Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Главы
Администрации (Губернатора)
области
от 16.05.96 г. N 271-п
Примерное положение
об общественных инспекциях по делам
несовершеннолетних и охране их прав
1. Общие положения
1.1. Общественные инспекции по делам несовершеннолетних и охране их прав (далее ОИДН) являются общественными формированиями, образуемыми при сельских или поселковых администрациях районов области для оказания помощи администрации и органам внутренних дел в профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, профилактической работе с неблагополучными семьями, оказании на них необходимого воспитательного воздействия, защите и охране прав и интересов несовершеннолетних.
Примечание: При необходимости ОИДН могут создаваться в отдельных микрорайонах г. Омска при общественных пунктах охраны правопорядка постановлением главы администрации района.
1.2. Решения о создании и упразднении ОИДН принимается местными администрациями.
1.3. Непосредственное руководство работой ОИДН осуществляет сельская (поселковая) администрация, на территории которой она образована.
1.4. Сельские администрации, комиссии по делам несовершеннолетних администраций районов осуществляют контроль за деятельностью ОИДН, обеспечивают их взаимодействие с государственными органами, общественными организациями и органами общественной самодеятельности в работе по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, охране и защите прав и интересов детей и подростков.
1.5. ОИДН осуществляют работу по профилактике правонарушений среди подростков и защите интересов детей на основе Конвенции ООН о правах ребенка, иных международных правовых актов по защите прав детей, Конституции Российской Федерации, норм российской законности в тесном взаимодействии с подразделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетних горрайорганов внутренних дел, опираясь на поддержку и содействие общественных и государственных организаций, органов опеки и попечительства, образовательных, спортивных, культурно-просветительных и медицинских учреждений, органов социальной защиты населения.
1.6. Органы внутренних дел обеспечивают ОИДН необходимой для их деятельности информацией о состоянии безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних; подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и органы опеки и попечительства оказывают ОИДН методическую и практическую помощь в работе.
1.7. Для работы в ОИДН могут привлекаться на добровольных началах граждане не моложе 18 лет, положительно характеризующиеся на производстве, по месту учебы и жительства, способные по своим деловым и моральным качествам успешно выполнять поставленные перед ними задачи по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и оказанию на них необходимого воспитательного воздействия, а также необходимой помощи в защите интересов детей и подростков.
Указанные лица подбираются из числа рабочих, работников сельского хозяйства, служащих, работников учреждений образования, культуры, спорта, здравоохранения, предпринимателей, учащихся высших и средних специальных учебных заведений, ветеранов войны и труда, пенсионеров, воинов-интернационалистов, родительской общественности и других граждан, добровольно изъявивших желание принимать участие в работе среди детей и подростков.
Примечание. Члены ОИДН по их желанию могут оформляться внештатными сотрудниками милиции.
1.8. ОИДН возглавляются гражданами, имеющими необходимую общеобразовательную подготовку, жизненный опыт и опыт работы с несовершеннолетними.
1.9. В работе по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений, охране прав детства и защиты интересов несовершеннолетних ОИДН руководствуются законодательством Российской Федерации, законами Омской области, постановлениями Администрации Омской области и органов местного самоуправления.
2. Полномочия общественных инспекций по делам
несовершеннолетних и защите их прав
2.1. ОИДН осуществляют контроль:
2.1.1. За организацией культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства, а в необходимых случаях - за состоянием воспитательной работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях и спортивных организациях.
2.1.2. За соблюдением администрациями организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм трудового законодательства в отношении несовершеннолетних.
2.1.3. За соблюдением прав детей-сирот, детей, находящихся под опекой (попечительством).
2.1.4. За деятельностью должностных лиц (дошкольных и общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) за своевременным сообщением в органы опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей.
2.2. ОИДН оказывают органам внутренних дел помощь и содействие в осуществлении индивидуальных воспитательных мероприятий в отношении несовершеннолетних:
- освобожденных из мест лишения свободы;
- осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;
- совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного либо административного воздействия или вследствие акта амнистии;
- совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
- совершивших преступления, когда в их отношении мера пресечения не связана с арестом;
- вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
- совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия;
- употребляющих спиртные напитки, наркотические или психотропные вещества;
- систематически самовольно уходящих из специальных учебновоспитательных учреждений;
- злостно уклоняющихся от учебы, работы, а также неработающие и неучащиеся;
- систематически занимающихся азартными играми;
- ведущих иной антиобщественный образ жизни.
Родителей и лиц, их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствующих совершению ими правонарушений.
3. Порядок деятельности общественных инспекций
по делам несовершеннолетних и защите их прав
3.1. ОИДН раз в месяц, а по мере необходимости и чаще, проводят заседания по вопросам:
3.1.1. Профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
3.1.2. По работе учебных заведений, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, участкового инспектора с подростками и родителями, перечисленными в п.п. 2.2.1 и 2.2.2.
3.1.3. О защите интересов и прав детей-сирот и детей, находящихся под опекой.
3.1.4. Рассмотрения дел о проступках несовершеннолетних, не подлежащих уголовной или административной ответственности и применения к ним мер общественного воздействия.
В необходимых случаях ОИДН ходатайствует перед соответствующими учреждениями и общественными организациями о закреплении за несовершеннолетними правонарушителями общественных воспитателей, шефов, наставников.
3.1.5. Рассмотрения дел в отношении родителей и применение к ним мер общественного воздействия.
3.2. ОИДН выходит с ходатайством в органы внутренних дел о постановке на учет несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, а также о снятии этих лиц с учета в связи с исправлением.
3.3. В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних представители общественности, принимавшие участие в деятельности ОИДН:
3.3.1. Выявляют несовершеннолетних правонарушителей, родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, а также иных лиц, оказывающих негативное влияние на несовершеннолетних, вовлекающих их в пьянство, склоняющих к употреблению наркотиков, занятию проституцией, совершению преступлений и незамедлительно сообщают о таких лицах в горрайорганы внутренних дел по месту их жительства.
3.3.2. Принимают непосредственное участие в проведении индивидуальной воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями и родителями, отрицательно влияющими на поведение детей, состоящих на учете в органах внутренних дел.
3.3.3. Совместно с работниками милиции, представителями общественности участвуют в проведении операции "Подросток", рейдов, патрулирований, дежурств в целях контроля за поведением несовершеннолетних в общественных местах, а также оказывают содействие должностным лицам групп (отделений) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних горрайорганов внутренних дел в проведении иных мероприятий по профилактике правонарушений среди подростков.
3.3.4. Содействуют государственным органам и общественным организациям вовлечению несовершеннолетних правонарушителей в занятия спортом, кружки художественной самодеятельности, клубы по интересам, а также в организации их общественно-полезной занятости в летний период, в том числе направлению несовершеннолетних в военизированные, спортивно-трудовые и другие специализированные лагеря, а также оформлению на временную работу и на работу в составе студенческих строительных отрядов.
3.3.5. Вносят предложения об обсуждении поведения несовершеннолетних правонарушителей, родителей и иных лиц, отрицательно влияющих на поведение детей, на заседаниях ОИДН, на собраниях жильцов или сельских сходов, либо о направлении материалов на правонарушителей в соответствующие государственные органы и общественные организации, при необходимости принимают участие в обсуждении этих материалов.
3.3.6. Совместно с органами внутренних дел, другими государственными органами и общественными организациями участвуют в работе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних.
3.3.7. Принимают участие в пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних, а также правовых и педагогических знаний среди родителей.
4. Документация общественных инспекций
по делам несовершеннолетних и охране их прав
4.1. Деятельность ОИДН осуществляется на основе планов, составляемых на календарный период (квартал, полугодие или год). План работы согласовывается с инспектором ГОППН горрайоргана внутренних дел и утверждается главой сельской (поселковой) администрации, на территории которой создано это формирование.
4.2. В ОИДН ведется следующая документация:
- журнал протоколов заседаний инспекции;
- журнал учета мероприятий, проводимых ОИДН (ведется в произвольной форме);
- список несовершеннолетних, состоящих на учете в ОППН, в том числе подростков "особой" категории (вместе с данными на их шефов или наставников);
- список учащихся, состоящих на внутришкольном контроле;
- список неучащихся и неработающих подростков;
- список неблагополучных семей;
- список детей-сирот;
- список подростков, находящихся под опекой (попечительством).
4.3. Ведение дополнительной документации в ОИДН разрешается только по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних администрации района.
5. Меры поощрения представителей общественности,
участвующих в деятельности ОИДН
5.1. Представители общественности, принимавшие активное участие в деятельности ОИДН и добившимся положительных результатов в работе по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и охране их прав, поощряются местными администрациями, а также руководителями органов внутренних дел и образования объявлением благодарности, награждением ценным подарком, грамотой, денежной премией и т.д.
6. Материально-техническое обеспечение ОИДН
6.1. Обеспечение ОИДН необходимыми помещениями, телефонной связью, мебелью, инвентарем и наглядными пособиями осуществляется местными администрациями.
6.2. Органы внутренних дел, образования, комиссии по делам несовершеннолетних обеспечивают ОИДН необходимыми для их работы инструктивно-методическими пособиями, справочной и юридической литературой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.