Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 8
Утверждены
Постановлением Глав Администраций
Омской области и города Омска
от 19.05.92 г. N 166-п/303-п
Методические указания
по определению платы за превышение выбросов
загрязняющих веществ автотранспортом
1. Общие положения
1.1. Настоящие рекомендации разработаны на основе общих принципов платного природопользования, подготовленных Госкомприродой РСФСР при переходе к рыночной экономике и реализуемых на территории республики.
1.2. Методические рекомендации предназначены для определения платежей за превышение допустимых (относительно действующих стандартов) выбросов загрязняющих веществ автотранспортом предприятий индивидуальных владельцев.
1.3. Они вводятся взамен существующих методик - Временной методики определения сумм, подлежащих взысканию в порядке искового производства за загрязнение атмосферного воздуха (Госкомприрода СССР, 1989 г.) и методических рекомендаций по определению платежей и выбросы загрязняющих веществ автотранспортом (Госкомприрода СССР, 1990 г.), имеющих методические недостатки и не применяемых на практике.
1.4. Нормативы платы за превышение допустимых выбросов, загрязняющих веществ рассчитаны на основе нормативов платы за допустимые выбросы, учитывающих выбросы токсичных веществ, образующихся в выхлопных газах при сгорании 1 т топлива (бензина или дизельного) по 7 веществам (окись углерода, углеводороды, окись азота, сажа, сернистый газ, свинец, бенз(а)пирен).
1.5. Норматив платы представляет собой стоимостную величину 1% превышения выбросов загрязняющих веществ (дымности для дизельных двигателей), приведенных к выбросам окиси углерода, взятую в 5-ти кратном размере норматива платы за допустимые выбросы, с учетом коэффициентов экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, принятых для г. Омска и Омской области в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР N 13 от 9.01.90 года "Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядке их применения".
1.6. Настоящие методические рекомендации могут быть положены в основу определения нормативов платы за превышение допустимых выбросов при использовании других видов топлива (керосина, сжатого и сжиженного газа) и транспорта (морского, речного, железнодорожного).
2. Определение платежей за превышение выбросов загрязняющих веществ
автотранспортом.
2.1. Платежи устанавливаются для организаций, осуществляющих ремонт и эксплуатацию АТС, а также для индивидуальных владельцев автомобилей, по нормативам настоящей методики (приложения 1, 2).
2.2. Штрафные платежи применяются к предприятиям, осуществляющим ремонт и эксплуатацию АТС при несоответствии токсических характеристик нового или восстановленного (отремонтированного) АТС допустимым величинам:
- окись углерода (для бензиновых двигателей) не более 3%;
- дымность (для дизельных двигателей) не более 27,5% (среднее по двум режимам).
2.3. Основанием для применения штрафов являются результаты (проводимой местными органами Госкомприроды (Госавтоинспекции) проверки уровня содержания загрязняющих веществ в выбросах АТС, принадлежащих предприятию, либо выпускаемых (ремонтируемых) на данном предприятии, в том случае, когда содержание загрязняющих веществ в выбросах проверенных АТС превышает предельно-допустимые нормы, установленные действующими стандартами.
Количество АТС, подвергаемых контролю в выборке отдельно по группам (бензиновые и дизельные), должно составлять не менее:
30% - для предприятий с числом АТС в рассматриваемой группе до 100ед.
20% - для предприятий с числом АТС в рассматриваемой группе до 500 ед.;
10% - для предприятий с числом АТС в рассматриваемой группе свыше 500 ед.;
15% - от количества выпускаемой продукции в смену для авторемонтных заводов;
10% - от сменного выпуска АТС станций технического обслуживания.
При соблюдении указанных размеров выборки, доля выявленных АТС, не соответствующих действующим стандартам, распространяется на всю численность автопарка предприятия, находящегося в эксплуатации, или сменного объема выпуска (ремонта) АТС.
На предприятиях с большой численностью АТС для повышения достоверности результатов выборки при выявлении значительной доли АТС, не соответствующих стандартам по токсичности, целесообразно увеличение размеров выборки по сравнению с минимальными указанными размерами.
2.4. Применение штрафных платежей к предприятию допускается не более 1 раза в квартал в виде единовременно взимаемых штрафов.
2.5. В случае несоответствия действующим стандартам токсических характеристик нового или отремонтированного АТС (в пределах гарантийного срока), предприятие, эксплуатирующее АТС, вправе предъявить претензию заводу-изготовителю (авторемонтному заводу, станции техобслуживания), в порядке, определенном действующим законодательством.
2.6. Размер штрафных платежей устанавливается пропорционально доле выявленных АТС, не соответствующих действующим стандартам токсичности:
S = Мi : МО х 100,
где Мi - число АТС в проверенных партиях, у которых в отработавших газах обнаружено содержание загрязняющих веществ, превышающее установленные стандартами нормы, ед.;
МО - число АТС типов, подвергнутых проверке (бензиновые, дизельные), ед.
2.7. В случае, когда доля АТС, не соответствующих действующим стандартам по токсичности, не превышает в выборке 30% для эксплуатирующих предприятий и 10% для авторемонтных заводов (станций технического обслуживания), размер штрафных платежей устанавливается по формуле:
Р1 = С х N х S х М:100,
где С - средний процент превышения установленного стандарта в проверенной партии АТС (отдельно бензиновые и дизельные), %
N - норматив платы за 1% превышения установленного стандарта (окись углерода, дымность), руб.
S - доля выявленных АТС, не соответствующих установленным стандартом (отдельно бензиновые и дизельные), %
М - общее количество АТС предприятия (отдельно бензиновые и дизельные).
Для предприятий, имеющих смешанный парк АТС, размер штрафных платежей определяется суммированием платежей каждого типа АТС (бензиновые и дизельные).
2.8. Доля АТС, не соответствующих действующим стандартам по токсичности, превышает в выборке 30% для эксплуатирующих предприятий и 10% для авторемонтных заводов (станций технического обслуживания), рассматривается как залповый выброс загрязняющих веществ в атмосферу, и размер штрафных платежей устанавливается следующим образом:
Р2 = 2Р1, что соответствует применению 10-кратного тарифа за предельно-допустимые выбросы.
2.9. Источником уплаты суммы штрафов является чистая прибыль предприятия.
Штрафные платежи за несоответствие токсических характеристик АТС действующим стандартам предприятий эксплуатирующих АТС, и авторемонтных заводов (станций технического обслуживания) перечисляются в местный фонд охраны природы.
Предприятие, полностью или существенно (не менее 80%0, устранившее в течение 2-х недель с момента проверки выявленные нарушения в обследованных АТС, имеет право на повторную проверку токсичности этик АТС и освобождение от штрафных платежей при полном отсутствии превышений стандартов на токсичность или их сокращения в соответствии с результатами повторной проверки.
2.10. При проверках на автотрассах водители АТС, включая индивидуальных владельцев, подвергаются штрафам за эксплуатацию автомобилей, токсические характеристики которых не отвечают действующим стандартам. Применение штрафов к водителям АТС допускается не более 1 раза в месяц. Штрафные платежи документально оформляются работниками Госавтоинспекции и перечисляются нарушителями в местный экологический фонд.
3. Примеры расчетов платежей за выбросы загрязняющих веществ автотранспортом.
3.1. Расчет величины штрафных платежей за эксплуатацию АТС, не соответствующим действующим стандартам на токсичность (окись углерода, дымность).
Количество автомобилей на предприятии: бензиновых - 300 шт. бензин неэтилированный), дизельных - 100 шт. При проверке на токсичность было выявлено, что из 100 автомобилей с бензиновым двигателем не соответствуют стандарту 20 автомобилей, а из 50 дизельных - 15. Среднее превышение над стандартом по окиси углерода составляет 1,5%, по дымности - 10%.
Процент автомобилей, не соответствующих требованиям стандарта на токсичность равен:
S бенз. = 20 : 100 х 100 = 20%
S диз. = 15 : 50 х 100 = 30%
т.к. результат < 30%, то размер штрафа составит:
Рбенз. = (1,5 х 44,00 х 20 х 300) : 100 = 3960 руб.
Рдиз. = (10 х 4,00 х 30 х 100) : 100 = 1200 руб.
Робщ. = 3960 + 1200 = 5160 руб.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.2. Расчет величины штрафных платежей за эксплуатацию АТС, не соответствующих стандартам на токсичность и составляющих свыше 30% автопарка предприятия.
Количество автомобилей в таксомоторном парке - 600 шт. (бензин этилированный). При проверке на токсичность 100 автомобилей установлено, что по содержанию окиси углерода не соответствуют стандартам 35 автомобилей. Среднее превышение над стандартом составляет 1%.
Процент автомобилей, не соответствующих стандарту:
S = 35 х 100 : 100 = 35%
Размер штрафа в этом случае составит:
Р =((1 х 72,0 х 35 х 600) : 100) х 2 = 30240 руб.
3.3. Расчет величины штрафных платежей, применяемых к водителям АТС (государственных, кооперативных, индивидуальных и др.), не соответствующих стандартам на токсичность при проверках на автотрассах.
При проверке на автотрассе были признаны несоответствующими действующим стандартам на токсичность:
1 индивидуальный легковой автомобиль - превышение по окиси углерода 0,5% (бензин неэтилированный);
1 грузовой автомобиль (дизельный) - превышение по дымности 15%;
1 автобус - превышение по окиси углерода 1,5% (бензин этилированный).
Размер штрафов, подлежащих взысканию с водителей этих АТС составит:
Рлегк. = 0,5 х 17,00 = 8,50 руб.
Ргруз. = 15 х 2,50 = 37,50 руб.
Равтобус = 1,5 х 28 = 42 руб.
Управляющий делами |
А.Е. Харламов |
Управляющая делами |
Л.Ф. Черкасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.