Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Администрации Омской области
от 15 января 1993 г. N 11-п
Комитет по образованию Администрации Омской области
Институт повышения квалификации работников образования
Концепция
социально-психологической службы
в системе образования Омской области
Временный творческий
коллектив.
руководитель кандидат
педагогических наук
Гуляйкин В.А.,
заведующий кафедрой
педагогики и
психологии ОИПКРО
I. Обоснование необходимости создания
социально-психологической службы в системе образования
В период нестабильной экономической и политической жизни в стране нарастает социальная и эмоциональная напряженность, особо остро проявляются негативные явления, меняются взаимоотношения между людьми, идет переоценка ценностных ориентаций и взглядов на происходящие жизненные явления.
Глубина и масштабность кризисных явлений особенно ярко проявляются по отношению к подрастающему поколению, поскольку именно оно сегодня является наименее социально защищенной и наименее адаптированной к жизни в новых условиях частью нашего общества.
Анализ основных показателей развития образования в Омской области в 1991 году свидетельствует о том, что по сравнению с прошлыми годами имеет место тенденция снижения успеваемости в школах, растет агрессивность по отношению к окружающим, практически не функционирует общегосударственная система трудоустройства.
Сокращается количество учащихся, поступающих в Х-XI класс (- 956 по сравнению с 1990 годом).
Отчисление подростков в возрасте 11-14 лет из общеобразовательных школ приводит к тому, что они оказываются не работающими и не учащимися. На 1.11.92 их количество составило 1545 человек, что на 67,3% больше соответствующего периода прошлого года.
Продолжается рост преступности среди несовершеннолетних. По данным УВД Омской области за 10 месяцев текущего года подростками совершено 4748 правонарушений, причем наблюдается рост преступности по таким видам, как убийство на 450%, разбой - на 200%, хранение оружия - на 127.8%, грабеж - 69,4%.
Растет заболеваемость детей психическими расстройствами. По данным областного Управления здравоохранения на диспансерном учете состоит более 11130 детей с различными формами психических расстройств, более 3732 детей с болезнями нервной системы и органов чувств.
Очевидно, что у этой категории детского населения процессы социальной адаптации будут протекать значительно тяжелее, чем у детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья.
Ежегодно более 800 детей в области остаются без попечения родителей, под опекой и попечительством находятся сегодня 2779 детей, 6200 детей воспитываются в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот. Серьезные отклонения в психическим развитии детей подтверждает тот факт, что за 1991 год в медико-психолого-педагогическую комиссию обратилось 1618 детей, а за 8 месяцев текущего года эта цифра составила 1260 человек.
Таким образом, школа испытывает сегодня значительные трудности. Одна из причин в том, что обучение и воспитание слабо опирается на комплекс имеющихся психологических знаний о развитии ребенка и формировании его личности. Педагогическая практика требует сегодня более тесной взаимосвязи с психологической наукой, что предполагает создание целой системы социально-психологической службы, которая должна стать необходимым звеном системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества и заслуживает приоритетного внимания, заботы и помощи со стороны всех государственных и общественных организаций и их руководителей.
II. Задачи социально-психологической службы
и принципы ее деятельности
Задачи социально-психологической службы:
- формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
- обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном этапе;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
- психолого-педагогическое изучение детей;
- психопрофилактика и коррекция отклонения в интеллектуальном и личностном развитии;
- социально-психологическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с отклонениями в физическом или умственном развитии;
- оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных или критических ситуациях;
- консультирование педагогов, администрации, родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам развития личности ребенка, создания благоприятного микроклимата в семье, учреждении системы образования;
- формирование у педагогов, детей, родителей и лиц, заменяющих их, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в практической деятельности;
- разработка рекомендаций по профилактике нарушений психического здоровья для населения, в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
- осуществление профориентационной работы, способствующей осознанному выбору детьми и молодежью профессии с учетом их ценностных ориентаций, способностей, жизненных планов и возможностей.
Социально-психологическая служба в системе образования осуществляет свою деятельность на принципах:
- законности;
- гуманизма, справедливости;
- личностного подхода;
- научной обоснованности;
- приоритета воспитательных и правоохранительных мер в работе службы над мерами правового воздействия на несовершеннолетних.
III. Содержание деятельности социально-психологической службы
В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:
1. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию, и самообразованию.
2. Важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей.
3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.
Работа психологической службы осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа
Задачи данного направления определяются необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создавать условия для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта.
Психопрофилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, родителями и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка, подростка.
В русле психопрофилактического направления работники психологической службы осуществляют следующие конкретные мероприятия.
1. Проводят работу по адаптации детей к детскому саду; дают родителям и воспитателям рекомендации по оказанию помощи детям в адаптационный период.
2. Проводят обследование детей при переходе ребенка из старшей группы в подготовительную (в 5 лет) в плане их подготовленности к школьному обучению; предлагают родителям и воспитателям методы занятий с ребенком с целью ликвидации за предстоящий год возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе.
3. Участвуют в приеме детей в первые классы, определяют психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагают родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителями намечают программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения.
4. Проводят психологическое обследование у детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней - в среднюю общеобразовательную и профессиональную, намечая совместно с учителями, воспитателями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их готовности к обучению на новом этапе.
5. Ведут работу по предупреждению у детей психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с условиями жизни, воспитания и обучения.
6. Организуют педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития ребенка, подростка для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности, склонностей, способностей.
7. Ведут работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учебно-воспитательном учреждении:
оптимизируют формы общения в педагогическом коллективе (взрослый - взрослый);
способствуют улучшению форм общения педагогов с детьми (взрослый - ребенок);
консультируют педагогов, воспитателей и других работников детских учреждений по широкому кругу профессиональных и личностных проблем.
8. Способствуют развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляют мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
9. Проводят анализ плана воспитательной работы, намечаемых и проведенных мероприятий, педагогических воздействий с точки зрения их соответствия возрастным особенностям детей, актуальным задачам из развития.
Психодиагностическая работа
Это направление определяется ориентацией психологической службы на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного и школьного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в воспитании и обучении. Диагностическая работа может проводиться с отдельными детьми и группами детей.
В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие задачи:
1. Проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам.
2. Проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении.
3. Проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляют психологические причины нарушений общения.
4. Совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу;
б) для определения форм и причин явного асоциального поведения: бродяжничества, воровства, алкоголя и токсикомании, наркомании, сексуальных нарушений и т.п.
Развивающая и психокоррекционная работа
Данное направление предполагает активное воздействие психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей. Особое место в этом направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в учении и поведении детей.
Планы и программы развивающей и психокоррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе психодиагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
1. Психолог разрабатывает и осуществляет программы, направленные на развитие как отдельных сторон психического развития, так и личности в целом, с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе.
2. Психолог разрабатывает и осуществляет программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии ребенка.
3. Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с учителем, воспитателем, мастером, родителями и выполняется последним с помощью психолога. К отдельным формам работы могут быть привлечены старшие дети, представители общественности и другие лица.
4. Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться:
- в процессе специальной работы психолога с отдельными детьми;
- в процессе специальной работы психолога с группами детей;
- в русле воспитательных мероприятий;
- в формах, подразумевающих участие родителей и других родственников ребенка.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания, а также не требуют применения более строгих мер административно-воспитательного характера, что устанавливается в ходе дифференцированной диагностики. В случаях, когда выявленные отклонения имеют преимущественно патопсихологическую, дефектологическую природу или носят характер открытых правонарушений и тем самым выходят за границы компетентности психолога, он может быть привлечен специалистами в соответствующих областях лишь в качестве эксперта или консультанта.
Консультативная работа
В русле консультативного направления работники психологической службы решают конкретные задачи:
1. Консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества.
2. Проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.
3. Способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастера, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтением лекций.
4. Выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам народных судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе ребенка (направление в специальные учебно-воспитательные учреждения, лишение родительских прав, усыновление и т.п.).
5. В качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических особенностей детей как возрастных, так и обусловленных условиями воспитания в конкретном детском учреждении, по вопросам организации самоуправления.
IV. Структура и управление социально-психологической службой
Общее руководство и координацию подразделений социально-психологической службой осуществляет научно-методический Совет. В его состав входят: психологи-методисты комитета по образованию, РОНО, сотрудники кафедры психологии ОмГУ, ОГПИ, ИПКРО, социально-психологического Центра, профориентационного Центра, городского научно-методического Центра.
Научно-методический Совет имеет право: разрабатывать и вводить в целях педагогической реабилитации индивидуальные планы обучения и воспитания;
- определять структуру, формы и методы, и содержания коррекционной и реабилитационной учебно-воспитательной работы;
- создавать временные творческие коллективы по разработке программ, пособий и апробировать их;
- определять должностные обязанности сотрудников и штаты подразделений;
- проводить научно-исследовательскую деятельность, определять ее тематику;
- организовывать эксперименты по внедрению в учебно-воспитательный процесс методик, технологий коррекционного обучения и воспитания;
- проводить экспертную оценку новаций и деятельности учебных заведений в области реабилитационной практики;
- проводить на конкурсной основе комплектование кадров;
- представлять интересы социально-психологической службы в государственных и общественных органах.
В систему социально - психологической службы входит Социально-психологический Центр, который осуществляет исследовательскую, научно-методическую и практическую деятельность по различным социально-психологическим направлениям (Приложение 1, 2).
В системе социально-психологической службы работает Центр профориентации молодежи, который занимается вопросами воспитательной работы по профессиональной ориентации и проблемой профдиагностики.
Социально-психологическая служба имеет подразделения подготовки кадров (в ОГПИ, ОмГУ, ИПКРО) и повышение их квалификации (ИПК). (Приложение N 3).
Непосредственная деятельность социально-психологической службы осуществляется через практических психологов и социальных работников в дошкольных учреждениях, общеобразовательных учебных заведениях, ПТУ, техникумах, специальных детских учебных заведениях и ВУЗах. Координирующую деятельность социально-психологической службы в районах осуществляет психолог-методист РОНО.
Социально-психологическая служба в системе образования осуществляет непосредственное профессиональное взаимодействие с Областной медико-психолого-педагогической комиссией.
Схема N 1. Структура психологической службы системы образования.
Комитет по образованию
Городской научно- ОмГУ
методический центр
Психолог-методист
Социально- комитета по ОГПИ
психологический образованию
центр
ИПКРО
Областной
профцентр
Научно-методический
Областная медико- совет
психолого-
педагогическая
комиссия
Психологи-методисты районных отделов образования
Практические психологи в учреждениях образования
<< Назад |
Приложение >> N 2. Социально-психологический центр |
|
Содержание Постановление Главы Администрации Омской области от 15 января 1993 г. N 11-п "О создании системы социально-психологической... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.