Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению главы
городского самоуправления
от 26 июня 2000 г. N 282-п
Об итогах выполнения Соглашения о социальном партнерстве между Федерацией Омских профсоюзов, Союзом товаропроизводителей и работодателей, Союзом предпринимателей и администрацией города Омска на 1998-1999 годы
Соглашение о социальном партнерстве между Федерацией Омских профсоюзов, Союзом товаропроизводителей и работодателей, Союзом предпринимателей и администрацией города Омска оказало позитивное влияние на ситуацию в целом, позволило сохранить социальную стабильность и обеспечить конструктивный подход к решению общегородских проблем, развить и усовершенствовать систему социального партнерства.
Всеми заинтересованными сторонами прилагались усилия для реализации данного Соглашения. Но в связи с общей обстановкой в стране не удалось достигнуть поставленных Соглашением целей в полном объеме. Не обеспечено существенное улучшение финансовой и экономической ситуации на промышленных предприятиях.
1. В области экономической политики
Ситуация на промышленных предприятиях в прошедшем году несколько стабилизировалась. Более того, удалось повысить объем производства промышленной продукции.
Выросло производство в топливной промышленности, и том числе: масел смазочных, углеводородных сжиженных газов, топлива для реактивных двигателей, мазута топочного. В полтора раза увеличился объем производства на предприятиях химии и нефтехимии: шин, продукции основного органического синтеза, технического углерода, выпуск военной продукции на предприятиях машиностроения. Положительная динамика объемов производства гражданской продукции получена на предприятиях, занятых производством нефтегазоперерабатывающего, химического оборудования, в автомобильной, пищевой промышленности.
Положение в реальном секторе экономики осталось напряженным, долги по заработной плате сохранились.
В Омске сложилась тяжелая ситуация с выплатой заработной платы работникам образования. На начало 1999 года задолженность по заработной плате педагогам г. Омска составила в среднем 4 месяца (60 млн. рублей). Законодательным Собранием Омской области ни в областном бюджете на 1999 год, ни в городском бюджете на 2000 г. сумма задолженности не предусмотрена. В бюджете г. Омска на 1999 год на выплату заработной платы работникам образования было предусмотрено 243,9 млн. руб., методической литературы 15,9 млн. руб.
В течение года администрацией г. Омска были мобилизованы все наличные денежные поступления на выплату заработной платы педагогам и работникам здравоохранения. Также задолженность погашалась продуктами питания, оплатой коммунальных платежей, проездными билетами и т.д. В результате чего в 1999 году было выплачено 13 месячных заработных плат.
Для сокращения задолженности по заработной плате привлечены банковские кредиты. В соответствии с Соглашением между администрацией Омской области и администрацией г. Омска от 02.03.99 на выплату заработной платы работникам образования и здравоохранения направлена бюджетная ссуда в размере 50 млн. рублей. Это позволило сократить задолженность по выплате заработной платы по сравнению с началом года работникам образования на 1,8 месяца, работникам здравоохранения на 2,5 месяца. Кроме того, обеспечено финансирование на выплаты отпускных педагогическому составу. Но, учитывая повышение заработной платы с 01.04.1999 г., задолженность по заработной плате составила 3 месяца.
По выплате заработной плата работникам культуры и искусства в 1998-1999 гг. также обращалось особое внимание на погашение задолженности. Задолженность за 1998 г. погашена полностью, но за 1999 год составила 9224 тыс. руб. в связи с недофинансированием из областного бюджета. Все средства, поступавшие на заработную плату, использовались строго по целевому назначению.
С 01.04.1999 г. согласно Постановления Правительства РФ от 18.03.99 г. N 309 (в ред. от 30.03.2000 г.) "О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки и оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" увеличена зарплата работникам учреждений культуры, где оплата осуществлялась на основе ЕТС.
Администрация города обеспечила выполнение норм и гарантий по тарифным отраслевым соглашениям за 1998-1999 гг.
За 1998-1999 гг. выплачивались надбавки к должностным окладам работникам бюджетных организаций в размерах, установленных постановлениями главы городского самоуправления на 1998-1999 гг.:
- работникам образования, культуры, здравоохранения, физкультуры в соответствии с постановлением главы городского самоуправления от 25.06.99 г. N 201-п "Об установлении доплат к должностным окладам работникам муниципальных учреждений культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения г. Омска" - 15% к должностному окладу;
- работникам театров ("Галерка", "Лицейский", студия Л. Ермолаевой - в соответствии с постановлением главы городского самоуправления от 12.07.95, от 05.05.98 N 155-п; от 11.06.98 N 694-п - 50% к должностному окладу;
- работникам библиотек в соответствии с постановлением главы городского самоуправления от 19.02.98 г. N 50-п "О доплатах к тарифным ставкам работникам централизованой системы муниципальных библиотек" - 50% к должностному окладу;
- работникам служб соцпомощи на дому и центров соцобслуживания в соответствии с постановлением главы городского самоуправления от 25.06.99 г. N 201-п "Об установлении доплат к должностным окладам работникам муниципальных учреждений культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения г. Омска" - 50% к должностному окладу.
В 1 квартале 1999 г. в соответствии с постановлением главы городского самоуправления от 17.05.99 г. N 150-п "О дополнительных мерах по экономической защите работников социальной сферы" работникам образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, соцзащиты населения выплачена надбавка в размере 25% должностного оклада.
Выплачена заработная плата работникам профсоюзных библиотек, обслуживающих население города только до мая 1998 г. В 1999 году выплаты не производились в связи с отсутствием бюджетного финансирования.
Управлением молодежной политики администрации города в течение 1999 года удалось полностью ликвидировать задолженность за счет бюджетных средств и средств Комитета труда и занятости населения администрации Омской области.
Всего в 1999 году на финансирование социально-культурной сферы выделено 1523092 тыс. рублей при утвержденных бюджетных назначениях 1623658,8 тыс. рублей, или исполнено на 93,8%, в том числе:
Отрасли | Утверждено Горсоветом |
Исполнено за 1999 год |
% исполнения |
Образование Культура и искусство Здравоохранение Физкультура и спорт Социальная политика Жилищно-коммунальное хозяйство |
592902,2 36720,7 438820,4 12809,3 49752 491754,2 |
437987 22502 390723 10747 36243 624890 |
73,9 59,8 89,0 83,9 72,8 127,1 |
Итого | 162658,8 | 152092 | 93,8 |
Основной причиной недофинансирования социальной сферы является невыполнение плана по основным доходным источникам из-за экономической ситуации, падения объема производства, роста неплатежей, увеличения количества убыточных предприятий.
Перевыполнение плана по финансированию жилищно-коммунального хозяйства связано с необходимостью обеспечения города топливом в отопительный сезон, погашением кредиторской задолженности бюджета перед поставщиками тепла, а также увеличением расходов по разнице в тарифах в связи с ростом стоимости 1 Гкал отпускаемой тепловой энергии.
По отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство" по бюджету города на 1999 год предусмотрены средства только на выплату заработной платы работникам жилищных управлений, аварийно-ремонтных, паспортных служб округов и работников детских клубов. Задолженность по заработной плате работникам жилищных управлений составила 2,1 млн. руб., работникам коммунального хозяйства - 11,1 млн. рублей.
Также были заключены соглашения департаментом транспорта администрации г. Омска (в настоящее время - управление транспорта администрации г. Омска) с обкомами профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий на 1998 и 1999 годы.
Настоящим Соглашением предусмотрены обязательства сторон, направленные на стабилизацию работы транспортной отрасли города.
Основные положения принятых соглашений выполнены, за исключением условий о своевременной выплате заработной платы, но Соглашением предусмотрено погашение указанной образовавшейся задолженности.
Соглашением предусмотрено, что задолженность по заработной плате, образовавшаяся на 01.01.1999 года, погашается ежемесячно, исходя из финансовых возможностей предприятий по графикам и в размерах, установленных администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Контроль за исполнением графиков осуществляет управление транспорта и обкомы профсоюзов.
В течение 1999 года задолженкость снизилась на сумму свыше 26 миллионов рублей, что составляет более чем двухмесячный фонд оплаты труда; на погашение задолженности по заработной плате были направлены и средства, полученные от реализации жилого дома по ул. Жуковского.
В 1999 году на финансирование убытков транспорта из городского бюджета предусматривалось направить 52800 тыс. рублей, фактически профинансировано 52668 тыс. руб., из них компенсация по речным перевозкам составила 2715 тыс. руб. (план - 2715). Следует отметить, что город изыскал возможность увеличения ассигнований на финансирование муниципального транспорта на сумму 22800 тыс. руб. (в консолидированном бюджете области на 1999 год было предусмотрено 27285 тыс. рублей).
В целях упорядочения расходов, связанных с обеспечением тепло- и электроэнергией структурных подразделений администрации города, принято постановление главы городского самоуправления "О лимитах потребления электрической и тепловой энергии структурными подразделениями администрации города, предприятиями и учреждениями, финансируемыми из бюджета, на 1999 год".
Для финансового оздоровления предприятий подготовлено и внесено на рассмотрение Омского городского Совета Положение о порядке списания безнадежных долгов по местным налогам и сборам.
Тарифная политика администрации города проводилась по двум основным направлениям:
- переход от затратного к нормативному методу формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
- постепенная ликвидация перекрестного субсидирования жилищно-коммунальных услуг за счет средств бюджета города и промышленных предприятий с одновременным предоставлением адресной социальной помощи семьям с низкими доходами.
Жесткий нормативный подход при формировании себестоимости услуг и ограничение уровня рентабельности в условиях постоянного роста цен на энергоносители позволили сдерживать цены на жилищно-коммунальные услуги муниципальных предприятий.
По результатам ревизии пересмотрены тарифы на услуги МУП "Водоканал".
Продолжена работа по разделению тарифов на выработку и услуги по передаче тепловой и электрической энергии. Решением муниципальной энергетической комиссии утверждены тарифы на выработку и услуги по передаче тепловой и электрической энергии.
Департаментом управления системой жизнеобеспечения города (в настоящее время - департамент городского хозяйства администрации г. Омска) разработана программа по установке новых и замене вышедших из строя теплообменников. В 1998 году были заключены договоры на изготовление пластинчатых теплообменников между ПО "Полет" и окружными жилищными управлениями Советского, Октябрьского и Кировского административного округов на сумму 5014,7 тыс. руб. Всего будет установлено 271 теплообменник на 139 домах. К концу 1999 года получено 190 теплообменников. Ведутся работы по их установке на муниципальном жилом фонде. Материалами укомплектованы все 271 теплообменник.
Федерацией омских профсоюзов, обкомами профсоюзов, профсоюзными комитетами организаций в течение действия соглашения осуществлялся контроль за соблюдением жилищного законодательства, нормативных актов о труде, расходованием средств на оплату труда, социальными выплатами.
В результата работы по выполнению соглашений коллективных договоров заключено и действует в 10 отраслевых обкомах профсоюзов 19 отраслевых Соглашений на областном и городском уровнях, действие которых распространяется на организации всех форм собственности, находящихся на профобслуживании.
Работники ФОП и отраслевых обкомов профсоюзов непосредственно участвуют в разрешении коллективных трудовых споров. Утверждены трудовые арбитры от профсоюзов по ведению КТС.
Членам профсоюзов оказывалась практическая помощь по восстановлению жилищных и трудовых прав, в том числе по предписаниям правовых инспекторов профсоюзов, через комиссии по трудовым спорам, суды.
В отчетном периоде проводилась политика прямых контактов с сельскими товаропроизводителями и предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности. На рынках и ярмарочных комплексах создано более 200 мест для 50-ти хозяйств сельских товаропароизводителей, закреплено 150 мест для предприятий Омской переработки. Заключены договоры о культурном и экономическом сотрудничестве с 15 районами Омской области. Вопрос по усилению взаимодействия сельских товаропроизводителей с предприятиями торговли включен в рабочие планы мероприятий всех округов города.
Дополнительно к двум имеющимся социальным рынкам организован социальный рынок "Меркурий" в Ленинском административном округе.
Для поддержки уровня жизни пожилых людей совместно с предприятиями потребительского рынка организовано торговое обслуживание продуктами питания со скидкой 10%. С этой инициативой выступили 170 магазинов, которые обслуживают более 3 тысяч одиноких престарелых граждан.
2. В области развития рынка труда и содействия занятости
Несколько возросла напряженность на рынке труда. Среднесписочная численность работающих уменьшилась на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. На предприятиях пищевой перерабатывающей отрасли численность работников сократилась на 11%. Спад производства и сокращение численности работающих наблюдались в ликероводочном и мукомольном производстве, на базах сельхозтехники, на предприятиях мясной и молочной промышленности.
В структуре администрации города создано управление промышленной политики и развития предпринимательства по работе с промышленными предприятиями и предпринимателями, деятельность которого направлена в том числе и на сохранение и создание рабочих мест.
3. В области защиты социально-экономических интересов
Реализован ряд практических мер по смягчению социальной напряженности. Использованы нестандартные источники финансирования заработной платы путем предоставления проездных билетов, продуктов питания, топлива, коммунальных платежей. Это позволило дополнительно привлечь 17328,3 тысяч рублей и существенно сократить задолженность по заработной плате с 4 - 6 месяцев до двух.
С марта начаты выплаты заработной платы с учетом 50% повышения. Сохранена выплата надбавок к должностным окладам молодым педагогам, впервые приступившим к работе после окончания учреждения среднего или высшего образования, учителям школ, отдаленных от основного жилого массива.
Для семей с низким уровнем дохода действует система льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. По бюджету на 1999 год средства на компенсацию жилищных субсидий предусмотрены только в доле жилого муниципального фонда, ЖСК и кондоминиумов. За 1999 год жилищные субсидии предоставлены 87107 семьям, сумма начисленных субсидий составила 51699,2 тыс. рублей, фактически выплачено 41164 тыс. рублей при плане 56345 тыс. рублей, или исполнено на 73%.
В отчетном периоде население оплачивало расходы по содержанию и техническому обслуживанию жилья в размере 50% от нормативной себестоимости 1 кв. м (январь - 30%), по отоплению и горячему водоснабжению около 20% от установленного тарифа на 1 Гкал (тариф - 155 руб., для населения - 33,7 руб.). Разница в тарифах на предоставляемые жилищно-коммунальные услуги возмещается за счет бюджетных средств.
Также проводилась организационная работа по сокращению задолженности по заработной плате работникам жилищно-коммунального хозяйства города. За 1999 год удалось сократить задолженность по заработной плате работников жилищно-коммунального хозяйства на 8918 тыс. рублей.
Несмотря на то что, средства на предоставление безвозмездных жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья в бюджете не предусмотрены, в качестве единовременной помощи предоставлена ссуда из фонда непредвиденных расходов администрации г. Омска в сумме 20 тыс. рублей двум семьям, потерявшим жилье в результате пожара. Кроме того администрацией Центрального административного округа данным семьям выделена помощь в виде строительных материалов. Осуществлялось финансирование строительства жилых домов (реконструкции общежитии) для работников бюджетной сферы из резервного фонда главы администрации Ленинского административного округа в сумме 2,8 млн. руб.
Принято решение о передаче пустующих зданий детских садов для реконструкции под жилье во всех округах города.
Под реконструкцию под жилье для работников бюджетной сферы передано девять зданий и сооружений, в том числе шесть зданий бывших детских дошкольных учреждений. При этом, ориентировочно, улучшат жилищные условия более 100 семей.
В муниципальную собственность принято от 30 предприятий и организаций различных форм собственности 507 жилых домов, общей площадью 674,5 тыс. кв. м., в том числе от предприятий ВПК (ОАО "Релеро", ОАО "Омскагрегат") принято 183 жилых дома площадью 278 тыс. кв. метров.
Оказана юридическая консультационная помощь по вопросам оплаты труда, взыскания долгов по заработной плате и другим трудовым и социальным вопросам более 16 тысячам членам профсоюзов. Профкомами, правовыми инспекторами профсоюзов было подано более 10 тысяч исков, суды по восстановлению нарушенных трудовых прав работников. В газете "Позиция" оказывается заочная консультационная помощь членам профсоюзов.
ФОП, обкомами профсоюзов проведено 57 семинаров, на которых обучено 3600 человек. Выпущено 25 методических рекомендаций, пособий по разработке коллективных договоров, о коллективной защите индивидуально-трудовых прав работников.
4. В области развития отраслей социальной сферы
Совместными действиями реализована городская целевая программа "Организация летнего отдыха, оздоровления детей и подростков в 1999 году". Подготовлены и приняли детей в срок 28 детских оздоровительных лагерей.
Работал ряд студенческих спортивных лагерей: "Политехник", "Сад Комиссарова", "Медик", база отдыха педагогического университета.
К летнему оздоровительному сезону на базе городских школ были подготовлены лагеря с дневным пребыванием, оздоровительные площадки на базе дворовых клубов и детских садов.
Проводилось лечение детей в санатории "Омский". Организован отдых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Финансирование отдыха детей было обеспечено из средств городского бюджета, фонда социального страхования, профсоюзов, средств предприятий балансодержателей лагерей и средств родителей.
Плановые назначения на осуществление программы "Летнее оздоровление" были предусмотрены в объеме 9000 тыс. руб., фактически освоено - 9025 тыс. руб., расчеты произведены на сумму 5950,2, на 66% к плановым назначениям.
За 1998-1999 г. управление культуры администрации г. Омска не смогло принять на свой баланс зданий профсоюзных учреждений культуры в связи с отсутствием целевого финансирования.
Основную долю расходов по социальной политике занимает финансирование затрат, сзязанных с выполнением Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" При плановых назначениях на 1999 год в сумме 15300 тыс. рублей исполнение составило 12226,4 тыс. рублей или 80% к плану. Финансирование расходов по реализации указанного Закона проведено не в полном объеме в связи с недостаточностью бюджетных средств.
Согласно решения Омского городского Совета от 05.07.95 г. N 70 (в ред. от 24.03.2000) "Об утверждении положения о местных налогах и сборах на территории г. Омска" в 1999 г. предприятиям-балансодержателям объектов социально-культурней сферы была уменьшена налогооблагаемая база на сумму расходов по содержанию жилья и объектов соцкультбыта в пределах утвержденного норматива.
5. В области охраны труда
Стороны Соглашения приняли участие в разработке Закона Омской области "Об охране труда в Омской области", который принят Законодательным Собранием Омской области 3 июля 1999 года (Закон Омской области от 11.06.99 N 189-ОЗ).
Трудовые коллективы двух тысяч предприятий заключили и пролонгировали коллективные договоры со специальным разделом "Охрана труда и экологическая безопасность".
Государственной инспекцией по охране труда и профсоюзными органами проведено 80 совместных проверок по охране труда.
Технической инспекцией ФОП, профсоюзными комитетами проводилось обучение профсоюзного актива по применению "Основ законодательства Российской Федерации по охране труда", а также других нормативно-правовых актов по охране труда. Технической инспекцией ФОП проведено 8 выездных семинаров. Обучение профсоюзного актива осуществлялось на семинарах, проводимых обкомами профсоюзов, профсоюзными комитетами, а также на базе учебно-методического кабинета по охране труда ФОП. На различных семинарах непосредственно по месту работы прошли обучение около 2000 членов совместных комиссий. Профсоюзный актив обеспечивался необходимыми методическими материалами по охране труда, в их числе:
- Федеральный Закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
- Положение о расследовании несчастных случаев на производстве" от 11.03.1998 г.;
- Правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты";
- "О предоставлении дополнительных отпусков в соответствии с действующим законодательством" и т.д.
С целью проведения совместных мероприятий по охране труда и социального страхования от несчастных случаев на производстве ФОП дополнительно заключило соглашения о совместной деятельности с Государственной инспекцией труда по Омской области и с Территориальным отделением Фонда социального страхования РФ до Омской области.
Профсоюзами осуществляется общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда силами технической инспекции ФОП, комиссиями профсоюзных комитетов по охране труда в организациях. На предприятиях и в организациях области и города избрано около 3000 уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда.
В 1999 году проведено около 1400 проверок выполнения мероприятий по охране труда и окружающей среды, предусмотренных коллективными договорами. Выявлено около 2000 нарушений законодательства об охране труда и окружающей среды. Подавляющее большинство нарушений устранено в установленные сроки. Совместно с Государственной инспекцией труда в 1999 году профсоюзами проведено около 100 проверок по соблюдению действующего законодательства по охране труда. Выявлен 361 случай нарушений, по каждому из них Государственными инспекторами по охране труда выданы предписания об устранении нарушенных прав граждан. Профсоюзами предъявлялись требования о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Проверено состояние охраны труда и техники безопасности в лечебно-профилактических учреждениях Центрального административного округа, городской клинической больнице N 1, городском неонатальном центре, больницах скорой медицинской помощи NN 1, 2.
Проведено совещание, рассмотревшее вопросы пожарной безопасности в лечебно-профилактических учреждениях Кировского административного округа.
Ежеквартально проводились совещания, на которых анализировались факты производственного травматизма. Обращалось внимание на пожарную безопасность в лечебно-профилактических учреждениях города Омска. Отмечено снижение производственного травматизма.
С инженерами по охране труда и лицами, ответственными за данный раздел работы, на базе городской больницы N 2 проведен семинар-учеба по аттестации рабочих мест.
Разработана программа первоочередных мер по охране труда работников здравоохранения г. Омска на 1999-2000 годы. Проводились консультации по подготовке лечебно-поофилактических, учреждений города к лицензированию, а также аттестация вновь принятых на должность руководителей и инженеров по охране труда.
Заместитель главы администрации, |
В.Е. Тимофеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.