Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области
от 11 мая 1999 г. N 179-п
"О мерах по дальнейшему развитию пищевой и перерабатывающей
промышленности, обеспечению устойчивости продовольственного
рынка на территории Омской области"
Указом Губернатора Омской области от 25 января 2002 г. N 32 настоящее постановление признано утратившим силу
Пищевая и перерабатывающая отрасли промышленности относятся к числу наиболее стратегически важных отраслей, определяющих зачастую саму возможность самостоятельного существования территории как с точки зрения задачи гарантированного обеспечения собственного населения продовольствием, а другие сферы производства местным сырьем, так и с позиций возможности поддерживать устойчивый финансовый и ресурсный баланс за счет экспорта излишков ликвидных продуктов в обмен на импорт необходимых ресурсов, в том числе и финансовых. Успешное развитие этой отрасли является также важнейшим условием устойчивости ряда других отраслей и, прежде всего, сельского хозяйства, поскольку является заказчиком его продукции и во многих случаях источником значительной части оборотных средств для него.
Администрация области всегда придавала развитию этой отрасли приоритетное значение, оказывала организационную, методическую, финансовую поддержку и в этом во многом причина того, что даже в период кризиса конца 1998 года отрасль сохранила динамику и долю в экономике области. Темпы роста производства в ней практически не только не упали по итогам года, но по многим организациям и направлениям, например, по производству колбасных изделий, мясных консервов, винно-водочных изделий даже выросли. В области сложился и удерживается высокий уровень потребления продуктов собственного производства.
Отрасль имеет по сравнению с другими и гораздо лучшие финансовые результаты, в ней фиксируется, что очень важно, прирост собственных оборотных средств, в том числе в денежных средствах.
Вместе с тем возможности отрасли реализуются не в полной мере. Экономический кризис последних лет, непродуманная и хаотичная экспортно-импортная и жесткая налоговая политика государства не могли не сказаться и сказались негативно на результатах деятельности организаций отрасли и их перспективах.
Не меньшее, а зачастую даже большее влияние, оказали ошибки самих субъектов хозяйствования в выборе стратегии и тактики своей деятельности и способов организации дела. Оказались ложными бытовавшие и бытующие еще сейчас представления о незаменимости или ценности тех или иных организаций и обязательной устойчивости спроса на одну и ту же продукцию в течение длительного времени.
Во многих случаях не дали результатов усилия организаций по наращиванию мощностей, имущества как такового, вместо приоритетных вложений в активную часть основных фондов и инновации, в создание и поддержку устойчивых сырьевых источников и рынков сбыта, налаживания и развития кооперационных связей. Никакой проблемы не решила и передача пакетов акций организаций сельхозтоваропроизводителям, передача муниципалитетам социальной инфраструктуры.
Крайне неоднозначный характер носит быстрое развитие в последние годы несертифицированных, часто не имеющих даже необходимых лицензий, мелкотоварных производств с низкой технологией, антисанитарией, отсутствием учета и т.д., в ущерб крупным, отлаженным организациям, загрузка которых сегодня не превышает 30-35 процентов. Это отрицательно сказывается на общих условиях обеспечения населения продовольствием, ценах на продовольственном рынке, качестве продукции, экономике области в целом.
Не удалось отладить эффективное взаимодействие организаций и органов власти всех уровней в части поставок продукции по государственному заказу для нужд социальной сферы.
В целях дальнейшего развития пищевой и перерабатывающей промышленности, повышения ее роли в экономике Омской области, эффективности деятельности организаций постановляю:
1. Считать необходимым усилить меры государственной поддержки организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, имея целью добиться темпов роста общих объемов производства отрасли до конца текущего года не менее 102 процентов к уровню прошлого года и обеспечить потребности населения области продуктами питания в объемах, согласно приложению N 1.
Записку экономического комитета по вопросу "О состоянии и мерах по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности" принять к сведению (прилагается).
2. Заключить с отраслевыми ассоциациями (другими объединениями) организаций пищевой и перерабатывающей промышленности области соглашения о сотрудничестве на 1999 год. С текстом Соглашения согласиться (приложение N 2). Поручить подписать их от имени Администрации области заместителю Главы Администрации (Губернатора) области, начальнику главного управления сельского хозяйства и продовольствия Белевкину В.Я.
В рамках данных общих соглашений, заключить конкретные соглашения с организациями - участниками этих ассоциаций (объединений) о сотрудничестве, предусматривающие обязательства организаций по обеспечению расчетных объемов производства и поставки на омский рынок соответствующих видов продукции по форме согласно приложению N 3.
Список организаций, заключивших соглашения, ежеквартально публиковать в областной газете "Омская правда". В случае расторжения соглашений за факты нарушения организациями их условий, информация об этом также публикуется в газете "Омская правда" не позднее 5 дней с даты расторжения соглашения.
3. Установить, что аналогичные соглашения могут заключить с Администрацией области организации пищевой и перерабатывающей промышленности, не входящие в отраслевые ассоциации (объединения), имеющие необходимые лицензии и готовые строго выполнять условия производства и поставки на местный рынок продовольственных товаров.
4. На поставку продовольствия для социальной сферы и создания оперативного резерва области в рамках государственного заказа заключаются договора в порядке, определенном постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 29.12.98 N 496 "Об областном государственном заказе и оперативном резерве Омской области" в пределах средств, предусмотренных на эти цели Законом Омской области "Об областном бюджете на 1999 год".
5. Внести на рассмотрение Законодательного Собрания Омской области проекты законов Омской области "О внесении дополнений в статью 3 Закона Омской области "Об установлении ставки налога на имущество юридических лиц Омской области" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области "О территориальном дорожном фонде" (приложения N 4, N 5). Представление их поручить заместителю Главы Администрации (Губернатора) области Вдовину Е.М.
После принятия вышеуказанных законопроектов организациям, заключившим с Администрацией области соглашения о сотрудничестве по пунктам 2 и 3 настоящего постановления, будут предоставляться льготы по платежам в территориальный дорожный фонд области и по налогу на имущество, в части зачисляемой в областной бюджет.
6. Определить главное управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации области официально уполномоченным органом Администрации Омской области по работе с соглашениями о сотрудничестве между Администрацией Омской области и организациями пищевой и перерабатывающей промышленности.
Поручить ему обеспечить систематический контроль за исполнением организациями условий соглашений, и в случае выявления нарушений, своевременно принимать меры по их расторжению.
7. Установить выделение не менее 30 процентов от сумм, предусмотренных статьей 7 Закона Омской области "Об областном бюджете на 1999 год" на поддержку инвестиционных проектов отрасли, прошедших экспертизу и заключивших с Администрацией области инвестиционные соглашения в соответствии с Законом Омской области "О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области". Конкретные проекты определяются решением областной конкурсной инвестиционной комиссии (Вдовин Е.М.) с учетом предложений отраслевых ассоциаций и главного управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации области.
8. В целях укрепления экономики отрасли, повышения управляемости в ней и ответственности организаций за конечные результаты работы комитету по управлению имуществом Омской области (Шалмин Н.П.), главному управлению сельского хозяйства и продовольствия, экономическому комитету Администрации области активизировать деятельность представителей государства в органах управления акционерных обществ отрасли, имеющих акции, закрепленные в государственной собственности. Направить усилия на получение конкретных заданных результатов - увеличение объемов производства и уровня доходности.
9. Предложить управлению государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Омской области (Абрамова Л.А.), Омскому центру стандартизации, метрологии и сертификации (Федосенко В.П.), Управлению государственной хлебной инспекции по Омской области (Капис В.И.), центру государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Омской области (Басов Ю.Н.) усилить контроль за качеством продукции и соответствием условий производства требованиям стандартов и правил, применять повышенные меры ответственности за допущенные нарушения, вносить предложения по лишению организаций лицензий.
Лицензионной палате Администрации области (Пушкарев А.К.) по представлению контролирующих органов принимать решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии в соответствии с Законом Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
О принятых решениях в пятидневный срок сообщать в главное управление сельского хозяйства и продовольствия Администрации области для расторжения соглашения с организацией, допустившей нарушение.
10. Установить, что молоко и мясо, реализуемые сельхозтоваропроизводителями организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, а также переработанное на собственных производственных мощностях, при наличии действующих соглашений о сотрудничестве с Администрацией области, дотируется на 5 процентов выше, чем реализуемое по иным направлениям.
В случае расторжения Администрацией соглашения с конкретной организацией, данная надбавка выплачивается сельхозтоваропроизводителям только за продукцию, сданную ей до даты опубликования информации о расторжении соглашения.
11. Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия, экономическому комитету, комитету по поддержке предпринимательства (Выборов С.С.) Администрации области совместно с ассоциациями организаций пищевой и перерабатывающей промышленности области в целях более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, повышения экономической эффективности и конкурентоспособности, настойчиво проводить работу по интеграции и кооперации организаций пищевой и перерабатывающей промышленности с сельскими товаропроизводителями и торговыми организациями по типу ОАО "Омский бекон", прежде всего, по направлениям развития производства и переработки зерна пшеницы твердых сортов, маслосемян, молока, мяса и другой сельскохозяйственной продукции.
12. Комитету внешнеэкономических и межрегиональных связей Администрации области (Баженов В.С.) проработать вопрос привлечения иностранных инвесторов для создания на базе ОАО "Полипакс" Омский завод ламинированной бумаги" производства новых тароупаковочных материалов для организаций пищевой и перерабатывающей промышленности области и других регионов.
13. Экономическому комитету Администрации области совместно с ассоциацией предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области (Цимбалист А.В.) рассмотреть в первом полугодии текущего года вопрос дальнейшего развития производства дрожжей в объемах, обеспечивающих потребность хлебопекарных предприятий, населения области и других регионов.
14. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования, за исключением пунктов 2, 3, 6, которые вступают в силу в случае принятия Законодательным Собранием Омской области законов, вносимых на его рассмотрение в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления.
15. Информационному комитету Администрации области (Секретов А.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Главы Администрации (Губернатора) области Белевкина В.Я., Вдовина Е.М.
Глава Администрации (Губернатор) области |
Л.К. Полежаев |
Записка
о состоянии и мерах по развитию пищевой
и перерабатывающей промышленности
Пищевая и перерабатывающая отрасли промышленности относятся к числу наиболее стратегически важных отраслей, определяющих во многих случаях саму возможность самостоятельного существования той или иной территории как с точки зрения вопроса гарантированного обеспечения собственного населения продовольствием, а другие сферы производства местным сырьем, так и с позиций возможности поддерживать устойчивый финансовый и ресурсный баланс за счет экспорта излишков ликвидных продуктов в обмен на импорт денег и необходимых для организации нормальной жизнедеятельности области, других видов продукции, товаров и услуг.
Администрация области всегда придавала развитию этой отрасли приоритетное значение. Оказывала ей всемерную поддержку всеми доступными средствами, в том числе и в последние самые трудные годы реформ.
Приоритет, как и прежде, отдавался идее концентрации и специализации производства, развитию крупных и средних предприятий. За последние 3 года из областного бюджета были выделены средства молокоперерабатывающим предприятиям Полтавского, Называевского, Муромцевского, Знаменского районов, Сибирскому филиалу ВНИМИ, Хлебозаводу N 2. Общий объем выделенных средств составил 6,5 млн. деноминированных рублей.
Широкую поддержку в области получило и малое предпринимательство в этой сфере, а также работа по созданию пищевых и перерабатывающих производств на непрофильных предприятиях, имеющих резервные мощности, в том числе и, прежде всего, на селе.
В области появилось более 200 минипекарен, 36 минимолзаводов, 132 минимельницы. Хорошим примером использования высвобождающихся мощностей и людских ресурсов может служить организация производства печенья на Черлакском филиале телевизионного завода, производство муки на базе бывшей сельхозтехники Русско-Полянского района. Прорабатывается вопрос создания на базе Калачинской сельхозтехники филиала завода ОАО "Золотая Нива" по рафинации, дезодорации и расфасовке пищевого растительного масла.
Безусловно, положительное влияние на возможности развития отрасли оказали меры Администрации области по поддержке инвестиций. Эта сфера, пожалуй, в наибольшей степени смогла воспользоваться преимуществами соответствующего Закона Омской области и постановлений Главы Администрации (Губернатора) области.
Из 53 проектов, зарегистрированных в экономическом комитете, 32 процента составляют проекты по развитию предприятий сельхозпереработки.
Общая сметная стоимость данной категории проектов составила 474,8 млн. рублей, средний срок окупаемости - 2,2 года.
По 7 зарегистрированным проектам заключены соглашения на сумму 295,0 млн. рублей, что составляет 62 процента от общей сметной стоимости всех проектов сельхозпереработки. Сумма предоставленных льгот по налогам, отчисляемым в областной бюджет по предприятиям сельхозпереработки по данным договорам, составляет более 46 млн. рублей на ближайшие 2 года.
Уже сегодня запущено в эксплуатацию импортное оборудование по производству короткорезанных макаронных изделий фирмы "Бюлер" на ОАО "Омская макаронная фабрика". В 1999 году общее производство макаронных изделий будет увеличено в 2 раза и составит 18 тыс. тонн высококачественной конкурентоспособной продукции.
Налажен выпуск слабоалкогольной и безалкогольной продукции в ООО ЛВЗ "Оша", которая находит своего потребителя, как в области, так и за ее пределами.
По итогам 1998 года инвестиции всего по агропромышленному комплексу составили 797 млн. рублей (140 процентов к соответствующему периоду прошлого года), из них в пищевкусовую промышленность - 349 млн. рублей (рост в 4,2 раза).
Таким образом, в области шел активный прирост и модернизация мощностей, изменение их структуры и ассортимента продукции, повышение ее качества при более низких, по сравнению с завозимой продукцией, ценах. Изменение структуры сместилось в сторону новых форм.
Доля фасованной продукции увеличилась в несколько раз, в том числе по молоку с 13 до 53 процентов, по мясу - с 5 до 37 процентов. Внедрены самые современные технологии, включая вакуумную упаковку мясных изделий, сыров, рыбной продукции.
Что же касается качества, то в 1998 году Администрацией области были резко активизированы меры по контролю качества продукции. В итоге оказалось, что большинство видов импортного продовольствия браковалось в несколько раз больше, чем омского. Так, по колбасным изделиям местного производства процент некачественной продукции, в сравнении с предыдущим годом, сократился с 4,2 процента до 3,9, по мясу птицы - с 5,1 до 0,5 процента, макаронным изделиям - с 23,6 до 12,5 процента от проверенных объемов. В то же время импортных кондитерских изделий забраковано 50 процентов от проверенных объемов, сыров - 23, масла животного - 13,9 процента против 22,0, 16,9 и 8,5 процента соответственно продукции местного производства.
Не случайно, даже в условиях резкого обострения экономического и финансового кризиса в 1998 году, отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности не только сами сохранили гораздо более стабильную динамику своей деятельности по сравнению с большинством других отраслей, но и в значительной мере помогли поддержать результаты общей хозяйственной деятельности других предприятий, обеспечить население основными видами продуктов, часто зарплатой, детскими пособиями и т.д.
Если по промышленности в целом за прошлый год темпы роста составили 82,9 процента к 1997 году, то в пищевой и перерабатывающей отрасли этот показатель имеет значение в 94,7 процента. По многим видам конкретных изделий, только по учтенному кругу предприятий, темпы роста производства имеют уже положительное значение. Например, по производству муки - 102,3 процента, колбасных изделий - 104,0, мясных консервов - 110, макаронных изделий - 116, минеральной воды - 110, безалкогольных напитков - 119, винно-водочных - 106,2, пива - 122,7 процента и т.д. По ряду других продуктов темпы спада производства ниже уровня предыдущего года. По цельномолочной продукции в 1998 году - 97,9 процента, (в 1997 году было 89,6 процента) по кондитерским изделиям соответственно 95,0 и 93,6 процента и т.д.
Не случайно в области сложился и удерживается высокий уровень потребления продуктов собственного производства по сравнению с соседними регионами и нормативами (таблица N 1).
Отрасль сохраняет и лучшие финансовые результаты. По кругу учитываемых крупных и средних предприятий (99) получена прибыль в сумме 175 млн. рублей. Произошел, что крайне важно, прирост собственных оборотных средств - 28 процентов, в том числе собственно в денежных средствах - 71 процент.
Все это позволяет считать, что у отрасли есть возможности для стабилизации и последующего эффективного развития.
Вместе с тем, эти возможности в полной мере в настоящее время не реализуются. Экономический кризис последних лет, непродуманная и хаотичная экспортно-импортная и жесткая налоговая политика государства не могли не сказаться, и сказались на результатах деятельности предприятий отрасли и их перспективах.
Но не меньшее, а может быть даже большее негативное влияние оказали ошибки самих субъектов хозяйствования в выборе стратегии своего развития и способах организации дела. В частности, оказались ложными бытовавшие и бытующие еще сейчас представления о незаменимости, или непреходящей ценности тех или иных предприятий, или обязательной устойчивости спроса на одну и ту же продукцию в течение достаточно длительного периода времени. В этом плане медленно перестраивают свою работу ОАО "Маслосыркомбинат "Большереченский", ОАО "Маслосыркомбинат "Калачинский", ряд хлебозаводов города Омска и организации потребительской кооперации.
Во многих случаях не дали положительного результата усилия по наращиванию производственных площадей, имущества как такового, вместо приоритетных вложений в активную часть основных фондов и инновации, или скажем, в создание и поддержку устойчивых сырьевых источников, налаживания кооперационных связей с поставщиками.
Так, например, ЗАО "Сибкорн" создав мощности по производству крупы, загружен только на 36 процентов, в то время как потребность в этой продукции велика, но из-за отсутствия четко налаженных связей с сельхозтоваропроизводителями, оно не обеспечено сырьем.
Хороших результатов в этом деле добилось акционерное общество "Омский бекон", которое ввело в эксплуатацию завод по переработке собственной продукции производительностью 20 тонн в смену и более 50 видов мясной продукции, из них 6 тонн или 30 процентов, в вакуумной упаковке. Оно осуществляет интеграцию с ОАО "Лузинский комбикормовый завод" и ОАО "Омский мясокомбинат", развивает собственную фирменную торговую сеть. И как результат - работает рентабельно. Резервы для дальнейшей работы в этом направлении имеются практически у всех товаропроизводителей.
ЗАО "Росар" приступив к реконструкции производства с целью увеличения выпуска пива, одновременно работает с сельхозтоваропроизводителями и СибНИИСХозом по организации выращивания пивоваренных сортов ячменя в области.
Никакой проблемы не решила (как и ожидалось) передача пакетов акций перерабатывающих предприятий сельхозтоваропроизводителям, передача социальной инфраструктуры муниципалитетам и т.д. Так, передав контрольный пакет акций, в акционерных обществах "Маслозавод "Тарский", "Маслозавод "Седельниковский" по-прежнему мощности загружены не более 30 процентов.
В условиях жесткой конкуренции (в том числе до 17.08.98 с импортной продукцией) сельское хозяйство области и ее перерабатывающая промышленность теряли рынки сбыта. Производство продукции стало приближаться к уровню местного потребления. Именно это стало причиной опустошения омских рынков в момент ликвидации альтернативных источников продовольствия (импорта) для большинства соседних регионов. Это же и основа искусственного взвинчивания цен, когда розничные цены в торговле в 1,5 - 2 раза стали превышать оптово-отпускные цены предприятий за счет длинной цепи перекупщиков (таблица N 2), многие из которых являются аффилированными лицами самих предприятий переработки, или просто являются представителями теневого сектора экономики и при проверке не выявляются.
В свою очередь и на уровне области оказались не решенными важные моменты. В частности, не организована жесткая и последовательная работа по эффективному влиянию на дела предприятий, в том числе и через посредство управления пакетами акций государства в них. Между тем, область имеет такие пакеты в 29 зерноперерабатывающих предприятиях, в 9 мясоперерабатывающих предприятиях. И есть пакеты достаточно весомые, чтобы не только оказывать влияние, но практически полностью управлять. Например, область имеет более 50 процентов в капитале Кормиловского, Марьяновского комбинатов хлебопродуктов и Хлебозавода N 2.
Однако, указанные пакеты не только никак не повлияли на процессы принятия решений, но и не дали никаких доходов казне.
Не удалось создать и эффективного взаимодействия с предприятиями и в части формирования госзаказа для нужд социальной сферы и госучреждений, и в части общей стратегии развития и оценок реальных потребностей рынка.
Серьезное негативное влияние оказали недостатки в ценовой политике, практическое отсутствие реальных экономических рычагов воздействия на процессы на рынке. Например, сдерживание цен на уровне производителей, в попытке решать задачу социальной защиты населения, на деле создает перекос во всей цепи движения товара, создает условия для вывоза омской дешевой продукции в соседние регионы и подрывает финансовую и производственную деятельность своих предприятий. Не принятые вовремя меры по производству пшеницы твердых сортов (в том числе, и даже прежде всего, за счет не установления адекватных закупочных цен), привело к незагрузке Омской макаронной фабрики.
Так же негативно сказалось на работе предприятий мясомолочной промышленности сокращение объемов производства животноводческой продукции в сельскохозяйственных предприятиях и несвоевременное, или же полное непринятие мер по заготовке ее у населения. Так, ранее существовавшая система закупок молока, основанная на административных мерах, при которых закуп вели совхозы и колхозы с предоставлением им определенных льгот, позволяли закупать у населения до 72 тыс. тонн молока (1990 год). За последние годы объемы закупок не превышали 5,0 тыс. тонн.
Производственные мощности предприятий мукомольной отрасли значительно превышают потребности хлебопекарной промышленности и населения в муке. Среднегодовые мощности предприятий по производству муки составляют 420 тыс. тонн, фактически выработано в прошлом году 235 тыс. тонн. Из них на крупных предприятиях ОАО "Марьяновский КХП", ОАО "Мельница", ОАО "Кормиловский КХП" выработано 142,7 тыс. тонн муки, процент использования мощностей составил соответственно 25, 28 и 87 процентов. В среднем загруженность этих предприятий составила 46 процентов.
В 1998 году на 106 мини-мельницах акционерных обществ выработано 46 тыс. тонн муки, при этом загрузка мощностей составила 55 процентов. Но из-за низкого качества этой муки она недостаточно пользуется спросом на рынке, хотя и позволяет акционерным обществам решать вопросы выплаты зарплаты, пособий, сохранить рабочие места.
Предприятия хлебопекарной промышленности обеспечивают потребность области в хлебе и хлебобулочных изделиях. Загрузка их мощностей составляет 30 процентов, в городе Омске - 43 процента, в то же время в области действует около 200 мини-пекарен, из них около 100 - в городе Омске.
В отдаленных населенных пунктах, особенно северных районов, мини-пекарни просто необходимы. Так, в Тарском районе они функционируют почти в каждом хозяйстве, что позволяет своевременно обеспечивать население хлебом в полной потребности даже в период осенне-весеннего бездорожья. Кроме того, развитие мини-пекарен побуждает хлебозаводы улучшать технологию производства, повышать качество продукции.
Развитие мини-пекарен привело к снижению производства хлебобулочных изделий на многих хлебозаводах. В связи с этим появилась возможность перепрофилирования ряда заводов на выпуск кондитерских изделий, другой пищевой продукции, вырабатываемой по усложненной технологии. В текущем году в ОАО "Лакомка" будет завершена работа по перепрофилированию производства на выпуск кондитерских изделий, не уступающих по своим качествам мировому уровню, но значительно ниже по цене.
В последнее время обострилась ситуация с обеспечением области растительным маслом, ежегодная потребность которого составляет 15 тыс. тонн.
В 1998 году в область ввезено 18,5 тыс. тонн масла растительного, в то же время природные условия области позволяют выращивать такие масличные культуры как лен-кудряш, рапс, рыжик, подсолнечник и горчица.
Все это говорит о необходимости завершения строительства в акционерном обществе "Золотая Нива" завода по производству растительного масла с годовой мощностью 24 тыс. тонн в год.
С вводом завода в эксплуатацию сельскохозяйственные товаропроизводители будут иметь устойчивый рынок сбыта семян масличных культур в пределах 70 тыс. тонн в год. Животноводство и птицеводство получат 45 тыс. тонн растительного белка в виде жмыха, который завозится из-за пределов области по очень высоким ценам.
В экономическом комитете Администрации области продолжается работа по экспертизе бизнес-планов ряда предприятий пищевой промышленности, направленных на дальнейшее техническое перевооружение.
В соответствии с принятыми в октябре прошлого года постановлениями Правительства РФ, ведется работа по предоставлению сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости населения).
Сегодня совершенно ясно, что отрасль не сможет и не будет производить столько же продукции, сколько она производила в период планово-распределительной экономики (таблица N 3). Вместе с тем, должен быть установлен оптимальный уровень, который должен быть отраслью сохранен исходя из ее собственных интересов (имея в виду гарантированный сбыт) и интересов области (имея в виду устойчивое снабжение населения необходимым объемом и номенклатурой продовольствия). Анализ позволяет считать возможным принять за такой уровень - уровень 1995 - 1996 годов и поставить задачу вернуться на него в 1999 году - начале 2000 года.
В этих же целях и для предотвращения кризисных ситуаций, увеличения продовольственных товаров на местном рынке и дальнейшего развития отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, повышения ее роли в экономике области разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области "О территориальном дорожном фонде".
Предоставление льгот по уплате налогов, зачисляемых в территориальный дорожный фонд, позволит организациям пищевой и перерабатывающей промышленности высвободившиеся денежные ресурсы направить на собственное развитие, добиться темпов роста объемов производства не менее 102 процентов в год, что является одним из основных условий, устанавливаемых в соглашении между организациями отрасли и Администрацией области.
Объем налоговых поступлений в территориальный дорожный фонд от организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, за исключением организаций осуществляющих производство подакцизной продукции, в 1998 году составил 51,9 млн. рублей, из которых 48 млн. руб. по налогу на пользователей автомобильных дорог и 3,9 млн. рублей по налогам с владельцев транспортных средств и на приобретение транспортных средств. Таким образом, снижение налоговых поступлений при предоставлении налоговых льгот может составить 18,3 млн. рублей, или 2 процента от всех поступлений в территориальный дорожный фонд.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ от 13.12.91 N 2030-1 (ред. от 08.01.98) "О налоге на имущество предприятий" статьи 4 подпункта б, данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции.
Таким образом, освобождены от уплаты данного налога предприятия мясо-молочной, мукомольно-крупяной и рыбной промышленности, а под действие предлагаемого законопроекта "О внесении дополнений в статью 3 Закона Омской области "Об установлении ставки налога на имущество юридических лиц Омской области" подпадает имущество, на сумму 110 млн. рублей, только пищевкусовой отрасли (хлебопекарная, макаронная, дрожжевая и т.д.). Начисленная сумма по налогу на имущество (по ставке 2 процента от налогооблагаемой базы) оценивается в 2,2 млн. рублей, из которых половина - 1,1 млн. рублей подлежит зачислению в областной бюджет, что составляет 0,06 процента от планируемых налоговых доходов областного бюджета, или 0,3 процента от планируемых поступлений по налогу на имущество.
Цель предлагаемого проекта постановления - активизировать работу по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, на этой же основе создать лучшие условия для развития сельскохозяйственного производства, как базы для промышленности.
Экономический комитет
Администрации области
Таблица N 1
Справка
о душевом потреблении
основных продуктов питания за 1997-1999 годы в сравнении
с утвержденными нормативами потребления продуктов
(по данным государственной статистики)
(кг)
/------------------------------------------------------------------
| Наименование |Норматив |Фактическое потребление |Оценка |
| |прожиточного| за 1997 г. |потреб-|
| |минимума, |------------------------|ления |
| |годовой |Алтайский|Новоси-|Омская| на |
| |------------| край |бирская| обл. |1998 г.|
| | 1 | 2 | | обл. | | |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Мясопродукты | 50 | 26,3| 54 | 53 | 60 | 57 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Молокопродукты, | 324 | 222 | 286 | 277 | 359 | 345 |
|в том числе: | | | | | | |
|цельно-молочная пр.| | 143,7| | | 248,1| 246,1 |
|масло животное | | 2,6| | | 4,1| 3,7 |
|сыр | | 2,4| | | 2,1| 1,8 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Яйцо (шт.) | 246 | 154,5| | | 199 | 191 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Масло растительное | 8,7| 6,5| 6,5 | 7,6 | 8,5| 10 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Маргарин | | 3,9| | | 1 | 0,6 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Хлеб и хлебобулоч- | | 134,7| 60 | 54 | 61 | 56 |
|ные изделия | | | | | | |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|макаронные изделия | | 5,4| | | 11,2 | 7,2 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|крупа | | 5,4| | | 7,1 | 7,3 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Рыба | 15 | 10,2| 7 | 9 | 12 | 10,2 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Картофель | 105 | 134,8| 184 | 161 | 147 | 135 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Овощи | 110 | 83,7| 74 | 82 | 96 | 90 |
|-------------------+-----+------+---------+-------+------+-------+
|Сахар | 28 | 20,4| | | 33,9 | 34,8 |
\------------------------------------------------------------------
Наименование | Прогноз потреб- ления в 1999 г. |
Отклонение душевого потребления (+ /-) | |||||
1997 г. к нормативу |
1998 г. к нормативу |
1999 г. к нормативу |
|||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
1 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Мясопродукты | 56 | +10 | +33,2 | +7 | +30,2 | +6 | +29,2 |
Молокопродукты, в том числе: цельно-молочная пр. масло животное сыр |
318 234,8 4 1,8 |
+35 | +137 +104,4 +1,5 -0,3 |
+21 | +123 +102,4 +1,1 -0,6 |
-6 | +96 +91,1 +1,4 -0,6 |
Яйцо (шт.) | 184 | -47 | +44,5 | -55 | +36,5 | -62 | +29,5 |
Масло растительное | 10 | -0,2 | +2 | +1,3 | +3,5 | +1,3 | +3,5 |
Маргарин | 1,0 | -2,9 | -3,3 | -2,9 | |||
Хлеб и хлебобулоч- ные изделия |
59,7 | -73,7 | -78,7 | -75 | |||
макаронные изделия | 7,4 | +5,8 | +1,8 | +2,0 | |||
крупа | 6,4 | +1,7 | +1,9 | +1,0 | |||
Рыба | 9,6 | -3 | + 1,8 | -4,8 | -5,4 | -0,6 | |
Картофель | 140 | +42 | +12,2 | +30 | +0,2 | +35 | +5,2 |
Овощи | 90 | -14 | +12,3 | -20 | +6,3 | -20 | +6,3 |
Сахар | 34,8 | +5,9 | +13,5 | +6,8 | +14,4 | +6,8 | +14,4 |
1: Нормы Минтруда, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.92 г. N 210 "О системе минимальных потребительских бюджетов"
2: Нормы утвержденные постановлением Главы Администрации (Губернатором) области от 25.01.94 N 33 "О бюджете прожиточного минимума по Омской области"
Таблица N 2
Справка о ценах на продовольственные товары в области
по состоянию на 11 декабря 1998 года
(руб/кг)
Наименование продукции | Оптово-отпускные цены | Розничные цены | % роста |
Говядина Свинина Мясо птицы Яйцо (руб за 1 дес.) Молоко Масло животное Сыр твердый Картофель Капуста Морковь Свекла Редька Хлеб ржано-пшеничный Мука в/с |
21,00 27,50 25,00 12,00 5,20 45,00 31,00 4,00 5,00 2,00 2,00 2,00 5,80 3,05 |
30,30 36,00 36,50 20,00 6,50 78,00 90,00 5,00 7,00 4,00 4,00 4,00 7,50 3,60 |
157,1 130,9 146,0 166,7 125,0 173,3 290,3 125,0 140,0 200,0 200,0 200,0 129,3 118,0 |
Таблица N 3
Динамика производства продовольственных товаров
-------------------------------------------------------------------------
|Единица |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998
|измерен.| г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г.
------------+--------+-----+-----+-----+-----+------+------+------+------
Мясо, вкл. |тыс. т |156,7|123,2|115,9| 91,1| 84,1 | 77,4| 73,7| 71,0
суб. 1 кат | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Колбасные | -"- | 34,6| 25,3| 29,6| 29,0| 31,7 | 31,9| 34,2| 35,2
изделия | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Мясные п/ф | -"- | 11,7| 2,7| 3,8| 2,7| 3,5 | 5,2| 5,5| 6,1
| | | | | | | | |
Консервы | муб | 13,3| 13,1| 9,3| 7,6| 4,8 | 3,9| 4,8| 5,4
мясные | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Молочные | муб | 64,8| 55,6| 62,8| 41,7| 43,4 | 37,7| 44,1| 35,3
консервы | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Масло |тыс. т | 31,6| 27,7| 24,3| 17,1| 14,6 | 13,2| 10,8| 7,7
животное | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Цельномолоч-|тыс. т |295,2|183,1|162,6|166,6|104,3 | 99,5| 89,2| 98,6
ная | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Сыры жирные |тыс. т | 10,0| 7,2| 7,2| 8,4| 6,5 | 5,9| 4,4| 3,3
| | | | | | | | |
Сухое цель- | -"- | 4,2| 3,1| 3,1| 3,0| 3,3 | 2,2| 3,4| 2,5
ное молоко | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Мука | -"- |323,3|258,1|247,1|244,7|268,1 | 240,7| 229,7| 235,0
| | | | | | | | |
Крупа | -"- | 35,8| 24,4| 18,5| 11,2| 19,8 | 14,4| 16,0| 14,4
| | | | | | | | |
Хлеб и х/б | -"- |244,5|225,7|206,9|178,0|165,9 | 137,7| 133,3| 110,4
изд. | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Макаронные | -"- | 13,8| 18,3| 17,0| 15,6| 14,6 | 10,4| 8,4| 9,8
| | | | | | | | |
Кондитерские| -"- | 24,4| 18,4| 15,9| 10,8| 7,5 | 6,3| 5,9| 5,5
| | | | | | | | |
Консервы | муб | 15,8| 12,0| 15,0| 6,0| 6,9 | 4,0| 6,8| 6,0
плодоовощ. | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Дрожжи |тыс. т | 2,9| 3,3| 3,4| 3,3| 4,0 | 3,6| 3,5| 4,1
| | | | | | | | |
Майонез | тонн | 800 |400 |770 |717 |824 |1034 |1151 | 727
| | | | | | | | |
Минеральная |тыс. бут| 5824|6736 |6638 |7722 |11043 |8596 |8158 |19313
вода | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Безалког. |тыс. дал| 3278|1645 |1602 |999 |1618 |2121 |2082 |2388
напитки | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Пиво |тыс. дал| 8033|7870 |6756 |4632 |5896 |5849 |7516 |9225
| | | | | | | | |
Водка и ЛВИ | -"- | 2309|1798 |2096 |1367 |1238 | 263,5| 670 | 921
| | | | | | | | |
Винные |тыс. дал| | | | | |1016 |1353 | 745
напитки | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Спирт | -"- | | | | | | | 368 | 361
| | | | | | | | |
Темп роста к| % | 96,4| 87,3| 86 | 87,8| 95,9 | 89,4| 102,1| 94,7
прошлому | | | | | | | | |
году | | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Объем проду-|млн. руб| 2,5| 18,3|221,8|619,7|1796,0|2633,0|3061,8|3100,0
кции в целом| | | | | | | | |
по отрасли в| | | | | | | | |
ценах каждо-| | | | | | | | |
го года (с | | | | | | | | |
учетом дено-| | | | | | | | |
минации) | | | | | | | | |
в т.ч. пище-| | | | | | | | |
вкусовая | | 0,6| 4,2| 50,8|158,6|438,1 | 746,5|1016,5|1038,0
мясная | | 1.0| 7,5| 92,0|260,2|666,0 | 990,5|1078,1|1085,0
молочная | | 0,7| 5,1| 61,6|147,9|521,9 | 625,9| 670,0| 682,0
мукомольно- | | 0,2| 1,3| 15,9| 49,3|160,0 | 258,4| 282,1| 280,0
крупяная | | | | | | | | |
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 11 мая 1999 г. N 179-п "О мерах по дальнейшему развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечению устойчивости продовольственного рынка на территории Омской области"
Текст постановления опубликован в газете "Омский вестник" от 16 июня 1999 г. N 110-111 (без приложений)
Указом Губернатора Омской области от 25 января 2002 г. N 32 настоящее постановление признано утратившим силу