Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Главы
Администрации области
от 18.08.93 г. N 306-п
Положение
о регулировании отношений по недропользованию в Омской области
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Российской Федерации: "О недрах", "Об охране окружающей природной среды", "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О местном самоуправлении в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации.
1.2. Настоящее Положение регулирует отношения между органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления, субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр на территории Омской области.
1.3. Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы Омской области, ее рационального использования и охраны недр.
1.4. Регулирование отношений недропользования осуществляется посредством:
- определения объемов добычи полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по области;
- выдачи лицензий на пользование недрами;
- установления квот на поставку добываемого минерального сырья и продуктов его переработки;
- установления и взимания платежей, связанных с пользованием недрами;
- государственного контроля и надзора в области недропользования.
1.5. Регулирование отношений недропользования осуществляется на основе принципа невмешательства государственных органов и органов самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, связанную с пользованием недрами.
Недропользователи вправе обращаться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании неправомерными и недействительными актов любых государственных органов и органов самоуправления и действий должностных лиц, касающихся недропользователей.
2. Разграничение компетенции органов власти и управления
2.1. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления на основе принципа разграничения компетенции.
2.2. Ведению областного Совета народных депутатов подлежит:
- утверждения перечня объектов, предлагаемых в пользование на территории области, порядка и условий предоставления их в пользование;
- установление дополнительных оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей за пользование недрами, поступающих в областной бюджет;
- установление скидки за истощение недр;
- установление льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет;
- решение вопросов об освоении месторождений полезных ископаемых с участием иностранного капитала;
- утверждение положения о государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Областной Совет народных депутатов вправе:
- получать от органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан информацию, необходимую для осуществления своих функций;
- запрещать строительство экологически вредных объектов;
- приостанавливать или досрочно прекращать по основаниям, предусмотренным п. 5.2 настоящего Положения, право недропользования в случае непринятия мер Новосибгеолкомом.
2.3. Ведению областной администрации подлежит осуществление практической работы по определению и реализации стратегии развития минерально-сырьевого комплекса и согласованию условий предоставления недр в пользование:
- утверждение программы развития и использования минерально-сырьевой базы по Омской области;
- утверждение порядка регулирования отношений недропользования на территории области;
- утверждение состава и положения о координационной комиссии по недропользованию на территории Омской области;
- предоставление совместно с Комитетом по геологии и использованию недр Новосибирской и Омской областей (Новосибгеолкомом) лицензий на пользование недрами;
- определение основных направлений охраны окружающей природной среды и утверждение областных экологических программ;
- установление порядка направления средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сборов за выдачу лицензий и акцизных сборов;
- утверждение сметы расходов государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- заключение договоров на комплексное природопользование на основе лицензий на комплексное природопользование и специальных лицензий.
Компетенция областной администрации распределяется между ее структурными подразделениями.
2.3.1. Экономический комитет администрации области:
- разрабатывает стратегию развития и использования минерально-сырьевой базы области, осуществляет функции заказчика по разработке областной программы развития минерально-сырьевого комплекса с подключением к ее разработке научно-исследовательских институтов и других организаций;
- на основании лицензии на комплексное природопользование или специальных лицензий от имени администрации заключать договора на комплексное природопользование;
- организует реализацию областной программы развития минерально-сырьевого комплекса, определяет объем необходимых для этой цели инвестиций;
- участвует в работе комиссии по рассмотрению конкурсных проектов на получение лицензий и их оформлению;
- участвует в определении форм и размеров платежей за пользование недрами, в решении вопроса о замене этих платежей в полном размере или частично полезными ископаемыми, иной продукцией, производимой пользователями недр или оказанием услуг;
- участвует в определении квот на добычу и реализацию полезных ископаемых, продуктов их переработки;
- рассматривает схемы, программы, технико-экономические обоснования, технические проекты в области недропользования и готовит заключения по ним;
- согласовывает с соответствующими местным Советом народных депутатов предварительный выбор и резервирование земельного участка в целях недропользования;
- готовит соглашение о хозяйственно-экономических отношениях между областной администрацией, местной администрацией и недропользователем;
- осуществляет организационную работу по размещению и созданию предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых;
- подготавливает проекты актов, регулирующих отношения недропользования в области.
Экономический комитет администрации области вправе:
- получать от субъектов предпринимательской деятельности и государственных органов информацию, необходимую для осуществления им своих функций;
- вносить предложения в областную и местные администрации об изменении формы платежей за пользование недрами в полном размере или частично;
- вносить предложения в областную и местные администрации по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий, занимающихся недропользованием;
- ставить вопрос о досрочном прекращении или приостановлении права пользования недрами.
2.3.2. Областной комитет по охране природы:
- организует проведение экологической экспертизы пакета документов на получение лицензий;
- координирует деятельность экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, других государственных специально уполномоченных природоохранных органов;
- организует учет и оценку состояния природной среды, учет экологически вредных объектов;
- выдает разрешения на бурение скважин на воду.
Областной комитет по охране природы вправе:
- получать информацию, необходимую для осуществления им своих функций;
- ставить вопрос о запрещении строительства экологически вредных объектов;
- участвовать в планировании расходов средств государственного внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы.
- утверждать лимиты использования природных ресурсов;
- согласовывать специальные лицензии по отдельным видам природных ресурсов и выдает лицензию на комплексное природопользование.
2.3.3. Финансовое управление администрации области:
- участвует в подготовке предложений по установлению форм и размеров платежей за пользование недрами, заключения о возможности установления дополнительных к предусмотренным законодательством оснований для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в областной бюджет, а также льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет;
- участвует в работе комиссии по рассмотрению конкретных проектов на получение лицензии;
- организует финансирование мероприятий по регулированию отношений недропользования в области;
- организует финансирование природоохранных мероприятий;
- обеспечивает исполнение бюджета области, проводит мероприятия по обеспечению поступления предусмотренных доходов, по экономному расходованию бюджетных средств строго по целевому назначению;
- осуществляет в установленном порядке взаимные расчеты областного бюджета с республиканским бюджетом Российской Федерации, бюджетами области и районов;
- организует работу по исчислению и взиманию федеральных, областных и местных налогов и сборов, платежей при пользовании недрами.
Финансовое управление вправе:
- получать от субъектов предпринимательской деятельности материалы, необходимые для составления проекта бюджета и исполнения бюджета области, отчетные данные, необходимые для финансирования, контроля за выполнением субъектами предпринимательской деятельности обязательств по платежам в бюджет и за соблюдением государственной финансовой дисциплины;
- ограничивать, а в необходимых случаях приостанавливать финансирование из бюджета области предприятий, учреждений, организаций при наличии фактов незаконного расходования ими средств, а также при непредставлении отчетов об израсходовании ранее отпущенных средств.
2.3.4. Ведению Новосибгеолкома подлежит:
- разработка с участием специалистов научно-исследовательских институтов и производственных геологических организаций федеральных и территориальных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы области во взаимодействии с экономическим комитетом администрации области;
- выполнение функций единого заказчика геологоразведочных работ, осуществляемых за счет государственных средств;
- согласование условий специального водопользования;
- участие совместно с органами государственного управления области в координации и согласовании внешнеэкономических связей предприятий независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности в области геологии и использовании минеральных ресурсов области;
- государственный учет и государственная регистрация работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей;
- государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;
- ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых;
- учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования, подготовка предложений о порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение или зачисления в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых;
- создание областного фонда геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств областного бюджета;
- предоставление на платной основе субъектам предпринимательской деятельности геологической информации о наличии и запасах полезных ископаемых;
- проведение расчетов по установлению видов и размеров платежей за пользование недрами;
- обоснование размеров квот на добычу полезных ископаемых;
- выдача лицензий на пользование недрами совместно с администрацией области;
- организационное обеспечение государственной системы лицензирования (информационной, научно-аналитической, экономической и юридической подготовки материалов и их оформления);
- организация и обеспечение поступления отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- подготовка предложений по использованию средств внебюджетного фонда на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- организация и проведение конкурсов и аукционов совместно с администрацией области;
- решение вопроса о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права недропользования в случаях и порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах" и п. 5.2. настоящего Положения;
- государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр во взаимодействии с управлением Западно-Сибирского округа Госгортехнадзора, областным комитетом по охране природы, центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Омской области и другими государственными органами.
Новосибгеолком вправе:
- получать от субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории Омской области и занимающихся изучением недр, добычей и переработкой полезных ископаемых, информацию для участия в разработке программ развития использования минерально-сырьевой базы области и создания фондов геологической информации;
- вносить предложения в администрацию области и местные администрации по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий, занимающихся недропользованием и изучением недр;
- принимать в установленном порядке меры по устранению нарушений правил геологического изучения недр, их использования, а также использования геологической информации;
- применять меры ответственности, установленные законодательством за нарушение Закона Российской Федерации "О недрах" и других нормативно-законодательных актов в сфере недропользования.
2.4. Ведению органов местного самоуправления подлежит:
- решение вопроса о предоставлении земельных участков для разработки полезных ископаемых;
- выдача разрешений на занятие хозяйственной деятельностью;
- государственный контроль за исполнением и охраной земель;
- организация проведения экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных организаций;
- выдача лицензий на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
- государственная регистрация предприятий различных организационно-правовых форм, осуществляющих недропользование в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- заключение соглашения об экономических отношениях с недропользователем.
Органы местного самоуправления вправе:
- приостановить строительство или эксплуатацию объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной территории;
- запретить проведение на подведомственной территории реализацию проектов, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия на основании заключений соответствующих органов, осуществляющих контроль и надзор;
- приостановить работы по пользованию недрами на земельных участках в случаях нарушений положений ст. 18 Закона Российской Федерации "О недрах";
- ввести ограничения на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это использование может создать угрозу жизни и здоровья людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде;
- объявить природные объекты местного значения, представляющие собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определять правила их охраны и использования;
- ставить вопрос о приостановлении или досрочном прекращении права пользования недрами при нарушении недропользователем соответствующих законов Российской Федерации.
2.5. Областной и местные комитеты по земельной реформе и землеустройству:
- осуществляют выбор земельного участка в натуре (на местности);
- готовят материалы по изъятию и предоставлению земельных участков;
- осуществляют отвод земельного участка;
- оформляют право пользования земельным участком;
- осуществляют государственный контроль за:
а) соблюдением субъектами предпринимательской деятельности земельного законодательства, установленного режима использования земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
б) своевременной рекультивацией нарушенных земель, восстановлением плодородия и других полезных свойств земли, снятием, использованием и сохранением плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
в) проектированием, размещением и строительством объектов, оказывающих влияние на состояние земель;
г) своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих деградацию земель;
Земельные комитеты вправе:
- направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
- предъявлять иски о взыскании ущерба, причиненного в результате нарушения земельного законодательства;
- вносить в местную администрацию предложения о приостановлении разработки месторождений полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, поисковых, геофизических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию процессов, снижающих плодородие почв, включая сопредельную территорию;
- вносить в местную администрацию предложения о полном или частичном изъятии земель в случаях: использования земель не по целевому назначению, нерационального использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки, неиспользования земельных участков в сроки, предусмотренные земельным законодательством;
- давать предприятиям, учреждениям и организациям обязательные для исполнения указания и предписания по вопросам охраны земель, устранения нарушений земельного законодательства;
- получать от предприятий, учреждений и организаций в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда.
2.6. Омское управление водных ресурсов:
- рассматривает представляемые на согласование предложения по определению мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод, с учетом заключений по ним иных заинтересованных органов, а также проекты строительства и реконструкции указанных объектов;
- согласовывает в установленном порядке разрешения на специальное водопользование, включая разрешения на пользование водными объектами для сбора сточных вод;
- рассматривает представляемые на согласование материалы о проведении работ по добыче полезных ископаемых, влияющих на состояние вод;
- рассматривает представляемые на согласование условия вторичного водопользования на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование;
Омское управление водных ресурсов вправе:
- предъявлять предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, должностным лицам требования по проведению соответствующих мероприятий по улучшению использования и охраны вод;
- давать после согласования с заинтересованными органами и организациями заключения, имеющие обязательную силу, по представляемым на рассмотрение проектам на строительство новых и реконструкцию действующих предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод (водных объектов);
- приостанавливать действия разрешений на специальное водопользование в случае нарушения правил пользования водами и их охраны либо в случае использования водного объекта не в соответствии с той целью, для которой он предоставлен в пользование;
- ограничивать, приостанавливать или запрещать сброс сточных вод, производимой с нарушением установленных требований, вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.
2.7. Ведению Омского управления лесами подлежат:
- согласование в установленном порядке разрешений на проведение геологоразведочных работ на территории гослесфонда;
- подготовка заключений на отвод земель лесного фонда;
- отвод в гослесфонде на местности совместно с земельными комитетами земельных участков для целей недропользования и при необходимости охранных зон;
- определение сроков эксплуатации участков гослесфонда;
- определение размеров платы за пользование лесами, связанное с недропользованием;
- установление для недропользователей требований по лесовосстановлению, соблюдению противопожарных правил и санитарного состояния лесов, в том числе на прилегающих к горному отводу участках леса;
- выдача лесорубочных билетов.
Омское управление лесами вправе:
- участвовать в работе комиссии, предусмотренной в п. 3 настоящего Положения;
- вносить предложения об использовании выделенного под недропользование леса;
- вносить предложения по определению порядка распределения платежей при недропользовании в части, относящейся к лесопользованию;
- запрещать или приостанавливать ведение геологоразведочных и горных работ в случаях нарушения лесного законодательства и правил пожарной безопасности в лесах на срок до устранения нарушений.
2.8. Государственный контроль и надзор за использованием недр осуществляется областным Советом народных депутатов, областной администрацией, органами местного самоуправления, областным комитетом по охране природы, центром санитарно-эпидемиологического надзора, Государственной налоговой инспекцией, Западно-Сибирским отделом госгортехнадзора России, а также другими специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с действующим законодательством.
3. Предоставление недр в пользование
3.1. Недра предоставляются в пользование для:
3.1.1. геологического изучения;
3.1.2. добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
3.1.3. строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3.1.4. образования особо охраняемых экологических объектов;
3.1.5. сбора геологических коллекционных материалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.