Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению главы
городского самоуправления
(мэра) города Омска
от 29 июня 1999 г. N 210-п
Типовое положение
о муниципальной общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов
18 января, 2 марта 2000 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Типовым положением об общеобразовательном учреждении и является типовым для такого вида общеобразовательных учреждений, как школа с углубленным изучением отдельных предметов.
На основе настоящего Типового положения и Типового положения об общеобразовательном учреждении школа с углубленным изучением отдельных предметов разрабатывает свой положение.
Для находящихся на территории города Омска негосударственных школ настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного.
2. Школа с углубленным изучением отдельных предметов (в дальнейшем "школа") - вид муниципального общеобразовательного учреждения в системе непрерывного образования, реализующего целостную образовательную систему, направленную на углубленное изучение одного или нескольких учебных предметов выбранной области знаний.
3. Школа:
- предоставляет каждому ученику право обучения на уровне федерального образовательного стандарта;
- дает повышенный уровень образования за счет расширенного, углубленного изучения отдельных предметов или областей знаний в соответствии с целями конкретной школы, интересами учащихся и уровнем их подготовки;
- организует различного вида учебно-развивающую деятельность учащихся;
- создает условия для реализации творческих способностей учащихся через включение их в исследовательскую деятельность, в т.ч. по углубляемому учебному предмету;
- организует дополнительную подготовку во внеучебной деятельности по углубляемому предмету (по профильной области знаний).
4. В своей деятельности школа руководствуется законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением об общеобразовательном учреждении и настоящим Типовым положением.
5. В школе не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических, религиозных движений и организаций (объединений).
6. Школа в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за реализацию конституционных прав граждан на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям обучающихся, качественное обучение и воспитание, соответствующее целям и задачам образовательного учреждения данного вида.
II. Организация деятельности школы
7. Школа создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Учредителем муниципальной школы с углубленным изучением отдельных предметов является управление образования администрации г. Омска.
Учредительными документами школы являются решение об ее создании или договор учредителей, а также положение школы.
9. Статус школы с углубленным изучением отдельных предметов присваивается общеобразовательному учреждению по итогам аттестации и аккредитации.
Школа создается приказом начальника управления образования администрации г. Омска на основании представления органов управления образованием административных округов города, экспертного заключения Центра развития образования управления образования г. Омска, при наличии высококвалифицированных педагогических кадров, необходимых научно-методических, учебных и материально-технических условий и соответствующего социального запроса, по заключению аттестационной комиссии.
10. Отношения между учредителем и школой определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Права юридического лица у школы в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организацию образовательного процесса, возникают с момента ее регистрации.
Школа как юридическое лицо имеет положение, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
12. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у школы с момента выдачи ей лицензии (разрешения).
13. Школа проходит государственную аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
16. Школа может иметь филиалы, другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, государственную аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".
Создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации школой филиалы, отделения, структурные подразделения могут по ее доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.
17. Школа, в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими Уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.
18. Количество классов в школе зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм.
Наполняемость классов в школе определяется ее Уставом и устанавливается в количестве 25 человек.
III. Образовательный процесс
19. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:
1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-4 года);
2-я ступень - основное общее образование с введением отдельных предметов на уровне углубленного изучения (нормативный срок освоения 5 лет);
3-я ступень - среднее (полное) общее образование, обеспечивающее дальнейшее углубление отдельных, изучаемых в соответствии с целями школы предметов и, при необходимости, профильное обучение.
1-я ступень школы обеспечивает усвоение предметных знаний и умений всеми учащимися на уровне федеральных образовательных стандартов, сформированность умений познавательной деятельности, привычек культурного поведения, санитарно-гагненических навыков и установки на здоровый образ жизни через участие в различных видах деятельности; развитие творческих способностей.
2-я ступень школы обеспечивает усвоение основ наук в соответствии с базисным компонентом учебного плана на уровне требований федеральных стандартов. На этой ступени осуществляется углубленное изучение отдельных предметов, дальнейшее оптимальное развитие познавательных интересов учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей, формирование установки на самовоспитание на основе общечеловеческих гуманистических ценностей.
3-я ступень школы обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, а также углубленное изучение предметов на уровне требований к поступающим на соответствующие факультеты ВУЗов; формирует у учащихся обоснованные и осознанные жизненные планы и профессиональные намерения, навыки самообразования и самовоспитания, положительную "Я-концепцию".
20. Вариативность учебных планов и программ углубленного изучения предметов обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов: а) базового федерального; б) национально-регионального; в) самостоятельно определяемого школой, исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).
21. Содержание общего образования в школе строится по программам, отбираемым (корректируемым) и реализуемым самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов, с учетом целей углубленного изучения предметов.
В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.
При наличии соответствующих условий и исходя из запросов обучающихся и (или) их законных представителей в школе может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.
22. Обучение в школе предусматривает организацию учебно-воспитательного процесса, способствующего формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие посредством различных видов деятельности.
23. Личностная ориентация обучающихся в школе обеспечивается психологической службой.
24. В соответствии с уставными целями и задачами школа может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих ее статус основных общеобразовательных программ.
Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются Уставом школы.
25. Школа по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии (разрешения) на данный вид деятельности.
Начальная профессиональная подготовка в школе проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).
26. Военная подготовка в школе может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованного ведомства.
27. Школа самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом школы.
28. Организация образовательного процесса в школе строится на основе учебного плана, разрабатываемого школой самостоятельно, в соответствии с Базисным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных Уставом школы на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.
29. Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим Уставом и требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании".
IV. Участники образовательного процесса
30. Участниками образовательного процесса в школе являются обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители (законные представители) обучающихся.
31. Порядок приема в школу в части, не отрегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании", определяется учредителем школы и закрепляется в ее Уставе.
32. В школу (1, 5 и 10 классы) принимаются учащиеся на основе заключения психолого-педагогической комиссии об уровне интеллектуального развития ребенка и его готовности к обучению на материале повышенной сложности, по результатам конкурсного отбора.
Содержание и форма проведения приема учащихся разрабатывается индивидуально каждой школой по согласованию с учредителем.
33. При зачислении в школу обращается внимание на состояние здоровья детей и отсутствие медицинских противопоказаний к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом, основанным на программном материале повышенного уровня.
34. Для комплектования школы приказом директора создается приемная комиссия и утверждается ее персональный состав. Названная комиссия организует свою работу в соответствии с Положением, которое является локальным нормативным актом школы и выступает в качестве приложения к Уставу гимназии.
35. При наличии на начало учебного года свободных мест возможно зачисление учащихся во все остальные классы в порядке, определенном пунктами 31-34 настоящего Типового положения.
36. За учащимися школы сохраняется право свободного перехода в соответствующий класс иного общеобразовательного учреждения.
37. Школа обязана ознакомить поступающего на обучение и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении.
38. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются Уставом учреждения и иными предусмотренными Уставом локальными актами.
Положение школы утверждается учредителем.
39. Обучающиеся в школе имеют право:
а) на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
б) на выбор формы образования. Обучающиеся могут осваивать общеобразовательные программы или отдельные разделы общеобразовательных программ как в школе, так и в форме семейного образования, самообразования или экстерната;
в) на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются Уставом школы и другими предусмотренными Уставом актами, принимаемыми школой;
г) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
д) на участие в управлении школой в форме, определяемой ее Уставом;
е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
40. Школе запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными программами, учебным планом и Уставом школы, без их согласия и согласия родителей (законных представителей).
Принуждение обучающихся и воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
41. Школа обязана соблюдать принципы государственной политихи в области образования в части раздельности светского и религиозного образования.
42. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Итоговая аттестация выпускников школы осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации.
43. Выпускники 9, 11 (12) классов школы получают документ установленного образца с указанием вида образовательного учреждения и предметов, изученных в нем.
44. Обучающиеся обязаны выполнять положение школы; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников школы в части, отнесенной Уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
45. Отчисление обучающихся из школы возможно по решению Совета школы, на основании представления педагогического совета и заключения психолого-педагогической комиссии:
а) на основании медицинского заключения о состоянии здоровья, требующего щадящего режима учебных занятий;
б) в случае неуспеваемости по учебным программам повышенной сложности.
46. Органы управления образованием содействуют переводу учащихся в общеобразовательные школы для продолжения обучения. Учащиеся, не успевающие по программам повышенной сложности, по рекомендации психолого-педагогической комиссии могут быть переаттестованы по программам общеобразовательной школы.
47. Родители (законные представители) имеют право:
а) выбирать формы обучения;
б) защищать законные права и интересы детей;
в) участвовать в управлении школой в форме, определяемой ее Уставом.
48. Родители (законные представители) обязаны выполнять положение школы в части, касающейся их прав и обязанностей, и несут ответственность за воспитание и создание необходимых условии для получения детьми образования.
V. Управление и кадровое обеспечение
49. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
50. Формами самоуправления школы являются совет школы, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Порядок формирования органов самоуправления школы и их компетенция определяются Уставом школы.
51. Непосредственное руководство школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.
Прием на работу директора школы осуществляется учредителем в порядке, определяемом Уставом школы и в соответствии с законодательством.
52. Директор школы несет ответственность перед родителями, государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Уставом школы.
53. Разграничение полномочий между директором и органами самоуправления определяется Уставом школы.
54. Порядок комплектования персонала школы регламентируется ее Уставом. Школа работает по индивидуальному штатному расписанию, утвержденному учредителем.
Для работников школы работодателем является данная школа.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании, лица, имеющие первую и высшую квалификационные категории.
К педагогической деятельности в школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом.
55. Отношения работника и администрации школы регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
Срок действия трудового договора (контракта) определяется работником и работодателем при его заключении.
56. Работники школы имеют право:
а) на участие в управлении школой в порядке, определяемом ее Уставом;
б) на защиту профессиональной чести и достоинства.
57. Педагогические работники школы имеют право:
а) свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
б) повышать квалификацию. С этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
в) аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
г) на сокращенную рабочую неделю; на удлиненный оплачиваемый отпуск; на получение пенсии по выслуге лет; на социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации;
д) на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) Уставом школы;
е) на дополнительные льготы, предоставляемые законодательством Омской области педагогическим работникам.
58. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается, исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данной школе.
Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации на следующий учебный год, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
VI. Имущество, средства и финансирование
59. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за школой в целях обеспечения образовательной деятельности, в соответствии с ее Уставом землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие ему на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).
Земельные участки закрепляются за школой в бессрочное бесплатное пользование.
Объекты собственности, закрепленные за школой, находятся в оперативном управлении этой школы.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за школой, допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
60. Школа вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду школой закрепленных за ней объектов собственности, а также земельных участков осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Средства, полученные школой в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данной школы.
61. Школа не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов школы (кроме основных фондов, приобретенных за счет собственных средств школы) в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения.
62. Деятельность школы финансируется учредителем в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении и настоящим Типовым положением.
Привлечение школой дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров ее финансирования из бюджета учредителя.
63. Основными источниками финансирования школы являются:
а) бюджетные ассигнования, выделяемые по нормативам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации для образовательных учреждений данного вида;
б) средства, полученные от дополнительной деятельности по оказанию на договорной основе образовательных услуг юридическим и физическим лицам;
в) добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, а также иные источники, предусмотренные действующим законодательством.
64. Школа вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную Уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
Доход от названной деятельности может быть использован исключительно на развитие данной школы.
65. Школа самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами. Школа устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью школы, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
Постановлением главы городского самоуправления г. Омска от 2 марта 2000 г. N 108-п в пункт 66 настоящего приложения внесены изменения
66. Финансирование школы осуществляется по итогам аттестации и аккредитации по нормативам, предусмотренным для финансирования общеобразовательных школ из расчета на одного обучающегося.
Школе дополнительно выделяются 1 ставка заместителя директора, 3 ставки учителя для организации индивидуальной и внеурочной работы по развитию творческой деятельности учащихся и 800 часов для оплаты отдельных лекций, курсов на основе договоров со специалистами.
67. Школе принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ей физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом ее деятельности, а также на доходы от собственной деятельности школы и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
68. Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами и принадлежащей ей собственностью. При недостаточности у школы указанных средств ответственность по ее обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом.
VII. Международная деятельность
69. Школа имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VIII. Реорганизация и ликвидация
70. Реорганизация и ликвидация школы осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании.
71. При ликвидации или реорганизации школы, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).
72. При ликвидации школы денежные средства и иное имущество, принадлежащее ей на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются, в соответствии с Уставом школы, на цели развития образования.
Управляющий делами |
В.Е. Тимофеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.