Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению главы
городского самоуправления
от 5 апреля 2000 г. N 158-п
Программа
развития весенне-летней торговли на 2000 год
Паспорт программы "Развития весенне-летней торговли на 2000 год"
Наименование программы |
Программа развития весенне-летней торговли на 2000 год |
Основной заказчик программы |
Администрация г. Омска |
Основной разработчик программы |
Управление потребительского рынка и услуг администрации г. Омска |
Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели |
Наиболее полное удовлетворение потребностей насе- ления в сезонных товарах и услугах на основе внедрения современных торговых технологий с использованием качественных продуктов питания и высокой культуры обслуживания. Совершенствование правовых основ организации весенне-летней торговли. Разработка методических рекомендаций по организации весенне-летней торговли. Муниципальная поддержка предпринимателей мелкорозничной сети в отдаленных микрорайонах. Методическое и санитарно-гигиеническое обеспечение функционирования сети сезонной торговли. Кадровое обеспечение программы весенне-летней торговли. Создание условий, направленных на формирование позитивного имиджа сферы торговли и услуг. |
Сроки реализации программы |
2000 год |
Исполнители основных мероприятий программы (по согласованию) |
Управление потребительского рынка и услуг администрации г. Омска Департамент недвижимости администрации г. Омска Омский центр стандартизации, метрологии и сертификации. Общественные организации по защите прав потребителей. Управление внутренних дел администрации Омской области. Управление государственной инспекции по торговле качеству товаров и защите прав потребителей по Омской области. Центр госсанэпиднадзора г. Омска. Средства массовой информации. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Удовлетворение потребности населения в сезонных товарах и услугах. Обеспечение досуга жителей и гостей города в весенне-летний период. Снижение уровня нарушений в сфере торговли и общественного питания. Закрепление положительного имиджа организации сезонной торговли у населения города. Решение проблемы занятости населения в весенне- летний период. |
Система контроля за исполнением программы |
Управление потребительского рынка и услуг администрации г. Омска. |
Программа разработана в целях координации действий органов городского самоуправления, надзорных контролирующих служб и субъектов потребительского рынка, призванных обеспечивать позитивное развитие потребительского рынка товаров и услуг в период развертывания весенне-летней торговли города.
1. Правовое обоснование
Особенности правового регулирования отношений, возникающих при реализации программы, определяются Федеральными законами "О защите прав потребителей", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ"; Указом Президента РФ от 8.11.93 N 1851 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента РФ от 29.01.92 N 65 "О свободе торговли"; Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.97 N 1036, Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55; СанПиН 2.3.6.008-99 "Санитарные правила и нормы для предприятий общественного питания быстрого обслуживания".
2. Анализ ситуации
Мелкорозничная торговля и предоставление услуг предприятиями быстрого питания одни важнейших сфер жизнеобеспечения населения в весенне-летний период.
В весенне-летний период 1999 года в городе было развернуто около 1,5 тысяч объектов мелкорозничной сети торговли и общественного питания.
В том числе по продаже кваса и прохладительных напитков - 288 точек, по продаже мороженного - 347 точек, по продаже овощей и фруктов - 411 точек, по продаже непродовольственных товаров - 139 точек, летних кафе - 189 единиц.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдалось увеличение мелкорозничной сети на 10%.
В летний период население города обеспечивалось мороженым не только иногороднего, но и местного производства. Выработкой и реализацией мороженого сегодня занимаются фирмы: "Инмарко", "Магнум-ЛТД", "Сибирская Белочка". Этими предприятиями с мая по сентябрь 1999 года было реализовано 1348 тонн продукции 87 наименований, а всего за весенне-летний сезон в городе реализовано более 3000 тонн мороженого до 150 наименований.
Появилась новая сеть специализированных киосков по продаже мороженого фирмы "Сибирская Белочка", "Нестле".
В летний период в городе было реализовано 2550 тыс. литров кваса. Реализация осуществлялась через имеющиеся 43 специализированных киоска, а также через сеть квасных бочек, однако объем продажи кваса в 1999 году уменьшился по сравнению с 1998 годом на 13%.
По данным городского центра госсанэпиднадзора по фактам нарушений, выявленных при реализации кваса, в 1999 году было применено 9 штрафных санкций, вынесено 5 постановлений о закрытии, 1 постановление о приостановлении эксплуатации объекта.
Кроме продаж кваса осуществлялась продажа прохладительных напитков как в мелкорозничной сети, так и в летних кафе. Основными местными товаропроизводителями являются: ЗАО "Росар", завод разлива минеральной воды "Омский", завод экологически чистых напитков, "Ассоциация торгово-промышленных предприятий "Группа "ОША", СП "Еврокола", ЗАО "Волочаевское", которые выпускают более 90 наименований напитков и обеспечивают на омском рынке до 80% объемов всех продаж.
В городе сформировалась сеть торговых зон как городского, так и окружного значения. 21 торговая зона городского значения объединяет 8500 торговых мест, в том числе 39 летних кафе. За отчетный весенне-летний период времени от торговых зон городского значения в бюджет города поступило 48 млн. 701 тыс. рублей, в том числе от летних кафе - 706 тыс. рублей.
Летом 1999 г. в городе Омске не произошло существенных изменений в организации торговли овощами и фруктами. Зачастую здесь не соблюдались элементарные правила выкладки и размещения товаров. К недостаткам следует отнести и несоблюдение ассортиментного перечня мелкорозничной сети. Это торговля хлебом (все округа), парфюмерно-косметическими товарами (Ленинский, Октябрьский, Центральный округа), кондитерскими изделиями (Ленинский, Октябрьский, Центральный округа).
Производилась торговля на выезде из города в Кировском административном округе продуктами питания (сахар, мука, овощи, фрукты) и строительными материалами.
Особое место в организации весенне-летней торговли занимают летние кафе. Существенным изменением в их работе по сравнению с 1998 годом является обязательная сертификация предоставляемых услуг. В 1999 году из 189 работающих кафе сертификат соответствия получили 129 предприятий, или 68,3 %, а в 1998 году сертификаты имели всего лишь 7 из 162 кафе, или 5%.
Созданы базовые модели летних кафе, не уступающие зарубежным аналогам, такие, как сеть летних кафе фирмы "Мемфис", торгового комплекса "Сибирский", предпринимателей Маркина, Татаренко. Летние кафе активно принимали участие в обслуживании различных мероприятий городского и окружного значений. Это спортивные соревнования и праздники День победы, День города, "Все краски радуги" и т.д.
Вместе с тем, позитивные тенденции развития сети летних кафе в городе Омске сопровождались рядом негативных проявлений.
Летом 1999 года центральная часть города была перенасыщена летними кафе. Разноплановые по дизайну и комплектности, с различным количеством посадочных мест, с различным уровнем предоставляемого сервиса, они не в полной мере отвечали возрастающим потребностям населения города Омска в услугах быстрого питания. В основном летние кафе состояли из небольшой палатки, нескольких пластиковых стульев и зонтов от солнца.
В предлагаемый ассортимент напитков и продукции быстрого приготовления входили в основном прохладительные напитки, пиво, сосиски в тесте и гамбургеры.
Имели место обращения граждан, общественных организаций по поводу работы летних кафе в ночное время и нарушений общественного порядка. В результате принимались решения о приостановлении деятельности ряда летних кафе в Центральном и Советском административных округах.
Выявлены факты несоблюдения санитарных норм и правил при предоставлении услуг питания. Только по данным городской и окружных СЭС установлено 145 таких нарушений.
В сфере весенне-летней мелкорозничной торговли, по данным УВД, в 1999 году выявлено 227 правонарушений, среди которых наиболее часто встречающимися являются продажа продуктов питания с истекшим сроком реализации, неприменение контрольно-кассовых аппаратов при проведении расчетов с покупателями, реализация продуктов питания, не включенных в ассортиментный перечень, а также продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.
Основными проблемами, тормозящими развитие сезонного потребительского рынка товаров и услуг в г. Омске являются:
- недостаточная нормативно-правовая база, регулирующая взаимоотношения субъектов потребительского рынка товаров и услуг;
- бюрократические барьеры при взаимодействии с разрешительными службами (пожарной, санэпидстанции и т.д.);
- наличие несанкционированной стихийной торговли;
- низкое качество предоставления и уровень доступности услуг;
- сокращение оборотных средств;
- недостаточная профессиональная кадровая подготовка обслуживающего персонала
Решение этих проблем на городском уровне требует программно-целевого подхода.
3. Основные цели и задачи программы
Главной целью настоящей программы является наиболее полное удовлетворение возрастающих потребностей населения г. Омска в сезонных товарах и услугах на основе внедрения современных торговых технологий с использованием качественных продуктов питания и высокой культурой обслуживания.
Для достижения цели необходимо решение следующих основных задач:
1.1. Обеспечение для большинства населения города доступности предприятий общественного питания и мелкорозничной сети потребительского рынка в цивилизованных формах его организации.
1.2. Всемерное обеспечение прав потребителей на безопасность и качество товаров и услуг.
1.3. Формирование инфраструктуры сезонной торговли.
1.4. Создание благоприятных правовых условий и стимулирование свободной конкуренции на потребительском рынке.
4. Формирование инфраструктуры сезонной торговли
Развитие сезонной продажи товаров и услуг в 2000 году будет основывается на широком разнообразии торговых точек и комплексов, сформированных в сеть, с учетом основных принципов.
4.1. Основные принципы:
- организация торговых зон с высоким уровнем культуры обслуживания;
- формирование сети мелкорозничной торговли с применением различного современного модульного оборудования;
- формирование сети предприятий быстрого обслуживания типа "летних кафе" с учетом удобства для населения;
- выделение в торговых зонах мест для организации базаров типа "овощной, фруктовый, цветочный, школьный".
5. Основные направления реализации программы
5.1. Меры муниципальной поддержки формирования инфраструктуры сезонной торговли.
Осуществление мер, направленных на сохранение действующих и создание новых торговых зон с высоким уровнем торгового обслуживания, удовлетворяющих потребности самых широких слоев населения в сезонных товарах и услугах.
5.2. Совершенствование нормативно-правовой базы
Направление включает в себя разработку и утверждение нормативных актов, регулирующих взаимодействие субъектов потребительского рынка:
- по предотвращению доступа на потребительский рынок некачественных товаров и услуг;
- по повышению уровня качества и степени доступности сезонных услуг для различных групп потребителей.
5.3. Объединение усилий и координация деятельности надзорных структур и правоохранительных органов, общественных организаций потребителей, комитетов территориального самоуправления, городских служб в создании условий для развертывания и функционирования сезонной торговли.
Направление включает в себя мероприятия, ориентированные на устранение разобщенности в деятельности данных учреждений и объединений, в том числе в вопросах:
- организации торговли и контроля за качеством предоставления услуг для населения;
- повышении предпринимательской активности в развитии мелкорозничной сети в отдаленных микрорайонах "Радуга", "Первый Кирпичный" "Юбилейный", "Привокзальный", "Лукьяновка", "Николаевка", "Береговой", "Комсомольский";
- ликвидации мест стихийной торговли;
- совершенствовании механизма изъятия товаров из оборота, утилизации и уничтожения;
- рациональности размещения объектов мелкорозничной сети на территориях торговых зон;
- дальнейшей модернизации предприятий сезонной сети и совершенствовании форм и методов обслуживания.
5.4. Обеспечение функционирования сезонной сети мелкорозничной торговли.
Направление содержит мероприятия направленные на:
- своевременное и качественное развертывание сети;
- расширении фирменной сети по продаже мороженого, прохладительных напитков местных товаропроизводителей;
- приоритетное предоставление мест для размещения предприятий быстрого обслуживания типа "Летние кафе" в торговых зонах предприятиям и предпринимателям, опирающимся на индустриальные методы приготовления пищи;
- использование передвижных установок по продаже прохладительных напитков, пива и мороженого в местах проведения массовых мероприятий;
- максимальное использование учебного потенциала города Омска в вопросах подготовки и переподготовки кадров для предприятий мелкорозничной сети;
- обеспечение надзора и контроля за качеством приготовления блюд и уровнем сервисного обслуживания в предприятиях быстрого питания типа "Летних кафе", "Летних веранд";
- обеспечение контроля за соблюдением правил торговли в предприятиях мелкорозничной сети.
5.5. Информационная и консультационная поддержка деятельности сезонных предприятий мелкорозничной торговли.
Направление включает:
- обеспечение предприятий торговли и общественного питания всех форм собственности нормативными материалами;
- организацию и проведение семинарских занятий, круглых столов, консультаций по вопросам деятельности предприятий сезонной торговли;
- организацию и проведение в СМИ циклов передач и публикаций с целью формирования позитивного имиджа сферы торговли и услуг.
6. Участники программы
Участниками программы являются:
- управление потребительского рынка и услуг администрации г. Омска;
- управления потребительского рынка и услуг административных округов;
- управление рынками и торговыми зонами департамента недвижимости администрации г. Омска;
- управление дизайна городской среды и рекламы департамента недвижимости администрации г. Омска;
- управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Омской области;
- центр госсанэпиднадзора г. Омска;
- орган по сертификации услуг общественного питания и розничной торговли Омского центра стандартизации, метрологии и сертификации;
- управление внутренних дел администрации Омской области;
- общественные организации по защите прав потребителей;
- учебные заведения г. Омска;
- СМИ;
- индивидуальные предприниматели, организации и предприятия независимо от формы собственности.
7. Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на реализацию текущих задач в течение апреля-сентября 2000 года. Текущие задачи могут быть откорректированы и дополнены в течение срока реализации программы.
8. Механизм реализации программы
Руководителем программы является начальник управления потребительского рынка и услуг администрации г. Омска.
Структурные подразделения администрации г. Омска совместно с надзорными службами осуществляют следующие меры по реализации программы развития весенне-летней торговли "Лето-2000":
1. Управление потребительского рынка и услуг
- осуществляет оперативное руководство по реализации мероприятий программы;
- организует взаимодействие между субъектами потребительского рынка;
- координирует деятельность предприятий летней торговли и общественного питания;
- утверждает схему размещения объектов весенне-летней торговли в торговых зонах городского значения;
- организует фестивали, конкурсы, презентации продукции весенне-летнего ассортимента;
- оказывает помощь в подборе и подготовке кадров для работы в весенне-летний период;
- оказывает методическую помощь в организации летней торговли;
- анализирует деятельность программы и своевременно вносит коррективы.
2. Управления потребительского рынка и услуг в административных округах г. Омска
- обеспечивают реализацию программы развития весенне-летней торговли "Лето-2000" на территории округа;
- разрабатывают и утверждают окружные программы весенне-летней торговли, учитывающие специфику территорий.
3. Управление рынками и торговыми зонами департамента недвижимости администрации г. Омска
- осуществляет оперативное руководство по реализации мероприятий программы на рынках и торговых зонах г. Омска.
4. Управление дизайна городской среды и рекламы департамента недвижимости администрации г. Омска
- контролирует и согласовывает дизайн предприятий летней торговли и общественного питания;
- обеспечивает комплексный подход к формированию художественно-эстетического облика предприятий весенне-летней торговли г. Омска;
- согласовывает дислокацию объектов весенне-летней торговли.
5. Управление государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Омской области
- обеспечивает контроль за деятельностью предприятий сезонной торговли и общественного питания;
- оказывает методическую помощь участникам весенне-летней торговли в г. Омске.
6. Центр госсанэпиднадзора г. Омска
- обеспечивает контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и требований предприятиями сезонной торговли и общественного питания;
- оказывает методическую помощь участникам программы.
7. Орган по сертификации услуг общественного питания и розничной торговли Омского центра стандартизации, метрологии и сертификации
- осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований, стандартов, правил обязательной сертификации за качеством и безопасностью товаров и услуг;
- оказывает методическую помощь участникам весенне-летней торговли г. Омска.
8. Управление внутренних дел администрации Омской области
- осуществляет контроль за соблюдением общественного правопорядка;
- проводит мероприятия по профилактике правонарушений;
- обеспечивает выполнение мероприятий по упорядочению стихийной торговли и мест хранения овощей и фруктов азиатского завоза в секторе частной застройки.
9. Общественные организации по защите прав потребителей
- осуществляют контроль за выполнением закона РФ "О защите прав потребителей";
- оказывают методические и консультативные услуги потребителям.
10. Учебные заведения г. Омска:
- организуют курсы подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы в весенне-летний;
- проводят семинары с работниками торговли;
- обеспечивают художественное решение праздничных ярмарок, фестивалей, карнавалов с участием предприятий торговли.
11. СМИ
- всестороннее освещение городской программы развития весенне-летней торговли "Лето-2000", а также мероприятий, направленных на реализацию данной программы.
12. Индивидуальные предприниматели, организации и предприятия независимо от формы собственности
- организуют весенне-летнюю торговлю;
- организуют работу летних кафе, веранд и палаток;
- предоставляют услуги по сезонному обслуживанию населения;
- обеспечивают потребителя достоверной информацией о качестве и происхождении товара.
9. Эффективность реализации программы
Осуществление мероприятий по реализации программы позволит:
- удовлетворить потребность населения в сезонных товарах и услугах, в том числе в отдаленных микрорайонах;
- значительно расширить спектр и повысить качество предоставляемых услуг;
- предотвратить доступ на рынок опасных и некачественных товаров и услуг;
- снизить уровень нарушений в сфере торговли и общественного питания;
- стимулировать свободную конкуренцию;
- частично решить проблему занятости населения в летний период;
- организовать досуг жителей и гостей города в весенне-летний период;
- сформировать позитивный имидж организации сезонной торговли в глазах населения.
Заместитель главы администрации, |
В.Е. Тимофеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.