факторов повреждающих здоровье омичей.
Сохраняется высоким уровень загрязнения атмосферного воздуха. В г. Омске среднегодовые концентрации формальдегида составляют 4,5 ПДИ, ацетальдегида 1,7 ПДИ, аммиака 1,7 ПДИ.
Удельный вес нестандартных проб воды на коммунальных водопроводах составляет 24,7%, на водопроводах сельского хозяйства 30%. Низкого качества подается населению вода в 20-ти районах, в том числе в 11-ти крайне низкого. Продолжается загрязнение реки Иртыш и Омь за счет отбросов промышленных и коммунальных отходов.
На предприятиях промышленности и сельского хозяйства области, в условиях, не отвечающих санитарным требованиям, работает более 30 тысяч человек.
Из 440367 выполненных в 1993 году Госсанэпиднадзором радиационных проб, в 451 случае установлено превышение нормативных значений.
Возросло количество применяемых пестицидов, которые продолжают обнаруживаться в пищевых продуктах. Ухудшается качество и структура питания населения. В 1993 г. в 10,8% исследованных проб пищевых продуктов не отвечали гигиеническим нормативам. Токсические элементы обнаружены в 5% проб. За год санитарной службой были забракованы и сняты с реализации более 99 тонн пищевых продуктов и сырья.
В этих условиях существенно снижается эффективность медицинских мероприятий. Растут затраты на лечение и оказание неотложной помощи больным. Перестройка на новые формы собственности и глубокий кризис в производственной сфере повлекли за собой разрушение системы профилактики по месту занятости населения. При падении жизненного уровня, снизилась медицинская активность граждан. Серьезные заболевания в значительной доле стали выявляться в запущенной стадии.
Насаждение через средства массовой информации чуждых мнений, постоянная пропаганда вредных привычек и широкое внедрение их в быт, послужили формированию крайне нездоровых стереотипов образа жизни значительной части населения, в том числе подростков и детей.
Внедрение рыночных отношений в сферу культурно-досуговой и оздоровительной деятельности сузили рамки возможности для снятия стрессовых ситуаций, укрепление и восстановление здоровья широких слоев населения. Усилилось влияние психофункциональных расстройств и непсихотических заболеваний на рост общей заболеваемости.
Проблема сокращения и предупреждения потерь здоровья населения приобрела острый государственный характер с социальной значимостью. Ее разрешение возможно при комплексном подходе в рамках целевой программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-96 гг. и обеспечением ее финансовыми и материальными ресурсами.
Подведя итог сказанному можно отметить, что состояние здоровья населения Омской области близко к состоянию здоровья населения РФ, которое по данным официальной статистики намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран. Причем следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье.
Программа разработана главным управлением здравоохранения совместно с областным центром Госсанэпиднадзора, учеными Омского государственного медицинского института с привлечением ведущих специалистов практического здравоохранения во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.04.93 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.94 г. N 158 "О государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-96 гг.".
II. Цели и задачи
Целями территориальной программы являются: стабилизация и улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, снижение уровня влияния на здоровье омичей и жителей области вредных и опасных факторов среды обитания, предупреждение инфекционной и профилактике неинфекционной заболеваемости, снижение уровня преждевременной смертности населения.
Для достижения поставленных целей программы предусмотрено решение следующих задач;
- разработка и определение основных целевых направлений (конкретных программ) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического режима, профилактики конкретных заболеваний, с принятием механизма их реализации на региональном уровне;
- правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения;
- обеспечение безопасности питьевой воды населению г. Омска и районов области;
- обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение качества и структуры питания населения в области;
- охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды;
- обеспечение государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения;
- профилактика неинфекционных заболеваний;
- предупреждение инфекционных заболеваний.
III. Основные этапы и направления программы
Рассчитывается на 1994-96 гг. и состоит из двух этапов:
- на первом этапе (в течение 94-95 гг.): разработка и осуществление социальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наиболее распространенных заболеваний, являющихся причиной преждевременной смертности населения (болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, эндемический зоб и другие);
- на втором этапе (в течение 1996 г. и последующие) создание центров и пунктов оздоровления и реабилитации на крупных промышленных предприятиях, в учреждениях;
восстановление сети смотровых кабинетов;
создание кабинетов психологической помощи;
создание системы мероприятий по профилактике алкоголизма;
табакокурения, наркомании.
На всех этапах (в течение 1994-1996 гг. и последующем) предусматривается улучшение материально-технической базы лечебных учреждений, улучшение материальной оснащенности ЛПУ, подготовка медицинских кадров.
IV. Ожидаемый результат реализации программы
Реализация программы позволит достичь снижения смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний на 10%, уменьшения потери дней временной нетрудоспособности и сокращения инвалидизации на 5%, уменьшение экономического ущерба, связанного с вредными привычками (курение, алкоголизм и т.д.).
Обеспечение и доступность специализированной медицинской помощи населению Омской области на ее территории.
V. Управление комплексом программных работ
Задачи управления:
- координация программных работ и анализ их эффективности;
- оценка (поэтапная, результирующая) и коррекция комплекса проводимых мероприятий на основе выбора рационального пути минимизации финансовых затрат и сроков завершения работ.
Заказчиком и исполнителем настоящей программы является:
Главное управление администрации области.
Соисполнители программы: экономический комитет администрации области (по вопросам ресурсного обеспечения); финансовое управление администрации области (по вопросам финансового обеспечения); Омский медицинский институт.
В развитие данной программы разработаны программы по следующим актуальным направлениям:
1. Диагностика, лечение и профилактика болезней сердца и сосудов.
2. Выявление и профилактика эндемического зоба.
3. Неотложные мероприятия по раннему выявлению и лечению злокачественных опухолей.
4. Профилактика психосоциальных факторов риска, злоупотребления алкоголем, наркотиками и пограничных нервнопсихических расстройств.
5. Охрана здоровья женщин и детей.
6. Трансплантация органов.
7. Организация центра эндоскопических методов диагностики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и суставов.
8. Пропаганда здорового образа жизни.
В зависимости от состояния и прогнозов социального и экономического развития в области основные положения программы будут уточняться и корректироваться. При необходимости в развитии Государственных программ, будут формироваться и другие программы.
Первоочередные задачи
в региональной программе неотложных мер
по обеспечению профилактики неинфекционных заболеваний
и снижения преждевременной смертности населения на 1994-1996 гг.
---------------------------------------------------------------------
| 1995 г. | 1996 г.
Программы |----------------------+------------------------
| Мероприятия | Мероприятия
---------------------------------------------------------------------
Санитарного образова- 1.Укрепление матери- 1.Использование агита-
ния по формированию ально-технической ционно-наглядных мате-
здорового образа базы. Приобретение риалов (световое табло,
жизни. аудио-видеоаппарату- звуковая реклама и т.д.)
ры. для информационного
2.Организация про- обеспечения населения.
паганды здорового 2.Проведение смотров-
образа жизни через конкурсов по организа-
средства массовой ции пропаганды медико-
информации. Изда- гигиенических знаний.
тельская деятель- 3.Организация при
ность. областном центре мед.
3.Пополнение кино и профилактики постоянно
видеофонда по про- действующего семинара
паганде здорового для врачей по вопросам
образа жизни. охраны материнства и
детства.
Неотложных меропри- 1.Приобретение лекар-
ятий по раннему ственных препаратов
выявлению и лечению для лечения злока-
злокачественных чественных опухолей,
опухолей. химреактивов. Оплата
донорства.
Охрана здоровья 1.Создание перина- 1.Улучшение материаль-
женщин и детей в тального центра на ной базы реанимационных
Омской области. базе строящегося отделений районных
родильного дома в больниц, инфекционных
Первомайском районе. стационаров, ОДКБ.
2.Строительство 2.Открытие нового Дома
детской инфекцион- ребенка в г.Омске для
ной больницы. отказных детей.
3.Обеспечение детей
первых 2-х лет жизни
продуктами детского
питания и лекарствен-
ными препаратами.
Организация центра 1.Приобретение эндо-
эндоскопических скопической аппаратуры
методов диагности- и сшивающих аппаратов
ки и лечения забо- к ним.
леваний ЖКТ и сус-
тавов.
По профилактике 1.Укрепление матери-
психосоциальных ально-технической базы
факторов риска, наркологической и
злоупотребления детской психотерапев-
алкоголем, нарко- тической службы:
тиками и погра- - открытие кабинетов
ничных нервно- анонимной психотера-
психических певтической (нарко-
расстройств. логической помощи);
- организация и откры-
тие центра психичес-
кого здоровья;
- открытие кризисного
отделения в ГБ N 5.
Трансплантация 1.Приобретение необ- 1.Открытие иммунологи-
органов. ходимой аппаратуры, ческого и морфологичес-
иммуносупрессивных кого центра трансплан-
препаратов, сосудис- тации почки.
того инструментария, 2.Подготовка медицинских
атравматического кадров на базе РНЦХ АМН
шовного материала. РФ и подготовка больных.
2.Организация мор-
фологического отде-
ления клинической
иммунологии и аллер-
гологии.
3.Подготовка меди-
цинских кадров на
базе РНЦХ АМН РФ и
подготовка больных.
Выявление и профи- 1.Организация меди-
лактика эндемичес- цинских бригад для
кого зоба. санитарно-гигиени-
ческого и эпидемиоло-
гического обследова-
ния населения и их
оснащение мед.обору-
дованием и медика-
ментами.
2.Санитарно-гигиени-
ческое и эпидемио-
логическое обследо-
вание населения.
Диагностика, лече- 1.Организация, осна- Начало строительства
ние, профилактика щение мед. бригад и кардиохирургического
болезней сердца и проведение эпидемио- комплекса на 300 коек
сосудов. логических исследо- и завершение строи-
ваний в трех районах тельства лечебного
области и трех рай- корпуса при ОКБ.
онах города. Разра-
ботка профилактичес-
кой программы.
2.Продолжение строи- Осуществление
тельства лечебно- профилактической
диагностического программы.
корпуса на 240 коек
при ОКБ.
Утверждаю
Начальник главного
управления здравоохранения
администрации области
В.К. Стороженко
Целевая программа
санитарного образования населения
по формированию здорового образа жизни
Обоснование программы
Образ жизни играет огромную роль в высоком распространении неинфекционных заболеваний как в области, так и в России. Общепризнано, что около 2/3 неинфекционных заболеваний обусловлены нездоровыми привычками питания, малой физической активностью, психосоциальными факторами, курением, злоупотреблением алкоголем.
Многочисленные научные доказательства показывают, что вышеназванные факторы увеличивают риск и тесно связаны с развитием основных неинфекционных заболеваний: сердечно-сосудистых, некоторых видов злокачественных опухолей, болезней органов дыхания, сахарного диабета. Эти факторы риска широко распространены среди населения и связаны с условиями повседневной жизни.
Цель и задачи программы
Целью программы является повышение качества и оперативности пропаганды медицинских и гигиенических знаний, направленных на распространение среди населения информации, необходимой для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, достижения активного образа жизни и долголетия.
Задачами в проведении широкой политики укрепления здоровья являются:
- создание и поддержание стремления людей к позитивным изменениям в их образе жизни (снижение употребления табака, улучшение привычек питания, увеличение физической активности среди групп населения в соответствии с возрастом и состоянием здоровья);
- создание физической и социальной окружающей среды, благоприятствующей этим изменениям.
Население должно знать, какие действия следует предпринять, чтобы добиться успехов в предупреждении неинфекционных заболеваний. Общепризнано, что позитивные изменения образа жизни и окружающей среды произойдут быстрее, если население и лидеры общества хорошо информированы о потенциальных возможностях профилактики неинфекционных заболеваний. Необходимо понимание того, как различные группы населения воспринимают проблемы охраны здоровья и каковы наиболее эффективные пути доведения информации об укреплении здоровья до этих групп. В вопросах, касающихся изменения образа жизни, наилучших результатов можно достигнуть, если информация будет предназначена для четко определенных групп населения в зависимости от их образования, социального положения, возраста, пола и др.
Для обучения населения принципам здорового образа жизни следует применять подходы социального маркетинга. Суть его состоит в использовании интересов и вкусов населения, его желания наслаждаться преимуществами здорового поведения в большей степени, чем концентрировать внимание на опасностях заболеть. В дополнение к обучающей роли, социальный маркетинг может помочь в создании социального окружения, поддерживающего здоровый образ жизни (например, окружение, в котором курение считается социально неприемлемой привычкой).
Первоочередные действия
1. Вовлечение общественности к участию в решении вопросов охраны, укрепления здоровья населения и создание способствующих здоровью условий окружающей среды.
2. Информирование населения, лиц, принимающих решения в административных структурах, о первостепенном значении профилактики в улучшении здоровья населения.
3. Стимулирование медицинских работников к включению методов профилактики неинфекционных заболеваний в их практическую деятельность и вовлечение их в проведение массовых мероприятий по охране, укреплению здоровья, профилактике заболеваний среди обслуживаемого ими населения.
4. Увеличение знаний и опыта участковых врачей, медсестер и других медработников по методам профилактики заболеваний.
Эффективность программы санитарного образования будет наиболее высокой при совместной ее реализации специалистами здравоохранения и органами власти всех уровней с широким использованием средств массовой информации.
Основные этапы и направления программы:
Первый этап (1994-95 гг.)
Организация при областном центре медицинской профилактики постоянно действующего семинара для врачей по вопросам охраны материнства и детства.
Проведение конференций по пропаганде здорового образа жизни.
Укрепление материально-технической базы центра.
Второй этап (1996 г.)
Проведение смотров-конкурсов по организации пропаганды медико-гигиенических знаний.
Организация информационного обеспечения населения.
На всех этапах в течение 1994-1996 гг.:
Организация пропаганды здорового образа жизни через средства массовой информации.
Издание массовым тиражом наглядной агитации.
Обеспечение ЛПУ санитарно-просветительной литературой.
Ожидаемый результат
Реализация программы позволит изменить стиль жизни населения в благоприятном для здоровья направлении, что в свою очередь должно отразиться на демографии населения области.
Исполнители программы
Областной центр медицинской профилактики.
Утверждаю
Начальник главного
управления здравоохранения
администрации области
В.К. Стороженко
Территориальная целевая программа
неотложных мероприятий по раннему выявлению
и лечению злокачественных опухолей
на 1994-1996 гг.
I. Обоснование программы
Одним из важнейших видов специализированной медицинской помощи и сложнейшим разделом здравоохранения и медицины является предупреждение и лечение опухолевых заболеваний.
Актуальность современных проблем онкологии определяется их сложностью, масштабностью и социальной значимостью. По своей частоте и распространенности онкологические заболевания занимают одно из первых мест в общей структуре инвалидности и смертности.
Возникновение и развитие онкологических заболеваний в определенной мере зависит от состояния окружающей среды, образа жизни и вредных привычек, к основным из которых относятся курение. алкоголизм, неправильное питание, избыточная масса тела и другие.
Лечение уже развившихся заболеваний не дает должного эффекта и требуют больших экономических затрат.
Отсутствует постоянно действующая информационно-пропагандистская система санитарно-гигиенического образования населения.
В условиях реформирования системы здравоохранения ликвидируются структуры профилактической направленности - кабинеты и центры медицинской профилактики, профпатологические центры, снизилась ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения за организацию и проведение профилактических мероприятий.
За последние годы в Омской области отмечается неуклонная тенденция к росту уровня заболеваемости населения злокачественными опухолями, что хорошо видно по диаграмме:
1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г.
Заболеваемость
на 100 тыс. населения:
Область в целом 216,7 238,8 250,4 265,2
г. Омск 205,3 270,3 272,5 219,8
В структуре заболеваемости основными локализациями являются:
I - трахея, бронхи, легкие - 47,3 на 100 тыс. (1992 г. - 41,9)
II - желудок 29,7 -"- (1992 г. - 31,8)
III - молочная железа 24,0 -"- (1992 г. - 23,0)
Не может не вызвать тревогу и ситуация в детской онкологии. В 1993 г. заболеваемость детской онкопатологией по области составила 12,9 на 100 тыс. населения. Было взято на учет с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования - 74 ребенка.
На конец 1993 г. на учете в ООД состояло 230 детей (1992 г. - 197).
II. Цели и задачи программы:
Главной целью программы являются улучшение выявляемости, снижение запущенности и смертности от онкологической патологии.
Для достижения этих целей необходимо:
- разработать и выполнить долгосрочную программу медикобиологических проблем по прогнозированию заболеваемости;
- улучшение диагностики на догоспитальном этапе с внедрением в районных и участковых ЛПУ современных методов обследования;
- разработка, внедрение и усовершенствование медико-экономических стандартов диагностики и лечения на всех этапах работы с больными;
- улучшение снабжения медицинским оборудованием, инвентарем и медикаментами для специального обследования и лечения, создание благотворительных фондов для выполнения данной задачи;
- совершенствование системы оперативного управления. Улучшение научной и организационно-методической помощи, как специализированным, так и общелечебным учреждениям, издание популярной литературы, использование радио и ТВ по вопросам профилактики онкозаболеваний;
- улучшение профессиональной подготовки специалистов районной и участковой лечебной сети с использованием местных и центральных институтов;
- повышение социальной и правовой защищенности работников онкологической службы;
- пропаганда здорового образа жизни, создание баз данных на канцерогенные вещества в регионе;
- воссоздание в структуре поликлиник ЛПУ смотровых кабинетов с обязательным цитологическим исследованием.
III. Основные этапы и направления программы
Первый этап (1995 г.):
- проведение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по внедрению новых международных и отечественных методик лечения, разработка и внедрение новой диагностической и лечебной аппаратуры;
- разработка научно обоснованных рекомендаций по выявлению злокачественных заболеваний, формированию групп риска и диспансерному наблюдению за ними, издание литературы по профилактике онкозаболеваний;
- возврат к методике всеобщих осмотров с применением скриниговых программ;
- оснащение оборудованием, материалами и медикаментами в объеме, необходимом для диагностики и лечения.
Второй этап (1996 г.)
- завершение построения, организации онкологической службы на всех этапах;
- организация узкоспециализированных межтерриториальных центров.
На всех этапах:
- улучшение материально-технической оснащенности;
- капитальный и текущий ремонт зданий и помещений;
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов;
- совершенствование подготовки кадров;
- внедрение обязательного и добровольного медицинского страхования.
IV. Ожидаемый результат
Выполнение всех вышеизложенных пунктов программы, по нашим прогнозам, предполагает уменьшить запущенность на 7-10%, что соответственно позволит уменьшить годичную летальность на 3-5%, а пятилетнюю выживаемость увеличить на 5-7%. Вместе с тем, можно будет ожидать уменьшения инвалидизации за счет улучшения результатов лечения.
V. Задачи управления
- координация программных работ и анализ эффективности их использования;
- оценка деятельности службы и коррекция комплекса проводимых мероприятий.
На основании вышеизложенного предлагаем, следующие разделы, подлежащие финансированию.
VI. Исполнители программы
- областной онкологический диспансер
- департамент здравоохранения г. Омска
- главные врачи районов.
Утверждаю
Начальник главного
управления здравоохранения
администрации области
В.К. Стороженко
Целевая программа
по выявлению и профилактике эндемического зоба
по Омской области на 1994-1996 гг.
Обоснование программы
Высокая заболеваемость населения зобной болезнью, особенно в северных районах, обратила на себя внимание специалистов после проведенных в 199092 гг. медицинских обследований взрослого населения и детского населения. В ряде районов и отдельных населенных пунктах заболеваемость зобом составляет до 40% и выше от числа осмотренных.
В 1990-92 гг. по установлению причин и факторов заболевания зобной болезнью санитарной службой обследовано 5 северных районов. В настоящее время аналогичное обследование необходимо провести еще в 5-ти районах: Знаменском, Тарском, Тевризском, Большереченском, где среди населения, также регистрируется высокая заболеваемость зобом.
Необходимость разработки данной программы вызвана также и решением Президиума и исполкома областного Совета народных депутатов от 30.07.92 N 83-3 "О неотложных мерах по борьбе с эндемическим зобом".
Цель, задачи и этапы реализации программы
Целью программы является - выявление причин и факторов развития зоба среди населения Омской области и разработка мероприятий по его профилактике.
Для реализации цели программы необходимо выполнить следующие основные задачи:
1. Санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое обследование эндемичных районов - I этап (1994-95 гг.).
2. Разработка предложений по профилактике зобной болезни среди населения - II этап (1995 г.).
3. Проведение профилактических мероприятий среди населения области - III (1996 г.).
В каждом районе обследуются не менее 5-ти населенных пунктов, где регистрируются клинически наиболее высокая заболеваемость. Работает 1 бригада с автомашиной в составе 4 врачей с необходимым оборудованием. Срок работы бригады в каждом районе не менее 5-ти дней.
Санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое
обследование эндемичных районов
Для реализации настоящей задачи необходимо выполнить:
- провести анализ заболеваемости населения, ее регистрации в ЦРБ и населенных пунктах на основании медицинских осмотров (взрослое и детское население, в т.ч. в организованных коллективах). Анализ питания населения за последние пять лет по поступающим и местным продуктам с целью определения физического потребления иода в пищевых продуктах и питьевой воде;
- провести опрос семей (не менее 50), где зарегистрированы случаи заболеваемости зобом (по опросным картам). Провести анализ рационов питания в детских и подростковых учреждениях с целью определения его полноценности;
- анализ медицинского обслуживания населения, в т.ч. детей организованных коллективов с целью профилактики зобной болезни;
- анализ состояния водоснабжения населения, в т.ч. содержание иода в питьевой воде.
В установление причин и факторов зобной болезни необходимо также, в каждом населенном пункте провести лабораторные санитарно-химические и радиологические исследования почвы, воды, пищевых продуктов, а также провести автомобильную радиационную гаммасъемку 5 населенных пунктов (не менее 100 км.).
Разработка предложений по профилактике
зобной болезни среди населения
Выполнение поставленной задачи включает в себя: анализ проделанной работы в обследованных районах, обобщение результатов лабораторных и инструментальных исследований с подготовкой соответствующих выводов и предложений по профилактике зобной болезни среди населения эндемичных районов области.
Для реализации данной программы необходимы следующие финансовые затраты:
- просвещение населения и подготовка медицинских работников;
- определение распространенности эндемического зоба у населения г. Омска и районов области;
- санитарно-гигиеническое и эпидемиологическое обследование эндемичных районов;
- профилактика зобной болезни.
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Предупреждение развития эндемического зоба у детей, что будет способствовать укреплению здоровья детей и подростков, а в дальнейшем положительно скажется на состоянии здоровья взрослого населения.
2. Оздоровление взрослых, страдающих эндемическим зобом, узловыми поражениями щитовидной железы.
3. Профилактика и раннее выявление рака щитовидной железы.
Исполнители программы:
Областная клиническая больница
Областная детская клиническая больница
Областной центр госсанэпиднадзора
Утверждаю
Начальник главного
управления здравоохранения
администрации области
В.К. Стороженко
Целевая программа
"Охрана здоровья женщин и детей
в Омской области на 1994-1996 гг."
Обоснование программы:
Охрана материнства и детства остается одной из самых болезненных медицинских и социальных проблем. В Омской области усугубляются демографические процессы: за последние 5 лет снизилась рождаемость с 16,0 на 1000 до 10,7 на 1000, впервые зарегистрирован отрицательный баланс естественного прироста населения. Показатели младенческой и материнской смертности остаются высокими. Основная доля в структуре младенческой смертности за последние три года приходится на болезни перинатального периода и врожденные пороки, что обусловлено ухудшением качества здоровья беременных женщин.
В условиях нарастающего кризиса воспроизводства населения области, особенно важно обеспечение условий для выхаживания и сохранения здоровья каждого родившегося ребенка. Ни один из функционирующих в области, родильных домов не может обеспечить современных технологий выхаживания новорожденного, площадь на 1 койку в отделениях новорожденных в 2 раза ниже нормативной, из-за дефицита площадей не внедряется перспективный метод совместного пребывания в родильном доме новорожденного и матери.
Несмотря на проведение в области с 1991 г. скрининга беременных женщин на врожденную патологию плода и прерывания беременности в связи с этим у 109 женщин, остается достаточно высокой заболеваемость врожденной и наследственной патологией среди новорожденных 15,0-15,3 на 1000.
Негативное влияние на здоровье женщин детородного возраста оказывает широкое распространение абортов в области, в учреждениях здравоохранения регистрируется 2,4 абортов на каждые роды.
Осложнения абортов, преимущественно внебольничных, являются одной из причин материнской смертности и составляют 30%, треть в структуре причин последней. В 1993 г. зарегистрировано 5210 абортов у девочек-подростков от 15 до 18 лет. Это результат неподготовленности молодежи к сексуальным отношениям, к охране своего здоровья.
Для развития службы охраны здоровья матери и ребенка остро стоит вопрос о создании перинатального центра на базе строящегося родильного дома в Первомайском районе г. Омска, структурно объединяющего медико-генетическую консультацию, центр планирования семьи, родильный блок с отделениями экстрагенитальной патологии, послеродовой реабилитации женщин и все этапы выхаживания новорожденных, что исключает дублирование служб, аппаратуры и кадров в других лечебно-профилактических учреждениях родовспоможения и детства, сведет к минимуму транспортные расходы на транспортировку новорожденных.
Эпидемиологическая обстановка, рост дифтерии, кишечных инфекций и пр. при отсутствии в области типового инфекционного стационара сказывается на уровне и результатах оказываемой помощи.
На сегодняшний день в области 825 детских инфекционных коек (норматив 2840). В больницах г. Омска имеется только 14 боксов на 55 мест (норматив 255).
В период ухудшения социально-экономических условий, необходимо принять предупредительные защитные меры в области оказания медицинской помощи женщинам и детям. Выполнение предложенной программы предусматривает и способствует улучшению охраны здоровья женщин-матерей и детей раннего возраста, снижению смертности, реабилитации хронических больных и снижению детской инвалидности.
II. Цель и задачи программы:
- предупреждение рождения детей с врожденными пороками развития, включая скринирующие программы для раннего выявления больных и угрожаемых по наследственной патологии, заболеваний, обусловленных внутриутробным инфицированием;
- обеспечение комплексного подхода по оказанию медицинской помощи женщинам детородного возраста, беременным, роженицам и новорожденным детям на базе перинатального центра;
- не допустить ослабления службы интенсивной терапии и реанимации наиболее весомо влияющей на снижение младенческой и материнской смертности;
- оказание медицинской помощи новорожденным детям на II этапе реабилитации новорожденных - III этапе выхаживания;
- своевременная диагностика, лечебная коррекция нарушений функций матери - плода - новорожденного ребенка;
- организация оказания комплексного лечения беременных женщин с наиболее тяжелой терапевтической патологией с целью сохранения жизни матери и ребенка;
- улучшение условий оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями;
- реабилитация детей с хронической патологией;
- обеспечение детей 1 и 2 года жизни бесплатным питанием;
- планирование семьи и борьба с абортами.
III. Основные этапы и направления программы:
- обеспечить диагностику врожденных уродств, патологических состояний, обусловленных внутриутробными инфекционными заболеваниями;
- продолжение строительства перинатального центра в Первомайском районе г. Омска на 1994-97 гг.;
- улучшить материальную базу реанимационных отделений в районах области и областной детской клинической больнице, детской клинической больнице N 2, 3 г. Омска и детской инфекционной больнице N 2;
- развивать материальную базу городского неонатологического центра;
- развивать материальную базу службы неотложной помощи родильного дома N 3 - центра по невынашиванию беременности;
- улучшить материальную базу родильного дома N 9 ГБ-1 - центра экстрагенитальной патологии и областного родильного дома;
- начать строительство детской инфекционной больницы на 300 коек с 1994 г. (1994-97 гг.);
- обеспечить всех нуждающихся детей необходимым набором лекарственных препаратов и медицинскими принадлежностями, препаратами для профилактики фоновых заболеваний (рахит, анемия и др.), адаптированными молочными смесями;
- обеспечить доступность средств контрацепции для девочек-подростков и женщин детородного возраста.
IV. Ожидаемый результат реализации программы:
- не допустить роста смертности детей от врожденных уродств, обеспечить снижение неонатальной смертности или не допустить ее роста, профилактика роста инвалидности с детства;
- снижение числа преждевременных родов, уменьшения смертности среди новорожденных с низкой массой тела, снижение ранней неонатальной смертности;
- снижение материнской смертности;
- снижение детской смертности от инфекционной патологии;
- уменьшить обострение хронических заболеваний, продлить ремиссии;
- снижение абортов, увеличение удельного веса "мини-абортов" до 30-35%, обеспечение "сознательного родительства".
Исполнители программы:
Омская медицинская академия
Департамент здравоохранения г. Омска
Областная детская клиническая больница
Диагностический центр
Областная клиническая больница
Областной центр госсанэпиднадзора
АООТ "Медтехника"
Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств.
Утверждаю
Начальник главного
управления здравоохранения
администрации области
В.К. Стороженко
Целевая программа
диагностика, лечение и профилактика болезней сердца и сосудов
Заболевания сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь гипертония, атеросклероз, инфаркт миокарда - стали серьезной угрозой для жителей высокоразвитых стран. Экономические потери от этих болезней в США достигают 60 млрд. долларов в год. Отмечается рост заболеваемости среди молодого населения. Так, за 5 лет с 1977 по 1982 г. число заболеваний гипертонической болезнью (ГБ) возросло с 17,7 на 1000 человек до 19,9; ишемической болезнью сердца (ИБС) с 8,5 до 9,4 на 1000 чел.
Болезни органов кровообращения в структуре заболеваемости населения занимают 4-5, в некоторых городах 2-3 место. За последние годы смертность мужчин в возрасте 35-40 лет возросла более, чем на 60%, а мужчин в возрасте до 31 года на 5-15%.
В России, как и в большинстве экономически развитых стран, артериальная гипертония - одно из наиболее распространенных сердечно-сосудистых заболеваний. Исследования показали, что около 15% школьников имеют повышенное артериальное давление, что увеличивает риск развития у них артериальной гипертонии, когда они станут взрослыми. Распространенность артериальной гипертонии колеблется от 11 от 29%. Тем не менее, в большинстве городов, она составляет примерно 20%, т.е. каждый пятый мужчина трудоспособного возраста в России, имеет артериальную гипертонию. Как и среди мужчин, каждая пятая женщина 20-60 лет имеет артериальную гипертонию.
Артериальная гипертония - грозный фактор риска смерти от сердечно-сосудистой патологии. Смертность от сердечно-сосудистой патологии среди мужчин 50-59 лет, сравнительно с группой, не имеющих основные факторы риска, при наличии только артериальной гипертонии увеличивается в 2-3 раза, а при сочетании артериальной гипертонии с курением или дислипопротедидемиями - возрастает более чем в 6 раз.
В России от 30 до 40 % больных артериальной гипертонией не знают о наличии у них этого заболевания. Эпидемиологические исследования, проведенные в различных регионах страны, показывают, что около 60% взрослого населения имеют концентрацию в крови общего холестерина выше желаемого уровня и примерно 20% имеют уровень, соответствующий высокому риску развития сердечно-сосудистых заболеваний, требующих действий со стороны медицинских работников по его снижению (250 и более мг/дл, или 6,2 ммоль).
В нашей стране, ишемическая болезнь сердца в структуре смертности составляет 20-25%. Необходимо учитывать и тот факт, что гипертоническая болезнь нередко является причиной сосудистых заболеваний головного мозга. Вместе с тем, распространенность ГБ и ИБС различны в разных регионах России, что может быть обусловлено особенностями проживания (климато-географическая зона, питание, национальные обычаи и др.).
В Омской области смертность от болезней кровообращения стоит на 1-м месте, выход на инвалидность также занимает 1-е место. Но, вместе с тем, остается очень низкой выявляемость болезней сердечно-сосудистой системы. В связи с этим, успешная профилактика этой группы болезней, диагностика и лечение требуют разработки региональных программ.
Цель: разработать региональную программу ранней диагностики, лечения и профилактики основных болезней сердца и сосудов. На ее основе добиться стабилизации и снижения заболеваемости гипертонической и ишемической болезни сердца. Улучшить "качество" жизни больных хроническими заболеваниями сердца и сосудов.
Задачи:
1. Провести эпидемиологическое исследование распространения ГБ и ИБС, ревматизма и дисплазий соединительной ткани среди жителей г. Омска и области.
2. Выделить основные факторы риска для ГБ и ИБС.
3. Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у больных ГБ и ИБС, ревматизмом и дисплазией соединительной ткани с факторами риска.
4. Разработать автоматизированную систему для массовых профилактических обследований.
5. Разработать программу первичной и вторичной профилактики ГБ и ИБС для жителей г. Омска и Омской области.
6. Предусмотреть выделение средств на проведение первичной и вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (лекарственные препараты, диагностическое и лечебное оборудование).
7. Для осуществления вышеперечисленных задач предусмотреть строительство кардиохирургического комплекса на 300 коек, при кардиодиспансере и 240 коек при областной клинической больнице.
Этапы исследования:
Работа включает в себя несколько этапов. На первом этапе (1994 г.) предполагается провести эпидемиологическое исследование с целью выявления распространения факторов риска для ГБ и ИБС. В то же время будет проведено изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у больных, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и здоровых, подверженных факторам риска. Эпидемиологическое исследование охватывает 3 тысячи жителей г. Омска. В Советском районе - 1000 человек, Кировском - 1000, Куйбышевском - 1000. Обследоваться будет как организованное, так и неорганизованное население в возрасте от 15 до 60 лет.
В сельских районах (Тарский, Калачинский, Исилькульский, Русско-Полянский, Шербакульский) будет обследовано 3 тыс. человек, т.е. по 600 человек в каждом районе.
Обследование будет проводиться силами трех специализированных бригад с привлечением необходимых специалистов (рентгенолог, акушер-гинеколог, окулист, уролог, невропатолог и др.).
В 4-м квартале 1994 г. - 1 квартал 1995 г. будет проводиться статистическая обработка полученных клинических данных и лабораторно-инструментальных данных. Разрабатывается программа профилактики основных сердечно-сосудистых заболеваний. На втором этапе (1995 г.) будет проводиться широкое внедрение результатов работы, которое включает в себя следующие аспекты:
1. Пропаганда необходимых для населения знаний, способствующих снижению заболеваемости ГБ и ИБС.
2. Вторичная профилактика ГБ и ИБС с использованием ЛФК, физических методов лечения, диеты, медикаментозных средств, психотерапии, открытием стационаров дневного пребывания, расширением кардиодиспансера.
3. Лечение больных с заболеваниями сердца и сосудов. Для чего необходимо предусмотреть строительство кардиохирургического комплекса на 300 коек. В 1994 г. изготовить проектно-сметную документацию. В 1995-96 гг. начать строительство.
4. Разработать и внедрить в практику лечебно-профилактических учреждений г. Омска и области Программу для раннего выявления и прогнозирования течения заболеваний сердца и сосудов.
5. На третьем этапе (1995-96 гг.) провести оценку эффективности предполагаемой целевой программы.
Ожидаемый результат реализации программы
В течение 1995-96 гг. прекращается дальнейший рост заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В последующие годы (199799 гг.) ожидается снижение общей смертности на 10%, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%.
Исполнители программы
Омская медицинская академия
Городской кардиодиспансер
Областная клиническая больница
Утверждаю
Начальник главного
управления здравоохранения
администрации области
В.К. Стороженко
Программа
организация центра эндоскопических методов диагностики и лечения
заболеваний желудочно-кишечного тракта и суставов
Создание современных оптических фиброволокнистых приборов позволило значительно улучшить диагностику заболеваний желудочно-кишечного тракта, проводить многие оперативные вмешательства без разрезания кожных покровов. Это позволило улучшить профилактику онкозаболеваний, дало значительное улучшение результатов хирургического лечения таких заболеваний как желчно-каменная болезнь, язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки, полипов желудка, заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Рациональное использование эндоскопических методов диагностики и лечения, в клинической практике позволило в 2-3 раза сократить послеоперационный госпитальный период и дальнейшее амбулаторное лечение. Подавляющее число пациентов, в том числе и люди тяжелого физического труда полностью реабилитируются и возвращаются к своей профессиональной деятельности в короткие сроки, что зачастую невозможно при проведении операций традиционным способом.
По данным за 1993 г. в Омской области произведено 2597 операций по удалению желчного пузыря при желчно-каменной болезни и остром холецистите, при этом умерло 40 человек. После таких оперативных вмешательств, больные находятся на стационарном лечении в течение 2-2,5 месяцев.
При применении эндоскопической операции у подобного рода пациентов, пребывание в больнице сокращается до 3-4 суток, через 7-10 суток после операции, практически человек становится работоспособным. Если учесть, что 50 процентов больных с камнями в желчном пузыре могут быть подвергнуты лапороскопической холецистоэктомии, то в 1993 г. можно было провести 1200 операций без вскрытия брюшной полости, сэкономив при этом значительные средства.
Кроме того, в Омской области до 800 пациентов нуждаются в эндоскопической операции на коленном суставе. В перспективе, эндоскопические операции должны применяться при аппендиците, грыжах, язвенной болезни и т.д.
Однако, дорогостоящая аппаратура, высокая плата за обучение и подготовку специалистов, с одной стороны и ограниченные финансовые возможности с другой стороны, сдерживают дальнейшее развитие эндоскопических способов диагностики и лечения.
В таких условиях, для того, чтобы не снизить уровня оказания специализированной медицинской помощи населению, безболезненно перейти к страховой медицине целесообразно сконцентрировать усилия специалистов и аппаратуру в крупных специализированных центрах.
Цель создания эндоскопических центров:
1. Обеспечить доступность населению лечебно-диагностических услуг.
2. Разработка научно-обоснованных технологий лечения распространенных заболеваний желудочно-кишечного тракта: рака пищевода, толстой кишки и т.п., желчно-каменной болезни, язвенной болезни, а также заболеваний суставов.
3. Подготовка квалифицированных специализированных кадров.
4. Конечная цель: улучшение качества здоровья населения г. Омска и Омской области.
В настоящее время лапороскопические операции проводятся в МСЧ-10 в отделении хирургической гастроэнтерологии и оперативной хирургии, в Областной клинической больнице получена соответствующая аппаратура, в Областной специализированной травматолого-ортопедической больнице проводятся артрологические эндоскопические операции.
Таким образом, для удовлетворения потребностей населения в современных диагностических и лечебных пособиях предлагается развернуть три центра эндоскопической хирургии: в Областной клинической больнице - на базе отделения гастрохирургии - Центр лапороскопической хирургии; в МСЧ-10 на базе отделения хирургической гастроэнтерологии и оперативной хирургии - Центр эндоскопических методов диагностики и лечения; в Областной специализированной травматолого-ортодедической больнице - на базе отделения взрослой ортопедии - Центр диагностической и оперативной артроскопии.
Основные этапы и направления программы:
На 1994 год планируется:
- приобретение операционной эндоскопической аппаратуры и размещение ее в ОКБ, МСЧ-10, СТОБ. На этих базах будут развернуты специализированные операционные;
- подготовка кадров хирургов и операционных сестер по основам эндоскопической хирургии;
- освоение и внедрение в клиническую практику оперативных эндоскопических вмешательств при патологии желчного пузыря, остром аппендиците, разрывах менисков коленного сустава.
На 1995 год планируется:
- приобретение эндоскопических сшивающих аппаратов;
- обучение хирургов специальным методам оперативных вмешательств на центральных базах России и зарубежных клиник;
- освоение и внедрение в практику оперативных вмешательств на желудке, кишечнике, женских половых органах, суставах;
- разработать методические рекомендации для медицинских работников области по клиническому отбору, подготовке к эндоскопическим операциям и послеоперационному ведению больных.
На 1996 г. планируется:
- с приобретением дополнительной эндоскопической техники создать отделение эндоскопической хирургии;
- создать на базе лапороскопического хирургического центра (ОКБ) Центр по клинической подготовке врачей - специалистов.
Ожидаемый результат реализации программы:
Выполнение данной программы имеет большое социально-экономическое значение, т.к.:
- позволит примерно в 4 раза сократить срок нетрудоспособности больных;
- уменьшаются финансовые затраты лечебных учреждений при лечении подобной группы больных;
- важно для больных и косметическое значение при подобного рода операциях.
Реализация данной программы позволит внедрить передовые технологии в хирургии и сохранить одну из ведущих позиций Омского здравоохранения в Сибирском регионе, позволит оказывать населению города и области высоко специализированную медицинскую помощь на современном уровне.
Исполнители программы:
Омская медицинская академия
Областная клиническая больница
МСЧ-10
Областная специализированная травматолого-ортопедическая больница.
Утверждаю
Начальник главного
управления здравоохранения
администрации области
В.К. Стороженко
Программа трансплантации органов
(открытие Областного центра по пересадке почки)
Обоснование программы
Программа разработана во исполнение Закона РФ "О трансплантации органов и тканей человека" от 22.12.92 N 4181-1.
Одной из острейших проблем, не получивших сегодня разрешения, является проблема трансплантации почки. Больные в терминальной стадии хронической почечной недостаточности направляются на пересадку почки в Москву, где очередь составляет в среднем 3-5 лет, стоимость операции и связанных с ней расходов в настоящее время приближается к 12 млн. рублей.
В целом по области около 70 больных находятся на хроническом гемодиализе (средняя продолжительность жизни, без проведения пересадки почки 3-4 года). Стоимость гемодиализа около 400 тыс. рублей (в год необходимо 150 гемодиализов 1 больному - 60 млн. руб.), с учетом продолжительности жизни 240 млн. рублей. Стоимость лечения в год 70-ти больных - 420 млн. рублей.
В 1992-93 гг. в городской клинической больнице N 1 проводилась подготовительная работа по внедрению метода трансплантации почки в практику Омского здравоохранения. Подготовлены кадры, закуплено и активно эксплуатируется оборудование голландской фирмы "Гамбро" система очистки воды, 4 аппарата "Искусственная почка". На этой же базе работает городской иммунологический центр.
Цель и задачи программы
Открытие центра по пересадке почки на базе ГКБ-1.
Основные этапы и направления программы:
На первом этапе 1994-95 гг.
Подготовка кадров для обеспечения системы взаимозаменяемости. Организация службы по забору и консервированию донорских органов. Открытие иммунологического и морфологического отдела. Открытие "стерильных" палат для больных, получающих иммунодепрессивную терапию.
На втором этапе 1995-96 гг.
Подготовка больных к пересадке почки и их лечение в послеоперационном периоде. Эффективная терапия больных после пересадки почки. Пересадка почки - 15 пересадок в год.
Ожидаемый результат реализации программы
Снижение смертности и продление жизни больным с хронической почечной недостаточностью.
Сопоставя экономические затраты на открытие Центра трансплантации почки и расходы на проведение хронического гемодиализа, эти расходы окупятся в течение трех лет.
Исполнители программы:
Департамент здравоохранения г. Омска
Городская клиническая больница N 1.
Утверждаю
Начальник главного
управления здравоохранения
администрации области
В.К. Стороженко
Программа
по профилактике психо-социальных факторов риска,
злоупотребления алкоголем, наркотиками и пограничных
нервно-психических расстройств 1994-1996 гг.
В Омской области, как и в целом по России, особенно в промышленных центрах, каковым является г. Омск, злоупотребление алкогольными напитками и связанная с этим заболеваемость населения является одной из лидирующих проблем охраны здоровья населения.
Особенно остро этот вопрос встал в 1993-94 гг. Если судить по динамике заболеваемости алкогольными психозами, то алкоголизация населения увеличилась только за 1993 г. в 2,7 раза по сравнению с 1992 годом.
Динамика заболеваемости алкогольными психозами:
1984 г. 1987 г. 1992 г. 1993 г.
Число случаев, госпитализиро-
ванных в областную клиническую
психиатрическую больницу
(г. Омск) 684 161 321 873
При этом, необходимо учитывать, что за каждым случаем алкогольного психоза - не менее десяти активно злоупотребляющих алкоголем больных алкоголизмом.
В течение последнего десятилетия государственная политика по отношению к употреблению алкоголя менялась по меньшей мере дважды: от репрессивного законодательства и чрезвычайных мероприятий 1985 г. до полной вседозволенности и анархии в 90-х годах. В последнее время имеются данные исследователей, что в 1992 г. реальное потребление алкоголя достигло уровня 1984 года (когда Россия превосходила мирового лидера по потреблению алкоголя - Францию), а с 1993 г. превышает этот уровень.
Влияние злоупотребления алкоголем на здоровье населения чрезвычайно велико и разнообразно. Среди больных алкоголизмом общая заболеваемость в 1,5 раза выше, чем населения в целом.
В структуре заболеваемости доминируют болезни печени, поджелудочной железы, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства. Более половины несчастных случаев, травм, значительная часть преждевременной смертности и патологии новорожденных обусловлены алкоголь-зависимыми причинами.
В 1993 г. в Омской области зарегистрирован рост числа наркоманий в 4,2 раза превышающий уровень 1992 г. Преобладающую часть лиц, обращающихся на лечение по поводу наркомании, составляют лица, в возрасте от 17 до 23 лет, с давностью начала регулярной наркотизации 1,5-2,5 года.
По мнению специалистов, численность выявленных больных составляет лишь десятую часть, в лучшем случае, реальной численности больных в населении.
Высокая криминогенность больных наркоманиями и низкая курабельность больных (по мнению специалистов не превышающая 5-10%) делают прогноз ситуации, связанной с наркотиками самым неблагоприятным.
Психосоциальные факторы в индустриальном обществе играют все большую роль в развитии таких заболеваний как сердечно-сосудистые, пограничные нервно-психические расстройства и ряда других.
Учитывая социальные изменения, происходящие в стране, экономические трудности и связанные с ними стрессовые ситуации еще более усиливают риск возникновения психосоматической и другой неинфекционной патологии. Об этом свидетельствует увеличивающееся число обращений в медико-психологическую службу (телефон доверия) и психотерапевтические кабинеты.
Показателем психологического состояния нашего населения является рост самоубийств. В 1992 г. суицидологической службой зарегистрировано 1371 попытки самоубийства, а в 1993 г. их уже 2029. И эта информация не является полной. Более чем каждый четвертый случай закончился смертью.
Среди попыток самоубийств 20,8% приходится на возраст до 18 лет, 61,4% - от 19 до 55 лет, 17,8% - старше 55 лет.
Особую тревогу вызывает возросшее вдвое число попыток самоубийств в возрасте до 18 лет.
Необходимость развития психотерапевтической службы определяется несоответствием между значительно возросшим спросом на нее у населения и имеющимися возможностями здравоохранения.
Цель:
Выявление факторов, влияющих на распространение злоупотребления алкоголем, наркотиками, особенно среди молодежи, и возникновение пограничных нервно-психических расстройств.
Разработка региональной перспективной программы профилактики, ранней диагностики и лечения алкоголизма, наркоманий, пограничных нервно-психических расстройств.
Организация мероприятий, снижающих отрицательное влияние их на здоровье населения.
Задачи:
1. Провести эпидемиологическое исследование распространенности злоупотреблений алкоголем и наркотиками в подростковой популяции г. Омска и области.
2. Определить основные факторы риска вовлеченности в злоупотребление алкоголем, наркотиками и возникновения пограничных нервно-психических состояний.
3. Определить и внедрить необходимые лечебно-организационные мероприятия по первичной и вторичной профилактике алкоголизма, наркоманий, пограничных нервно-психических расстройств и пропаганде здорового образа жизни.
Этапы работы: Выполнение программы предлагает несколько этапов.
Первый этап - (1994 г.) развертывание системы пропаганды в населении здорового образа жизни. Что требует организации и подготовки кадров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики алкоголизма, наркоманий, пограничных нервно-психических расстройств.
- организация детского психо-терапевтического кабинета и рассмотрение вопроса об организации Центра психического здоровья;
- проведение исследования в одном из районов города с целью выявления распространенности злоупотребления алкоголем, наркотиками и пограничных нервно-психических расстройств, особенно в подростковой популяции;
- реорганизация работы межведомственных комиссий по профилактике алкоголизма и наркотизма при администрациях г. Омска и области.
Исследовательская часть программы будет проводиться силами подростковой службы наркологического диспансера и детско-подросткового психиатрического диспансера при участии и под руководством кафедры психиатрии ОГМИ. Предполагается организация трех бригад из 6-8 специалистов.
Второй этап - (1995 г.) проводится исследование двух сельских районов области и обработка полученных результатов с формированием региональной программы профилактики (первичной и вторичной) заболеваемости алкоголизмом, наркоманиями, пограничными нервно-психическими расстройствами. Организация и открытие психотерапевтических кабинетов.
Третий этап - (1996 г.) предполагает проведение оценки эффективности программы и внедрение региональной программы профилактики.
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Омской области от 29 ноября 1994 г. N 574-п "О региональной программе неотложных мер... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.