Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к Закону Омской области
"Об областном бюджете
на 1999 год"
Методика расчета бюджета на 1999 год
(Разработана в соответствии с методикой Министерства
финансов Российской Федерации)
При формировании бюджета на 1999 год использованы основные направления бюджетной политики по выполнению наиболее значимых для населения области социальных программ, а также мероприятий, направленных на совершенствование налоговой политики и структуры расходов бюджета.
Доходы бюджета области сформированы по фактическим данным базового 1997 года с учетом изменения налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации за счет основных доходных источников:
- налога на прибыль (доход) предприятий и организаций по установленным ставкам в соответствии с законодательством Российской Федерации - 19 процентов;
- налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории Российской Федерации, - 15 процентов;
- подоходного налога с физических лиц - 90 процентов;
- акцизов на спирт этиловый, водку и ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 процентов;
- акцизов на остальные товары, налоги на имущество - 100 процентов;
- доходов от приватизации и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения;
- прочих налогов, сборов и пошлин, подлежащих зачислению в областной бюджет;
- налога с продаж - 100 процентов.
В бюджете области на 1999 год учтены расходы на реализацию Законов Российской федерации "О ветеранах", "Об инвалидах", ежемесячное пособие на детей, содержание объектов жилья и соцсферы, принятых в муниципальную собственность, и ведомственного.
В областном бюджете сохранен принцип централизации финансирования расходов на оплату труда работников образования, здравоохранения, культуры муниципальных образований сельских районов, выплат по Закону "О ветеранах", ежемесячного пособия на детей, дотации на животноводческую продукцию сельхозтоваропроизводителям.
Кроме того, в областном бюджете на 1999 год учтена централизация расходов на выплату заработной платы работникам учреждений и аппарата социальной защиты населения, а также работникам аппарата управления комитетов молодежной политики, расходы за потребляемый природный газ, переданные из сельских муниципальных образований.
Формирование бюджетов муниципальных образований на 1999 год основано на принципе определения уровня среднедушевых бюджетных доходов, скорректированных на объективно сложившийся уровень объемов бюджетных расходов, с учетом сложившихся различий между муниципальными образованиями, при помощи системы корректирующих коэффициентов, в свою очередь, рассчитанных с использованием методики рейтинговой оценки.
Собственные доходы муниципальных образований увеличиваются на сумму недоимки в размере 60 процентов по местным налогам, отмененным в соответствии с первой частью принятого Налогового кодекса, а также корректируются на сумму налоговых льгот, предоставленных муниципальными образованиями с учетом доведения размеров ставок налогообложения до максимально установленных федеральным законодательством.
При расчете расходов муниципальные образования области разбиваются на группы в зависимости от величины прожиточного минимума, который включает в себя минимальную продовольственную "корзину", расходы на непродовольственные товары и услуги, обеспечивающие жизненно необходимые потребности населения. Для каждой группы рассчитывается индекс бюджетных расходов, который позволяет скорректировать доходы на душу населения.
Для приведения бюджетов муниципальных образований в равные условия разработаны и применены корректирующие коэффициенты, учитывающие отличия в структуре сети социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
После формирования собственных доходов муниципальных образований области согласно приложениям N 2, 4 настоящего Закона определяются среднедушевые бюджетные доходы по следующей формуле (таблица N 1, столбец З):
/---------------------------------------------------\
| Собственные доходы |
| Доходы на душу = ----------------------- |
| населения Численность населения |
\---------------------------------------------------/
При расчете расходов муниципальные образования области разбиваются на группы в зависимости от величины прожиточного минимума.
Для каждой группы рассчитывается индекс бюджетных расходов как отношение средневзвешенного по численности населения прожиточного минимума в разрезе муниципальных образований к минимальному значению средневзвешенного прожиточного минимума по группам муниципальных образований области (таблица N 1, столбец 5):
/--------------------------------------------------------------------\
| Индекс Средневзвешенный прожиточный минимум группы (1... 6) |
| бюджетных = ------------------------------------------------------ |
| расходов Средневзвешенный прожиточный минимум первой группы |
\--------------------------------------------------------------------/
Минимальное значение индекса должно быть равно 1,0 - для первой группы и максимальное - 1,11 - для шестой группы муниципальных образований.
На следующем этапе среднедушевой доход каждого муниципального образования корректируется на индекс бюджетных расходов по формуле (столбец 6):
/------------------------------------------------------------------\
|Скорректированные доходы Собственные доходы на душу населения |
| на душу населения = -------------------------------------- |
| Индекс бюджетных расходов |
\------------------------------------------------------------------/
Скорректированные доходы на душу населения должны быть не выше среднего показателя по группам муниципальных образований.
После приведения бюджетных доходов в соответствие с величиной бюджетных расходов определяется право муниципальных образований на получение финансовой помощи из областного фонда финансовой поддержки (трансферта).
Принцип предоставления трансферта основан на том, что все дотационные муниципальные образования в результате выделения трансфертов должны иметь одинаковые значения скорректированных душевых доходов.
Для муниципального образования с минимальным доходом на душу населения трансферт определяется по следующей формуле (столбец 10):
/ \ | Следующий Минимальный | Индекс Трансферт =| за минимальным - скорректиро- |х Численность х бюджетных |скорректированный ванный душевой| населения расходов | душевой доход доход | \ / |
Из общей суммы фонда финансовой поддержки вычитается трансферт для муниципального образования с минимальным скорректированным душевым доходом.
Таким образом, рассчитывается сумма трансферта для всех последующих муниципальных образований до тех пор, пока общая сумма выделенных трансфертов не будет равна областному фонду финансовой поддержки.
Сумма областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований сохранена на уровне 1998 года.
Полученная сумма трансферта по муниципальным образованиям области корректируется на сумму обобщающего коэффициента, рассчитывающегося по следующей формуле (столбец 12):
/ \ |Скор- | |ректи- | Сумма |рован- | Собст- обобща- |ный Обобща-| Индекс венные ющегося |доход ющий | Числен- бюд- доходы Расчетный коррек- = |на ду- х коррек-| х ность х жетных - муни- - трансферт тиру- |шу на- тирую- | населе- рас- ципаль- ющего |селе- щий | ния ходов ного коэффи- |ния коэффи-| образо- циента |после циент | вания |полу- | |чения | |транс- | |ферта | \ / |
Трансферт, подлежащий передаче муниципальным образованиям области с учетом обобщающего коэффициента, вычислялся, исходя из суммы расчетного трансферта и суммы обобщающего коэффициента.
Расчет корректирующих коэффициентов
Различий между муниципальными образованиями достаточно много. Принципиально важным является определение наиболее существенных, статистически наблюдаемых параметров различий, определяющих большую часть расходов бюджетов.
В качестве показателей, использованных для расчета корректирующих коэффициентов, приняты натуральные показатели, отражающие наличие соответствующих.
В области жилищно-коммунального хозяйства исходные данные для расчета минимальных бюджетов были собраны комитетом финансов и контроля Администрации области по состоянию на 01.10.98 г.
Результаты расчетов корректирующих коэффициентов представлены в таблице N 3.
Ниже представлен необходимый справочный материал для расчета корректирующих коэффициентов на 1999 год.
I
Корректирующие коэффициенты, учитывающие отличия
в обеспеченности объектами жилищно-коммунального хозяйства (Kg)
и в используемой инфраструктуре (Кэ)
Для расчета Kg определяющими показателями являются: площадь муниципального жилищного фонда и численность населения, проживающего в этом фонде.
Учитывая, что имели место различия в данных, представленных администрациями муниципальных образований в формах статистической отчетности по ЖКХ, комитет финансов и контроля Администрации области в качестве исходных данных использовал сведения, собранные отделом производственной сферы комитета финансов и контроля области по состоянию на 01.10.98 г. При расчетах был принят следующий алгоритм:
1. На основании данных о площади муниципального жилищного фонда (столбец 2 таблицы N 3) и численности населения (столбец 3), проживающего в этом фонде, определяется обеспеченность муниципальным фондом для расчета минимального бюджета (столбец 4 таблицы N 3).
2. Определяются различия по этому показателю муниципальных образований как частное обеспеченности муниципального образования (столбец 4 таблицы N 3) и среднезоновой обеспеченности (строки 1, 11, 19, 29 столбца 4 таблицы N 3).
Результаты расчетов (коэффициент Kg) представлены в столбце 7 таблицы N 3.
Расчеты коэффициентов, учитывающих различия в используемой инфраструктуре (Кэ), - использованы данные о муниципальном жилищном фонде, об объемах фактического потребления топливных ресурсов по их видам, фактической стоимости поставляемых топливных ресурсов в 1997 г. и 9 месяцам 1998 г., нормах потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение муниципального жилого фонда.
Расчет корректирующих коэффициентов производился, исходя из нормативной потребности муниципальных образований в средствах на топливо (с учетом сложившейся в базовом периоде структуры топливного баланса по видам топлива) для отопления и горячего водоснабжения муниципального жилого фонда. Корректирующие коэффициенты рассчитывались по следующему алгоритму:
1. Определялась нормативная потребность муниципальных образований в тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение.
2. Определялась потребность муниципальных образований в средствах на приобретение топливных ресурсов (с учетом структуры топливного баланса) для выработки нормативной потребности тепловой энергии.
3. Определялись удельные потребности муниципальных образований в средствах на топливо.
4. Определялись различия (коэффициент Кэ) в удельных потребностях муниципальных образований в средствах на топливо.
Нормативная потребность муниципальных образований в тепловой энергии определена как произведение объема муниципального фонда и удельной нормы расхода тепловой энергии (0,3628 Гкал/год на кв. м).
Потребность муниципальных образований в средствах на приобретение топлива определена как сумма произведений долей каждого вида топлива в топливном балансе муниципального образования, нормативной потребности в тепловой энергии, удельных расходов каждого вида топлива на выработку 1 Гкал, стоимости 1 т каждого вида топлива (столбец 5 таблицы N 3). При определении потребности муниципальных образований области в топливных ресурсах учтены платежи населения в объеме 50 процентов.
Удельная потребность в средствах на топливо определена как частное потребности в средствах на топливо и площади муниципального фонда (столбец 6).
Различия удельных потребностей муниципальных образований (коэффициент Кэ - столбец 8 таблицы N 3) определены как частное удельной потребности в средствах на топливо каждого муниципального образования (столбец 6) и среднезоновой удельной потребности в средствах на топливо (строка 1, 11, 19, 29 столбца 6).
С целью определения обобщенного корректирующего коэффициента был рассчитан коэффициент Кжкх, отражающий различия как в обеспеченности муниципальных образований объектами ЖКХ, так и в используемой инфраструктуре. При этом было учтено, что доля расходов на топливо составляет 0,55%, а доля расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг и содержанием жилья, составляет 0,45%. Расчет Кжкх произведен по следующей формуле:
/----------------------------------------\
| ---------------------------- |
| / 2 2 |
| Кжкх = \/ 0,55 * (Кэ) + 0,45 * (Кg) |
\----------------------------------------/
Результаты расчетов представлены в столбце 9 таблицы N 3.
II
Корректирующие коэффициенты, учитывающие отличия
в обеспеченности объектами образования (Ко)
Расчет корректирующих коэффициентов производился, исходя из показателей обеспеченности жителей муниципальных образований местами в муниципальных детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а также в специальных школах-интернатах, детских домах и приемных семьях. Данные по обеспеченности местами приняты по состоянию на 01.01.1998 г. По муниципальным были учтены объекты, ввод которых состоится в течение 1998-1999 года.
Показатели обеспеченности на тысячу жителей местами в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, в специальных школах-интернатах и детских домах, приемных семьях отражают производственные возможности этих учреждений сферы образования. Определение различий между муниципальными образованиями в мощности сферы образования дает информацию о наличии или отсутствии подобных учреждений, а также количественную оценку насыщенности территорий этими учреждениями. С другой стороны, учет демографического фактора (доли населения до трудоспособного возраста) позволяет делать выводы о "загруженности" данных производственных мощностей не только на будущий год, но и на более долгосрочную перспективу. Сочетание параметров, определяющих отличия одного муниципального образования от другого как в обеспеченности объектами сферы образования, так и в интенсивности их использования (различия в демографической структуре населения), представляет собой корректирующий коэффициент в области образования.
Алгоритм расчета корректирующих коэффициентов выглядит следующим образом:
1. Определяются различия в обеспеченности объектами сферы образования.
2. Определяются коэффициенты демографии.
3. Определяются корректирующие коэффициенты. Коэффициенты демографии рассчитывались следующим образом (демографический состав населения и численность населения муниципальных образований, используемые в расчетах, представлены в таблице N 2):
1. Определяется доля населения до трудоспособного возраста, являющегося, очевидно, основным потребителем услуг в области образования, предоставляемых через конкретный местный бюджет.
2. Определяется среднезоновая доля населения, которое является основным потребителем данного вида услуг, предоставляемых муниципальными бюджетами.
3. Определяется коэффициент, учитывающий демографический состав населения (Kdo столбец 6 таблицы N 2), как отношение доли населения, являющегося основным потребителем услуги в муниципальном образовании, и среднезоновой доли населения (основных потребителей данной услуги).
В таблице N 4 представлен расчет корректирующих коэффициентов. Учет различий производился при помощи методики рейтинговой оценки применительно к показателям обеспеченности "муниципальными" местами на тысячу жителей в детских дошкольных учреждениях (столбец 4) и в общеобразовательных учреждениях (столбец 6), в специальных школах-интернатах (столбец 8), детских домах и приемных семьях (столбец 10). Рейтинг рассчитывался как среднеквадратическое показателей обеспеченности с учетом средней доли затрат на содержание дошкольных и общеобразовательных учреждений, специальных школ-интернатов, детских домов и в приемных семьях.
------------------------------------------------------------ Рей- / 2 2 2 2 тинг = \/0,20*(стлб.4) +0,72*(стлб.6) +0,03*(стлб.8) +0,05*(стлб.10) |
Средняя доля затрат определялась, исходя из затрат, произведенных местными бюджетами в 1997 году.
Отношение рейтинга конкретного муниципального образования (столбец 11) к аналогичной среднезоновой величине (строки 1, 11, 19, 29 столбца 11) представляет собой величину (Ко" - столбец 12), учитывающую отличия в обеспеченности объектами образования конкретного муниципального образования от среднезонового показателя без учета демографии.
Корректирующий коэффициент по образованию (Ко) был рассчитан как отношение рейтинга коэффициента демографии (Kdo - столбец 13) и коэффициента, учитывающего отличия в обеспеченности объектами образования конкретного муниципального образования от среднезонового показателя без учета демографии (Ко" - столбец 12) к среднезоновому рейтингу (строки 1, 11, 19, 29 столбца 14).
III
Корректирующие коэффициенты, учитывающие отличия в
обеспеченности объектами здравоохранения (Кz)
Расчет корректирующих коэффициентов был рассчитан, исходя из показателей обеспеченности жителей муниципальных образований муниципальными больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями.
Алгоритм расчета корректирующих коэффициентов аналогичен алгоритму расчета корректирующих коэффициентов в сфере образования и выглядит следующим образом:
1. Определяются различия в обеспеченности объектами сферы здравоохранения.
2. Определяются коэффициенты демографии.
3. Определяются корректирующие коэффициенты. Коэффициенты демографии определялись в соответствии со следующим алгоритмом (демографический состав населения и численность населения муниципальных образований, используемые в расчетах, представлены в таблице N 2):
1. Определяется доля населения до трудоспособного возраста и старше трудоспособного возраста, являющегося, очевидно, основным потребителем услуг в области здравоохранения, предоставляемых через конкретный местный бюджет.
2. Определяется среднезоновая доля населения, которое является основным потребителем данного вида услуг, предоставляемых всеми муниципальными бюджетами.
3. Определяется коэффициент, учитывающий демографический состав населения как отношение доли населения, являющегося основным потребителем услуги в муниципальном образовании, и среднезоновые доли населения - основного потребителя данных услуг (столбец 7 таблицы N 2).
В таблице N 5 представлен расчет корректирующих коэффициентов в сфере здравоохранения. Учет различий производился при помощи методики рейтинговой оценки применительно к показателям обеспеченности "муниципальными" местами на тысячу жителей в больницах (столбец 4) и муниципальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями (столбец 6). Рейтинг рассчитывался как среднеквадратическое показателей обеспеченности с учетом долей затрат на содержание одной больничной койки и одного посещения амбулаторно-поликлинического учреждения, которые составляют в среднем по 50%:
/-----------------------------------------------\
| ------------------------------- |
| / 2 2 |
| Рейтинг = \/1 * (стлб. 4) + 1 * (стлб. 6) |
\-----------------------------------------------/
Отношение рейтинга конкретного муниципального образования (столбец 7) к аналогичной среднезоновой величине (строка 1, 11, 19, 29 столбца 7) представляет собой величину (Ко" - столбец 8), учитывающую отличия в обеспеченности объектами здравоохранения конкретного муниципального образования от среднезонового показателя без учета демографии.
Корректирующий коэффициент по здравоохранению (Kz) был рассчитан как отношение рейтинга коэффициента демографии (Kdz - столбец 9) и коэффициента, учитывающего отличия в обеспеченности объектами здравоохранения конкретного муниципального образования от среднезонового показателя без учета демографии (Kz" - столбец 8) к среднезоновой величине (строка 1, 11, 19, 29 столбца 10).
IV
Расчет обобщенного корректирующего коэффициента (Кобобщ)
Обобщенный корректирующий коэффициент (Кобобщ) определялся как сумма произведений корректирующих коэффициентов (исключая коэффициент демографии) и долей соответствующих коэффициентов в общей сумме корректирующих коэффициентов (см. таблицу N 6):
/--------------------------------------\
|Кобобщ = Кжкх * Dg + Ko * Do + Kz * Dz|, где
\--------------------------------------/
Кжкх - коэффициент, учитывающий различия в обеспеченности объектами ЖКХ и используемой инфраструктуре (столбец 2);
Ко - коэффициент, учитывающий различия в обеспеченности объектами образования (столбец 3);
Kz - коэффициент, учитывающий различия в обеспеченности объектами здравоохранения (столбец 4);
Dg - доля муниципального образования по разделу "ЖКХ" в общей сумме корректирующих коэффициентов (столбец 5);
Do - доля муниципального образования по разделу "Образование" в общей сумме корректирующих коэффициентов (столбец 6);
Dz - доля муниципального образования по разделу "Здравоохранение" в общей сумме корректирующих коэффициентов (столбец 7).
Расчет долей затрат по вышеприведенным разделам производился следующим образом:
Доля соответствующих корректирующих коэффициентов вычислялась как отношение соответствующего корректирующего коэффициента и суммы корректирующих коэффициентов:
/---------------------------------------\
| S = К(жкх),(о),(z) / К(жкх) + Ко + Kz |
\---------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.