Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 26 января 2000 г. N 29-п
"Об утверждении Концепции развития внешнеэкономических связей Омской области на период до 2005 года"
21 мая 2003 г.
В целях дальнейшего совершенствования и определения приоритетных направлений развития внешнеэкономических связей Омской области на длительную перспективу постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития внешнеэкономических связей Омской области на период до 2005 года (прилагается).
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Омской области Вдовина Е.М.
Глава Администрации |
Л.К. Полежаев |
Концепция
развития внешнеэкономических связей Омской области на период до 2005 года
(утв. постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 26 января 2000 г. N 29-п)
21 мая 2003 г.
Введение
В силу целого ряда объективных и субъективных факторов рыночные преобразования в России затронули, в первую очередь, внешнеторговую деятельность. Реформы в этой сфере начались еще в 1986 году, а к концу 80-х годов была фактически ликвидирована государственная монополия внешней торговли. По оценкам экспертов, успехи России в области либерализации внешнеторгового и валютного режима значительно превосходят аналогичные достижения стран СНГ и вполне сопоставимы с прогрессом реформ в странах Центральной и Восточной Европы.
Оценивая противоречивое влияние реформирования внешнеторговой сферы на российскую экономику в целом, и экономику Омской области в частности, можно выделить следующие моменты:
- в рамках выбранного варианта экономических реформ внешняя торговля стала одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики государства в целом, отдельных областей, в особенности как источник формирования доходной части соответствующих бюджетов;
- одновременно с этим внешняя торговля стала основным источником утечки российского капитала за рубеж;
- либерализация внешней торговли в значительной степени способствовала интеграции большинства отраслей экономики в систему рыночных связей;
- падение производства, неплатежи и сузившийся внутренний спрос, резкая девальвация рубля в августе 1998 года стимулировали увеличение экспорта вне зависимости от степени привлекательности внешнего рынка; получил распространение "вынужденный" экспорт, повлекший за собой рост числа антидемпинговых процедур в отношении российских экспортеров;
- во многом за счет импорта было обеспечено решение одной из задач начального периода реформ - насыщение потребительского рынка страны;
- развитие внешнеторговых связей стало стимулом внедрения новых технологий, современных методов организации и управления производством.
Стартовые условия перехода регионов России к самостоятельной внешнеторговой деятельности оказались различными: на 20 субъектов Российской Федерации, где проживает более 50 процентов населения страны, приходится 60 процентов промышленного производства, 80 процентов экспорта и 40 процентов импорта; на их территории размещены почти все действующие предприятия с иностранными инвестициями. В эту группу входит и Омская область.
По показателям зависимости регионов от внешнего рынка в России можно выделить 4 группы:
1. крупнейшие по объему промышленного производства;
2. крупнейшие по абсолютной величине экспорта товаров;
3. крупнейшие по абсолютной величине импорта товаров;
4. территории, промышленность которых в наибольшей степени зависит от сбыта на мировых рынках.
В наиболее выигрышном положении оказались те регионы, которые занимают места во всех четырех группах (их 5), либо входят в любые три группы (9 субъектов Российской Федерации). В менее выигрышном положении оказалась группа территорий (куда входит и Омская область) со средней зависимостью от экспорта и импорта. Хозяйственное развитие более чем 50 субъектов Российской Федерации ориентируется в большей степени на внутренний рынок, испытывает отрицательные последствия иностранной конкуренции и не имеет преимуществ от внешней торговли.
Омская область до недавнего времени относилась ко второй группе территорий. Отсутствие до начала 90-х годов опыта самостоятельной работы на внешнем рынке, необходимой внешнеторговой инфраструктуры, неизвестность области как торгового партнера, отсутствие нормативно-правовой базы, незначительные стоимостные показатели товарооборота с зарубежьем в первые годы, значительная доля продовольствия в структуре импорта - эти и другие факторы не давали основания оценивать стартовые условия выхода области на внешний рынок как благоприятные.
В результате усилий, предпринятых Администрацией области за прошедшие годы в направлении развития внешнеторговых связей, ситуация существенно изменилась. Внешняя торговля области имеет позитивную динамику развития, показатели инвестиционного климата - одни из лучших в Российской Федерации. Очевидно, что федеральные органы государственной власти могут ожидать увеличения валютных поступлений в Россию именно от этой группы территорий, и, следовательно, должны содействовать развитию их внешнеэкономической деятельности.
В связи с наметившимся переносом акцента реформ в сферу структурных преобразований экономики важнейшей задачей на предстоящий период становится поддержка отечественного товаропроизводителя. Во внешнеторговой сфере эта работа предполагает, прежде всего, стимулирование промышленного экспорта, обеспечение благоприятных условий для доступа российских товаров на внешний рынок. Вместе с тем особую актуальность приобретают проблемы защиты внутреннего рынка, формирования благоприятной нормативно-правовой среды, соответствующей сегодняшним потребностям участников внешнеторговой деятельности.
Цели концепции, средства их достижения
Стратегической целью концепции является определение приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности Омской области на длительную перспективу, обеспечивающих гармоничное вхождение ее в систему мирохозяйственных связей. Реализация концепции должна содействовать стабилизации и последующему развитию экономики региона в целом, что в конечном счете благоприятно скажется на росте благосостояния населения области.
Средствами достижения данной цели являются:
- повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности области;
- совершенствование товарной структуры экспортно-импортных операций;
- оптимизация географической структуры внешнеэкономических связей;
- использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества;
- защита отраслей региональной экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
При этом совершенствование внешнеэкономической и межрегиональной деятельности распространяется не только на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, но и на технологически связанные с ними производства, что будет способствовать реструктуризации и развитию всего хозяйственного комплекса области.
Концепция разрабатывалась с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти и опыта, полученного при разработке и реализации предыдущей концепции. Она является открытой и может быть уточнена в случае изменения факторов, определяющих развитие экономики области и Российской Федерации. Данная Концепция должна послужить основой для разработки программы комплексного развития внешнеэкономической деятельности области. В рамках программы необходимо определить первоочередные направления развития внешнеэкономических связей, необходимость и объем бюджетного финансирования этих направлений.
I. Общая характеристика области
1. Количественная и качественная оценка природных ресурсов
а) Минерально-сырьевые ресурсы
На территории области открыты месторождения 19 видов полезных ископаемых, значительный по объемам артезианский бассейн пресных, минеральных и термальных вод. Имеется более 140 месторождений песков, кирпичных глин и керамзитовых суглинков, что является условием развития строительной индустрии.
Прогнозные ресурсы нефти составляют более 150 млн. т. Начато освоение первого газоконденсатного месторождения. Выявлено 298 месторождений торфа суммарными запасами 2470 млн. т., из них к промышленному освоению подготовлено 29 месторождений с запасами по промышленным категориям более 54 млн. т. Переработка торфа на основе современных технологий позволит получить свой теплоноситель, в результате чего появится возможность сократить импорт угля из Казахстана.
Область располагает также залежами циркон-ильменитовых рудных песков, разведанные объемы которых превосходят 160 млн.куб.м. Добыча и переработка этого сырья является весьма перспективной, так как Россия до сих пор полностью зависит от импорта титан-цирконовых концентратов.
Выявлено и учтено 174 месторождения сапропеля общим объемом около 186275 тыс. т., которые могут быть использованы как ценное агрохимическое и фармацевтическое сырье для известкования кислых почв и в качестве минерально-витаминных добавок для питания животных и птиц.
Имеются значительные месторождения бентонитовых глин.
б) Водные ресурсы
С севера на юг по области на протяжении 1174 км протекает судоходная река Иртыш, по которой через р. Обь и Обскую губу есть выход к северному морскому пути, имеется более 16 тыс. пресных и горько-соленых озер. 25 процентов общей территории области занимают болота.
в) Лесные ресурсы
Общая площадь лесного фонда занимает 33 процента территории области. Запас древесины составляет 574,8 млн. куб.м, из которых 40 процентов приходится на долю лиственных спелых и перестойных лесов. 23,5 процента от общего запаса составляют хвойные леса.
г) Сельскохозяйственные ресурсы
Посевные площади сельскохозяйственных культур занимают более 3 млн. га. Среднегодовой валовой сбор зерна составляет (в зависимости от погодных условий года) от 1,5 до 3 млн. т. (1998 год: зерно - 1700 тыс. тонн; картофель - 420 тыс. тонн; овощи - около 150 тыс. тонн).
На 1 января 1999 года в области насчитывалось около 774 тыс. голов крупного рогатого скота, более 500 тыс. свиней, до 185 тыс. овец и коз. Производится до 150 тыс. т. мяса, 20 тыс. т. молока, 500 тыс. штук яиц.
Идет работа по формированию региональной целевой программы развития агропромышленного комплекса.
2. Отраслевая структура хозяйства, масштабы развития отраслей
По объему промышленного производства в расчете на душу населения область по итогам 1998 года занимает 45 место в России. Более 90 процентов промышленного производства сосредоточено в областном центре.
В народнохозяйственном комплексе страны Омская область получила специализацию по нефтехимии и нефтепереработке, по машиностроению и приборостроению для нужд военно-промышленного комплекса, а также по сельскохозяйственному производству и агропереработке.
Среди других отраслей получили развитие электроэнергетика, лесная и деревообрабатывающая промышленность, промышленность стройматериалов, легкая, пищевая, мукомольно-крупяная промышленность.
На долю предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса приходится более 40 процентов промышленной продукции области, там сосредоточено 30 процентов основных фондов, занято более 18 процентов работающих в промышленности. Доля машиностроительной продукции составляет 11 процентов промышленного производства. Аналогичные показатели по электроэнергетике - 19,2 процента по пищевой промышленности - 19,2 процента промышленности стройматериалов - 3,7 процента, деревообрабатывающей промышленности - 1,1 процента, легкой промышленности - 1,3 процента.
3. Инфраструктура области (стройиндустрия, транспорт, связь)
Стройиндустрия
В строительном комплексе области работает почти 70 тыс. человек, подрядной деятельностью занято более 3000 организаций. Производство строительных материалов осуществляют более 55 предприятий и 100 цехов.
На долю строительной индустрии приходится около 3,7 процента общего объема промышленной продукции, производимой в области. Производственная база стройиндустрии и строительных материалов на 40 процентов сосредоточена в г. Омске. Мощности заводов сборного железобетона ориентированы на выпуск массивных конструкций для промышленного строительства и крупнопанельного домостроения.
В настоящее время предприятия отрасли в состоянии выпускать 1,5 млн. куб.м железобетона, 663 тыс. кв.м столярных изделий, 678 тыс. куб.м керамзита, обеспечивать строительство 924 тыс. кв.м жилья.
Динамика строительства жилья частными застройщиками превышает общероссийские показатели. Приведенные данные свидетельствуют, что возможности строительного комплекса в целом соответствуют потребностям региона.
Транспорт и инженерная инфраструктура
Область имеет хорошо развитую сеть транспортных коммуникаций. Территорию области пересекают Транссибирская железнодорожная магистраль, соединяющая западные и восточные районы страны, а также северные территории России с областями Казахстана и Средней Азии.
Общая протяженность железнодорожных путей составляет 1570 км, на которых расположено 62 станции, 3 локомотивных и 3 вагонных грузовых депо, одно пассажирское депо. Пропускная способность железных дорог Омской области превышает 200 млн. т. в год.
Протяженность сети автомобильных дорог области - почти 12 тыс. км, из них 859 км приходится на дороги федерального значения. Более 7,5 тыс. км дорог (68 процентов) имеют твердое покрытие. По показателю плотности автомобильных дорог с твердым покрытием область занимает 49 место в России.
Существующая сеть автомобильных дорог и наличие транспортных средств в настоящее время позволяют удовлетворять потребности предприятий области в грузовых перевозках.
Кроме того, область имеет возможность перевозки пассажиров и грузов речным и воздушным транспортом. По р. Иртыш и далее по Оби может быть осуществлена доставка грузов из южных районов Казахстана в порты Северного Ледовитого океана.
Аэропорты г. Омска в состоянии обеспечить прием пассажирских и транспортных воздушных судов всех типов. Начато строительство международного аэропорта "Омск-Федоровка".
За 1998 год грузооборот всех видов транспорта составил около 60 млн. т. (снижение по сравнению с соответствующим показателем 1990 года почти в 2,5 раза).
Через территорию области проходит нефтепровод Брест-Новосибирск.
Система связи
Омская область и в первую очередь ее областной центр имеют все виды связи. На 1 января 1999 г. число основных телефонных аппаратов сети общего пользования превысило 350 тыс. единиц и увеличилось за прошедший год на 31 тыс. единиц.
Вместе с тем развитие телефонной сети отстает от потребностей населения и, соответственно, от мирового уровня. В расчете на 100 человек населения в области приходится 14 основных телефонов (в Российской Федерации - 18, в Швейцарии - 61, Дании - 59, США - 57, Франции - 54, Германии - 46).
Существенное развитие в последние годы получило предоставление услуг радиосвязи (сотовой и пейджинговой). Развиваются и другие прогрессивные средства связи - 8 организаций предлагают услуги связи с сетью "Интернет".
Система подготовки и повышения квалификации кадров
Омск полностью обеспечивает потребности предприятий в специалистах массовых профессий, в том числе для экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в последний абзац главы 3 раздела I настоящей Концепции внесены изменения
В учебных программах ряда ВУЗов заложены курсы по организации внешнеторговой деятельности предприятия (Омский государственный университет, Омский государственный аграрный университет, Омский государственный университет путей сообщения). Из них два высших учебных заведения готовят выпускников по специальности "Мировая экономика". Структуры, участвующие в регулировании внешнеторговых операций (Омская таможня, Центр стандартизации, метрологии и сертификации, банки), организуют курсы повышения квалификации для своих специалистов. Омская торгово-промышленная палата совместно с Главным управлением внешнеэкономических и межрегиональных связей Омской области (далее - Главное управление) регулярно проводит семинары для участников внешнеэкономической деятельности.
4. Обеспеченность трудовыми ресурсами.
По состоянию на 1 января 1999 года на территории Омской области проживало 2180,5 тыс. человек (1,5 процента населения России). Соотношение городского и сельского населения - 67,3 процента и 32,7 процента. С 1993 года смертность превышает рождаемость. Отмечается положительный миграционный прирост населения - преимущественно за счет притока из Казахстана.
Трудовые ресурсы области - 1263,4 тыс. чел.
Из них:
- занятое население - 947,3 тыс. чел.;
- учащиеся - 98,7 тыс. чел.;
- занятые в подсобном и домашнем хозяйстве - 217,4 тыс. чел.
Среди трудоспособного населения специалистов:
- с высшим и незаконченным высшим образованием - 19%
- со средним и начальным профессиональным образованием - 38%
- со средним общим образованием - 28%
- с основным общим образованием - 11%
- с начальным образованием и не имеющих его - 4%
Безработица в области, по сравнению с общероссийским уровнем, низка - около 2 процентов. Довольно невысока покупательная способность населения, хотя область имеет один из самых низких стоимостных показателей потребительской корзины в России.
Среди отраслей материального производства к категории трудоизбыточных могут быть отнесены машиностроительная и радио- приборостроительная отрасли.
5. Конкурентоспособность ресурсов области
Анализ конъюнктуры мировых рынков товаров по номенклатуре производимой в Омской области продукции с учетом вышеприведенных сведений позволяет сделать следующие выводы.
Природные ресурсы - конкурентоспособны (по крайней мере на рынках азиатских государств); наиболее перспективны - торф, сапропель, лес.
Продукция промышленности - конкурентоспособна:
- нефтепереработки и нефтехимии - на всех рынках;
- машиностроения и радиоприборостроения:
- военная продукция - на большей части мировых рынков;
- конверсионная - на рынках азиатских стран.
Продукция агропромышленного комплекса - конкурентоспособна на рынках азиатских государств, особенно стран СНГ;
Услуги - конкурентоспособны транспортные, образовательные, консультационные, строительные (на рынках стран СНГ), почты и связи.
II. Современное состояние внешнеэкономической деятельности, использование экспортных возможностей области
1. Реализация экономического потенциала области
Доля экспортных поставок Омской области в общем показателе экспортной деятельности России имеет устойчивую тенденцию роста. Если в 1994 году этот показатель составлял 0,7 процента, в 1995 году - 0,8 процента, то в 1996 и 1997 гг. - 0,9 процента; 1998 год - 0,65 процента. Учитывая, что Омская область составляет по основным экономическим показателям 1/70 часть России, следует считать этот показатель недостаточным, потенциально он может быть значительно увеличен - до 1 млрд. долларов (около 1,2 процента).
В настоящее время экспортируемая в дальнее и ближнее зарубежье продукция составляет около 20 процентов от валового внутреннего продукта Омской области и, следовательно, область начинает приобретать определенную зависимость от состояния внешнего рынка.
Динамика экспортно-импортных операций по годам
С 1994 года внешняя торговля Омской области имела устойчиво растущее положительное сальдо (в тыс. долларов США):
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 (9мес) |
|
Экспорт Импорт Оборот Сальдо |
193975 467791 661766 -273816 |
271415 111519 352934 159896 |
432332 321848 754170 110484 |
647711 353062 1000773 314649 |
870148 307717 1177865 563431 |
811517 402114 1213631 411403 |
484017 229746 713763 254271 |
409700 160900 570600 248800 |
Соотношение экспорта и импорта в общем объеме внешнеторгового оборота области по годам соответственно:
экспорт импорт
1992 - 29,3% 70,7%
1993 - 69,9% 30,1%
1994 - 54,4% 42,6%
1995 - 64,7% 35,3%
1996 - 73,4% 26,6%
1997 - 73,5% 26,5%
1998 - 67,7% 32,3%
9мес. 1999 - 71,8% 28,2%
По России: 1998 - 55,3% 44,7%
Исходя из приведенных данных, нетрудно сделать вывод о том, что в последние годы во внешнеторговой деятельности области преобладает экспортная направленность.
Следует отметить, что, помимо реального роста экспортных показателей, на динамику внешнеторгового оборота существенное влияние оказал политический фактор: торговые отношения со странами СНГ перешли в разряд внешнеэкономических связей. Это особенно важно для Омской области, так как на торговлю с приграничным Казахстаном приходится значительная часть внешнеторгового оборота. Тем не менее, поступательное развитие экспорта и рост валютной выручки свидетельствуют о результативности мер по развитию внешнеэкономических связей, принимаемых на федеральном и областном уровне, несмотря на общее ухудшение условий хозяйственной деятельности.
1998 год оказался очень тяжелым как для развития российской внешней торговли в целом, так и для развития внешней торговли Омской области, в частности. Внешний кризис, выразившийся в обвальном падении цен на сырье и материалы, лишил страну и область многих миллионов долларов, недополученных за экспортные поставки, а внутренний финансово-экономический кризис привел к практическому свертыванию импортной деятельности.
Структура экспорта
В структуре экспорта товаров из Омской области традиционно преобладает продукция топливной, химической и нефтехимической отраслей промышленности. В течение 90-х годов доля этих товарных групп колебалась в пределах от 72 процентов до 97 процентов, показатель первого полугодия 1999 года - 80,3 процента. Доля продукции топливно-энергетического комплекса в экспорте составляет 66,6 процента; (соответствующий общероссийский показатель - чуть выше 44 процентов). Доля, приходящаяся на экспорт товаров нефтехимического комплекса, постепенно снижается в процентном выражении (с 47,7 процента в 1994 году до 42,8 процента в 1995, и до 22,6 процента в первом полугодии 1999 г.; (по России соответствующий показатель составляет 10,4 процента).
Вместе с тем области пока не удается добиться улучшения товарной структуры экспортных поставок. Если в экспорте доля продовольствия стабильно увеличивается: с 4,8 процента в 1996 году до 13,8 процента в первом полугодии 1999 года, что свидетельствует о положительных тенденциях в развитии агропромышленного комплекса региона, то с экспортом продукции машиностроения и металлообработки дело обстоит хуже.
В период с 1994 до 1996 года доля машиностроительной продукции в экспорте выросла с 1 процента до 18 процентов. Затем отмечался некоторый спад: 12,6 процента в 1997 г., 4,5 процента в 1998 году и выравнивание до 17,1 процента в первом полугодии 1999 года. (Соответствующий показатель по России составляет 10,5 процента). Среди факторов, сдерживающих рост экспорта машиностроительной продукции, прежде всего следует назвать продолжающееся сокращение выпуска промышленной продукции и, кроме того, ориентированность наших промышленных предприятий на выпуск военной продукции, являющейся весьма специфичным товаром, а также низкая конкурентоспособность остальной омской промышленной продукции.
По всем остальным товарам, поставляемым за рубеж, - лесоматериалам, кожевенному сырью, одежде и обуви - показатели значительно меньшие.
Заметное развитие получил экспорт услуг из области. Если в 1993 году объем услуг составил 16 тыс. долларов США (экспорт услуг в области высшего образования в Австралию), то в 1994 году услуги экспортировались в Болгарию, Германию, Заир, Сирию, ОАЭ, Эстонию, Австрию. Их общая стоимость составила 1293 тыс. долларов США (в том числе услуги водного транспорта 264 тыс., воздушного транспорта - 780 тыс., вычислительной техники - 1 тыс., в области права - 4 тыс., ремонт транспортного оборудования 145 тыс., в области образования - 16 тыс.). В 1995 году этот показатель увеличился в 6 раз. По итогам 1996 г. объем работ и услуг, поставляемых на экспорт, составил 2,8 млн. долл. Показатели 1997 г. - 8,6 млн. долл. и 1998 года - 5,5 млн. долл. - также свидетельствуют об успешном развитии этого вида экспорта.
Уровень конкурентоспособности основных видов экспортной продукции
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в следующий абзац главы 1 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
Оценка уровня конкурентоспособности основных видов экспортной продукции омских предприятий была проведена Главным управлением в ходе разработки предыдущей Концепции и программы развития внешнеэкономических связей области, а также программы развития экспорта Омской области на 1998-2000 гг.
Она свидетельствует о безусловной экономической целесообразности развития экспортных производств. Это касается в первую очередь продукции нефтепереработки и нефтехимии, производство которой не всегда под силу некоторым странам. Принимая во внимание высокий технологический уровень производства, как вполне конкурентоспособная может быть оценена основная и гражданская продукция машиностроительных предприятий области. При определенных условиях на рынках некоторых государств может пользоваться спросом продукция омских лесоперерабатывающих предприятий. Неплохие перспективы в продвижении на внешние рынки имеет продукция агропромышленного комплекса области. Весьма вероятно значительное расширение экспорта строительных, транспортных, образовательных и иных услуг.
Структура импорта
Преобладающей группой товаров в импортных закупках области в последние несколько лет традиционно является машиностроительная продукция; по итогам 1997 года, например, ее доля в импорте составила 43,1 процента, а в первом полугодии 1999 года - 28,6 процента.
30,9 процента импорта 1998 года заняли продовольственные товары и сырье для их производства. Такая ситуация не может быть признана удовлетворительной, так как среди них значительную часть составляют товары, производящиеся в России. Основная масса таких товаров ввозится из стран СНГ.
Одной из важных групп товаров в импорте остается продукция топливно-энергетического комплекса (24 процента в 1998 году, 13,9 процента в первом полугодии 1999 года), в основном это каменный уголь из Казахстана.
Доля продукции нефтехимического комплекса в импорте 1998 года составила 6,3 процента. (Этот показатель в регионе традиционно находится на уровне 10 процентов).
Почти в 3 раза сократились объемы импортных поставок в область черных металлов и изделий из них; соответственно их доля в объеме импорта снизилась с 8,3 процента в 1996 году до 5 процентов в 1998 году.
Из года в год в структуре импорта растет доля услуг; так по итогам 1998 года объем полученных Омской областью международных услуг (в основном, транспортных) составил 21579 тыс.долл. США, что чуть превышает 9 процентов всего импорта.
География внешнеторговой деятельности области
С начала 90-х годов шел процесс целенаправленного формирования круга внешнеторговых партнеров Омской области. Внешнеторговые операции в 1993 году осуществлялись с 51 страной, в 1995 г. - с 64, в 1997 г. - с 80 странами, в 1998 г. - с 64 странами. В настоящее время экспортные поставки осуществляются преимущественно в страны дальнего зарубежья, импортные поступления - из ближнего.
Страны - основные внешнеторговые партнеры области
1993 - Казахстан, Кипр, Китай, Германия, Багамские острова
1994 - Казахстан, Кипр, Германия, Багамские острова, Китай
1995 - Казахстан, Швейцария, Финляндия, Украина, Румыния, Великобритания, Китай
1996 - Казахстан, Испания, Кипр, Великобритания, Финляндия, Румыния, Узбекистан
1997 - Казахстан, Испания, Великобритания, Узбекистан, Кипр, Италия, Германия.
1998 - Казахстан, Испания, Великобритания, Узбекистан, Германия, Италия, Финляндия.
Показатель географической концентрации экспорта в период 1993-1998 гг. растет: если на первую десятку стран в 1993 г. приходилось 79,5 процента годового стоимостного объема экспорта, то в 1997 и 1998 гг. уже около 90 процентов. Этот процесс может быть оценен двояко. С одной стороны, высокая географическая концентрация экспорта (т. е. сосредоточение большого стоимостного объема на ограниченном числе стран) означает большую зависимость валютных и налоговых поступлений от конъюнктуры на соответствующих рынках и слабую возможность компенсации поступлений за счет других рынков. С другой стороны, этот показатель свидетельствует о стабилизации внешнеторговых отношений и формировании у экспортеров региона устойчивого круга партнеров.
Ситуация, когда на одну страну приходится до одной четвертой всей стоимости экспорта из области (Испания - 22,4 процента в 1998 г.) в практике мировой торговли считается рискованной. Но, учитывая сохраняющуюся стабильность конъюнктуры рынка в данной стране и экономикополитических отношений с ней, нет оснований для переориентации экспортных поставок.
Высокая доля экспортных поставок в Казахстан (36,6 процента от общего показателя) может расцениваться как потенциальный фактор риска. Двусторонние торгово-экономические отношения осложняет нестабильность законодательства Казахстана, регулирующего эту сферу. Чередование запретов и разрешений на осуществление бартерных операций, введение ограничений на ввоз некоторых товаров из России, другие меры, противоречащие договоренностям в рамках СНГ, влекут за собой ухудшение условий торговли.
В структуре товарооборота области доля стран СНГ и ЕС составляет 38,5 процента и 40,2 процента соответственно. При этом отмечается падение экспорта в страны СНГ на 43,8 процента в основном за счет сокращения в последнее время поставок в Узбекистан.
Среди основных перспективных географических направлений развития региональной внешней торговли стратегически важное место занимает торговля со странами Западной Европы. На сегодня это самое товаро- и валютоемкое направление.
2. Привлечение иностранных инвестиций
Интенсивность инвестиционных процессов во многом зависит от того, насколько экономика территории готова эффективно принять увеличение денежной массы, иными словами, каков ее инвестиционный потенциал. Омская область является весьма перспективной с точки зрения инвестиционного сотрудничества для иностранных партнеров.
Общеизвестно, что в инвестиционном процессе весьма важную роль играет инвестиционный климат территории.
Инвестиционный климат включает объективные возможности региона (инвестиционный потенциал) и условия деятельности инвестора (инвестиционный риск). Очевидно, что для принятия решений о вложении средств недостаточно рассматривать только потенциал или только риски. Регион может быть очень привлекателен с точки зрения потенциала (например, там есть сырьевые ресурсы), но если политическая обстановка нестабильна, то на инвестиции мало кто решится.
Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья". Потенциал территории - характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.
Особый интерес инвесторов вызывают территории с развитым топливно-энергетическим комплексом, такие, как Поволжский и Западно-Сибирский. Примечательно, что даже на фоне финансового кризиса конца 1998 года, сопровождавшегося в целом оттоком иностранных инвестиций из России, области Западной Сибири, в частности, Омская, сохранили свою инвестиционную привлекательность.
По данным Госкомстата, в 1998 году среди субъектов Российской Федерации, наиболее привлекательных для иностранных инвесторов, Омская область, пропустив вперед лишь Москву и Республику Татарстан, вышла на третье место с объемом иностранных инвестиций, составивших 480 млн. долларов США или около 4,3 процента от общероссийского показателя. Еще в 1996 году ситуация была иной. Рейтинг инвестиционной привлекательности области оценивался средними показателями: из 89 субъектов Федерации она занимала 37 позицию по критерию риска и 49 место по инвестиционному потенциалу.
Данные, характеризующие инвестиционный потенциал области (см. разд. 1 Концепции) свидетельствуют, что она, имея предпосылки и располагая необходимыми возможностями для освоения поступивших инвестиций, является объективно привлекательной для приема новых финансовых средств.
Совместные предприятия
В настоящее время на территории области иностранный капитал работает преимущественно в виде доли уставного капитала совместных предприятий, которых зарегистрировано 305.
Среди стран - партнеров совместных предприятий на территории Омской области, как и в целом по России, ведущие места занимают Казахстан - 73 совместных предприятия, Китай - 40, Германия - 24, Узбекистан - 21, США - 17.
Наиболее крупными совместными предприятиями в Омской области являются: со Словакией - "Матадор-Омскшина", с Люксембургом - "Сибирская Сотовая Связь", с Бельгией - "Росар", со Швецией - "Сибирско-скандинавская автобусная компания".
Общий размер уставного капитала по итогам 1998 года составляет 142,2 млн. руб. Производством занимаются 55 совместных предприятий.
Доли иностранных и российских участников в уставном фонде совместных предприятий Омской области в целом по отраслям уравновешивают друг друга. Наивысшая доля омского партнера в уставном фонде наблюдается у предприятий легкой промышленности - 67 процентов. Наименьшая - в пищевой промышленности, здесь отношение долей в уставном капитале российского и зарубежного партнеров составляет примерно 1:10,
В традиционных омских отраслях, таких, как химическая и нефтехимическая, машиностроение и металлообработка, деревообрабатывающая, доли партнеров примерно равны или отличаются не более, чем на 22 процента.
Внешнеторговая деятельность совместных предприятий
Суммы экспорта и импорта продукции совместных предприятий за 1998 г. составляют соответственно 4,9 млн. и 21,1 млн. долларов США.
Наибольшие стоимостные показатели экспорта, осуществляемого совместными предприятиями, приходятся на промышленную продукцию (60 процентов стоимости), торговлю и общественное питание (25 процентов), транспорт (7,4 процента). В структуре импортных закупок преобладают товары, предназначенные для торговли и общественного питания (51 процент), на промышленную продукцию приходится 43 процента.
В целом можно отметить, что во внешнеторговой деятельности совместных предприятий есть немалые резервы; спектр экспортируемых товаров может быть расширен, как в смысле увеличения, изменения (путем пересмотра технологий, улучшения качества продукции) направлений производства товаров и оказания услуг, так и в смысле вовлечения во внешнеторговое сотрудничество остальных стран мира.
Оценивая деятельность совместных предприятий в области, можно отметить:
- совместные предприятия создаются в основном как мелкие предприятия с незначительным уставным капиталом, и лишь в последнее время разработаны и внедряются при поддержке органов областной исполнительной власти крупные инвестиционные проекты;
- иностранные партнеры стремятся создавать совместные предприятия в тех отраслях, где не требуется больших капиталовложений;
- инвестирование создающихся совместных предприятий производится в основном в виде денежных взносов, инвесторы редко вкладывают в уставной капитал предприятий основные фонды и другое имущество.
Таким образом, можно констатировать, что совместные предприятия представляют собой динамично развивающийся сектор экономики, требующий большего внимания и большей поддержки на областном уровне.
Немаловажное значение в инвестиционном процессе играет местная законодательная база, создающая для инвесторов благоприятные условия деятельности и защищающая его права.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в последний абзац главы 2 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
В этой связи нельзя не отметить, что в области активно ведется работа по формированию нормативно-правовой базы инвестиционных процессов: принят Закон Омской области "О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области", появился ряд постановлений Главы Администрации (Губернатора) области, детализирующих положения вышеуказанных законов (всего более 50 нормативных актов). Естественно, это самым благоприятным образом сказывается на процессе привлечения иностранных инвестиций в экономику области.
3. Организация внешнеэкономической деятельности области
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 1 главы 3 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
Общее руководство областной внешнеторговой политикой осуществляет Губернатор Омской области.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 2 главы 3 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
Практическую работу по координации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов осуществляет Главное управление, действуя от ее имени и в ее интересах в сфере внешних экономических, торговых, научно-технических, культурных, туристских, спортивных и прочих связей, включая привлечение иностранных инвестиций.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 3 главы 3 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
Основными целями деятельности Главного управления являются:
- обеспечение единой внешнеэкономической политики в области;
- развитие экспорта товаров (работ, услуг) хозяйствующих субъектов Омской области, улучшение его структуры и расширение номенклатуры, в первую очередь, за счет экспорта готовой, наукоемкой продукции;
- обеспечение потребностей области в импортных технологиях, товарах и услугах;
- развитие новых форм сотрудничества с зарубежными странами, включая организацию приграничной торговли, привлечение иностранных инвестиций, создание свободных экономических зон;
- налаживание взаимовыгодных партнерских связей с другими субъектами Российской Федерации;
- формирование и развитие рыночных отношений в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, защита интересов потребителей.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 10 главы 3 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
В соответствии с целями своей деятельности Главное управление решает следующие основные задачи:
- обеспечение участия Омской области в международном сотрудничестве;
- обеспечение разработки и реализация областной внешнеэкономической политики, координация и регулирование внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с решениями Законодательного Собрания и Администрации Омской области;
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 13 главы 3 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
- формирование и осуществление во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Омской области концепции развития внешнеэкономических связей Омской области;
- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Омской области;
- содействие ускорению социально-экономического развития области в вопросах стабилизации экономики и финансов, обеспечения производств необходимыми материальными ресурсами и оборудованием, устойчивого снабжения населения товарами народного потребления, продовольствием, медикаментами;
- привлечение иностранных инвестиций;
- формирование потребительского рынка товаров и услуг области, совершенствование организации торгового и бытового обслуживания, стимулирование деятельности предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности, организация подготовки и переподготовка кадров для них;
- координация деятельности по защите прав потребителей;
- развитие всесторонних межрегиональных связей области.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 20 главы 3 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
Свою практическую деятельность Главное управление строит в тесном взаимодействии с другими органами исполнительной власти Омской области, государственными и общественными организациями.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 21 главы 3 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
Главное управление укомплектовано квалифицированными специалистами, располагает современными средствами связи, выходом в международную сеть "Интернет".
Кроме того, в 1998 году в структуре администрации города Омска образован отдел внешнеэкономических связей и инвестиций, который призван обеспечивать развитие международных контактов администрации и предприятий города.
Других структур, имеющих отношение к вопросам внешнеэкономической деятельности, в органах исполнительной власти всех уровней в Омской области нет.
Инфраструктура внешней торговли
В области сформирована и функционирует система государственных и иных организаций, обеспечивающая внешнеторговую деятельность предприятий.
Имеются аппарат уполномоченного Министерства торговли Российской Федерации, Омская таможня, Омская торгово-промышленная палата, Центр стандартизации, метрологии и сертификации, Западно-Сибирский центр по валютному и экспортному контролю, органы санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, выполняющие возложенные на них действующим законодательством функции. Успешно работает Международный выставочный центр "Интерсиб".
Система банковских учреждений представлена 17 самостоятельными банками с 25 филиалами (из них 22 расположены в Омской области), а также филиалами иногородних банков. Операции с иностранной валютой осуществляют 5 уполномоченных банков и 10 филиалов иногородних банков.
За короткий срок в области была создана принципиально новая инвестиционная инфраструктура, включающая 28 финансовых и инвестиционных компаний, бизнес-центр, 3 специализированных чековых инвестиционных фонда, региональное отделение федеральной комиссии по ценным бумагам.
Выставочно-ярмарочная деятельность
Выставочно-ярмарочная деятельность - сравнительно новое для Омской области направление развития внешнеэкономических связей. Мировая практика показывает, что эффективность участия в таких мероприятиях далеко не всегда измеряется стоимостью тех контрактов, которые были заключены на поставку экспонировавшихся товаров.
Специалисты, участвующие в международных выставках, высоко оценивают возможности проведения маркетинговой и рекламной работы, используют эти мероприятия для оценки конкурентоспособности как своего товара, так и экспонируемого. Более того, инофирмы чаще всего используют выставки именно для этих целей.
Участие в международных выставках дает возможность заключать контракты напрямую с производителем продукции. Практика внешней торговли показывает, что стоимость любого товара, приобретаемого через посредника, особенно российского, увеличивается в 2-4 раза, продаваемый через представителя фирмы товар дорожает для покупателя на 2-3 процента, реже - на 5 процентов.
Эти обстоятельства диктуют необходимость выработки международной выставочной политики - с учетом уже имеющегося опыта.
Впервые научно-технические разработки, технологии и образцы продукции омских предприятий экспонировались в Женеве в ноябре 1994 года. Эффективность участия в этой выставке-презентации области подтверждается следующим фактом: Швейцария, занимавшая в 1994 году 11 место среди омских внешнеторговых партнеров, в 1995 году вышла на одно из первых мест с объемом поставок, составляющих четверть стоимости всего экспорта из области.
В 1996 году состоялась вторая выставка-презентация Омской области в Каире (Египет). Во время работы выставки обозначился интерес представителей зарубежных фирм к энергетическому оборудованию, производству инструментов, в том числе медицинских, сельскохозяйственному оборудованию, продукции судостроения, сельского хозяйства, строительных материалов, холодильных установок, наукоемким современным технологиям, переработке макулатуры.
Участие омских представителей в заседании российско-индийского делового совета, проходившего в конце 1996 г. в Дели еще раз подтвердило перспективность освоения емкого индийского рынка. С этой целью было запланировано проведение в октябре 1998 г. выставки-презентации Омской области в Дели, которое, к сожалению, не состоялось из-за разразившегося валютно-финансового кризиса в стране.
Военно-техническая продукция омских предприятий была представлена на шестой выставке DSA-98 (Куала-Лумпур, Малайзия, апрель 1998 г.), участниками которой стали более 600 экспонентов из 43 стран. Участие в этой выставке дало дополнительную возможность привлечения экспонентов и покупателей на выставку ВТТВ-Омск-99, а также изучения опыта проведения подобных выставок с целью совершенствования концепции ВТТВ-Омск.
В 1996, 1997 и 1999 годах в области проводились международные выставки военной техники, вооружения, технологий и конверсионной продукции, производимой предприятиями Сибири, Урала и других территорий.
Мероприятия проходили при поддержке Правительства Российской Федерации, Минобороны, МИДа, МВЭС, ГК "Росвооружение", Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" и Ассоциации экономического взаимодействия республик и областей Уральского региона "Большой Урал". Принято решение о проведении выставок на регулярной основе, и очередная выставка состоится в 2001 году.
Демонстрация за рубежом и в ходе проведения в Омске трех выставок ВТТВ возможностей омского машиностроительного комплекса существенно повлияла на структуру экспорта, поставки продукции отрасли на внешний рынок составляют в последние годы 12-18 процентов.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 41 главы 3 раздела II настоящей Концепции внесены изменения
В целях расширения возможностей выхода на близлежащие рынки в Омске регулярно проводится универсальная международная торгово-промышленная выставка-ярмарка "Содружество", организатором которых выступает Международный выставочный центр "Интерсиб". В рамках этого мероприятия, которое имеет целью прежде всего развитие сотрудничества с азиатскими государствами СНГ, Главное управление, Омская торгово-промышленная палата проводят встречи представителей производственных предприятий и торговых организаций.
III. Основные проблемы использования внешнеэкономического потенциала области на современном этапе
1. Характеристика важнейших социально-экономических проблем области
Как следует из раздела 1 настоящей Концепции, Омская область мало чем отличается от большинства российских территорий, в связи с чем на современном этапе развития страны для нее характерны в основном те же проблемы, что и для других субъектов Российской Федерации.
Наибольшего внимания заслуживает проблема обеспечения городской части населения области теплом в зимний период. Решение ее зависит в некоторой степени и от результатов внешнеэкономической деятельности области, так как существует определенная зависимость области от поставок угля из Казахстана.
Область находится в зоне рискованного земледелия, в связи с чем урожай сильно зависим от погодных условий. При неблагоприятных условиях могут возникнуть проблемы с обеспечением населения продуктами питания.
Многие товары первой необходимости не производятся в области и, следовательно, мы вынуждены завозить их из других областей России, а также из-за рубежа. К группе товаров критического импорта, кроме угля, относятся сахар, хлопок, табак.
Область стала приграничной, и теперь ей приходится решать политические вопросы во взаимоотношениях с Казахстаном.
Промышленность области ощутимо зависима от поставок сырья из других субъектов Российской Федерации (например, нефти с Тюменского севера), а, следовательно, при прекращении его поставок производство может полностью остановиться.
Машиностроительный комплекс области представлен крупными по численности предприятиями и в прошлом был ориентирован в основном на производство оборонной продукции. Сейчас в условиях глубокого экономического спада и переживаемой конверсии эти предприятия проводят массовое сокращение численности работающих, что повышает уровень социальной напряженности в области.
Как и в целом по стране, для предприятий области характерны задержки в выплате заработной платы.
2. Характеристика основных проблем области в сфере внешнеэкономической деятельности
Помимо стоящих перед областью общих социально-экономических проблем, на решение которых должна быть направлена в том числе и внешнеэкономическая деятельность, целесообразно также, не затрагивая федеральных, вычленить характерные для области проблемы, затрудняющие развитие внешнеэкономической деятельности.
К основным из них относятся:
- недостаточная конкурентоспособность основной массы товаров, производящихся в области;
- недостаток у предприятий свободных финансовых средств, что не позволяет им освоить выпуск новых видов конкурентоспособной на мировых рынках продукции;
- отсутствие развитых систем сертификации товаров и услуг;
- слабое развитие международного сотрудничества в сфере обмена результатами интеллектуальной деятельности;
- специфика машиностроительного комплекса области, представленного в основном предприятиями военно-промышленного комплекса;
- постепенная утрата позиций на рынках среднеазиатских стран;
- географическая удаленность области от основных мировых товарных рынков;
- недостаточная квалификация специалистов внешнеторговых подразделений омских предприятий;
- недостаточный уровень координации, контроля и стимулирования внешнеэкономической деятельности предприятий со стороны государственных органов власти.
IV. Направления развития внешнеэкономического потенциала области
1. Стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности области
Основываясь на анализе процесса развития внешнеэкономической деятельности области и принимая во внимание ее внешнеэкономический потенциал, наиболее предпочтительными направлениями дальнейшего развития целесообразно определить следующие:
а) Наращивание объемов внешнеторгового оборота
Этого необходимо добиваться в первую очередь за счет роста объемов экспорта товаров и услуг.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 4 главы 1 раздела IV настоящей Концепции внесены изменения
Для реализации данного направления основные усилия предлагается сконцентрировать на реализации разработанной Главным управлением программы развития экспорта Омской области на 1998-2000 гг.
В направлении оптимизации импортных закупок следует сосредоточиться на сокращении закупок продовольствия, увеличении доли машин и оборудования; продолжить работу по созданию и развитию импортозамещающих производств.
б) Совершенствование структуры экспорта
С этой точки зрения для Омской области актуальной задачей является увеличение долей машиностроения, аграрного сектора, лесопереработки, услуг.
в) Совершенствование географии внешней торговли
Работу в данном направлении предлагается проводить, исходя из того, что особое значение как внешнеторговые партнеры для области имеют:
- страны СНГ, в особенности Казахстан и Узбекистан, в отношениях с которыми целесообразны дальнейшие усилия по развитию торгово-экономических связей, принятие мер по взаимному сохранению рынков сбыта продукции, подготовка и заключение долгосрочных двух- и многосторонних соглашений о поставках стратегически важных видов продукции, созданию транснациональных корпораций, финансово-промышленных групп. Требуют восстановления и развития партнерские отношения омских предприятий с Украиной и Белоруссией;
- страны Юго-Восточной Азии, заинтересованные в развитии производственной кооперации, техническом обслуживании ранее поставленного оборудования. Помимо торгово-экономического сотрудничества, следует развивать техническое содействие, передачу технологического опыта. Особое внимание должно быть уделено Китаю, Индии, другим новым индустриальным странам, в наименьшей степени пострадавшим от мирового финансового кризиса 1997 года;
- государства Центральной и Восточной Европы, где в настоящее время наметилась экономическая стабилизация, постепенно преодолевается односторонняя прозападная ориентация во внешнеторговой политике, подчеркивается заинтересованность в развитии торгово-экономических отношений с Россией. Наиболее активную позицию в этом отношении занимают Словакия, Чехия, Венгрия и Польша.
Расширение экспорта услуг
Международная торговля услугами является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового хозяйства. Исходя из этого и принимая во внимание положение дел в регионе, следует и далее наращивать объем и развивать структуру экспорта услуг из Омской области (строительные, образовательные, связи, туристические).
Увеличение объемов привлеченных прямых иностранных инвестиций
Представляется, что усилия Администрации области должны быть сконцентрированы на работе по созданию положительного имиджа области, создании благоприятных (хозяйственных, налоговых, моральных) условий для инвесторов, привлечении инвестиций в производство и природоохранные технологии.
Развитие международного сотрудничества в сфере обмена результатами интеллектуальной деятельности
По предварительной оценке, регион обладает достаточно высоким интеллектуальным потенциалом, сосредоточенным как в сфере академической, так и прикладной науки. Использование этого обстоятельства также может служить одним из направлений развития внешнеэкономической деятельности.
Эта форма выхода на зарубежные рынки не предусматривает пересечения границ товарами или капиталами, основывается на договорных отношениях. На начальном этапе предполагается провести исследование возможностей научно-технического сотрудничества. После этого возможно создание банка данных о конкурентоспособных научно-технических разработках с последующим продвижением этой информации на внешний рынок.
Организационно данную работу можно построить через специально созданный Экспертный совет с включением в него представителей всех заинтересованных организаций.
Использование других форм внешнеэкономических связей
Как показал анализ внешнеэкономической деятельности области за предшествующий период, она осуществляется преимущественно в форме международной купли-продажи товаров. Практически не используются такие формы как: производственная кооперация, лизинг, лицензионная торговля, валютные и финансово-кредитные операции, над внедрением которых предстоит поработать.
Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности области
Решению этой задачи будет содействовать реализация таких мероприятий, как:
- осуществление контроля за внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов области;
- проведение областных конкурсов и присвоение званий "Лучший экспортер-импортер" области;
- совершенствование механизма валютного и экспортного контроля;
- повышение квалификации кадров, работающих во внешнеторговых подразделениях предприятий.
Развитие инфраструктуры внешнеэкономических связей
- совершенствование работы банков;
- дальнейшее развитие и активизация работы Омской торгово-промышленной палаты;
- улучшение транспортного обеспечения внешнеторговой деятельности;
- создание системы страхования внешнеторговых операций;
- создание международного бизнес-центра;
- развитие гостиничного бизнеса;
- развитие информационного обеспечения;
- подготовка кадров для внешнеэкономической деятельности.
Развитие выставочно-ярмарочной деятельности
К сожалению, в области до настоящего времени отсутствует выставочно-ярмарочный комплекс, что явно сдерживает организацию и проведение на плановой основе международных выставок. В этой связи предлагается изыскать возможность создания в Омске такого комплекса.
Особое внимание следует также уделить решению проблемы привлечения на омские выставки зарубежных экспонентов.
Принимая во внимание положительные результаты проведенных за рубежом выставок-презентаций области, следует продолжить практику их проведения и в последующем.
Целесообразным следует признать более активное участие омских предприятий в международных выставках и ярмарках, т.к. это дает возможность заключать контракты непосредственно с производителем, что значительно повышает эффективность внешней торговли, позволяет торговать с прибылью, а на вырученные средства закупать социально значимые товары для населения области.
В целях более эффективного использования возможностей участия в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях для продвижения товаров омских производителей на внешние рынки предлагается:
- активнее использовать такие перспективные формы продвижения экспортной продукции, как выставки идей и технологий;
- практиковать участие предприятий и фирм области в зарубежных выставках с частичным изысканием средств из бюджета или достижением договоренностей с иностранными партнерами о льготном предоставлении выставочных площадей;
- разработка и финансирование проекта по использованию возможностей сети Интернет для размещения материалов о выставке ВТТВ и других выставочно-ярмарочных мероприятиях в Омской области в пополняемом варианте.
Развитие международного туризма
Несмотря на неблагоприятные климатические условия, отдаленность от внешней границы России, малую известность области, отсутствие на территории области необходимых бытовых условий для иностранных туристов, работа в данном направлении представляется важной и необходимой, так как туризм способствует привлечению в регион дополнительных валютных средств и установлению деловых контактов между бизнесменами. Перспективным является развитие научного туризма, так как в области есть ряд мест с уникальными природно-историческими условиями, где археологические памятники сочетаются с интересными в ландшафтном отношении природными территориями (Батановский природно-исторический парк, район нижнего течения р. Тара и др.).
Развитие международных культурных и спортивных связей
Данному процессу в области необходимо придать более организованный и целенаправленный характер, что будет способствовать повышению имиджа области, распространению о нем хороших отзывов.
Совершенствование механизма управления внешнеэкономическими связями на областном уровне
С точки зрения организации внешнеэкономической деятельности области представляется целесообразным:
- совершенствование взаимодействия с соответствующими федеральными органами, более эффективное использование возможностей посольств и торговых представительств России за рубежом;
- развитие межрегиональных торговых связей;
- более активное участие в работе двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству;
- повышение конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями области;
- создание системы приоритетов внешнеэкономической политики;
- более активное участие омских предприятий в международных выставках и ярмарках, организация международных рекламных кампаний в целях продвижения продукции на внешний рынок;
- создание торговых домов за рубежом;
- совершенствование практики контроля за внешнеэкономической деятельностью предприятий.
2. Формирование возможных направлений реализации внешнеэкономического потенциала области
Представляется целесообразным, принимая во внимание крайне неблагоприятную экономическую ситуацию как в целом в стране, так и в области, осуществлять мероприятия по развитию внешнеэкономического потенциала, исходя из максимального использования собственных дополнительных возможностей и ресурсов.
С этой точки зрения заслуживают внимания следующие моменты.
Проблема использования природных ресурсов
Природные ресурсы сосредоточены преимущественно на севере области, однако в силу объективных причин практически не разрабатывались в предыдущие годы. В условиях экономической самостоятельности, роста цен и тарифов на перевозки использование местного сырья становится экономически эффективным. Наиболее реальными направлениями использования этих дополнительных возможностей представляются:
1. Освоение нефтяных месторождений области и организация переработки добываемой нефти в местах ее добычи.
2. Создание торфяной промышленности.
3. Добыча и переработка сапропеля.
Торфяные и сапропелевые месторождения целесообразно разрабатывать и использовать в комплексе с другими видами биомассы, осуществляя разноплановую переработку - местные удобрения, топливные брикеты, химическое сырье, биогазовые установки и т.п. При малых объемах добычи предприятия оказываются убыточными, однако их экономические характеристики существенно растут при расширении спектра видов деятельности.
4. Освоение Тарского циркон-ильменитового месторождения.
5. Организация добычи, розлива и экспорт минеральной воды в страны СНГ.
6. Развитие международного туризма, в том числе экзотических видов (охота, рыбная ловля).
7. Заготовка и переработка дикоросов (грибов, ягод, орехов, лекарственных растений).
Использование природных ресурсов требует точного расчета эффективности, с учетом местной специфики. Эта сфера практически готова к приему инвестиций, в том числе и иностранных.
Проблемы агропромышленного комплекса области связаны с решением задачи наращивания объемов товарного сельскохозяйственного производства, повышения его экономических характеристик за счет внедрения новейших технологий, конкурентоспособных на мировом уровне, повышения степени товарности конечной продукции за счет глубины переработки.
Опережающее развитие в регионе глубокой агропереработки диктуется наличием конкуренции в этой сфере как со стороны прилегающих к нам сельскохозяйственных районов Алтая, так и импортного продовольствия. Организация импортозамещающего производства продуктов питания из местного сырья позволяет улучшить структуру товарооборота в целом и экономить валютные средства. При условии, если будут решены на федеральном уровне вопросы поддержки сельского хозяйства так, как это делается во всех развитых странах, область сможет не только производить достаточный объем продовольствия, обеспечивая им российский рынок, но и экспортировать его.
Поставленная в предыдущей концепции задача обеспечения качественной переработки мясомолочной продукции, ее упаковки и доведения до уровня импортозамещающей в настоящее время частично решена. Но возможности поставок ее за пределы области, в том числе на экспорт в страны СНГ, могут быть в ближайшее время ограничены из-за проблем, связанных с недостатком сельскохозяйственного сырья. Ряд хозяйственных субъектов, занимающихся переработкой мяса, планирует проведение маркетинговых исследований в целях организации закупок сырья в азиатских государствах ближнего и дальнего зарубежья.
Представляется целесообразной разработка программы стабилизации агропромышленного комплекса до 2005 года - с учетом внешнеторговых аспектов.
Нефтеперерабатывающий, химический и нефтехимический комплексы в настоящее время - основной источник обеспечения финансовыми ресурсами экономики области. Это индикаторы успешного развития высокотехнологичных процессов. Так, набор технологических процессов и установок ОАО "Омский нефтеперерабатывающий завод" позволяет осуществлять глубину переработки нефти в среднем за год на уровне 80-85 процентов выхода полезной продукции, в то время как среднероссийский уровень - 63 процента.
Развитие комплекса нужно вести с учетом социально-экономических интересов и потребностей области, на основе реконструкции и освоения технологических мощностей по углубленной переработке нефти, проработке тяжелых нефтяных остатков с облагораживанием продуктов, снижения ресурсоемкости и энергоемкости комплекса, его нагрузки на окружающую среду.
В этой связи разрабатывается схема более широкого участия ОАО "Омский нефтеперерабатывающий завод" в развитии шлейфовых предприятий - ОАО "Омскхимпром", ОАО "Омсктехуглерод", ОАО "Омский каучук", ОАО "Омскшина". Начавшееся в 70-е годы формирование этого комплекса не было доведено до конца. Результат - лишь часть конечной продукции является конкурентоспособной на мировых рынках. Завершение формирования такого комплекса - задача серьезная и важная, ее выполнение находится под контролем профильных служб Администрации области.
В 1996 году ОАО "Омский нефтеперерабатывающий завод" вошел в состав ОАО "Сибирская нефтяная компания". Это кардинально изменило условия работы и характер конечных результатов деятельности предприятия. Функция поставки основного сырья - нефти - перешла в компанию, что освободило завод от работы с поставщиками нефти и позволило сосредоточить внимание на повышении эффективности процессов переработки, включая повышение качественного уровня продукции и увеличение выхода наиболее ценных ее видов.
Неплохой экономический потенциал имеет ОАО "Омсктехуглерод". Производство располагает научно-исследовательской и проектной базой. Продукция предприятия в своем роде уникальна, имеет устойчивый, в том числе экспортный, спрос.
Более отдаленные перспективы нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса связаны с развитием производств принципиально новых композиционных материалов, которые найдут применение в экстремальных технологиях - аэрокосмической технике, на транспорте, криотехнике, медицине. Очень перспективно с точки зрения специалистов развитие производства стирола. Экологический эффект от такой переориентации очевиден.
Проблемы развития машиностроительного комплекса
Предприятия машиностроения и металлообработки до начала 90-х годов работали на оборону страны и самостоятельно со своей продукцией на внешний рынок не выходили. Располагая огромным потенциалом в области оборудования, технологий, высококвалифицированных кадров, но будучи ориентированными на выпуск специфической (не представляющей практической пользы для населения) продукции, эти отрасли оказались наиболее уязвимыми перед экономическим кризисом.
По мере утраты стабильности в формировании госзаказов на вооружение и в оплате готовой продукции со стороны Министерства обороны РФ на областном уровне началась работа по поиску выхода из сложившейся ситуации.
Потенциал омского ВПК, крупнейшего за Уралом, достаточен для того, чтобы обеспечивать госзаказ на выпускаемые виды оборонной продукции, а также поставлять их на экспорт. В Омске развиты отрасли ВПК, изготавливающие необходимые компоненты нового поколения оружия - боевые машины, средства связи, программные средства и микропроцессоры. Их интеграция в одну отрасль может дать нашей военной промышленности новое качество.
В перспективном развитии отрасли могут быть выделены два направления:
1. Использование высоких технологий для модернизации и развития других отраслей промышленности:
а) первая очередь целевой конверсионной программы "СибВПКнефтегаз-2000" для топливно-энергетического комплекса;
б) гражданское транспортное машиностроение (развертывание производств по сборке автобусов и грузовых машин, удовлетворение внутреннего спроса, продвижение на рынок СНГ);
г) машиностроение для агропромышленного комплекса;
д) машиностроение для легкой промышленности.
Уже сегодня это направление позволяет рассчитывать на получение прибыли от производства и реализации машин и оборудования гражданского назначения. На более отдаленную перспективу запланирована разработка технологий и производство импортозамещающего оборудования для добычи и переработки минерального сырья.
2. Развитие второго направления основано на том, что продукция расположенного в области ВПК, несмотря на сложности и противоречия конверсии, продолжает пользоваться спросом на мировом рынке вооружений.
На федеральном уровне должен быть решен вопрос о формировании оборонного государственного заказа - 9 предприятий ВПК практически его не имеют.
У предприятий машиностроительного комплекса, даже с учетом их тяжелой экономической ситуации, есть и свои внутренние резервы. К примеру, организационные, заключающиеся в принятии стратегических решений по использованию прибыли. Средства, полученные в результате начинающегося продвижения машиностроительной продукции на внешние рынки, безусловно должны быть использованы на переоборудование отдельных цехов, участков производства, способных производить конкурентоспособную продукцию. Необходимы квалифицированные маркетинговые исследования и согласованные усилия по продвижению на внешний рынок конкурентоспособной продукции, например, разработки омского ПО "Полет" - ракеты-носителя легкого класса "Космос", не имеющего аналогов в России (имеет один из самых высоких показателей надежности в мире - 740 запусков, 94,7 процентов - успешные). Возможность выпуска - 40-50 единиц в год.
Основной составляющей импортных потребностей машиностроительной отрасли в перспективе могут стать закупки патентов, лицензий на использование новых технологий.
Проблемы в сфере стройиндустрии
Загрузка мощностей омских заводов сборного железобетона не превышает 20 процентов. Основные фонды предприятий стройиндустрии нуждаются в обновлении, степень их износа превышает 46 процентов.
Направления развития отрасли:
1. Разработка и освоение новых строительных технологий и материалов.
2. Развитие базы строительной индустрии.
3. Развитие промышленности строительных материалов. Стройиндустрия - отрасль, имеющая избыток трудовых ресурсов. Целесообразно ограничение привлечения иностранной рабочей силы, а также более активное участие в международных тендерах на проведение строительных работ (азиатские государства СНГ).
Проблемы в сфере транспорта и инженерной инфраструктуры
Географически область расположена вдалеке от внешних рынков. Транспортные издержки существенно удорожают стоимость экспортных товаров, особенно продукции с низкой удельной стоимостью на единицу объема.
Пропускная способность железных дорог Омской области позволяет перевозить грузов в два раза больше. Целесообразно использование более гибкой тарифной политики (уменьшение тарифа на железнодорожные перевозки приводит к увеличению объема грузоперевозок на 16-20 процентов). Эксплуатация железнодорожной и автомобильной магистрали осложняются тем фактом, что они частично проходят по территории Республики Казахстан.
Транспортным предприятиям целесообразно организовать квалифицированные маркетинговые исследования в целях продвижения на экспорт транспортных услуг (водный и автотранспорт).
Аэропорт: в бюджет 1999 г. заложены 1,5 млн. руб. на строительство аэропорта, изыскиваются внебюджетные средства. Из-за непомерного увеличения сроков строительства сооруженные ранее объекты приходят в упадок.
Объекты инженерной инфраструктуры имеют износ более 50 процентов.
Развивая выделенные основные направления экспортоориентированных сфер, можно ожидать по прогнозным показателям следующие валютные поступления (млн. долларов США):
1. Продукция топливно-энергетического и нефтехимического
комплекса 600
2. Машино-, радио-, приборостроение 150
3. Лес и лесопереработка 40
4. Агропромышленный комплекс 80
5. Экспорт услуг 10
Таким образом, в современных условиях хозяйствования и режима внешнеэкономической деятельности потенциальный объем экспорта можно с известной долей вероятности оценить в 880 млн. долларов США.
Проблема подготовки и повышения квалификации кадров
Принципиально новые возможности подготовки кадров и повышения квалификации специалистов в сфере внешней торговли и международного сотрудничества открылись с созданием в Омском государственном университете российско-американского факультета. Совместно с одним из ведущих университетов США State University of New York здесь осуществляется учебная программа, основанная на практическом освоении зарубежного опыта в области международного бизнеса. В перспективе подобные проекты планируется осуществить совместно с рядом других крупных университетов Европы.
Таким образом, международный факультет ОмГУ целесообразно определить как базовый центр подготовки специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности, проведения специализированных конференций, семинаров с приглашением ведущих зарубежных и отечественных специалистов.
Проблема привлечения иностранных инвестиций в область
Для улучшения инвестиционного климата региона должны быть осуществлены следующие мероприятия:
а) на федеральном уровне:
1. создание четкой и эффективной законодательной и организационной системы управления государственными пакетами в акционерных обществах, а также защиты прав инвесторов (в равной степени российских и иностранных);
2. создание стандартов раскрытия информации (адекватных международным) о деятельности компаний для привлечения инвесторов;
3. завершение работы над Налоговым кодексом, принятие нового Земельного кодекса, принятие закона о регистрации юридических лиц, закона, регламентирующего процедуру национализации;
4. укрепление банковской системы и финансовых институтов, ориентированных на долгосрочное инвестирование;
5. формирование кредитных союзов, ориентированных на мелкий и средний бизнес;
6. создание эффективных механизмов валютного регулирования, препятствующих вывоз капитала из России;
7. совершенствование системы сертификации ввозимых в Россию товаров;
8. межгосударственные согласования по отмене обложения НДС продукции, экспортируемой в страны СНГ и особенно на Украину для устранения схем обхода существующего порядка (реэкспорта через третьи страны);
9. переход на международные стандарты в системе бухгалтерского учета;
10. совершенствование методики определения доли российского вклада в уставных капиталах совместных предприятий (оценка зданий, сооружений, оборудования, земли, интеллектуальной собственности).
б) на областном уровне
1. более широко использовать такие формы привлечения иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают постоянной зависимости кредитуемых предприятий, с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения);
2. для инвестора существенными моментами при выборе потенциального российского партнера являются: возможность производства товаров, пользующихся спросом на российском или зарубежных рынках; наличие налаженных деловых связей и клиентов, которые будут покупать эти товары; получение прибыли.
Применительно к Омской области интерес инвесторов могут вызвать такие сферы, как:
- выпуск новых видов и реализация продукции экспортоориентрованных производств (нефтехимия, лакокрасочная промышленность, производство технического углерода, шин и т.п.) с учетом существующих экологических ограничений на территории области;
- реализация продукции, выпуск которой требует больших затрат энергоносителей или квалифицированного ручного труда (сборочные производства);
- создание центров продажи и сервисного обслуживания выпускаемой продукции;
- реализация продукции, выпуск которой затруднен или невозможен в развитых странах (деревообработка, сапропель, минеральная вода);
- оказание услуг, потребность в которых у населения высока;
- производство и реализация экологически чистых продуктов питания (мед, грибы, ягоды, мясо, птица, рыба, зерновые, продукты из всего этого);
- туризм.
В этой связи для Администрации области представляется целесообразным осуществлять поддержку инвестиционных проектов, нацеленных на развитие именно этих направлений.
Не менее привлекательной для иностранного инвестора является возможность освоения емкого регионального рынка.
V. Разработка мероприятий по реализации концепции
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в главу 1 раздела V настоящей Концепции внесены изменения
1. Разработка целевых программ по приоритетным направлениям развития внешнеэкономической деятельности области
По вопросам, касающимся внешнеэкономической деятельности, все органы исполнительной власти Омской области будут строить свою практическую работу, руководствуясь выводами и положениями настоящей Концепции. Она будет учитываться при разработке ими текущих программ и планов, при исполнении повседневных функций.
Для решения сложных узловых проблем, когда требуется координация усилий нескольких подразделений органов исполнительной власти и предприятий области, будут разрабатываться целевые программы совместной деятельности.
В разработке таких программ целесообразно задействовать не только органы исполнительной власти Омской области, но и союзы промышленников, предпринимателей, фермеров, Омскую торгово-промышленную палату и т.д.
В зависимости от сложности решаемых вопросов программы будут рассматриваться и утверждаться либо совместным решением Законодательного Собрания и Администрации области, либо коллегией Администрации области, либо руководителем соответствующего органа исполнительной власти Омской области.
Выработка рекомендаций относительно выбора форм и источников финансирования программ возлагается на их разработчиков; в случае предполагаемого использования бюджетных средств окончательное решение по представленным рекомендациям принимается Губернатором Омской области.
2. Разработка инвестиционных проектов в рамках направлений реализации внешнеэкономического потенциала области
По причине отсутствия в области свободных денежных средств реализацию приоритетных направлений развития ВЭД области предполагается вести, в основном, путем осуществления государственной поддержки инвестиционных проектов хозяйствующих субъектов Омской области.
Порядок работы Администрации области с инвестиционными проектами, механизм взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, основы использования при этом бюджетных средств определены Законом Омской области "О государственной поддержке инвестиционных проектов на территории Омской области".
Основными формами государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов являются:
- предоставление средств из областного бюджета;
- предоставление налоговых льгот;
- предоставление налогового инвестиционного кредита;
- выделение объектов недвижимости, технических средств и иного имущества области;
- поручительство и предоставление гарантий Администрацией области.
Ведущую роль в проведении конкурсного отбора проектов и принятии решения о форме их поддержки призвана сыграть инвестиционная комиссия, образованная и действующая в соответствии с постановлением Главы Администрации (Губернатора) области от 17.02.97 г. N 56-п "Об утверждении состава инвестиционной комиссии при экономическом комитете Администрации области и ее положении", на которую возложены такие функции. Предполагается, что в своей практической деятельности она будет руководствоваться в том числе и положениями настоящей Концепции.
3. Разработка мер стимулирования внешнеэкономической деятельности области
Внешнеэкономическая политика области с самого начала выхода региона на мировые рынки строилась на основе концептуальных разработок и формирования программ развития внешнеэкономической деятельности.
Концепция и программа развития внешнеэкономических связей Омской области была утверждена постановлением Главы Администрации (Губернатора) области N 118-п от 15 марта 1994 года "О Концепции и программе развития внешнеэкономических связей области". В этих документах впервые анализировался опыт выхода на внешний рынок, накопленный омскими предприятиями и фирмами в условиях хозяйственной самостоятельности. В концепции обобщались возможности развития внешнеторговой деятельности, выделялись резервы повышения ее эффективности. Исходя из имеющихся социально-экономических условий и выделенных в концепции приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности, был намечен комплекс мероприятий, нацеленных на развитие внешнеэкономического потенциала области в краткосрочной перспективе. Эти документы прошли согласование и получили высокую оценку в Министерстве внешнеэкономических связей Российской Федерации.
В начале 1996 года была опубликована Федеральная программа развития экспорта, одобренная соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации N 123 от 8 февраля 1996 года "О федеральной программе развития экспорта". Однако практических мер по ее реализации Правительством Российской Федерации принято не было; сама же попытка анализа состояния и проблем в экспортной сфере заслуживает одобрения. Постановление предусматривало разработку региональных программ развития экспорта.
Указом Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88 в абзац 4 главы 3 раздела V настоящей Концепции внесены изменения
В связи с этим Главным управлением подготовлена программа развития экспорта Омской области на период до 2005 г. В работе над этим документом принимали участие специалисты органов исполнительной власти Омской области, заинтересованные общественные организации - ассоциация промышленников и предпринимателей, Омская торгово-промышленная палата.
При разработке программы развития экспорта учитывались как имеющиеся резервы в экономике региона, способные улучшить положение дел в экспорте, так и вновь приобретенные или сохраняющиеся многочисленные проблемы в этой области. Была учтена специфика проблем, связанных со структурой экспорта омских организаций, выделены ключевые направления развития экспорта - как с точки зрения его структуры, так и с учетом географического фактора, намечены меры поддержки экспортеров, которые реализуются в настоящее время.
Финансовая поддержка экспорта продукции предприятий области, содействие развитию экспортного потенциала и импортозамещающих производств является одним из наиболее эффективных средств мобилизации внешнеэкономического потенциала области.
Несомненно, что реальное развитие политической и экономической ситуации в стране потребует внесения необходимых корректив в настоящую концепцию, однако в настоящий переходный период она будет являться основой для осуществления Администрацией области последовательных и целенаправленных действий по развитию внешнеэкономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 26 января 2000 г. N 29-п "Об утверждении Концепции развития внешнеэкономических связей Омской области на период до 2005 года"
Текст документа получен по рассылке
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Омской области от 21 мая 2003 г. N 88