Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Администрации (Губернатора) области
от 13 января 1998 г. N 8/1-п
Записка
о состоянии и мерах по улучшению инвестиционного климата, повышению эффективности госкапвложений в Омской области
Проблема инвестиций является ключевой проблемой развития. В ней, как в фокусе пересекаются линии всех существующих сегодня экономических и социальных проблем. Уровень регионального внутреннего продукта, количество рабочих мест, состояние денежного обращения, наполняемость бюджетов всех уровней налогами, все эти желанные цели экономической политики тесно увязаны и зависят в полной мере от качества воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики.
Областная Администрация всегда уделяла этой сфере большое внимание и даже в сложнейших условиях экономической реформы, острейшего дефицита средств искала пути сохранения инвестиционного потенциала и мобилизации его на цели развития.
В составе областного бюджета была впервые утверждена инвестиционная программа на общую сумму 255,2 млрд. рублей, включая поддержку коммерческих проектов, имеющих высокую бюджетную эффективность. И хотя, ввиду недостатка средств она профинансирована не полностью, доля бюджета области в сумме инвестиций в основной капитал составила 18,4 процента против 11,6 процента в 1996 году и 11,7 процента в гораздо более благоприятном 1995 году.
Средства направлялись на реализацию социальных программ, решение проблем транспорта и связи, топливно-энергетического комплекса. Существенную поддержку области получили и производственные проекты, такие, к примеру, крупные и известные, как реконструкция в Лузинском свинокомплексе, производство телевизоров в АО "Релеро", приобретение автобусов для г. Омска и т.д.
Формой поддержки инвестиционных проектов в области были не только прямые финансовые вложения, но и гарантии бюджетов всех уровней по кредитам хозяйствующих субъектов. Всего за последние два года Администрацией выдано таких гарантий на сумму около 100 млрд. рублей и 2,7 млн. долларов США. В последние годы с помощью органов власти в области бурно развивались нетрадиционные для страны, прямо связанные с рыночными механизмами, виды инвестиционной деятельности. Фактически, в кратчайшие сроки создана новая, принципиально иная инфраструктура для их осуществления. В регионе действуют 28 финансовых и инвестиционных компаний, 28 акционерных коммерческих банков и филиалов банков-нерезидентов, 1 бизнес-центр, 7 независимых реестродержателей, 1 депозитарий, 3 специализированных чековых инвестиционных фонда приватизации, 2 негосударственных пенсионных фонда, 43 страховых компании и т.д. Создано региональное отделение федеральной комиссии по ценным бумагам 11 областная комиссия по ценным бумагам.
Общее количество зарегистрированных в регионе акционерных обществ по состоянию на 01.07.97 г. (без учета банков, инвестиционных, финансовых и страховых компаний) составило 3061, в том числе открытого типа - 805. Акционерные общества, образованные в процессе приватизации, составляют 557, в том числе открытого типа - 463.
Операции с ценными бумагами стали набирать обороты.
Наиболее ликвидными (активно торгуемыми) корпоративными ценными бумагами (акции, облигации, векселя), находящимися в обращении в регионе являются бумаги:
- омских эмитентов - ОАО "Сибнефть", ОАО "ОНПЗ", ОАО "Омскшина", Омскнефтепродукт, АК "Омскэнерго", Омская электросвязь, Завод технического углерода;
- иногородних эмитентов - Сургутнефтегаз, РАО Газпром, Сбербанк РФ, РАО ЕЭС России, Юганскнефтегаз.
Общая сумма долгосрочных финансовых вложений в этой сфере выросла за 1996 год с 219 до 418 млрд. рублей, почти в 2 раза. Сумма краткосрочных финансовых вложений в паи предприятий, акции выросла с 12,5 млрд. рублей до 67,2 млрд. рублей, больше чем в 5 раз.
В текущем году Администрация области впервые и масштабно также осуществляла операции с ценными бумагами. Выпущено три облигационных займа на общую сумму 614 млрд. рублей. В том числе, самый большой по объему сельскохозяйственный займ в размере 264 млрд. рублей позволил области рассчитаться по товарному кредиту за прошлые годы, и уже первый его реализованный транш получил высокий рейтинг на общероссийском рынке и привлек в область почти ту же сумму новыми кредитами на финансирование сельскохозяйственной кампании 1997 года и долговременных вложений в виде лизинга через систему банка "СБС-АГРО".
Векселями области профинансированы расходы на 50 млрд. рублей.
Администрация г. Омска выпустила займ под жилищное строительство в сумме 25 млрд. рублей. К сожалению, он был реализован только наполовину, удалось разместить лишь 12,4 млрд. рублей. Активно работает Администрация Омска и с векселями.
За период приватизации фондом имущества области проведено 19 инвестиционных торгов. Наиболее существенный инвестиционный проект был реализован в АО "Омскшина", где предприятие "Корвет", приобретя 15 процентов акций уставного капитала АО "Омскшина", вложило в развитие производства шин 4 млрд. рублей и 200 тыс. долларов США.
В 1996 году по Программе Европейского Союза Тасис (Tacis) был проведен "Анализ тенденций развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения)" и определены оценки инвестиционной привлекательности регионов.
По результатам исследования область вошла в группу регионов с индексом инвестиционной привлекательности выше среднего (в диапазоне от 0.4 до 1) наряду с Санкт-Петербургом, Новосибирском, Иркутском, Тверью, Томском (всего 20 территорий).
Конечно, подобные исследования несут в себе много условностей, но при критическом подходе могут служить ориентирами для формирования собственных представлений о приоритетах региональной инвестиционной политики.
Гораздо более точным индикатором является показатель ликвидности эмитируемых субъектом бумаг, интерес к ним профессиональных операторов на финансовом рынке. В этом смысле, область тоже не может считать себя в числе отстающих на основании результатов уже проведенной эмиссии облигаций и поступающих в настоящее время заявок на них.
Вместе с тем следует сказать, что общий экономический кризис затронул эту сферу особенно остро. Последние пять лет область теряла ежегодно от 20 до 30 процентов объемов капитальных вложений.
Госкапвложения, по совершенно понятным причинам, уменьшались, а акционерные общества пока не используют весь свой потенциал и возможности для привлечения средств на собственное развитие.
Сальдо воспроизводственного процесса весь период ухудшалось. Так, в 1996 году амортизационные отчисления предприятий составили около 3,4 трлн. рублей, на капитальные вложения направлены лишь 0,8 трлн. рублей (24 процента).
Объем выпусков акций, облигаций, связанных с инвестициями, остается крайне низким. В 1996 году он составил 8 млрд. рублей, а в первом полугодии текущего года - 5,7 млрд. рублей.
Обязательства инвесторов по инвестиционным конкурсам выполняются меньше, чем наполовину (из 19 реализованных конкурсов только по 8).
Можно констатировать, что, к сожалению, данный сегмент рынка пока находится в периоде становления, и операции на нем носят спекулятивный характер и не влияют прямо на рост инвестиций в материальное производство.
В результате, степень физического износа основных фондов в целом по отраслям экономики составляет свыше 40 процентов, а в некоторых (таких как, нефтеперерабатывающая промышленность) достигает 60 процентов. Реально рынком востребовано сегодня только около 55 процентов основного капитала в промышленности. Остальная часть находится вне спроса в силу его физического и морального износа, несоответствия современным требованиям по составу, цене, технологическим особенностям.
Естественным следствием является общая длительная тенденция сокращения объемов производства, доходов области со всеми вытекающими из этого негативными социально-экономическими последствиями.
Поэтому Администрация не считает, что область в чем-то сильно отстает от общих параметров по стране, соседних или похожих регионов и рассматривает ситуацию в сфере инвестиций как неудовлетворительную, полагая необходимым усиливать свою роль в ее корректировке.
Совершенно очевидно, что в связи с радикальными изменениями в структуре собственности и недостатком средств, роль бюджетов всех уровней в создании финансовой базы инвестиций и заказов на них должна и будет снижаться.
Вместе с тем, полный отказ от формирования и исполнения бюджетной инвестиционной программы и невозможен, и нецелесообразен. Государство должно и будет строить объекты социальной инфраструктуры, равно как и обеспечивать развитие наиболее важных производственных отраслей. Вопрос состоит лишь в поиске адекватных механизмов отбора объектов и формировании соответствующих программ.
Требует пересмотра и структура управления государственными капитальными вложениями, с переносом акцента не на реализацию их объемов, а на достижение эффективного результата. Надо покончить со сложившейся практикой, при которой десятилетиями ведутся сотни бюджетных строек, которые никогда не будут закончены и востребованы, а также не имеют никакого отношения к реальной потребности областного бюджета.
Сегодня в области насчитывается около 400 не завершенных строительством строек, числящихся за областным бюджетом, с общей суммой уже освоенных средств 830 млрд. рублей и потребностью на достройку около 2,5 трлн. рублей
Связанные с решением данной задачи меры изложены в предлагаемом постановлении Главы Администрации (Губернатора) области.
За исключением государственных капитальных вложений у областной власти нет прямых инструментов управления инвестиционным процессом внегосударственных институтов. В этом случае, центром усилий Администрации области должно стать формирование благоприятной для вложений инвестиционной среды и стимулирующих механизмов, то есть того, что называется инвестиционным климатом региона.
Во многом инвестиционная действительность субъективна, поэтому речь очевидно, следует вести о региональной инвестиционной политике.
Безусловно, хорошей основой для ее формирования и последующего исполнения являются такие Законы Омской области, как "О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области" и "О защите прав инвесторов".
В предлагаемом проекте постановления ряд положений прямо вытекает из данных Законов и направлен на их практическое выполнение.
Надо найти возможность заставить работать собственные средства предприятий и заемные средства так, как это делается во всем мире.
Уже сегодня доля внебюджетных средств в объеме инвестиций в основной капитал превышает 70 процентов. Доля собственных средств предприятий в них достигает 76 процентов.
Оценка потенциала источников вложений по всем направлениям говорит о том, что он несмотря на очень сложную общую экономическую ситуацию достаточно высок. Даже внутри области такой, например, ресурс, как средства населения, отложенные в накопления в виде вкладов в учреждениях банков, выражаются суммой 1,6 триллиона рублей. Их прирост за 8 месяцев составил 196 млрд. рублей. В валюту омичами было вложено за этот же период 578 млрд. рублей. 170 млрд. рублей хранится сейчас на карточках, что составляет 2,3 процента в общем объеме денежной массы (против 0,6 процента в прошлом году).
К сожалению, реально население участвует своими средствами в инвестициях главным образом посредством кредитов предприятиям банками, аккумулирующими вклады. Однако за счет таких кредитов было профинансировано в прошлом году лишь 102 млрд. рублей долгосрочных капитальных вложений из 2,7 трлн. руб. освоенных, то есть лишь 3,7 процента.
Даже по сравнению с суммой вложений омичей в инвалюту эта цифра представляется неоправданно ничтожной.
Население же, обжегшись на финансовых пирамидах потеряло и, вероятно, на достаточно заметный срок, веру в реальность финансового рынка и его способность обеспечить интересы инвесторов.
Основными источниками инвестирования из собственных средств предприятий обычно является прибыль и амортизационные отчисления. В 1996 году их сумма составила соответственно 1,8 трлн. рублей и 3,2 трлн. рублей.
Роль прибыли в связи с общим снижением рентабельности будет очевидно снижаться. Однако сама ее величина (1,8 трлн. рублей в 1996 году) и уровень ее использования на инвестиции (1,38 трлн. рублей в том же году) достаточно наглядно характеризуют инвестиционные возможности предприятий. Сумма амортизации также составляет внушительную величину и имеет тенденцию к устойчивому и быстрому росту. Если в 1995 году она была равна 1,5 трлн. рублей, то в 1996 году она составила 3,2 трлн. рублей. При этом росте (почти в 2 раза) сумма профинансированных вложений из этого источника увеличилась за год более чем в 2,5 раза - с 700 млрд. рублей до 1,78 трлн. рублей в 1996 году, что говорит о значительном повышении интереса предприятий к данному источнику, понимании необходимости его целевого использования. Однако, соотношение цифр намечаемой и использованной по назначению суммы амортизации характеризуется недостатками и прямыми нарушениями, устранение которых открывает для предприятия значительные резервы.
Что касается внешних инвесторов, то здесь практика работы с облигациями области показала, что у области есть вполне положительные перспективы.
Для всех не секрет, что нами подготовлен очередной крупный займ на: 1 трлн. рублей сроком на 3 года и существует уверенность в его реализации. Часть его средств может подкрепить коммерческие проекты предприятий на условиях, предлагаемых в проекте постановления в рамках Закона "Об областном бюджете развития".
Таким образом, проблема источников вложений имеет видимые перспективы.
И сейчас вопрос стоит скорее не что брать, а где брать, как брать и куда брать.
Например, практика обычного кредитования представляется менее привлекательной, чем займы посредством выпуска ценных бумаг, но именно этот путь менее устраивает многих в силу более технически сложного механизма этой работы и неподготовленности к ней людей, а также зачастую ложно воспринимаемых понятий о собственности.
Отсюда сразу же вытекает задача профессиональной подготовки кадров, поиска способов их выдвижения к управлению производством и капиталом. Несколько шагов в этом направлении уже делается. Большой эффект имел проведенный недавно в области семинар Высшей школы приватизации и предпринимательства совместно с ФКЦБ и Комитетом по управлению имуществом Администрации области "Актуальные проблемы управления государственной собственностью" по подготовке поверенных государства в акционерных обществах, 76 человек в результате которого получили соответствующие сертификаты, а также 100-часовой семинар Сибирского института фондового рынка по программе подготовки специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Главным препятствием для инвестиций сегодня можно считать практическое отсутствие реальных представлений о направлениях вложений, неразвитость механизмов вложений и недостаток их гарантий.
Изучение показало крайне низкую степень проработки инвестиционных проектов. Из более чем 100 изученных Администрацией области инвестиционных предложений предприятий только около 10 процентов можно считать достойными для обсуждения. А реализуются вообще единицы. Остальные являются просто ничем не обоснованными заявками.
Наше понимание здесь весьма далеко от нормальных стандартов мировой практики, и потребуется огромная и достаточно длительная работа по исправлению положения. В проекте постановления предлагаются меры по дальнейшей организации работы в данном направлении и приведению ее в цивилизованные формы.
Предусматриваются и находятся в разработке иные механизмы поддержки инвестиционного процесса в области.
В первую очередь, это - прединвестиционная подготовка тех предприятий, на которые в силу разных причин существует возможность воздействия со стороны Администрации области (предприятия - должники, банкроты и предприятия, в которых есть доля областной собственности) с последующей передачей их в коммерческое использование посредством продажи либо доверительного управления. Далее к ним относятся реструктуризация бюджетных инвестиционных расходов, переориентация на реконструкцию и ремонт основных фондов отобранных для этих целей предприятий, а также создание областного страхового залогового фонда, прекращение неденежных расчетов предприятий с бюджетом и переход к уплате налогов векселями предприятий и т.д.
Реализация указанных мероприятий, безусловно, будет создавать благоприятные условия инвесторам для долгосрочных вложений в область, а также повышать эффективность бюджетных вложений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.