2. Опубликовать областную целевую программу "Леса Омской области" на 1998-2000 годы в "Ведомостях Законодательного Собрания Омской области", "Сборнике нормативных актов Омской области", газете "Омский вестник".
3. Ввести в действие областную целевую программу "Леса Омской области" на 1998-2000 годы со дня его официального опубликования.
Председатель Законодательного Собрания |
В.А. Варнавский |
Областная целевая программа
"Леса Омской области" на 1998-2000 годы
(утв. постановлением Законодательного Собрания Омской области от 17 ноября 1998 г. N 222)
Паспорт областной целевой программы
"Леса Омской области" на 1998-2000 годы
Наименование Программы Областная целевая программа "Леса Омской
области" на 1998-2000 годы
Основания разработки Статьи 47 и 70 Лесного кодекса Российской
Программы Федерации
Генеральный заказчик Администрация Омской области
Программы
Государственные заказчики Федеральная служба лесного хозяйства
Программы России, Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Российской Федерации (далее -
Минсельхозпрод РФ)
Основные разработчики Экономический комитет Администрации Омской
Программы области, Омское управление лесами Федеральной
службы лесного хозяйства России, Омское
производственное объединение "Омскмежхозлес"
Минсельхозпрода РФ
Цель Программы Осуществление комплекса лесоводственных,
организационно-технических и экономических
мер, направленных на сохранение и
воспроизводство лесов, повышение их
средозащитной и средоформирующей роли,
улучшение породного и качественного состава
насаждений, обеспечение потребностей
народного хозяйства в древесной и недревесной
лесной продукции, обеспечение международных
обязательств России по защите окружающей
среды и сохранения биологического
разнообразия лесных экосистем
Основные показатели Лесоустройство - 1435,2 тыс. га;
Программы лесовосстановление - 26,6 тыс. га;
рубки ухода за лесом в молодняках
хозяйственно-ценных пород - 12,3 тыс. га;
рубки ухода за лесом и санитарные рубки в
насаждениях старших возрастных групп -
8,5 тыс. га;
лесопатологический мониторинг - 87 тыс. га;
проведение авиационных и наземных мер
борьбы в очагах насекомых-вредителей и
болезней леса - 12,4 тыс. га.
Сроки реализации Программы 1998-2000 годы
Исполнители Программы Лесхозы Омского управления лесами
Федеральной службы лесного хозяйства
России;
межхозяйственные лесхозы Омского
производственного объединения
"Омскмежхозлес" Минсельхозпрод РФ
Объемы и источники Общий объем финансирования -
финансирования 91525,5 тыс. руб.,
в том числе:
федеральный бюджет - 42683,7 тыс. руб.,
областной бюджет - 10971,8 тыс. руб.,
средства лесхозов - 37870,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Увеличение площади покрытых лесом земель
результаты Программы лесного фонда на 6,5 тыс. га, в том числе
хозяйственно-ценных насаждений
на 6,5 тыс. га,
из них хвойных - 3,0 тыс. га,
кедровых - 1,0 тыс. га;
улучшение состояния и повышение комплексной
продуктивности хвойных лесов - 8,5 тыс. га,
из них кедровых - 1,5 тыс. га;
выполнение лесоустроительных работ в
намеченных объемах и организация лесного
мониторинга обеспечат все уровни управления
лесами и лесопользователей оперативной
информацией о лесных ресурсах области.
Контроль за реализацией Администрация Омской области
Программы
Расчетные объемы и планируемые источники финансирования программы
тыс. руб.
/------------------------------------------------------------------\
| Источники и направления |На период |1998 год |1999 год |2000 год |
| расходов |реализации| | | |
| |Программы | | | |
|-------------------------+----------+---------+---------+---------|
|Всего | 91525,5 | 27722,6 | 32265,9 | 31537,0 |
|в том числе: | | | | |
|- федеральный бюджет | 42683,7 | 13622,6 | 15493,3 | 13567,8 |
|- областной бюджет | 10971,8 | 1700,0 | 4302,6 | 4969,2 |
|- средства лесхозов | 37870,0 | 12400,0 | 12470,0 | 13000,0 |
| | | | | |
|Капитальные вложения, | 43768,6 | 12971,1 | 16011,2 | 14786,3 |
|в том числе: | | | | |
|- федеральный бюджет | 39418,6 | 11731,1 | 14501,2 | 13186,3 |
|- областной бюджет | 560,0 | - | 260,0 | 300,0 |
|- средства лесхозов | 3790,0 | 1240,0 | 1250,0 | 1300,0 |
| | | | | |
|Научно-исследовательские | 143,5 | 23,5 | 55,0 | 65,0 |
|и опытно-конструкторские | | | | |
|работы, | | | | |
|в том числе: | | | | |
|- федеральный бюджет | 143,5 | 23,5 | 55,0 | 65,0 |
|- областной бюджет | | | | |
|- средства лесхозов | | | | |
| | | | | |
|Прочие текущие расходы, | 47613,4 | 14728,0 | 16199,7 | 16685,7 |
|в том числе: | | | | |
|- федеральный бюджет | 3121,6 | 1868,0 | 937,1 | 316,5 |
|- областной бюджет | 10411,8 | 1700,0 | 4042,6 | 4669,2 |
|- средства лесхозов | 34080,0 | 11160,0 | 11220,0 | 11700,0 |
\------------------------------------------------------------------/
1. Введение
Областная целевая программа "Леса Омской области" на 1998-2000 годы разработана на основании статей 47 и 70 Лесного кодекса Российской Федерации.
Основной принцип ведения лесного хозяйства - обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, наиболее полное и рациональное использование лесных ресурсов и земель лесного фонда, своевременное возобновление лесов, повышение их продуктивности и улучшение качественного состава.
Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда области, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей Омской области в лесных ресурсах на основе научно-обоснованного, многоцелевого и экономически оправданного лесопользования.
В современных условиях возрастает экологическая роль лесов.
Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
Программа состоит из восьми разделов и рассматривает современное состояние лесного фонда области, комплекс мероприятий по основным направлениям развития лесохозяйственной деятельности, ресурсное обеспечение и оценку ожидаемой лесоводственно-экономической и экологической эффективности от реализации программных мероприятий.
За период реализации Программы предусмотрено провести лесоустроительные работы на площади 1435,2 тыс. га, лесовосстановление - 26,6 тыс. га, рубки ухода в молодняках хозяйственно-ценных пород - 12,3 тыс. га.
Для выполнения Программы потребуется дополнительное приобретение лесохозяйственной техники, строительство производственных и лесохозяйственных объектов.
Потребность в работниках государственной лесной охраны в целом по области составляет: лесников 945 человек, мастеров леса 155 человек и лесничих 73 человека. В настоящее время не укомплектованы штаты по лесникам на 89 человек, мастерам леса на 26 человек и лесничим на 1 человека.
Программой предусматривается к 2000 году увеличить численность рабочих и специалистов лесного хозяйства до потребности.
Выполнение Программы обеспечивается действующей в лесном хозяйстве системой подготовки кадров. В целях усиления контроля за состоянием, охраной, воспроизводством и использованием лесов Программой предусматривается увеличение численности работников государственной лесной охраны, обеспечение ее форменным обмундированием и табельным имуществом.
Показатели Программы скорректированы с федеральной целевой программой "Леса России" на 1997-2000 годы.
Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов.
При разработке Программы использованы материалы последнего государственного учета лесного фонда (по состоянию на 1 января 1998 г.), результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда и развития лесного хозяйства за предшествующий период.
2. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, улучшить ведение хозяйства в хвойных лесах, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и их роль в улучшении экологии, создать условия и меры защиты по увеличению насаждений редких для области пород.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие приоритетные задачи:
- укрепить материально-техническую базу служб лесного хозяйства;
- осуществить запланированные Программой мероприятия и объемы работ по основным направлениям лесохозяйственной деятельности;
- организовать проведение лесоустройства на площадях лесного фонда с давностью разработки проектов более 10 лет;
- провести работы по мониторингу лесов в первую очередь на участках лесного фонда с наиболее ценными насаждениями;
- разработать проекты нормативных правовых актов области по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
- обеспечить координацию работы лесозаготовительной промышленности и лесного хозяйства.
В результате осуществления данных задач увеличатся площади покрытых лесом земель, в том числе хозяйственно-ценных хвойных насаждений, улучшится состояние и повысится комплексная продуктивность лесного фонда области.
3. Современное состояние лесного фонда, лесопользования и воспроизведения лесов
Общая площадь земель лесного фонда области по состоянию на 1 января 1998 года - 5898,1 тыс. га, что составляет 41,8% ее территории. Из общей площади земель лесного фонда в ведении государственных органов лесного хозяйства находится 3937,1 тыс. га (66,7%), сельскохозяйственных формирований - 1938,2 тыс. га (32,9%), прочих лесопользователей - 22,8 тыс. га (0,4%).
Общий запас древесины - 574,77 млн. куб. метров, в том числе спелой и перестойной 285,73 млн. куб. метров (49,7%). Площадь государственного лесного фонда за межучетный период (с 1993 года по 1998 год) увеличилась на 1,3 тыс. га (0,03%). Покрытые лесом земли возросли на 10,3 тыс. га (0,4%).
Ведением лесного хозяйства занимаются 20 лесхозов Омского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России и 14 межхозяйственных лесхозов производственного объединения "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ. Все леса области охвачены хозяйственной деятельностью в той или иной степени. На 488,7 тыс. га лесов юга лесостепной и степной зон, находящихся в ведении сельскохозяйственных формирований, работы по ведению лесного хозяйства находятся на низком уровне.
В лесах выделены особо охраняемые природные территории на площади 465,8 тыс. га памятники природы, государственные заказники потенциальных кедровников, сосновых боров, орехопромысловые зоны, лечебно-оздоровительные зоны курортов и санаториев.
Лесной фонд на территории области размещен крайне неравномерно. Лесистость (отношение покрытой лесом площади к общей площади) административных районов составляет от 0,3% на юге, до 66,0% на севере области. Почти 60% общего запаса древесины и 83% хвойных пород находятся в северных районах области. Преобладающими породами являются: береза - 50%, сосна - 27,4%, осина - 12,3%. Производительность лесов невысокая. Средний класс бонитета (показатель продуктивности насаждении от I до V классов) - III. Средний запас насаждений (объем древесины всех деревьев, образующих насаждения) на 1 га - 139 куб. метров.
С учетом современного уровня развития технологии и сложившейся структуры потребления лесоматериалов наибольшую ценность представляют хвойные леса. Однако, в области из-за истощительных рубок прошлых лет, особенно в 50-е годы, ресурсы хвойных пород резко сократились, их доля в группе спелых и перестойных насаждений изменилась с 33% в 1956 году до 16% в 1998 году. Хвойные леса представлены преимущественно сосновыми насаждениями, но большая их часть - низкобонитетные насаждения V, Vа-Vб классов, не представляющие промышленного интереса. Объясняется это прежде всего тем, что в рубку включались насаждения высших бонитетов и с наибольшим выходом товарной древесины. В настоящее время в ряде лесхозов области эксплуатационный фонд обесценен, что создает трудности с удовлетворением потребности лесозаготовителей в древесине. Кроме того, большая часть наиболее привлекательных для промышленного использования лесных ресурсов находится в отдаленных, труднодоступных северных районах области (Седельниковский, Тарский, Тевризский, Усть-Ишимский), слабо охваченных сетью дорог лесохозяйственного назначения. Без существенных капитальных затрат на формирование социально-производственной инфраструктуры этих районов эффективная охрана, защита, использование и воспроизводство лесных ресурсов крайне затруднено.
Последний учет лесного фонда (по состоянию на 1 января 1998 года) выявил ряд отрицательных тенденций в динамике его показателей. Уменьшились площади покрытых лесом земель с преобладанием хвойных пород на 34,3 тыс. га (3,2%), на 52,6 тыс. га сократились площади хвойных молодняков до 20-летнего возраста. В то же время на 76 тыс. га увеличилась площадь мягколиственных насаждений этого же возраста.
Из общей площади государственного лесного фонда не покрытые лесом земли занимают 52,1 тыс. га, из них 13,1 тыс. га (25%) - вырубки, 29,7 тыс. га (57%) - гари и погибшие древостои, 9,3 тыс. га (18%) - прогалины и пустыри. На не покрытых лесом землях возросла площадь гарей и погибших древостоев на 6,4 тыс. га, снизились площади вырубок и прогалин на 7,0 тыс. га. Основная часть (76%) не покрытых лесом земель расположена в подтаежной и таежных зонах.
Расчетная лесосека по главному пользованию лесом (научно-обоснованная норма ежегодной заготовки древесины) на период реализации Программы определена в объеме 7854,6 тыс. куб. метров, в том числе по хвойному хозяйству 857,1 тыс. куб. метров (10,9%). Расчетная лесосека по области вырубается крайне незначительно и в последние годы ее использование резко упало. Фактическая заготовка древесины по главному пользованию составила в 1990 году 2064,2 тыс. куб. метров, в 1993 году - 1411,1 тыс. куб. метров, в 1997 году - 716,7 тыс. куб. метров. Использование расчетной лесосеки с 1990 года по 1997 год уменьшилось с 27,0% до 9,1%. Объемы заготовки древесины основным лесозаготовителем области ОАО ЛХК "Омсклеспром" на территории области с 1990 года по 1997 год сократились в 12,5 раз (с 1000 тыс. куб. метров до 80 тыс. куб. метров).
В последние годы выражена диспропорция при заготовке древесины по породам. При общем падении объемов заготовки древесины за последние восемь лет в 3 раза, по хвойному хозяйству снижение произошло только на 36%. Это приводит к сокращению площади хвойных лесов и увеличению менее производительных - лиственных. Леса области стареют. Около 40% лиственных лесов - спелые и перестойные насаждения. Невключение их в оборот рубки значительно ухудшит санитарное состояние, повысит пожарную опасность, на многие годы отодвинет процесс лесовосстановления. По прогнозу до 2000 года значительного увеличения объемов заготовки древесины не ожидается.
Обратный процесс происходит в лесах, находящихся в лесопользовании сельскохозяйственных организаций, где нет межхозяйственных лесхозов. В силу складывающихся экономических условий и отсутствия у селян средств для приобретения топлива в этих лесах происходит неумеренная, неконтролируемая их вырубка. Крайне остро эта проблема стоит в районах лесостепной и степной зон, где наличие лесов невелико. Принимая во внимание, что в этих лесах не проводятся работы по лесовосстановлению, их площадь при существующем положении может значительно сократиться.
В государственном лесном фонде площадь рубок леса и проводимых лесовосстановительных мероприятий в основном сбалансированы. Тем не менее, на значительных площадях не происходит своевременного восстановления хвойных древостоев. Основные причины этого следующие:
- слабая материально-техническая база лесохозяйственного производства;
- уничтожение подроста и нарушение других лесоводственных требований при лесозаготовках;
- гибель лесов, в том числе лесных культур, от пожаров, вымочек и других причин.
Для улучшения современного состояния лесного фонда области, характеризующегося наличием высокой доли лиственных перестойных насаждений, необходимо:
- увеличение финансирования служб лесного хозяйства в целях укрепления материально-технической базы лесхозов;
- осуществление управления и контроля за лесами сельскохозяйственных формирований;
- увеличение объемов лесозаготовок лиственной древесины и ее глубокой переработки;
- ужесточение штрафных санкций для возмещения ущерба, причиненного лесному хозяйству.
4. Основные программные направления лесохозяйственной деятельности
4.1. Лесоустройство
В организации и проведении работ по устройству, инвентаризации и обследованию лесов, их научном, материально-техническом обеспечении имеется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые препятствуют полному и эффективному выполнению задач, возложенных на лесоустроительную службу.
По состоянию на 1 января 1998 года изученность лесного фонда области характеризуется данными, приведенными в таблице.
Общая площадь лесного фонда, тыс. га |
Проведено лесоустройство на площади, тыс. га |
|||||
Всего |
в том числе по давности лет | |||||
1-10 | 11-15 | 16-20 | более 20 | |||
Всего по области В процентах по давности лет в том числе: Леса государственного лесного фонда Леса, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных и других организаций |
5859,7 3934,1 1925,6 |
5808,0 100 3934,1 1873,9 |
4424,5 76,2 3934,1 490,4 |
405,0 7,0 - 405,0 |
776,8 13,4 - 776,8 |
201,7 3,4 - 201,7 |
Из приведенных данных видно, что в лесах, находящихся в пользовании сельскохозяйственных организаций лесоустройство в основном проводилось с давностью более 11 лет. По основной площади лесов, где лесоустройство проводилось 15 и более лет назад, материалы утратили свою значимость и не дают истинной информации о состоянии лесов.
Основной причиной сложившегося положения является отсутствие финансирования на проведение лесоустроительных работ.
Учитывая потребность в достоверной информации о лесном фонде для ведения лесного хозяйства, пользования, прогнозирования и перспективного и текущего планирования необходимо провести лесоустройство с давностью разработки проектов более 10 лет на площади 1383,5 тыс. га и на площади 51,7 тыс. га, где лесоустройство не проводилось.
Для реализации этих мероприятий необходимо:
- оснащение лесоустройства современными персональными компьютерами;
- создание региональных и локальных банков данных;
- разработка методики внесения текущих изменений, исходя из интенсивности ведения лесного хозяйства;
- организация оперативной связи на всех уровнях пользования информацией.
На основе анализа состояния лесного фонда лесоустройство обеспечит информационную основу для реализации Программы.
Для проведения лесоустроительных работ необходимо финансирование в размере 2700 тыс. руб. Из них по годам: 1998 г. 1100 тыс. руб., 1999 г. - 800 тыс. руб., 2000 г. - 800 тыс. руб. Кроме того, для составления сводного проекта организации и развития лесного хозяйства области по лесам Омского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России на 1998 год требуется 130 тыс. руб.
4.2. Мониторинг лесов
В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций. Основными целями программы работ по развитию мониторинга лесов на период до 2000 года являются:
- разработка единых организационно-методических подходов;
- разработка и создание действующей сети обработки и обмена информацией на уровне регион - федеральный центр;
- отработка методов и средств для всех уровней ведения мониторинга на примере ряда модельных объектов.
Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения.
В состав работ по развитию мониторинга лесов входит проведение рекогносцировочных обследований, создание и отработка методического обеспечения, проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений, закупка, установка и отладка технических средств.
Реализация предлагаемой программы работ позволит достичь следующих результатов:
- создать комплекс программно-методического обеспечения ведения мониторинга лесов на всех уровнях управления лесным хозяйством;
- внедрить мониторинг лесов на участках лесного фонда с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениям.
Для обеспечения выполнения работ по организации мониторинга на территории области потребуется 200 тыс. руб. Из них по годам: 1998 г. - 50 тыс. руб., 1999 г. - 70 тыс. руб., 2000 г. - 80 тыс. руб.
4.3. Лесовосстановление и лесоразведение
Лесовосстановление - активная форма лесовозобновления на территориях, как правило, ранее находившихся под лесом (лесных землях). Лесовосстановление обеспечивает непрерывное и эффективное восполнение запасов древесины, изымаемых при рубках главного пользования, выращиванием высокопродуктивных насаждений хозяйственно-ценных пород, а также сохранение и повышение природоохранных и других полезных свойств леса.
Лесоразведение - создание и выращивание искусственных лесных насаждений на территориях, ранее не находившихся под лесом.
Динамика лесовосстановительных мероприятий в государственном лесном фонде области показывает, что с 1990 по 1997 годы их объем сократился с 8,2 тыс. га до 6,2 тыс. га или на 2,0 тыс. га (24,4%). Снижение объемов лесовосстановления объясняется, в основном, снижением объемов лесозаготовок, сокращением операционных средств и капитальных вложений, выделяемых на ведение лесного хозяйства.
Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях. По данным учета лесного фонда по состоянию на 1 января 1998 г. не покрытые лесом земли в области составляют 100,2 тыс. га (1,7% от общей площади земель лесного фонда), в том числе в государственном лесном фонде - 52,1 тыс. га, в лесном фонде сельскохозяйственных формирований 48,1 тыс. га.
Основными объектами работ по лесовосстановлению в планируемом периоде будут не покрытые лесом площади, сельскохозяйственные угодья, вышедшие из оборота, а также сплошные вырубки, объем которых ожидается в пределах 12-14 тыс. га.
Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых и текущих лет, на площадях погибших насаждений и ускорения процесса воспроизводства лесов, лесовосстановление в области на 1998-2000 годы проектируется в объеме 26,6 тыс. га, в том числе посадкой леса 8,4 тыс. га.
Постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 3 сентября 1996 г. N 428-п "О комплексе мер по сохранению и повышению плодородия почв Омской области на 1996-2000 годы" предусмотрена посадка полезащитных лесных полос в 1998-2000 годы на площади 1510 га. Указанные работы по защитному лесоразведению и уходу за насаждениями должны выполняться силами лесхозов Омского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России по договорам с органами сельского хозяйства за счет средств, выделяемых Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия Администрации Омской области. Затраты на их проведение составят 2600 тыс. руб.
От технической оснащенности производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев) при создании культур кедра, сосны, ели, пихты, что повышает их качество и сохранность. Еще более перспективным направлением является создание лесных культур улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом.
Ежегодная потребность в посадочном материале для осуществления программных мероприятий - 12 млн. штук. Для обеспечения переработки и хранения семян необходимо строительство 2 шишкосушилок, 9 складов для хранения шишек и семян.
Имеющаяся площадь питомников (147,15 га) обеспечивает потребность в посадочном материале для выполнения намеченных работ, однако уровень питомнической базы не отвечает современным требованиям по решению задач повышения качества и продуктивности создаваемых искусственным путем насаждений. В связи с этим необходима реконструкция питомников на 35 гектарах.
Расходы на финансирование затрат по лесовосстановлению и лесоразведению на период реализации Программы составят 37132,5 тыс. руб., в том числе на операционные расходы - 31525,9 тыс. руб., на капитальные вложения - 5606,6 тыс. руб.
Из общей суммы необходимых средств на лесовосстановление и лесоразведение затраты по годам составят: 1998 г. - 11789,6 тыс. руб., 1999 г. - 13255,9 тыс. руб., 2000 г. - 12087 тыс. руб.
В связи с недостаточностью средств областного бюджета на 1998 год расходы уменьшены на 2239,0 тыс. руб.
4.4. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки
Рубки ухода за лесом - периодическое удаление из насаждений деревьев, отставших в росте или мешающих росту деревьев главных пород. Рубки ухода создают благоприятные условия для роста деревьев главных пород, повышают полезные функции леса, дают возможность систематически получать дополнительное количество древесины и другой продукции леса.
Главная задача рубок ухода - формирование высокопродуктивных чистых или смешанных древостоев из тех древесных пород, которые соответствуют условиям произрастания и к моменту рубки главного пользования образуют максимальный запас высококачественной древесины. Благодаря рубкам ухода на корню остаются наиболее ценные формы древесных пород, вследствие чего повышается количество древостоя, сокращается период выращивания технически спелой древесины, улучшается санитарное состояние леса и условия для плодоношения деревьев, усиливаются водоохранные, защитные и другие его полезные свойства, увеличивается размер лесопользования, предупреждается снеголом и снеговал.
По данным лесоустройства потенциал промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также вырубка древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) по лесоводственным требованиям составляет 465,42 тыс. куб. метров в год, а расчетный размер по экономическим и транспортным возможностям лесного хозяйства определен в 240,52 тыс. куб. метров, или 51,7%.
В 1997 году при промежуточном пользовании было заготовлено 166,5 тыс. куб. м. ликвидной древесины, что составляет 35,8% к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 69,2% к расчетному объему по экономическим возможностям.
В период с 1998 по 2000 годы объем рубок ухода за молодняками предусматривается на площади 12,3 тыс. га. По нормативам Федеральной службы лесного хозяйства России затраты на их проведение составят 11321,4 тыс. руб., в том числе на операционные расходы - 11194,9 тыс. руб., на капитальные вложения - 126,5 тыс. руб. Общий объем всех видов рубок ухода на 1998-2000 годы составит 20,8 тыс. га при затратах 11680 тыс. руб.
Из общей суммы необходимых средств затраты по годам составят: 1998 г. - 3680 тыс. руб., 1999 г. - 3800 тыс. руб., 2000 г. - 4200 тыс. руб.
4.5. Защита лесов от вредителей и болезней
Основные задачи лесохозяйственных органов по защите лесов: обеспечение выполнения санитарных правил при ведении лесного хозяйства и эксплуатации лесов, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в целях предотвращения массового появления и распространения вредных организмов в лесах; организация и проведение лесопатологического надзора и лесопатологических обследований; осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, обеспечивающих своевременную ликвидацию или локализацию появляющихся очагов.
Рост антропогенного воздействия на природную среду сопровождается ослаблением лесов на значительных площадях. Недостаточные объемы истребительных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей леса и гибели древостоев.
Основным направлением совершенствования организации лесной защиты является создание по согласованию с федеральной службой лесного хозяйства России в Омском управлении лесами Федеральной службы лесного хозяйства России государственного лесозащитного учреждения "Центр защиты леса", обеспеченного техникой и оборудованием для наземной обработки насаждений.
Предполагаемые площади очагов вредителей и болезней леса на 1998-2000 годы определены в размере 14,7 тыс. га. Программой предусмотрено проведение авиационных и наземных мероприятий по лесозащитной деятельности на 12,4 тыс. га. Для надежного выявления насаждений с неудовлетворительным состоянием за программный период требуется обследовать 87 тыс. га. лесного фонда.
Потребность в биопрепаратах - 2,5 тонны, в химических средствах при проведении авиационной обработки - 0,2 тонны.
Необходимые затраты для запланированных Программой объемов работ по лесозащитной деятельности составляют 1515 тыс. руб.
Из общей суммы требуемых средств затраты по годам планируются в следующих объемах: 1998 г. - 701 тыс. руб., 1999 г. - 407 тыс. руб., 2000 г. - 407 тыс. руб.
4.6. Использование и воспроизводство кедровых лесов
За 1993-1998 годы из-за лесных пожаров на 16,1 тыс. га уменьшилась площадь кедровых лесов.
Площадь рубок ухода в потенциальных кедровниках на программный период определен в 1650 га. Кроме того, необходимо увеличить объемы рубок главного пользования в спелых лиственных и лиственно-хвойных насаждениях с сохранением подроста (второго яруса) кедра и последующим уходом за ним. Для увеличения площади кедровых лесов и качественного их улучшения необходимо увеличить объемы рубок ухода в смешанных (с кедром) молодняках. Программой на 1998-2000 годы предусматривается проведение рубок ухода в кедровых молодняках на площади 3200 га и на 1000 га в потенциальных кедровниках.
Общая стоимость работ по выполнению этих мероприятий составит 1240,5 тыс. руб., в том числе по годам: 1998 г. - 400,5 тыс. руб., 1999 г. - 410 тыс. руб., 2000 г. - 430 тыс. руб.
4.7. Дорожное строительство
Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального лесопользования невозможны без развития путей транспорта в лесном фонде, особенно в северной части области. В настоящее время на 100 га земель лесного фонда приходится 0,19 км дорог.
Недостаточная плотность дорожной сети не позволяет в должной мере обеспечить выполнение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми лесами, проведение целенаправленного изменения качественного состава лесов.
В 1998-2000 годах за счет средств федерального бюджета, собственных средств лесхозов, лесозаготовительных предприятий планируется построить 30 км дорог лесохозяйственного назначения.
Затраты на строительство дорог составят 1500 тыс. руб., в том числе по годам: 1998 г. - 500 тыс. руб., 1999 г. - 500 тыс. руб., 2000 г. - 500 тыс. руб.
5. Программа мероприятий и объемы работ по основным направлениям лесохозяйственной деятельности
N п/п |
Наименование мероприятий | Единицы измере- ния |
Объемы работ по годам | |||
1998 | 1999 | 2000 | Итого | |||
I. Основные направления лесохзяйственной деятельности | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
Проведение лесовосстанови- тельных работ посадкой леса Проведение лесовосстановитель- ных работ содействием естест- венному возобновлению леса Ввод молодняков в категорию ценных насаждений Проведение рубок ухода в молодняках для улучшения породного состава леса Проведение рубок ухода за ле- сом прореживанием в средневоз- растном древостое для создания благоприятных условий для пра- вильного формирования ствола и кроны лучших деревьев Проведение рубок обновления и переформирования с целью пере- вода лиственных лесов в хвой- ные Уход за лесными культурами, их выращивание и перевод в покры- тые лесом земли Подготовка почвы под лесные культуры прокладкой минерализованных борозд Дополнение лесных культур подсадкой сеянцев или саженцев на месте погибших растений для доведения их количества на гектаре до норматива Заготовка лесных семян в насаждениях, имеющих высокие селекционные показатели в том числе мелкохвойных пород Выращивание посадочного мате- риала для проведения лесохо- зяйственных работ посадкой ле- са Внесение органических удобре- ний в почву лесосеменных учас- тков и питомников Внесение минеральных удобрений в почву лесосеменных участков и питомников Посев сидератов для повышения плодородия почвы в питомниках Проведение лесоустроительных работ для повышения качества ведения лесного хозяйства Организация мониторинга лесов в целях прогнозирования состо- яния и динамики использования лесного фонда Создание полезащитных полос на землях сельскохозяйственных формирований с целью защиты почв от эрозии Разработка проекта противопожарного обустройства лесов в рамках научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ |
тыс. га тыс. га тыс. га тыс. га тыс. га тыс. га тыс. га тыс. га тыс. га тонн тонн тыс. шт га га га тыс. га тыс. га га тыс. га |
2,8 6,2 8,9 3,6 0,75 0,8 6,0 1,4 0,9 1,2 0,5 12000 8 8 5 350 3935,8 460 193,1 |
2,8 6,0 8,9 4,1 0,8 1,0 6,0 1,4 0,8 1,2 0,7 12000 8 8 5 300 3935,8 510 754,2 |
2,8 6,0 9,0 4,6 0,9 1,2 6,0 1,4 0,8 1,2 0,7 12000 8 8 5 300 3935,8 540 840,2 |
8,4 18,2 26,8 12,3 2,45 3,0 18,0 4,2 2,5 3,6 1,9 36000 24 24 15 950 11807,4 1510 1787,5 |
II. Внедрение прогрессивных технологий в лесовосстановлении | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. |
Создание лесных культур на ос- нове промышленных методов Посадка культур темнохвойных пород крупномерным посадочным материалом Заготовка лесных семян с улучшенной наследственностью Выращивание посадочного мате- риала из семян, собранных в объектах постоянной лесосемен- ной базы Механизация рубок ухода в мо- лодняках с применением катков- осветлителей и кусторезов |
% <*> % <*> % <*> тыс. шт % <*> |
22,0 10,0 27 1325 15 |
23,0 13,0 31 1750 16 |
25,0 16,0 34 1880 18 |
4955 |
Примечание: <*> процент от общей площади посадки лесных культур. III. Защита лесов от вредителей |
||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. |
Предполагаемые площади очагов распространения насекомых - вредителей Проведение авиационных мер борьбы с вредителями леса на зараженных площадях Проведение наземных мер борьбы с вредителями на зараженных площадях Выборка свежезараженных де- ревьев в очагах дендроктона для предотвращения распростра- нения вредителя Проведение лесопатологического мониторинга для выявления на- саждений неудовлетворительного состояния Осуществление экспедиционного лесопатологического обследова- ния территории для предупреж- дения возникновения очагов вредителей леса |
тыс. га тыс. га тыс. га тыс. а тыс. га тыс. га |
4,9 1,1 2,6 1,1 29,0 1100 |
4,9 0,1 2,6 1,1 29,0 1100 |
4,9 0,1 2,6 1,1 29,0 1100 |
14,7 1,3 7,8 3,3 87,0 3300 |
IV. Строительство лесохозяйственных и производственных объектов | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Реконструкция питомников для повышения качества лесопосадочного материала Строительство теплиц для выра- щивания посадочного материала в укороченные сроки Строительство шишкосушилок для переработки семян Строительство складов для хранения шишек Строительство складов для хранения семян Строительство навесов для хранения лесохозяйственной техники Строительство контор лесхозов Строительство контор лесничеств Строительство пожарно-химичес- ких станций Строительство кордонов на отдаленных, особо охраняемых участках лесного фонда |
га шт/га шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. |
- 2/0,1 1 2 - 4 3 5 4 4 |
30 3/0,15 1 2 2 4 3 6 5 5 |
5 3/0,2 - 2 1 4 3 5 4 4 |
35 8/0,45 2 6 3 12 9 16 13 13 |
V. Потребность в лесохозяйственной технике | ||||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. |
Трактора гусеничные (ЛХТ-4, ДТ-75) для трелевки древесины при проведении рубок ухода за лесом Трактора колесные (МТЗ, Т-40, Т-16) для ухода за лесными питомниками Автобусы и вахтовые машины для доставки лесников на отдален- ные участки Грузовые автомобили для пере- возки техники и посадочного материала Лесохозяйственные и сельскохозяйственные плуги для вспашки почвы при проведении лесовосстановительных и противопожарных мероприятий Дисковые бороны для проведения посадочных и противопожарных работ Фрезы для проведения посадоч- ных и противопожарных работ Машины для внесения в почву органических удобрений Машины для очистки семян Сеялки для посадки семян в питомники Лесопосадочные машины для по- садки саженцев в грунт Культиваторы для ухода за питомниками и лесокультурами Выкопочные скобы и корнеподрезчики для подрезания почвы под саженцами при их пересадке |
шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. шт. |
8 9 7 20 35 9 11 7 3 6 20 13 8 |
8 9 7 20 35 9 11 7 3 6 20 13 8 |
8 9 7 20 35 9 11 7 3 6 20 13 8 |
24 27 21 60 105 27 33 21 9 18 60 39 24 |
VI. Организационно-обеспечивающие работы для создания условий реализации программы
N п/п |
Наименование мероприятий | Основные исполнители | Срок испол- нения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. |
Обеспечить подготовку и принятие законов Омской области: "О ставках лесных податях в Омской области" "О регулировании прав пользова- ния участками лесного фонда Омской области" В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1601 "Положение об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций" разработать: "Порядок передачи в безвозмезд- ное пользование сельскохозяйс- твенным организациям участков лесного фонда", "Нормативы лесо- пользования на участках, переда- нных сельскохозяйственным орга- низациям в безвозмездное пользо- вание" Подготовить обращение Админист- рации Омской области в Прави- тельство Российской Федерации и Рослесхоз об освобождении от от- числений в федеральный бюджет части лесных податей и арендной платы в размере 40% от мини- мальных ставок платы за древеси- ну в связи с низким объемом за- готовки лесосечного фонда на те- рритории области и недостатком средств на воспроизводство лесов Создание и ведение информацион- ной базы данных Программы Регулярное проведение семинаров по подготовке и переподготовке кадров для нужд лесного хозяйс- тва Проведение съездов, совещаний, семинаров служб лесного хозяйства Обеспечение населения наглядной агитацией и привлечение средств массовой информации в целях предупреждения лесных пожаров Разработка и осуществление мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами Обеспечить взаимодействие с уп- равлением охотничьего хозяйства Администрации Омской области по защите и охране животного мира Разработать порядок привлечения казачьих отрядов для охраны лесов Осуществить разработку мероприя- тий по выявлению и охране особо охраняемых природных территорий Провести необходимые подготови- тельные работы по созданию ка- дастров особо охраняемых терри- торий Продолжить работу по улучшению взаимодействия территориальных органов управления лесным хо- зяйством и природоохранным орга- ном по вопросам осуществления государственного контроля за природными ресурсами |
Администрация Омской области, Законодательное Собрание Омской области, Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производственное объединение "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ Администрация Омской облас- ти, Главное управление сельского хозяйства и про- довольствия Администрации Омской области, Омское уп- равление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производст- венное объединение "Омск межхозлес" Минсельхозпрода РФ Администрация Омской области, Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производственное объединение "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производственное объединение "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производственное объединение "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производственное объединение "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производственное объединение "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производственное объединение "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ, Государственный комитет по охране окружающей среды Омской области Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, управление охотничьего хозяйства Администрации Омской области Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Государственный комитет по охране окружающей среды Омской области Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омское производственное объединение "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ, Государственный комитет по охране окружающей среды Омской области |
1998- 1999 годы 1998 год 1998 год Весь период реали- зации Прог- раммы Весь период реали- зации Прог- раммы Весь период реали- зации Прог- раммы Весь период реали- зации Прог- раммы Весь период реали- зации Прог- раммы Весь период реали- зации Прог- раммы 1998 год 1998- 1999 годы 1999 год Весь период реали- зации Прог- раммы |
6. Потребность в финансировании расходов на выполнение программных мероприятий
Расчетные объемы и планируемые источники финансирования программных мероприятий приведены в паспорте Программы.
Общая минимально необходимая потребность в расходах на выполнение программных мероприятий на период 1998-2000 годы составит - 91525,5 тыс. руб., в том числе на операционные расходы (лесовосстановление, рубки ухода и другие лесохозяйственные работы) - 47613,4 тыс. руб., на капитальные вложения (строительство лесохозяйственных и производственных объектов, приобретение лесохозяйственной техники)- 43768,6 тыс. руб.
Учитывая сложную финансовую ситуацию, в перечень объектов строительства в период 1998-2000 годов включено минимально необходимое число производственных и административных зданий и сооружений.
Общее количество объектов строительства, приобретаемых технических средств и сумма расходов, предусматриваемых в Программе на 1998-2000 годы, составляет примерно одну десятую часть от потребности лесхозов Омского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России и межхозяйственных лесхозов Омского производственного объединения "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ.
Потребность в расходах на выполнение программных мероприятий по годам приведена в таблице.
Наименование мероприятий | Потребность в финансировании по годам, тыс. руб. |
||
1998 | 1999 | 2000 | |
1. Лесоустройство 2. Мониторинг лесов 3. Лесовосстановление и лесоразведение 4. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки 5. Защита лесов от вредителей и болезней 6. Использование и воспроизводство кедровых лесов 7. Дорожное строительство 8. Строительство производственных объектов 9. Приобретение лесохозяйственной техники 10. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
1230,0 50,0 9550,6 3680,0 701,0 400,5 500,0 8671,0 2916,0 23,5 |
800,0 70,0 13255,9 3800,0 407,0 410,0 500,0 10052,0 2916,0 55,0 |
800,0 80,0 12087,0 4200,0 407,0 430,0 500,0 10052,0 2916,0 65,0 |
Всего расходов: | 27722,6 | 32265,9 | 31537,0 |
В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 56,4%, из них 72,0% направляется на воспроизводство лесов (включающее лесовосстановление, рубки ухода и другие лесохозяйственные работы), затраты на содержание органов лесного хозяйства, включая лесхозы, составляют 41,0%.
6.1. Механизм финансового обеспечения программы
В прежние годы 90% финансирования служб лесного хозяйства области осуществлялось из федерального бюджета, остальные средства поступали за счет платежей от отпуска леса и штрафных санкций за нарушение правил лесопользования. С 1993 года финансирование из бюджета сократилось и сейчас составляет 35% от потребности организаций лесного хозяйства области. Падение объема заготовки лесосечного фонда уменьшает размеры платежей за пользование лесным фондом в части поступающих в областной бюджет и поступление средств на счета лесхозов.
В то же время объемы работ по охране и лесовосстановлению в последние годы практически не уменьшаются. В связи с этим в лесхозах прекратилось обновление основных фондов, износ техники достиг 80%. Заработная плата лесников ниже средней заработной платы по области в 3,5 раза и составила в 1997 году (в ценах 1998 года) 266,6 руб.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в Программе учтены новый порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, и финансирование лесного хозяйства.
В соответствии со ст. 108 Лесного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на содержание территориальных органов управления лесным хозяйством, национальных парков, в том числе на капитальный ремонт зданий и сооружений, осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозийных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, а также капитальные вложения в охрану и защиту лесов, развитие социальной сферы лесного хозяйства будет осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Расходы на воспроизводство лесов: лесовосстановление, рубки ухода за молодняками, прореживание, рубки обновления и переформирования финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Федеральной службой лесного хозяйства России разработаны нормативы затрат на мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесами по регионам и лесорастительным зонам, на основе которых в области определены необходимые расходы на воспроизводство лесов.
На основании ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации в федеральный бюджет поступает 40% от лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 60%.
Платежи, поступившие в областной бюджет, направляются на финансирование расходов на воспроизводство лесов Омскому управлению лесами Федеральной службы лесного хозяйства России и Омскому производственному объединению "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ в соответствии с суммой податей, взимаемой лесхозами управления и объединения.
Лесные подати и арендная плата за исключением минимальных ставок платы за древесину поступают лесхозам управления и объединения, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
Величина ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, на территории области установлена с учетом сохранности наиболее ценных лесных пород, реликтовых насаждений и стимулирования рационального использования лесозаготовителями деловой древесины.
Прогноз отпуска древесины на корню по годам и поступлений платежей за пользование древесиной приведены в таблице.
Показатели | 1998 год | 1999 год | 2000 год |
Отпуск древесины на корню по главному пользованию, тыс. куб. м |
650 |
710 |
820 |
Платежи за древесину по минимальным ставкам, поступающие в федеральный бюджет, тыс. руб. |
2626,0 |
2868,4 |
3312,8 |
Платежи за древесину по минимальным ставкам, поступающие в областной бюджет, тыс. руб. |
3939,0 |
4302,6 |
4969,2 |
Поступает лесхозам от разницы стоимости древесины, отпускаемой на корню по конкретным и минимальным ставкам, тыс. руб. |
4875,0 |
5325 |
6150,0 |
Финансирование планируемого объема программных мероприятий будет осуществляться в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на соответствующий бюджетный год и реально поступивших на счета лесхозов.
7. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Выполнение областной Программы "Леса Омской области" на 1998-2000 годы возлагается на лесхозы Омского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России и межхозяйственные лесхозы Омского производственного объединения "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ.
Для управления реализацией Программы формируется областная комиссия в составе представителей Администрации Омской области, Государственного комитета по охране окружающей среды Омской области, Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Омской области, Омского управления лесами Федеральной службы лесного хозяйства России, Омского производственного объединения "Омскмежхозлес" Минсельхозпрода РФ.
Омское управление лесами Федеральной службы лесного хозяйства России ежегодно организует проверку хода реализации Программы и направляет в Администрацию Омской области статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе работ Программы и об эффективности использования финансовых средств.
В целях реализации Программы предусматривается дополнить нормативную правовую базу лесного хозяйства Омской области принятием документов:
- Закон Омской области "О ставках лесных податей в Омской области";
- Закон Омской области "О регулировании прав пользования участками лесного фонда Омской области";
- рядом нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между органами государственной власти Омской области и лесопользователями.
8. Оценка ожидаемой лесоводственно-экономической, экологической эффективности от реализации программных мероприятий
Меры, предусмотренные Программой, направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, усиление роли лесов в обеспечении потребностей общества и человека лесной продукцией, товарами и услугами, повышение способности лесов выполнять экономическую, социальную, духовную, культурную, экологическую и средообразующую роль.
Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой на 1998-2000 годы, обеспечат:
- перевод в категорию хозяйственно ценных 37,7 тыс, га насаждений в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом, что значительно превысит площадь сплошнолесосечных рубок за этот период, увеличит площадь хвойных насаждений;
- перевод в категорию покрытых лесом земель 38,3 тыс. га территории лесного фонда за счет создания лесных культур (8,0 тыс. га), содействия естественному возобновлению леса (23,3 тыс. га), естественного возобновления (7,0 тыс. га);
- за счет проведения рубок ухода в молодняках и потенциальных кедровниках увеличится площадь кедровых лесов и улучшится их состояние;
- в результате реализации программных мероприятий увеличится стоимость древесных запасов ценных пород к возрасту спелости.
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства и в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство, поскольку основная прибыль от использования древесных ресурсов леса поступает от лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Омской области от 17 ноября 1998 г. N 222 "Об областной целевой программе "Леса Омской области" на 1998-2000 годы"
Текст документа получен по рассылке