Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
Постановлением Глав Администраций
Омской области и города Омска
от 19.05.92 г. N 166-п/303-п
Порядок
применения нормативов платы за природопользование на территории Омской области
1. Настоящий порядок предусматривает взимание платы по нормативам с предприятий, колхозов, совхозов, фермерских и др. хозяйств, учреждений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности, видов деятельности, видов и форм собственности, других природопользователей, расположенных на территории Омской области (в дальнейшем природопользователи) за использование (изъятие) природных ресурсов и загрязнение природной среды (в дальнейшем природопользование).
2. Устанавливаются следующие виды нормативов платы за природопользование:
2.1. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес, иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы, в том числе:
- на воспроизводство и охрану природных ресурсов;
- за сверхнормативное и нерациональное использование (изъятие) природных ресурсов.
2.2. За загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за:
- выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнений в пределах установленных лимитов;
- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения сверх установленных лимитов.
2.3. Плата за выбросы (сбросы), размещение отходов и прочих загрязняющих веществ, а также за сверхнормативное и нерациональное использование (изъятие) природных ресурсов, представляет собой компенсацию за экологический ущерб от загрязнения окружающей среды и производится за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении природопользователя.
При отсутствии прибыли (дохода), а также в случае убыточности природопользователя плата за загрязнение природной среды производится за счет всех имеющихся в распоряжении природопользователей средств, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание.
3. За норматив платы на воспроизводство и охрану природных ресурсов принимается стоимость восстановленных работ и величины ущерба, наносимого природной среде в результате хозяйственной деятельности при добыче (изъятии) природного ресурса, рассчитанного с учетом инфляции и равного десяти процентам, от цены природного ресурса, по биржевому курсу или от цены реализации.
Примечание:
- Настоящим порядком платежи за право пользования природными ресурсами не устанавливаются.
- нормативы платы в соответствии с п. 3 не применяются при отпуске природных ресурсов местному населению.
3.1. Норматив платы может увеличиваться в два раза в зависимости от значимости и запасов природного ресурса, их изъятия на особоохраняемых территориях, в руслах, прибрежных, водоохранных зонах рек и других водоемов (кроме работ связанных с их очисткой и восстановлением).
3.2. Норматив платы за сверхнормативное и нерациональное использование (изъятие) природных ресурсов составляет пятикратный размер к нормативу платы на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3.3. Платежи перечисляются природопользователями в бесспорном порядке на счета экологического фонда и используются в соответствии с законом.
3.4. Порядок перечисления средств за загрязнение природной среды определен во "Временных Положениях об образовании и использовании экологических фондов".
4. Общий размер платы природопользователей за загрязнение природной среды равен суммам платы за допустимые и превышение допустимых загрязнений природной среды, в том числе за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, с учетом коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости.
4.1. Расчет величины сверхлимитного загрязнения производится на основании фактических данных за предшествующий год, мощностей технологического оборудования и времени его загрузки, планируемого объема выпуска продукции (услуг) и выхода загрязняющих веществ (отходов) на единицу продукции, либо инструментального аналитического контроля.
4.2. Для предприятий, осуществляющих самостоятельный водозабор из Иртыша и Оми, масса загрязняющих веществ (нефтепродукты, фенолы, СПАВ, тяжелые металлы, минеральные соли) в сточных водах уменьшается на величину фонового загрязнения поверхностных вод, за который принимается среднегодовые концентрации ингредиентов в створе выше населенного пункта в соответствии с данными госстатотчетности (р. Иртыш выше города Омска, с. Новая Станица; р. Омь черте г. Омска, гидропост).
Примечание: Для других населенных мест и водных объектов фон водоема принимается по среднегодовым показателям ближайших наблюдательных постов, расположенных выше населенного пункта, в соответствии с данными статинформации.
4.3. По окончании года производится перерасчет платежей по фактическим отчетным данным, уменьшаемым на массу аварийных (Залповых) выбросов (сбросов) истекшего года, если были взысканы соответствующие платежи.
4.4. Излишне внесенные суммы учитываются в платежах следующего года, либо возвращаются плательщику по его письменному требованию в течение 30 календарных дней.
4.5. Плата природопользователей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников определяется в зависимости от используемого вида топлива, как произведение соответствующих нормативов платы на количество израсходованного топлива.
Передвижные источники, оснащенные устройствами и системами нейтрализации газов освобождаются от платы сроком на год, в год установки нейтрализаторов. В последующие годы лимит выбросов от передвижных источников устанавливается с учетом КПД нейтрализатора и соответственно снижается сумма платы за лимит загрязнений.
Платежи за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами производится в соответствии с "Методическими указаниями по определению платы за превышение выбросов загрязняющих веществ автотранспортом" (Омск, 1991).
4.6. При отсутствии учета и отчетности по количеству и качеству выбросов загрязняющих веществ при сжигании топлива в котлах, производительностью до 30 т/час тепла, плата производится в зависимости от вида сжигаемого топлива, как произведение соответствующих, нормативов платы на количество израсходованного топлива.
5. Для предприятий, загрязняющих водоемы через системы коммунальной канализации с биологическими очистными сооружениями, устанавливается следующий механизм контроля и платы за загрязнение:
5.1. Плата за сброс для предприятий, загрязняющих водоемы через системы коммунальной канализации с биологическими очистными сооружениями, представляет собой компенсацию за экологический ущерб от загрязнения водоема недостаточно очищенными сточными водами. К этой категории природопользователей относятся все предприятия, сточные воды которых транспортируются через канализационные коллекторы (независимо от ведомственной принадлежности) на биологические очистные сооружения.
5.2. Плата за долю загрязнения водного объекта сточными водами абонентов ОБОС завода синтетического каучука и абонентов сетей предприятия водопроводно-канализационного хозяйства взимается непосредственно в экологические фонды и не является компенсацией за нанесение ими прямого ущерба очистным сооружениям или сетям канализации, на возмещение которого владельцы очистных сооружений и сетей предъявляют абонентам соответствующие иски.
(П. 5.2 соответствует п. 8 "Положения", утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 30 мая 1990 г. N 179).
5.3. Услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод не входят в состав платы за загрязнение водного объекта, и оплачиваются в соответствии с договорами между природопользователями и владельцами очистных сооружений и сетей.
5.4. Доля каждого предприятия в загрязнении водоема представляет собой массу загрязняющих веществ, не улавливаемых и не обезвреживаемых в процессе очистки, и определяется как сумма произведений концентраций загрязняющих веществ в стоках, поступающих на очистные сооружения, на объем этих стоков и показатель неэффективной работы очистных сооружений по каждому конкретному веществу.
5.5. К сбросу сточных вод, отводимых с очистных сооружений в водоем, а равно и к доле каждого предприятия, участвующего в загрязнении водоема, предъявляются требования в соответствии с "Правилами охраны поверхностных вод от загрязнения"; устанавливается и рассчитывается лимитный (предельнодопустимый) и сверхлимитный сброс.
5.6. Масса загрязняющих веществ в пределах лимита (ПДС) определяется как произведение предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющего вещества для соответствующей категории водоема на объем стоков.
5.7. Сверхдопустимая масса загрязняющих веществ определяется как разность между фактической и лимитируемой массой.
5.8. Владельцы очистных сооружений и предприятия-абоненты осуществляют ведомственный контроль за качеством и объемом стоков и представляют в Омскэкологию необходимые сведения и расчеты для определения доли каждого предприятия в загрязнении водоема и платы за загрязнение.
5.9. Плата за загрязнение водоемов в пределах и сверхустановленных лимитов определяется произведением соответствующих нормативов платы на массу загрязняющих веществ.
5.10. Для предприятий, не ведущих ведомственного контроля за качеством стоков, плата за загрязнение определяется как произведение соответствующего норматива на объем стоков.
5.11. Показатель неэффективной работы очистных сооружений по каждому конкретному веществу равен отношению массы вещества, поступившего в водоем после очистки, к массе этого вещества поступившей на очистные сооружения и принимается не ниже среднеэксплуатационного показателя за предыдущий год, рассчитанного по данным госстатотчетности (2ТП-водхоз) и ведомственного контроля владельца очистных сооружений.
Для веществ с неустановленным фактическим показателем неэффективной работы очистных сооружений принимается его проектное значение в соответствии с правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов".
Для веществ, запрещенных к сбросу на биологические очистные сооружения или с неустановленными ПДК сброса в водоем, величина показателя неэффективности принимается равной единице.
5.12. Предприятия (ПО "Омскнефтеоргсинтез", ПО "Омскхимпром", завод СК), являющиеся владельцами канализационных коллекторов и осуществляющие сброс сточных вод непосредственно на биологические очистные сооружения, производят ведомственный контроль за качеством и объемом собственных стоков и стоков своих абонентов, и вносят платежи за всю доли) загрязнений, поступающих по канализационному коллектору на очистные сооружения, ведут перерасчеты со своими абонентами в соответствии с настоящим порядком.
Для расчетов используются данные ведомственного контроля за качеством и объемом стоков за их сброс на очистные сооружения. В случае расхождения данных владельца канализационного коллектора с данными владельца очистных сооружений для расчетов принимаются последние.
По согласованию с Омскэкологией каждый субабонент вышеперечисленных предприятий может самостоятельно вносить плату за загрязнение водного объекта.
5.13. 3а абонентами канализационных сетей сохраняется право на получение льгот по платежам в экологические фонды и других льгот при наличии мероприятий с гарантированным экологическим эффектом по объему стоков и концентрации загрязняющих веществ в сточных водах. При этом соответственно снижается размер платы владельца канализационных сетей.
6. Предприятия, пользующиеся общим канализационным коллектором, не оборудованным очистными сооружениями, являются водоемными и производят платежи в областной (городской) экологический фонд за свою долю загрязнения водоема. На предприятия системы коммунальной канализации местных Советов и вышеупомянутые предприятия распространяются все положения настоящего порядка.
7. В случае аварийных (залповых) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и на рельеф местности, размещения промышленных, сельскохозяйственных, строительных, бытовых, токсичных и нетоксичных отходов, а также материальных ресурсов на неотведенной для этой цели территории, вывоз, прием на свалку или уничтожение вторичного сырья устанавливается десятикратный тариф к нормативам платы за допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ. Объем загрязнения определяется расчетно или инструментальным замером. Количество инструментальных замеров может быть одно или несколько, и их значения действительны для расчета платежей с момента возникновения нарушения до его ликвидации. Природопользователь предъявляет доказательства устранения нарушений представителю облгоркомприроды, по результатам проверки составляется акт.
8. Плата за природопользование осуществляется на основании лицензии. Выдача лицензий производится комитетом Омскэкология в соответствии с "Инструкцией о порядке оформления и применения лицензии на природопользование на территории Омской области" и настоящим Порядком применения нормативов платы за природопользование.
9. Платежи предприятий за использование (изъятие) природных ресурсов вносятся в бюджет по месту нахождения предприятий, их филиалов, других структурных единиц и подразделений. Распределение платежей предприятий, имеющих на данной территории филиалы, производится пропорционально доле их работников в общей численности занятых на предприятии.
10. Платежи предприятий за компенсацию нанесенного ущерба, штрафы, иски за загрязнение окружающей среды на воспроизводство и охрану, нерациональное использование природных ресурсов, другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил перечисляются природопользователями в областной экологический фонд (кроме г. Омска).
11. Перечисление средств за I-III квартал осуществляется природопользователями ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Плата за четвертый квартал вносится по итогам перерасчета за год, но не позднее 30 января следующего за отчетным годом.
11.1. По ходатайству природопользователя и при наличии обоснованных причин может быть предоставлена отсрочка в перечислении платежей до наступления очередного срока платежа.
Уведомление о предоставлении предприятию отсрочки направляется учреждению банка.
11.2. В случае несвоевременного перечисления средств взимается пеня в размере 0,1 процента от суммы платежа за каждый просроченный день, но не более 10 процентов.
11.3. При уклонении природопользователя от перечисления средств комитет Омскэкология в праве требовать взыскания платежей в соответствии с действующим законодательством.
При этом утрачивается право на льготы по платежам в экологический фонд и местный бюджет.
12. Внесение платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ не освобождает природополЬзователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и соблюдения природоохранного законодательства.
13. Природопользователи, своевременно не привлеченные к уплате за природные ресурсы и загрязнение природной среды, уплачивают эти платежи не более чем за два предшествующих года.
Пересмотр неправильно произведенного зачисления платежей допускается не более, чем за два предшествующих года.
14. Порядок поступления и использования средств регламентируется "Временным положением об образовании и использовании территориальных экологических фондов".
15. Порядок стимулирования природоохранной деятельности предприятий и граждан регламентируется "Положением о стимулировании природоохранной деятельности предприятий, организаций, граждан".
16. Мероприятия, затраты на которые могут быть учтены в счет платежей за загрязнение природной среды, определяются в соответствии" с "Временным классификатором природоохранной деятельности".
16.1. Согласованными или установленными сроками выполнения природоохранных мероприятий считаются сроки, утвержденные документами органов государственного управления, местного самоуправления, комитета "Омскэкология", либо установленные предписаниями инспекций местных природоохранных и приравненных к ним органов, либо установленных в договоре (соглашении) между заказчиками и подрядчиками на строительство природоохранных объектов.
Перенос первоначального срока выполнения природоохранного мероприятия рассматривается как невыполнение мероприятий в установленный срок, что влечет за собой ликвидацию установленных льгот.
Другие природоохранные организации, осуществляющие экологический контроль, в том числе органы санитарно-эпидемиологического надзора, технической инспекции труда профессиональных союзов, инспекции управлений "Омскводресурсы", рыбоохраны, охотничьего хозяйства, лесохозяйственного ТПО, пожарной лесоохраны, государственной ветеринарной службы, госпроматомнадзора, государственной фирмы "Омсквторресурсы", органы управления внутренних дел и другие природоохранные органы имеют право, в пределах своей компетенции, при выявлении фактов нарушения природоохранного законодательства, предъявлять претензии природопользователю о взыскании средств в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде в соответствии с настоящим Порядком, или передавать материалы расследования этих нарушений комитету "Омскэкология".
Информация о количестве выявленных нарушений природоохранного законодательства, суммах штрафов и искав, предъявленных и взысканных с нарушителей, ежеквартально представляется в облгоркомприроду.
18. В настоящий порядок могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.