Законодательное Собрание
Омской области
С декабря 1995 года действует Устав Омской области. Отдельные положения Устава области не соответствуют Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
1. Статья 5 (часть 2) Устава области в правовую систему Омской области включает международные договоры Омской области, а статья 53 (часть 1 пункт "д") предоставляет право Главе Администрации (Губернатору) области представлять субъект в международных отношениях.
В соответствии с Конституцией РФ (статья 71 пункт "к") вопросы участия в международных отношениях и все вопросы, связанные с заключением, прекращением и приостановлением действия международных договоров, отнесены к ведению Российской Федерации - федеративного государства, выступающего в международных отношениях единым субъектом международного права.
Под международным договором согласно статье 2 (пункт "а") Федерального закона от 15 июля 1995 года "О международных договорах Российской Федерации" понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Статья 3 (пункт 2) названного Федерального закона различает межгосударственные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации, межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства Российской Федерации, и договоры межведомственного характера, заключаемые федеральными органами исполнительной власти.
Международные договоры, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 4 Федерального закона "О международных договорах РФ") заключаются по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации путем направления предложений, участия представителей субъекта РФ в подготовке проекта международного договора.
Следовательно, Омская область, как субъект Федерации, не может самостоятельно заключать международные договоры.
Таким образом, положения части 2 статьи 5 о международных договорах Омской области и пункта "д" части 1 статьи 53 о праве Главы Администрации (Губернатора) представлять область в международных отношениях не соответствуют статье 71 (пункт "к") Конституции РФ.
Вместе с тем, согласно статье 72 (часть 1 пункт "о") Конституции РФ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Поэтому Омская область вправе лишь участвовать в реализации международных и внешнеэкономических отношений, выполнении международных договоров, регулирование которых является прерогативой федерации.
2. В статье 38 (часть 2) и в статье 39 (часть 1) Устава содержится требование о постоянном проживании на территории Омской области для реализации активного и пассивного избирательного права избирать и быть избранным в законодательный (представительный) орган государственной власти Омской области - Законодательное Собрание области, а в статье 50 (часть 1) аналогичное требование для приобретения пассивного избирательного права при выборах главы исполнительного органа власти.
Согласно статье 32 (часть 2) Конституции РФ, статье 4 (части 1 и 2) Федерального закона от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации обладают всеобщим избирательным правом, т.е. все граждане, достигшие определенного возраста, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, причем независимо от места жительства.
Законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как это следует из части 4 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", могут устанавливаться дополнительные условия приобретения пассивного избирательного права, связанные лишь с достижением определенного возраста или со сроком проживания на соответствующей территории, без указания на необходимость постоянного проживания.
Таким образом, часть 2 статьи 38, часть 1 статьи 39 и часть 1 статьи 50 Устава области, закрепляющие положения о необходимости постоянного проживания для реализации избирательного права, не соответствуют статье 32 (часть 2) Конституции РФ, статье 4 (части 1, 2 и 4) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", поскольку Конституция РФ и действующее федеральное законодательство не связывают реализацию избирательных прав граждан с постоянным проживанием.
Кроме того, согласно части 3 статьи 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" основанием для включения гражданина в список избирателей является его проживание на территории конкретного избирательного участка, определяемое в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", который допускает как постоянное, так и преимущественное проживание граждан в жилых помещениях на законных основаниях.
3. Статьей 44 (часть 1 пункт "з") к полномочиям Законодательного Собрания области отнесено установление порядка управления объектами Федеральной собственности, переданными в распоряжение области.
Согласно статье 71 (пункт "д") Конституции РФ федеральная государственная собственность и управление ею находится в ведении Российской Федерации.
Поэтому устанавливать порядок управления федеральной государственной собственностью может только субъект права собственности - Российская Федерация в целом.
4. Статьями 44 (часть 2) и 53 (часть 2) предусматривается, что Законодательное Собрание дает согласие, а Глава Администрации (Губернатор) области представляет на согласование кандидатуру начальника Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Омской области, что не соответствует статье 16 (пункт 10) Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в редакции от 26 апреля 1995 года, согласно которой установление порядка назначения руководителей подразделений, учреждений и организаций Банка России относится к функциям Совета директоров Банка России.
5. Положение части 4 статьи 44 о том, что Законодательное Собрание области выражает свое мнение по кандидатурам судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражного суда области на основании представлений председателей соответствующих судов не полностью соответствует статье 128 (часть 2) Конституции РФ, из которой следует, что судьи федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно статье 6 (пункт 3) Закона РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" в редакции от 21 июня 1995 судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, а в соответствии со статьей 13 (пункты 6 и 7) Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации" судьи указанных судов назначаются опять же по представлению Председателя Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалифицированных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Во всяком случае установление порядка назначения судей, включая вопросы их согласования с законодательными (представительными) органами государственной власти является прерогативой федерального, а не областного законодательного органа. Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 N 3-п "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного Закона Читинской области".
6. Статьей 75 (часть 3) допускается возможность подотчетности и подконтрольности одного муниципального образования другому, что противоречит статье 6 (пункт 3) Федерального Закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
7. Положение части 4 статьи 77 о вступлении в силу устава муниципального образования со дня его регистрации Законодательным Собранием области не соответствует статье 8 (пункт 5) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
8. Статьей 89 (часть 3) предусмотрено, что состав доходов и размеры отчислений в областной бюджет от федеральных налогов определяются по соглашению Российской Федерации и Омской области.
Согласно статье 71 (пункт "з") Конституции РФ федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Важнейшим и общим для федерации и ее субъектов является закрепленное в части 3 статьи 75 Конституции РФ правило о том, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом.
Законом РФ от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции от 1 июля 1994 года (статья 19) установлены федеральные налоги, предусмотрено, что суммы поступлений от них зачисляются в федеральный и другие бюджеты, а суммы отчислений по тем федеральным налогам, которые являются регулирующими доходными источниками, определяются при утверждении соответствующих бюджетов. В силу пункта 5 этой же статьи федеральные налоги и порядок зачисления их в бюджет устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.
Следовательно, состав доходов и размеры отчислений в областной бюджет от федеральных налогов должны определяться не соглашением сторон (федерации и ее субъектов), как это предусмотрено частью 3 статьи 89 Устава области, а в соответствии с законом при утверждении федерального и соответствующих бюджетов.
Таким образом, часть 3 статьи 89 Устава области не соответствует статье 71 (пункт "з"), статье 75 (часть 3) Конституции РФ, статье 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ПРОШУ:
Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания области.
Вышеуказанные положения Устава области как противоречащие Конституции РФ и федеральным законам отменить или изменить, приведя их в соответствие с действующим федеральным законодательством.
О результатах рассмотрения протеста сообщить.
Прокурор Омской области
государственный советник
юстиции 2 класса |
С.П. Казаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест прокурора Омской области от 11 февраля 1997 г. N 7-14-97 на ч. 2 ст. 5, ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 39, п. "з" ч. 1, ч.ч. 2 и 4 ст. 44, ч. 1 ст. 50, п. "д" ч. 1, ч. 2 ст. 53, ч. 3 ст. 75, ч. 4 ст. 77, ч. 3 ст. 89 Устава Омской области
Текст протеста опубликован в "Ведомостях Законодательного Собрания Омской области" N 1(11), март 1997 г., ст. 394.